В походе ваня поскользнулся на мокрой траве упал и понял что
Урок-путешествие по теме: «Сила трения»
Разделы: Физика
План конспект урока по физике
Класс: 7 класс
Раздел программы: “Взаимодействие тел”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация “Сила трения”, игрушечный автомобиль, песок, брусок деревянный с нитью, ручка, динамометр, стеклянные пластины – 2 шт., опорный конспект “Сила трения”.
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.), опорные конспекты.
План урока
| Содержание этапов урока | Виды и формы деятельности |
| 1. Организационный момент | Приветствие |
| 2. Мотивационное начало урока | Постановка учебной проблемы |
| 3. Изучение нового материала | Рассказ – беседа, фронтальный эксперимент, заполнение опорного конспекта |
| 4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала | Выполнение тестовых заданий, практическая работа по группам |
| 5. Подведение итогов, домашнее задание | Записи на доске и в дневнике, рефлексия |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по Королевству Сил.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление
Все будет так и все – не так
Через одно мгновенье
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Королевству Сил, давайте вспомним страны каких сил мы с вами уже посетили? (СИЛА ТЯЖЕСТИ, СИЛА УПРУГОСТИ, ВЕС ТЕЛА)
Перед нами открыт путь в Королевство Сил, сейчас мы узнаем, в путешествие по какой стране мы отправимся сегодня. А совершим мы свое путешествие на автомобиле. Садимся и поехали.
(учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный автомобиль)
Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скорость автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения) Я приглашаю вас в путешествие по стране “Сила трения”!
III. Итак, мы начинаем наше путешествие с посещения научного центра страны “Сила трения”. В ходе путешествия мы будем вести путевые заметки, т. е. опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).
Учитель: Я – магистр точных наук приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит познакомиться с явлением трения, узнать какие виды трения обитают в этой стране, определить точку приложения и направление этой силы, экспериментально установить, от чего зависит сила трения и почему она возникает?
Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует? (препятствует)
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).
Вводим определение силы трения: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Учитель: Жители этой гостеприимной страны ждут нас в гости. Познакомимся с ними поближе. Узнаем, какие виды трения существуют.
Демонстрационный эксперимент (книга и ручка, учитель демонстрирует силу трения скольжения, качения и покоя).
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
Учитель: А почему возникает сила трения? Каковы причины возникновения силы трения? Проведем эксперимент (игрушечный автомобиль, песок).
Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (уч-ся записывают в ОК).
Эксперимент с двумя стеклянными пластинами.
Вывод: Взаимодействие молекул вещества (уч-ся записывают в ОК).
Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения).
IV. Учитель: Продолжим наше путешествие. Заглянем в творческую мастерскую. Я – экспериментатор и вы тоже (одеваю халат). Предлагаю вам сравнить силу трения покоя, скольжения и качения, а также изучить силу трения скольжения.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в этой загадочной стране силу трения постоянно изменяют. Ее, то уменьшают, то увеличивают. Давайте попытаемся узнать об этом поподробнее. Вам предлагается решить остроумные задачки Г. Остера.
Задача 1. Хулиганы Сидоров и Иванов посыпали каток песком и с интересом наблюдают, как Танечка Петрова катается на коньках. Какую цель преследуют Иванов и Сидоров? (увеличение силы трения)
Задача 2. Что задумали хитрые семиклассники, которые не жалея дорогостоящего машинного масла, щедро льют его в тормоза автомобиля директора школы? (уменьшают силу трения, смазка)
Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома.
Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.
Учитель: Недавно в стране “Сила трения” побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка? (кодоскоп, пленка)
Учитель: Ребята приглашаю вас пройти в кинозал на просмотр кинофильма “Сила трения”.
Просмотр мультимедийной презентации “Сила трения” (приложение1).
Учитель: Мы покидаем Королевство Сил, но на выходе нас ждет испытание. Возьмите листы контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| У | С | П | Е | Х |
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?
V. Учитель: Наше путешествие по стране “Сила трения” завершается. Подведем итоги (выставление оценок).
Рефлексия: Ребята, проанализируйте, пожалуйста “движение” своих мыслей, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока. Запишите их на листочках и сдайте мне.
Урок-путешествие по теме «Сила трения»
Разделы: Физика
Раздел программы: “Механические явления”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, исследовательская деятельность
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.), опорные конспекты.
Подготовка к уроку:
| Содержание этапов урока | Виды и формы деятельности |
| 1. Организационный момент | Приветствие |
| 2. Мотивационное начало урока | Постановка учебной проблемы |
| 3. Изучение нового материала | Рассказ – беседа, фронтальный эксперимент, заполнение опорного конспекта |
| 4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала | Выполнение тестовых заданий, практическая работа по группам |
| 5. Подведение итогов, домашнее задание | Записи на доске и в дневнике, |
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по Королевству Сил.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Королевству Сил, давайте вспомним страны каких сил мы с вами уже посетили? (СИЛА ТЯЖЕСТИ, СИЛА УПРУГОСТИ, ВЕС ТЕЛА)
Перед нами открыт путь в Королевство Сил, сейчас мы узнаем, в путешествие по какой стране мы отправимся сегодня. А совершим мы свое путешествие на автомобиле. Садимся и поехали.
(Учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный автомобиль.)
Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скоростью автомобиля? Почему автомобиль остановился? (Действует сила трения.) Я приглашаю вас в путешествие по стране “Сила трения”!
III. Итак, мы начинаем наше путешествие с посещения научного центра страны “Сила трения”. В ходе путешествия мы будем вести путевые заметки, т. е. опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).
Учитель: Я – магистр точных наук приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит познакомиться с явлением трения, узнать какие виды трения обитают в этой стране, определить точку приложения и направление этой силы, экспериментально установить, от чего зависит сила трения и почему она возникает?
Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует? (Препятствует.)
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения? (В противоположную сторону движению тела.) Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).
Самостоятельно попробуйте сформулировать определение силы трения.
Найдите определение силы трения в учебнике: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. А Егор Осипов найдет определение в справочнике для школьника на странице 43. (Сила трения – сила, препятствующая относительному перемещению соприкасающихся тел, слоев жидкости или газа.)
Чем отличаются эти два определения?
Учитель: Жители этой гостеприимной страны ждут нас в гости. Познакомимся с ними поближе. Узнаем, какие виды трения существуют.
Демонстрационный эксперимент (книга и ручка, учитель демонстрирует силу трения скольжения, качения и покоя).
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения).
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (Сила трения качения.)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения).
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения).
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (Сила трения покоя.)
Учитель: А почему возникает сила трения? Каковы причины возникновения силы трения? Проведем эксперимент (игрушечный автомобиль, песок).
Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (уч-ся записывают в ОК).
Эксперимент с двумя стеклянными пластинами.
Вывод: Взаимодействие молекул вещества (уч-ся записывают в ОК).
Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (Ее можно измерить.) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения качения (уч-ся измеряют силу трения). Запишите в тетрадь.
IV. Учитель: Продолжим наше путешествие. Заглянем в творческую мастерскую. Предлагаю вам сравнить силу трения покоя, скольжения и качения, а также изучить силу трения скольжения. Положите между бруском и доской несколько иголок и определим значения силы трения качения. Запишите в тетрадь. Сравните силу трения качения и силу трения скольжения и сделайте вывод. (Сила трения качения меньше, чем сила трения скольжения, хотя вес бруска не изменился.)
Постараемся выяснить от чего зависит сила трения. Тянем динамометром брусок по горизонтальной поверхности меняя грани бруска и делаем вывод (не зависит от площади соприкасающихся поверхностей). Тянем по столу, затем по наждачной бумаге (зависит от материалов, из которых изготовлены трущиеся поверхности, от качества их обработки). Тянем, постепенно нагружая брусок, ставя на него добавочные грузы (чем больше сила, прижимающая брусок к поверхности стола, тем больше сила трения скольжения).
Силу, действующую перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, называют силой нормального давления. Обозначают N. В тех случаях, когда тело движется по горизонтальной поверхности, как брусок в нашем опыте, сила нормального давления равна весу тела. F=µN, где µ – коэффициент пропорциональности, который называют коэффициентом трения.
Физкультминутка: обхватите стульчик руками, выпрямите спинку, закройте глаза, головой не шевелите, мысленно нарисуйте зрачками восьмерку – 3 раза. Не открывая глаз, не поднимая век, посмотрите вверх, затем вниз, потом на право и налево – 3 раза. Открыли глаза и достаньте руками соседа.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в этой загадочной стране силу трения постоянно изменяют. Ее, то уменьшают, то увеличивают. Давайте попытаемся узнать об этом поподробнее. Вам предлагается решить остроумные задачки:
Задача 1. Хулиганы Сидоров и Иванов посыпали каток песком и с интересом наблюдают, как Танечка Петрова катается на коньках. Какую цель преследуют Иванов и Сидоров? (увеличение силы трения)
Задача 2. Что задумали хитрые семиклассники, которые не жалея дорогостоящего машинного масла, щедро льют его в тормоза автомобиля директора школы? (уменьшают силу трения, смазка)
Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома.
Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.
Учитель: Недавно в стране “Сила трения” побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка?
А сейчас ваши одноклассники (Юра Олистратенко, Леонид Хюссон и Земсков Андрей) расскажут какую важную роль играет сила трения в природе, технике и спорте.
Давайте повторим, что мы узнали о силе трения и ее дружной семье. (Слайды)
Учитель: Мы покидаем Королевство Сил, но на выходе нас ждет испытание. Возьмите листы контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания.
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| У | С | П | Е | Х |
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?
V. Учитель: Наше путешествие по стране “Сила трения” завершается. Подведем итоги (выставление оценок).
Конспект урока физики в 8 кл Сила трения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Сила трения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид: комбинированный урок.
формирование новых понятий «трение» и «сила трения»;
раскрытие значения трения в жизни человека, быту, технике;
выяснение, от чего зависит сила трения;
формирование умения различать виды трения;
раскрытие возможностей для увеличения и уменьшения трения при необходимости;
создание условий для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения;
содействие развитию у школьников умения самостоятельно делать вывод.
развитие логического мышления;
формирование умения пользоваться приборами;
анализ и сравнение результатов опытов;
развитие самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнить предложенное задание
развитие аккуратности и ответственности;
привитие культуры умственного труда.
активное развитие навыков экспериментальной работы.
Оборудование для учителя: компьютер, презентация «Сила трения. Трение в природе и технике».
Оборудование для учащихся: динамометр, трибометр, кусок резины, брусок деревянный, грузы из механики по 100г (2 шт.), лупа, 2 стёклышка, лист бумаги.
2.Фронтальный опрос. (мозговой штурм)
Все тела могут двигаться с разными скоростями.
А почему скорость тела может измениться?
Какую величину называют силой? ( Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел )
Что такое взаимодействие тел? ( Взаимное действие двух тел друг на друга )
Как обозначается сила? ( F )
Единица измерения силы? ( 1 Ньютон )
Какие силы вы знаете?
Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? ( Сила тяжести )
Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? ( Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела )
Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес )
Главное отличие силы тяжести от веса тела? ( Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения)
Какой прибор предназначен для измерения силы? ( Динамометр )
Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? ( Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними )
3.Проблемная ситуация, постановка учебной задачи.
С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать: «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи».
А сегодня с явлением трения знакомимся и мы с вами!
ЗАПИШЕМ тему урока
Мы сегодня с вами выясним
Что такое сила трения?
От чего зависит величина силы трения.
Где находит применение сила трения.
4.Изучение нового материала.
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. В прямом смысле этого слова. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем, так как именно силы трения удерживают наши ноги на поверхности.
Любой из нас знает, что такое ходить по очень скользкой поверхности – по льду, если этот процесс вообще можно назвать ходьбой. То есть, мы сразу видим очевидные плюсы силы трения. Однако, прежде чем говорить о пользе или вреде трения, рассмотрим для, начала, что такое сила трения в физике.
Варианты ответа: сопротивление движению.
Опыт 1. Возьмите листы бумаги и карандаши. Проведите на листе карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет. В чем тут дело? Если посмотреть в лупу на поверхности бумаги, стекла и грифеля, то можно заметить, что поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло такими свойствами не обладает. При движении грифеля по бумаге происходит отслоение частей карандаша о неровности бумаги и они там и остаются. На стекле таких неровностей нет.
Вывод: первая причина трения- шероховатости поверхностей
Опыт 2. Прижмите друг к другу 2 стёклышка и попробуйте перемещать их друг относительно друга. Легко? Что-то мешает? Шероховатостей нет! А что мешает?
Вывод: вторая причина трения- силы молекулярного взаимодействия
Видеоролик откуда берется трение
В земных условиях трение всегда сопутствуют любому движению тел. При всех видах механического движения одни тела соприкасаются либо с другими телами, либо с окружающей их сплошной жидкой или газообразной средой. Такое соприкосновение всегда оказывает большое влияние на движение. Возникает сила трения, направленная противоположно движению.
Открыть учебник стр 84 прочитать определение
Существует несколько видов трения:
ТРЕНИЕ ПОКОЯ
В нашем случае, когда мы пытались сдвинуть пианино с места, мы пыхтели, толкали, краснели, но не сдвинули пианино ни на сантимертр. Что удерживает пианино на месте? Сила трения покоя. Теперь другой пример: если мы положим руку на книгу и будем двигать ее по столу, то книга будет двигаться вместе с нашей рукой, удерживаемая все той же силой трения покоя.
Когда тело находится в покое на наклонной плоскости оно удерживается силой трения. Однако, если бы не было трения, то тело, под действием силы тяжести, начало бы скользить по наклонной плоскости, как санки с горы. Т.к. эта сила существует между покоящимися друг относительно друга телами, то эту силу принято называть силой трения покоя Трение покоя – сила трения, препятствующая возникновению движению одного тела по поверхности другого.
Сила трения покоя удерживает клин, вбитый в колоду, не дает развязаться ленте, завязанной на узел, удерживает крем для лица на коже, не давая ему соскользнуть.
Привяжите конец нитки к динамометру и тяните пружину. Чем больше сила трения покоя книги, тем сильнее растянется пружина, прежде чем начнётся скольжение. Заметив положение стрелки в тот момент, когда книга сдвинулась с места, вы узнаете величину максимальной силы трения покоя той силы, которую необходимо приложить, чтобы сдвинуть тело с места.
Вернемся к нашему пианино. Мы, наконец, сообразили, что сдвинуть его в одиночку нам не удастся и позвали на помощь соседа. В конце концов, исцарапав весь пол, вспотев, напугав кота, мы передвинули его в другой угол.
Что мы обнаружили, кроме клубов пыли и мусора? Что, когда мы приложили силу, превышающую силу трения покоя, пианино не просто сдвинулось с места, но и (с нашей помощью, естественно) продолжило двигаться дальше, до нужного нам места. И усилия, которые приходилось затрачивать на его передвижение, были примерно одинаковы на всем протяжении пути.
Трение, которое возникает при скольжении одного тела
по поверхности другого называют трением скольжения
При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения скольжения. Такое трение возникает например при движении коньков. Если вместо лезвия конька будут колеса, то такое движение называют качением. Роликовые коньки катятся, а не скользят по поверхности земли. Трение, возникающее при этом, называют трением качения.
Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

Положите на стол книгу,а на книгу круглый (не гранёный) карандаш и толкните его так, чтобы он заскользил по книге. Сдвинувшись, карандаш остановится.
Положите теперь тот же карандаш на бок и толкните его с той же силой. Карандаш, прокатившись, продвинется дальше. В чём тут дело?
Еще раз виды трения написать на доске
А теперь, давайте экспериментально выясним, от каких факторов зависит сила трения.
Первая группа выяснят, как сила трения зависит от нагрузки. Вторая- от рода соприкасающихся поверхностей, а третья – от площади соприкасающихся поверхностей
Положите брусок на деревянную поверхность, на брусок сначала положите 1 груз и измерьте силу трения, затем 2 груза и вновь сделайте измерение. Запишите данные на листе и сравните их с модулем силы трения, когда нагрузки не было.
( Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения
Вывод:
где N – сила реакции опоры. Если тело находится на горизонтальной поверхности, то N = Fтяж
Значения коэффициента трения для различных материалов можно найти в справочниках.
А трение помогает движению или мешает?
Если бы сила трения была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала. А поскольку скорость убывает, очевидно, сила трения мешает движению и направлена против движения.
С давних времен было известно, что смазанные жиром или даже просто смоченные водой поверхности скользят значительно легче.
Сила жидкого трения меньше силы сухого трения при одинаковой массе движущихся тел
мы должны быть благодарны силе трения; она даёт возможность нам ходить, лежать, стоять, принимать пищу, сидеть, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Человека при ходьбе толкает вперёд сила трения. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти.
Трение помогало первобытному человеку добывать огонь. В сущности и наши средства добывания огня основаны на трении (спички, зажигалка).
Без трения и животные не смогли бы передвигаться. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений, хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных, когти, клешни). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения трения.
Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности ), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении.
Иногда трение- «вред»!
Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей: стираются подошвы, шины автомобилей, детали машин. Вредное трение стараются уменьшить.
Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:
— подбирать материалы с низким коэффициентом трения;
— повысить качество обработки трущихся поверхностей;
— заменить трение скольжения трением качения;
Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.
Д/З выучить параграф, написать мини сочинение « трение в моей жизни»
Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самооцениванием. Экспресс-диагностика
Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?
А) сила трения скольжения,
Б) сила трения покоя,
В) сила трения качения.
На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила при этом возникает?
Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?
А) вправо,
Б) влево,
В) вертикально вниз.
В каком случае возникает сила трения скольжения?
Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?
Б) в сторону, противоположную движению,
В) по ходу движения.
В гололёд тротуары посыпают песком. При этом трение подошв о лёд …
При смазке трущихся поверхностей сила трения …
Проверка по эталону и самооценивание:
4-5 правильных ответов – оценка 3,
6 правильных ответов – оценка 4,
7 правильных ответов – оценка 5.
Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:
пошло дело как по маслу;
угря в руках не удержишь;
что кругло – легко катится ;
лыжи скользят по погоде ;
из навощенной нити сеть не сплетешь;
колодезная веревка сруб перетирает ;
ржавый плуг только на пахоте очищается;
ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
Как же можно использовать изученное явление в жизни? Какую оценку можно дать роли трения в жизни?
Каждый из нас постоянно решает житейские проблемы. Вот и сейчас нам с вами предстоит их разрешить.
Качественные задачи «Житейский опыт»:
1 группа. Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…
2 группа. Саша увидел, что мама ни как не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко снялся. На чём основано Сашино предложение?
Из окна Саша увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Саша вышел на улицу и посыпал лёд песком. Почему он это сделал?
3 группа. Кирилл собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
Когда выпал первый снег, папа Кирилла стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а также на них были шипы. Кирилл спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?
Приложение 1 к уроку.
Опыт 1. Возьмите листы бумаги и карандаши. Проведите на листе карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Прижмите друг к другу 2 стёклышка и попробуйте перемещать их друг относительно друга. Легко? Что-то мешает? Шероховатостей нет! А что мешает?
Опыт3. Толкните брусок по столу; он остановится через некоторое время.
Тело остановилось, значит, для постоянного движения его всё время надо толкать или его что-то тормозило? Что?
Опыт 4. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?
Опыт 5. Положите брусок на доску, прикрепите динамометр и равномерно перемещайте его сначала с меньшей скоростью, а затем с большей скоростью. Что вы наблюдаете?
Опыт 7. В лапке штатива укреплен алюминиевый цилиндр с намотанной на него нитью. Подвесьте к нити груз с одного конца, а с другого прикрепите динамометр. Измерьте силу трения и запишите ее значение.
Капните капельку масла на нить, находящуюся на поверхности цилиндра, и повторите ваши действия.
Опыт 9 . Наблюдение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей.
Этот опыт проведите сами, запишите результат и сделайте вывод.






