В результате чего человек становится жертвой социализации
Жертвы социализации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Неблагоприятные условия социализации и их жертвы
Социализация личности, будь то дети, подростки или юноши, в любом возрасте протекает в рамках различных условий. Они характеризуются наличием рисков и опасностей, которые оказывают негативное влияние на развитие личности человека. Современный мир в целом очень нестабилен, он активно развивается, но вместе с этим развитием человек сталкивается с рядом противоречий, которые накладывают отпечаток на его личность.
Жертвы могут быть латентными. К ним относят людей, которые не имеют полноценной возможности реализовать свои способности в силу объективных обстоятельств социализации. Это может быть недостаток опыта, отсутствие основы для социализации (семьи, образования, трудовой обустроенности). К тому же, есть обстоятельства, которые не зависят от человека: неблагоприятная ситуация в его государстве, экономический кризис, резкая смена политического режима.
Некоторые исследователи, которые акцентируют свое внимание на процессах социализации, отмечают, что высокой одаренностью и предрасположенностью, а также гениальными способностями обладает примерно один человек из тысячи родившихся. В зависимости от того, насколько благоприятны условия социализации, особенно если мы ведем речь о ранних возрастных этапах, эта предрасположенность может развиваться, делая человека действительно особенным и уникальным. Но при отсутствии благоприятных условий человек не развивается, а наоборот деградирует, начинает проявлять признаки асоциального, девиантного поведения, по итогу становясь жертвой обстоятельств.
Большинство людей с особыми способностями просто не находят места в этой жизни, поскольку условия их социализации, даже если они соответствуют требованиям социума, оказываются недостаточными для их последующего развития и реализации той самой заложенной при рождении одаренности. Поскольку ни сами эти люди, ни их близкие не подозревают, что человек уникален, они становятся латентными жертвами социализации, латентными жертвами неблагоприятных и недостаточных условий социализации.
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо латентных жертв социализации существует также категория потенциальных жертв. К ним можно отнести следующих:
Также к потенциальным жертвам социализации мы можем отнести сирот и ряд категорий детей, которые находятся на попечении государства или некоторых общественных организаций, люди с психическими отклонениями и акцентуациями характера, детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из сельской местности в городскую, метисов, выходцев из неблагополучных семей.
Человек как жертва процесса социализации
Нередко мы соотносим социализацию с положительными процессами, которые позволяют человеку адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, найти себя, реализовать свои способности и особенности. Но также человек может стать жертвой социализации, и связано это с тем, что процесс социализации и ее результат заключает в себе изначально внутреннее противоречие, нуждающееся в разрешении.
Успешная социализация предполагает успешную адаптацию человека и его способность в определенной мере противостоять обществу, если речь идет об отстаивании своего мнения, интересов и желаний улучшить этот мир. Но в жизни человека нередко возникают проблемы, которые могут стать настоящим барьером к осуществлению желаемого, к развитию, самореализации и окончательного самоутверждения.
Человек может стать жертвой неблагоприятных условий, которые складываются в процессе социализации и восприятия общепринятых норм и ценностей. Социализация конкретных людей в обществе протекает в разных условиях, которым характерно наличие тех или иных опасностей и рисков, оказывающих влияние на самого человека, его жизнь, уверенность в завтрашнем дне. Поэтому объективно появляются многочисленные группы людей, которые уже стали жертвами социализации или могут стать ими из-за неблагоприятных условий вышеупомянутого процесса. На каждом возрастном этапе человека можно выделить опасности, с которыми он может столкнуться, и которые помешают ему успешно адаптироваться к внешним условиям:
В целом, все эти опасности могут пошатнуть физическое и эмоциональное состояние человека, помешать ему адекватно воспринимать нормы и ценности, идеалы и стереотипы. Подавленность становится нормой, и по мере взросления избавиться от нее и ее последствий можно только с помощью специалистов в данной области (психологов, психиатров, психотерапевтов, медиков).
Тема 13. Человек как жертва социализации
Отдельные отрасли знания занимаются проблемами тех или иных типов людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Дефектология довольно давно занята проблемами людей, лишенных речи, зрения, слуха, или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Криминология – исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел – юридическая виктимология, которая изучает особенности людей, ставших жертвами тех или иных видов преступлений. В психологии с 40х годов разрабатывается проблема изучения, диагностики и коррекции негативных последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия). Результатом воздействия этих факторов может стать синдром посттравматических стрессовых нарушений, превращающий человека в жертву. В американской психологии разрабатывается проблематика, которую условно можно определить как генетическую виктимологию, в основе которой лежит представление о том, что код жертвы передается человеку по наследству.
Социально-педагогическая виктимология (от лат. Viktime – жертва и греч. Logos – слово, учение) – составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации.
Конкретизируя предложенное определение, социально-педагогическую виктомологию можно определить как отрасль знания, в которой: 1) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психологическими, социологическими и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, для дефицита возможностей, для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; 2) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий специализации.
Социально-педагогическая виктимология решает ряд задач:
1. Выявляет причины появления тех или иных типов жертв, то есть анализирует, с чем связано их появление в конкретном обществе, какие тенденции социально-экономического, социально-культурного развития общества ведут к их появлению.
2. Изучает, каким образом те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознании, как это происходит, как это отражается в религии, искусстве.
3. Характеризует существующие в обществе типы жертв и их количество, тенденции в их развитии; социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношения к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними; особенности восприятия человеком себя жертвой.
4.Разрабатывает методы диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать потенциальной жертвой того или иного типа; содержание форм и методов профилактики, реабилитации, адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации.
Социализация человека в любом обществе протекает в различных условиях, более или менее благоприятных. Как правило, имеются факторы объективного характера, опасности, сталкиваясь с которыми человек может стать жертвой социализации. Виктимогенность – наличие в тех или иных обстоятельствах негативных влияний. Виктимизация – процесс превращения человека в жертву социализации. Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации.
А.В. Мудрик выделяет следующие типы жертв: реальные, потенциальные, латентные.
1. Реальными жертвами являются люди с психо-соматическими отклонениями, инвалиды, также к их числу относятся люди, находящиеся на попечении государства или общественных организаций: сироты, престарелые, заключенные.
2. К потенциальным жертвам относят людей с пограничными психическими состояниями, акцентуациями характера, мигрантов (из страны в страну, региона в регион, села в город), детей из семей с низким экономическим, образовательным уровнем неблагоприятных условий, метисов (дети от смешанных браков), представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса (русские в Туркмении, Прибалтике).
3. К латентным жертвам относят высокоодаренных людей, высокоодаренность которых носит скрытый характер.
Факторы виктимизации.
Объективные факторы виктимизации, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы. К ним относятся:
1. Природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное, и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.
Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей. Пагубно влияют неблагоприятные условия, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.п.
2. Общество и государство. В любом обществе присутствуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства; инвестицией в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения); депортации целых народов или социальных групп (крымские татары в СССР, немцы в Восточной Пруссии). Эти катастрофы делают своими жертвами как тех, кто непосредственно были ими затронуты, так и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом (репрессированные).
3. Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структура населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей – потенциальных жертв.
4. Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать.
5. Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны – идентификация, импритинг и др.
На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Субъективные факторы виктимизации – индивидуальные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие себя человеком жертвой.
На индивидном уровне виктимизации человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющему поведению.
На личностном уровне виктимизация зависит от многих личностных характеристик. К таковым, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.
Так, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией может стать жертвой индуцирования – прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения в тоталитарные секты.
Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность – интернальность, то есть склонность человека приписывать причины, происходящего с ним внешним обстоятельством или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.
Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмысливать свое существование, обрести благодаря переоценке ценностей смысл существования в изменившихся условиях.
Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.
Названные категории жертв далеко не всегда представляются в «чистом виде», часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какие-то объективные жизненные обстоятельства (неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другое (например, мигрант первого поколения часто становится алкоголиком).
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность); другие проявляются на определенном возрастном этапе (алкоголизм, наркомания); одни не устранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение и т.д.).
Следует учитывать, что понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» не идентично в разных культурах, государствах и обществах.
Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва обстоятельств, в другой – нет.
Жертвы социализации по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте – лишь в ряде наиболее развитых государств.
По-разному воспринимаются жертвы в религиозном и общественном сознании (сирота – человек, почти повсюду заслуживающий сочувствия; бедный, – во-первых, имеет существенно различные признаки а, во-вторых, вызывает различное отношение как в обществе в целом, так и в отдельных социальных слоях населения).
Таким образом, восприятие окружающими человека как жертвы определяется обычно в сопоставлении с каноном человека и социальными нормами, существующими в конкретных этносах, регионах, социально-профессиональных и половозрастных группах, в ближайшем социальном окружении.
Вопросы для самоконтроля
1. На примере конкретных типов жертв проследите причины их появления, проблемы и возможности оказания им помощи.
2. Как представлена проблема человека – жертвы в науке?
3. Охарактеризуйте влияние национально – культурных, религиозных, правовых аспектов на конституирование различных категорий жертв.
В результате чего человек становится жертвой социализации
Название работы: Человек как жертва процесса социализации
Предметная область: Педагогика и дидактика
Описание: Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
Дата добавления: 2013-08-20
Размер файла: 17.19 KB
Работу скачали: 56 чел.
Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.
Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.
Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.
Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.
В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.
Человек как жертва социализации
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.
Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.
Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.
Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иныхопасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.
В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.
