В название компьютера commodore 64 что означает цифра 64
Смартфон, ноутбук, моноблок, приставка… мы настолько окружены компьютерами, что кажется, они сопровождали человечество всегда. Но всего каких-то сорок лет назад даже мысль о подобной машине в каждом доме казалась безумной и фантастической. Commodore 64 стал одним из гаджетов, которые смогли изменить ситуацию. К юбилею устройства 4PDA вспомнил историю создания легендарного компьютера и лично пообщался с его создателями и поклонниками.
«Семью [основателя Commodore] сперва переселили в гетто, а затем — увезли в Освенцим»
Если б не война, ничего этого, наверно, не случилось бы. Яцек Тршмиэль спокойно жил бы в Лодзе с любящими родителями Абрамом и Ривкой. Возможно, открыл бы небольшой магазин или мастерскую. Или, поступив в один из многочисленных университетов города, стал бы профессором математики. Или изящных искусств. Но судьба распорядилась иначе — в сентябре 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Семью Тршмиэлей сперва переселили в гетто, а затем — увезли в Освенцим.

К тому времени, как до концлагеря добрались союзные войска, из всей семьи был жив только Яцек — полный решимости начать новую жизнь, в которой он сам себе будет хозяином. Никто больше не сможет унижать его и помыкать им. Так он стал гражданином США, Джеком Трамиэлем, основателем компании Commodore.
Скромные начинания
Ни о каких компьютерах поначалу речи не шло. Отслужив в армии и получив правительственный кредит, Джек решил заняться продажей печатных машинок: недорогие детали из Чехословакии ввозили через Канаду и собирали уже в Штатах. Дела шли неплохо, но долго это не продлилось: США наводнили дешёвые аппараты из Японии, и бизнес быстро пошёл ко дну. От полного краха спасло только вмешательство крупного предпринимателя Ирвинга Гульда, который выкупил значительную часть компании. Трамиэль не стал банкротом, но ценой оказалась свобода: когда-то он зависел от настроения начальников концлагеря, теперь его благополучие оказалось в руках Гульда. И тот не давал своему протеже об этом забывать.
Обращаться к богачу за помощью было унизительно — и вскоре, к ужасу Трамиэля, ему пришлось сделать это снова. После неудачи с печатными машинками было решено переключить Commodore на производство недорогих цифровых калькуляторов: детали стали дешёвыми, сборка и продажа — выгодной. Дела вновь пошли в гору, Трамиэль был готов праздновать победу. Но удача во второй раз отвернулась от него.

Commodore не изготовляла комплектующих: дисплеи закупались у компании Bowmar, а нужные чипы — у Texas Instruments. Последняя и поставила палку в колёса: решила избавиться от посредника и стала собирать калькуляторы сама (кстати, она занимается этим и по сей день). Кроме того, в очередной раз на рынок вышли японцы — тягаться с ними Трамиэлю было не под силу. Снова пришлось просить милостыню у совета директоров. Гульд неохотно выделил сумму на спасение компании.
«[Трамиэль] решил уничтожить Texas Instruments и вытеснить их с рынка»
Кого-то другого подобная череда неудач, возможно, обескуражила бы, заставила сложить руки и уйти на покой. Но только не Джека Трамиэля: этот боец не собирался сдаваться. Он решил уничтожить Texas Instruments и вытеснить их с рынка. И оставалось только найти тех, кто помог бы ему это сделать.
Взгляд в будущее
Чак Педдл всегда был неутомим. К середине 70-х у него за плечами была служба в Морской пехоте США, работа в General Electric, и два собственных предприятия. Кроме того, Педдл успел поработать в Motorola, где вместе с Томом Беннетом трудился над восьмибитным микропроцессором Motorola 6800 — настоящей революцией в индустрии IT. Уже одного этого хватало, чтобы вписать собственное имя в историю, но Педдл вовсе не собирался останавливаться: он смотрел в грядущее. Туда, где компьютеры были в каждом доме, у каждого человека, а не только в отдельных кабинетах для специально обученного персонала.

«Я говорил, что не за горами то время, когда в каждом доме будет стоять не один компьютер, а по два или больше. В те времена мало у кого они вообще были, и на меня смотрели, как на сумасшедшего», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Но для изготовления устройства, доступного простому человеку, нужны недорогие детали. Педдл, уволившись из Motorola, ушёл в небольшую контору MOS Technologies. Там он создал продукт, которому суждено было перевернуть всю индустрию IT. И имя ему было — процессор MOS 6502.
«Прихожу я в офис [Motorola] и вижу на столе письмо от юристов. Они заявили, что компания будет развивать 6800, а работу над бюджетной версией надо прекратить. А я им написал в ответ, что они только что отказались от права на патент, и я больше не буду у них работать совсем» — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
«Одним из покупателей [процессора] был молодой Стив Джобс, который позднее показал 6502 Стиву Возняку»
На первых порах никакой рекламы у чудо-процессора MOS Technologies не было — Педдл с женой сами ездили на выставку в Калифорнию, где продавали их всем желающим по 25 долларов за штуку. Одним из покупателей был молодой Стив Джобс, который позднее показал 6502 Стиву Возняку. Именно этот процессор стоял в Apple I. А также Apple II, Nintendo Entertainment System, Famicom, Atari 2600…
По правилам войны
Уже тогда, в середине 70-х, Педдл знал: калькуляторы — это прошлый век. Будущее — за микрокомпьютерами. Пускай сейчас ими интересуются лишь профи и энтузиасты-одиночки — не за горами день, когда они понадобятся всем, даже домохозяйкам. Того, кто выйдет на этот рынок первым, ждёт успех. Оставалось лишь внушить это новому начальству.
«Убеждать и уговаривать Джека, к счастью, практически не пришлось. Он скоро понял, что на рынок калькуляторов нам не вернуться. Хотя сам он в компьютерах ничего не понимал. Его интересовало только одно: как быстро мы сможем это сделать. На встречи с инженерами он ходил со своим сыном Леонардом, тот как раз был специалистом. Леонард говорил Джеку: “Пап, работает”. И Джек соглашался», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.

Commodore PET стал первым в истории массово доступным персональным компьютером. И Apple II, и TRS-80 поступили в продажу позднее. Это был не просто успех — это была настоящая революция, объясняет Педдл. Для большинства компьютеры были чем-то далёким — огромными и непонятными мейнфреймами. Никто и не задумывался о том, что такая штука может потребоваться кому-то дома. Но теперь миллионы людей вдруг захотели её купить.
«Ходили слухи и легенды о так называемых “атаках Джека”: сеансах прилюдного унижения, которым Трамиэль подвергал нерадивых работников»
«На выставке к нам подошла женщина и пожаловалась: её семья купила у нас PET, и всем он так нравился, что пришлось составить расписание, по которому все им пользовались. И ей выпало время с двух ночи до шести утра. Поэтому она решила купить отдельный компьютер себе. Так я понял, что оказался прав. Сначала мы создали аудиторию для первого компьютера — и эта аудитория покупала у нас и последующие», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Но Трамиэль не спешил почивать на лаврах — ему ещё предстояло разобраться с конкурентами: и с Texas Instruments, и теперь ещё с Apple. Он был готов встретить их во всеоружии.
Его не интересовали инновации: лишь прибыль, сокращение расходов и доля на рынке. Несогласных он вынуждал либо подчиниться, либо уйти из компании. В индустрии ходили слухи и легенды о так называемых «атаках Джека» (Jack Attack): сеансах прилюдного унижения, которым Трамиэль подвергал нерадивых работников.
Чак Педдл работал не за страх, а за совесть, и «атаки Джека» миновали его. Но он был слишком популярен, слишком часто позволял себе не соглашаться с боссом, и в итоге Трамиэль сделал всё, чтобы инженер уволился вскоре после выхода очередного компьютера, VIC-20, в 1980 году. «Когда Трамиэлю было нужно, он умел превратить вашу жизнь в настоящий ад», — вспоминает Педдл. На то, что думали по этому поводу сами уволенные, директору Commodore было наплевать. Пока компания могла позволить себе выжимать максимум из MOS 6502 и других технологий, она планировала это делать.
Триумф
В конце 1981 года Трамиэль дал своим инженерам задание: на основе уже имевшегося компьютера VIC-20 сделать по-настоящему мощную и при этом недорогую машину, причём обязательно с 64 Кб оперативной памяти — цена на неё как раз начала снижаться, и к моменту запуска массового производства была бы компании по карману. Прототипы должны были быть готовы к Новому году. Зная крутой нрав начальства, Роб Йаннес, Ал Шарпантье и Ясухара Теракура вздохнули, отменили все планы на День благодарения и Рождество, засучили рукава и за два месяца сотворили чудо. Commodore 64.
Сегодня невозможно удержаться от снисходительной улыбки при взгляде на характеристики Commodore 64: подумать только, аж 64 килобайта оперативной памяти! Целых 16 цветов и разрешение 320 на 200 точек (160х100 в четырёхцветном режиме)! Восьмибитный процессор (модифицированная версия всё того же MOS 6502)! Заключено всё это великолепие было в угловатый бежевый корпус, в народе получивший название «хлебницы».
Но для 1982 года это был настоящий прорыв. Чего стоила возможность плавной прокрутки экрана — такой не было ни у Apple, ни у Atari! Картинка у C64 была такая, что четырёхцветный скромняшка ZX Spectrum мог только краснеть. А подобного звука больше не было ни у кого — три «голоса» с восемью октавами каждый, возможность применения фильтров и многое другое. В маленький SID-чип Commodore 64 поместили, по сути, полноценный синтезатор.
«Всего для компьютера [Commodore 64] вышло более двух тысяч игр — причём новые появляются до сих пор»
«В том, что Commodore ушла с рынка калькуляторов, не было большой вины Texas Instruments. Японские компании сыграли в этом куда большую роль. Но Джек всё равно решил уничтожить Texas Instruments», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Наконец-то Джек Трамиэль добился желаемого. Поверженный противник лежал у него ног, а сам он вышел победителем. В новый 1984 год Commodore вступала с хорошими новостями — прибыль компании достигла миллиарда долларов. Можно было задуматься и о том, чтобы передать дело всей жизни сыновьям, а самому уйти на покой. Но этим мечтам не суждено было сбыться — Ирвин Гульд, которого Трамиэль не переставал раздражать, практически выгнал его из компании.
А Commodore 64, эта невзрачная бежевая «хлебница», продолжала жить. Производство только дешевело, а спрос сохранялся вполне стабильный. Выводить сигнал компьютер мог и на домашний телевизор, а читал, как и Spectrum, программы с аудиокассет (хотя существовал и дисковой привод, и картриджи). Но, как и в случае с детищем Клайва Синклера, спрос на C64 обеспечивали вовсе не серьёзные и солидные бизнесмены, а геймеры и гики, которые не только играли, но и учились программировать, открывая для себя возможности устройства и основы BASIC. Всего для компьютера вышло более двух тысяч игр — причём новые появляются до сих пор.
«Чак Педдл успел побывать в России, где устанавливал принтеры в научных центрах и собирался развивать электронную промышленность»
Новое руководство Commodore несколько раз порывалось «убить» C64 — а потом смотрело на данные о продажах и вместо этого выпускало на рынок новые версии компьютера. Всего было продано около 17 миллионов устройств. Среди них улучшенные, и, напротив, бюджетные машины, и даже вариант, что называется, «для консольщиков» — без клавиатуры, зато с контроллерами. Непотопляемый компьютер протянул 12 лет — его выпускали с 1982 по 1994 год. А в Германии, где он оказался особо популярен, C64 выпускали вплоть до 1996 года.

К тому моменту основное подразделение Commodore уже два года как было признано банкротом и прекратило свою деятельность. Стива Джобса со скандалом прогнали из Apple. Atari, где теперь работал Джек Трамиэль, изо всех сил пыталась удержаться на плаву. Чак Педдл успел побывать в России, где устанавливал принтеры в научных центрах и собирался развивать электронную промышленность — в поездках его охраняли агенты КГБ, а доклады передавались президенту Ельцину. Клайв Синклер совсем позабыл о производстве компьютеров, а самой распространённой машиной стала IBM PC в связке с Microsoft Windows. Но даже империи Билла Гейтса оказалось не под силу похоронить Commodore 64 окончательно.
Жизнь после смерти
ZX Spectrum продолжил жить в многочисленных кустарных копиях, но с Commodore 64 этого не произошло. Правда, в 1998 году бренд попытались использовать для совсем другого девайса — дешёвого и слабосильного PC на Windows 3.1, который позволял владельцу лазить по Интернету… и немногим больше. Потом, в 2004 году вышла простенькая приставка для телевизора — обычный эмулятор с предзаписанными на него играми, а в 2015-м — С64 Reloaded, материнская плата, которую можно поместить в корпус от оригинального устройства. В общем, мало общего с армией клонов «Спекки». Но это не значит, что гаджет канул в лету.
Как частенько бывает с ретро-компьютерами, на Commodore 64 обратила внимание демосцена. Уж если умельцам удавалось добиваться почти невозможного от скромного ZX Spectrum, то с куда более шикарным по техническим характеристикам Commodore 64 им было где развернуться. Особую любовь снискал чип SID — его возможности оказались невероятно широкими, и электронные музыканты просто не могли обойти его стороной.
Не остались в стороне и разработчики игр и софта, продолжавшие писать программы — зачастую на чистом энтузиазме. Не говоря уже о множестве портированных игр — нередко с куда более продвинутых систем. Есть и «железо» — при желании для оригинального Commodore можно найти всё, что угодно: от очевидных аксессуаров вроде мыши и принтера (которые вышли ещё при жизни оригинального компьютера) до модема, кард-ридеров и Wi-Fi роутера.
«Любительские журналы, посвящённые C64 и демосцене, выходят до сих пор»
Любительские журналы, посвящённые C64 и демосцене, выходят до сих пор. Чего стоит один только немецкий Scene World, над которым трудится команда из 21 человека. Здесь и обзоры новых игр, и новости демосцены, и интервью с ветеранами индустрии: в том числе с создателями Commodore C64. Создатель журнала, Йорг Дрёге, выпускает Scene World уже 16 лет — с 2001 года. И останавливаться пока не собирается.
Джека Трамиэля не стало в 2012 году. В одном из своих интервью журналу Forbes он сказал «Бизнес — это война. Тут не может быть компромиссов. Может быть только победа». Увы, Трамиэль оказался в этой войне блистательным тактиком и плохим стратегом: его краткосрочная борьба с конкурентами обернулась против него самого. Впрочем, если бы не его стремление побеждать во что бы то ни стало, никакого Commodore 64, возможно, и не было бы. Но бежевая «хлебница» пережила своего главного вдохновителя.
Чак Педдл живёт и здравствует, до сих пор работая в сфере IT. В своих интервью он, смеясь, жалуется на то, что создание персонального компьютера постоянно приписывают Apple. «Но что поделать, у Apple реклама хорошая». Про Стива Возняка Педдл говорит так: «Он умный парень, но иногда мне казалось, будто он не слишком разбирается в том, что делает». Про Россию вспоминает с любовью: «С полупроводниками у вас не очень, но ваши заводы были замечательными, у вас очень много ценных, квалифицированных кадров. Я очень хотел встретить 2000-й в Москве. Жаль, не удалось».
И ещё. Несколько лет назад Чаку Педдлу поставили кардиостимулятор — для поддержания работы сердца. Угадайте, на базе чего он сделан? Так точно: в основе устройства — собственное детище Чака, процессор MOS 6502. Круг замкнулся.
Редакция 4PDA благодарит журнал Scene World и лично Йорга Дрёге за помощь в организации интервью.
Автор текста: Полина Есакова
Commodore 64
| Commodore 64 | |
|---|---|
![]() | |
| Тип | Персональный компьютер |
| Выпущен | Август 1982 |
| Выпускался по | Апрель 1994 |
| Процессор | MOS Technology 6510 (0,9 или 1,023 МГц) |
| Память | 64 КБ (расширяемая до 16 МБ) |
| ОС | Commodore BASIC 2.0 |
В отличие от других компьютеров, распространявшихся только через авторизованных дилеров, Commodore также нацеливался на крупные магазины и магазины игрушек. C64 можно было подключить непосредственно к телевизору и играть в игры, в той же манере, как это делалось с игровыми приставками, такими как Atari 2600. Считается, что ценовая политика Commodore 64 стала одной из основных причин сокращения рынка игровых приставок в 1983 году.
Для Commodore 64 было создано порядка 10 тыс. различных программ, включая средства разработки, офисные приложения и игры.
Краткие технические характеристики
Commodore 64 оснащён 8-разрядным процессором MOS 6510 (позднее использовались также MOS 8500 и MOS 8510) c частотой 0,9 или 1,02 МГц.
Оперативная память — 64 КБ. Имеется возможность увеличения объёма памяти картами, устанавливаемыми в специальный слот, куда также устанавливаливаются картриджи, расширяющие возможности компьютера или превращающие его в какой-либо специализированный компьютер (обычно — в игровую приставку).
Графикой занимается специальный процессор VIC II. Отображает палитру из 16 оттенков цветов на экране с разрешением 320×200 точек в двухцветном режиме или 160х200 в четырёхцветном. Программируемый знакогенератор позволял отображать также 2- или 4-цветные символы, для текстового режима также поддерживалась вертикальная и горизонтальная плавная прокрутка экрана, широко использовавшаяся в играх. Возможен режим «интерлейс». Демы и игры конца 1980—1990-х годов продемонстрировали все возможности графической подсистемы, даже такие, о которых и разработчики не подозревали. Также предусмотрено создание и одновременная демонстрация 8 4-цветных спрайтов. Используя манипуляции с вертикальной развёрткой (аналог copper в Commodore Amiga) возможно отображение более 8 спрайтов, вывод графики ЗА пределами стандартного разрешения и даже совмещения разных разрешений на одном экране.
Высокое качество звука обеспечивает спецпроцессор SID. Три голоса, 8 октав на каждый, фильтры, управление огибающей. Commodore 64 является практически полноценным синтезатором (Возможно использовать звук SID в своей музыке при помощи эмулятора SID формата VSTi (например QuadraSID). При помощи только программных манипуляций возможно добавление 4-го голоса, являющегося аналогом современного цифрового звука (в Commodore 64 — 4 бита). При помощи этого виртуального канала во многих играх добавлялся голос или различные эффекты. Юбилейный выпуск журнала Byte (Сентябрь ’95) включил SID в двадцатку выдающихся чипов XX века с характеристикой: «Вы можете получить замечательный результат, если поручите инженеру делать то, что он считает правильным».
В комплекте поставлялся либо управляемый компьютером магнитофон, либо дисковод, оснащённый встроенным процессором. Дополнительно подключаются дисководы, принтеры (в том числе «Электроника 6512»), MIDI-устройства.
Два порта для подключения джойстиков, мышек и прочего (в том числе аналоговых устройств).
Содержание
Исторический путь
Рождение легенды
В январе 1981 года MOS Technology, Inc., дочерняя компания Commodore по разработке интегральных микросхем, начала разработку микросхем обработки графики и звука для следующего поколения игровых приставок. Разработка микросхем, названных MOS Technology VIC-II (процессор обработки графики) и MOS Technology SID (процессор обработки звука), была завершена в ноябре 1981 года.
Под руководством Yashi Terakura из подразделения Commodore Japan началась разработка игровой приставки, использующей новые спецпроцессоры. Для приставки было выбрано название Ultimax (также было и альтернативное название — Commodore MAX Machine). В конечном итоге проект был заброшен после того, как для японского рынка было произведено несколько машин.
В то же самое время, в середине 1981 года, системный программист и разработчик архитектуры компьютера VIC-20 Роберт Рассел (Robert Russel) и разработчик спецпроцессора SID Роберт Яннес (Robert «Bob» Yannes) выражали неудовлетворение торговой стратегией Commodore, направленной на дальнейшее развитие линейки Commodore PET, ориентированной на пользователей из деловых кругов. Вместо этого, при поддержке Ала Карпентера (Al Charpentier) (разработчика VIC-II) и Чарльза Уинтебла (Charles Winterble) (управляющий MOS Technology), они предложили директору-распорядителю Commodore Джеку Трэмиелу (Jack Tramiel) по-настоящему недорогую машину, являющуюся продолжением VIC-20. Тремиел настоял на том, чтобы новый компьютер имел память объёмом 64 КБ в связи с тем, что стоимость памяти на рынке снижалась. Несмотря на то что в то время 64 КБ ОЗУ стоили более 100 долларов США, он знал, что цены на память типа DRAM неуклонно снижаются и, к началу развёртывания производства на полную мощность, упадут до приемлемого уровня.
Кроме того, Трэмиел также потребовал, чтобы машина была готова к 1982 году — в первую неделю января проходит Consumer Electronics Show. Поскольку разговор состоялся в ноябре, то инженеры имели всего два месяца для подготовки к выставке.
Изделию дали кодовое имя VIC-40. Группа разработчиков состояла из Роберта Рассела, Роберта Яннеса и Дэвида Зимбики (David A. Ziembicki). Команда работала безостановочно (даже в День благодарения и в Рождество), и к началу выставки были готовы чертежи, прототип и несколько демонстрационных программ.
Новое изделие было переименовано из VIC-40 в C64, чтобы вписаться в существующую линейку ориентированных на деловой сектор изделий, среди которых были P128 и B256, название которых состояло из буквы и объёма памяти.
Демонстрация C64 имела эффект разорвавшейся бомбы. Вспоминает инженер по организации производства Дэвид Зимбики: «Всё, что мы видели у нашей площадки, это были люди из Atari с открытыми ртами, которые говорили нам: „Как вы можете такое делать, всего за 595 долларов?“». [источник не указан 141 день] Ответом, как оказалось, была вертикальная интеграция. Благодаря тому, что Commodore был владельцем производства полупроводников MOS Technology, стоимость C64 для производителя составляла всего 135 долларов США.
Победитель в торговой войне
Когда в августе 1982 года Commodore 64 вышел в продажу, ему пришлось вступить в конкуренцию с рядом уже существующих домашних компьютеров. Однако привлекательная цена и продвинутая аппаратная база позволили C64 быстро вытеснить многих из них с рынка домашних ПК. Основными конкурентами C64 в США были Atari 800 и Apple II. Atari 800 был очень похож по архитектуре, но был очень дорог в производстве, что вскоре заставило Atari перенести производство компьютеров в страны Восточной Азии. Также это заставило Atari внести изменения в конструкцию их машин, в результате чего появилась линейка 600XL/800XL. Устаревший Apple II не мог конкурировать с C64, обладавшим большими возможностями в области графики и звука, но мог расширяться за счёт наличия внутренних слотов, чего не было у C64.
В Великобритании основными конкурентами Commodore 64 были британцы Sinclair ZX Spectrum и Amstrad CPC. Вышедший на рынок несколькими месяцами ранее и имеющий к тому же в два раза меньшую цену, «Спектрум» быстро завоевал рынок и стал лидером продаж. C64 и Spectrum соревнуются в популярности до сих пор (2006).
Одним из ключей к успеху C64 была проводимая Commodore агрессивная ценовая политика. Машины продавались не только через сеть дилеров, они также стояли на полках во всех подразделениях фирмы, в магазинах уценённых товаров и в магазинах игрушек. Поскольку C64 имел композитный видео выход, он не требовал подключения к специальному монитору, а мог подключаться к обычному телевизору. Это позволило ему (как и предшественнику — VIC-20) состязаться с видеоприставками, например Atari 2600.
Наследники C64 и C64C
В 1984 году Commodore выпустила SX-64 — портативную версию C64. SX-64 по праву считается первым полноцветным портативным компьютером. Системный блок имел электронно-лучевую трубку с размером экрана по диагонали 5 дюймов (127 миллиметров) и встроенный дисковод 1541. Однако из-за того, что его цена существенно превышала цену C64, было продано менее 10 000 машин, и в 1986 году производство SX-64 прекратили.
В 1984 году Commodore выпустила Commodore Plus/4. Хотя многие отраслевые обозреватели считали его попыткой замены C64, на самом деле это была замена VIC-20. Commodore Plus/4 имел многоцветный дисплей, улучшенную реализацию BASIC версии V3.5 и встроенное ПО. Но поскольку он рассматривался как замена VIC-20, а не C64, Commodore совершила то, что многими обозревателями и покупателями было воспринято как большая стратегическая ошибка — компьютер не был совместим с большинством программ, существующих для C64. К тому же Plus/4 имел худшую аппаратную поддержку спрайтов и значительно уступал в качестве звука — чтобы не слишком отличаться от VIC-20. Это было серьёзное ухудшение характеристик как раз в тех сферах, где C64 имел преимущества перед конкурентами. И, будто этого показалось мало, никакие периферийные устройства для C64, за исключением монитора и большинства джойстиков, не были совместимы с разъёмами Plus/4, а обещанный дисковод появился в магазинах только через три месяца. Не воспринятая общественностью и не поддержанная производителями, новая машина успеха не имела, что никого не удивило, кроме Commodore; машины лежали на складах, пока всё возрастающая потребность в новых C64 не заставила освободить место под предлогом того, что скоро появятся лучшие компьютеры.
В качестве лирического отступления заметим, что позднее Plus/4 с грохотом провалился по результатам продаж в телемагазинах, несмотря на то что в течение всего следующего года по телевидению крутились двухминутные рекламные ролики. Commodore создала подставную компанию, названую C.O.M.B. Company. И хотя, по имеющимся сведениям, акроним означал «Commodore Overstock Management Bureau» (Отдел по вопросам перепроизводства), чаще это расшифровывалось как «Crawling Out My Butt» (Вылезшее из моей задницы) в связи с тем, что абсолютное большинство компьютеров Plus/4 со складов со всей страны в конечном итоге вернулись обратно в Commodore.
Фирма сделала соответствующие выводы и решила не повторять более подобных ошибок: следующие модели, продолжившие линию C64 — Commodore 128 и его модификация 128D со встроенным дисководом, выпущенные в 1985 году — были не только полностью совместимы с предшественником, но и имели много давно ожидаемых нововведений и улучшений (таких как BASIC с возможностью структурного (процедурного) программирования, поддержкой графики и звука операторами BASIC’а; возможность отображения 80 символов в строке; полная совместимость с ОС CP/M). В действительности, BASIC для модели C128 с успехом был обкатан в странах Северной Европы и Скандинавии на машине Commodore B-128 ещё в 1983 году. Кроме Commodore 128 на рынок вышли продвинутые модели и других производителей, поэтому Commodore стала позиционировать C64 как модель начального уровня, снижая при этом цены настолько, насколько считала это необходимым.
В 1986 году Commodore выпустила модель Commodore 64C (C64C), функционально идентичную оригиналу, но имеющую более современный внешний вид в духе C128 и других веяний времени. В США C64C часто поставлялся в комплекте с ОС GEOS, имеющей графический пользовательский интерфейс — GUI.
Демосцена
Основным конкурентом Commodore 64 в области графики и звука были 8-битные компьютеры Atari. В те времена IBM PC-совместимые машины имели видеокарты, способные выводить только текст на монохромные зелёные мониторы, и звук из писка и визга, воспроизводимый встроенным низкокачественным динамиком.
Благодаря широким возможностям в области вывода графики и звука, Commodore 64 принято считать родоначальником компьютерной субкультуры, известной как демосцена (см. также Commodore 64 demos (англ.) ). И на рубеже тысячелетий он (наряду с ZX Spectrum) остаётся основной demo-машиной, особенно в области музыки (его музыкальный спецпроцессор SID используется в специализированных звуковых картах для PC). В остальных направлениях, однако, C64 потерял лидирующие позиции, когда в середине 80-х на сцену вышли 16-битные Atari ST и Commodore Amiga; на C64 остались несгибаемые энтузиасты.
Прошло 20 лет после появления С64, но демосцена не умерла. Продолжают разрабатывать новые игры. Одна из них заслуживает особого внимания — Enhanced Newcomer, находящаяся в разработке уже 10 лет.
Различия между PAL- и NTSC-машинами привели к проблеме совместимости между C64, предназначенными для рынка США и Канады, и предназначенными для других стран. Большинство демок способны работать только на PAL-машинах.
Аппаратное обеспечение 1990-х…2000-х годов
В 1990 году на базе C64 было создана игровая приставка Commodore 64 Games System (C64GS). Это была слегка модифицированная материнская плата С64, так, чтобы слот для картриджа располагался сверху — для удобства пользования картриджами. В модифицированном ОЗУ интерпретатор Basic’а заменили загрузочным экраном, предлагающим пользователю вставить картридж. Не стоит и говорить о том, что приставка C64GS была очередной ошибкой Commodore; она даже не вышла за пределы Европы. В 1990—1991 годах был разработан прототип более продвинутого по сравнению с C64 Commodore 65 (также известного как «C64DX»), но в производство он не пошёл.
В 2004 году, после десятилетнего отсутствия на рынке, производитель PC-совместимых ПК Tulip Computers BV (владелец торговой марки Commodore с 1997 года) представил C64 Direct-to-TV (C64DTV), выполненную в виде джойстика телевизионную игровую приставку, в ОЗУ которой зашиты 30 известных игр для C64. Спроектированная инженером-любительницей в области вычислительной техники Джери Элсворт, ранее разработавшей современную инкарнацию Commodore 64 — C-One (англ.), C64DTV похожа по концепции на другие миниприставки, основанные на Atari 2600 и Intellivision, и имевшие большой успех в прошлом десятилетии. Изделие рекламировалось через en:QVC в Соединённых Штатах в течение рождественских каникул 2004 года. Некоторые пользователи могли подключать к приставке дисковод Commodore 1541 (англ.), жесткие диски, вторые джойстики и клавиатуры, что позволяет приставке приблизиться по функциональности к настоящему C64. Аппаратная база DTV также используется в миниконсоли с одной игрой Hummer, продававшейся в сети розничных магазинов Radio Shack в середине 2005 года.
В настоящее время (2005) поклонники C64 продолжают разрабатывать новое оборудование для С64, включая Ethernet-карты, специальные жёсткие диски и оборудование для работы с картами Flash-памяти.
Аппаратное обеспечение
Графика и звук
Commodore 64 использует восьмиразрядный микропроцессор 6510, разработанный MOS Technology на основе разработанного ранее 6502. Оригинальный процессор был дополнен внутренним 6-битным портом ввода/вывода, который используется в С64 в двух целях: для управления банками памяти и управления фирменным магнитофоном (англ.)). Объём ОЗУ компьютера составляет 64 КБ, из которых 38 КБ выделено для встроенного интерпретатора Commodore BASIC 2.0.
Графический контроллер VIC-II обеспечивает отображение 16 цветов, восьми аппаратных спрайтов, реализует скроллинг и два графических режима. В текстовом режиме длина строки составляет 40 символов, как у большинства моделей серии en:Commodore PET. Программисты, пишущие компьютерные игры и демо, быстро поняли, как можно использовать VIC-II для получения дополнительных возможностей, например более восьми спрайтов, не только одновременно видимых на экране, но и движущихся.
Микросхема звукового синтезатора SID имеет три канала, генерирующих сигналы разной формы, эффект кольцевой модуляции и программно управляемый аналоговый фильтром. Микросхема была разработана Робертом Яннесом, позднее ставшим соучредителем компании Ensoniq. Яннес скептически относился к синтезаторам звука, применявшимся в компьютерах того времени, считая их «примитивными, сконструированными, по всей видимости, людьми, ничего не смыслящими в музыке». Среди авторов и программистов музыки для игр хорошо известны Роберт Хаббард, Бен Даглиш, Мартин Гэлвей и многие другие.
Микросхема синтезирует характерный звук, у которого много ценителей. В 1999 году шведская компания Elektron разработала синтезатор SidStation на базе SID, использовав для этого оставшиеся запасы микросхем. Этот синтезатор используется некоторыми музыкальными коллективами.










