В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Нравственность, духовность

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Нравственность, духовность – эти понятия чересчур часто, к месту и не к месту, стали употребляться в литературоведческих статьях. Эпитет «духовный» сделался неким клише. «Нравственные проблемы современной литературы», «нравственное начало» и тому подобные заголовки статей и эссе вошли в моду. Между тем – тавтология! Вся литература испокон веков обращалась к нравственности. Ничем иным литературы не занималась и не должна заниматься, а там, где проблемы нравственности отсутствуют, нет литературы…

Что должна воспитывать литература? Всесторонне развитую личность. А значит, нужно воздействовать на все стороны, нажимать на все «клавиши» восприятия. А это возможно лишь при многообразии героев, воплощающих самые разные стороны действительности, самые разные грани человеческой души.

Литература времён Отечественной войны создала немало образов людей, лишённых всяческого эгоизма, людей гармоничных – и не грешила против истины. Такие люди появляются в часы высочайшего, рокового напряжения истории.

Средства выразительности: нажимать на все «клавиши» восприятия (метафора), литература обращалась к нравственности (олицетворение, метонимия), грани человеческой души (метафора), несёт вериги прошлого (метафора), начисто забудет (метафора), память трансформируется (метафора), литература создала немало образов (метонимия), людей гармоничных (эпитет), литература не грешила против истины (метафора), часы напряжения истории (метафора), высочайшего, рокового напряжения истории (эпитет, метафора).

а) Настоящая литература всегда освещает проблемы нравственности.

б) Задача литературы – воспитывать всесторонне развитую личность.

в) Новое поколение не зависит от того, что было в прошлом, с его отцами и дедами.

г) В периоды истории, исполненные высочайшего напряжения, появляется немало людей гармоничных, лишенных эгоизма.

Объясните значение слов тавтология, клише, вериги.

Тавтология – это повторение в ряду слова, которое имеет одно и то же лексическое значение. Такой повтор считается необоснованным, так как не информативен. Тавтология – это почти всегда речевая ошибка и от неё следует избавляться и как можно реже употреблять её в речи.

Исключением являются лишь художественные поэтические и прозаические тексты, когда тавтология призвана усилить речевую выразительность, это, так называемая риторическая тавтология.

Клише – слово французского происхождения, которое первоначально обозначало рельефное изображение, изготовленное на каком-либо твердом материале для получения полиграфического оттиска. Это значение используется и по сей день. Но для большинства людей более привычным стало второе значение слова «клише». Этим термином принято обозначать выражение, потерявшее свою образность, избитое и затертое от постоянного употребления.

К понятию «клише» очень близки такие явления языка, как штампы и канцеляризмы. Порой их также относят к клише.

Собственно клише – это речевые обороты, устойчивые сочетания слов, принятые к употреблению среди носителей языка. Изначально многие из них несли в себе яркий и точный образ, например, «стальная птица», «царица полей», но в результате частого употребления образ этот потускнел, перестал вызывать какие-либо ассоциации.

Веримги – разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и прочее, которые носили великие подвижники для смирения плоти.

Подберите синонимы к фразеологизму испокон веков.

Испокон веков – всегда, издавна, искони, от века веков, как свет стоит.

В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

а) наивно предполагать

г) новое поколение (связь согласование: поколение (какое?) новое)

Замените словосочетания нравственные проблемы, человеческая душа синонимичными с подчинительной связью управление.

Проблемы (чего?) нравственности, душа (кого?) человека.

Одной чертой подчёркнуты подлежащие, красным цветом выделены сказуемые.

Основа предложения 1: подлежащее нравственность (сущ.) – сказуемое понятие (сущ., составное именное сказуемое).

Основы предложения 2:

подлежащее человек (сущ.) – сказуемое несёт вериги прошлого (словосочет., составное именное сказуемое); подлежащее «отряхнуть его прах с наших ног» (словосочет.) – сказуемое легче сказать, сделать. (составное именное сказуемое);

Основы предложения 3:

Основа предложения 4: подлежащее память (сущ.) – сказуемое трансформируется (глаг., простое глагольное сказуемое).

Что такое нравственность? Я думаю, что единственного верного ответа на этот вопрос нет. Его просто не может быть, потому что каждый человек самостоятельно определяет для себя тот круг правил, которыми руководствуется в жизни по отношению к другим людям и к природе. Да, мы можем учиться у одних и тех же учителей, читать одни и те же умные книги, но при этом каждый из нас всё равно будет в жизни придерживаться разных принципов и по-разному относиться к одним и тем же ситуациям и явлениям.

Значит ли, что определения понятию «нравственность» вообще не может быть? Нет. Каждый человек, в том числе и я, формулирует это понятие для себя.

Нравственность, по моему мнению, это сложный комплекс внутренних качеств, таких как доброта, щедрость, скромность, умеренность во всем, уважение к другим людям. Во все времена она определяла суть разделения добра и зла, плохого и хорошего… Нравственность – это то, как каждый из нас оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра.

Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и полезными, нужными для общества.

Нравственность служит не только силой, регулирующей поведение, она необходима для появления таких качеств, как умение сопереживать окружающим и самопожертвование. Именно это и делает человека Человеком.

Источник

Тестовые задания по русскому языку. Виды связи слов в словосочетании

Тест по синтаксису (виды подчинительной связи слов в словосочетании)

В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами;

В новой шапке, всё общество, чувство ненависти.

В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;

Коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;

Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забором;

За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

Яркой искрой, известные фермеры, её ресницы.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

Сижу за столом, вижу их, этот номер;

Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;

Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;

Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;

Казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;

Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час;

Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну;

Давно забытый, когда-то нашёл, на это место;

Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

Стремиться туда, тихо летали, помнил их.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;

Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце;

Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

Его слова, шёл не спеша, очень важно.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи;

Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;

Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

Вновь повторил, была там, не глядя на него.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

Ключ. 1.3) 2.2) 3.3) 4.4) 5.1) 6.2) 7.3) 8.4) 9.2) 10.2)

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определённого типа:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить из предложения слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос, а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос.

Номер материала: 354925

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и примыкания.

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу либо толь­ко по смыс­лу. При этом одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Между сло­ва­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Примеры словосочетаний со связью согласования

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Существительное + прилагательное:

Существительное + причастие:

Существительное + поряд­ко­вое числительное:

Существительное + местоимение:

Существительное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное) + прилагательное:

Местоимение + суще­стви­тель­ное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное, причастие):

Существительное + суще­стви­тель­ное (при­ло­же­ние):

Примеры словосочетаний со связью управления

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Глагол + существительное:

Прилагательное + местоимение:

при­ла­га­тель­ное + существительное:

Существительное + существительное:

Наречие + существительное:

чис­ли­тель­ное + существительное:

Деепричастие + суще­стви­тель­ное, местоимение:

Примеры словосочетаний со связью примыкания

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Глагол, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

Существительное + наречие:

Существительное + нескло­ня­е­мое прилагательное:

Местоимение, гла­гол, суще­стви­тель­ное, наре­чие + фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного/наречия:

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Источник

1. Укажите словосочетание.
а) дается и впитывается в) родину не выбирают
б) вместе с рождением г) потому что она дается

2. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) восьмой класс в) выглянуло солнце
б) очень настойчивый г) поворот налево

3. В какой строке все словосочетания с подчинительной связью согласование?
а) каждый миг, говорить тихо
б) думающий человек, первая парта
в) гулять по саду, певчая птица
г) желание трудиться, весь урок

4. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) осевший снег в) бежать не оглядываясь
б) ничего не знаю г) прибить крепко

5. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) низко лететь в) вдали от берега
б) на белом снегу г) читать про себя

7. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) стоять на мосту в) директор школы
б) начало весны г) сидеть не шевелясь

Выполните задания 8 – 10. Ответ запишите словами.
8. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание ВЗГЛЯНУЛА СТРОГО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание ПЫЛЬНЫЙ УРАГАН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 13. Ответ запишите словами или цифрами.
1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами. (2) Оно бросало последние розовые лучи. (3) Снеговые горы начинали скрываться. (4) Только верхняя линия их обозначалась с ясностью на багровом свете заката. (5) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. (6) Наступила торжественная тишина.
11. Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.
12. Из предложений 2 – 3 выпишите словосочетание со связью управление.
13. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение, в котором есть
словосочетания со связью примыкание. Запишите номер предложения.

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Согласование

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

Управление

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

Примеры

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

Примыкание

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

В каком словосочетании связь иная чем примыкание наивно предполагать начисто забудет

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

Есть три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи в словосочетании:

согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние (СУП).

Согласование.

Типичные слу­чаи согла­со­ва­ния — это сло­во­со­че­та­ние из суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го (кра­си­вая тет­рад­ка). Как мы пони­ма­ем, что это согла­со­ва­ние? Когда мы глав­ное сло­во изме­ня­ем по паде­жам, зави­си­мое сло­во тоже изме­ня­ет­ся (кра­си­вая тет­рад­ка, нет кра­си­вой тет­рад­ки и так далее). Оба сло­ва оди­на­ко­во меня­ют­ся по паде­жам, у них появ­ля­ют­ся окон­ча­ния, соот­вет­ству­ю­щие этим паде­жам, зна­чит они согла­су­ют­ся меж­ду собой в паде­же, чис­ле и роде.

