В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Положительные, отрицательные и нейтральные эмоции и нужны ли они все

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Положительные и отрицательные эмоции

Вы можете подумать, что позитивная психология это только о положительных эмоциях. Но дело не только в них. Негативные и нейтральные эмоции — это неотъемлемая составляющая, которую мы должны ощущать, чтобы жить ярко и насыщенно. Зачем нужны отрицательные эмоции в комплексе с положительными, и почему нейтральное состояние это неотъемлемый атрибут повседневной жизни, читайте дальше.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Взгляд со стороны психологии

Люди изучали эмоции в течение многих лет. Учитывая сложность концентрации на чувствах, неудивительно, что мы знаем о них немного. У большинства людей отсутствует понимание необходимости обеих эмоций для здорового функционирования и полноценной гаммы чувств. Давайте начнем с определений и выясним виды чувств и впечатлений, когда возникают определенные эмоции, что является их источником и как их создавать самостоятельно.

Определение и значение положительных эмоций

Положительные — это эмоции, которые мы обычно находим приятными для переживания. Оксфордский справочник позитивной психологии определяет их как «приятные или желательные ситуативные реакции, отличные от приятных ощущений и не дифференцированного положительного аффекта».

По сути, это определение утверждает, что положительные эмоции — это приятные реакции на наше окружение (или наш собственный внутренний диалог), которые являются более сложными и целенаправленными, чем простые ощущения.

Определение и значение отрицательных эмоций

С другой стороны, негативные эмоции — это те, которые нам обычно не нравятся. Отрицательные эмоции могут быть определены как «неприятные или несчастные эмоции, которые вызываются людьми, чтобы выразить негативное влияние на событие или человека».

Если эмоция понижает эмоциональное состояние и ухудшает настроение, то, скорее всего, это отрицательная эмоция.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Подробнее о противоречивых чувствах и когнитивном диссонансе.

25 примеров: список положительных и отрицательных эмоций

Примеры положительных и отрицательных эмоций будут зависеть от того, как вы их переживаете. Даже определение эмоции может варьироваться в зависимости от того, кто отвечает на вопрос. Как бы вы ни определяли эмоции, различение между ними является интуитивным процессом — мы, кажется, «просто знаем», какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

Список положительных эмоций

Общие положительные эмоции включают в себя:

Список отрицательных эмоций

Вот некоторые из негативных эмоций:

Нужны ли нам отрицательные эмоции наравне с положительными

Посмотрите на список негативных эмоций. Хотите ли вы добровольно испытать какие-либо из них? Вероятно — нет, и это не удивительно! О вреде негативных эмоций на физическое здоровье мы уже рассказывали в статье о психосоматике.

Вот некоторые примеры выявленных закономерностей между негативными эмоциями и заболеваниями человека.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Теперь обратитесь к списку примеров положительных эмоций. Легко заметить, что этот перечень полон приятных переживаний, которые люди стремятся найти и продлить. Нам нужны положительные эмоции, чтобы эффективно функционировать, расти и процветать.

Так что, если нам в принципе неприятно испытывать отрицательные эмоции, а нравится переживать положительные, нужны ли нам вообще негативные впечатления? Как оказалось, да. Далее разберем подробнее, почему так происходит.

Зачем нужны отрицательные эмоции

Хотя они и неприятны для переживания, негативные эмоции действительно необходимы для полноценной жизни. Это происходит по двум причинам:

Отрицательные эмоции служат эволюционным целям, побуждая нас действовать таким образом, чтобы повысить шансы на выживание и помочь расти и развиваться как личности.

Как отмечают психологи, для каждой из основных эмоций, как положительной, так и отрицательной, есть веская причина:

Без страха вы бы были здесь сегодня? Или вы занимались опасными для жизни делами, подвергая себя ненужному риску? Без отвращения, смогли бы воздержаться от употребления каких-либо вредных веществ, к которым у вас есть доступ?

Какими бы неприятными они ни были, нельзя отрицать, что негативные эмоции служат важным целям в нашей жизни.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Действительно ли человек испытывает стресс только в негативных ситуациях

Хотя вы можете думать о стрессе как о чисто негативной эмоции или реакции, на самом деле люди часто испытывают стресс в нейтральных и позитивных ситуациях.

На самом деле, многие события, которые обычно считаются положительными, могут вызвать огромное напряжение в нашей жизни.

Вот лишь несколько примеров положительного опыта, который может принести стресс:

Вполне естественно чувствовать стресс во всех этих ситуациях, даже если они классифицированы как счастливые и позитивные. Это еще один пример взаимодействия между положительными и отрицательными чувствами, которые дают нашей жизни баланс.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Положительные и отрицательные эмоции: взгляд на различия

Как мы теперь знаем, положительные и отрицательные эмоции жизненно важны для здоровой, полноценной жизни. Давайте посмотрим, как эмоции в обеих категориях влияют на нас.

Как они влияют на мозг? Позитивные и негативные ощущения играют важную роль, когда речь идет о мозге, но в целом это разные роли.

Положительно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующим образом.

Отрицательно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующими способами:

Оба эти чувства играют важные роли в психологии и работе мозга, и эти роли дополняют друг друга, а не конкурируют между собой.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Роль обоих чувств в позитивной психологии

Учитывая влияние позитивных и негативных ощущений на мысли и поведение человека, можно понять, почему позитивная психология пристально следит и за негативными эмоциями. Для нас также важно научиться повышать свои положительные эмоции и использовать возможности, которые они предоставляют. Столь же важно научиться адаптироваться к отрицательным переживаниям и эффективно справляться с ними.

Когда мы в состоянии принять и использовать все эмоции, мы даем себе лучший шанс жить сбалансированной, осмысленной жизнью. Вот почему область позитивной психологии не сосредотачивается на одних только положительных эмоциях.

Также важно понимать, как превратить отрицательные эмоции в полезный опыт, и применять его на практике.

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Как можно лучше отслеживать эмоции

Теперь мы знаем о важности принятия и управления нашими эмоциями — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Следующий вопрос — как мы на самом деле это делаем.

Первым ш агом к эффективному управлению эмоциями является выявление, понимание и поиск закономерностей в эмоциональных переживаниях.

Если вам нужна помощь в выявлении положительных и отрицательных эмоций или отслеживании переживаний, вам могут помочь несколько диаграмм.

ОтрицательныеПоложительные
ОгорчениеУдовлетворение
ПечальСпокойствие
ЗавистьБезмятежность
ДепрессияУмиротворенность
НенавистьДоверие
ПорицаниеВосторг
СожалениеСчастье
СтраданиеУдовольствие
ОбидаРадость
УгрозаБеззаботность
ГневУверенность
ОпасностьОптимизм
НенавистьСтрасть
СтыдГармония
КонфузАзарт
НеуверенностьБлагодарность
ПессимизмПризнательность
УсталостьДоброжелательность
БольПривязанность

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Суть нейтральных эмоций

В то время как положительно и отрицательно окрашенные чувства получили значительное внимание со стороны исследователей и практиков психологии, есть еще одна категория эмоций, которые почти игнорируются. Это нейтральные эмоции.

Вы не услышите много об этих чувствах среднего уровня от психологов, но они являются широко обсуждаемой темой в некоторых кругах буддизма. Эти эмоции называются адукхамасухами, что может означать нейтрально (ни больно, ни приятно). Они ссылаются на «диапазон в средней части спектра ощущений. Это нечто между болью и удовольствием, не явно болезненно, но и не явно приятно.

Поскольку нейтральные чувства являются достаточно обыденной темой для большинства из нас, мы редко уделяем им много внимания. Однако они могут быть эмоциональной категорией, где мы проводим большую часть нашего времени. Подумайте о своем дне: сколько его было потрачено на радость и удовлетворение, гнев или грусть. Вероятно, гораздо меньше времени, чем на нейтральные эмоции, которые вы испытывали в остальное время.

Хотя нейтральные ощущения не обладают валентностью — положительной или отрицательной, — некоторые говорят, что нейтральные чувства можно считать положительными, поскольку они характеризуются отсутствием боли и страданий.

Что бы вы ни думали о негативных чувствах, имейте ввиду, что это важный, хотя и часто забытый, элемент вашего эмоционального опыта.

Источник

Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

Невербальные коммуникации: сущность и виды

Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

Виды и функции эмоций

На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

Специалисты различают эмоции и чувства:

Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

Элементы невербального общения

Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

Взгляд бывает разным:

Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

Невербальное проявление эмоций

Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

Источник

Текст книги «Детская психология: учебник для вузов»

В каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные

Автор книги: Елена Смирнова

Жанр: Книги по психологии

Текущая страница: 10 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни

Появление и развитие ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется.

В работе А. И. Сорокиной, выполненной под руководством С. Ю. Мещеряковой, изучалось развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни. К исследованию были привлечены дети с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Методика исследования заключалась в регистрации эмоциональных проявлений младенцев при восприятии ими положительных (доброжелательный взгляд, улыбка, ласковый разговор), отрицательных (укор, неприятное удивление) и индифферентных воздействий взрослого. В первой серии экспериментов эти воздействия были адресованы непосредственно ребенку, а во второй находящемуся рядом, но невидимому для малыша другому человеку. Полученные результаты заключались в следующем.

Во-первых, негативные проявления при отрицательных воздействиях взрослого начинают преобладать только во втором полугодии жизни. Дети до 5–6 месяцев радостно встречают любые обращения взрослого.

Во-вторых, выявилась зависимость сроков появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям от условий воспитания детей. Младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно. Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

Качественный анализ данных показал, что чем старше становятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и неадресованных воздействиях. Если в первом полугодии эти различия проявляются лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во втором полугодии дети совершенно по-разному реагируют на эти воздействия. Например, если адресованный им укор они воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), то неадресованный укор встречают радостными эмоциями.

Очень интересны различия эмоциональных проявлений детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. Оказалось, что в ситуативно-личностном общении положительные эмоции выражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.

Таким образом, результаты данной работы свидетельствуют о том, что переход к ситуативно-деловому общению во втором полугодии связан с существенной перестройкой в отношении детей к взрослому. У младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним.

После 5–6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. В работе Г. Х. Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 месяцев общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Выяснилась следующая картина развития взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми.

На первой стадии (первый месяц жизни) у детей отсутствуют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых. На втором месяце младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрослых – они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 месяца начинает устанавливаться дифференцированное отношение к окружающим людям, которое окончательно формируется примерно к 5 месяцам. Причем сначала узнавание осуществляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим – дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 месяцев появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых, – незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие – яркие положительные эмоции. Если у младенцев первого полугодия эти различия заключались в различной интенсивности положительных эмоциональных проявлений (дети больше радуются близким, чем чужим людям), то во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различается качественно – при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций – восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение. Таким образом, дети четко различают близких, знакомых и незнакомых взрослых и проявляют к ним различное отношение. Причем к близкому взрослому они испытывают ярко выраженную привязанность, которая формируется только к концу первого полугодия жизни. Подтверждением этого может служить тот факт, что дети до 6 месяцев легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и новым условиям при усыновлении. После 7 месяцев младенцы очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью и с большим трудом привыкают к новым взрослым.

Таким образом, можно видеть, что на протяжении первого года жизни общение и отношения со взрослым существенно меняются. Вместе с тем на протяжении всего младенческого возраста общение остается решающим фактором, определяющим все линии психического развития ребенка.

Предпосылки развития речи

В первом полугодии жизни единственными средствами общения являются экспрессивно-мимические, входящие в состав комплекса оживления. Во втором полугодии новая социальная ситуация развития ребенка требует совершенно новых средств общения со взрослым. Экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств вскоре оказывается явно недостаточно для делового общения. Поэтому во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения – речь. Хотя до 12–15 месяцев ребенок – еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй – с отработкой речевых артикуляций.

Уже в первом полугодии жизни у младенцев наблюдается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых – разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него комплекс оживления максимальной силы и продолжительности. Уже в 3–5 месяцев младенцы проявляют особую избирательность к звукам речи сравнительно со звуками любых физических объектов (гудков, колокольчиков, музыкальных инструментов и пр.) Во втором полугодии происходит дифференциация самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента – тембровый и тональный, которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смысло-различительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том – дом», или «мак – лак» и пр.). Во втором полугодии начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7–8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения: на слово «ладушки», например, он хлопает в ладошки, а на слова «до свидания» – машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций. Предречевые вокализации входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся: вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки); гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх» или «хм») и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гу-ли-ии»). Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5–6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение». Лепетное говорение всегда обращено взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации.

К концу года у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют свое значение и свое звучание (няй-няй, ау-ау, дя-дя-дя). Это так называемые автономные слова. Подробнее феномен автономной детской речи будет рассмотрен в гл. 3, ч. 3.

Очевидно, что появление лепета – это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию? Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной.

В этой работе детям от 10 до 15 месяцев давали прослушивать записанный на магнитофонную пленку отрывок из детской радиопередачи. Взрослый во время прослушивания находился рядом и слушал запись вместе с ребенком, не вступая с ним в речевое общение. После 20–30 сеансов подобного прослушивания число лепетных вокализаций у детей, участвовавших с эксперименте, резко возросло в сравнении с контрольной группой, а у некоторых старших детей появились собственные активные слова. В целом непонятная ребенку речь стала источником их радостных переживаний и речевого развития детей. Вместе с тем из этих экспериментов осталось неясным, что именно влияет на речевое развитие – присутствие взрослого или звучание знакомого текста. Для ответа на этот вопрос были проведены еще две серии экспериментов – в одной из них тот же текст предъявлялся без присутствия взрослого в поле зрения младенца (он сидел за ширмой), а в другой – взрослый находился рядом, но звучал не речевой текст, а музыка. Однако обе ситуации не привели к усилению лепетных вокализаций. В первом случае дети занимались главным образом тем, что искали источник звука, т. е. взрослого, и вовсе не прислушивались к слышимой речи; во втором «уроки музыки» также оказались неэффективными – многие дети начинали дремать и даже засыпали под музыку.

Таким образом, из этих экспериментов стало ясно, что слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком с близким и знакомым взрослым. Именно взрослый вводит ребенка в мир речевой действительности и формирует способность не только говорить, но и слушать. Речевое воздействие и слышимая речь неотделимы от конкретного человека. Как установила в своих исследованиях А. Г. Рузская, глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями. Во-первых, эмоциональные контакты со взрослым создают у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца. Во-вторых, заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи – ребенок начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение. Благодаря этому в недрах довербального общения складывается самое совершенное средство человеческого общения – речь.

Первое полугодие жизни является периодом непосредственно-эмоционального или ситуативно-личностного общения младенца со взрослым. Начиная со 2-го месяца жизни младенец овладевает средствами общения со взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече со взрослым была названа комплексом оживления. В состав комплекса оживления входят улыбка, замирание и зрительное сосредоточение, двигательное оживление и вокализации. От 2 с половиной до 4 месяцев интенсивность комплекса оживления нарастает, после чего он начинает распадаться по компонентам. Комплекс оживления имеет реактивную (ответную) и активную функцию в общении со взрослым, в стремлении ребенка привлечь к себе внимание. Реактивная функция выражается эмоциональным отношением при восприятии новых впечатлений в ответ на предъявляемые стимулы. Преобладание активной функции комплекса оживления над реактивной можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослым, и это общение становится ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Эмоциональное общение со взрослым определяет психическое развитие младенца первого полугодия жизни. Ситуативно-личностное общение со взрослым побуждается потребностью младенца во внимании взрослого и личностными мотивами общения и осуществляется с помощью экспрессивно-мимических средств.

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца.

Во-первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; у него складывается положительное самоощущение, которое является первичной формой самосознания.

Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно-личностные связи с близкими взрослыми, которые становятся основой дальнейшего развития ребенка.

В-третьих, эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета (акта хватания). Появление этих действий и интереса к предметам знаменует окончание первой половины младенчества и переход к новому этапу психического развития ребенка.

Во втором полугодии меняются отношения ребенка со взрослыми. Во-первых, младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого. Во-вторых, дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым: по отношению к близким взрослым устанавливаются и ярко проявляются аффективно-личностные связи; к посторонним взрослым ребенок испытывает недоверие и страх. И в-третьих, отношение к взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве.

Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. В этот период интенсивно развиваются фонематический слух и предречевые вокализации младенца, в которых начинает преобладать лепетное говорение. Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

1. Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты? Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

2. Дайте основную характеристику ситуативно-личностного общения младенца со взрослым.

3. Как можно доказать, что ситуативно-личностное общение со взрослым является ведущей деятельностью младенцев 2–6 месяцев?

4. Когда и как младенец начинает различать близких и незнакомых взрослых?

5. Как и почему младенец начинает ощущать и выделять самого себя?

6. Как доказать влияние ситуативно-личностного общения на развитие познавательной активности детей?

7. Как меняется отношение к взрослому во втором полугодии жизни?

8. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта – сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, узнает, понимает» и пр. Однако такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его ориентировка носит еще не расчлененный характер – в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие или мышление. Сенсорный мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взгляд останавливается на блестящих, красочных движущихся предметах, слух ловит звуки музыки, речь человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (они для них выступают как новые). По данным Т. Бауэра, предмет для младенца – это ограниченный объем пространства и все предметы, находящиеся в одном месте, являются для него как бы одним предметом. Поэтому ребенок ищет предмет в том же месте, где он обычно находился, даже если он видел его перемещение. По мнению Бауэра, ребенок как бы руководствуется следующими правилами: «Предмет остается тем же, пока он находится в одном и том же месте» или «Предмет остается тем же, пока он движется по одной и той же траектории». Образ предмета и предметное восприятие начинают формироваться только к концу первого полугодия, с появлением акта хватания и манипулятивных действий.

На 5-м месяце в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие – он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *