В приведенных ниже предложениях выделите сравнения и эпитеты укажите чем они выражены
Родной язык Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?
а) Епанча.
Что не относилось к предметам русского быта?
а) Водопровод.
Найдите предложение, где средством выразительности является метафора.
а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.
б) Закружилась листва золотая.
в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.
Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.
а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.
б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
Что такое фольклор?
а) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
б) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Приведите примеры сравнений.
Среди предложенных вариантов найдите пословицу.
а) Мал, да удал.
б) Как собака на сене.
в) Не зная броду, не суйся в воду.
Что не относится к антропонимам.
а) Фамилия.
б) Кличка животного.
Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.
Екатерина А. Муся
Анастасия В. Катарина
а) слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением;
б) слова, противоположные по значению;
в) одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Завтра мы пойдем в кино.
б) Сегодня на улице похолодало.
в) Желаю долгого творческого долголетия.
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Оплачивайте проезд.
б) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо.
в) Сегодня она выглядела красивше, чем вчера
Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.
а) Пара ботинок, пять помидоров, нет цыган.
б) Пара ботинков, пять помидоров, нет цыган.
в) Пара ботинок, пять помидор, нет цыган.
14. Перечислите средства связи предложений в тексте.
Подчеркните все известные вам орфограммы.
За деревянными домиками раскинулся сосновый бор
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Эпитеты, сравнение. Теоретический материал, задания.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Просмотр содержимого документа
«Эпитеты, сравнение. Теоретический материал, задания.»
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.
В русском языке выделяют различные виды эпитетов:
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
Эпитеты также делятся на простые и сложные:
Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»);
1. Прочтите, сравните два отрывка. Какие слова, отсутствующие в первом отрывке, придают образность второму отрывку. Назовите эпитеты-определения, эпитеты- обстоятельства, эпитеты – дополнения.
1) Море смеялось. Под дуновением ветра оно вздрагивало и, покрывалось рябью, отражающей солнце, улыбалось небу.
2) Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрывалось мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
Составьте предложения с выписанными эпитетами.
2. Прочтите, произведите синтаксический разбор по членам предложения (т.е. укажите подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения). Укажите определения и обстоятельства, которые являются здесь эпитетами (т.е. создают образность речи: помогают «видеть» предмет или действие).
Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженной дышим мы.
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.
Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.
В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке…
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.
Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Сребро метет, и рвет, и гонит
Над садом дикая метель, —
Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин.
Пусть за стеною, в дымке блеклой,
Сухой, сухой, сухой мороз, —
Слетит веселый рой на стекла
Алмазных, блещущих стрекоз.
3. Прочтите, выразительно. Отметьте эпитеты – определения, употребленные в прямом и переносном значении.
4. Прочтите, отметьте эпитеты, перескажите.
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
— Это чья черёмуха?
— Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…
Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далёкий путь.
Увидав черёмуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
5. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты. Какие слова, словосочетания в этом тексте мы можем считать ключевыми? Составьте план данного описания. Перескажите.
дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное
воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый,
дремучий бор, которого не касались еще пила и топор лесного барышника.
Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью,
плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой;
сквозь полог сосновых игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие
папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие недвижимо,
не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые
травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой
истоме. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные
вздохи старого бора.
6. Прочтите стихотворение. Обратите внимание на его лексические, фонетические, интонационные особенности. Попробуйте определить о чём оно. Выскажите свои предположения. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?
7. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?
А бригада — слово не водица,
Главное, железное, одно,
Наступленья верное звено.
Не запнемся и не подкачаем,
Слово это в сердце закрепя,
Все мы за бригаду отвечаем,
Каждый — отвечает за себя.
Честь бригады сердцем и руками,
Словно знамя, заслужив не зря,
Пронесем, как проносили знамя
Первые бригады Октября.
8. Прочтите выразительно. Объясните знаки препинания. Объясните написание слов, вызывающих у вас затруднение. Найдите эпитеты, укажите среди них антонимы.
Не истомлённую, не праздную,
Не обеззвученную тьмой,
Я тишину люблю цветастую,
Живую, птичью надо мной.
Не безнадёжную, не гневную,
Не вздрагивающую от шагов,
А полноправную, полдневную,
В свеченье трав, в огне снегов,
В шуршанье чащ, дождей качании,
В простом спокойствии лица,
В сосредоточенном молчании
Мир создающего творца.
Не ту, что стынет в скуке девственной,
А ту, что, полня день вокруг,
Закономерно и естественно
Родит и вскармливает звук.
9. Простите выразительно. Отметьте эпитеты. Найдите архаизмы.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
Под солнце самое взвился
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне. (Е.Баратынский)
10. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты, укажите, какими членами предложения они являются. Составьте план данного описания, перескажите его.
1) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней.
2) Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою.
Проанализируйте внимательно орфограммы, знаки препинания. Продолжите текст (напишите не менее пяти предложений, попробуйте закончить четверостишием, соответствующим данной теме).
11. Прочтите. Выпишите прилагательные в порядке нарастания признака качества. Почему эти прилагательные нельзя считать эпитетами?
Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. Прежде всего, он был не молод. В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. На фронт он мог не идти. Но в первый же день войны он записался добровольцем.
Во время первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. Бывают наводчики хорошие, способные. Бывают наводчики талантливые. Бывают выдающиеся. Он был наводчик гениальный. (В.Катаев)
12. Прочтите, ответьте на вопрос, почему необходимо было вносить редакционные исправления в «Отчет».
Каждый раз, когда Каюк заканчивает отчет, начинается «номер»; коллективное художественное чтение.
— Братцы, вы только послушайте, что он пишет: «бесподобный метод интегрирования».
— Нет, дальше лучше: «решение этой задачи дрожало у нас на кончике пера».
— «Испытания носили двусмысленный характер».
— «Интеграл ведет себя вполне прилично».
Каждая фраза встречается хохотом.