В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Детский час

для детей и родителей

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

В каких сказках встречается число (цифра) 3?

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыЧисло 3, наверно, самое популярное, сказочное число. В русских народных сказках и в сказках народов мира оно встречается довольно часто. Сколько сыновей у старика? Трое. Сколько медведей обитало в домике, в который попала Маша? Конечно же, три. Сколько девиц пряли под окном в сказке А.С.Пушкина? Все мы с детства знаем, что три.

Сказка «Три медведя»
Как всё по уму устроено в домике трёх медведей. У каждого всё своё: посуда, кровать, стул. Но вот в домике медведей появляется посторонний. Это человек – девочка Маша. Ох, как медведям не понравился незваный гость…

«В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка…»

Сказка «Медведь и три сестры»
Живут три сестрицы не в тереме и не в хоромах, не в домике и не в хате, а в логове у медведя. Думали они, думали, как бы им домой воротиться, к отцу-матери? И придумали…

«Жил-был старик. У него было три дочери. Поехал он в лес дрова рубить и говорит: «Вы, дочки, хлеба напеките, мне обед принесите…»

Сказка «Три маленьких лесовика» Братья Гримм
Братья Гримм – великие сказочники. Они не просто собирали сказки, но и обрабатывали их таким образом, что уже в течение нескольких веков они читаются и перечитываются, изучаются и запоминаются.

«…Отправилась девушка в лес и пошла прямо к той маленькой избушке. Три маленьких человечка, как и в тот раз выглянули из окошка, но она с ними не поздоровалась…»

«Три пряхи» Братья Гримм
«Жила-была девушка, ленивица да прясть не охотница, и что ей мать ни говорила, а заставить ее работать никак не могла».

«Три перышка» Братья Гримм
«Жил-был однажды король; было у него три сына. Из них двое умных да толковых, а третий и говорил-то мало…»

А ещё число три встречается в следующих сказках:
«Три копеечки»
«Три царства — медное, серебряное и золотое»
«Три поросенка»
«Три толстяка»

Число 3 – одно из любимых сказочных чисел. Но оно присутствует не только в сказках. В стихотворениях число три – тоже не редкий гость.

«Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит…»

А как вы думаете, сколько мудрецов из английской потешки (в переводе С.Я.Маршака) отправились путешествовать по морю, да не при ясной погоде, а в грозу? Ну, конечно же, трое. Если бы таз (в оригинальном варианте корыто) оказался бы прочнее, то рассказ о путешествии трёх простоватых людях, готэмских умниках, был бы длиннее.

«Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ».

В каких баснях И.А.Крылова встречается число (цифра) 3?
«Три мужика»
Три мужика зашли в деревню ночевать.
Здесь, в Питере, они извозом промышляли…;
И путь теперь домой на родину держали…

«Старик и трое молодых»
Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, —
Три взрослых юноши соседних рассуждали…»

«Лебедь щука и рак»
Кто из нас не слышал о знаменитой троице, которая «везти с поклажей воз взялась», да так и не довела дело до логического конца. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

А мы вернемся к сказкам, и вспомним, в каких сказках ещё встречается число 3.

«Емеля» Русская народная сказка
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет…

«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечером…»

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Роль числа 3 в русских сказках

Выбранный для просмотра документ ПРОЕКТ 2.docx

Тема: «Роль числа 3 в русских сказках»

Чтобы убедиться, что число 3 используется в сказках. Мы проанализировали сказки, и результаты показали следующее:

Число «три». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало «всё». Числа – это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками.

Число три считалось в древности магическим, потому что оно складывалось из суммы двух предыдущих (3 = 2 + 1), символизировало треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Даже в начале XX века жители некоторых островов Полинезии считали предметы так: один, два, три, много. Пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими.

В Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне, Венере. В Индии поклоняются трехглавому Тримурти. На Востоке этот принцип назывался “Сам-цей” – “Три драгоценности”.

Число три играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву.

В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия: скажем, успех достигался с третьего раза (с третьей попытки).

Легенды тоже не избежали числа три. Например, сказание о том, что Земля держится на трех китах. Дух триединства проявляет себя везде и во всем:

 составляющие времени: прошлое – настоящее – будущее;

 трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

 три ветви жизни: животные – растения – микроорганизмы;

 три исторические эпохи: современная – средние века – древний мир;

 три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

 человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

 человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;

 продолжительность жизни на земле: мужское начало – женское начало – новая жизнь.

В ходе нашего опроса мы выяснили, какие были самые популярные ответы на вопросы:

1. Что означает число 3?

Из 10 человек – 5 ответили: носит сакральный характер, остальные 5 – порядковый номер.

2.С чем ассоциируется оно?

Самый популярный ответ – «Бог любит Троицу» (7 из 10).

3. Как часто Вы используете его в своей жизни?

8 человек ответили – «часто».

4.Встречали ли в сказках это число? Если «да», то в каких?

Самые популярные ответы: сказки А.С. Пушкина, русские народные сказки – «Три медведя», «Царевна-Лягушка», «Иванушка-дурачок».

5.Можете ли Вы привезти пример отрывка из сказки, где оно встречается?

Все испытуемые привели такие примеры: три девицы, три сына.

6.Зачем, по Вашему мнению, оно используется в сказках?

Все отвечающие написали, что для придания волшебства, мистики, сакрального характера сказке.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Было у хозяйки 3 дочери: Одно глазка, Двух глазка и Трёх глазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.

«… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух». На поиски матушки отправляется «большой» сын. «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было».

Сказка «О молодильных яблоках и живой воде»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном».

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка: «. свистни три раза молодецким посвистом. я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир».

Сказка «Окаменелое царство»

Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.

Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне».

«Андрей лег спать, а Марья-царевна пошла на кузницу и велела кузнецам сковать три колпака железных, железные клещи и три прута : один железный, другой медный, третий оловянный.

Три корабля бросили якори, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову.

— С той поры как ты из дому ушел, я сизой горлицей летаю по лесам и по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван-царевич. И было у него три сестры : одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.

Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.
Иван в поисках Марьи Моревны идет три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец.

Так Иван посетил трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.

За три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны».

Для того чтобы проверить, действительно ли число 3 несет в себе магический смысл, мы переделали сказку «Три медведя». Наш эксперимент показал следующие результаты:

Источник

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Число «три». Цифра 3. Число сказок»

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды Елена Зеленова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Число «три». Цифра 3. Число сказок»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 Рябинка

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений для детей средней группы на тему:

Число «три». Цифра 3. Число сказок»

Выполнила: Зеленова Елена

Тема занятия «Число «три». Цифра 3. Число сказок»

Форма:фронтальное занятие.

Цель: познакомить детей с числом и цифрой 3.

1) Формировать представление о числе 3 как о количественном признаке предметов окружающего мира;

2) Закреплять количественный счет в пределах трех;

3) Закрепить знания о геометрической фигуре треугольник.

4)Классифицировать предметы по одному признаку.

Развивающие задачи: развивать память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: формировать умения работать вместе, помогая друг другу, сопереживать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;

Оборудование: проектор, ноутбук, магнитная доска.

Демонстративный материал: математический театр (Царь Единица, Царица числа 2; Царевич-богатырь 3; картинки со сказок: «Три поросенка», «Три медведя», «Змей Горыныч») (Приложение 1).

Раздаточный материал: раскраска цифры 3,геометрические фигуры: треугольники, картинки предметов на двустороннем скотче.

— наглядные : демонстрационный и раздаточный материал;

— словесные: беседа, вопросы, дидактические игры;

— практические: подвижно-дидактические упражнения, физкультминутка.

Словарная работа: один, два, три, от трех, трех, трёхглавых, первая, геометрическая фигура, трёх цветов, сколько всего, сколько, поменьше, посчитаем, треугольник, квадрат.

Ход занятия:

Звучит сказочная музыка. Дети собираются около математического театра

Воспитатель:Здравствуйте, ребята!Как у вас дела? Снова математика в гости позвала! Сказка начинается, наш занавес открывается! (В настольном театре появляется Царевич) Ребята, посмотрите к нам новый гость пожаловал, давайте узнаем кто- же это!

Царевич: Здравствуйте, ребята! Я Царевич цифра «три».

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Царевич: Кто запомнил, скажите кто я (Ответ детей)

Царевич:Правильно ребята! Меня зовут Царевич цифра 3, а три – потому что это мое любимое число. Мне очень нравятся былины про моих друзей трех богатырей земли русской.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Царевич:И звали их: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Жили они очень давно. Посмотрите на настоящих богатырей сильных, смелых и отважных

У каждого настоящего богатыря должен быть шлем

Чтобы защищать голову от ударов.

А ещё должно быть копье, чтобы бороться с врагами.

Ну и, конечно же, должен быть щит, чтоб защищать себя.

А как вы думаете из какого материала сделаны щит, копье и шлем?

А как вы думаете железо тяжелое или легкое?

Ребята, а какую форму геометрическую форму вам напоминают все эти предметы?

Дети: Треугольник. Молодцы! правильно- треугольник.

Царевич: А хотите мы с вами отправимся в путешествие по сказкам к моим любимым героям? Сказка в гости приглашает тех, кто загадку отгадает. Вот вам первая загадка

(Дети отгадывают загадки, выполняют задания от Царевича).

Носик круглый пятачком,

им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

кто герои, что за сказка?

Дети: Три поросенка.

Воспитатель:Да, три поросенка.

Воспитатель:А от Царевича есть вам задание, построить домики из геометрических фигур трех цветов для этих поросят.

Воспитатель: Для Ниф- Нифа мы построим синий домик. ДляНуф- Нуфа зеленый домик. Для Наф-Нафа мы построим красный домик.

Ребята,но посмотрите у нас только треугольники, а как нам из треугольников сложить квадрат?

(Дети подходят к фигурам и разными способами с помощью воспитателя из треугольников стараются получить квадрат (Дети выполняют задание)А какой формы будет крыша? Правильно, треугольной.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Воспитатель: Молодцы, правильно, мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Следующая загадка от Царевича

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три

Как увидишь,сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно

Убегай скорей, сестричка,Из окна лети, как птичка

Значит, сказке всей конец

По слогам читают дети:

Воспитатель: Ребята,а кто самый большой из них?

Дети : Медведь Михаил Иванович.

Воспитатель: Правильно, вот он (картинка на ватмане).

А где здесь мама медведица?

Правильно, вот она (картинка). А какая она?

Воспитатель: Молодцы. А это их сынок Мишутка. Какой он?

Воспитатель: Правильно ребята, он маленький.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько у медведей много разных предметов в домике.

(картинки на магнитной доске) – и стульчики, и чашки. Захотели медведи пообедать, да Маша все у них перепутала. Вот какой у них беспорядок в избушке, имедведи не могу найти свои вещи. Давайте поможем медведям навести порядок в их домике.

Для папы медведя – самые большие предметы.

Для мамы медведицы – предметы поменьше.

А для сыночка медвежонка – предметы самые маленькие.

Дети берут по очереди картинки с предметами разных размеров

Индивидуальные ответы детей (полный ответ: большую ложку я отдам большому медведю и т. д.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Воспитатель:Молодцы ребята и с этим заданием справились, а вы знайте медведи любят очень заниматься гимнастикой, они и вам предлагают немного отдохнуть и размяться.

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.) Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок – малютка просто (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по любимым сказкам Царевича три.Послушайте загадку:

«У него голов немало,

Языки в них, словно жало». (Змей Горыныч)

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Воспитатель: Ребята, сколько голов у Змея Горыныча?

Дети :Три головы у Змея Горыныча.

Воспитатель: Давайте посчитаем… (Один, два, три)

З-Г: Здравствуйте, ребята! Пролетал я мимо. решил к вам заглянуть. А что это вы тут делаете?

Дети: Побывали в сказках у трех поросят и трех медведей, разные задачки решаем, помогаем героям.

З-Г: Какое вам число встречалось в этих сказках?

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

З-Г: Ой спасибо, ребята, какие вы молодцы! Столько всего умеете делать. Хвалит всех детей,отмечает лучшие работы. Послушайте теперь стих про цифру 3:

А за двойкой — посмотри — Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков — Состоит из двух крючков.

З-Г: Вы большие молодцы всем героям помогли! Ну, мне пора, полетел кушать! До свидания!

Воспитатель:Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ой, ребята посмотрите в театре появились наши старые знакомые Царь Единица и Царица Цифра 2.

Царь:Здравствуйте,ребята! Сегодня в гости к вам не заходил молодой человек в кольчуге со щитом и копьем? (Ответы детей) А мы его потеряли. Это наш старший сын Царевич 3, а какое число он любит вы узнали (Ответы детей)

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Действительно если сложить вместе один и два, получится три.

Воспитатель:Мы выполнили поручения царевича и за это он хочет нас отблагодарить. В русских народных сказках действие часто упоминается число три и одну из таких сказок он нам дарит.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется трижды

Прикреплённые файлы:

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыКонспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3» Цель: обобщить математические представления детей и расширить представления о числе 3 и цифре 3. Задачи:учить соотносить число 3 с количеством.

«Путешествие на лесную поляну». Конспект занятия в средней группе по ФЭМП по теме «Количественный и порядковый счёт. Число 3» Выполнила: студентка 4 курса пед. колледжа Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Гунькина В. В. Цель: познакомить детей с образованием.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыКонспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 4» (средний возраст) Цель:Знакомить детей с образованием числа три и цифрой четыре. Правильно соотносить числительные с предметами. Учить называть числительные.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыКонспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «2»; Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«2»,знаков «+»,«=»;закрепление.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыКонспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «4»; Задачи: обучающие: обучать написанию цифры«4»;закрепление знаний детей о четырехугольниках;.

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «Число и цифра 0» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «0» Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; закрепление навыков написания цифры«0» ; закрепление.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыКонспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Число.

Конспект по математике в подготовительной группе «Число 6 и цифра 6» Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число 6 и цифра 6. Цель: Создать условие для Закрепления порядкового и количественного.

В каких сказках часто встречается число 3 что в них повторяется триждыОткрытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы[/b] Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *