В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №170

Познакомьтесь с двумя текстами, определите основную мысль каждого из них. В какой части абзаца она сформулирована? Автору какого текста удалось провести эту мысль? Какие исправления вы внесли бы в другой отрывок?
1 ) В ночном пейзаже было что−то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озёрами; стройные прозрачные берёзы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И всё это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам. (По А.Куприну)
2 ) Осенью эта полянка кажется сказочной. Листья начали менять свою окраску. Как осенний дождь, падают, падают листья, устилая землю. Земля стала разноцветной: где жёлтой, где зелёной, а где даже красной. Осенью мы часто тренируемся здесь. Бежать по золотистому ковру легко и приятно.

Решение

1 ) Основная мысль: описание ночного пейзажа.
Основная мысль сформулирована в начале абзаца, в зачине.
2 ) Основная мысль: описание осенней поляны.
Основная мысль сформулирована в начале абзаца, в зачине.
Провести основную мысль удалось автору первого текста.
Я бы изменил второй отрывок следующим образом:
Осенью эта полянка кажется сказочной. Листья начинают менять свою окраску, падают, как осенний дождь, устилая землю. Земля становится разноцветной: где жёлтой, где зелёной, а где даже красной. Осенью мы часто тренируемся здесь. Бежать по такому золотистому ковру легко и приятно.

Источник

1. Определите тип и стиль текста.

А. Лебеди летели через море. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

Б. Белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно-синей поверхности воды.

В. Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.

Г. У нас свиристель – одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад. На крыльях ярко-красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. (Н.Акулов)

Е. Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

Ж. Окраска опёнка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

З. Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

И. В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окружённые кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озёрами; стройные прозрачные берёзы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И всё это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам. (По А. Куприну)

Л. Я, Иванова Мария Петровна, родилась в 1985 году в г. Асбесте Свердловской области. В 2003 году окончила школа № 30 г. Асбеста, затем поступила в Уральский государственный педагогический университет на филологический факультет. В 2008 году закончила учёбу в университете, сейчас работаю по специальности в школе № 30 г. Асбеста.

Источник

Дидактический материал по русскому языку для 8-9 классов по теме: «Типы и стили речи»

Дидактический материал по теме: Типы и стили речи. 8,9 класс

Необходимость работы учащихся с текстами очевидна, так как на итоговой аттестации выпускникам предлагается работа по анализу текста и написанию своего сочинения. Поэтому учащиеся должны определять тему, основную мысль, тип, стиль текста. Осознанное выполнение такой работы невозможно без опоры на теоретический материал. Часто можно наблюдать, что старшеклассники не знают особенностей типов и стилей речи, а значит, допускают ошибки при анализе предложенных текстов и при написании своих сочинений (ошибки в структуре, стилистические ошибки).

Сопоставив многие источники информации по теме (учебные пособия, справочники, методическую литературу), я подготовила своим ученикам раздаточный материал по теории и упражнения. Использовать данный материал можно по-разному: самостоятельное повторение, ответы на вопросы, использование информации в качестве аргументов, как коллективное повторение, самостоятельную работу или контроль.

Работая над созданием данного материала, я ставила цель: создать условия для организации работы с текстами в единстве теории с практикой. Для этого ставила задачи:

Систематизировать сведения о типах и стилях речи в форме таблицы;

Создать дидактический материал для обобщения (повторения) теории о типах и стилях речи;

Подобрать материал для практических упражнений в определении типа и стиля речи;

Дидактический материал неоднократно использовался мной на уроках русского языка (уроки развития речи) и при подготовке к итоговой аттестации. Данные таблицы использую не только в старших классах, но и частично в 6,7 классе. Считаю, что такая систематизация материала помогает учащимся понять особенности типа и стиля речи.

Типы речи (по книгам: Сенина Н.А. Русский яз. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации, 2008г.;

Фешина А.А. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий, 2009г.)

Тип текста зависит от содержания высказывания

— события в определённой последовательности.

— вопрос: Что произошло? Что происходит? В какой последовательности?

— Содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями.

— Строение: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

— Типичные языковые особенности: ведущая часть речи – глагол (чаще совершенного вида), обозначающий динамику;

частотны наречия места и времени; синтаксис индивидуален (могут быть все типы предложений)

— предметы, люди, животные.

Изображение какого-либо явления действительности (портрет, пейзаж, интерьер).

— Вопрос: Какой предмет?

— Содержание высказывания можно передать одной фотографией.

— Строение: перечисление общего и частных признаков, свойств, впечатление о предмете речи, возможен вывод.

— Типичные языковые особенности: ведущие части речи – сущ-е и прилаг-е; глаголы, как правило, несовершенного вида, позволяющие передать статичность, вневременность описания; чаще всего простые предложения, могут быть назывные или неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом.

— Даётся объяснение какого-то явления, факта, события.

Размышления о том, почему именно так;

— Вопрос: Почему так? Почему это случилось?

— Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях.

— Строение: тезис (основная мысль), доказательства (доводы, примеры), вывод.

— Типичные языковые средства : частотна абстрактная лексика; вводные слова (во-первых…, итак, следовательно, таким образом), производные предлоги, составные союзы (вследствие, так как, несмотря на, потому что); более сложный синтаксис: наличие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложнопод-чинённых предложений.

Памятка «Как определить тип речи»

1. Внимательно прочитайте текст, определите, ради чего создано это высказывание:

А) охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках – это описание;

Б) сообщить о сменяющих друг друга действиях – это повествование;

В) дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию – это рассуждение.

2. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:

А) содержание высказывания можно передать одной фотографией – это описание;

Б) содержание высказывания можно передать в нескольких фотографиях – это описание;

В) содержание высказывания нельзя передать в фотографиях – это рассуждение.

Стили речи ( Стиль текста зависит от речевой ситуации)

Обмен впечатлениями, общение

Беседа со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке (н/о)

Ведущие стилевые черты

Непринуждённость, живость, свобода в выборе выражений, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.

1. Разговорные слова и выражения;

3. Глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающей начало действия;

5. Побудительные вопросительные, восклицательные предложения.

Дружеское письмо, дневниковые записи, анекдот, заметки в записной книжке.

Напутствие, описание предмета, местности, портрет.

Нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции автора, его отношение к предмету речи.

Употребляется в художественных произведениях.

Ведущие стилевые черты

Конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.

1. Слова в конкретном и переносном значении;

2. Эмоционально-оценочные слова;

3. Слова со значением признака предмета или действия, сравнения, сопоставления;

4. Глаголы совершенного вида с приставкой за-;

5. Глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего;

6. Употребление 1-го лица вместо 2-го;

7. Предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

Рассказ, повесть, басня, поэма, быль, летопись, жизнеописание, мемуары, сказки.

Пейзаж, портрет, клятва, присяга, обещание, ода, гимн, загадка, мадригал.

Басня, поэма, эссе, философский роман.

Сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Официальность, точность, бесстрастность.

1. Книжные, официальные слова и выражения;

3. Глаголы в фоме 3-го лица множ-го числа настоящего времени со значением «так принято делать»;

4. Глаголы на –ся и глаголы в повелительном наклонении.

5. Глаголы в неопределённой форме;

5. Предложения распространённые, часто с одним главным членом – сказуемым, выраженным прилагательным или существительным.

Деловое письмо, инструкция, отчёт, докладная записка, биография, протокол, программа.

Описание изделия, описание местности, портрет, характеристика, некролог, устав, правила, кодекс.

Ходатайство, объяснительная записка, речь в суде, экспертиза, обоснование, опровержение.

Сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений.

Используется в научных трудах, учебниках, в выступлениях на научные темы (лекции, доклады).

Ведущие стилевые черты

Обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность.

1. Книжные слова с обобщённо-отвлечённым значением;

3. Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного действия;

4. Простые распространённые предложения;

5. Сложные предложения с союзами что, который, так как, если и др.;

6. Предложения без подлежащего. Сказуемое выражено существительным или прилагательным.

Научный отчёт, описание опыта, эксперимента.

Описание предмета, географическое описание, статья в словаре, энциклопедии, справочнике, аннотация.

Научная статья, монография, диссертация, лекция, диспут, рецензия, отзыв.

Сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на массы; сформировать правильное отношение к общественным проблемам.

Используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах.

Ведущие стилевые черты

Злободневность, яркость, страстность, призывность.

1. Совмещение книжных и разговорных слов;

2. Сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

3. Слова в переносном значении (»газетная образность»);

4. Вопросительные и побудительные предложения;

6. Обратный порядок слов (инверсия);

8. Именительный представления;

9. Расчленённые предложения;

11. Параллельный способ связи предложений.

Заметка, репортаж, очерк.

Описание обстановки, внешности, листовка, обращение, политическая декларация.

Проблемная статья, фельетон, памфлет, речь на митинге или собрании, литературно-критическая статья.

(по книге: Фешина А.А. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий, 2009г.)

Работа с текстом. Прочитайте тексты и выполните задания. (1-й уровень)

1. Выпишите ключевые слова (слова из тематической цепочки и цепочки нового).

2. Определите тему, основную мысль текста. 3. Определите тип и стиль текста.

А) Лебеди летели через море. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

Б) Белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно-синей поверхности воды.

В) Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.

Г) У нас свиристель – одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад. На крыльях ярко-красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. (Н.Акулов)

Е) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

Ж) Окраска опёнка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

З) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

И) В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окружённые кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озёрами; стройные прозрачные берёзы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И всё это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам. (По А. Куприну)

Л) Я, Иванова Мария Петровна, родилась в 1985 году в г. Асбесте Свердловской области. В 2003 году окончила школа № 30 г. Асбеста, затем поступила в Уральский государственный педагогический университет на филологический факультет. В 2008 году закончила учёбу в университете, сейчас работаю по специальности в школе № 30 г. Асбеста.

(по книге: Фешина А.А. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий, 2009г.)

Стили и типы речи (2-й уровень)

Задание: а) прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.

б) определите тему и основную мысль каждого текста.

в) выпишите главную информацию (сжатие)

1. Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно. Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. В космическом вакууме окисная плёнка не образуется.

2. Любите ли вы литературу так, как люблю её я? То есть любите ли вы читать книги? Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся в жизни. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть книги, без которых спокойно можно прожить. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая, что она к животворной литературе никакого отношения не имеет. Но неужели всё так безнадёжно? К счастью, нет. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (По В. Иванову)

Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.

4. Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. «Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани.

8. Принято различать два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором – эффективность производства экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

— Интересно, что это он старался, колбасу разогревал?

— С чего-то, видно, имеет.

— Он бутылки просил вернуть, чтобы, дескать, в траве не оставили. Наверное, за пустые бутылки взял. Трое закатили глаза под лоб, считали.

— Да нет, он взял без стоимости посуды.

— Тогда, может быть, за колбасу с наценкой, за поджарку.

Опять посчитали, копейка в копейку.

— Вот чёрт хитрый. С чего же он всё-таки имеет, а. (По А. Васинскому)

10. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки – всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. (М. Шолохов)

14. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигла 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких крестьянских хозяйств.

Источник

Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами ; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью.

И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Ночь при свете лунном (холодная, ясная)?

Ночь при свете лунном (холодная, ясная).

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

, загадочно поблёскивали в лунном свете

( вставить сравнительный оборот).

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Как алмазы горят в лунном свете ; как будто в мире наступил покой ; словно дерево стоит в заколдованном ледяном царстве.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Почему луна светит ночью рассказ?

Почему луна светит ночью рассказ.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Составьте предложения с придаточными : как алмазы горят в лунном свете ; как будто в мире наступил покой ; словно дерево стоит в заколдованном ледяном царстве?

Составьте предложения с придаточными : как алмазы горят в лунном свете ; как будто в мире наступил покой ; словно дерево стоит в заколдованном ледяном царстве.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Наступило утро?

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Нужно ли ставить запятую (получится так : «наступала ночь, и светила желтая луна»)?

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Синтаксический разбор предложения Луна стоит над прозрачной горой, неверным светом залита окрестность, ряд кипарисов вытянулись в строй, их тени побежали в неизвестность?

Синтаксический разбор предложения Луна стоит над прозрачной горой, неверным светом залита окрестность, ряд кипарисов вытянулись в строй, их тени побежали в неизвестность.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

ПАУЧОК И ЛУННЫЙ СВЕТ Однажды ночью Лунный Свет, одетый в свое прозрачное светящееся платье, дремал на поляне?

ПАУЧОК И ЛУННЫЙ СВЕТ Однажды ночью Лунный Свет, одетый в свое прозрачное светящееся платье, дремал на поляне.

А в это время зелёный лесной Паучок взял ножницы и тихонько отрезал от его платья кусочек.

Потом Паучок распустил этот кусочек лунного платья и из драгоценной лунной пряжи соткал маленький светящийся плащ.

Когда Лунный Свет проснулся, то очень разгневался.

— Как ты посмел прикоснуться к моему драгоценному платью!

Если каждый будет отрезать по кусочку, то от него ничего не останется.

А если от платья моего ничего не останется, как смогу я светить по ночам в тёмном лесу?

Бедный паучок очень испугался.

— Я виноват перед Вами, — сказал он.

— Но если бы Вы знали, как мне хочется подарить своему другу Светлячку новый плащ!

Ведь завтра у него день рождения.

А старый его плащ совсем износился.

— Ах, вот оно что, — сказал тогда Лунный Свет, — у твоего друга день рождения!

Ну это совсем другое дело.

Вот так и появился у Светлячка светящийся плащ.

Записать основную мысль текста.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Найти словосочетание Луна светит?

Найти словосочетание Луна светит.

Неспокойно на душе, томительно.

И думается в такие огромные, светлые ночи вольно, дерзко.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Можно ставить запитые и по интуитивно.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Здравствуйте! Очень важный и интересный вопрос Вы задали! : ) Запятые нужно ставить согласно правилам или для разделения предложения по смыслу. Запятыми выделяются причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения, ставятся перед союзам..

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

И. п. Счастливое время р. П. счастливое время д. П. счастливому времени в. П. счастливое время т. П. счастливым временем п. П. о счатстливом времени.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Время времени времени время временем о времени.

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

У п. меня мест. Доп. верный прил ; опр. Друг сущ ; подл. (повеств ; невоскл ; прост ; распростр ; односост. ).

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Источник

Конспект открытого урока по русском языку на тему: «Текст. Стили речи»

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Данный урок посвящен изучению основных понятий связанных с текстом и литературными стилями речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ: «ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ»

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

В ночном пейзаже было что то сказочное стиль речи

Выполнила: студентка 4 курса

Дата проведения: _____________

Тип урока: урок формирование новых знаний

Тема: Текст. Стили речи.

Цели урока: Образовательные: дать представление о понятиях текст и

стили речи, обогатить словарный запас, обучить навыкам

применения всех изученных материалов по предметам в

изучении темы, тренировка практического умения

определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею

текста, проверить основные знания, умения и навыки

учащихся, полученные ими в процессе изучения данной

Развивающие: формировать умение читать и понимать

текст, определять авторский замысел, объяснять те

художественные приемы и средства, при помощи которых

автор достигает реализации своего замысла.

Воспитательные: нравственное воспитание учащихся

через осмысление текстов, предложенных на уроке для

анализа; воспитывать любовь к родному языку, русской

Оборудование: наглядные пособия, раздаточные материалы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.

Проверка домашнего задания. Вопросно-ответная беседа.

— Что является грамматической основой предложения

— Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

— Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и. Почему? Докажите.

III. Объяснение нового материала. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое текст и научимся определять тип и стиль речи текста.

Давайте вспомним, что такое текст, его виды и какие стили речи вы знаете.

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Типы тексты: описание, рассуждение, повествование.

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

С какой целью употребляем?

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление

Обращения, слова высокого стиля.

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Все богатства лексики

IV. Закрепление новой темы.

1. Словарная разминка «Узнай слово». Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

Разговор двух или более лиц (диалог).

Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).

Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).

Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

2. Практическая работа по карточкам А, В, С. Учащиеся формируются в группы, каждой группе дается карточка с одинаковыми заданиями А, В, С.
Часть А. Определите тип и стиль речи следующих текстов.

Текст 1
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.
Часть В. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.


1. Художественный стиль

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.

4. Официально-деловой стиль

Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.

5. Разговорный стиль

Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.

Часть С. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:

Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9 класса, учится в школе №44 с 1 класса.

Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик.

Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной –волшебное слово.

Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями.

V. Подведение итогов урока.

– Какой вид работы понравился вам больше всего?

– Что требуется сделать (повторить, выучить), чтобы работа была более успешной?

VI. Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.

VII. Комментирование оценок.

Часть А. Определите тип и стиль речи следующих текстов.
Текст 1
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.
Часть В. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.


1. Художественный стиль

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.

4. Официально-деловой стиль

Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.

5. Разговорный стиль

Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.

Часть С.
2. Проведи соответствия между текстами и названиями стилей:

Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9 класса, учится в школе №44 с 1 класса.

Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик.

Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родное – волшебное слово.

Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *