В каких сферах жизни можно встретить новоявленного обломова в чем состоит

Современный Обломов

К 200-летию со дня рождения
И. А. Гончарова

«Коренной народный наш тип»

Однако, вначале надо сказать несколько слов о его родителе,
И.А. Гончарове. Он стоит несколько особняком в русской литературе. Великий мастер художественной детали, «фламандец слова», умевший как никто опоэтизировать самые прозаические бытовые вещи, страстный поклонник Пушкина, он остался в пушкинском сюртуке, когда русская литература надела гоголевскую шинель. И остался в стороне от литературного революционно-демократического мейнстрима второй половины XIX века. Эта особенность творческой жизни Гончарова отразилась и на судьбе его главного героя:
по-добролюбовски неласково встретила Обломова русская критика, за немногими исключениями.

Такой успех Обломова в России и Европе, можно сказать, вопиет, и требует каких-то объяснений. Наверное, Обломов сегодня:
– и великий миф о России и русском характере. Миф противоречивый и загадочный;
— и один из символов России с дореволюционных времен; один из главных ее символов в глазах иностранцев;
– и великий архетип мировой литературы, персонаж, «соразмерный» именам Дон Кихота, Гамлета, Дон Жуана. Такого мнения придерживаются многие гончарововеды и писатели, в числе которых доктор филологических наук В.Недзвецкий, Ю. Лощиц и многие другие.

Это говорит, что Обломов давно вырос из прокрустова ложа пресловутой «обломовщины», в которое уложил его Н. Добролюбов, и в которое мы до сих пор, по большому счету, его укладываем. Наверное, пора преодолеть революционно-демократический, восходящий к этому великому нашему критику взгляд на Обломова, подчиненный всецело «текущим интересам настоящей минуты», то есть социальной целесообразности XIX века, борьбе с крепостничеством. Объяснить Обломова добролюбовскими тремястами Захарами сегодня совершенно невозможно.

В Европе Обломов давно уже стал символом борьбы с утилитарными тенденциями в культуре, а нам пора преодолеть утилитарный подход к самому образу Обломова. Тем более что многое для этого уже сделали и дореволюционные, и современные литературоведы и писатели.

«Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет… он Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков»,- пишет поэт и филолог И.Ф. Анненский в 1892 году.

Многим и давно бросаются в глаза параллели между фигурами Обломова и Дон Кихота. Эмигрантский филолог Владимир Соловьев заметил, что
«Дон Кихот был задуман и писался как пародия на рыцарские романы, пока Сервантес не осознал, что пародийный образ зажил самостоятельной жизнью, и что рыцари существуют на самом деле». Так же и наш Обломов задумывался как пародия на русского помещика, и только потом «зажил самостоятельной жизнью», стал «коренным народным нашим типом».

Сегодня, когда революционные иллюзии прошлых веков позади, не пора ли нам наполнить Обломова вечным смыслом? Обломов может стать нашим «Дон Кихотом», если мы этого захотим, хотя, конечно, с иным содержанием. И мы увидим тогда, что наш Обломов – это, прежде всего, великий мечтатель, рыцарь «мира грез», созданного его «волканическим», по словам Гончарова, воображением. Этот вечный смысл и вызвал сегодня Обломова к новой жизни, сделав его актуальным символом в современном мире.

Идея «покоя и свободы»

Сегодня мы как бы вновь открываем для себя, что «Обломов» – это великий роман по поставленным в нем вечным вопросам. Можно сказать, это еще одно «наше все»: в «Обломове» можно найти множество жизненных притч и поводов к размышлению, причем выраженных в мягкой форме. Последнее обстоятельство и делает его актуальным в нашем прагматичном мире, в котором осталось так мало мягкости – этой основы чистоты и отзывчивости в человеческих отношениях.

Чему научит? Любви. Но, главное, гончаровский Обломов дает поистине библейское утешение человеку, ослабшему в жизненных невзгодах, ведь сам по себе его роман – великое оправдание «маленького человека». Обломов как бы показывает на своем примере, что и в слабости можно оставаться человеком. Более того, именно слабости делают нас людьми, отличая этим от всегда безупречно выполняющих свою работу машин. Поэтому положительный и безупречный Штольц, человек без слабостей, превращается рядом с Обломовым в скучный алгоритм, сухую схему.

Рыцарь из «мира грез»

Тем не менее многие все еще считают, что «Обломов» – это «прославление лени», и проходят мимо главных идей романа. Не отдавая себе отчета в том, что все мы немного Обломовы, что этот «вечно живой тип» жив именно потому, что имеет «замечательные» слабости, которые и оживляют его в каждом веке, что лентяев-то много, а вот настоящих Обломовых – мало.

Настоящим Обломовым был сам И.А. Гончаров, о чем в один голос говорили его современники. Он много работал всю жизнь, и многого достиг, хотя при этом шутил, что «познал поэзию лени», и называл себя порой принцем де Лень. Обломовы, как люди из «мира грез», могут работать и «за идею», и даже жертвовать собой, как пожертвовал Обломов своей любовью к Ольге Ильинской ради ее «будущего» счастья. При этом они по-прежнему никогда не знают, сколько у них денег в кармане, мягки душой, даже если физически сильны. И поэтому им нелегко приходится в наши дни.

Однако он умеет и раскаиваться, и прощать обиды:
— Что знаешь? – спрашивает он Штольца, когда тот заметил, что знает все о его отношениях с Ольгой. Штольц ровным голосом повторяет:
— Все. И про ветку сирени, и «украденную» чашку, словом – все.
— Да как это возможно? Что это значит? – вырывается у Обломова, и его вопрос повисает в воздухе без продолжения. Скажем за Обломова, что это значит: предательство Ольгой и Штольцем его интимных чувств, которое Штольц не счел нужным даже скрывать. Что же Обломов? Он всего лишь удаляется в свою Обломовку под Петербургом. Для нашего рыцаря из «мира грез» друзья в любом случае священны.

Если когда-нибудь Обломову поставят памятник, то, думается, он должен представлять собой, наконец, другого Обломова – в сюртуке, из второй части романа, в которой Гончаров рассказывает историю его трагической любви к Ольге Ильинской.

Ее последователи выступают против потребительского образа жизни, который силой обстоятельств превращает человека в потребителя. Они много работали, наполняли свою «чашу жизни», делали карьеру, а потом как-то вдруг осознали, что жизнь-то проходит, и остается уже только доживать ее. Осознали, что мир золотого тельца хоронит их творческие амбиции, и простые человеческие надежды, навязывая, как смирительную рубашку, стандартный образ жизни: «потребляй, работай, сдохни».

И приходит день, когда они отказываются жить, чтобы потреблять – какая это скука! И поднимают свое личное восстание, и начинают «искать себя». Они уходят с высокооплачиваемых должностей, чтобы посвятить себя любимому делу, семье, бывает, что впадают в депрессию и отчаяние, но выстраивают свою жизнь так, как они этого хотят, а не навязывает вездесущая реклама.

Виктор Каменев, литературный «Обломов-клуб»

Источник

Образ жизни Обломова в романе Обломов сочинение

Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова, автор рисует беспечного и апатичного человека. Используя прием сравнения, автор сопоставляет Обломова с Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым. Обломов умеет понять, насколько искренен человек, насколько результативна или бесцельна его деятельность. Но беда Обломова в том, что, верно рассуждая, он сам ничего не делает и нигде не служит.

На мой взгляд, одной из главных причин лени Обломова является его воспитание, обстановка, в которой он рос. Это очень ясно показывает нам глава «Сон Обломова», ведь она введена самим автором для того, чтобы наиболее четко обрисовать внутренний мир героя и то, что лежало у истоков становления его личности. В этой главе Гончаров дает описание Обломовки, деревни, где вырос Илья Ильич. И благодаря этому читатель понимает, что лень, бездеятельность Обломова — приобретенные качества, а не врожденные. Все люди в Обломовке ленивы, их жизнь однообразна и скучна, спокойна. Одним из примеров этого является получение письма. Обломовцы привыкли к плавному течению жизни и не хотели, чтобы кто-то или что-то нарушало их покой. Всю свою жизнь они только ленятся, спят и едят. И этот однообразный, малоподвижный, бесцельный образ жизни передался и самому Илье Ильичу. Из-за воспитания, полученного им в Обломовке, его характер приобрел такие черты, как апатичность, лень, безвольность, безынициатвность, отсутствие интереса ко всему, что выбивается из привычного уклада жизни. Ещё в детстве он привык к тому, что ему не приходилось ничего делать самому, и эта привычка осталась с ним во взрослой жизни. И в первой главе он предстает перед читателем как человек, который проводит все дни, лежа на диване и ожидая, что кто-то поможет ему решить все проблемы, как это происходило, когда он был еще ребенком. Он может лишь строить планы, мечтать об устройстве Обломовки, идеальной семейной жизни, которая в точности напоминает жизнь в его родном имении.

Сейчас имя Обломова стало нарицательным. Так называют человека, который постоянно ленится и ни к чему не стремится в своей жизни, которому ничего не интересно.

2 вариант

Известный роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века. В произведении мы наблюдаем такие значимые явления, как дружба, любовь, родственные связи и размышления о жизненных ценностях.

Илья Ильич Обломов – так зовут главного героя – представляется нам мужчиной «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». По внешнему облику Обломов характеризуется как добрый человек с мягким характером. У него вполне реальные мечты: желание иметь семью, красавицу-жену, желание счастливо встретить свою старость. Но, как мы видим в романе, дальше мечтаний дело никогда не доходило. Всё потому, что молодой барин постоянно бездействует.

Детство барина прошло в деревне Обломовка, его родовом имении. Илья Ильич был единственным ребёнком в семье, и родители безумно его любили и баловали. Илья рос в теплой и уютной семейной атмосфере, а все дела за него делали многочисленные слуги. В семье Обломовых большое значение отдавали привычке вкусно и много поесть, в результате чего Илюша рос очень полным мальчиком.

Родители барина были ленивыми людьми, не уделяли должного внимания хозяйству и вели аскетичный образ жизни, что также не послужило хорошим примером для подрастающего Ильи. Одной из важных семейных традиций Обломовых была привычка спать днём. Илья Ильич также отлично перенял эту привычку.

Таким образом, беспечность и безответственность родителей передались нашему барину «по наследству». Илья с большим трудом получил образование, однажды устроился на работу, но вскоре испугался обязанностей и уволился. Переехав в Петербург, он окончательно обрюзг, а главным в его жизни источником радости был его диван, на котором он проводил всё своё время и не удосуживался встать, даже когда приходили посетители. И даже женившись, Обломов остался прежним «Обломовым». Герой не работал над собой, не боролся с ленью и всё откладывал на потом. Он знал, что требуется улучшение положения дел в Обломовке, но ничего не предпринимал для этого, а лишь продолжал нежиться в своих сладких грёзах. От них он тоже сильно уставал и засыпал.

Многие привыкли считать Обломова отрицательным персонажем. Но это не так. Внутри героя живет мечтательный, добрый и сентиментальный человек. Воспитанный в атмосфере безграничной родительской любви, Илья и сам мог испытывать чувства. Его встреча с Ольгой Ильинской была не случайна и ввела некоторые изменения в его жизнь. Также, он был очень наивен и слепо верил людям, что хорошо видно в ситуации с письмом от старосты.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что образ Обломова не положительный, и не отрицательный. Обломов – жертва времени, жертва обстоятельств, поскольку существующая на тот момент крепостническая среда обитания взяла вверх над всеми хорошими чертами характера, что были у Ильи Ильича.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ жизни Обломова

Популярные сегодня темы

Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.

Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных

А.С. Пушкин, великий поэт и верный спутник в жизни многих людей. На его книгах выросло не одно поколение. Каждое его произведение наполнено огромным смыслом. Перечитывая его рассказы, складывается впечатление

1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг

Творчество выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя знакомо людям в разных уголках земного шара. Его произведения издаются многотысячными тиражами. На их основе снимаются кинофильмы, создаются компьютерные игры.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *