В медвежьей шкуре что значит
Мистика и культ Медведя
Наверное, ни об одном животном не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий, как о медведе. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.
Однако если верить старинным преданиям, медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных « существ на планете, окутанное ореолом невероятных мистических тайн.
О том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она повествует о любви медведицы к первому мужчине на Земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю Землю. Одно из древних славянских преданий рассказывает о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем.
Возраст находки насчитывал примерно 40 тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Словом, крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера». Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерных медведей.
Ученые до сих пор пытаются ответить на вопрос, зачем первобытные люди хранили эти черепа и для чего им понадобилось украшать свою «укладку» красноречивым знаком.
Надо сказать, что медвежий культ оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище, посвященное «хозяину леса», находилось на территории современного Ярославля, где жили люди, поклонявшиеся огромному-загадочному медведю и приносившие своему божеству щедрые кровавые жертвы.
Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил на отвоеванной земле новый город (Ярославль), гербом которого стал медведь с секирой, стоящий на задних лапах.
Позднее, в эпоху христианства, люди называли медведя «братом лешего». Считалось, что он следит за порядком в лесу, так как всяческая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут от него прочь, поскольку знают: тому под силу одолеть в поединке самого водяного.
Считалось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.
Медвежьи дети
Древние мифы и сказки повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становится женой «лесного хозяина», который заботится о ней и после рождения их общего ребенка отпускает домой.
Если верить преданиям, медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины. Так, русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденной им красавицы.
Вполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство «лесного владыки» с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело.
Не исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Во многих деревнях люди, замирая от ужаса, передавали из уст в уста «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.
«Прости нас, хозяин!»
Опасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и другими. Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам По-тапыч и топтыгин. При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.
Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню, навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.
Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека, обнаружившего медвежью берлогу, или же под кровом храбреца, не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».
Настоящий целитель
Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли топтыгина, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры, зубов и когтей.
Чудесными свойствами, по поверью, обладали и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух «хозяина» оберегал кроху до тех пор, пока тот не сможет постоять за себя сам. Кроме того, медвежьи клыки вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что они не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.
Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить между челюстями убитого медведя, это избавит малыша от всех болезней.
Особыми магическими свойствами наделялось сердце зверя. Если человек съедал его, то болезни были ему не страшны. У индийских народов существовало поверье о том, что кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью. Некоторые народы считали, что если больного окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят.
При магических ритуалах часто использовалось медвежье сало. Считалось, что если смазать им лоб человеку, то у последнего улучшится память.
О медведях и медвежатине
Из книги А.Ф. Миддендорфа «Естественная история медведя бурого» (1851 г.)
Шкура старого медведя чрезвычайно различна в цене, смотря по доброте ее, но, во всяком случае, она принадлежит к плохим меховым товарам, так как она, хотя и очень удерживает тепло, однако слишком тяжела, чтобы ее можно было с пользою употреблять; разве что только в виде дорожной накидной шубы. Поэтому и цена ее невелика: у нас, например, редко превышает 10–15 рублей серебром. Медвежья шкура очень тяжела для перевозки, для уплаты ясака ее также не принимают, потому она и у номадов (северные кочевые народы. — Ред.) имеет малую ценность. Гораздо дороже ценятся, напротив, черные, хорошо сохраненные шкуры молодых медведей, впрочем, скорняки их подкрашивают и улучшают. Вообще волос медведя очень способен линять и тогда имеет некрасивый вид, пока его не окрасят. Там, где тяжесть не есть неудобство, например, на обшивку и на подбивку саней, на полости, покрывала и т.п., медвежья шкура предпочитается другим мехам.
Мясо медведей, как жирное жаркое, всегда очень уважалось охотниками-номадами. Медведь заменяет в закуске севера дикую и домашнюю свинью южных стран. Медведь за свой жир предпочитается на севере мясу северного оленя, впрочем, весьма уважаемому. Как мясная пища, он далеко выше ворванной (очень жирной. — Ред.) рыбы! Для башкира выше медвежьего жирного бока стоит один только костный мозг оленя, подобно как для охотника отдаленного запада Северной Америки — мозг бизона. Из медвежьего жира башкир делает себе компот, употребляя мед как приправу. Я должен признаться, что даже западный европеец не находит дурным вкус проникнутого жиром медвежьего мяса, если он умеет легко преодолеть невольное отвращение и если не останавливает его черный цвет мяса. Животное только не должно быть слишком старо и тоще; оно не должно быть слишком жирно в одном только случае: если медведь жил на морском берегу, мясо его тогда вяло и принимает ворванистый вкус рыбной пищи медведя или вкус китового жира.
Копченые окорока и языки, свежеизжаренная голова медведя и, наконец, довольно известное кушанье из лап издавна стоят в ряду лакомых блюд в утонченных поваренных книгах.
Медвежий жир бел, нелегко горкнет и с выгодой заменяет в домашнем хозяйстве свиное сало; в Северной Америке он составляет немалый доход пионеров (первопоселенцев. — Ред.) на форпостах хлебопашеского возделывания земли. Верстах в 200-х от нашей столицы, в средней Финляндии, мазали медвежьим жиром оси моего экипажа, тогда как в самом Петербурге та же самая мазь, перефранцуженная в veritable graisse d’ours, так дорога, что продается на золотники, как помада для выращивания волос. Но напрасно эти свойства приписывают исключительно медвежьему жиру, потому что точно такое же действие оказывают и все мягкие жиры, содержащие много элаину, — таков жир барсука, тюленя, свиньи и проч.
В прежние времена различные части медведя употреблялись в медицине: жир — как смягчающая мазь, желчь — против перемежающейся лихорадки и т.д. Но такая слава медведя прошла теперь, и в Камчатке даже лопатка медведя не служит более ни к чему, как обычным серпом, а кишки только в случае нужды натягиваются, засушиваются на холоде и употребляются для окон. Чаще случается, что какая-нибудь корякская красавица надевает себе на лицо, как косметическую маску, кусок такой перепонки для того, чтобы защитить свою кожу от солнечного зноя и придать ей нежный оттенок (Миддендорф писал о «корякских красавицах» в пушкинскую эпоху! — Ред.).
Там и сям на нашем севере найдете вы еще издревле дошедший до нас «ветреный камень», который тщательно сохраняется как талисман, сохраняющий ветер. Этот талисман составляет кость, которая очень редко находится в мускулах старых медведей. Держа этот «ветреный камень» в руке, нужно только, как гласит суеверие, вытянуть руку по тому направлению, откуда должен повеять ветер.
Так как молодые медведи очень легко ловятся в берлогах, то уже издавна был обычай воспитывать и укрощать медведей. Прежде даже в Европе откармливали их молоком и хлебом, для того чтобы их потом зарезать. Такой обычай нашел я еще в настоящее время у гиляков, близ устья Амура, которые выращивают медведей для пиршеств на свадьбе. Уже с древних времен его закладывали в сани и тележки, он возил дрова, воду, вертел колесо, посредством которого ведра поднимают воду из глубины колодцев; он караулил у дверей и т.д. Реже, однако, все также и теперь находят его иногда в этих должностях. Преимущественно держат его для забавы, а не из выгод. Быть домашним животным он не может.
Молодой медведь чрезвычайно забавен, но я никогда не посоветую вам дать ему свободу ходить везде в более зрелом возрасте. Как бы он ни был приручен, он будет опасен своей силою, не только в порывах гнева, но и очень легко в минуты своих игр или своего разгула.
Верх образования получали медведи с незапамятных времен в Польше и в Литве, реже в западных русских губерниях. Отсюда выходили эти искусники, которые во все времена направлялись по всей Европе и под предводительством своих вожатых снискивали себе со всех сторон славу и победы в борьбе со всяким за медовые пироги и за пенное вино. Их вожаки, странствуя обществом 6–12 человек, наживали себе хорошую копейку, однако же в давно прошедших столетиях приобрели себе славу дерзких уличных разбойников, против которых должны были издать строгие постановления. Вожатые принуждают своих воспитанников уже с самой ранней молодости делать различные штуки, например, к чему они выказывают большую склонность от природы. Их заставляют часто подыматься на задние лапы и при звуках дудочки, под барабан, под щелканье козы, под напев известных присказок велят им, переваливаясь, танцевать кругом. Им производят учение с палкою, заставляют обносить кругом шляпу, прося милостыню, и если подача мала, то ворчать, качая головою.
Вот обыкновенный их припев:
— Нут-ко, мишенька, встань, перевались, с боку на бок перешатнись, честным господам поклонись и молодым покажись.
— А как молодые ребята в огород ходили да горох воровали: где сухо — на брюхо, а мокренько — на коленочки.
— А как ленивы мужички, дома сидя, пировали.
— А как красны девки молодцев встречают.
— А как молодец за девицей ухаживает.
— А как девица волосы приглаживает.
— А как теща молодца побранивает.
— А как молодец тещу уговаривает.
— Нут-ко, Мишенька, перевались, честным господам поклонись, ну, не ленись, да ниже поклонись, да смотри ж да потешь и за шапку возьмись, хлеб положат, так и съешь, а деньги, так и ко мне вернись.
Содержатели приучают их танцевать, обложив, как уверяют, горячими угольями железные полы их клетки. При этом как вспомогательные средства употребляют голод, кольцо, продернутое через нос, побои и музыку. Говорят, что эта последняя много содействует обучению медведя.
Обыкновенный корм медведей во время взращивания их составляет хлеб (которого считают 6 фунтов в день на одного медведя), картофель, овощи и вообще все, кроме мяса.
ОХОТА НА МЕДВЕДЯ
Наконец, скажем несколько слов о калибре, пулях и о штыке. Северные русские охотники, финны, лопари, зыряне, остяки и другие, как известно, стреляют всякую дичь из винтовок самого малого калибера — в 60, 80, 100, даже до 120 и еще более пуль на фунт. Таким дешевым зарядом пороха и свинца бьют они для продажи белок и рябчиков, но с тем же самым стволом они идут, в случае нужды, и на медведя. И часто весьма удачно! Однако ж такие пули, конечно, не сообразны с целью. Я знаю охотников, которые на 8-12 шагов расстояния убивали весною медведей наповал, когда они манили к себе на свисток рябчиков или вечером сторожили вальдшнепов. Они дерзали на это с дробью номер 9, и это им вполне удавалось! И сильно оплошали бы вы, если б в подобном случае не сделали того же. Если, по вашему мнению, это невозможно, то попробуйте выстрелить номером 9 на 6 шагов в дюймовую доску или возьмите порядочный медвежий череп и вглядитесь хорошенько в полости его носа, чтобы убедиться в том, как тонки кости, защищающие мозг с этой стороны.
Напротив, в первом случае на вашей стороне больше вероятности поразить один из важнейших органов — если не сердце, то один из самых существенных легочных сосудов. Цельте еще выше — и попадете в спинной хребет, тогда медведь ни с места. Но не высьте еще более — по пустому.
Редко проходит несколько лет кряду, в которые хотя бы один или другой из наших столичных охотников не принес домой памяти ближайшего знакомства с медведем. Еще свежи в нашей памяти несчастные случаи последнего времени, они свежи еще и в записных книжках врачей. Они и теперь еще поражают ужасом озабоченные семейства, когда отец или муж выезжают на несколько дней в окрестности столицы, в Финляндию, по дороге к Шлиссельбургу, или в леса Новгородские, или леса Ямбурга — вслед за известием, что в тех местах отыскан в берлоге и крепко залег медведь. Судя по количеству подобных случаев, бывающих у нас, можно только догадываться о том, сколько же охотников на медведей должны быть изувечены на Урале, в Сибири и в Камчатке — от тысяч убиваемых там ежегодно медведей.
Очень советуем тому, кто невооруженный, гуляя в лесу, неожиданно встретит медведя, не бежать от него, не поворачивать ему спины: нужно глядеть на него пристально, твердым взором. Бегущих преследует и не раненый медведь. Смотреть прямо в глаза врагу — всегда главное правило укротителей зверей, которые входят в зверинцах в клетки тигров и гиен. Но если медведь ранен, то в ярости он, наверное, вас не пощадит. Я желаю далее, чтобы на вас был хороший бараний полушубок, какой носит практический охотник в зимних охотах: на некоторое время полушубок вам послужит вместо щита.
Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры.
В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные наскальные изображения не только охоты на медведя, но и его отдельно, говорят об особой роли медведя для древнего человека.
Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия
Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция
Пещерный медведь, пещера Шове, Франция
Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия
В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных.
На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей.
Панорама Камня Балабана I, 2010 год
Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.
Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны).
Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».
Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.
В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, хорошим семьянином, учителем, воспитателем, схоронником (хранителем запасов, купцом).
Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах.
Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.
Медвежий угол
2.1K постов 1.4K подписчика
Правила сообщества
1. Оскорблять других пользователей;
2. Оставлять посты не по теме сообщества.
3. Нарушать правила пикабу.
4. Выкладывать в комментариях жесть(например разорванных животных) в постах без тега жесть.
Можно делиться медведями.
Ого, кто-то Рыбакова прочитал😁
Похожа на тещу моего брата
Приводить Рыбакова как авторитетный источник это такое себе(
В Европе, насколько я помню, жил пещерный медведь. «Пещеры», разумеется, выкапывал сам. И в оставленных им нычках потом жили и люди, что явно наложило отпечаток на их отношение к этому зверю. Мёд, опять-таки разВЕДЫВАЛ и отВЕДЫВАЛ именно он, давая людям подбирать оставшееся (кстати, поясните, где тут ошибка). Вот и вступил в должность тотемного животного.
потом медведь стал на две ноги, и люди поклонялись ему как святому (подотряд псообразных)
Символика числа 400 у ацтеков
Ацтеки уделяли огромное внимание числам, многие из которых обладали определенным значением помимо простого указания на количество. Они использовались для описаний ритуалов, в именах богов, в названиях эпох.
Иллюстрация: Числа вплетены в изображение, образуя даты, названия эпох. Камень пяти солнц. Ацтеки, 1503 г. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.
Число 400 в этом смысле не исключение. Так, божеств пульке совместно называли Сенцон Тоточтин, или 400 кроликов. Мишкоатль был отцом 400 сыновей, известных под именем Сенцонуицнауа (четыре сотни, окруженные терниями), которые в дальнейшем погибнут от руки Уицилопочтли. И все же, для того, чтобы понять значение и символику числа 400 стоит начать не с божеств, а именно с количественной оценки.
Мезоамериканские индейцы в отличие от европейцев использовали двадцатеричную систему счисления. Ацтеки обычно обозначали все числа до 20 просто количеством точек. Точно так же для указания любого числа от 20 до 400 использовали сочетания точек и символа числа 20. Таким образом, число 400 было своего рода вторым рубежом после 20.
Иллюстрация: Числа 20. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
В то время как 20 символизировало достаточность, целостность, число 400 обозначало огромное множество, но, что важно, счетное множество. В этом плане интересен сам символ числа 400.
Иллюстрация: Числа 400. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Само слово 400 на науатле звучит как «цонтли» (tzontli). Оно используется в качестве суффикса для всех чисел от 400 до 499 и буквально переводится как «волосы», а иногда как «связка травы или побегов» или даже «голова». Здесь, конечно, напрашивается отсылка на подробное описание одного из принципов существования мира у ацтеков, который называют «маллинали» (трава), но мы несколько ограничены размерами публикации, а потому обозначим его очень поверхностно как «упорядоченность» (подробнее опишем его, если это будет интересно нашим читателям).
Иллюстрация: Знак дня «Трава» в виде челюсти скелета из которой словно волосы растет трава. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Таким образом, число 400 одновременно символизирует следующее:
1. Великое множество;
2. Счетность. Пусть и не сразу, пусть и с трудом, но объекты, описываемые числом 400, можно посчитать;
3. Упорядоченность. Объекты, имеющие характеристику 400, не хаотичны, не бессмысленны. Они имеют четкую структуру, определенную систему, хоть и не всегда очевидно понятную человеку.
С учетом этих граней смысла имена богов, включающие в себя число 400, становятся значительно более понятными.
Так богов пульке именовали 400 кроликов, т.к. каждый из них в том числе олицетворял одно из состояний опьянения. Этих состояний великое множество, но все же не бесконечное количество. Кроме того, действие напитка считалось упорядочивающим: перед жертвоприношением пленников поили пульке, дабы успокоить их энергию и привести ее в форму, подходящую для подношения.
Иллюстрация: 400 кроликов. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Сыновья Мишкоатлья (Сенцонуицнауа), погибшие от руки Уицилопочтли, вознеслись на небо и стали звездами. Их также очень много, но не бесконечно много. В их расположении есть определенная система: они устилают ночное небо довольно равномерно, гармонично, формируют созвездия.
Богиня Майяуэль была обладательницей 400 молочных желез, что символизировало источники пропитания (в т.ч. и для людей). Земля дает много еды, но ее количество все же ограничено.
Иллюстрация: Богиня Майяуэль в образе Цицимиме. Ацтеки. Коллекция The Welt Museum Wien.
Впервые найдено свидетельство добычи человеком малого пещерного медведя
Палеонтологи обнаружили в Башкирии (пещера Иманай) череп малого пещерного медведя с повреждением искусственного характера.
Дмитрий Гимранов и череп медведя
Анализ показал, что отверстие в темени сделано остроконечником. Животное в возрасте 9–10 лет было убито во время зимней спячки около 35 тыс. лет назад.
Находка — первое прямое свидетельство охоты палеолитического человека на малого пещерного медведя. Описание находки и результаты исследования будут в скором времени опубликованы в отечественном журнале «Вестник археологии, антропологии и этнографии»
«Охота на крупных млекопитающих играла ключевую роль в жизнеобеспечении древнего человека. Однако прямых данных о том, что непосредственно человек добывал животное, немного. Существуют свидетельства охоты на большого пещерного и бурого медведей в Западной Европе. В этих исследованиях анализируют следы на костях. Эти следы древние люди могли оставить при разделывании туш уже погибших животных, не добывая их самостоятельно. Известен лишь один факт добычи пещерного медведя человеком, основывающийся на характере повреждения позвонка, вероятно, от метательного орудия», — рассказывает соавтор исследования, старший научный сотрудник лабораторий палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН и естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях Уральский федерального университета Дмитрий Гимранов.
«Наша находка является единственным свидетельством добычи человеком малого пещерного медведя. Отсутствие костей со следами разделки туш медведя и добывания костного мозга, то есть кухонных остатков, позволяет говорить о единичности этого «охотничьего» действия.
Очевидно, охота на этих животных не являлась специализацией древних охотников, оставивших следы пребывания в пещере Иманай», — констатирует Дмитрий Гимранов.
Отметим, раскопки в пещере Иманай, которая находится на территории национального парка «Башкирия», ученые проводили на протяжении трех лет. За это время они собрали более 10 тыс. остатков позднеплейстоценового периода, в том числе большое количество костей малого пещерного медведя и пещерного льва. Участие в исследовании черепа медведя приняли сотрудники ряда институтов РАН: Института экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург), Института археологии РАН (Москва), Института истории, языка и литературы УфНЦ РАН (Уфа).
Пещерные медведи населяли территорию северной Евразии в позднем плейстоцене (250-10 тыс. лет назад). Наиболее частыми эти животные были в фаунах Западной Европы, Кавказа и Урала.
Находки костей пещерных медведей обычны в пещерах и иногда образуют огромные скопления. В связи с тем, что в пещерах обитали не только животные, но и древний человек, совместное нахождение костей пещерного медведя и артефактов не редкость.
Однако малый пещерный медведь — не совсем обычный вид пещерного медведя. Впервые его остатки нашли в Великобритании в 1922 году. Позже более объемный материал в Краснодаре собрал и описал академик Алексей Борисяк. Он и назвал новый вид русским пещерным медведем (впоследствии его стали называть «малый пещерный медведь»).
И в России, и на Западе «следы» этого вида — большая редкость. По-настоящему крупные находки связаны с раскопами в 1970–1980-х годах в пещере Кизеловской в Пермском крае (находки хранятся в Санкт-Петербурге).
Несколько лет назад палеонтологам посчастливилось открыть пещеру Иманай, где костей малого пещерного медведя оказалось в разы больше, чем в Кизеловской. На сегодня пещера Иманай является крупнейшим депозитом остатков малого пещерного медведя в мире, на основе изучения которых ученым предстоит сделать еще много интересных открытий.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Уральского федерального университета





















