В старости познавательная сфера характеризуется тем что вербальный невербальный
Познавательная сфера в период старения
Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, — это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным. П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий. Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей. Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий. Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого
материала. Однако, тренировка после тщательного инструктирования и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше. Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти. Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта. Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлском лонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость. Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости. Существуют доказательства того, что кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Подчеркивается, что большое значение при оценке интеллекта имеет фактор времени: ограничение времени, отводимого на решение интеллектуальных задач, приводит к заметному различию результатов пожилых и молодых людей даже по тестам на кристаллизованный интеллект. В то же время имеет место возрастное варьирование: снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным — 10—15%, по другим — несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. В группах пожилых людей наблюдается увеличение (по сравнению с более молодыми испытуемыми) вариативности в результатах тестирования по многим когнитивным и мнемическим критериям, что иногда связывают с морфофункциональными изменениями головного мозга. С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:
1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
2. Ухудшение способности к восприятию.
3. Сужение поля внимания.
4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
5. Трудности распределения и переключения внимания.
6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.
7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
10. Трудности воспроизведения.
Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.
В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность — древнерусская литература, но я то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология — изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости» («Новая газета». 1997. № 46 (466)).
Тестовые задания. Укажите правильный ответ
Укажите правильный ответ.
1. Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла, проявляющееся в осознании человеком того, что реализовано главное дело его жизни, включая работу, достижения и семью:
2.Экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам:
д) системность знаний;
3. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого:
д) катарсис старости;
4. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
5. По мнению Б.Д. Карвасарского, наименее эффективными в психотерапевтической работе с пожилыми людьми являются:
а) методы бихевиоральной психотерапии;
б) методы интерперсональной психотерапии;
в) глубинно-психологические и психоаналитические методы;
г) методы поддерживающей психотерапии;
д) тренинг когнитивных умений;
6. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
г) возрастно-ситуативная депрессия;
д) ипохондрическая фиксация;
7. Термин «успешное старение», широко используемый в зарубежной геронтологической литературе, предполагает:
а) созерцательное отношение к жизни;
б) обретение навыков совладания с внешними и внутренними условиями старения;
в) способность довольствоваться малым;
г) разумное ограничение активности как физической, так и социальной;
д) подготовку к «ино-бытию» ;
8. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
б) имеет место, но не является патологическим;
в) зависит от стратегии адаптации к старости;
г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции;
д) не было предметом экспериментальных исследований;
9. Наиболее развитой психологической теорией старения является :
а) теория «программированного» старения;
б) теория «непрограммированного» старения;
в) психоаналитическая теория старения;
г) теория старения, выдвинутая гуманистической психологией;
д) в настоящее время не существует обобщенной психологической теории старения.
10. По данным американских исследователей, наиболее дефицитарным видом памяти в старости является:
а) кратковременная память;
б) долговременная память;
в) память на отдельные события;
г) оперативная память;
д) иконическая память.
11. Старость-это период:
а) инволюции на биологическом и психологическом уровнях;
б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне;
в) возможного развития личности;
г) стабилизации на уровне познавательных процессов;
д) неизбежной деградации личности.
12. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
а) вербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а невербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
б) невербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а вербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
в) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюци;и
г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти;
д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов;
13. Личность в старости:
а) однозначно изменяется в плане «заострения»личностных черт;
б) может не претерпеть существенных изменений в случае оптимального старения;
в) неизбежно деградирует;
г) неизменно характеризуется стабилизацией личностных черт;
д) не была предметом системных психологических исследований
14. Сохранность личности в старости связана:
а) с хорошим уходом и питанием;
б) спокойным образом жизни;
в) сохранностью здоровья;
г) жизнью в кругу семьи;
д) сопротивлением условиям, благоприятствующим социальной изоляции, вовлеченностью в социально значимую деятельность.
15. Вопрос о смысле жизни для людей пожилого возраста:
Глава 5 Характеристика познавательной активности в старости
Общая характеристика интеллекта.
Закономерные изменения мозга являются частью нормального процесса старения (134). И, как следствие, должны логически ожидаться соответствующие изменения интеллектуальной активности. Однако, по данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормальном старении. Дэвид Векслер (143), применивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возрастов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловленным закономерными процессами старения. Однако, в своих более поздних исследованиях (144), он обнаружил, что вербальные навыки (объем активного и пассивного словаря) поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов.
Дж. Хорн (97) выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изменений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Развивая эту мысль Дж. Хорн сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект – это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки (к которым относится скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений, способность к абстрактному мышлению). Этот тип интеллекта, по мнению Дж. Хорна, отражающий возрастые особенности состояния нервной системы (ее работоспособность и интегративность), постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости (97). В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизованный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта, кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию (97,116).
П. Балтес (70) и К. Шайи (131) подвергли критике гипотезу Хорна на том основании, что данные, подтверждающие ее, были получены с помощью метода поперечных срезов. Определенный вклад в полученные этим методом результаты вносит когортный эффект. Как показали широкомасштабные лонгитюдные исследования (131), у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать с возрастом по крайней мере до семидесятилетнего возраста (особенно, если они подвергаются систематической тренировке). Причем, эти способности относятся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя полученные данные К. Шайи (131) высказал предположение, что изменения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллекта, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяется использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассуждения, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но в отличие от молодых людей, не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ.
Проблема дифференцированного изменения интеллектуальных функций в старости остается дискуссионной. Так крупнейший специалист в области возрастных изменений интеллекта Пол Балтес (71) провел границу между теми аспектами интеллекта пожилого человека, которые ухудшаются в старости и теми, которые обнаруживают некоторое улучшение. Он выделил “когнитивные” и “прагмативные” механизмы интеллекта. “Когнитивные механизмы” интеллекта отражают нейрофизиологическую архитектуру мозга, которая, по мнению П. Балтеса, изменяется на протяжении жизни. На операциональном уровне “когнитивные механизмы” ответственны за скорость и точность психических процессов, включающих восприятие информации, зрительную и моторную память, а также операции классификации, сравнения и категоризации. Ухудшение этих операций, функций и механизмов с возрастом обусловлено сильным влиянием биологических факторов, а также состояния здоровья. В свою очередь, “прагмативные механизмы” интеллекта представляют собой его культурно обусловленную область. На операциональном уровне “прагмативные механизмы” интеллекта обуславливают навыки чтения и письма, понимание речи, образовательный уровень, профессиональные знания и навыки, знания о себе и жизни вообще, которые помогают человеку справляться с различными жизненными трудностями. По мнению автора теории, именно совершенствование “прагмативных механизмов” интеллекта, их возможности в плане компенсации угасающих функций обеспечивают интеллектуальное развитие в старости на фоне ухудшения отдельных функций (71).
Анализ теорий общего интеллекта в старости убедительно доказывают действенность явления “витаукта”, открытого В.В.Фролькисом (57): интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения. При этом, как указывает большинство теорий, центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект. Этот феномен был отмечен Б.Г.Ананьевым (5), который подчеркивал, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций; эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.
Таким образом, позитивные адаптационные изменения в старости направлены на актуализацию резервных возможностей, накопленных на более ранних этапах онтогенеза. Существуют отечественные данные (59), согласно которым в старости происходят сложные перестройки психической организации, характеризующиеся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом, проявление компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность нормального познавательного функционирования на новых уровнях когнитивной адаптации, обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенности его структурной организации (обеспечением интеллектуальной сохранности за счет механизмов понятийного мышления, которые компенсируют нарастание дезинтегрированности отдельных познавательных функций, усиление полезависимости, ригидности и замедленности развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности).
Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрастом. Так американскими психологами (80,91,125) было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирования образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижается в старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Однако, у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Так, в одном известном эксперименте (125) измерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых различий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин этого примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечатки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась. Приведенный опыт показал, что пожилые люди в условиях переработки информации способны компенсировать снижение скорости реакции за счет антиципации последующей информации и в целом поддерживать уровень работоспособности, подключая опыт и вербальные навыки, которые практически не ухудшаются по мере старения. Выяснилось, что высокая эффективность работы поддерживается пожилыми людьми в таких видах деятельности как музыкальное исполнение и композиция, шахматы, бизнес и это обеспечивается процессами компенсации.
Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения (123). Последние исследования доказали, что лабораторный эксперимент дает очень грубые оценки индивидуальных способностей пожилых людей по сравнению с реальными условиями. Исследование памяти и принятия решения в реальных условиях располагают данными о значительно меньшем снижении когнитивных способностей в старости. Так в некоторых исследованиях (129) показано, что большинство тестов памяти и способности к принятию решений измеряют абстрактную и тривиальную деятельность, которая напоминает испытание на школьных экзаменах. В ней пожилые люди чувствуют себя непривычно. Отчасти, тот факт, что результаты стандартного тестирования у молодых лучше, чем у пожилых может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть менее привычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Например, пожилых людей часто сравнивают со студентами по результатам тестов на запоминание бессмысленных слогов. Студентам, однако, приходится регулярно заучивать новые слова перед экзаменами. У пожилых людей меньше практики такого рода. Поэтому некоторые из таких сравнений выглядят искусственными. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались этим конкретным навыком.
Дата добавления: 2020-04-08 ; просмотров: 167 ; Мы поможем в написании вашей работы!
тесты с выбором одного ответа
Вариант 1
1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
А) генетическая психология
Б) возрастная психология
В) генетическая эпистемология
Г) сравнительная психология
Д) психология развития
2. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:
А) метод клинической беседы
Б) метод возрастных поперечных срезов
В) лонгитюдный метод
Г) экспериментально-генетическая стратегия исследования
Д) сравнительный метод
3. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:
А) принцип творческого характера развития
Б) исторический принцип психологии развития
В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии
Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития
Д) принцип амплификации развития
4. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:
Г) хронологический возраст
Д) психологический возраст
5. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:
А) теория рекапитуляции
Б) теория социального научения
В) культурно-историческая концепция
Г) теория конвергенции двух факторов
Д) эпигенетическая теория развития
6. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:
А) уровень умственного развития
Б) уровень когнитивного развития
В) актуальный уровень развития
Г) уровень потенциального развития
Д) зона ближайшего развития
7. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:
8. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
А) литические периоды
Г) возрастные кризисы
Д) индивидуальные кризисы
9. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:
А) спонтанный тип развития
Б) непреформированный тип развития
В) преформированный тип развития
Г) детерминированный тип развития
Д) циклический тип развития
10. Возрастная психология как наука возникла:
А) в середине Х1Х в.
11. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:
12. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью
Б) результат нарушения детско-родительских отношений
Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого
А) деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени
Б) деятельность, наиболее интересная для ребенка
В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста
Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый
Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта
14. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда:
А) его содержание строится как система научных понятий
Б) любое обучение выполняет ведущую роль
В) обучение строиться как проблемное обучение
Г) ребенок в ходе обучения стремится подражать взрослому
Д) у ребенка начинает развиваться рефлексия
15. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:
А) социальная ситуация развития
Б) ведущая деятельность
16. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:
А) девиантное поведение
Б) болезнь Альцгеймера
17. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:
А) кризис новорожденности
Д) подростковый кризис
18. К предметным действиям относятся:
19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:
А) дошкольный возраст
Б) младший школьный возраст
В) подростковый возраст
Г) юношеский возраст
Д) ранняя взрослость
20. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», отстаивании собственной точки зрения:
В) потребность в признании
Г) чувство взрослости
Д) чувство отчужденности
21. Вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту тли иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения:
А) непосредственно-эмоциональное общение
Б) учебная деятельность
В) учебно-профессиональная деятельность
Г) предметно-манипулятивная деятельность
Д) игровая деятельность
22. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:
В) младший школьный возраст
Г) подростковый возраст
23. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:
Б) дошкольный возраст
В) младший школьник
24. Компоненты психологической готовности к школе:
25. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления:
Г) дошкольный возраст
Д) младший школьник
26. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:
А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния
Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов
В) «психологического окаменения», выход на плато возможностей
Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние
Д) начала неуклонной инволюции
27. Кризис зрелого возраста:
А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности
Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности
В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности
Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию
28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
29. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
Б) имеет место, но не является патологическим
В) зависит от стратегии адаптации к старости
Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции
Д) не было предметом экспериментальных исследований
30. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
А) «вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию
Б) «невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию
В) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции
Г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти.
Д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов
Вариант 2
1. Подход к анализу психики ребенка, который рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:
Д) адаптация к социальной среде
3. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
А) центральное новообразование возраста
Б) уровень развития общения
В) ведущая деятельность
Г) социальная ситуация развития
Д) социальное пространство
4. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:
А) генетическая эпистемология
Б) генетическая психология
В) когнитивная психология
Г) психология развития
Д) возрастная психология
5. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:
А) закон метаморфозы
Б) закон гетерохронности развития
В) общий генетический закон культурного развития
Г) закон цикличности развития
Д) биогенетический закон
7. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:
8. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:
9. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
А) концепция конвергенции двух факторов развития
Б) концепция рекапитуляции
В) концепция трех ступеней развития
Г) культурно-историческая концепция
Д) социогенетическая концепция
10. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
А) С.Холл, В.Штерн, К.Бюллер
В) Дж.Уайтинг, Дж.Доллар
Г) У.Бронфенбреннер, Ж.Аронфрид
Д) А.Бандура, Р.Уолтерс, Дж.Гевирц
11. Характеристики психологического возраста определяются:
А) конкретно-историческими условиями развития индивида
Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида
В) сочетание вышеизложенных факторов
Г) спецификой развития функциональных систем
Д) особенностями роста
12. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как:
А) путь от индивидуального к социальному
Б) путь от социального к индивидуальному
В) сочетание этих вариантов с преобладанием одного из них на разных этапах детства
Г) непрерывный эволюционный процесс
Д) процесс приспособления к общественным нормам
13. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о:
А) о факте изменения темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении
Б) возможности возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения
В) уровне освоения ребенком социального пространства
Г) уровне развития, достигнутом благодаря подражанию ребенком взрослому
Д) ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка
14. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
Г) А.Бандура, Н.Миллер, Р.Сирс
Д) Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
15. Хронологический возраст определяется:
А) временными рамками
Б) индивидуальными особенностями ребенка
В) физиологическими особенностями развития ребенка
Г) психологическими особенностями развития ребенка
Д) когнитивными особенностями развития ребенка
16. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:
А) базальная тревога
Б) аффективная реакция
17. Поведенческий комплекс «гордость за собственные достижения» является психологическим новообразованием кризиса:
Г) подростковый кризис
18. Знаково-символическая функция сознания формируется в:
Б) дошкольном возрасте
В) младшем школьном возрасте
19. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:
В) младший школьный возраст
Г) подростковый возраст
20. Непосредственно-эмоциональное общение выступает в качестве ведущего вида деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:
В) младший школьный возраст
Г) подростковый возраст
21. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:
В) просоциальное поведение
22. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:
Г) дошкольный возраст
Д) младший школьник
23. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием:
Б) дошкольный возраст
В) младший школьник
24. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:
25. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенетического развития:
26. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:
А) активность и направленность личности
Б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»
В) сочетание этих характеристик
Г) открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости
Д) формирование рефлексии
27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого — это:
Д) катарсис старости
28. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
Г) возрастно-ситуативная депрессия
Д) ипохондрическая фиксация
29. Старость — это период:
А) инволюции на биологическом и психологическом уровнях
Б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне
В) возможного развития личности
Г) стабилизации на уровне познавательных процессов
Д) неизбежной деградации личности
30. Согласно исследованиям школы П. Балтеса мудрость — это:
А) экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни
Б) система глубоких теоретических знаний
В) эмоциональное принятие собственной старости
Г) принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысления
Д) оптимистическое отношение к действительности
Вариант 3
1. Процесс индивидуального развития от рождения до смерти:
2. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
4. Развитие, происходящее благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого:
5. Всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания:
6. Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности:
А) уровень потенциального развития
Б) уровень актуального развития
В) уровень послеоперационального развития
Г) уровень ближайшего развития
Д) уровень дооперационального развития
7. Необратимое ослабление или распад психических функций:
8. Слитность, нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития человека:
9. Характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции:
10. Метод исследования, состоящий в сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий испытуемыми разного возраста:
А) лонгитюдный срез
Б) метод возрастных срезов
В) метод двойной стимуляции
Г) генетический метод
Д) близнецовый метод
11. Длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека:
А) лонгитюдный срез
Б) метод возрастных срезов
В) метод двойной стимуляции
Г) генетический метод
Д) близнецовый метод
12. Деятельность направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, мебели, предметов одежды и пр.:
А) орудийная деятельность
Б) манипулятивная деятельность
В) игровая деятельность
Д) предметная деятельность
13. Автономная детская речь, являющаяся одним из этапов развития речи ребенка на ранних этапах онтогенетического развития характеризуется:
А) ситуативностью, обуславливающую неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность
Б) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета
В) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами
Г) все выше перечисленное
Д) верен только ответ А)
14. Выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания признака:
15. Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению:
А) психологическая инкапсуляция
А) демонстративный нигилизм
16. Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым, негативно влияющая на развитие личности ребенка и препятствующая формированию его самостоятельности и независимости:
Б) психологический симбиоз
17. В концепции развития личности Э.Эриксона:
А) доказывается, что развитие может быть бескризисным
Б) разработан нормативный подход к исследованию развития ребенка от рождения до 16 лет
В) показано, что психосоциальный кризис является необходимым звеном в развитии личности
Г) представлены периоды развития личности до взрослости
Д) отношения личности и общества выступают как отношения антагонизма и противостояния
18. Понятие «психологический возраст» было введено в психологию развития:
19. Вклад Л.С. Выготского в изучение специфики критических периодов состоит в том, что он первым из исследователей:
А) впервые выделил и описал кризисы 3 и 7 лет
Б) показал позитивное психологическое значение кризисов
В) сформулировал условия организации воспитания ребенка, при которых можно избежать кризисов в развитии
Г) экспериментально доказал возможность бескризисного развития
Д) впервые описал кризис подросткового возраста
20. Специфика онтогенеза человека, в отличие от онтогенеза животных состоит в том, что:
А) важным фактором психического развития человека наряду с природной средой является социальная среда
Б) животные наследуют свои видовые свойства, а человек –нет
В) развитие человека осуществляется в форме присвоения общественно-исторического опыта
Г) человек в ходе индивидуального развития повторяет развитие человеческого рода
Д) в процессе онтогенеза человек по сравнению с животными приобретает более сложные формы индивидуального изменчивого поведения
21. По мнению Л.С. Выготского обучение и развитие соотносятся следующим образом:
А) обучение «ведет за собой развитие»
Б) обучение «следует за развитием»
В) обучение и развитие тождественны друг другу
Г) обучение и развитие независимы друг от друга
Д) обучение и развитие являются взаимообуславливающими друг друга процессами
22. В теории психического развития А.Н. Леонтьева- Д.Б. Эльконина- А.В. Запорожца:
А) наследственность рассматривается как необходимое и достаточное условие развития
Б) социальная среда рассматривается как источник развития
В) социальная среда рассматривается как источник детских травм
Г) развитие является результатом конвергенции внутренних задатков и внешних условий
Д) развитие ребенка осуществляется входе подражания взрослому
23. По мнению Д.И. Фельдштейна жизнь взрослого человека- это:
А) стабилизация, закрепление на уровне достигнутого
Б) реституциональный процесс
В) инволюционный процесс
Г) чередование инволюционных и стабильных периодов
Д) движение, изменение, развитие
24. Социализация взрослого:
А) субъективна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов
Б) объективна по своей сути, это присвоение общественного опыта
В) это развитие социально значимых качеств
Г) это условное понятие, подлинная социализация- это задача предшествующих возрастных периодов
Д) это мало изученный процесс в психологии
25. По результатам исследований школы Б.Г. Ананьева в зрелости наибольшая часто проявляются:
А) стабилизация психофизиологических функций
Б) положительные сдвиги психофизиологических функций
В) отрицательные сдвиги в психофизиологических функциях
Г) стагнация психофизиологических функций
Д) общая тенденция в динамике не была выявлена
26. Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
27. Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами:
28. Одно из направлений психологии, возникшее как критическая реакция на ассоцианизм и структурную психологию, рассматривавшее сознание как динамическое целое полевого типа, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными:
Б) гуманистическое направление
В) экзистенциальное направление
29. Сформулированный Э. Геккелем закон гласит- зародыши любого вида в своем эмбриональном развитии проходят примерно те же стадии, что и эволюционные предки данного вида, т.е. эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза:
А) социогенетический закон
Б) биосоциальный закон
В) биогенетический закон
Г) социальный закон
Д) социологизаторский закон
30. Количественный показатель степени развитая тех или иных функций или структур, определенный на основе соотнесения референтных показателей с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастов:
А) абсолютный возраст
Б) социальный возраст
В) психологический возраст
Г) субъективный возраст
Д) относительный возраст
* В тесте частично были использованы материалы из работы Ермолаевой М.В. Психология зрелого и позднего возраста в вопросах и ответах.-М.,2004.-280 с.
Правильные варианты ответов