Управление.

Это такая связь, при кото­рой глав­ное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым в каком-либо паде­же. То есть у глав­но­го сло­ва нет кате­го­рии паде­жа, у зави­си­мо­го есть, и когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое сло­во оста­ет­ся в одном и том же паде­же. Например:
читать кни­гу.

Я читаю книгу.
Он читал бы книгу.
Читайте книгу!

Глагол в раз­ных фор­мах упо­треб­ля­ем, а суще­стви­тель­ные в вини­тель­ном паде­же при нем сто­ит все­гда. Чем отли­ча­ет­ся от согла­со­ва­ния? Тем, что у глав­но­го сло­ва паде­жа нет. Иногда у глав­но­го сло­ва падеж тоже может быть. Допустим сло­во­со­че­та­ние из двух суще­стви­тель­ных тоже по типу управ­ле­ния: чте­ние кни­ги, но когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое вме­сте с ним не изме­ня­ет­ся по паде­жам, оно оста­ет­ся в одном и том же падеже:

чте­ние книги,
чте­ния книги.

Книги в роди­тель­ном паде­же как было, так и есть. Вот такое сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром падеж зави­си­мо­го сло­ва не меня­ет­ся при изме­не­нии глав­но­го, назы­ва­ет­ся управлением.

Управления более раз­но­об­раз­но, чем согла­со­ва­ние. Главные сло­ва могут быть выра­же­ны раз­ны­ми частя­ми речи, но осо­бен­ность одна и та же: у зави­си­мо­го сло­ва обя­за­тель­но есть кате­го­рия паде­жа, и оно обя­за­тель­но в одном и том же паде­же употребляется.

Примыкание.

Это такая связь, при кото­рой у зави­си­мо­го сло­ва вооб­ще нет кате­го­рии паде­жа. Обычно так фор­му­ли­ру­ют: зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой частью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой. Типичный при­мер: сло­во­со­че­та­ние «гла­гол + наре­чие» (бежать быст­ро, учить­ся хоро­шо).

Наречие — дей­стви­тель­но неиз­ме­ня­е­мая часть речи (почти неиз­ме­ня­е­мая, посколь­ку сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий все-таки есть), но глав­ное, что у них нет падежа.

Примыкают не толь­ко наре­чия, но и дру­гие фор­мы, кото­рые не име­ют паде­жей. Например, инфи­ни­тив гла­го­ла: иду учить­ся.

Учиться — это гла­гол, у него мно­го раз­ных форм, соот­вет­ствен­но, часть речи это в прин­ци­пе изме­ня­е­мая, но паде­жа у него нет. Если гла­гол ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым сло­вом (зави­си­мым сло­вом он может быть имен­но в инфи­ни­ти­ве), то он при­мы­ка­ет, то есть никак не вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми сло­ва­ми по паде­жу, посколь­ку паде­жа у него про­сто нет. И так же при­мы­ка­ют любые неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, что зна­ме­на­тель­ные при­ла­га­тель­ные, что место­имен­ные прилагательные.

Три това­ри­ща. Главное сло­во в этом сло­во­со­че­та­нии — это сло­во три (имя чис­ли­тель­ное). Если мы это сло­во­со­че­та­ние будем изме­нять: три това­ри­ща, трех това­ри­щей, трем това­ри­щем. Явно наблю­да­ет­ся согла­со­ва­ние в кос­вен­ных паде­жах — чис­ли­тель­ные и суще­стви­тель­ные сто­ят в одной и той же фор­ме, и глав­ным сло­вом ста­но­вит­ся суще­стви­тель­ное. А в началь­ной фор­ме глав­ное сло­во — чис­ли­тель­ное и суще­стви­тель­ное сто­ит при нем в роди­тель­ном паде­же. А само чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном. Как мы это можем понять? Составить пред­ло­же­ние с этим словосочетанием:

Пришли три товарища.

Три това­ри­ща – под­ле­жа­щее, зна­чит, глав­ное сло­во в име­ни­тель­ном паде­же, а зави­си­мое в роди­тель­ном. То есть что мы долж­ны здесь ска­зать? В име­ни­тель­ном паде­же в началь­ной фор­ме сло­во­со­че­та­ние постро­е­но по типу управ­ле­ния (чис­ли­тель­ное управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в роди­тель­ном паде­же), а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся на согла­со­ва­ние, и суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся глав­ным сло­вом, а чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с ним по паде­жу. Все сло­во­со­че­та­ния с чис­ли­тель­ны­ми име­ют такую осо­бен­ность: они меня­ют тип свя­зи при изме­не­нии словосочетания.

