В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Ксенофобия: что это простыми словами, примеры, виды

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Приветствую Вас, друзья!

Ксенофобия сопровождает человечество на протяжении всей истории, но сегодня эта тема актуальнее, чем когда-либо. Люди стали намного мобильнее, и времена, когда семья на протяжении многих поколений жила в одном доме, давно закончились. Для представителя современной молодёжи нормально родиться и вырасти в одном городе, найти себе пару в другом, а детей воспитывать в третьем. И расстояние между этими городами часто измеряется сотнями километров. Казалось бы, вот оно – время настоящей свободы! Но ситуацию омрачает обострившаяся проблема ксенофобии.

Людям свойственно настороженно относиться к тем, кого они считают чужаками. Но иногда опасения перерастают в выраженную неприязнь и даже агрессию. Сегодня мы разберемся с тем, что такое ксенофобия, почему она возникает и как с ней бороться. Сразу оговоримся, что настороженное отношение ко всему чужому – вполне нормальное явление, заложенное в нашей природе ещё с доисторических времён. Но мы живём в современном цивилизованном обществе, а значит, далеко не все природные инстинкты сегодня уместны.

Что такое ксенофобия?

Ксенофобия – это ярко выраженная неприязнь ко всему, что воспринимается как чужеродное. Обычно ксенофобия возникает в отношении представителей других национальностей, культур и вероисповеданий. Она проявляется в том, что человек отказывается воспринимать другого как равного себе, относясь к нему со страхом, презрением или враждебностью. При этом эмоциональное неприятие бывает настолько сильным, что у человека возникает желание физической расправы над «чужаком». И довольно часто подобные переживания перерастают в открытую агрессию.

Термин «ксенофобия» имеет греческое происхождение. Он образован от слов xenos (чужой) и phobos (страх). Соответственно, переводится он как «боязнь чужого». Достаточно часто ксенофобия направлена на людей, принадлежащих к определенной нации, вероисповеданию или меньшинству, выделенному по какому-то конкретному признаку. В таких случаях используются соответствующие термины: исламофобия, христианофобия, русофобия, кавказофобия, синофобия (антикитайские настроения), гомофобия и прочее.

Причины ксенофобии

Психологи считают, что ксенофобия формируется в процессе воспитания под влиянием культурной среды, но имеет генетическую предрасположенность. Боязнь чужого инстинктивна, поэтому нет ничего удивительного в том, что у разных людей она в разной степени заложена на генетическом уровне. Однако решающую роль всё же играет набор установок, полученных человеком в процессе взросления.

В некоторых ситуациях ксенофобия может возникать у взрослых людей, изначально к ней не предрасположенных. Обычно подобные случаи объясняются сильными эмоциональными потрясениями. При этом подверженность человека ксенофобии сопутствует низкому уровню критического мышления. Если человеку свойственно разделять все предметы и явления на «белое» и «чёрное», то вполне очевидно, что и людей он будет делить на «своих» и «чужих».

Ксенофобия существовала всегда. Древние наскальные рисунки помимо сцен охоты изображают и боевые столкновения между вооруженными группами людей. А ученые, которые изучают кроманьонцев, живших примерно 30-40 тысяч лет назад, утверждают, что каждый третий найденный ими скелет имеет следы насильственной смерти, оставленные другим человеком.

Доисторические времена для первобытных людей были крайне сложными, поэтому им приходилось конкурировать за ресурсы. И если племя замечало приближение чужаков, наивно было предполагать, что те идут с подарками. Превентивная ксенофобия спасала целые племена от уничтожения, поэтому прочно закрепилась в инстинктах наших предков и передалась нам.

Советский и российский биолог Виктор Дольник предложил более глубокое объяснение ксенофобии. Ученый указывал, что животным свойственна агрессия, направленная на биологически близкие виды и подвиды. По его мнению, ксенофобия вполне может объясняться тем, что человек воспринимает непохожих на него людей за представителей другого биологического вида, и у него активизируется примитивный животный инстинкт. В качестве триггера (что такое триггер?) может выступить даже незнакомый язык или необычная форма одежды.

Войны были основным занятием человечества на протяжении всей истории. При этом именно ксенофобия была и остаётся главным движущим механизмом подобных конфликтов. Поэтому войны продолжались во все времена и на всех континентах, заселенных людьми. Кочевые племена на территории Евразии совершали налеты на сородичей, ведущих оседлый образ жизни. Индейские племена на американских континентах воевали друг с другом на протяжении веков, но потом пришли европейцы, и войны перешли на новый уровень. И всё перечисленное было нормой.

Сегодня мы можем сказать, что подобное «варварское» поведение осталось в прошлом. Каждая страна пытается построить цивилизованное общество, в котором все люди имеют равные права и возможности. Увы, ксенофобские настроения в современных реалиях только усиливаются. Люди находят разные причины и оправдания: «мигранты забирают наши рабочие места», «у них низкий уровень культуры», «среди них много преступников». Однако настоящей причиной ксенофобии был и остаётся примитивный инстинкт, всегда присутствовавший у человека.

Виды и формы ксенофобии

Патологическая боязнь чужаков может принимать одну из двух форм:

1. Открытая ксенофобия. Человек не стесняется признавать и демонстрировать собственные идеологические взгляды. Он открыто поддерживает дискриминацию меньшинств и проявляет агрессию по отношению к ним.

2. Скрытая ксенофобия. Человек не признаёт наличия данной боязни, но его пугает и отталкивает всё, что не вписывается в рамки его морали (что такое мораль?).

Также различные проявления ксенофобии делят на 4 типа, в зависимости от того, по какому признаку определяются «чужаки»:

1. Религиозная. Традиционно вероисповедание является одним из важнейших факторов, провоцирующих ксенофобию. В современном мире чаще всего наблюдается нетерпимость по отношению к мусульманам. Это связано с тем, что исламские экстремисты совершают террористические акты, прикрываясь религией, чем дискредитируют всех последователей ислама.

2. Этническая (расовая). Старейшая форма ксенофобии. Заключается во враждебном отношении к представителям других рас и народностей, особенно если их внешность заметно отличается. Многие разновидности этнической ксенофобии имеют собственное название: русофобия, кавказофобия, синофобия (неприязнь к китайцам), антисемитизм.

3. Социальная. Неприязненное отношение к социальным слоям и группам. В эту группу входит гомофобия (неприязнь к представителям сексуальных меньшинств), гандикапизм (предрассудки по отношению к инвалидам) и прочие фобии, направленные на определенные меньшинства, выделяющиеся на фоне «нормального» большинства.

4. Территориальная. Нетерпимость к иностранцам, независимо от их внешности, вероисповедания и взглядов. Любого иностранца такой ксенофоб воспринимает как захватчика, претендующего на его женщин, землю и прочие блага. Территориальная ксенофобия – это явление, существующее в разных масштабах. Она достаточно остро проявляется на уровне небольших населенных пунктов (вряд ли кому-то нужно объяснять смысл фразы «Погнали наши городских»).

Примеры ксенофобии

История знает много случаев, когда ксенофобия приводила к масштабным трагедиям. Все известные геноциды совершались из ксенофобских побуждений. Причиной могли быть этнические или религиозные взгляды, но во всех подобных случаях люди поддавались неудержимой ненависти к тем, кого считали угрозой для себя. Также именно ксенофобия стала причиной большинства войн. Да, люди воевали за ресурсы и земли. Но чтобы народ посчитал приемлемым воевать со своими соседями, были необходимы ксенофобские настроения, и правители всегда умело этим пользовались.

Религиозные войны средних веков можно считать ярчайшими историческими примерами ксенофобии, ведь основной мотивацией в них была именно борьба с чужой религией. Такие войны происходили как в глобальном масштабе (Крестовые походы), так и в локальном (войны 16-17 веков между протестантами и католиками в Европе). В данном контексте стоит также упомянуть противостояние старообрядцев и новообрядцев на Руси. Вторая мировая война, ставшая самой кровавой и жестокой в истории, тоже произошла из-за ксенофобских настроений, которые удачно культивировала в немецком обществе NSDAP (партия Гитлера).

Как избавиться от ксенофобии?

Пытаясь лучше понять, что такое ксенофобия и как она возникает, психологи обнаружили, что она довольно часто становится следствием недовольства собственной жизнью (как сублимация, только со знаком «минус»). Ксенофобия захватывает все мысли человека, позволяя отвлечься от повседневной суеты и переживаний (а заодно и обвинить чужаков в собственных проблемах). Поэтому хорошим способом борьбы с ксенофобией является увлеченность собственной жизнью. Если человек начнёт усиленно заниматься собой и близкими, ему некогда будет думать о чужих и далёких людях, не имеющих к нему никакого отношения.

Если вы чувствуете, что у вас присутствуют ксенофобские настроения, от которых не удаётся избавиться описанным выше способом, воспользуйтесь следующими советами:

1. Сразу же определяйте причину неприязни. Поймав себя на мысли, что вы испытываете негативные чувства по отношению к другому человеку, постарайтесь найти объективную и логичную причину для этого. Вполне вероятно, что негативные переживания исчезнут сразу после осознания, что причина отсутствует.

2. Научитесь управлять эмоциями. Психологическая саморегуляция – навык, полезный во многих жизненных ситуациях. Он помогает эффективно справляться и с беспричинными вспышками неприязни к посторонним людям.

3. Примите и полюбите себя. Часто причиной ксенофобии становится неосознанное недовольство собой. Научившись ценить себя, свои способности и возможности, вы избавитесь от данной причины.

4. Воспитывайте в себе толерантность. Людям сложно быть толерантными, поскольку они боятся, что «чужаки» будут конкурировать с ними за ресурсы. Но представьте, что у вас есть всё необходимое: семья, жильё, хороший доход и уверенность в будущем. Разве в таком случае у вас останутся причины недолюбливать чужаков? А ведь ваше благополучие зависит только от вас, но не от них. Поэтому будьте одинаково открыты и благожелательны ко всем людям, независимо от их национальности, религии, сексуальной ориентации и цвета штанов. Более подробно о толерантности, её плюсах и минусах, читайте в этой статье.

5. Избавьтесь от психических травм. У любого человека может присутствовать «завалявшаяся» с детства психическая травма, о которой он не подозревает. Возможно, несколько бесед с психотерапевтом помогут избавиться от навязчивых переживаний о чужаках и сконцентрироваться на собственной жизни.

Заключение

Ксенофобия – это инстинктивная настороженность по отношению к чужакам. Это примитивный инстинкт, доставшийся нам от предков, сыгравший важнейшую роль в человеческой истории и имевший значение ещё в прошлом веке. Но сегодня мы живём совершенно не в том мире, в котором жили наши бабушки с дедушками и даже родители, когда были в нашем возрасте. Границы открыты, а билеты доступны, благодаря чему каждый человек может беспрепятственно слетать в другую страну.

Тысячи уникальных культур ежедневно соприкасаются всеми гранями. И это совершенно новое явление, потому что ничего подобного не могло быть буквально полвека назад. Увы, не всем людям это нравится, и многие по-прежнему стремятся к самоизоляции, продолжая жить стереотипами средних веков. Поэтому сегодня каждый человек, желающий жить в более благополучном, современном и цивилизованном мире, должен бороться с любыми проявлениями ксенофобии, искореняя её в первую очередь в себе.

Источник

Что такое ксенофобия: суть, причины и типы ксенофобов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «ксенофобия» заняло уверенные позиции в лексиконе политиков, журналистов, телеведущих.

Но даже среди них не все понимают его значение – что уж говорить о «простых смертных» по ту сторону экрана!

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Не зная доподлинно, что такое ксенофобия, многие ощущают неприятную ауру, окружающую это словечко. И еще приходит на ум фильм «Чужой», где отважная героиня Сигурни Уивер ведет неравный бой с инопланетными особями, крайне неприятными по внешнему виду и поведению.

Драматическое и актуальное понятие, обязательное к изучению!

Ксенофобия — это.

Греческое по происхождению (ξένος переводится как «чужой», φόβος – «страх»), понятие «ксенофобия» означает восприятие чужого (человека или группы людей) как непостижимого, неприятного, а значит – опасного и враждебного.

Этот термин рассматривают в двух аспектах:

Такие люди не комфортно чувствуют себя в толпе, в новом месте или при общении с незнакомцами. Даже в критической ситуации ксенофоб не всегда может переломить себя, обратившись за помощью к тому, кого не знает.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Вот «мыслительная цепочка», возникающая в сознании ксенофоба при встрече с чем-то или кем-то чуждым:

Эта незамысловатая цепочка обычно не осознается человеком, возникая в глубинах сознания.

Спусковым механизмом может быть негативный опыт из прошлого, установки, усвоенные с детства, следствие пережитого стресса. Однако во многих случаях сам ксенофоб не в состоянии объяснить причину происходящего.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Можно сказать, формулируя простыми словами, что ксенофобия – это такое состояние страха, иррациональное и слабо контролируемое.

Возникает «букет» негативных эмоций (неприязнь, отторжение, неприятие, ненависть, т.д.) по отношению ко всему, попадающему под категорию «чужого». Естественный страх перед неизвестностью перерастает из обычной осторожности в нетерпимость.

Истоки ксенофобии

Во всех людях XXI века, продвинутых пользователях Всемирной паутины и всяческих нано-техно-гаджетов, сохранились встроенные биологические механизмы – своеобразное программное обеспечение времен каменного века.

На заре истории человечества все непонятное, отличающееся от привычного, вызывало боязнь, рисуя в воображении образ Бабайки. А непонятным для пещерного человека было многое, поэтому страхи и неприязнь множились и откладывались на уровне инстинктов.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Особенно пугало появление чужаков. Оно несло угрозу устоявшемуся образу жизни, означало битву за территорию или ресурсы, подобную той, что разыгралась на корабле «Ностромо» в фильме «Чужой».

Даже миролюбиво настроенные чужаки могли принести с собой микроорганизмы, губительные для здоровья аборигенов (из-за отсутствия антител к ним). С ними приходилось делить источники пропитания – и без того скудные. Внедряясь в общество, незваные гости приносили с собой перемены, выбивали из зоны комфорта.

Среди ученых есть мнение, что ксенофобия – это форма архаической защиты народа, проявление инстинкта самосохранения.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Одна из современных причин ксенофобии – это глобализация (процесс всеобщей унификации и интеграции). Она порождает боязнь утраты национальной, культурной идентичности, вынуждает выстраивать стену между своими и чужими.

Виды ксенофобии

Ксенофобия проявляется двояко:

Вроде бы нет явного повода не любить эту симпатичную девушку, но ведь раздражает! Пенсионерка не проявляет открытой агрессии, ограничиваясь общими фразами на тему морального облика таких вот дамочек.

Тот случай, когда хозяйка чихуахуа, покидая поутру квартиру, замечает под дверью горку мусора, а на пыльном стекле припаркованного во дворе Киа Пиканто – надпись оскорбительного содержания. Соседка-пенсионерка перешла в открытое наступление.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

По объекту, на который направлена неприязнь, различают такие виды ксенофобии:

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Разные виды ксенофобии часто пересекаются, сливаясь в единое целое.

Ксенофобы в нашей стране

Даже в государстве, где интернационализм был возведен в ранг официальной идеологии, ксенофобия (а так же национализм) была и остается острой темой.

Во времена СССР культивировался образ внешнего врага и недоверие ко всему чужому. В разные периоды это были купцы, дворяне, «кулаки», священнослужители, представители неугодных партий и движений.

Мысль о том, что вокруг чужаки, внедрялась в массовое сознание с детства. Яркая иллюстрация такого «воспитания» – стихотворение Сергея Михалкова о советском пионере, которому приснился кошмарный сон: он находится на палубе иностранного парохода, плывущему в другую страну, а вокруг – американцы.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Пионеру страшно, он порывается бежать, мечтая об одном: вернуться в СССР. От кошмара его спасает звонок будильника.

Контакты с иностранцами ограничивались, браки с ними были нежелательны. С декларируемой дружбой народов тоже не все «клеилось». Антисемитизм, «неблагонадежные», а потому переселенные народы (крымские татары), титульные и нетитульные нации – это давало почву для проявлений ксенофобии.

После распада СССР неприятие чужаков усилилось, и объектом нелюбви №1 на постсоветском пространстве стал «старший брат» – русское население, на которое возложили ответственность за прошлые и настоящие трудности. Особенно ярко это проявилось в странах Балтии, в Украине, Молдове, Закавказье.

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Мощный толчок ксенофобии дала война в Чечне и возросшая опасность международного терроризма. Постепенно объектами неприязни стали мигранты, воспринимаемые как носители чуждой культуры и нежелательные конкуренты.

В чем опасность ксенофобии и как с ней бороться

Все виды ксенофобии несут деструктивное начало. Они провоцируют деление по разным признакам и критериям, порождают вражду, ведь враждебность к чужакам проявляется не только на словах.

Агрессия (вплоть до убийств) по отношению к иностранным студентам и мигрантам, вооруженные столкновения на религиозной почве, нацистские призывы – вот последствия этого явления.

Ксенофобию культивируют экстремистские ультранационалистические группы, причем за якобы спонтанными ее проявлениями часто стоят политические силы.

Как бороться с этой «болезнью», которой подвержено большинство?

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот термин

Невозможно запретить ненавидеть людей с другими привычками, вероисповеданием, цветом кожи. Профилактика ксенофобии призвана сгладить иррациональный страх, не позволяя ему трансформироваться в крайние формы.

Резюме

Ксенофобия – это устаревшая биологическая программа, требующая обновления.

Люди XXI века живут в иных условиях, нежели их пещерные предки, и это не космическое судно «Ностромо», где кровожадные Чужие подстерегают на каждом углу. Однако эволюционные изменения не происходят молниеносно, поэтому спонтанно возникающее «ощущение чужака» при виде другого цвета кожи или разреза глаз не исчезнет в одночасье.

Противовес этому атавизму – современные общественные, культурные, образовательные установки. И тогда враждебный Чужой превратится в Другого, который может быть не только врагом, но и Партнером, Собеседником. Не иначе как сюжет для фильма «Чужой. Перезагрузка»!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Часто можно услышать о том, что группа людей, по отношению к которой другие проявляют ксенофобию испытывает дискомфорт или стресс. Но, почему никогда не учитываются чувства людей вне этой группы?

Я активно поддерживаю принципы толерантности. Однако, иногда личности требующие к себе терпимого отношения сами не проявляют никакой терпимости и живут по принципу, что им все должны, раз они чем-то отличаются.

Ксенофобия это такой защитный механизм, который отстаивает свою самоидентичность. Сколько существует человечество, столько же оно воюет с себе подобными, захватывает новые земли с населяющими их народами, вот это уже в генах все сидит.

Хорошо, когда мы дружелюбны к пришлым, но ведь пришлые могут вести себя вызывающе, не подчиняться законам нашего общества и даже пытаться навязать свои нормы. С таким насаждением чужого необходимо бороться.

Источник

Психология ксенофобии

В психологии существует такой термин как ксенофобия что означает этот терминФрагмент книги Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.

Книга адресована практическим психологам, работающим с подростками, учителям школ и социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов, преподавателям психологии, студентам психологических и педагогических факультетов, а также всем тем, кто интересуется прикладными разработками в области образования и воспитания в духе культуры мира.

Феномен ксенофобии

Одновременно с процессами глобализации, унифицирующими многие стороны жизни, все большую ценность для человечества приобретают культурные и индивидуальные особенности. Мы стремимся сохранить уникальность того знакомого, комфортного и безопасного мира, который называем своим, и преисполнены решимости защищать его. В наши дни человек так же, как он это делал всегда, продолжает упорно проводить видимые и невидимые границы, отделяя себя от чужих миров и людей и таким образом справляясь с порождаемыми ими страхами.

В концентрированной форме эти страхи выражает слово «чужой» испокон веков пугающее человечество. Смысл, вкладываемый в это слово, не всегда однозначен. Если вместе с настороженностью «чужой» вызывает также интерес и любопытство, порождая амбивалентные чувства, то в этом случае «чужой» — это скорее «другой». Он нас одновременно и притягивает и отталкивает. Сама по себе такая эмоциональная двойственность не несет негативного значения, и у «чужого-другого» всегда есть шансы стать «своим».

Но все же гораздо чаще в отношении к «чужому» начинает доминировать страх. Ведь исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного, непознанного и незнакомого. Эрих Фромм в своей известной книге «Анатомия человеческой деструктивности» писал, что все чужое, представляя некоторый интерес, в то же время вызывает страх, подозрительность и отрицание, ибо требует неординарных решений (Фромм, 1999). В этом случае «чужой» приобретает негативную валентность, так как помещенный в нашу собственную систему координат, не поддается испытанным способам восприятия, интерпретации и поведения (Шютц, 2003). «Чужой» наполняется особой конкретностью, отличаясь привычками, ценностями, взглядами, и таким образом становится не «другим», а «чуждым», а это значит — «далеким, не имеющим ничего общего с кем-нибудь или чем-нибудь, инородным» (Ожегов, Шведова, 1997). Поэтому «чужих-чуждых» обычно сторонятся, отвергают, их считают виновниками проблем и бедствий, нередко принимают за врагов и ненавидят. И если такой стороной оборачивается рациональное чувство страха человека перед неведомым, то это не что иное, как ксенофобия — страх чужаков, неприязнь и враждебность по отношению к «чуждым», непохожим на нас отдельным людям и целым группам.

В словаре Вэбстера ксенофобия — это «страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо». Литературное значение слова предполагает, что ксенофобы — это люди, которые не любят всех чужестранцев, их «инаковость». Такие определения показывают, что главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы (xenos — посторонние, иностранцы). Причины здесь просты: исторически так складывалось, что появление чужаков, как правило, не предвещало ничего хорошего. В худшем случае они претендовали на поля и пастбища, на имущество, на жен. В лучшем случае — внедрялись в общество, принося с собой перемены. Хорошие или плохие, глобальные или незначительные — это другой вопрос, но чужаки представляли реальную угрозу сложившемуся образу жизни.

В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды:

В последнюю группу входит широкий круг социальных фобий, многие из которых давно находятся в сфере внимания ученых и поэтому получили специальные и уже хорошо известные названия. Это, например, мигрантофобия — предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище; гандикапизм — фобия и предубеждение против индивидов с физическими ограничениями (физические недостатки, увечья и др.); эйджизм — предубеждения и дискриминация, вызванные возрастом человека; сексизм — предубежденность и дискриминация на основе половой принадлежности и многие другие. Особенно число таких предубеждений расширяется в кризисных социальных ситуациях, когда ксенофобия приобретает массовый характер.

Стремление человечества разделять мир на «своих» и «чужих» неистребимо. Такая особенность человека может быть использована в разных целях, в том числе и в таких, которые эквивалентны территории, власти, капиталу и материальным ценностям. Как правило, эти цели остаются за кадром. А вот поводы, которые изобретаются для их реализации и даются на откуп массовому сознанию, часто не отличаются особой аргументированностью. Нелепые и абсурдные, они, тем не менее, могут поднять на мятеж толпы людей, спровоцировать кровопролитные войны. В изобилии такие примеры представлены в литературе. С детских лет мы все помним истории фантастического противостояния «тупоконечников» и «остроконечников» Джонатона Свифта («Приключения Гулливера»), или «долговязов» (худых и трудоголиков) и «толстопузов» (упитанных и релаксирующих) Андре Моруа («Долговязы и толстопузы»).

Это художественная литература, но множество похожих примеров можно найти и в реальной истории. Не все ли равно, на каком языке молиться единому Богу? Но это один из поводов, повлиявших на уровне массового сознания на возникновение кровавого противостояния католиков и протестантов в ХVI—XVII вв. Так ли уж важно, двумя или тремя перстами совершать крестное знамение? Но это тоже один из поводов, определивших конфронтацию старообрядцев и новообрядцев на Руси в XVIII веке после реформы церкви. Если перейти к более частным примерам, то не трудно отыскать и гастрономические ксенофобии, как у Свифта. Например, для объяснения негативного отношения к русским эмигрантам в 20-е годы прошлого века французам было достаточно того, что русские отрезали у сыра корочку. Как мы видим, для ксенофобии не нужны основания, достаточно поводов.

Почему так происходит? Психологи пытаются дать свой ответ на этот вопрос и находят его в самом человеке. Социальный порядок, определяющий взаимоотношения людей в нашем мире, вне зависимости от разнообразных культурных обычаев и традиций, испокон веков задавался универсальной психологической альтернативой «мы — они». Залогом трудного выживания становилось создание замкнутых «мы-групп» и настороженное или враждебное отношение ко всем чужим «они-группам». Стремление человека делить мир на «мы» и «они» — одна из базовых особенностей человеческой природы и центральный психологический механизм ксенофобии.

В современной психологии альтернатива «мы — они» рассматривается на основе концепта социальной идентичности. Идентичность — это базовый психологический конструкт, концентрированно выражающий сущность человека. Идентичность состоит из представлений, эмоций, мотивов, знаний, ценностей, стереотипов, поведенческих схем, норм и стандартов, а также бессознательных образований. Это концентрированный сгусток опыта и ныне живущих поколений, и всего человечества, преломленный сквозь призму собственного существования в группе. В процессе формирования идентичности индивид осознает свою групповую принадлежность и свое положение в обществе, непрерывность своего существования в системе поколений и в контексте истории, принимает определенный образ жизни и подчиняется ему, научаясь соотносить свою индивидуальность с групповой системой ценностей и норм. Индивид ищет свое «Я» и почти всегда находит его в какой-нибудь группе. Поэтому идентичность это, с одной стороны, объединение, тождественность, общность, а с другой — отделение, противопоставление, конфронтация: Я и Другой, Мы и Они.

На протяжении всего жизненного пути индивид находится в процессе осознания и переживания своего личностного Я и группового «Мы». В нормальной жизненной ситуации у большинства людей доминирует личностный уровень. В переходных или кризисных жизненных ситуациях, а также в условиях повышенной напряженности в обществе человеку становится все труднее полагаться только на себя. И он в поисках опоры и защиты стремится к расширению своих социальных и психологических границ. Он выходит за пределы своего «Я», сознательно декларируя свою неразрывную связь с какой-либо общностью или группой. Карл Юнг называл этот процесс психической инфляцией (от лат. «inflation» — «раздувание», «расширение») (Yung, 1977). Через расширение индивидуальных границ личность ищет защиту, устойчивость и возможности развития в группе, в групповой идентичности. Например, в условиях кризисной ситуации 1990-х гг. такой групповой идентичностью для большинства россиян стала этническая принадлежность, что привело к резкому повышению межэтнической напряженности в нашем обществе.

Одним из значительных психологических эффектов действия механизма «мы — они» является феномен «ингруппового фаворитизма», экспериментально выявленный английским социальным психологом Гарри Тэджфелом. Его суть заключается в том, что даже символическая отнесенность человеком себя к той или иной группе, как правило, предполагает ее предпочтение и более позитивную оценку по сравнению с другими группами (Tajfel, 1982). Таким образом идентичность выполняет свои функции отождествления и отделения, основанные на естественном предпочтении собственных культурных ценностей. Феномен «ингруппового фаворитизма» выражает стремление человека к позитивной идентичности. Ведь чем выше статус и престиж своей группы, тем выше наша собственная самооценка и наше положение в обществе. Позитивная групповая идентичность членов группы — важное психологическое условие не только самого существования группы, но и поддержания ее стабильности и самостоятельности. Поэтому человек всегда стремится сохранить свою позитивную идентичность и свою группу, в которой он нуждается и к которой хочет принадлежать. Защищая свою идентичность, он защищает свою группу; защищая свою группу, он защищает свою идентичность.

Понятие позитивной идентичности включает в себя позитивное отношение не только к собственной группе, но и подобное же отношение к другим группам. Примем позитивную идентичность за психологическую «норму» многообразия, которая, помимо условия самостоятельного и устойчивого существования собственной группы, выступает также условием мирного взаимодействия в многополярном мире. В этом случае в структуре такой идентичности должны соотноситься позитивный и относительно предпочитаемый образ своей группы с позитивным ценностным отношением к другим группам. Человек, обладающий такой идентичностью, не воспринимает мир как угрожающий, он толерантен по отношению к другим группам, и для него не характерны ксенофобические установки.

Выход за пределы индивидуальных границ и гипертрофированное стремление человека отождествить себя исключительно с одной группой приводит к формированию групповой гиперидентичности, для структуры которой характерен выраженный дисбаланс в пользу позитивного образа своей группы. Это предполагает движение от естественного предпочтения собственной группы по ряду параметров к абсолютной убежденности в ее превосходстве над «чужими» группами. Индивид, обладающий гиперидентичностью, воспринимает мир как угрожающий и готов к обороне. Главную угрозу своей идентичности он видит в чужаках — тех, кто обладает другой идентичностью. Ведь именно поэтому чужак может поставить под сомнение чуть ли не все, что безоговорочно принимается всеми членами другой группы (Шютц, 2003). В случае формирования сознания по типу гиперидентичности человек уже точно знает, от кого ему надо защищать себя и свою группу. Этот путь ведет к развитию ксенофобии как социально опасного психологического феномена.

В основе гиперидентичности лежит этноцентризм именно в том понимании, которое идет еще от П. Гумпловича и У. Самнера. Это одно из ключевых понятий в известной книге Т. Адорно и его коллег «Авторитарная личность» (Adorno, et al., 1950). Оно предполагает жесткое разделение на «своих» и «чужих», порождает негативные образы «чужих» и враждебные установки по отношению к ним, а также иерархическую авторитарную точку зрения на групповое взаимодействие, в котором всегда предпочтительнее, когда «своя» группа доминирует, а «чужие» группы являются подчиненными.

В современных исследованиях этноцентризм уже давно не рассматривается как однозначно негативное явление. Показано также, что рост ингруппового фаворитизма не всегда порождает враждебность по отношению к внешним группам (Rabbier, 1992), а ксенофобия и этноцентризм не имеют жесткой однозначной связи (Солдатова, 1998; Van den Berghe, 1999; Cashdan, 2001). Р. Левайн и Д. Кэмпбелл, рассматривая этноцентризм как производное от реакции на конфликт с другими группами и угрозу с их стороны, выделили его основные симптомы: увеличивающуюся плотность групповых границ, уменьшение числа «отступников» в группе, усиление их «наказания» или даже отвержение их как «дезертиров» (Levine, Campbell, 1972). Групповые границы превращаются в трудно преодолимые барьеры, а для членов группы все более характерными становятся ксенофобические установки.

© Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук, 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения издательства

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *