В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем что ответ
Несколько слов об одарённости
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять егов экстремальной ситуации.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети. Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:
Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
Предоставление большей самостоятельности.
Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах
Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Творческое развитие вашего ребенка. Советы Дэвида Льюиса








Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Креативность
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, к
асающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей так же имеются свои минусы. Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя [10, с. 15-16].
3. Креативность или шизофрения?
Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи.
Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей и шизофреников (или людей с шизоидными симптомами). Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. И шизофреники, и креативные индивиды способны использовать периферическую информацию в качестве источника креативных идей благодаря, предположительно, расфокусированности их внимания.
Г.Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности — так называемом психотизме (этим конструктом Айзенк обозначает нестандартность поведения в общем смысле слова). Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности — у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень — к высокой креативности.
Над этим фактом стоит задуматься, поскольку длительные измерения креативности по тестам на дивергентное мышление привели В.Н. Дружинина к такому же выводу. Он советует ориентироваться при оценке креативности именно на средние показатели.
Гилфорд первоначально включал в структуру креативности, помимо дивергентного мышления, способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.
Иными словами, дивергентное мышление, выделенное Гилфордом, не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью. М. Воллах, один из наиболее авторитетных исследователей креативности 60-х гг., показал, что интеллектуальные тесты довольно слабо связаны с креативными достижениями и совсем не связаны при высоких показателях.
Соединение креативности и интеллекта в единый фактор при средних значениях М. Воллах и Н. Коган объяснили использованием в тестах интеллекта и креативности аналогичного тестового материала (словесного, пространственного и пр.). Используя игровую форму тестирования креативности без ограничения времени ответа и при снятии фактора соревнования между испытуемыми, они получили корреляцию между баллами по интеллектуальным тестам и креативностью, близкую к нулю.
Среди учащихся 11—12 лет были выявлены четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем: 1) дети с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок; 2) дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой; 3) дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией; 4) дети с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что соотношение уровня процессов креативности и интеллекта влияет на личностные качества и способы адаптации [11].
Американскими психологами проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности и интеллектуальности. Это, прежде всего, работы самого Гилфорда, который считал, что интеллектуальные способности в своем развитии ведут к креативности.
П. Торренс в своих экспериментах получил определенную корреляцию между показателями IQ и креативности, но считал, что она не настолько высока, чтобы судить о креативности по тестам интеллекта: в его экспериментах 2/3 креативных испытуемых «выпали» при тестировании интеллектуальности. К. Тейлор и Д. Холанд установили, что интеллектуальность и креативность неразличимы, пришли к выводу о том, что креативность — «особая точка» индивидуальных свойств, которая не бывает независимой от общей интеллектуальности. Р. Марч, М. Эдвардс, Т. Хазан получили высокую корреляцию IQ и креативности — в их исследованиях это оказались почти сходные способности. А Дж. Гетцельс, П. Джексон, Ж. Флешер и другие исследователи пришли к выводу о том, что креативность независима от интеллекта, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкую креативность; однако самые яркие креативные испытуемые имели достаточно высокий IQ.
Отличительные особенности одаренных детей
Принципы работы с одаренными детьми, а также планирование работы учителя ИЯ сталантливыми детьми при изучении ангийского языка.
Содержимое разработки
Отличительные особенности одаренных детей
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.
Принципы работы с одаренными детьми
дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
3. Повышение качества образования.
1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем.
5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:
Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Самая обычная ситуация: рождается ребёнок. Вот он родился, растёт. Вот ему два годика, три… четыре.
Вдруг родители, другие родственники, окружающие, воспитатели в детском саду начинают замечать нечто особенное, странное, необычное для детей такого возраста. Ребёнок рассуждает, мыслит категориями, не свойственными детям его возраста, вместо того чтобы быть «почемучкой», задавать множество «детских» вопросов, он хочет говорить с родителями о «взрослых» вещах и на «взрослые» темы, например «Почему человек не бережёт природу», «Откуда мы произошли», «Кто такой Бог и что такое справедливость»…
Ребёнок оперирует понятиями, не характерными для детей такого возраста, причём значение этих понятий он понимает довольно отчётливо.
Другие варианты: ребёнок уже в два-три года стремится во что бы то ни стало овладеть чтением и/или письмом, а потом, получив необходимые знания, начинает применять их: читает книги, не предназначенные для детей данного возраста, пишет «взрослые», глубокие, серьёзные стихи.
Ребёнок слишком усидчив, ответственен, увлечён каким-то одним занятием в течение долгого времени, не играет со сверстниками, ему с ними скучно, он тянется к ребятам постарше. Либо, как вариант, родители замечают, что ребёнок очень хорошо, успешно делает что-то (играет на музыкальном инструменте, рисует, решает сложные математические задачи), но уделяет мало внимания или не уделяет совсем, например, подвижным играм, куклам, машинкам (игрушкам вообще). Иными словами, родители понимают, что их малыш не такой, как все, необычный, особенный – он одарённый.
Как же помочь родителям и учителям?
Отличительные особенности одаренных детей
их отличает высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;
моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
зрение еще нестабильно;
они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
могут следить за несколькими процессами одновременно и активно исследуют все окружающее;
способны воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;
у них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;
предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше уже готовое решение;
повышенные математические способности в вычислении и логике;
способны концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
у них обостренное чувство справедливости, они остро реагируют на несправедливость и предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывают образы братьев и сестер, друзей и врагов;
хорошо развито чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
им недостает энергетического баланса – они нетерпеливы и порывисты;
для них характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять егов экстремальной ситуации.
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:
Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
Предоставление большей самостоятельности.
Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах
Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Дело в том, что для учебной деятельности важнее оказывается преимущественно конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важно дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов.
Если говорить образно, то шаблонное мышление – это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы, нешаблонное – попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вырытую наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее рытье. С другой стороны, держат обязательства перед социумом идти по выбранному пути.
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
Алгоритм отчета о работе учителя с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
1.Как вы понимаете термин «Способный (одаренный ) ученик?
2.Какое содержание вы вкладываете в понятие «базовый компонент»? Качество выполнения, причины отставания.
3.Как базовый компонент выделен вами в учебной программе?
4.Как вы выделяете детей с повышенными учебными способностями?
5.Какая работа проведена вами по организации деятельности учащихся с повышенными учебными способностями на уроке и во внеурочное время?
6.Участие ваших учащихся на олимпиадах (школьных, районных, городских), количество учащихся, занимаемые места.
7.Как проходит отбор и организация по подготовке к участию в олимпиадах?
8.Как организована ваша деятельность по развитию учебных способностей учащихся и познавательного интереса по предмету?
9.Ваши предложения по организации работы в школе с учащимися, имеющими повышенные способности.
• на каждом уроке задействовать интеллектуальный и творческий потенциал одаренного ребенка
• Развитие инициативы ребенка через организацию ярмарки ученических идей (а не только организация мероприятий по инициативе самого учителя/ воспитателя)
• Создание ситуаций проявления творческого потенциала одаренной личности на уроках и вне уроков
• Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника
• Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
• Использование данных полученных в ходе мониторинга творческого развития для более полного раскрытия одаренности ребенка
• Направление познавательной активности ребенка на формирование устойчивых моральных качеств.
• Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося.
Рекомендации по работе с одаренными детьми
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
Быть доброжелательным и чутким;
уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
Обладать чувством юмора;
Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
Стимулировать когнитивные способности учащихся.
Рекомендации для учителей
при работе с одаренными детьми:
Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