А даль­ше еще хитрее…

С одной сто­ро­ны это тоже самое, что и три това­ри­ща, то есть управ­ле­ние в началь­ной фор­ме. Но есть два дру­га, а есть две подру­ги. Что еще здесь про­ис­хо­дит? Частичное согла­со­ва­ние по роду. То есть полу­ча­ет­ся — это управ­ле­ние роди­тель­ным паде­жом. По паде­жу это сло­во­со­че­та­ние постро­е­но имен­но как управ­ле­ние, а по роду здесь сло­ва согла­су­ют­ся — чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Почему так про­ис­хо­дит? Потому что вооб­ще у чис­ли­тель­ных нет кате­го­рии рода и кате­го­рии чис­ла, у них есть толь­ко кате­го­рия паде­жа. Как мы это уви­де­ли на при­ме­ре чис­ли­тель­но­го три. Но у чис­ли­тель­но­го два и чис­ли­тель­но­го один есть кате­го­рия рода. А у чис­ли­тель­но­го один еще и кате­го­рия числа.

Трое бра­тьев, тро­их бра­тьев, тро­им бра­тьям. То же самое, что и три това­ри­ща. То есть соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное ведет себя так же, как и коли­че­ствен­ное, то есть меня­ет тип связи.

Главное сло­во здесь при­ла­га­тель­ное склон­ный, зави­си­мое — гла­гол в инфи­ни­ти­ве пре­уве­ли­чи­вать. Раз гла­гол в инфи­ни­ти­ве зави­си­мое сло­во, то он примыкает.

Здесь глав­ное сло­во — место­име­ние кто-то, зави­си­мое сло­во это предложно-падежная фор­ма — суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом. Когда зави­си­мое сло­во пред­став­ле­но какой-то падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го и оно не изме­ня­ет­ся вме­сте с изме­не­ни­ем глав­но­го (кто-то в тол­пе, кого-то в тол­пе, кому-то в тол­пе, в тол­пе не меня­ет­ся), зна­чит это управ­ле­ние. Управление, а не при­мы­ка­ние, пото­му что это суще­стви­тель­ное, а у суще­стви­тель­но­го есть падеж (в тол­пе – пред­лож­ный падеж).

Так же, как три това­ри­ща. Сорок пять дней, соро­ка пяти дней, соро­ка пяти дням. В началь­ной фор­ме – управ­ле­ние, то есть глав­ное сло­во здесь сорок пять, оно управ­ля­ет роди­тель­ным паде­жом сло­ва дней, а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся и чис­ли­тель­ное сорок пять начи­на­ет согла­со­вать­ся с суще­стви­тель­ным день.

Чем отли­ча­ют­ся сорок пять дней и три това­ри­ща?

Числительные от пяти и боль­ше управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа не един­ствен­но­го чис­ла, а мно­же­ствен­но­го (три дня, но сорок пять дней).

Находим глав­ное сло­во – дирек­ти­ва, зави­си­мое сло­во – свер­ху, это наре­чие. Раз зави­си­мое сло­во – наре­чие, то оно при­мы­ка­ет. В чем необыч­ность тако­го сло­во­со­че­та­ния? В том, что обыч­но наре­чие зави­сит от гла­го­ла, от суще­стви­тель­но­го крайне ред­ко. Но вот здесь имен­но такой слу­чай. Здесь про­пу­щен гла­гол, выпол­ня­ю­щий роль связ­ки: дирек­ти­ва, направ­лен­ная свер­ху (направ­лен­ная — при­ча­стие, осо­бая фор­ма глагола).

Здесь упо­треб­ле­но нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное. Окончания у него нет, но нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные все рав­но име­ют кате­го­рию паде­жа, пото­му что мы можем ему задать опре­де­лен­ный падеж­ный вопрос: пой­ти во что? Следовательно суще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в вини­тель­ном паде­же. И раз гла­гол зада­ет вот эту фор­му вини­тель­но­го паде­жа, то это управ­ле­ние. Глагол пой­ти управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же с пред­ло­гом – в кафе.

То же самое. Если зави­си­мое сло­во суще­стви­тель­ное, то авто­ма­ти­че­ски это управление.

