В связи с чем предлагается провести выборы раньше

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

2. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 4 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 26.06.2014 N 19-П.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 03.11.2015 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Источник

Памфилова допустила перенос единого дня голосования

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Предложение перенести выборы

Обсуждение возможности проведения выборов в несколько дней ставит вопрос о переносе единого дня голосования (ЕДГ) в России с осени на другое время, заявила в четверг председатель ЦИК Элла Памфилова.

По мнению Памфиловой, сентябрь, когда проходит единый день голосования, — самый неудачный для этого месяц. В этом году возможность проведения выборов в течение нескольких дней будет проработана в точечном режиме, переноса даты не будет. Идею о продлении выборов на несколько дней, по словам Памфиловой, поддержали региональные избиркомы.

В Кремле идея перенести голосование с сентября на другое время не обсуждается, это личная инициатива Памфиловой, сказал РБК собеседник, близкий к администрации президента.

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Единый день голосования в России, согласно закону, проходит во второе воскресенье сентября. В этом году он состоится 13 сентября.

Идею перенести ЕДГ на более поздний срок Памфилова озвучивает не впервые. Она говорила об этом в интервью «Эху Москвы» в 2016 году, назвав сентябрь «самым неудачным временем», затем повторила идею перенести голосование на конец октября в 2018 году.

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Инициатива Памфиловой о переносе даты единого дня голосования, то есть перенос на другой месяц — например, март—апрель, — это также возможность для власти провести выборы в Госдуму не в сентябре 2021 года, а в новые даты ЕДГ, отмечает политолог Александр Пожалов. В таком случае выборы в Госдуму не будут иметь досрочный характер, а их перенос будет обоснован еще решением Конституционного суда от 2015 года: тогда суд счел допустимым «однократное незначительное сокращение срока полномочий Госдумы» в связи с тем, что дата голосования совмещалась с ЕДГ в регионах, объясняет эксперт.

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Реформа выборов

Поправки содержат ряд нововведений в избирательное законодательство, часть из которых власть опробовала в рамках общероссийского голосования по изменению Конституции (для голосования по Конституции действовал отдельный закон).

В частности, процесс голосования на выборах разных уровней предлагается увеличить и проводить в течение нескольких, но не более трех, дней. Решение о голосовании в течение нескольких дней может быть принято в течение десяти дней после официального заявления о назначении выборов или референдума, пересмотреть его будет уже нельзя.

При этом голосование в течение всех дней может проводиться с использованием «дополнительных возможностей реализации избирательных прав» (голосование вне помещения, в том числе на придомовых территориях).

«Само по себе наличие нескольких дней голосования могло бы быть полезным для возможности участия большего числа избирателей, однако оно крайне опасно при сложившейся электоральной практике и при отсутствии гарантий общественного контроля многодневного голосования», — предупреждают эксперты движения «Голос». Многодневное голосование при существующем правовом регулировании и практике не поддается общественному контролю, отмечают наблюдатели.

Помимо растягивания голосования ЦИК изучает возможность применения в будущем и других практик из опыта проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию. В их числе — организация голосования на открытом воздухе. Однако, уточнила Памфилова, речь не идет о повсеместном применении этой практики — участки будут работать на улицах только в особых случаях.

Второе нововведение, предусматриваемое законопроектом, которое вызывает опасение экспертов, — вводится возможность отозвать члена избирательной комиссии с правом решающего голоса партией, по предложению которой этот член назначен. Сейчас член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть отозван лишь по собственному желанию или по решению суда. В результате это может привести к большей управляемости избирательных комиссий администрациями через давление на партии, считают эксперты.

Кроме того, законопроект предлагает ввести запрет на назначение наблюдателей из числа граждан, зарегистрированных в другом регионе. Эта мера напрямую бьет по возможностям выездного наблюдения, предупреждает эксперт движения «Голос» Дмитрий Нестеров.

«Это борьба с так называемым электоральным туризмом, ставшим популярным с ростом наблюдательского движения, вызванного протестной волной 2011–2012 года. Активные москвичи и петербуржцы отправляются на выборы в регионы и помогают контролировать выборы — это сильно сужало возможность фальсификаций», — отмечает он.

Законодатели спешат с внедрением этих новаций — это может быть связано с тем, что изменения выборного законодательства должны будут массово использоваться на выборах в Госдуму в 2021 году и во время масштабной кампании по избранию заксобраний в 39 регионах, которые, по графику, будут проходить параллельно с парламентскими выборами, считает Александр Пожалов.

Какие еще поправки обсуждают

Ранее источники, близкие к Кремлю, рассказали РБК, что федеральный центр рассматривает внесение еще нескольких поправок в электоральное законодательство. Речь идет о закреплении права Общественной палаты назначать наблюдателей (как это было на общероссийском голосовании), отмене дня тишины и снятии запрета на публикацию экзитполов до конца выборов. Однако окончательного решения по этим поправкам пока нет, сказали собеседники РБК. Председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас подтвердил РБК, что инициативы обсуждаются и на уровне палат парламента.

Голосование в течение нескольких дней было опробовано на поправках к Конституции. Избиратели приходили на участки неделю — с 25 июня по 1 июля включительно. Такое решение ЦИК приняла, чтобы уменьшить концентрацию людей на одном участке из-за пандемии коронавируса. 8 июля Памфилова сообщила о том, что Центральная избирательная комиссия рассматривает возможность растянуть предстоящие в сентябре выборы на несколько дней. По ее словам, к этой идее ЦИК подтолкнуло голосование по поправкам к Конституции.

Источник

Из-за коронавируса в мире массово переносятся выборы и референдумы

Впервые в новейшей истории пандемия привела к массовому переносу на более поздний срок выборов и референдумов, что может отразиться и на итогах голосования, говорится в аналитической записке Фонда развития гражданского общества. Социальное самочувствие, общественные настроения и политические предпочтения граждан будут зависеть от того, насколько плавно и нетравматично будет пройден период пандемии, и от результативности мер, принимаемых государствами для восстановления ситуации в экономике, указывают эксперты.

Сейчас в связи с пандемией коронавируса чрезвычайное положение или режим чрезвычайной ситуации уже объявлены в Италии, Венгрии, Чехии, Латвии, Австралии, Казахстане, Испании, США и других странах. В 18 государствах приняты решения о переносе выборов и референдумов либо введены ограничения, которые фактически не позволяют провести голосование в ранее установленные сроки. В числе таких стран Австралия, Армения, Боливия, Великобритания, Иран, Италия, Канада, Кипр, Киргизия, Северная Македония, Сербия, Сирия, США, Франция, Чили, Швейцария, Шри-Ланка, ЮАР.

В США, где чрезвычайное положение сначала было объявлено в 24 штатах, а затем и на федеральном уровне, 3 ноября должны пройти выборы президента. В феврале там стартовали первичные выборы, в ходе которых две главные партии должны определить своих кандидатов в президенты. Праймериз должны были завершиться до начала июня, однако из-за пандемии в ряде штатов они были отложены на май или июнь, хотя о переносе ноябрьских выборов речь пока не идет.

Под угрозой выборы президента Польши, назначенные на 10 мая: правящая партия предложила провести голосование дистанционно, но оппозиция, выступающая за перенос выборов, пока блокирует все попытки законодательно закрепить новую процедуру.

В ряде стран решения о переносе голосований уже приняты. Так, в Боливии приостановлена подготовка к назначенным на 3 мая повторным парламентским и президентским выборам, но дата возобновления кампании не определена. Парламентские выборы в Сирии перенесены с 13 апреля на 20 мая. Центризбирком Сербии решил прекратить подготовку к назначенным на 26 апреля парламентским выборам до тех пор, пока не будет снят режим чрезвычайного положения. Второй тур парламентских выборов в Иране (первый прошел 21 февраля) перенесен на сентябрь.

Голосование по поправкам в Конституцию отложено на неопределенный срок

Отсрочки касаются и местных выборов. В частности, в России отложены 102 выборные кампании, запланированные на период с 5 апреля по 21 июня. В Черногории перенесены местные выборы, которые должны были пройти 5 апреля.

Также откладываются и референдумы. В России общероссийское голосование по поправкам в Конституцию перенесено с 22 апреля на неопределенный срок. В Италии голосование по изменению конституции отложено из-за чрезвычайного положения. В Чили конституционный референдум перенесен с 26 апреля на 26 октября, а в Армении – с 5 апреля на неопределенный срок.

Впрочем, в некоторых странах выборы все-таки прошли или еще пройдут, несмотря на пандемию. Например, 2 марта в Израиле выбрали парламент, 15 марта во Франции – глав муниципалитетов, в Баварии в тот же день – местные парламенты и бургомистров. А власти Южной Кореи твердо намерены провести парламентские выборы 15 апреля.

Пока говорить о последствиях переноса выборов и воздействии самого коронавируса на электоральные действия рано, влияние может быть как отрицательным, так и положительным, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «В период острой фазы коронавирусной инфекции у власти будут высокие рейтинги, поскольку она получает от населения кредит доверия на решение проблем в форс-мажорных обстоятельствах. Дальше будет второй этап – восстановление социально-экономической сферы, и именно он будет иметь решающее значение. Если сама пандемия затрагивает не очень большую часть населения, то социально-экономические последствия коснутся подавляющего большинства». Именно принятые властями меры будут иметь решающее значение для оценки их действий, причем во всех странах, отмечает эксперт: «Одна ситуация, если этот кредит доверия будет отработан успешно, другая – если будут неудачи с преодолением последствий, что скажется и на рейтингах, и на результатах выборов».

Введение любой формы чрезвычайной ситуации – это время, когда не действуют обычные законы и правила, оно выброшено из нормальной жизни государства, отмечает политолог Глеб Кузнецов: «Поэтому говорить о каких-то последствиях, в том числе и о влиянии на результаты выборов, рано. Все будет зависеть от того, сколько продлится эта чрезвычайная ситуация. Отмена этого режима во всех странах будет встречена всплеском оптимизма и надежд, но он не будет долговременным. Обычно подъем сменяется депрессией. Поэтому вопрос – как будут работать с этим подъемом власти, а это зависит от государственной политики».

Источник

Статья 3. Установление сроков и порядка проведения выборов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 3. Установление сроков и порядка проведения выборов

1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. В субъектах Российской Федерации или отдельных муниципальных образованиях, в которых не были назначены даты проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления за три месяца до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборы проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. В случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не приняты законы, устанавливающие порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то выборы проводятся:

4. Временные положения применяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также при назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления до принятия в субъектах Российской Федерации соответствующих законов.

5. В случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

6. Решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если:

в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству;

истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

7. Верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Участие прокурора в деле обязательно.

8. Дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления рассматриваются судом в течение десяти дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.

9. В решении суда указываются:

основания для назначения даты выборов, избирательная комиссия, которая должна ее назначить, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов;

нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы;

орган местного самоуправления или глава муниципального образования либо в соответствии с уставом муниципального образования иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, указанным судом, возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

10. Если законы субъекта Российской Федерации, принятые в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат норм, регулирующих порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в случае отсутствия правомочных представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то суд в своем решении может установить в качестве нормативного правового акта, на основании которого будут проводиться выборы, прилагаемое к настоящему Федеральному закону Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, или принять решение о применении отдельных его положений в дополнение к соответствующему закону субъекта Российской Федерации.

11. В случае совпадения даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления с датой выборов в органы государственной власти проведение указанных выборов может быть возложено на соответствующие территориальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти с использованием общих избирательных участков, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

12. Срок полномочий избираемых в соответствии с настоящим Федеральным законом депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления равен соответствующему сроку полномочий, установленному в уставе муниципального образования. Если устав муниципального образования не принят, не вступил в силу или если данным уставом не установлен срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то соответствующий срок полномочий определяется решением суда на основании нормативных правовых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы. Если в определенном судом нормативном правовом акте срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не установлен, то он определяется решением суда и составляет два года.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник

Первые выборы после карантина. Что важно знать

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Где и кого выбирают

13 сентября, в единый день голосования, пройдут выборы разных уровней в 83 регионах. В общей сложности запланировано более 9 тыс. выборов. В четырех одномандатных округах пройдут дополнительные выборы депутатов Госдумы, в 18 регионах — прямые выборы губернаторов, в девяти из них назначенные президентом врио губернаторов баллотируются на первый срок. Еще в двух регионах — в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах — главы будут избраны депутатами местного заксобрания.

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

Региональные парламенты будут избраны в 11 субъектах, а в 22 административных центрах избираются городские думы. Также пройдут выборы более мелких уровней (в органы местного самоуправления районов, городских округов и поселений).

Чем эти выборы отличаются от предыдущих

Это первые крупные кампании после внесения поправок в Конституцию и введения эпидемиологических ограничений.

В этом году голосование продлится три дня. Трехдневное голосование снимает неформальные ограничения на избыточную досрочку или надомное голосование, считает политолог Александр Пожалов. Эти ограничения должны были способствовать росту доверия оппозиции и наблюдателей к результатам выборов и их легитимности, отмечает он. Теперь же трехдневное голосование должно облегчить административную мобилизацию, считает он.

Трехдневное голосование создает трудности социологам и штабам для прогнозирования явки и исхода выборов в конкурентных кампаниях, рассуждает Пожалов. «Наверное, власти сейчас до конца не понимают, сколько «чужих» избирателей придут на выборы, которые проходят в течение нескольких дней, как это отразится на общей явке. В 2013 году, когда впервые в России ЕДГ проходил в начале сентября, после выборов в Москве и еще ряде регионов много говорили об «ошибках социологов» — тогда в конкурентных кампаниях социологи и властные штабы не смогли до конца моделировать явку на первых выборах в такое раннее время», — продолжает он.

На предстоящих губернаторских выборах главным отличием будет усилившийся прессинг на КПРФ, отмечает сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук. Компартия и так отказалась выдвигать кандидатов в двух регионах, но после этого еще в пяти ее кандидаты не были зарегистрированы, напоминает он. В итоге представители второй по силе партии страны будут участвовать лишь в 11 из 18 губернаторских кампаниях, резюмирует эксперт.

Растягивание голосования

21 июля Госдума приняла закон, позволяющий проводить выборы в течение нескольких дней (не более трех) в избирательных кампаниях любого уровня. Этот закон не распространяется на ближайший ЕДГ, так как был принят уже после того, как в регионах были назначены выборы.

Однако власти нашли способ уже в сентябре растянуть голосование на три дня. В мае в избирательное законодательство были внесены поправки, согласно которым ЦИК получила право устанавливать порядок и сроки голосования граждан «в целях создания условий для защиты их здоровья» и «создания максимального удобства». Согласно п. 16 ст. 65 закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», досрочное голосование на региональных и муниципальных выборах может проводиться в порядке и сроки, которые были установлены ЦИК до дня голосования, но не ранее чем за десять дней до дня голосования.

24 июля ЦИК приняла решение провести выборы в три дня: досрочное голосование пройдет 11 и 12 сентября, и основной день голосования — 13 сентября.

Какие регионы могут стать проблемными для Кремля

Регионов с ярко выраженной угрозой вторых туров в этом году нет, и, скорее всего, все кампании пройдут в один тур, говорят четыре близких к администрации президента источника. Однако есть ряд субъектов, где существуют риски и где при определенных обстоятельствах шансы на второй тур могут возрасти. В таких регионах «надо дуть на воду», следить за ситуацией особенно тщательно, поясняет один из собеседников РБК. К ним источники РБК относят Пензенскую и Ростовскую области (там действующие губернаторы избираются на очередные сроки), а также Иркутскую, Архангельскую области и Пермский край (врио глав регионов избираются на первый срок).

Проблема пензенского губернатора Ивана Белозерцева, который баллотируется на второй срок, в том, что он практически не занимался своим публичным имиджем и жители было мало информированы о его деятельности, говорит близкий к администрации президента источник. И это при том, что большинство обещаний, которые он давал, Белозерцев выполнил, добавляет собеседник. Но с того момента, как началась избирательная кампания, глава региона стал уделять своему публичному имиджу гораздо больше внимания, и ситуация выровнялась, уверен источник РБК.

В Ростовской области есть определенная усталость от губернатора Василия Голубева, который идет на третий срок, поясняют собеседники РБК.

Врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин не сумел до конца выстроить отношения с элитами, рассказывает один из источников. Многие до сих пор не забыли, какие он им создавал проблемы, когда возглавлял управление ФАС по Пермскому краю (в 2013 году Махонин был назначен главой управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС, в этой должности проработал до назначения врио губернатора в феврале этого года), уточняет он. Проблема также в том, что после назначения Махонина в регионе не велась последовательная работа по его публичной раскрутке, многие жители не знали, кто сейчас возглавляет край, что резко увеличивало риски на выборах, описывают проблемы пермского врио близкие к Кремлю источники. Именно поэтому в июле, в разгар кампании, Махонин вынужден был уволить своего главного политтехнолога — Алексея Трубецкого (Кошмарова), рассказывает один из собеседников РБК.

Какие регионы традиционно протестные

Архангельская и Иркутская области — традиционно протестные регионы, поэтому в Кремле их считают территориями с определенной степенью риска для кандидатов от власти, отмечает близкий к администрации президента источник. Архангельская область к тому же была «разогрета» протестами против строительства мусорного полигона на станции Шиес, а в Иркутской области под давлением Кремля в отставку вынужден был уйти губернатор-коммунист Сергей Левченко.

Но врио главы Архангельской области Александр Цыбульский уже объявил, что полигона в Шиесе не будет, и таким образом закрыл самую острую проблему, отмечает один из собеседников. Есть вероятность, что у Цыбульского будет невысокая поддержка среди жителей НАО из-за инициативы объединить округ с Архангельской областью, добавляет источник. Но по сравнению с численностью избирателей Архангельской области «удельный вес» голосов в НАО невелик, поэтому существенного влияния на результат Цыбульского не окажет, уверен собеседник РБК.

Архангельская область — потенциально проблемный регион для Кремля, считает политолог Ростислав Туровский. Протестные настроения там возникли задолго до Шиеса — по причине многолетней неэффективной работы целого ряда губернаторов, констатирует он. «[Врио главы региона Александр] Цыбульский смотрится неплохо, но ему сложно полностью изменить негативный настрой общества к региональной власти», — отмечает эксперт.

НАО, будучи самостоятельным регионом, в то же время входит в состав Архангельской области, поэтому его жители участвуют в голосовании по выборам архангельского губернатора. Цыбульский до своего назначения врио был главой НАО. В начале мая он и его сменщик Юрий Бездудный объявили о начале запуска процесса по объединению регионов. Это вызвало негативное отношение жителей НАО, и в конце месяца от идеи решено было отказаться. По итогам плебисцита по поправкам в Конституцию НАО оказался единственным регионом, где большинство проголосовали против поправок. В интервью РБК Бездудный заявил, что связывает результаты голосования «прежде всего с тем протестом, который был в последнее время сконцентрирован против объединения НАО с Архангельской областью».

В связи с чем предлагается провести выборы раньше

В Иркутской области риски для врио губернатора Игоря Кобзева связаны с высокой популярностью коммунистов и сложными внутриэлитными раскладами. Однако рейтинг Кобзева пошел в рост «и это всех радует», говорит один из близких к Кремлю источников.

Врио губернатора и кандидат от власти Игорь Кобзев, который баллотируется на выборах как самовыдвиженец, чтобы не раздражать избирателей брендом «Единой России», для региона не местный и «своим» за время кампании для избирателей не стал, говорит РБК местный юрист и технолог Владислав Шиндяев. Кроме того, на отношение к власти влияет и напряжение из-за эпидемии коронавируса и обида на федеральный центр за вынужденный уход избранного ими коммуниста Сергея Левченко, продолжает эксперт.

Потенциальные проблемы в заксобраниях

В «Единой России» считают, что во всех регионах, где в этом году пройдут выборы в заксобрания и гордумы, партия получит первое место по спискам и в совокупности сформирует большинство как за счет списочников, так и за счет одномандатников, рассказал РБК источник в руководстве «Единой России».
Однако есть некоторые риски и вызовы, в первую очередь это касается выборов в гордумы, в том числе по одномандатным округам, уточняет собеседник РБК. Городской электорат, как правило, более протестный, плюс в этом году много кампаний пройдет в региональных столицах с населением более 500 тыс. человек и городах-миллионниках, поясняет единоросс.

Риски для партии он видит в Новосибирске и Томске. В Новосибирске сильны позиции КПРФ — с 2014 года мэром города является коммунист Анатолий Локоть. В Ульяновске, Орле, Иваново и Владимире, где также сильны позиции коммунистов, в ряде округов могут выиграть представители КПРФ. В Астрахани хорошие позиции у справедливороссов, региональное отделение которых возглавляет популярный в регионе депутат Госдумы Олег Шеин.
Выборы в гордумы Астрахани, Владимира, Новосибирска и Ульяновска проходят полностью по одномандатным округам.

Возможны проблемы у единороссов на выборах в гордуму Смоленска из-за низкого уровня социального самочувствия жителей региона в целом, в регионе все кампании проходили напряженно для партии, говорит собеседник в руководстве «Единой России».

Среди выборов в заксобрания существуют некоторые риски в Коми, где в ряде районов рейтинг партии ниже, чем в целом по региону, что может сказаться на результатах голосования, уточняет собеседник РБК.

Среди потенциально проблемных для федерального центра выборов в региональные парламенты и гордумы опрошенные РБК эксперты называют Новосибирск, где за места в гордуму будут бороться представители «Единой России», КПРФ и команды Алексея Навального под руководством Сергея Бойко.

На довыборах в Госдуму по 194 округу в Ярославской области хоккеист Андрей Коваленко, который баллотируется от «Единой России», может проиграть бывшему губернатору региона Анатолию Лисицыну, выдвинутому «Справедливой Россией», считают два других собеседника РБК в партии власти.

Что может повлиять на результаты голосования

В 2018 году, вопреки прогнозам близких к Кремлю технологов, в Приморье после двух туров голосования пришлось проводить перевыборы с новым кандидатом от власти Олегом Кожемяко, в Хабаровском крае и Владимирской области победили изначально «технические» кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал и Владимир Сипягин, в Хакасии — кандидат от КПРФ Валентин Коновалов.

Но в отличие от проблемного для власти 2018 года сейчас нет сильной федеральной темы, которая крайне эмоционально и негативно воспринимается россиянами и может привести к тому, что избиратели воспользуются выборами в регионах для демонстрации своего эмоционального протеста против федеральной политики, считает Пожалов.

Тогда такой темой была пенсионная реформа, и она обрушила рейтинги власти и особенно «Единой России» на многих региональных выборах, уверен он. В этом же году основные федеральные потрясения, такие как острая фаза экономического кризиса, жесткий карантин из-за коронавируса, эмоционально окрашенная кампания по изменению Конституции, случились в начале лета — и негативно настроенные избиратели могли выразить свое недовольство по федеральным событиям именно на федеральном голосовании по поправкам в Конституцию в июле, рассуждает он.

Для выборов в большинстве регионов преобладающей будет местная социально-экономическая повестка, как и должно быть в таких кампаниях, делает вывод Пожалов. Однако фоном для региональных выборов являются социально-экологические и политические протесты в таких регионах, как Башкирия и Хабаровский край, а также протесты на тему «нечестных выборов» и «несменяемости власти» в Белоруссии. В ряде регионов эти события могут как поспособствовать росту протестной явки, так и, наоборот, мобилизовать лоялистов или охладить пыл недовольных, замечает он.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *