В прикладном искусстве древней руси часто встречаются изображения птиц что они символизируют
Символика птиц у восточных славян
На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.
Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.


В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.
Символика славянского орнамента. Птицы
Ласточка — «чистая птица», наделенная женской символикой. Она приносит на своих крыльях радость-весну. Считалось, что там, где поселится ласточка, непременно будет счастье, так как, кроме весны, она приносит из «вырия» любовь молодежи, приплод скоту. В одной из щедривок ласточка — это Богородица. Часто она служит символом женщины и особенно матери.
Ласточка — верная спутница человеческого жилья, она всегда несет добрую весть. Существовало поверье, что там, где ласточка совьет гнездо, будет счастье, так как она ассоциировалась с достатком и благополучием.
Голубь — краткость и чистота. Пара голубей — любовь, дружба и супружеская верность. Представление о голубе как о святой птице восходит к христианской традиции: в виде голубя Святой Дух сошел с небес во время крещения Иисуса. Библейский сюжет — источник легенды о голубе, возвестившем Ною о конце потопа. В древних колядках рассказывается, как священные голуби помогают Всевышнему создавать мир. Как символ добра и кротости голубь противостоит хищным, черным птицам и нечистым животным (змее, козе). Любовно-брачная символика голубя представлена в поверьях, в магии, в свадебных обрядах и песнях. Фигурками голубя украшали каравай. Воркующие голубь с голубкой — символ влюбленных. Широко распространены они и в качестве поэтических образов жениха и невесты в свадебных песнях. Считалось, что в доме, где водятся голуби, будут счастье и удача и не будет пожара. Два голубя — символ любви, творчества.
Павлин (Жар-птица) — в славянской мифологии огненная птица размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажженных огней. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
Павлин (пава) за красоту своих перьев стал символом расцвета, молодости. Про стройную, красиво одетую девушку говорят: «Будто пава плывет». Павлиньи перья использовали для украшения головного убора. Павлины всегда рассаживаются на свадебных рушниках и в основном имеют над собой божье благословение — венец или венок. Павлин — это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию развития, поэтому это птица семейного счастья. Не зря девушки иногда вплетали в свадебный венок перья павлина. Свадебную пару также символизируют соколы, голуби, петухи. Характерным признаком свадебного рушника является расположение птиц друг к другу головками. Они либо держат в клюве ягодку калины, либо сидят в основании дерева — символе новой семьи.
Петух — в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами. В некоторых статьях о символике именно с демоническими свойствами петуха связывают традицию не держать долго петуха в хозяйстве (заменять старого петуха на петушка из нового выводка).
Петух связывается с солнцем, огнем, возрождением. Он выступает в качестве символа рассвета, пробуждения, активности, бдительности. Считается, что рассветное пение петуха отгоняет нечистую силу. Петух характеризуется признаками опекуна хозяйства. Считали, что без него не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!»
Лебеди — верность, любовь. Это женский талисман. Все знают о лебединой верности, воспетой не в одной песне и рассказанной не одной легендой. Лебедушка — символ чисто женский и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.
На современных рушниках встречала вышивку пары гнездящихся аистов, но в работах мастериц 18-19 веков такого орнамента не видела. Смею предположить, что, как и прочая парная символика, это вышивается в пожелание пройти по жизни парой в любви и согласии.
И вот еще интересный факт подмечен: на рушниках вышивают пару птиц, но зачастую это явно представители самцов-петухов или павлинов. Большинство авторов, которых я читала, связывают это с тем, что род (фамилия) велась по мужской линии.
Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин
Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве на Руси. Причем это касается не только мифических, а их у нас множество, помимо Сирин это и Алконост, и Гамаюн, и Стратим, и сказочная Жар-птица, и Финист – ясный сокол, но и обычных птичек. Хотя обычные птички тоже изображались далеко не совсем обычно, а вычурно, сказочно, одним словом – декоративно. К примеру вот такие расписные туесочки:
Птички-кутеньки (уфтюжская роспись)
И не случайно наш народ так любил изображать птиц, ведь с прилетом и пением птиц наступала долгожданная весна, просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту, изящество. Сидящая на цветущей весенней веточке или клюющая подернутые морозцем яркие ягоды рябины она всегда радует глаз. Птица это еще и свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и здесь угадывается загадочная русская душа, вечно ищущая, стремящаяся в заморские теплые страны, но неизменно возвращающаяся к родным северным берегам. Это подчеркивается и в предисловии к книге С.К. Жегаловой «Русская народная живопись»: «Обитатели голубых высей вносили в роспись свои смыслы. С ними всегда связывалось представление об особой одухотворенности, способности преодолеть тяжесть земного бытия, перелететь в иной, умный и счастливый мир».
Разные птички водились в русских деревнях, с разным оперением, с разным характером, но среди мифологических почему-то птица Сирин прочнее других осела в народной памяти, возможно из-за своего имени, созвучного с именем коварной Сирены. Искусствовед М.В. Василенко отмечает следующее: «Известны сказки о пылающей жар-птице с золотыми и серебряными перьями, о петушке-золотом гребешке, о златокрылой птице или о курочке, каждый день приносящих по золотому яйцу. Поэтому на крестьянских прялках так многочисленны петушки, райские птицы-сирины. Образ птицы света, радости был близок и понятен образному народному мышлению». («Русская народная резьба и роспись по дереву»).
Образец старинной резьбы по дереву с птицей Сирин. (Историко-художественный музей, г. Семенов)
Характер птицы Сирин неоднозначен, впрочем, трудно найти среди мифологических существ, украшавших быт русского народа совершенно положительных или отрицательных персонажей. Кого ни возьми хоть льва, хоть грифона или русалку-берегиню во всех при желании можно было обнаружить и опасные черты. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нашему народу было связываться с такими противоречивыми существами? Ответ, скорее всего в том, что практически все эти существа пришли к нам из дальних стран. Красоту их наш народ не мог не оценить, вот только характер их у нас на Руси слегка подправили, переиначили, и некогда грозная птица Сирин превратилась в заботливую хранительницу домашнего благополучия.
Работы современного городецкого мастера. (Музейно-туристический комплекс, г. Городец)
«У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей». (С.К. Жегалова «Русская народная живопись»).
Особенно почитали птицу Сирин на русском Севере, без нее, например, невозможно себе представить пермогорскую роспись. Почти на каждой пермогорской прялке можно увидеть эту красочную птицу, заключенная в круг она также являлась солярным знаком и считалась женским оберегом.
Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»
Фрагмент пермогорской росписи. (Фото с выставки «Русский Север» Московский исторический музей)
Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»
В.М Василенко, как раз приводит описание расписной прялки: «Возникает впечатление, что крестьянского художника действительность интересовала как-то очень необычно. Он не постеснялся поместить мотив зимней «поездки» между роскошными листьями и цветами, а самый бытовой мотив сочетать с фантастическим сирином, которому отвел большую часть всей композиции. Да, несомненно, крестьянский художник воспроизвел из жизни очень немногое, а то, что воспроизвел, наполнил особенным смыслом. Этот смысл – в преображении действительности, в создании приподнятого, радостного образа, в чем проявился огромный народный оптимизм и творческая смелость».
Изначально придя к нам из восточных легенд, Сирин в древности считалась обитательницей дальних стран, жила за морем, а с принятием христианства превратилась в райскую птицу и заманивала своим сладким пением уже не в пучину морскую, а в рай, отсюда и библейские черты, которые просматриваются в старинных образах птицы Сирин. Здесь мы видим ангельские крылья, зачастую нимб, корона и словно иконописный лик.
Подвесной шкафчик (фото из книги И.Я. Богуславской «Русское народное искусство»)
Сирин. (Фото с выставки «Русский Север». Московский исторический музей)
Сирин. (Фото из книги С.К. Жегаловой «Русская народная живопись» )
Постепенно такие изображения вытесняются более близкими народу образами, преобретают декоративные черты. Кто бы мог подумать, что обычный русский крестьянин единственный смог приручить своенравную Сирин и поселить ее у себя в избе, а Сирину в избе так понравилось, что решила она превратиться в птицу-счастье и радовать своей красотой деревенских жителей. На это действительно способен только по-настоящему творчески одаренный человек. Никогда не перестанет удивлять тот факт, что таким человеком был обычный крестьянский мужичок и таковой был далеко не один.
«Позднее, в 18 веке, в народной росписи птица Сирин постепенно теряет свои сказочные черты и приобретает почти крестьянский облик. Так, в росписи простого деревенского сундучка Сирин, сохраняя характерные признаки, становится как бы ближе и понятнее. Об этом говорят и расчесанные на прямой пробор волосы, и доброе русское лицо, и спокойная величавость осанки». («Расписные сундуки 17-18 вв.» С.К. Просвиркина, С.К. Жегалова). Таким образом, народные художники не просто делали доступным загадочный образ, они его преображали, гармонизировали и дополняли яркими красками. Раз уж Сирин это прекрасная птица с женской головой, то быть ей доброй с чертами крестьянской красной девицы.
Рисунок птицы Сирин (музей народного быта «Дом Семена ложкаря», г. Семенов)
Сирин — сундучная роспись
Редкое для уфтюжской росписи изображение птицы Сирин
«Фантастические образы, как мы уже отмечали, — дань чудесному, творимой художником сказке. Птица-сирин олицетворяет радость, поэтому так часто она встречается в росписях и в резьбе». (В.М. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву»).
Что ж, прославленная народными художниками птица Сирин продолжила вдохновлять своей красотой уже художников профессионально обучавшихся живописи. Как не вспомнить картины М.В. Васнецова, который изобразил всех 3-х вещих птиц или сиринов И.Я. Билибина, ставших классикой стиля модерн.
М.В. Васнецов «Сирин и Алконост»
И.Я. Билибин Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
И по сей день птица Сирин вдохновляет своей красотой, а зная народные традиции, мы также можем поселить у себя дома птицу счастья и привнести немножко света в серые будни. Современные художники сейчас снова обращаются к истокам, каких только птичек Сирин не встретишь. В любой технике, на любой вкус. Я в этом не исключение, ведь загадочная сказочная птица не может не вдохновлять. Вот такие работы получились у меня:
«Мороз и солнце», холст/масло
Тарелка декоративная «Сирин», дерево/темпера
Если вы мастер, возможно и в вашей коллекции работ есть эти прекрасные птички. А всех интересующихся искусством и любителей прекрасного я приглашаю обратить внимание на наши традиционные образы, несущие доброту и положительный настрой, созданные на счастье людям. Они близки нам по духу и несомненно принесут пользу, одарят своим радостным светом!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Галина Граева.
В прикладном искусстве древней руси часто встречаются изображения птиц что они символизируют
Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве. С прилетом птиц наступала долгожданная весна, с их пением просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту и изящество. С ее образом связано свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и в этом есть что-то от загадочной русской души.
Птица нашла свое отражение в разных видах декоративного искусства, в том числе и в кружеве. В кружевоплетении многие узоры и мотивы считаются заимствованными в вышивке, возраст которой как народного ремесла намного больше. Зооморфные сюжеты в вышивке носили изначально не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберега. Эти знаки вбирали в себя множество значений и исходили из глубокой древности. Однако языческий подтекст, сохранившийся в народной культуре с древности до наших дней, очень мало отражен в кружевоплетение.
Тысячелетиями народные традиции сохранялись в тканых, вышитых, кружевных узорах одежды и полотенец вплоть до середины XIX века. Это наследие помогает лучше понять и проследить декоративную составляющую кружевоплетения. Тем более, что в силу естественных причин образцы кружев ранее XVII века до нас не дошли и поэтому сохранившиеся памятники прикладного искусства Древней Руси позволяют изучать кружевные узоры и орнаменты по аналогии с ними. Использование древних мотивов в народной вышивке хорошо изучено и описано учеными и искусствоведами и здесь трактовку значения можно перенести на орнаментику кружева.
Поэтому если мы зададимся вопросом, откуда взялся в елецких кружевах сюжет с птицей, то должны будем обратиться к вышивке, потому что именно узоры, мотивы, декоративные и сюжетные элементы вышивки повлияли на их развитие.
Интересен сюжет овальной салфетки с женской фигурой и двумя птицами. Непосредственное отношение к архаическим сюжетам подтверждает классическая трехчастная композиция: женщина и птицы по обеим сторонам. Птицы не просто заполняют пространство для придания равновесия всему узору, но вполне очевидно символизируют “небо”, что является обычным для композиции. Изображения женской фигуры в русской вышивке фактически в большинстве случаев связывали с великой богиней. Часто парное изображение птиц вокруг женской фигуры трактуется как стихия воздуха. Салфетка выполнена в сцепной технике из белых хлопчатобумажных нитей в 60-е годы прошлого века.
На другом панно вполне очевидно изображена ладья в виде уточки, несущей парус. Его символичное изображение в виде сияющей звезды-светила, можно трактовать по-разному: однако часто это объясняется древним культом солнца. Мотив водоплавающей птицы часто встречается в вышивках. Панно выполнено из льняных и хлопчатобумажных нитей в 1970 году.
Панно «Царевна Лебедь» из белых хлопчатобумажных нитей и сканью из серебристого метанита выполнено А.И. Долматовой в 80-е годы прошлого века. Изображение лебедя передается обобщенно, но хорошо узнаваемо по изгибу длинной шеи и лебединой груди. Лебеди стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви. Образ Царевны-Лебедь хорошо известен по славянскому фольклору.
Петух был любимой птицей древних славян, который выступал как символ солнца и оберег дома. Не случайно этот представитель пернатых являлся любимым героем мифов и сказок. Салфетка-сувенир «Петушок» (автор М.Д. Саввина)выполнена из цветных хлопчатобумажных нитей, 1990-е годы. 
Можем сделать вывод, что в Ельце кружевоплетение было частью народного быта и впитало в себя многовековые традиции народного творчества. Сохраняясь в декоративно-прикладном искусстве, древние символы теряли свою первоначальную содержательность и несут в настоящее время чисто декоративную нагрузку, повторяясь во все новых и новых произведениях наших современников.
#Елец #музейнародныхремеселипромыслов #музейонлайн #елецкиекружева #220летпромыслу #птицавкружеве #Деньптиц
Тесты по ИЗО по программе Б. М. Неменского
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
для проведения промежуточной аттестации
по изобразительному искусству (тест)
для обучающихся 5-6 класса
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
При оценивании итоговой работы следует обязательно отметить достигнутые учеником успехи, а также недостатки и пути их устранения.
Систему подсчета и оценивания тестов, а также правила их выполнения необходимо обсудить с учащимися до выполнения тестовых заданий.
Результаты тестирования заносятся в таблицу.
Ключ к ответам (5 класс):
Вопросы 1, 2, 6, 8, 16 требуют более развернутого ответа (2 балла);


