Реферат: К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной кул
Название: К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной кул Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 04:50:55 16 октября 2011 Похожие работы Просмотров: 548 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вологодский государственный педагогический университет
Тема: «Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его значение для отечественной педегогики».
Глава 1. Краткая биография К.Д.Ушинского…………….С. 3
Глава 2. Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»….С. 4-8
Глава 1. Краткая биография К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – великий русский педагог. После окончания юридического факультета Московского университета готовился к научной деятельности и читал лекции в Ярославском демидовском юридическом лицее, но вскоре был заподозрен в политической неблагонадежности и вынужден был оставить лицей. В 1854 г. К.Д.Ушинский вступил в должность преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через год стал инспектором того же института. Здесь он коренным образом перестроил учебно-воспитательную работу на основе передовых для того времени педагогических принципов и методов обучения. В 1860 г. К.Д.Ушинский был назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения».
С 1859-1862 гг. занимал должность инспектора классов Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.
К.Д.Ушинский – один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека – гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной культурой.
К.Д.Ушинский является одним из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создан стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа [4].
До самой смерти К.Д.Ушинский интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.
Главным и фундаментальным трудом всей профессиональной деятельности К.Д.Ушинского является работа «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Глава 2. Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Отталкиваясь от цели воспитания, которой является духовное развитие человека через культурные традиции народа, К.Д.Ушинский одним из первых в отечественной педагогике начал рассматривать проблему «основной идеи образования», задумался над созданием образовательной модели, которая соответствовала бы национальному характеру и традициям. Прежде всего следовало определить предмет воспитания. По его мнению, им должен являться человек как таковой. Основываясь на знаниях о человеке как о предмете воспитания, необходимо выстраивать весь педагогический процесс. Этой проблеме он посвятил свою фундаментальную работу «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый том которого вышел в Санкт-Петербурге в 1868 г, а второй – в 1869г. [2]
В тот период в области психологии боролись два направления: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души», и новое направление – эмпирическая психология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты т отдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии[3].
В заглавии этого труда, как в зеркале, отразилось основное направление научных поисков Ушинского: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Ушинский четко определил в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.
Под педагогикой К. Д. Ушинский понимал теорию воспитания. Воспитание он определял как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя.
К.Д.Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся.
Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверждением того, «что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и жизнью» [1, V]. Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий, где преподавание классических языков выдвигалось на первый план в ущерб всем остальным предметам школьного курса, вскрывал несостоятельность и антинародный характер существовавшей в его время системы образования. Он считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением памяти учащихся реальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.
В своем труде “Человек как предмет воспитания” К.Д.Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, – строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания.
В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
К.Д.Ушинский раскрыл особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера. Так отметив существование двух видов внимания, он указал на то, что через стимулирование внимания пассивного необходимо развивать внимание активное, имеющее значение в процессе обучения для укрепления памяти.
К сожалению, третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, К.Д.Ушинский завершить не успел, и он представлен только отдельными материалами [2].
К.Д.Ушинский внес огромный вклад в развитие отечественной школы и педагогики. Его классический труд «Человек как предмет воспитания» получил широчайшую известность и вошел в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности» [1]. В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д.Ушинский рассмотрел особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера, глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Изложил психологические основы дидактики – теории обучения, придерживался принципа природосообразности.
Педагогическое наследие К.Д.Ушинского не утратило своего значения и остается актуальным в настоящее время [2].
1. Ушинский К.Д. // Избр. пед. соч. в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. Человек как предмет воспитания.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И.Пискунова. –
3-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.
3. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил.
4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. Заведений / Сост. С.Ф.Егоров. – 2-е изд, стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Статья по истории педагогики на тему «К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
«Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела».
Ушинский задумывал трехтомный труд, но написать третий том не успел:
Первый том включает в себя методологическое обоснование педагогики в развернутом предисловии (31 страница);
в физиологической части изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю).
В психологической части (в несколько раз больше физиологической): весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум.
В 3 томе планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности.
В предисловии к первому тому своей «Педагогической антропологии» Ушинский писал , что задача педагогической антропологиии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»
В первых двух главах, рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.
Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. «Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».
При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные К. Д. Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.
Изучив работу физиологическая часть работы Ушинского, воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:
1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.
2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.
3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.
4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.
5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.
6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.
7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.
При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.
Исследование Ушинским физиологических сторон организма человека и обусловленные ими психические явления. Сущность и особенности работы писателя «Педагогическая антропология». Роль, специфика и значение наследственности в процессе воспитания личности.
Рубрика
Педагогика
Вид
курсовая работа
Язык
русский
Дата добавления
20.06.2016
Размер файла
42,3 K
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Человек как предмет воспитания
Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики первая, не только в отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.
В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувств, воли.
На основании изучения природных задатков и особенностей психики Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования.
К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обнимающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физического и психического развития ребенка, антропология предоставляет педагогу возможности неисчерпаемого влияния на него.
С позиций антропологии К.Д. Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти три составляющих одинаково значимы, их учет необходим педагогу в прак-тической деятельности. Ушинский отходит от тех крайностей в суждениях о роли наследственности и среды, которые высказывались различными философами и педагогами. Наследственность, как замечает Ушинский, еще мало изучена, но очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. «Факт наследственности замечается не только в отношении видимых особенностей тела, но также, и еще гораздо более, тех особенностей, причин которых мы не видим и не знаем, но которые предполагаем в неизвестных нам особенностях организма и более всего нервной системы». Педагогу следует помнить, что у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей. «Руководствуясь такой мыслью, воспитатель не предастся растлевающему фатализму и не свалит на природу того, в чем.он, может быть, сам виноват или прямым своим влиянием, или тем, что допустил развиться тем стремлениям, которые бы никогда не развились, если бы он вступил своевременно в борьбу с ними и отнял у них ту пищу, которая дала им развитие. С другой стороны, руководствуясь такой мыслью, воспитатель не будет считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать, какие наклонности образуются в ребенке с особенной быстротой и прочностью и какие, напротив, встречают сопротивление к своему образованию в самой природе». Признание наследственных задатков делает воспитательную деятельность педагога целеустремленной.
Вместе с наследственными данными в образовании человеческого характера громадно влияние «внешних впечатлений», что открывает обширное поле деятельности для воспитания. Человек становится тем, кем он есть, благодаря влиянию всей жизни в самом широком смысле слова. Эта жизнь влияет и на врожденные особенности человека, давая им определенные направления в развитии. «Жизнь в широком смысле слова» включает в себя и воспитание.
Школа, воспитатель, наставники многое определяют в становлении человека. Но они не единственные воспитатели, есть, может быть, даже более значимые непреднамеренные воспитатели, это природный мир, семья, общество, народ, его религия, его язык, т.е. природа и история.
Ушинский советует педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни.
Проблема народности в воспитании
Понятие народности. Центральной идеей всей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности, которая раскрыта им в работах «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» и др. Идея народности живо обсуждалась в середине XIX в. деятелями отечественной культуры и науки, в основе ее лежало признание творческих сил народа в историческом процессе, отражение в литературе и искусстве психологии народа, его национального характера. Ее высказывали и разделяли те общественные деятели, которые отстаивали идею самобытности национальной культуры в противовес бездумному заимствованию западной.
Ушинский был первым общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое и убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. При этом народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).
К.Д. Ушинский предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Основные ее положения сводятся к следующему.
— Единой для всех системы воспитания не существует, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. Даже у европейских народов, несмотря на единый когда-то фундамент образования, общие его истоки, имеется «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». «Под именем воспитания заключаются у каждого народа различные понятия».
«Мы твердо убеждены, что в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Поэтому невозможно заимствовать у другого народа систему воспитания.
— «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ». Чувство народности является самым прочным среди других. Человек может забыть имя своей родины, но сохранить в себе черты своего народа. Так глубоко вкоренился элемент народности в человеке.
— Каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним. Этот идеал народа соответствует его характеру, определяется прошлым народа, его историей, которую он сам творил, и условиями общественной жизни; он воплощается в воспитании.
— Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.
— Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием.
— Необходимо развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества.
Пути реализации идеи народности в воспитательной практике. Воплощение идеи народности возможно при наличии народной школы, участие в организации которой должен принять сам народ, руководствуясь при этом своими потребностями. В образовательной политике Министерства просвещения XIX в. проводилось навязывание школы сверху соответствующими циркулярами. Ни широкого обмена мнениями в печати, ни дискуссий образовательное ведомство не проводило, а высказываемые обществом идеи не воспринимало. В то же время, как пишет
Решая вопрос о школах для народа, необходимо научиться понимать народ, сродниться с ним, помогая ему прокладывать исторические пути.
Устройство хороших народных школ в конечном счете есть наиболее выгодная финансовая операция, ибо образование создает подлинные источники народного богатства, увеличивая умственный и нравственный капитал народа, без которого все прочие остаются мертвыми.
Ушинский твердо верил, что развитие любого государства зависит от степени образования народа, а оно, в свою очередь, влияет и на «образ правления государства».
Итак, для того чтобы школы были народными, они должны быть вручены самому народу, отвечать его запросам и потребностям. Но государство обязано обеспечить народу высокий уровень жизни, чему в свою очередь будет способствовать образование народа.
В школе, создаваемой на началах народности, необходимо основательное знание России, знание, проникнутое любовью к ней. Из всего объема имеющихся сведений о мире можно выделить необходимые, полезные и приятные; необходимые сведения должны быть прежде всего положены в основу изучения других. Такими необходимыми знаниями для каждого человека являются: умение читать, писать и считать, знание основ своей религии и знание своей родины, считал Ушинский.
Такая горячая защита Ушинским родного слова была вызвана тем, что к живому народному языку пренебрежительно относились не только в гимназии; и в народной школе он был представлен бедно, здесь учили правилам чтения, письма, религии, счету, но не открывали богатств родного слова. наследственность ушинский антропология воспитание
Образцом того, как нужно изучать родной язык в начале обучения в школе или семье, стали учебные книги КД Ушинского «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат произведения устного народного творчества, фрагменты из классической литературы: Тютчев, Фет, Полонский, Майков, Некрасов, Никитин, Огарев, рассказы о природе, жизни крестьян, т.е. родные картинки родной жизни.
Кроме родного языка в народной школе необходимо вести изучение основ наук: истории, географии, естествознания и др. Так образование будет вводить человека в жизнь родной страны, готовить для жизни творческой и плодородной.
Идея народности в воспитании еще при жизни КД Ушинского приобрела большую общественную поддержку.
Преобразование народной школы
Характеризуя К.Д. Ушинского как реформатора школы, подчеркнем прежде всего его деятельность в области начальной школы. В процессе практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих школьному делу в России, Ушинский наметил путь развития начальной школы. Благодаря ему начались преобразования в народной школе, которые шли снизу, от самих учителей и организаторов народного образования, а не сверху, не от Министерства народного просвещения. К.Д. Ушинский производил эти изменения опосредованно, благодаря своим учебным книгам, использованию их в преподавании, участию в общественной жизни.
Народная начальная школа до середины XIX в. продолжала обучать по старинке: ученики механически зазубривали «аз, буки, веди. », мучительно складывая из букв слова, читали Часослов; через содержание учебных пособий проводились идеи самодержавия и православия. В 60-х гг. начали развиваться новые земские школы, но для них еще не было создано соответствующих их духу и назначению учебных книг.
Новаторство автора этих книг состояло в следующем:
— постановка и реализация развивающей цели обучения;
— подбор для ее достижения соответствующего содержания;
— решение задач воспитания;
— разработка методов общего развития детей при обучении родному языку.
Теоретическая идея, положенная в основу учебных книг, заключалась в том, чтобы реализовать в процессе обучения идею развития в единстве речи и мышления, развития мышления с опорой на чувственный опыт ребенка, осуществление через преподавание родного языка умственного и нравственного воспитания.
«. Дитя при самом начале учения должно не только учить читать и писать, но еще более развивать, беседуя с ним о предметах, ему близких. В таких беседах дитя приучается, во-первых, наблюдать предмет или явление, совершающееся перед его глазами; во-вторых, связывать свои наблюдения и выводить из них по возможности идеальную мысль; в-третьих, выражать эту мысль в словах. »
Достижению цели развития ученика служило содержание учебных книг: оно включало в себя значительное количество материалов естественно-научного характера, в них также были включены картины истории отечества, произведения русского народного творчества, художественные произведения. Рассказы, повести, стихотворения, сказки, пословицы, поговорки были тщательно отобраны К.Д. Ушинским.
В книгах «Родного слова» около 130 самых разнообразных текстов написаны самим Ушинским. Через небольшие описания природы и путешествий, рассказы о природе, животных и растениях («Четыре желания», «История одной яблоньки») он знакомил детей с родной страной.
Ушинский умел заинтересовать маленьких читателей самыми обыкновенными предметами и явлениями, большое внимание уделял статьямпознавательного характера. Образцом является деловая «статейка» (термин Ушинского) «Как рубашка в поле выросла», она знакомит детей со всеми этапами процесса производства ткани. Реальные знания и умения, изложенные в простой форме научной прозы, помогают детям ясно выражать свои мысли, развивают логическое мышление, внимание, а простой язык, фольклорные приемы помогают сделать процесс обучения легким и приятным. Эта статья и сегодня включается в школьные книги для чтения.
Необходимость включения естественно-научных материалов мотивировалась К.Д. Ушинским тем, что они помогут познанию объективных законов развития мира. При чтении статей о смене времен года и связанных с ними изменениях в жизни животных и растений дети будут осознавать причинно-следственные связи в природе, учиться наблюдать и передавать в связной речи свои впечатления; все это приучает ум к строгой логичности.
Перед изучением родного языка поставлены три задачи, решаемые одновременно:
В развивающем обучении, по мнению автора учебных книг, особое место занимают занятия по грамматике, систематические упражнения в которой приучают ребенка к научной логической систематизации. Но здесь следует остерегаться таких упражнений, которые делают занятия «для детей невыносимо скучными», способствуют механическому обучению правилам.
Вышедшее в 1870 г. «»Родное слово». Год 3-й (Первоначальная практическая грамматика с хрестоматией)» было первым опытом наглядного изложения грамматики, которую преподавали до этого лишь в старших классах. Основные законы языка Ушинский раскрывал через анализ живой речи, художественного текста. Не ограничиваясь грамматикой, книга учила детей рассуждать о знакомых предметах, выражать свои мысли. Именно благодаря Ушинскому в русской школе заговорили о праве учащихся на рассуждение, собственное суждение.
При составлении учебных книг К.Д. Ушинский руководствовался своей научно-педагогической системой; в этом смысле его детские книги можно назвать первыми в России, основанными на научном, психологопедагогическом фундаменте. Материалы книг интересны детям, они расположены в соответствии с возрастанием трудности, каждая часть книги органично связана с предшествующей и последующей, учтены возрастные, психологические особенности детей.
В своем обширном руководстве по работе с книгой для начального обучения «Родное слово. Книга для учащих. Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) Ушинский осветил основные стороны начального обучения: организацию, содержание и методику преподавания изучаемых предметов, дидактические принципы, приемы обучения; развитие учащихся с опорой на их психофизиологические особенности и др. «Книга для учащих» была первой объемной работой в России по дидактике первоначального обучения, заложившей ее основы и получившей претворение в практике начальной школы. В ней четко, ясно, предельно конкретно представлены задачи и методы обучения, даны главнейшие педагогические правила. Особая ценность этой работы Ушинского состоит и в освещении в ней задач воспитания, взаимоотношений наставника и ученика.
В течение нескольких десятилетий она оставалась для многих учителей и родителей самым необходимым и любимым пособием.
Появились и противники, первым и главным опасением которых было то, что книги, включающие естественно-научный материал, будут разрушать религиозные верования детей, особенно яростными были нападки со стороны представителей духовенства. Результатом этой критики был запрет Министерства народного просвещения в 80-е гг. на использование «Родного слова» в школах, который продлился 15 лет.
И словно в насмешку над запретом в эти годы было 25 новых переизданий книги, что говорит о ее востребованности и широком распространении вопреки мнению Министерства. На протяжении 50 лет (до 1917 г.) ни конкуренция со множеством книг аналогичного содержания, появившихся после учебников К.Д. Ушинского, ни прямое их запрещение, ни ожесточенная полемика вокруг них не остановили учителей народной школы, широко использовавших книги в практике первоначального обучения. «Родное слово» выдержало 146 переизданий, а тираж книги в XIX в. был более 8 млн. Такого количества изданий не имела ни одна учебная книга до 1918 г.
Благодаря книгам К.Д. Ушинского народная школа стала преображаться: в нее вошло новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы, рекомендованные их автором. Особенно тепло были встречены книги общественными деятелями, с энтузиазмом занимавшимися земскими училищами. У К.Д. Ушинского появилось много последователей, использовавших его теоретические идеи и создавших свои книги: Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, НА Корф, Д.И. Тихомиров и много др. И современная школа России многое черпает из теоретических идей К.Д. Ушинского, опирается на открытые им методы обучения. Начальная школа до сих пор предлагает детям чтение статей Ушинского и сказок, им переработанных.
Цели, содержание, методы школьного обучения
В большом количестве педагогических статей, в «Педагогической антропологии» Ушинский рассматривал проблемы школьного образования и предлагал их решение.
Цели и вытекающее из них содержание образования. Одним из самых острых и спорных во второй половине XIX в., как, впрочем, и в XX в., являлся вопрос о содержании школьного образования, так как, по выражению К.Д. Ушинского, педагогика мало заботилась о том, «для чего что-нибудь учится». При выборе предметов обучения, как правило, руководствуются рутиной, модой.
«Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым человек не знает, что потом делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать. »2 Школа при этом озабочена больше всего формальнымразви- тием, т.е. развитием у ученика умственных операций, способностей к умственной деятельности, обращает все внимание на «формальное развитие рассудка». Наиболее подходящими учебными дисциплинами, ведущими к достижению этой цели, представлялись Министерству народного просвещения классические и иностранные языки, упражнения в которых развивали формальные способности.
Считалось, что в процессе овладения школьными предметами у ученика необходимо развивать наблюдательность, умение анализировать факты, строить умозаключения. Это, безусловно, важная цель образования, но недостаточная. Воображение, фантазия, способность к самостоятельному приобретению знаний не менее важны для человека и также должны развиваться при обучении. Отсюда и одной из целей образования, как ее понимает Ушинский, можно назвать развитие мышления, общих умственных способностей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Наряду с умственным развитием школа призвана помочь в развитии памяти, воли и других психических свойств личности ученика.
Однако достичь названной цели образования можно, лишь предложив школе реальные, «материальные» знания, отвечающие потребностям развивающейся жизни. «Каждая наука развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием, а не чем-нибудь другим». Но потенциальные педагогические возможности учебных дисциплин различны, и воздействие их на учеников будет либо ничтожно и малопригодно для жизни, либо оптимально. Поэтому, решая задачу подготовки для жизни новых поколений, школе необходимо отобрать такое содержание обучения, при котором будет возможным осуществить главные цели обучения.
— развитие психики ученика, в том числе умственных способностей;
— подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;
— развитие мировоззрения и нравственных убеждений.
Вопрос о подготовке к жизни Ушинский рассматривает широко, включая в него такие аспекты, как обогащение учеников необходимыми знаниями и развитие личностных качеств детей: воли, характера, трудолюбия.
Школьные дисциплины. Необходимыми для изучения в школе КД. Ушинский считает те, которые дают многообразные знания о природе и обществе, способствуют всестороннему развитию и подготавливают к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего развития ученика должна быть подчинена вся деятельность школы и учителя. Материалами, необходимыми для такого развития обладают родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература, т.е. те дисциплины, которым придавали меньше всего значения в школе в те годы. Но важен не только перечень наук, так же существенны цели их изучения. К.Д. Ушинский возражает против утилитарного подхода к изучению наук, когда в них ищут «не мысли, не пищи духу, развивающей и укрепляющей его, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а только знаний, которые необходимы для той или другой практической жизни». Подготовка к жизни вовсе не означает немедленной пригодности науки к ее применению в жизненной практике, т.е. ее утилитарности. Имеется целый ряд наук, которые не могут быть приложимы к практике, но их ценность безусловна, так как они развивают те общечеловеческие качества личности, которые важны для каждого. К.Д. Ушинский приводит в пример историю, знание которой помогает человеку уяснить ход исторического процесса человеческого общества, извлечь из нее нравственные уроки; она может подействовать на характер и образ мыслей человека, отразиться в его поступках. Общечеловеческое образование, в отличие от узкоспециального, и ведет к гармоничному, целостному развитию личности, объясняет жизнь и вводит человека в нее.
В то же время, предостерегает Ушинский, не следует упускать из виду того, что ребенок, обучаясь в школе, будет готовиться жить в «индустриальном веке» с его быстрым развитием наук и постоянно изменяющимися условиями жизни, к которым он также должен быть готов.
Воспитательные возможности обучения. Рассматривая современную ему практику обучения, КД. Ушинский отмечает, что наука используется часто в утилитарных целях и фальсифицируется. «Меркантильное направление нашего века, постоянно усиливающее свой натиск, проникло не только во все слои общества, во все сферы жизни, но даже в науку и школу». Результатом «меркантильного направления» становится для ученика не получение знаний, а приобретение положения в обществе. «Как яда, как огня надо бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь. »
Через тексты книг проходят идеи добра и осуждения зла, даются конкретные примеры нравственных поступков.
Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без воодушевления о том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов, способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, развитие у них привычки к труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (I860) и предлагает средства, способные развить привычку к труду.
1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».
Необходимость использования учителем разнообразных методов. Рекомендации К.Д. Ушинского о развитии жажды труда в воспитанниках требовали знания наставником соответствующих приемов, способов, методов.
Мысль Ушинского о том, что выбор метода обучения определяется возрастом учащихся, что чем меньше возраст учеников, тем больше требуется педагогических знаний учителю, высказана им так: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно»1. Это «широкое основание» и было разработано им.
Многие методические приемы, предложенные К.Д. Ушинским, известны сегодня каждому из своей школьной жизни, так как составители учебников и учителя используют идеи Ушинского и в настоящее время.