В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна,
Показать полностью.
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.
Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь —
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чемВ глубоких колодцах вода холодна и чемВ глубоких колодцах вода холодна и чемВ глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Ночь прошла за шумной встречей года.
Показать полностью.
Сколько сладкой муки! Сколько раз
Я ловил, сквозь блеск огней и говор,
Быстрый взгляд твоих влюбленных глаз!

Вышли мы, когда уже светало
И в церквах затеплились огни.
О, как мы любили! Как томились!
Но и здесь мы были не одни.

Молча шла ты об руку со мною
По средине улиц. Городок
Точно вымер. Мягко веял влажный
Тающего снега холодок…

Но подъезд уж близок. Вот и двери…
О, прощальный милый взгляд! «Хоть раз,
Только раз прильнуть к тебе всем сердцем
В этот ранний, в этот сладкий час!»

Но сестра стоит, глядит бесстрастно.
«Доброй ночи!» Сдержанный поклон,
Стук дверей — и я один. Молчанье,
Бледный сумрак, предрассветный звон.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Хороша твоя водица!
Пью, когда беда случится,
Пью в веселии и счастьи-
Отступают все напасти!

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В лесу, в горе, родник живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Показать полностью.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Колодец
Александр Игнатов

Брёвна сруба потемнели,
Между ними мох пролез.
Показать полностью.
Звенья цепи проржавели,
Покосился чуть навес.
Ворот трещины покрыли,
Вал не смазанный скрипит.
На скамье ведро забыли
В нём на дне вода блестит…
Всем селом его копали,
Это сколько лет назад
Над колодцем сруб вязали,
Возводя за рядом ряд.
Летней, жаркою порою,
В перерыве между дел
Шли к колодцу за водою
И воды он не жалел.
Возле сруба собирались,
Шёл не спешный разговор.
Споры старые решались,
В голосах звучал задор.
Новостями здесь делились,
Узнавали как дела.
В правоте своей божились
И вода текла, текла…
Быстро годы пролетают,
Опустев дома стоят.
Жаль колодцы пропадают,
Нас водой не угостят…

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Колодцы
Елена Косолапова
Загадка Вселенной хранится
на дне у колодцев сырых.
Зовут нас водицы напиться.
Показать полностью.
живительной силой налиться.
и к тайне святой причаститься,
что долго, скрываема в них.

И пусть не иссякнет водица
в колодцах, что вечно живут,
чтоб соком земли насладиться,
попить и немного умыться,
могли люди добрые тут.

Источник

Стихотворение и анализ «Поэту»

В глубоких колодцах вода холодна,

И чем холоднее, тем чище она.

Пастух нерадивый напьется из лужи

И в луже напоит отару свою,

Но добрый опустит в колодец бадью,

Веревку к веревке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, оброненный в ночи,

Раб ищет при свете грошовой свечи,

Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,

Он ковшиком держит сухую ладонь,

От ветра и тьмы ограждая огонь —

И знай: он с алмазом вернется к чертогам.

Краткое содержание

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В. Бычков. Деревенский колодец. 2016

С первых строк произведения Бунин повествует о глубоком колодце с чистой холодной водой. Затем он рассуждает о двух пастухах: плохом и «добром». Плохой пастух готов выпить сам и напоить своё стадо из грязной лужи, это для него гораздо проще и легче. А «добрый» пастух поступает иначе: он «опустит в колодец бадью», к которой крепко привяжет верёвку. Хороший пастух напоит себя и свою отару чистой колодезной водой.

Проведя сравнение двух пастухов, автор заводит речь об алмазе, «обронённом в ночи», который мучительно, не покладая рук, ищет раб. Он ищет камень повсюду: при тусклом свете свечи, в пыли дорог… Раб уверен в одном: назад он вернётся лишь с алмазом.

История создания

Произведение создано в 1915 году. В это время Бунин уже успел преодолеть большой творческий путь. Став заметной творческой единицей на литературном поприще, он весьма придирчиво относился к своему творчеству, особенно к его поэтическому направлению. Поэтому в какой-то момент решил написать своеобразное лирическое напутствие другим поэтам. Бунин стремился передать читателям мысль об особой, повышенной ответственности человека, наделённого творческим талантом, перед всем миром.

Жанр, направление, размер

Перед нами стихотворение, написанное в жанре притчи. Бунин осознанно сделал выбор в пользу данного жанра, так как, с одной стороны, он иносказателен, а с другой стороны — способен наиболее полно выразить авторскую идею.

Поэтический размер — амфибрахий: он идеально подходит выбранному жанру, делая стихотворение напевным и глубоким.

Рифмовка представляет собой чередование кольцевой и смежной рифм. Более того, кольцевая рифма, присутствующая в финале каждой притчи, создаёт у читателей чувство семантической завершённости.

Композиция

В стихотворении представлена двухчастная композиция. Автор посвятил каждую отдельную притчу своему собственному аспекту поэтического творчества:

Первая часть — в ней повествуется о плохом пастухе, который не только сам утоляет жажду из грязной лужи, но и поит из неё свою отару. Таким образом, Бунин рисует образ нерадивого творца, не стремящегося к достижению идеального соотношения формы и содержания своих творений. Добросовестный же пастух всегда старается во благо своих подопечных — это означает, что истинный поэт всегда нацелен на серьёзную работу во имя своих читателей. Он желает радовать их только лучшими произведениями, как по форме, так и по содержанию.

Вторая часть также представляет собой притчу. В ней идёт повествование о добросовестном рабе (как известно, поэт является рабом своей музы), который оберегает пламя свечи (свой талант) от порывов ветра, чтобы обрести уникальный «алмаз» — прекрасный стих.

Образы и символы

В произведении представлено несколько смысловых образов:

образ лирического героя — романтический герой предлагает читателям две истории. В первой истории речь идёт о двух пастухах — плохом и хорошем. С помощью романтического героя мы усваиваем важную мораль: поэту необходимо быть предельно аккуратным, трудолюбивым и внимательным. Только при условии соблюдения этих требований, творец способен создать поэтический «алмаз»;

образ «бесценного алмаза» является символом поэтического труда — стихотворения. С таким «алмазом» каждый поэт должен обращаться ответственно и аккуратно;

образы пастухов — плохой и хороший пастухи символизируют плохого и хорошего поэтов соответственно. Автор говорит о том, что творец должен стремиться к созданию стихов, идеальных по форме и содержанию. В этом хороший поэт похож на добросовестного пастуха, заботящегося о доверенном ему стаде;

образ добросовестного раба — в данном случае, раб символизирует поэта. Раб (то есть поэт) делает всё возможное, чтобы сберечь хрупкое пламя свечи (то есть талант) ради нахождения бесценного алмаза (то есть стиха).

Темы и настроение

Основная тема произведения — суть поэтического творчества, грамотное отношение к нему.

Бунин пишет о творчестве, как о занятии крайне ответственном и нелёгком. В нём нет места недобросовестности и лени. Автор говорит о том, что необходимо много работать, чтобы претендовать на звание поэта.

Основная идея

Основная мысль данного произведения заключена в следующем: поэт — это человек, способный много и кропотливо работать во имя эстетического удовольствия своих будущих читателей. Только по-настоящему ответственный и талантливый человек может стать истинным поэтом: для этого он должен преодолеть свою лень, превозмочь немало жизненных сложностей, потратить много личного времени.

Средства выразительности

Бунин активно использует в данном произведении различные тропы, поддерживающие притчевую форму повествования. Использованные тропы придают стихотворению сходство с лирикой востока, демонстрируют глубину поэтического замысла:

Источник

Стихотворение «В глубоких колодцах вода холодна…»

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна,
Потоки ее родниковы.
Бывает она и тиха и грозна,
Течет под землей из глубины.

Кто-то напьется водицы холодной,
Кто-то умоет свое лицо,
Кого-то обидит змеёй подколодной,
Кого-то затянет в свое озерцо.

В колодце всегда отражаются лица,
Кто жажду пришел утолить.
Водица поймет, кто пришел поклониться,
За злобу и гордость,она отомстит.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Возле ветхой церквушки неслышно ложатся года,
Жизнь прихода давно, обмелев, потекла стороною.
Лишь старушки и дети к колодцу спешат иногда, –
Его ставил священник, мой дед, перед самой войною.

Разрывая стальные объятия Курской дуги,
Защищая Россию, погиб дед, огнём опалённый.
Неподвластное время всё шире разводит круги,
Тишину опрокинув в колодец, рождается звоном.

Пробивается горечь, искрясь светлой стынью воды,
Поминальной свечой отражается в сумрачном храме.
Лихолетье и замять – вся жизнь от беды до беды,
От забвенья хранит не гранит, а народная память.

Постою, помолчу у колодца пред бездною лет.
А журавль всё скрипит, поклоняясь бревенчатой церкви.
Я, к воде припадая, тебе благодарен, мой дед,
И во внуках моих память крови твоей не померкнет.
…Вьётся узкая тропка к колодцу сквозь патину лет.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Не умолкает ни на миг,
Ни на единое мгновенье —
Кипун-родник,
Кипун-родник —
Земли живой сердцебиенье!
Вот ты припал к нему, приник,
Напился вдосталь и умылся,
И прожурчал кипун-родник,
Что без тебя он здесь томился;
Что обезлюдел край родной,
А из ближайшей деревушки
За чудотворною водой
Теперь бредут одни старушки;
Что в сумасшедшей спешке дел
Ты постарел и сам в столице,
Но вновь душой помолодел,

Источник

Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы

Заканчивается август, отмеченный тремя Спасами, подводящими итог урожайному году, в котором особое место занимает вода и колодцы. Первый Спас, Мокрый, связан с чудотворным действием воды, Третий Спас – с временем очищения колодцев.

Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:

«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».

Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».

В древней Руси в день зимнего солнцестояния (на Рождество) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:

«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.

Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.

Воду из этого святого колодца все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть притча: чтобы построить минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.

Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,

и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.

Я думал, как мне быть с душой
С моей, не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.

И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка.
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
(В.Солоухин. Колодец. Отрывок)

Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады,
И трепет в каплющей струне, и капель взгляды,
Когда целуется ведро с нутром колодца
И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.

Душа колодца дышит мглой, она слезится,
Воды зеркален каждый слой, там льются лица.
В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь,
Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь.
(Юнна Мориц. Колодец)

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:

В глубоких колодцах вода холодна и чем

«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».

Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».

В глубоких колодцах вода холодна и чем

В древней Руси в день зимнего солнцестояния ( на Рождество ) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:

«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.

В глубоких колодцах вода холодна и чем Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.

Воду из этого святого колодца все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть притча: чтобы построить минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.

В глубоких колодцах вода холодна и чем Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,

и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

Я думал, как мне быть с душой
С моей, не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.

В глубоких колодцах вода холодна и чем

И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка.
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
(В.Солоухин. Колодец. Отрывок)

Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады,
И трепет в каплющей струне, и капель взгляды,
Когда целуется ведро с нутром колодца
И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.

Душа колодца дышит мглой, она слезится,
Воды зеркален каждый слой, там льются лица.
В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь,
Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь.
(Юнна Мориц. Колодец)

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *