В ходе проведения аудиторской проверки организации зао вымпел выяснилось что аудиторские
Кому нужен обязательный аудит в 2022 году: изменение критериев аудита и не только
В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.
Критерии обязательного аудита в 2022 году
Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:
Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.
Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.
Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности
2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.
Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.
Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.
Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.
При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.
В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.
У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.
Аудиторский вердикт с оговоркой
От того, каким будет заключение аудитора, может зависеть дальнейшая судьба компании. И хотя форма документа, который составляется по итогам проверки, стандартная, аудиторы могут отразить в ней все нюансы, которые не позволили оценить финансовую (бухгалтерскую) деятельность фирмы «безоговорочно положительно». Александр Бадорин, аудитор ЗАО «АРНИ», рассказывает, от чего зависит содержание аудиторского заключения, и дает советы о том, как нужно действовать бухгалтерам, чтобы избежать негативных оговорок в документе.
Вопреки желаниям
Итак, существует несколько видов аудиторских заключений. Естественно, более выгодной является ситуация, когда предприятие получает бумагу, в которой выражено безоговорочно положительное мнение о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такой документ, помимо всего прочего, является дополнительной гарантией того, что у фирмы правильно рассчитаны все налоги. Кроме того, в хозяйственной деятельности подобное аудиторское заключение позволяет получить организации некоторые «преференции» по сравнению с другими. Например, возникает меньше проблем и вопросов при получении кредита в банке, появляется реальная возможность получения отсрочки различного вида платежей. При этом следует учитывать, что безоговорочно положительное удалено заключение фирме стоит ждать только в том случае, если финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия дает достоверное представление о его финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухучета и подготовки отчетности в России.
На практике компании в основном получают от аудиторских организаций модифицированные аудиторские заключения. Это документы, в которых выражено мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, отличное от безоговорочно положительного.
Целью аудита является подтверждение достоверности данных бухгалтерской отчетности организации.
Закон обобщает — практика разделяет
Форма, содержание и порядок формирования информации, приводимой в аудиторском заключении, регламентированы содержанием Правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данное правило утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 22 июля 2008 г. № 557). Далее этот документ будет именоваться Правило (стандарт) № 6.
Исходя из содержания данного Постановления, можно утверждать, что существуют всего два вида аудиторского заключения:
Понятие «Модифицированное аудиторское заключение» относится ко второму виду. На практике же оно в свою очередь может быть представлено в нескольких вариантах — в зависимости от причины, по которой оно отличается от безоговорочно положительного. Итак, аудиторское заключение может быть признано модифицированным если:
Следует учитывать, что при выражении любого мнения, кроме безоговорочно положительного, согласно п. 38 Правила (стандарта) № 6, аудитор «. должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку предполагаемого влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность».
Чаще всего на практике встречаются ситуации, когда аудируемые организации получают модифицированные аудиторские заключения:
Необходимые для проверки документы следует подготовить заранее и представлять аудиторам в ходе проведения контрольного мероприятия в копиях.
Влиятельные факты
Рассмотрим обстоятельства, по причине которых аудируемым организациям могут быть выданы модифицированные аудиторские заключения.
1. Предположим, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности компании содержались данные о стоимости основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат в незавершенном производстве, денежных средств в кассе и других материальных активов, причем эта информация имела существенное значение для характеристики финансового положения организации. В данном случае фирме было выдано модифицированное аудиторское заключение только по причине того, что аудиторы не участвовали в проведении инвентаризации данных активов.
2. В соответствии с требованиями нормативных актов Минфина РФ, субъекты малого предпринимательства могут не применять положения таких стандартов бухгалтерского учета, как «Событие после отчетной даты» и «Условные факты хозяйственной деятельности». Однако при этом такие события и факты у организации в проверяемом периоде имели место. В связи с этим модифицированное аудиторское заключение было выдано аудиторской организацией исходя из наличия таких событий и фактов, а также с учетом их существенного влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности.
3. Наличие существенных искажений в показателях финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые были исправлены в ходе аудиторской проверки.
4. Наличие отрицательной величины чистых активов организации по итогам финансовой (бухгалтерской) отчетности за проверяемый период.
5. Представление финансовой (бухгалтерской) отчетности не в полном объеме, например, по причине отсутствия формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» при фактическом наличии операций с такими средствами, пояснительной записки и др.
6. При определенных обстоятельствах, исходя из существенности их влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности организации в проверяемом периоде, причинами модифицированного аудиторского заключения являлось наличие следующих событий и фактов:
комментарий специалиста
– Имейте в виду, что уже выданное аудиторское заключение впоследствии может быть отозвано, — предупреждает Кирилл Дьяконов, эксперт журнала «Консультант». Вспомним нашумевшие разбирательства, фигурантами которых являлись ОАО «НК «ЮКОС» и ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Тогда в процессе банкротства компании аудиторы отозвали свои заключения по результатам всех проверок отчетности, проведенных в период с 31 декабря 1995 г. по 31 декабря 2004 г. Один из представителей «большой четверки» посчитал, что на выданные документы не следует полагаться как на достоверные, и что они не имеют отношения к финансовой отчетности компании. Аудиторы обязали фирму немедленно уведомить об этом те лица или регулирующие организации, которые полагаются или могут полагаться на такие заключения.
В копилку бухгалтеру
Поговорим о методах, которые могут помочь работнику учета наладить успешное взаимодействие с аудиторами.
Перед началом проведения проверки аудируемая и аудиторская организации должны согласовать порядок их взаимодействия в период проведения проверки. Он согласовывается на этапе заключения договора на аудиторскую проверку и доводится руководством аудиторской организации (менеджерами) в письменной (или устной) форме до руководителя аудиторской проверки. При этом от бухгалтерии проверяемой организации должны быть назначены лица, через которые будут осуществляться контакты аудиторов с бухгалтерией (подбор и предоставление документов по запросам аудиторов и др.). Как правило, такими лицами являются заместители главного бухгалтера. Они, в свою очередь, будут определять лиц, к которым аудиторы могут обращаться за разъяснениями в ходе проведения аудита.
Сотрудникам бухгалтерии необходимо осознать, что проводимая аудиторская проверка не является ревизией активов и обязательств аудируемой организации.
Целью аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности фирмы. На основании сведений и фактов о ее финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в различных документах. В связи с этим необходимые для проверки бумаги, в том числе и по перечню, представленному аудиторской организацией до начала мероприятия, следует подготовить заранее и представлять в ходе проверки в копиях.
Аудиторская проверка не является консультационным обслуживанием в отношении проверяемой фирмы. Поэтому в период нахождения (работы) аудиторов в офисе организации не стоит требовать от них профессиональных рекомендаций, содействия в разработке безопасных налоговых схем или помощи в корректировке учета.
Оценка достоверности финансовой отчетности только в аспекте существенности вызвана тем, что аудиторские процедуры неизбежно носят выборочный характер. В связи с этим следует учитывать, что аудиторские замечания о допущенных искажениях в бухгалтерской отчетности имеют отношение в первую очередь к хозяйственным операциям, выбранным ими для проведения проверки. Для распространения выводов о наличии таких искажений во всех или в части хозяйственных операций, не попавших в выборку, у аудиторов должны быть очень серьезные основания, подтвержденные документами и расчетами.
Выявленные по итогам аудиторской проверки компания может исправить. На это возможно, потребуется дополнительное время — сверх срока, установленного договором на осуществление проверки. В том случае, если исправления искажений будут иметь существенный характер, то вместо отказа от выражения мнения или выражения отрицательного мнения, аудиторская организация, возможно, выразит мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с оговоркой на произведенные корректировки. В результате этого фирме будет выдано модифицированное аудиторское заключение.
Александр Бадорин
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Аудит внешнеэкономической деятельности предприятий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа
Описание
Интеграция России в мировую хозяйственную систему и широкое участие предприятий во внешнеэкономической деятельности с особой остротой ставит вопрос об адекватной организации контроля в этой специфической сфере. Специфика данной области позволяет выделить аудит внешнеэкономической деятельности как отдельное направление.
Содержание
Содержание
Часть 1 Теоретическая 3
Часть 2 Практическая 14
Библиографический список
Работа состоит из 1 файл
аудит.doc
— журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей;
— расписка инкассатора о приемке иностранной валюты на инкассацию;
— квитанция на взнос наличной иностранной валюты в кассу банка;
— журнал учета справок о покупке валюты по форме N 0406007, являющихся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу;
— приказы о направлении сотрудников в загранкомандировку;
— приказ о норме суточных;
— копии заявки на получение иностранной валюты;
— отчет об использовании средств в иностранной валюте;
— авансовые отчеты и журнал регистрации авансовых отчетов;
— договоры, заключенные с иностранными поставщиками товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
— счета на оплату от иностранных поставщиков;
— грузовые таможенные декларации, подтверждающие выпуск товаров в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления» (в графе 1 «Тип декларации» указан шифр «ИМ/40/»);
— документы, подтверждающие выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок (акты приемки-сдачи работ, услуг, складские расписки, лицензионные договоры и т.д.);
— банковские документы в виде выписок с валютного счета (текущего валютного счета, валютного счета за рубежом), аккредитивного счета, счета корпоративных карточек (расчетных или кредитных);
— регистры аналитического и синтетического учетов по счетам учета денежных средств, расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочих доходов и расходов.
Основной задачей аудита экспортных операций является выражение мнения о правильности отражения в учете выручки от продажи экспортных товаров (работ, услуг), о достоверности формирования финансового результата от экспортных сделок.
Источниками информации для проведения аудита учета экспортных операций являются:
— приказ об учетной политике предприятия;
— договоры с транспортными и посредническими организациями;
— книга регистрации контрактов;
— грузовые таможенные декларации и товаросопроводительные документы;
— ведомости учета готовой продукции;
— ведомости учета отгруженной продукции;
— налоговые декларации и бухгалтерская отчетность.
Порядок ведения организациями бухгалтерского учета экспортных торговых операций существенно зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах (контрактах), применяемых в деловом обороте организации форм расчетов с иностранными покупателями, а также от формы выхода российского поставщика экспортного товара на внешний рынок самостоятельно или через посредника.
2. Организация и практика аудиторской деятельности в Швеции
Аудит в Швеции существует уже более 100 лет. Закон «Об аудиторах» был принят риксдагом Швеции 18 мая 1995 г.. Закон был принят в связи с вступлением Швеции с 1 января 1995 г. в Европейский союз. В названном Законе отражены вопросы аттестации и лицензирования утвержденных и уполномоченных аудиторов, регистрации аудиторских фирм, деятельности аудиторов и аудиторских фирм, а также надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм и дисциплинарных мер.
1 июня 1995 г. правительством Швеции были приняты два весьма важных документа:
1) «Постановление об аудиторах», которое содержит подробные положения для применения закона об аудиторах;
2) «Постановление с инструкцией Комиссии по аудиторской деятельности (КАД)».
В 90-х годах Государственная ревизионная служба Швеции указывала на необходимость организации внутреннего контроля и аудита в государственных учреждениях. В 1995 году в связи с членством в ЕС правительством Швеции было принято постановление, устанавливающее право каждого государственного учреждения самостоятельно определять необходимость наличия подразделения внутреннего аудита в своей структуре. Правительство делегировало свои полномочия по организации внутреннего контроля и аудита генеральному директору государственного учреждения. Государственные учреждения, получающие ассигнования из ЕС независимо от суммы или из государственного бюджета в размере более 1 млр. крон обязаны организовать подразделения внутреннего аудита и регулярно проводить аудиторские проверки. Результаты аудиторских проверок подлежат обязательному документарному оформлению.
Государственным органом по аудиторской деятельности в Швеции является Комиссия по аудиторской деятельности при министерстве торговли и промышленности, которая и является лицензирующим органом.
Специалист, получающий квалификацию утвержденного или уполномоченного аудитора, должен иметь достаточные знания для осуществления аудита в соответствии с общепринятыми принципами добросовестной аудиторской проверки.
Аттестация уполномоченного или утвержденного аудитора подлежит периодическому возобновлению.
К претендентам, желающим стать утвержденными аудиторами, предъявляются следующие квалификационные требования: осуществлять аудиторскую деятельность на профессиональном уровне; проживать в Швеции или другом государстве Европейского экономического сообщества; не быть в состоянии банкротства; не иметь ограничений в правоспособности и дееспособности; не иметь запрета на право ведения консультативной деятельности; не иметь запрета на хозяйственную деятельность, не находиться под опекой согласно кодексу о семье; сдать квалификационный экзамен в Комиссии по аудиторской деятельности; быть честным и в остальном подходить для осуществления аудиторской деятельности.
В Швеции обязательному аудиту подлежат более трехсот тысяч юридических лиц, при этом насчитывается около двух тысяч двухсот утвержденных и двух тысяч трехсот уполномоченных аудиторов. Существуют две общественные профессиональные организации, объединяющие утвержденных и уполномоченных аудиторов.
Ассоциация уполномоченных аудиторов – общественная организация, членом которой в обязательном порядке должен стать каждый аудитор.
В 1982 г. в Швеции был создан Институт повышения квалификации аудиторов. В стране налажена четкая система повышения квалификации. Цикл повышения квалификации – три года, в течение которых каждый аудитор обязан пройти 120 ч. обучения, повышение квалификации на различных конференциях, семинарах, круглых столах путем подготовки различных учебно-методических пособий, статей и другого печатного материала.
Аудитор обязан представить в свою организацию документ, подтверждающий повышение квалификации.
Система подготовки аудиторов в Швеции является многоступенчатой. Она содержит четыре ступени.
Часть 2 Практическая: решить ситуации
Приемлемый аудиторский риск (ПАР) – 0,05, внутрихозяйственный риск (ВХР) – 0,80, риск контроля (РК) – 0,20.
Определите риск не обнаружения (РН).
где ПАР — аудиторский риск;
ВХР — внутрихозяйственный риск;
РН — риск необнаружения.
РН = 0,05 / ( 0,80 * 0,20) = 0,05 / 0,16 = 0,31
В ходе проведения аудиторской проверки организации ЗАО «Вымпел» выяснилось, что аудиторские доказательства, полученные из одного источника информации, противоречат доказательствам, полученным из другого источника. Какие действия должен предпринять аудитор в данной ситуации?
Если аудиторские доказательства, полученные из одного источника информации, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен определить дополнительные процедуры для выяснения причин такого несоответствия.
В протоколе общего собрания ЗАО отражено решение акционеров об уменьшении уставного капитала на 100 тыс. р. путем выкупа акций.
Уставный капитал (полностью оплаченный) составляет 200 тыс. р. Было выкуплено акций номинальной стоимостью 100 тыс. р. по цене 110 тыс. р. Другие документы, кроме протокола общего собрания участников и платежных поручений, не представлены. В учетных регистрах общества сделаны записи:
дебет 81, кредит 51 – 110 000 р. – выкуплена доля участников;
дебет 80, кредит 81 – 110 000 р. – уменьшен уставный капитал.
Оцените ситуацию. Определите существенность выявленного факта нарушений. Дайте рекомендации.
Решение: В ЗАО наблюдается прибыль и финансовая устойчивость предприятия. В данном случае организация должна представить бухгалтерскую отчетность и финансовые документы, которые ведутся в организации, для того чтобы выявить существенность факта нарушений. При определении уровня существенности необходимо руководствоваться следующим:
если установить слишком низкие показатели уровня существенности, на проведение аудита придется затратить больше усилий, средств и времени;
если установить слишком высокие показатели уровня существенности, аудит можно будет провести за меньшую цену, но аудиторский риск при этом несоизмеримо возрастет в связи с пропуском большого числа ошибок, которые ниже установленного уровня существенности.
Решение: По отражению
| Название | Решение: По отражению |
| страница | 5/5 |
| Дата публикации | 18.05.2013 |
| Размер | 0.56 Mb. |
| Тип | Решение |
userdocs.ru > Бухгалтерия > Решение