Далее несколь­ко сло­во­со­че­та­ний с при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми. Обратите осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку при­тя­жа­тель­ные место­име­ния могут всту­пать во все три вида связи.

Ответ чей? Его. Это место­име­ние — при­ла­га­тель­ное. Отвечает на вопрос чей? Это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние. Его ответ, его отве­та, его отве­ту. Вроде бы при­ла­га­тель­ное, но не согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным, а засты­ло в одной и той же фор­ме. Это неиз­ме­ня­е­мая часть речи. Оно при­мы­ка­ет. Здесь нуж­но раз­гра­ни­чи­вать: нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные управ­ля­ют­ся, пото­му что у них есть падеж; неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (и место­имен­ные, и зна­ме­на­тель­ные) примыкают.

Его – здесь это не при­тя­жа­тель­ное место­име­ние его, это лич­ное место­име­ние он в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа: встре­тить кого? Значит, это управление.

А здесь согла­со­ва­ние, пото­му что при­тя­жа­тель­ное место­име­ние свои согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным обя­зан­ность.

Свои обя­зан­но­сти, своя обя­зан­ность, сво­их обязанностей.

Еще раз: если у при­ла­га­тель­но­го есть окон­ча­ния, если оно изме­ня­ет­ся по паде­жам, то оно согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным; а если при­ла­га­тель­ное неиз­ме­ня­е­мое, то оно примыкает.

Словосочетания с чис­ли­тель­ным в кос­вен­ном паде­же. Значит, это согла­со­ва­ние. В началь­ной фор­ме управ­ле­ние, а в кос­вен­ных паде­жах это согла­со­ва­ние. Если бы было две руки, то это было бы управ­ле­ние с эле­мен­том согла­со­ва­ния по роду. А дву­мя рука­ми — это уже чистое согласование.

Числительное один — это един­ствен­ное чис­ли­тель­ное, кото­рое пол­но­стью согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем, то все осталь­ные чис­ли­тель­ные управ­ля­ют роди­тель­ным паде­жом (одна стро­ка, но две стро­ки; стро­ка – в име­ни­тель­ном паде­же, стро­ки – в роди­тель­ном падеже).

Тридцать тре­тий пункт.

Это чистое согла­со­ва­ние, пото­му что трид­цать тре­тий – это чис­ли­тель­ное поряд­ко­вое, то есть это при­ла­га­тель­ное с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем. Оно ведет себя как любое дру­гое прилагательное.

Тридцать тре­тий пункт, трид­цать тре­тье­го пунк­та, трид­цать тре­тье­му пункту.

Авеню – суще­стви­тель­ное нескло­ня­е­мое. Но суще­стви­тель­ные, от того что они нескло­ня­е­мые, никак не меня­ют сво­е­го син­так­си­че­ско­го пове­де­ния. Здесь сло­во аве­ню – глав­ное. Посмотрим, как оно вли­я­ет на зависимое.

Есть глав­ная аве­ню, нет глав­ной аве­ню, при­ла­га­тель­ное с ним согла­су­ет­ся. У само­го сло­ва аве­ню окон­ча­ния нет, но при­ла­га­тель­ное под­стра­и­ва­ет свое окон­ча­ние под падеж суще­стви­тель­но­го. Так что это согласование.

А вот это осо­бый вид согла­со­ва­ния меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми. В линг­ви­сти­ке для него есть осо­бый тер­мин: аппо­зи­ция или аппо­зи­тив­ная связь. Буквально обо­зна­ча­ет при­став­ле­ние одно­го суще­стви­тель­но­го к дру­го­му. В чем его отли­чие от согла­со­ва­ния при­ла­га­тель­но­го с суще­стви­тель­ным? В том, что здесь менее чет­ко выра­же­но, какое сло­во глав­ное, а какое зави­си­мое. Но все-таки доч­ка – глав­ное, пото­му что мы можем заме­нить такое сло­во­со­че­та­ние на сло­во­со­че­та­ние с при­ла­га­тель­ным кра­си­вая доч­ка. Тем не менее это согла­со­ва­ние, пото­му что два суще­стви­тель­ных оди­на­ко­во изме­ня­ют­ся по падежам:

кра­са­ви­цы доч­ки, кра­са­ви­це доч­ке, кра­са­ви­цей дочкой.

Заниматься – инфи­ни­тив в пози­ции зави­си­мо­го сло­ва. Это при­мы­ка­ние. И как член пред­ло­же­ния – это обсто­я­тель­ство цели.

Тоже самое, что его ответ. Беж – это неиз­ме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное. Это примыкание.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *