В модели какого идеального города утверждалось что вид транспорта определяет форму города
Модели размещения городов
МОДЕЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДОВ
— Идеальные системы расселения. Правило Ципфа
— Модель центральных мест (В. Кристаллер)
— Модель А. Леша
— Периодические центральные места: ярмарки и рынки
— Методы управления системами городского расселения
Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.
Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.
Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.
Согласно правилу Ципфа, если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города.
Отклонения распределения городов от правила «ранг-размер» связаны с историей и особенностями развития экономики, природными условиями, нарушениями естественного хода формирования государственного пространства.
Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства.
По мере развития система расселения все ближе соответствует кривой Ципфа.
Если в стране имеется лишь один крупный город, где сконцентрирована основная часть городского населения, кривая будет иметь вид так называемого «приматного» распределения.
Такой тип характерен для страны с короткой историей развития экономики современного типа, неразвитой системой городов при доминирующей роли единственного крупного города, работающего в большей степени «вовне», а не на территорию страны.
Если для территории характерна высокая плотность населения и она «насыщена» городами, то реальная кривая будет располагаться выше идеальной.
Правило Ципфа выполняется при ранжировании городов, численность населения которых превышает 1 тыс. чел.

Прежде чем разобраться в логике рассуждений В.Кристаллера, необходимо рассмотреть термины, используемые в модели:
Кристаллер сформулировал выявленные закономерности следующим образом: группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы, а сами центральные места образуют правильную треугольную решетку.
Оптимизация административной структуры происходит, когда внутри рыночной зоны центрального места более высокого порядка располагается населенный пункт более низкого порядка. Это ведет к стабилизации размещения экономического и административного (иерархия К=7).
Многочисленные критики Кристаллера пытались найти в реальной жизни схему, предложенную им. И, не найдя, обвиняли автора в оторванности от реальной жизни. Действительно, идеальной шестиугольной решетки нигде на Земле практически не существует. Ее действительно нет, как нет в реальной жизни многих идеальных явлений, например, идеального газа, абсолютного нуля. Однако, предположение их существования является чрезвычайно важным для анализа и сопоставления реальных и идеальных моделей, что позволяет делать важные выводы, предсказывать будущие изменения. Модель Кристаллера, например, позволяет предсказывать расстояния между городами одинаковых размеров. Так, очевидно, что при всех прочих равных условиях крупные города будут находится на более далеком расстоянии друг от друга, чем малые.
“ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ” АВГУСТА ЛЕША
По мере удаления от главного центрального места, система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в «секторальную» структуру, где чередуются сектора, «богатые» и «бедные» населенными пунктами.
При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.
К регулированию систем расселения относится так же проекты, широко осуществляемые в ряде развивающихся стран проекты переноса столиц во внутренние слабоосвоенные районы для стимулирования их развития.
В СССР экистическая политика сводилась к ограничению прописки и строительства новых промышленных предприятий в крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде (введено с 1931г.), попыткам стимулирования развития наиболее перспективных из числа малых и средних городов. Как правило, экистическая политика не была сопряжена с экономической, и поэтому большая часть целей осталась недостижимой.
Сегодня ученые продолжают поиск закономерностей развития и размещения городов.
Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
Модели в географии/ Под ред. П.Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.
Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.
Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
ЛЕКЦИЯ 6. МОДЕЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДОВ
— Идеальные системы расселения. Правило Ципфа
— Модель центральных мест (В. Кристаллер)
— Модель А. Леша
— Периодические центральные места: ярмарки и рынки
— Методы управления системами городского расселения
Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.
Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.
Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.
Согласно правилу Ципфа, если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города.
Nr = N1/r,
Отклонения распределения городов от правила «ранг-размер» связаны с историей и особенностями развития экономики, природными условиями, нарушениями естественного хода формирования государственного пространства.
Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства.
По мере развития система расселения все ближе соответствует кривой Ципфа.
Если в стране имеется лишь один крупный город, где сконцентрирована основная часть городского населения, кривая будет иметь вид так называемого «приматного» распределения.
Такой тип характерен для страны с короткой историей развития экономики современного типа, неразвитой системой городов при доминирующей роли единственного крупного города, работающего в большей степени «вовне», а не на территорию страны.
Если для территории характерна высокая плотность населения и она «насыщена» городами, то реальная кривая будет располагаться выше идеальной.
Правило Ципфа выполняется при ранжировании городов, численность населения которых превышает 1 тыс. чел.

Прежде чем разобраться в логике рассуждений В.Кристаллера, необходимо рассмотреть термины, используемые в модели:
Кристаллер сформулировал выявленные закономерности следующим образом: группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы, а сами центральные места образуют правильную треугольную решетку.
Оптимизация административной структуры происходит, когда внутри рыночной зоны центрального места более высокого порядка располагается населенный пункт более низкого порядка. Это ведет к стабилизации размещения экономического и административного (иерархия К=7).
Многочисленные критики Кристаллера пытались найти в реальной жизни схему, предложенную им. И, не найдя, обвиняли автора в оторванности от реальной жизни. Действительно, идеальной шестиугольной решетки нигде на Земле практически не существует. Ее действительно нет, как нет в реальной жизни многих идеальных явлений, например, идеального газа, абсолютного нуля. Однако, предположение их существования является чрезвычайно важным для анализа и сопоставления реальных и идеальных моделей, что позволяет делать важные выводы, предсказывать будущие изменения. Модель Кристаллера, например, позволяет предсказывать расстояния между городами одинаковых размеров. Так, очевидно, что при всех прочих равных условиях крупные города будут находится на более далеком расстоянии друг от друга, чем малые.
“ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ” АВГУСТА ЛЕША
По мере удаления от главного центрального места, система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в «секторальную» структуру, где чередуются сектора, «богатые» и «бедные» населенными пунктами.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕСТА: ЯРМАРКИ И РЫНКИ.
![]() | ![]() |
При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.
К регулированию систем расселения относится так же проекты, широко осуществляемые в ряде развивающихся стран проекты переноса столиц во внутренние слабоосвоенные районы для стимулирования их развития.
В СССР экистическая политика сводилась к ограничению прописки и строительства новых промышленных предприятий в крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде (введено с 1931г.), попыткам стимулирования развития наиболее перспективных из числа малых и средних городов. Как правило, экистическая политика не была сопряжена с экономической, и поэтому большая часть целей осталась недостижимой.
Сегодня ученые продолжают поиск закономерностей развития и размещения городов.
Идеальный город: каким он должен быть
Все больше людей выбирают жизнь в городах. Плюсы очевидны: работа, возможности для развития, разнообразные варианты досуга. Domofond.ru решил спросить у экспертов отрасли — урбанистов, архитекторов, девелоперов, — каким должен быть идеальный город. И вот какие ответы мы получили.
Равномерное развитие районов
Выбирая стратегию городского развития, урбанисты ставят перед собой цель сделать его комфортным для жизни. Такая функция очевидна, но ранее была второстепенной: застройка велась по принципу промышленной, а затем деловой централизации. И действительно, большинство жителей российских мегаполисов работает в центре, а проживает на периферии.
«Необходимо равномерное развитие районов. Как следствие: и в центре города, и на окраинах жители получат доступ к инфраструктуре, рабочим местам, общественным пространствам. В результате заметно сократится время в пути, уменьшатся пробки и загруженность общественного транспорта», — рассказывает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.
Транспортная доступность
В это понятие входит продуманная система общественного транспорта и выделенные под него полосы, строительство новых дорог, а также так называемая «зеленая мобильность».
«В идеальном городе должны быть реализованы велодорожки, по которым было бы комфортно ездить на велосипедах и других средствах индивидуальной мобильности; проложены пешеходные дорожки. Кроме того, уже сегодня акцент делается на распространение экологически чистого общественного транспорта и его альтернативных видов: привычные автобусы и троллейбусы сменяются электробусами. Очень перспективным выглядит развитие канатных дорог, когда фуникулеры станут также распространены, как и трамваи», — комментирует основатель градостроительного бюро «MASTER’S PLAN» Юлия Зубарик.
Устойчивая экосистема
Эксперты сходятся во мнении, что в трендах современной урбанистики главенствуют экология и технологии (те же системы «умного дома» или наличие в доме «умных» приборов). Если говорить про первый в призме идеального города, его принципы таковы, что мегаполисы должны быть зелеными, а в строительстве необходимо применять экологически чистые материалы. Кроме того, важно и ответственное отношение к потребляемым ресурсам. Отсюда рождается термин «устойчивой экосистемы».
«Речь здесь о балансе энергопотребления и энергопроизводства. Например, в каждом парке можно интегрировать системы сбора дождевой воды для автоматического полива и поставить солнечные батареи для освещения прогулочных зон в вечернее время. В дизайне офисов устойчивая экосистема может показать себя в раздельном сборе мусора, подогреве горячей воды на основе геотермальных источников и т. п. Части общественного парка можно использовать в качестве городской фермы, где дети и взрослые смогут приблизиться к природе, а в местном кафе получить всегда свежие и экологичные овощи и зелень», — рассуждает дизайнер интерьера IconInteriors.ru Юлия Штерн.
Чистый город
Еще один критерий качества жизни в мегаполисе — уровень загрязненности. Идеальный город — «чистый» город, который имеет в своем активе не только экологический транспорт, но и чистые производства, изолированные от шума дворовые территории. При этом озеленение любого городского района должно составлять не менее 40%, считает руководитель архитектурной мастерской № 5 Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект» Леонид Милюков.
Локальные центры притяжения и застройка
Основатели архитектурной мастерской Кашириных считают, что для идеального города необходимы локальные центры притяжения людей в каждом районе. Это может быть парк, площадь с магазинами/кафе, многофункциональное пространство с сезонными ярмарками, фестивалями и т. д.
«Важно продуманное обновление застройки вдоль улиц, формирование уличного фронта в масштабе пешехода. Безликие, огромные дома необходимо дополнять сомасштабной человеку застройкой, заполнять пустоты в стометровых разрывах между зданиями с «ничьей землей». Одноэтажные пристройки, террасы, высвобождение первых этажей под нежилую функцию — лишь часть тех простых мер, которые необходимо принимать, чтобы превратить город в комфортное для каждого пространство», — добавляют Каширины.
Согласна с коллегами и Юлия Зубарик. По ее мнению, те же освещенные витрины магазинов, расположенных на первых этажах домов, делают город безопаснее и дружелюбнее. А «ритмическая» высотность зданий (сочетающая строения разной высоты) обеспечивает визуальный комфорт и не давит на горожан.
Доступная среда
В идеальном городе все должно быть в шаговой доступности или легко достижимо: школы, детские сады, поликлиники, медицинские центры всегда «под рукой». Впрочем, важный нюанс в этом вопросе заключается в том, что среда должна быть комфортной для всех. «Любому городу нужны выделенные тротуары без перепадов высот, широкие удобные пандусы, безопасные пешеходные переходы с дублирующими звуковыми сигналами и тактильными полосами. Все это поможет людям с ограниченными возможностями стать свободнее в своих передвижениях», — отмечает руководитель по развитию бизнеса компании «GENPRO» Анастасия Остапенкова.
Как этого можно достичь?
Невозможно создать идеальный город без привлечения к этому сознательного и многочисленного городского сообщества, без учета интересов и потребностей последнего, считает руководитель премии Urban Awards Ольга Хасанова. Сейчас горожанин — пассивный потребитель девелоперского продукта, он покупает то, что ему продают. А в идеальном городе городское сообщество стало бы содевелопером, оно на равных бы сотрудничало с застройщиками в формировании застройки, вопросах ее функционального наполнения и конкретных характеристик. «Если людям важны школы и детские сады, при такой модели «работы сообща» в этом районе будут строиться школы и детские сады. А если им важна потребительская инфраструктура, будут возводиться торговые центры», — комментирует Ольга Хасанова.
Многие эксперты полагают, что сделать современный российский мегаполис идеальным — непосильная задача. Тем не менее с каждым годом в различные сферы градостроительства добавляются новые опции, благодаря которым жизнь горожан становится проще и удобнее.
Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас
Об эксперте: Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, руководитель проектного офиса хакатона «Цифровой прорыв» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»
Уровень развития транспортного сообщения — один из ключевых факторов, влияющих на размещение производств и городов, мировую торговлю и миграционные потоки. Сегодня транспортный сектор вырос до уровня, на котором автомобили и поезда могут перемещаться без участия человека, специальные датчики и ИИ собирают информацию о состоянии дорог и оперативно направляют ремонтные бригады, а управлением дорожного движения занимаются «умные» алгоритмы, способные в онлайн-режиме перенаправлять потоки, чтобы сократить время движения и дорожные заторы.
В таких условиях инновационное развитие в транспортных компаниях уже не просто цель, а необходимое условие выживания на конкурентном рынке.
По опросу Pitchbook Data, 86% руководителей логистических компаний называют информационные технологии лучшим способом сокращения расходов. Неудивительно, что по данным исследования Strategy Partners, транспортный сектор и логистика опережают другие отрасли российской экономики по готовности к цифровой трансформации. Более половины опрошенных компаний в отрасли уже приступили к реализации стратегий цифровой трансформации, 80% компаний частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях.
Аналитики, правда, отмечают, что уровень трансформации в транспортной сфере различается по секторам.
Среди передовых направлений они называют:
Отстающее направление:
ИИ — новая эра в трансформации транспорта и логистики
Технологическое развитие логистических компаний, использование даже небольших цифровых решений привело к тому, что постепенно накопился большой объем данных: о клиентах, цепочках поставок, автопарке и водителях. Новые технологии открывают широкий спектр направлений для развития отраслей:
Традиционный подход к планированию маршрутов базируется на ограниченном количестве факторов, которые в большой степени статичны и не учитывают актуальных изменений (длина маршрута и средняя скорость движения, например). С использованием ИИ в модель можно включить данные о трафике, погоде, времени ожидания, скорости погрузки и разгрузки в конкретных точках и у определенных поставщиков, влияние конкретного персонала компании и заказчика на скорость доставки. Ориентируясь на данные, поступающие в режиме реального времени, такая модель сможет с гораздо более высокой точностью построить оптимальный маршрут и рассчитать идеальное время доставки. А значит, одновременно сократить затраты и сроки доставки и повысить удовлетворенность клиентов качественным сервисом.
Такие системы сегодня доступны не только гигантам перевозок — DHL или Deutsche Post, но и сравнительно небольшим региональным игрокам. Например, компания Hardie’s Fresh Food, которая занимается поставками продуктов в штате Техас, владеет всего 160 грузовиками. Но даже для нее внедрение предикативной аналитики маршрутов движения на основе реальных данных сократило время планирования маршрутов в восемь раз, пробег автопарка на 20%, а затраты на водителей на 12% (при одновременном увеличении объема поставок на 14%).
Сбор в автоматическом режиме данных о состоянии машины сокращает непредвиденные издержки. А сведения о ее фактической эксплуатации (маршруты, состояние дорог, вид и вес груза) используются для своевременного планирования технического обслуживания, прогнозирования затрат на комплектующие и поддержки достаточного количества рабочих машин в автопарке.
Например, использование технологий интернета вещей обеспечивает мониторинг состояния товаров при морских контейнерных перевозках. До настоящего времени отслеживать перемещение товаров по морю можно было только на ограниченных участках: при погрузке в порту и после доставки груза получателю. Во время морской перевозки случались поломки пломб и контейнеров и даже кражи грузов.
Чтобы обеспечить гарантированную и качественную доставку, компания Maersk закупила 50 тыс. «умных» контейнеров от Traxens. Датчики, установленные в контейнерах, предоставляют в режиме реального времени информацию о точном местонахождении груза, внешних ударах, состоянии дверей, температуре, давлении и многих других факторах, влияющих на сохранность товара. Кроме того, смарт-контракты на основе блокчейна содержат комплексную информацию о грузе для таможенных органов, что значительно сокращает скорость проверки. Тот же контейнер может быть погружен на железнодорожный состав или автомобиль, а значит, отслеживание груза не прерывается после прибытия в порт, обеспечивая доступ ко всей актуальной информации.
Автономный транспорт, «умный» город и «умный» порт
Одно из самых революционных применений искусственного интеллекта — автономные автомобили. На протяжении многих лет в разных странах ведутся эксперименты по использованию беспилотных автомобилей на улицах города. Пока еще в большинстве экспериментов для работы беспилотного транспорта требуется обязательное присутствие в салоне инженера, который сможет взять на себя управление в случае непредвиденной ситуации. Однако есть уже примеры фактической работы роботакси. В Аризоне жители и путешественники могут воспользоваться сервисами беспилотного такси от Waymo (дочернее предприятие Google), в деловом и торговом центре Пекина любой пользователь может вызвать автономное такси от компании Baidu, а в пригороде Шенженя — Auto X.








