В сейф пакете больше бюллетеней чем в акте проводится проверка

В сейф пакете больше бюллетеней чем в акте проводится проверка

4. Особенности подсчета голосов избирателей

4.1. При осуществлении работы со списком избирателей в строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования» вносится общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

В строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» вносится суммарное число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на дому 17, 18 и 19 сентября 2021 года, а также при голосовании с использованием дополнительной формы голосования.

4.2. При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3.3 Положения. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

4.3. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.

В случае наличия повреждений (следов несанкционированного доступа к содержимому) или иных нарушений целостности (идентичности) сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием территориальной избирательной комиссии.

Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными является:

отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты;

факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта Положения;

расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте.

Указанное решение может быть принято участковой избирательной комиссией также при наличии на таком сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности (идентичности) при условии, что такие нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

4.4. Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 3.5 Положения.

4.5. Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка:

С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения.

4.6. Если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования.

4.7. Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными в случае, указанном в пункте 4.6 Положения, оглашается и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней.

4.8. Затем осуществляется вскрытие переносных ящиков для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели (в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ, частями 1 и 2 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ), а также избиратели, проголосовавшие на дому 19 сентября 2021 года (в порядке, установленном пунктом 12 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 14 статьи 85 Федерального закона N 20-ФЗ).

4.9. Общее число избирательных бюллетеней, указанных в пунктах 4.2 и 4.8 Положения, суммируется и вносится в строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования».

4.10. Вскрытие сейф-пакета (сейф-пакетов), содержащего (содержащих) избирательные бюллетени, перемещенные из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в соответствии с пунктом 3.11 Положения, осуществляется перед вскрытием стационарных ящиков для голосования, которые использовались 19 сентября 2021 года, в порядке, установленном пунктами 4.3 и 4.4 Положения.

В случае если в ходе указанной проверки выяснится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проверка, предусмотренная пунктом 4.5 Положения, проводится за оба дня голосования (17 и 18 сентября 2021 года).

Если после проведенной проверки указанный факт подтвердится, то дальнейшие действия осуществляются в соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Положения.

4.11. Затем осуществляется вскрытие стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования.

4.12. После вскрытия стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования и извлечения всех избирательных бюллетеней в установленном законом порядке производится сортировка избирательных бюллетеней и подсчет голосов избирателей по всем избирательным бюллетеням, кроме ранее признанных недействительными.

4.13. Данные протокола (протоколов) участковой избирательной комиссии об итогах голосования сразу после подписания протокола (протоколов) членами участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в организации, осуществляющей оказание медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19) (с подозрением на заболевание) в стационарных условиях, передаются в соответствующую территориальную избирательную комиссию по техническим каналам связи в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года N 5/43-8.

При этом обязательным является последующее представление первого экземпляра протокола (первых экземпляров протоколов) об итогах голосования и приложенных к нему (ним) документов, а также иной избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в соответствующую территориальную избирательную комиссию при первой возможности с учетом требований, установленных пунктом 5.4 Положения.

(п. 4.13 введен Постановлением ЦИК России от 01.09.2021 N 51/413-8)

Источник

В сейф пакете больше бюллетеней чем в акте проводится проверка

11.1. Участковая комиссия осуществляет подсчет голосов и составляет протокол об итогах голосования, который содержит следующие строки:

строка 1: число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, выданных участникам голосования;

строка 3: число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования;

строка 4: число недействительных бюллетеней;

строка 5: число голосов участников голосования, поданных по позиции «Да», содержащейся в бюллетенях;

строка 6: число голосов участников голосования, поданных по позиции «Нет», содержащейся в бюллетенях.

11.2. Форма протокола участковой комиссии об итогах голосования устанавливается ЦИК России.

11.3. Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования и голосов участников голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

11.4. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования и числа бюллетеней для голосования, испорченных при голосовании участниками голосования. Погашенные бюллетени для голосования упаковываются и опечатываются.

11.5. Перед непосредственным подсчетом голосов по списку участников голосования проводится подсчет числа участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и числа бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, полученные данные оглашаются и вносятся соответственно в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, после чего список участников голосования убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников голосования, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.

11.6. Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.

11.7. При сортировке бюллетеней для голосования участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией в соответствии с пунктом 7.4 настоящего Порядка.

11.9. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения.

11.11. Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет», или содержат отметки в обоих квадратах, или в которых отметки проставлены таким образом, что невозможно определить волеизъявление участника голосования. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника голосования этот бюллетень для голосования откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней для голосования путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень для голосования, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней для голосования. Общее число недействительных бюллетеней для голосования (с учетом числа бюллетеней для голосования, признанных недействительными в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Порядка) оглашается и вносится в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

11.12. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям «Да» и «Нет». При этом бюллетени для голосования подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника голосования в каждом бюллетене для голосования. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования из разных пачек не допускается. Полученные данные оглашаются и вносятся в строки 5 и 6 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

11.13. После этого члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают путем суммирования данных строк 4, 5 и 6, оглашают и вносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования. В указанное число также входят бюллетени для голосования, обнаруженные в сейф-пакетах.

11.14. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели.

11.15. После ознакомления с рассортированными бюллетенями для голосования проводится проверка контрольных соотношений:

сумма числа голосов участников голосования, поданных по позиции «Да», числа голосов участников голосования, поданных по позиции «Нет», и числа недействительных бюллетеней для голосования (сумма строк 4, 5 и 6) равна числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3);

число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования (строка 1), больше или равно числу бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2).

Если указанные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. По результатам указанного подсчета вносятся необходимые уточнения.

Затем проводится проверка следующего соотношения: число бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2), больше или равно числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3).

Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета указанное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения и который прилагается к протоколу участковой комиссии. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными.

11.16. После осуществления подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенных при голосовании и подсчете голосов, по которым принимаются решения, после чего подписывает протокол об итогах голосования. Участковая комиссия правомочна проводить итоговое заседание, если в нем принимает участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Протокол об итогах голосования заполняется в одном экземпляре и должен быть подписан присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания и ставится печать участковой комиссии. Если член участковой комиссии с правом решающего голоса отказался от подписания протокола, в протоколе делается об этом запись. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.

Если во время заполнения протокола об итогах голосования член участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствует, в протоколе делается об этом запись с указанием причины отсутствия.

Член участковой комиссии с правом решающего голоса, подписавший протокол, несогласный с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

(п. 11.16 в ред. Постановления ЦИК России от 23.06.2020 N 254/1879-7)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.17. После подписания протокола об итогах голосования по требованию члена участковой комиссии и наблюдателя, а также представителя СМИ участковая комиссия обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. Заверение копии протокола производится председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии. При этом лицо, заверяющее копию протокола, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой комиссии. Выдаваемые заверенные копии протокола нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей необязательно.

11.18. После подписания протокола об итогах голосования всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий протокол участковой комиссии об итогах голосования вместе с приложенными документами незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.

11.19. Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования могут быть переданы в территориальную комиссию по техническим каналам связи с обязательным последующим представлением при первой возможности протокола и иной документации, включая бюллетени для голосования. Протоколы и документация участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, могут храниться в установленном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

11.20. Данные протоколов об итогах голосования участковых комиссий участков для голосования, образованных на территории Российской Федерации, размещаются в сети Интернет в соответствии с инструкцией, утверждаемой ЦИК России, не позднее чем через восемь часов после окончания голосования.

Источник

В сейф пакете больше бюллетеней чем в акте проводится проверка

Номер дела: 11а-12080/2020

Дата начала: 22.10.2020

Дата рассмотрения: 09.11.2020

Суд: Челябинский областной суд

Судья: Аганина Татьяна Анатольевна

Стороны по делу (третьи лица)
Вид лицаЛицоПеречень статейРезультат
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦОИзбирательная комиссия Челябинской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦКостромин Сергей Владимирович
ПРЕДСТАВИТЕЛЬКраснова Анастасия Дмитриевна
ПРЕДСТАВИТЕЛЬМихайлов Илья Александрович
ПРЕДСТАВИТЕЛЬМухометьярова Ольга Ивановна
ПРОКУРОРПрокурор г. Златоуста Челябинской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦОТерриториальная избирательная комиссия г. Златоуста Челябинской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИКУчастковая избирательная комиссия № 128 г.Златоуста Челябинской области
Движение дела
Наименование событияРезультат событияОснованияДата
Передача дела судье22.10.2020
Судебное заседаниеВынесено решениеРЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ09.11.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства11.11.2020
Передано в экспедицию13.11.2020

Определение

Дело № 11a-12080/2020 Судья: Сержантов Д.Е.

09 ноября 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Знамеровского Р.В., Ишимова И.А.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Костромина Сергея Владимировича на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 октября 2020 года по административному иску кандидата в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Костромина Сергея Владимировича к участковой избирательной комиссии № 128 о признании действий незаконными, бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, доводах возражений на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя административного истца Михайлова И.А., представителя Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В., заключение прокурора Рыскиной О.Я., судебная коллегия

Кандидат в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 Костромин С.В. обратился в суд с административным иском о признании несоответствующими закону действий участковой избирательной комиссии №128, выразившихся в ненадлежащем опечатывании сейф–пакетов, с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, в которые были помещены избирательные бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года; о признании недействительными бюллетеней, извлеченных из ненадлежащим образом опечатанных сейф–пакетов на избирательном участке №128; об отмене решения участковой избирательной комиссии № 128 об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.

В обоснование заявленных требований указал, что он был зарегистрирован кандидатом на выборах в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25. При проведении досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, а также 13 сентября 2020 года при подведении итогов голосования участковой избирательной комиссией № 128 были допущены многочисленные существенные нарушения избирательного законодательства, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, и которые тем самым привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Так, при подсчете голосов членами комиссии были обнаружены повреждения в месте опечатывания сейф–пакетов, в которых хранились заполненные избирателями бюллетени с дней досрочного голосования от 11 и 12 сентября 2020 года, а именно: в месте склейки отсутствовала специальная лента красного цвета, встроенная в сейф – пакет, которой фиксируется место склейки, что свидетельствует о нарушении пункта 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования и вызывает сомнения в достоверности бюллетеней, которые содержались в этих сейф–пакетах. Кроме того, в промежуток времени, отведенного для выхода состава комиссии для надомного голосования, невозможно обойти 283 человека, в то время как часть комиссии продолжает работать в помещении избирательного участка, при этом, необходимо добраться от адреса до адреса, заполнить заявление у избирателей, внеся в него данные избирателей, а также и иные сведения. Физически осуществить эти трудоемкие процессы среди 48 избирателей в день голосования и 236 избирателей в дни досрочного голосования, считает, затруднительным.

Определением суда от 29 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Челябинской области.

Административный истец Костромин С.В. и его представитель Михайлов И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128 Краснова А.Д., а также представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Логвиненко Е.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Прокурор Козлова С.Г. в заключении пояснила, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Костромин Е.В. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128, представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, Избирательной комиссии Челябинской области, прокурор г. Златоуста просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считают необоснованными.

Административный истец Костромин С.В. в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайств суду не направил.

Представитель административного истца Михайлов И.А. просил дело слушанием отложить ввиду нахождения Костромина С.В. за пределами Российской Федерации. Доказательств в обоснование ходатайства не представил.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В. просила решение суда оставить без изменения, по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Прокурор Рыскина О.Я. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, поддержала возражения прокурора г. Златоуста.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128, представитель Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений участковой избирательной комиссии № 128, Территориальной Избирательной комиссии г. Златоуста, Избирательной комиссии Челябинской области, прокурора г. Златоуста на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1, 2 и 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

В силу положений части 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 1 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты вправе оспаривать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, общественных объединений и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Решением председателя Собрания депутатов Златоустовского городского округа № 412 от 18 июня 2020 года было назначено проведение выборов депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа на 13 сентября 2020 года.

24 июля 2020 года Костромин С.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.

Постановлениями Избирательной комиссии Челябинской области от 22 декабря 2015 года № 170/1476-5 и от 30 декабря 2016 года № 3/15-6 соответственно сформирована Территориальная избирательная комиссия г. Златоуста, ее председателем назначена Логвиненко Е.Р.

Решением председателя Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста от 19 июня 2020 года № 98/938-4 на указанную территориальную избирательную комиссию были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по организации и проведению выборов депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В силу статьи 65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускается досрочное голосование.

Из материалов дела следует, что 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке № 128 проводилось досрочное голосование с использованием стационарных и переносных ящиков.

При этом по завершении голосования 11 сентября 2020 года с использованием переносных ящиков № 1 и № 2 бюллетени из них были переложены соответственно в сейф-пакеты № 66277718 и № 66277719; по завершении голосования с использованием стационарного ящика № 1 бюллетени из него были переложены в сейф-пакет № 66277720, что подтверждается актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета и видеозаписью.

По завершении голосования 12 сентября 2020 года с использованием переносных ящиков № 1 и № 2 бюллетени из них были переложены соответственно в сейф-пакеты № 66277721 и 66277722; по завершении голосования с использованием стационарного ящика № 1 бюллетени из него были переложены в сейф-пакет № 66277723, что подтверждается актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета и видеозаписью.

Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии №128 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №25 данная избирательная комиссия установила, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 1 447 человек, число полученных участковой комиссией бюллетеней составило 1 165, число бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 236, в том числе в помещении территориальной (окружной) комиссии, комиссии муниципального образования – 1; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования 158, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 48, число погашенных бюллетеней составило 724, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 159, число недействительных бюллетеней – 33, число действительных бюллетеней – 409, число утраченных бюллетеней – 0, число бюллетеней, не учтённых при получении – 0. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, составило: за ФИО16 – 217, за ФИО17 – 52, за ФИО1 – 130, за ФИО18 – 10.

В соответствии с решением № 22/2 Участковой избирательной комиссии № 128 от 13 сентября 2020 года вышеуказанный протокол об итогах голосования был подписан 10 членами комиссии с правом решающего голоса.

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста №168/1195-4 от 15 сентября 2020 года выборы депутата Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 была избрана ФИО16

Обращаясь в суд с настоящим иском, Костромин С.В. указал, что происходящее 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке г. Златоуста № 128 досрочное голосование осуществлялось с использованием неправильно опечатанных сейф–пакетов, а количество избирателей, голосовавших на дому, превысило количество избирателей, голосовавших на избирательном участке; времени, затраченного для голосования на дому, было недостаточно для обхода 283 человек.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив представленную видеозапись, заслушав стороны, показания свидетелей, исходил из того, что досрочное голосование при проведении выборов в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 осуществлялось в полном соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, утвержденным Центральной избирательной комиссией РФ от 24 июля 2020 года, а членами Участковой избирательной комиссии №128 принимались должные меры по обеспечению сохранности бюллетеней для голосования, полученных в ходе процедуры досрочного голосования. Суд также пришел к выводу, что все перечисленные административным истцом обстоятельства не относятся к существенным нарушениям избирательного законодательства, поскольку не помешали определить действительную волю избирателей.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в виду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года.

В силу статьи 63.1, пункта 16 статьи 65 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть проводится досрочное голосование.

Согласно пунктам 2, 10 статьи 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (пункт 11 статьи 64 ФЗ № 67).

Согласно статье 65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.

Кроме того, постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее – Порядок).

Досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования (пункт 1.8 Порядка).

Досрочное голосование в помещении проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 81 Федерального закона № 20-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Порядком (пункт 2.2 Порядка).

Согласно пунктам 6.1, 6.2 Порядка до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).

По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом.

Кроме того, из Разъяснений вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, данных 02 сентября 2020 года Центральной избирательной комиссией РФ, следует, что при опечатывании сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета. Наличие на месте опечатывания (запечатывания) сейф-пакета подписей двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также отсутствие на сейф– пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности, наличие составленного в отношении сейф–пакета акта являются гарантией сохранности находящихся в сейф–пакете бюллетеней.

В целях контроля за целостностью сейф–пакетов, целостностью печатей (в случае их применения) при установлении итогов голосования участковой комиссией перед вскрытием сейф–пакетов наблюдатели, иные лица, указанные в пунктах 1 и 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 1 и 12 статьи 32 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», вправе осмотреть сейф– пакеты, опечатанные (запечатанные) в предыдущие дни, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой комиссии сейф– пакетов и (или) актов к ним сейф–пакеты вскрываются в соответствии с Порядком.

С учетом изложенного, действующее законодательство не устанавливает конкретных требований к опечатыванию сейф-пакета, однако по смыслу закона опечатывание сейф-пакета должно производиться способом, исключающим возможность его вскрытия без видимого повреждения. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы опечатывание сейф-пакета могло производиться и без использования красной ленты (предусмотрена самой конструкцией сейф-пакета), иным способом, исключающим возможность его (сейф-пакета) вскрытия без повреждения средства запечатывания (пломбы, печати и др.).

Согласно пунктам 1, 8, 12, 13 статье 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Пунктами 6.5- 6.11 Порядка также предусмотрено, что подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Федеральным законом № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.

При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф-пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета).

Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку избирателей, участников референдума, письменным заявлениям о голосовании на дому. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Согласно пункту 1.2 статьи 77 ФЗ № 67 суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в том числе в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 15 января 2002 года № 1-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, согласно которой при рассмотрении соответствующих обращений суды обязаны исходить из того, что результаты выборов призваны адекватно отражать действительную волю избирателей, а их отмена возможна лишь в случаях, когда не были обеспечены необходимые условия организации и проведения выборов, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей. Судебная защита избирательных прав не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Кроме того, как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов являются нарушения, перечисленные в статье 77 ФЗ № 67 при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при проведении голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Костромин С.В., ссылаясь на допущенные, по его мнению, нарушения при проведении голосования, таких доказательств вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ не представил; из материалов дела они также не усматриваются.

Вместе с тем из материалов дела следует и не оспаривается стороной ответчика, что на сейф–пакетах, в которые были помещены бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, лента красного цвета (сейф-лента) не применялась (она была удалена вместе с лентой серебристого цвета), на место отрыва красной ленты была приложена верхняя часть сейф –пакета, на месте склейки поставлены подписи членов комиссии и наблюдателей и печать участковой избирательной комиссии № 128, дополнительно место склеивания проклеено скотчем.

Таким образом, каких- либо нарушений порядка голосования 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке № 128, а также нарушений порядка подсчета голосов, в том числе факта «вброса», подмены бюллетеней, зафиксировано не было, жалоб со стороны наблюдателей и членов комиссии не поступало; сейф–пакеты были опечатаны без применения специальной красной ленты способом, предусмотренным действующим законодательством, также исключающим возможность его вскрытия без видимого повреждения; при этом сейф-пакеты признаков несанкционированного вскрытия при подсчете голосов не имели; при составлении протокола Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 128 особого мнения кого-либо из членов комиссии, наблюдателей также не поступало.

С учетом изложенного, судебная коллегия, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования (результатов выборов) только по формальным основаниям, из правовых позиций Конституционного Суда РФ, приведенных выше, находит выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правильными, поскольку, несмотря на допущенные отступления от порядка опечатывания сейф–пакетов, предусмотренного самим сейф-пакетом, сомнений в достоверности бюллетеней с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, находившихся в этих сейф–пакетах, не имеется, условий невозможности установления действительной воли избирателей не создано, искажения волеизъявления избирателей не допущено (доказательств иного не представлено) и оснований ставить ее под сомнение не выявлено.

В связи с чем, доводы жалобы о том, что основанием для отказа в удовлетворении иска явилось отсутствие жалоб во время самих выборов, несостоятельны. Отсутствие жалоб в период проведения голосования расценено судом как одно из доказательств соблюдения всех предусмотренных законом процедур при проведении голосования и достоверности бюллетеней с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, находившихся в этих сейф– пакетах, а основанием для отказа в иске явилось то, что указанные Костроминым С.В. нарушения к искажению воли избирателей не привели.

Ссылка истца на то, что количество избирателей, голосовавших на дому, превысило количество избирателей, голосовавших на избирательном участке, также не свидетельствует о наличии обстоятельств, повлиявших на свободное волеизъявление избирателей.

Довод истца о том, что времени, затраченного для голосования на дому, было недостаточно для обхода 283 человек, несостоятелен, поскольку их количество фактически составляет 173 человека, а кроме того, данный довод является голословным и опровергается фактическими обстоятельствами дела.

Также судебная коллегия учитывает, что ФЗ № 67 и Порядок устанавливают возможность признания бюллетеней недействительными только в случае, если число бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших бюллетени при проведении голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте. Таких фактов зафиксировано не было. Напротив, из материалов дела (актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета) следует, что число бюллетеней, находившихся 11 и 12 сентября 2020 года в ящиках для голосования и в сейф-пакетах, соответствовало числу бюллетеней, выданных избирателям.

Доводы жалобы о том, что сейф-пакеты были запечатаны обыкновенным скотчем, который легко снимался, не повреждая сейф-пакет, опровергаются материалами дела и направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.

Так, на сейф-пакетах в которые были помещены бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, лента красного цвета не применялась (она была удалена вместе с лентой серебристого цвета), на место отрыва красной ленты была приложена верхняя часть сейф –пакета, на месте (верхней и нижней частей сейф- пакета) поставлены подписи членов комиссии, наблюдателей и печать Участковой избирательной комиссии № 128, дополнительно место склеивания проклеено скотчем. Указанный способ запечатывания сейф-пакета согласуется с нормами Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, и Разъяснениями вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, а также исключал возможность его вскрытия без видимого повреждения. Кроме того, сейф-пакеты хранились в опечатанном сейфе, а при вскрытии сейф–пакетов целостность их нарушена не была, каких–либо замечаний, жалоб при проведении голосования и подсчете голосов, в том числе при опечатывании и вскрытий сейф-пакетов, не поступало, что подтверждается решением Участковой избирательной комиссии № 128 от 13 сентября 2020 года № 22/1.

По указанным мотивам не принимаются во внимание и доводы жалобы о том, что в сейф при наблюдателях и членах комиссии сейф–пакеты не помещались, время опечатывания сейфа неизвестно.

Ссылка Костромина С.В. на то, что суд не исследовал сами спорные сейф-пакеты, местонахождение которых неизвестно, а также вопрос о количестве сейф-пакетов, переданных в участковую избирательную комиссию, на правильность выводов суда не влияет. Так, обстоятельства, касающиеся порядка помещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, их запечатывания, хранения, достоверно установлены из имеющейся в деле видеозаписи, пояснений сторон и показаний свидетелей, в связи чем необходимости исследования самих сейф-пакетов не имелось. Количество сейф-пакетов, переданных в участковую избирательную комиссию, исходя из обоснования поданного иска, юридически значимым обстоятельством не является.

Доводы жалобы о том, что судом не выяснялись причины наличия 5 использованных пломб для опечатывания сейфа, вместо необходимых 2 пломб, несостоятельны, поскольку председатель Участковой избирательной комиссии № 128 ФИО15 в судебном заседании пояснила, что сейф опечатывался с 08 по 12 сентября 2020 года включительно, что согласуется с режимом работы участковых избирательных комиссий, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 19 августа 2020 года № 174/1467-6, согласно которому участковые избирательные комиссии должны приступить к работе с 01 сентября 2020 года (по выборам депутатов Законодательного Собрания Челябинской области).

Доводы Костромина С.В. о том, что к показаниям свидетелей ФИО10 и ФИО11 следует отнестись критически поскольку показания первого в части обстоятельств помещения сейф–пакетов в сейф опровергаются показаниями председателя участковой избирательной комиссии, а второй свидетель является коллегой председателя участковой избирательной комиссии, во внимание не принимаются, поскольку показания свидетелей получены после их предупреждения об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Оснований не доверять показаниям свидетелей по мотивам, указанным истцом, не имеется. Показания свидетелей получили оценку суда в совокупности с иными материалами дела в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия автора апелляционной жалобы с произведенной судом оценкой обстоятельств дела. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *