В и даль сказка что значит досуг конспект урока 5 класс
Конспект урока родной литературы 5 класс на тему: В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки
Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки
Тип урока – комбинированный.
Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.
— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;
— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;
— развивать навыки выразительного чтения;
— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;
Ожидаемые результаты урока :
— стремление к речевому самосовершенствованию;
— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.
— адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
— знание особенностей сказки В. Даля;
Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.
Оборудование урока: текст. портрет
2.Объявление темы и цели урока.
3.Актуализация опорных знаний урока
-анализ прочитанной сказки
4.изучение новой темы
— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.
-поступил на медицинский факультет
В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.
В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».
В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,
В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.
В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.
Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.
—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.
—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,
Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.
-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
5. Анализ сказки «Что значит досуг?»
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
—Заполняют колонку «Характеристика героя»
2. Михайло Потапыч, медведь
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»
«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
6. Козел «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
9. Гусь «. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?
— Чем обогатились мы за этот урок?
научились сравнивать сказки: авторскую и народную;
1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.
2. За что я люблю сказки В. Даля?
Сказка Что значит досуг Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.
Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;
волку велел земляночку вырыть да нары поставить;
лисе приказал пуху нащипать на три подушки;
кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;
козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;
журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;
гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;
а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;
дятлу — дворец нарубить;
воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду. Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет. Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер. Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала. Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться. Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел. Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал. Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу. А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути. Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать. Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался. Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило. Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Конспект урока литературы в 5 классе «Я старый сказочник. » по сказкам В.Даля
Цель: познакомить учащихся со знатоком и собиратель сказок, пословиц, поговорок
Задача: выявить особенности сказок В.И. Даля.
Воспитывать интерес к образной народной речи, народному творчеству.
Здравствуйте ребята, мне приятно вас видеть и слышать.
Тема сегодняшнего урока «Я старый сказочник…», а эпиграфом будет песня российского барда Юрия Кукина «Старый сказочник…», ребята, а что такое эпиграф?
Я – старый сказочник,
Я знаю много сказок:
Про злых волков, про зайцев косоглазых,
Про хитрых лис, про глупых попугаев…
Я – старый сказочник, я много сказок знаю…
Про маленького принца,
Про тех, кто был на свете
Про кролика и девочку Алису,
Про доброго кота и злую крысу…
О глупом жадном короле – калеке,
О добром умном, но сверхчеловеке,
О счастье, о любви и о свободе, О том, Кто ищет и всегда находит
Но не несу не зла я и ни ласки, Никто не будет плакать и смеяться,
Я сам себе рассказываю сказки
И жду, когда они начнут сбываться.
А сбывшимися сказки не бывают,
Несбывшиеся сказки забывают.
И больно мне, но я не унываю,
Я старый сказочник,
Я много сказок знаю…)
Ребята, а о чем грустит старый сказочник?
Почему он сам себе продолжает рассказывать сказки?
А вы знаете значение слова «сказочник», а давайте найдем это слово в словаре, какие нам нужны словари?
Работа со словарями (Ожегова, Даля)
Как вы думаете, кто из писателей мог бы сказать так о себе: «Я старый сказочник, я много сказок знаю…»? Почему?
А сегодня мы наш урок посвятим человеку необыкновенному – Владимиру Ивановичу Далю. А что вы знаете о Дале?
А сейчас, ребята, мы прочитаем с вами лирическую миниатюру В. Деткова «Чистые пруды».
(Далее следует чтение учащимися лирической миниатюры). Прочитав миниатюру, вы должны мне ответить на такой вопрос «О каких прудах идет речь?».
«Дождь – косохлет», «дождь – подстега». Сказано – высечено. Зримо до мурашек на коже, словно за шиворотом капли холодные занесло. Не слова, а рыбки золотые, и пойманные они у щедрого хранителя чистых прудов В.И. Даля. Пруды заповедные, да охота в них всякому поощряется. Потому как обитатели их свойство удивительное имеют – чем чаще их ловят, тем дольше их жизни…
— О каких прудах идет речь в миниатюре?
— живая народная речь;
— яркий, красочный русский язык;
— почему пруды заповедные, а охота в них всякому поощряется?
— соприкоснувшись с живым русским словом, человек ощущает свою связь с народом, со своей культурой;
— он видит богатство родного язык, его меткость, образованность.
Ученики рассуждают, а учитель затем обобщает сказанное.
Многие заметки в словаре Даля – это маленькие рассказы о жизни народа… Из этих заметок мы, узнаем, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, на каких телегах ездили, как поле пахали, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили. В.И. Даль и в своих сказках оставался языковедом-филологом, это значит, что он знаток русской речи, русского языка. В его сказках много точных, ярких народных слов, мудрых и веселых пословиц.
А сейчас поработаем с отрывком из сказки Даля «О дятле».
«Дятел красноглазый лазил день-деньской по пням и дуплам, и всё стучал роговым носом своим в дерево, все доспрашивался, где гниль, где червоточина, где подстой, где дрябло, где дупло, а где живое место».
Ребята называют редкие слова, учитель говорит их значение, и выносит эти слова на доску.
Без этих редких слов, а также без таких выражений, как «день-деньской», «роговой носок», «живое место», пропало бы очарование бытовой речи, на которой и складываются сказки В.И. Даля. Сегодня мы познакомимся со сказкой собирателя и знатока народной речи.
Давайте прочитаем название сказки и ответим на такой вопрос «Чем интересно название сказки?»
Ученики читают название сказки «У тебя у самого свой ум», отвечают на вопрос,(из названия сказки мы видим, чему она нас будет учить – жить своим умом, поступать так, как подсказывает сердце).
Выразительное чтение сказки детьми.
Почему козел повадился в огород?
Каким образом овца увязла за козлом?
Прочитайте отрывок о том, как пострадала овца. Почему она пострадала?
В чем мораль сказки? Ее поучение? Прочитайте. («Смотри всяк своими глазами, раскидывай умом, да и ступай туда, где лучше… А разве у тебя у самого своего ума нет?»)
Какой жанр напоминает эта сказка?
Притча – рассказ, в иносказательной форме, содержащий нравоучение.
А теперь попробуем создать свой «заповедный пруд» из метких слов и выражений, встретившихся вам в сказке Даля.
(У учеников на столах лежат вырезанные рыбки. Дети находят, «вылавливают» из сказки народные образные слова и выражения, записывают их на рыбках и прикрепляют к пруду).
И засиял, засверкал «заповедный прду»! (Гурт, лопушник, первина, тын, кричит не своим голосом, отомнет бока, нелегкая задача, раскидывай своим умом).
Почему эти слова сделали сказку красивее, поэтичнее, совершеннее?
Ребята, а почему «заповедный пруд» заискрился, заблестел?
В заключение урока я хочу, чтобы вы закончили следующую мысль: «Более века прошло с тех пор, как появились сказки, пословицы, поговорки, собранные и изданные В.И. Далем, но мы по-прежнему…
Зачитываемся его сказками.
Радуемся встрече с точными, яркими, народными словами.
То и дело заглядываем в словарь Даля.
Хотим жить «своим умом», как учил Даль.
Учимся жить, как советовал «старый сказочник».
А еще мы, читая сказки Даля, учимся сочинять свои сказки.
А сейчас просим выслушать наши творения и строго нас не судить.
Дети читают сказки собственного сочинения, используя арттерапию.
Сказка «Что значит досуг»
Сказка «Что значит досуг» Владимира Даля учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. Герой истории Георгий Храбрый решил провести своеобразную проверку на трудолюбие медведя, волка, лису, кошку, козла, корову, журавля, гуся, пеликана и пчелу. А когда Георгий Храбрый пришёл принять сделанную работу, оказалось, что из всех с поручением справилась только одна пчёлка. Она выполнила всю работу: сделала соты, насобирала мёда, и одна не пожаловалась, ссылаясь на «объективные» обстоятельства. А вот все остальные звери и птицы не справились с порученными заданиями, но каждый нашёл этому оправдание.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Что значит досуг
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Конспект урока по родной литературе на тему «Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» «
Тема: Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к PISA
Цель урока: изучение особенностей сказок В. Даля.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.
Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга. Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».
3. Работа по теме урока
А.С.Пушкин так отзывался о сказках Даля:
“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”
— Что значит записывать сказку?
— Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
— Чтение учащимися сказки по ролям.
Комментарии для учителя
А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.
Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.
— Какова главная мысль?
4. Анализ сказки «Что значит досуг?»
Работа с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»
Михайло Потапыч, медведь
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»
«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
«. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
«. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
— С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?
— Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка);
б) пренебрежительными (кошурка).
Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка, козел-бородач).
— Что делает язык сказки выразительным?
(Использование эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.)
7. Домашнее задание. Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».
В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА «ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.



