В референдуме приняли участие 5600 человек что составляет 70
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ в статью 70 настоящего Федерального закона внесены изменения
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
Статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 70 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ пункт 1 статьи 70 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
Информация об изменениях:
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ
б) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в подпункт «е» пункта 2 статьи 70 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.
е) а также в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 2 статьи 70 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «ж», вступающим в силу с 1 января 2015 г.
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона
ж) на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ пункт 2.1 статьи 70 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
2.1. Число избирателей, участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.
Информация об изменениях:
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 4 статьи 70 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона
4. Закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ статья 70 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
4.1. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 5 статьи 70 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона
5. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ в пункт 6 статьи 70 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 70 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1
6.1. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 70 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.2
6.2. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.
7. Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
8. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.
9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ в пункт 10 статьи 70 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
11. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать важнейшие решения, влияющие на жизнь граждан.
На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:
В суверенной Беларуси референдумы проводили в 1995, 1996 и 2004 годах.
Первый референдум
Был проведен 14 мая 1995 года. Вопросов на общественное обсуждение было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
В опубликованном Центризбиркомом официальном сообщении было сказано, что в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4.830.582 человека, или 64,8%. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% граждан. За установление новых Государственного флага и Государственного герба — 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию — 77,7%.
Второй референдум
К 1996 году противоречия между Президентом и Парламентом обострились. В итоге страна вступила в полосу политического кризиса. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в чисто парламентскую.
Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля, о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом), о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и об отмене смертной казни.
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 6.181.463 человека — 84,14%. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной Александром Лукашенко новой редакции Конституции — 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, а против отмены смертной казни — 80,44%.
Третий референдум
На суд народна был вынесен один-единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»
Как следует из итогового постановления Центризбиркома «О результатах республиканского референдума 17 октября 2004 года», в голосовании приняли участие 6.307.395 граждан, что составляет 90,28% внесенных в списки для голосования. За принятие решения по вынесенному на плебисцит вопросу проголосовали 5.548.477 человек — 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.
Чего ждать
На февраль 2022 года запланирован 4-й по счету республиканский референдум. На всенародное голосование будет вынесен проект изменений в Основной закон страны. По словам глава администрации Президента Республики Беларусь Игоря Сергеенко, были найдены единые подходы в формировании проекта новой Конституции.
В итоге изменить предлагается 77 статей и преамбулу Конституции Беларуси. По этому вопросу на данный момент уже сформированы единые подходы и проработаны формулировки. Кроме того, в Основной закон планируется ввести еще одну новую главу, в которой будут определяться полномочия, формирование и статус Всебелорусского народного собрания (ВНС).
— Впереди совместное заседание с Конституционной комиссией, которая формулировала проект Основного закона. Я думаю, к началу декабря мы выйдем на следующий этап — всенародное обсуждение, — прокомментировал Игорь Сергеенко.
Изменения коснутся практически всех разделов белорусской Конституции. Серьезно усиливается блок прав и свобод граждан. Игорь Сергеенко отметил, что в этой части Конституции будут отражены основополагающие и традиционные ценности белорусов. А именно — семейные ценности, забота о пенсионерах и инвалидах, вопросы сохранения исторической памяти и национальной идентичности. Отдельной статьей выводится тема молодежной политики, — заметил Сергеенко.
Резюмируя сказанное, заметил, что после того, как новая Конституция будет принята на референдуме, предстоит «большая работа по приведению законодательства в соответствие с ней».
По материалам БелТА и республиканских электронных СМИ.
Задержка с публикацией проекта новой Конституции похожа на странности референдума 1996 года. И вот в чем схожесть
Напомним, 23 декабря, во время итогового совещания рабочей группы по вопросам изменения Конституции, Александр Лукашенко заявил, что еще «день-два» в проекте будут исправляться ошибки, а затем он будет вынесен на обсуждение. Однако даже по состоянию на утро понедельника этого все еще не произошло. Впрочем, референдум 2022 года не первый в белорусской истории, который вызывает вопросы по поводу не опубликованных заранее документов. Похожая история случилась и в 1996 году — тогда итоговый вариант Конституции появился за несколько дней до финального дня голосования. Zerkalo.io рассказывает об этом событии.

Давайте с начала. Что это за референдум 1996 года?
24 ноября 1996 года в Беларуси прошел второй в истории независимой Беларуси референдум. Четыре из семи вопросов были инициированы Александром Лукашенко, еще три — парламентом. Лукашенко вынес на обсуждение следующие вопросы: перенос Дня независимости Республики Беларусь на 3 июля, принятие Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными им самим, а также вопросы о свободной покупке и продаже земли и поддержке смертной казни в стране.
Какие вопросы вынес на обсуждение Верховный Совет? Во-первых, о принятии Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями, которые были предложены депутатами фракций коммунистов и аграриев (при этом варианте пост президента упразднялся). Во-вторых, о том, должны ли руководители местных органов власти избираться непосредственно жителями на местах. В-третьих, Верховный Совет спрашивал, согласны ли избиратели с тем, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из госбюджета.
По официальным данным, большинство голосов получил вариант Конституции, предложенный Лукашенко. Его остальные предложения, в отличии от парламентских, также были поддержаны.
Референдум не был признан рядом государств и международных органов, включая ОБСЕ, Совет Европы и Европейский Союз, из-за серьезных процедурных нарушений.

Понятно. Но какие есть схожести ситуации 1996 года с нынешней?
Напомним, в сентябре Александр Лукашенко заявлял, что референдум по проекту новой Конституции будет проведен не позднее февраля 2022 года. Кроме того, в интервью РИА «Новости» он отмечал, что голосование пройдет в 20-х числах февраля, если нас «не поставят перед введением какого-то чрезвычайного положения, но это из области фантастики».
Таким образом, до референдума остается около двух месяцев — а проект Конституции широкой общественности до сих пор не был представлен. Ранее эксперты уже рассказывали Zerkalo.io, что если власти действительно имели намерение услышать мнение людей, то документ стоило бы обсуждать с белорусами не менее года.
Похожая ситуация с затягиванием публикации документов была и в 1996 году. Тогда в нашей стране впервые использовали систему досрочного голосования — оно шло две недели. К его началу (9 ноября) на участках для голосования отсутствовали тексты изменений и дополнений Конституции. Окончательный вариант Конституции Лукашенко был опубликован только 12 ноября, а полный текст с добавлением еще трех вопросов от парламента — 19 ноября, за несколько дней до завершения голосования. Это означает, что часть избирателей отдала голоса за один из проектов изменения, даже не ознакомившись с ним.

Кроме того, в 1996 году во время подготовки референдума Лукашенко уволил председателя ЦИК Виктора Гончара — тот заявлял, что не будет подписывать итоговый протокол референдума. При этом, согласно Конституции, назначение и отстранение председателя ЦИК входило в компетенцию Верховного Совета. В итоге место Виктора Гончара, который в 1999 году пропал без вести, заняла Лидия Ермошина.
Напомним, в конце ноября 2021 года журналисты задали ей вопрос, останется ли она во главе ЦИК на время проведения референдума.
— Срок полномочий ЦИК истекает 22 декабря этого года. Мы сможем проводить и организовывать референдум, если нам этот срок официально продлят на какое-то время. Либо, возможно, будет принято решение об изменении состава Центризбиркома. Мне пока не известно, — сказала Ермошина и добавила, что готова к любому решению.
13 декабря 2021 года, примерно за два месяца до ожидаемого референдума, Александр Лукашенко назначил нового главу ЦИК. Им стал уже бывший министр образования Игорь Карпенко.
«Люди продемонстрировали желание жить в одной стране»: почему референдум 1991 года не смог спасти СССР
17 марта 1991 года прошёл референдум о сохранении СССР. На нём победили сторонники единства страны, но это не смогло остановить процесс развала Советского Союза.
Спасти Союз
По словам историков, процесс распада СССР фактически начался в конце 1980-х годов, когда несколько республик оказались охвачены акциями протеста и межнациональными конфликтами, с которыми ничего не могли поделать союзные власти. Вскоре прибалтийские республики, а также Грузия, Армения и Молдавия взяли курс на выход из состава Советского Союза. К власти в них в 1990—1991 гг. пришли националистические силы, отказывавшиеся платить налоги в общесоюзный бюджет и установившие контроль над местными экономиками. Эти события получили название «парад суверенитетов».
Как отмечают эксперты, в некоторых случаях против радикально настроенных сторонников независимости использовались силовые структуры, в частности ОМОН, внутренние войска и армейские части, но при этом первые лица страны старались не брать на себя за это ответственность.
Пытаясь вернуть политический процесс в управляемое русло, союзные власти начали реформирование государства. 3 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения».
С целью легитимизации процесса реформ союзные власти решили инициировать первый в истории страны всесоюзный референдум и официально обсудить на нём вопрос о необходимости сохранения СССР «как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».
24 декабря 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР принял постановление «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик». За него проголосовали 1665 делегатов из 1816 присутствующих. С целью воплощения в жизнь данного решения 16 января 1991 года Верховный Совет СССР принял постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик».
Централизованно референдум проводился только в девяти из 15 союзных республиках: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР и Казахской ССР. При этом власти части из них сделали определённые оговорки.
Так, в Казахской ССР была изменена формулировка вопроса. У жителей республики спрашивали: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как союза равноправных суверенных государств»? В РСФСР на референдум параллельно вынесли вопрос о введении поста президента республики, а в УССР — о согласии на то, чтобы Украина входила в состав союза советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины.
Что же касается шести республик, отказавшихся от централизованной организации референдума, то в них голосование проводилось на уровне отдельных предприятий, воинских частей и автономных образований. В частности, референдум состоялся в Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.
Референдум и его последствия
17 марта 1991 года в референдуме о дальнейшей судьбе СССР приняли участие свыше 148,5 млн советских граждан — порядка 80% населения с правом голоса. Из них примерно 113,5 млн (более 76,4%) выступили за сохранение Советского Союза, против — 32,3 млн (около 21,7%).
Идею сохранения СССР поддержали жители всех централизованно участвовавших в голосовании советских республик. Уровень её одобрения колебался от 70,2% в УССР до 97,9% в Туркменской ССР. Результаты референдума в РСФСР в целом соответствовали общесоюзным. За сохранение СССР проголосовали свыше 71,3% россиян.
«Март 1991 года — это самый острый период в борьбе между руководством СССР и РСФСР. И пиковым моментом в нём стал референдум», — отметил в беседе с RT доцент философского факультета МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Борис Межуев.
По его словам, результаты противостояния между российским и союзным руководством 17 марта 1991 года оказались неоднозначными. Борис Ельцин добился введения поста президента РСФСР, позволившего ему легитимизировать противостояние с союзным центром.
В Латвии, Эстонии и Молдавии, несмотря на отказ республиканских властей централизованно проводить референдум, свыше 20% населения проголосовали на участках, открытых на предприятиях и в воинских частях, и поддержали сохранение Советского Союза.
«Несмотря на сложности, участки были открыты и голосование было проведено. В нём приняло участие достаточно большое количество людей», — рассказал в беседе с RT эксперт Международного института гуманитарных политических исследований Владимир Брутер, принимавший в 1991 году участие в организации референдума в Молдавской ССР.
Как отметил Борис Межуев, люди, голосовавшие на референдуме за сохранение СССР, ожидали от Михаила Горбачёва каких-то активных действий, но их не последовало. Напротив, начались попытки поиска компромисса с силами, выступавшими за прекращение действия союзного договора.
23 апреля 1991 года руководители девяти союзных республик, официально проводивших референдум, приняли совместное заявление о программе действий по сохранению обновлённого Союза. С весны 1991 года работы над проектом нового союзного договора проводились в подмосковной государственной резиденции Ново-Огарёво. Наряду с руководством СССР в этой работе принимали участие руководители союзных и автономных республик. В результате данных консультаций полномочия союзных властей в проекте договора были радикально урезаны.
Подписание договора о создании обновлённого объединения республик, которое по итогам переговоров получило название Союз суверенных государств, должно было произойти 20 августа 1991 года. Однако группа советских руководителей во главе с вице-президентом СССР Геннадием Янаевым выступила против радикального реформирования Советского Союза. 18 августа они попытались убедить президента СССР Михаила Горбачёва, находившегося на отдыхе в Форосе, ввести в стране чрезвычайное положение, но тот отказался.
В тот же день в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, а 19 августа в столицу Советского Союза были введены войска. Сторонникам ГКЧП не удалось заручиться поддержкой ЦК КПСС. 22 августа Михаил Горбачёв вернулся в Москву, а большинство членов ГКЧП были арестованы.
По словам историков, начиная с августа 1991 года центробежные тенденции в СССР усилились. Осенью велись переговоры о преобразовании Советского Союза в конфедерацию, но они не увенчались успехом.
«Никакая конфедерация никому не была нужна. Слишком разные были возможности у сторон, чтобы они могли заключить такое соглашение», — заявил Владимир Брутер.
8 декабря президенты РСФСР, Белоруссии и Украины заключили Беловежские соглашения о создании Союза Независимых Государств. 25 декабря Михаил Горбачёв заявил о завершении своей деятельности как президента СССР, а на следующий день Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал прекращение существования Советского Союза.
По мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, Советский Союз можно было бы сохранить, но этого не захотела делать партийная элита, действовавшая исходя из своих узких интересов.
«Экономическая и политическая слабость союзного центра не позволила воплотить в жизни результаты референдума. Время было упущено. Элиты пошли против воли народов, высказавшихся за сохранение СССР», — отметил Борис Межуев.
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты РФ Никита Данюк также считает, что развал СССР не соответствовал желаниям населения страны.
«Существовало два реальных сценария: проведение реформ по «китайскому» пути или создание ССГ без Прибалтики и, возможно, без Грузии. Ведь весной 1991 года люди продемонстрировали желание жить в одной стране, иметь общий дом. Но уже с августа процесс развала СССР принял необратимый характер», — резюмировал Никита Данюк.
