В воду мечу что это значит
Значение слова мечу
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
мечешь. Наст. вр. от метать 1.
метишь. Наст. вр. от метить 1.
метишь. Наст: вр. от метить 2.
Примеры употребления слова мечу в литературе.
Дел снова склонилась в унизительном поклоне мечу, я увидел как неровное дыхание поднимало пыль под ее лицом.
Дел плавно потянулась к мечу и с тихим шипением Бореал выскользнула из ножен.
И я готов поклясться, что она несет вину с достоинством, как и полагается настоящей ан-истойя, воздавая должное уважение ее школе, ее мечу, ее ан-кайдину.
Свет стекал по мечу как вода, задерживаясь в путанице рун, которые я знал теперь так же хорошо, как и свою яватму.
Рука Джулии метнулась было к мечу, но узнав стражника, она расслабилась.
Он сделал пробную попытку потянуться к мечу, но остановился, осознав, что с полсотни хорошо вооруженных гоблинов пристально смотрят на него,.
Артур в Лондоне, приехал туда один рыцарь и поведал королю о том, что король Риенс, правивший в Северном Уэльсе, собрал великое множество людей, вторгся в его земли и предает огню и мечу верных подданных короля.
Бомейн такие ее речи, он собрал всю свою могучую силу, вскочил на ноги, проворно прыгнул к своему мечу, схватил его, сжал в руке и, повернувшись, бросился на красного Рыцаря, и возобновили они свой смертный бой.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: mechu
Задом наперед читается как: учем
Мечу состоит из 4 букв
Предание о блаженной Параскеве.
Царь Петр
Сели они на одноколку и поехали. Дорогой стал царь мужичка распрашивать: «Далече ль, мужичок, бывал?» — «Кое-куда бывал, сударь». — «А видал ли царя?» — «Царя не видал, а надо б посмотреть: согласился бы и помереть». — «Так смотри: в степях царь будет». — «А как я царя узнаю?» — «Все будут без шапок бегать: один царь в шапке». Как приехали в степь, увидели люди царя, все шапки под пазухи, бегом бегают. А мужик ширит глаза: двое стоят в шапках; и спрашивает: «Кто же царь?» Говорит ему Петр Алексеевич: «Видно, кто-нибудь из нас царь!»
«Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». Изд. 2, т. 2. М., 1910, с. 368, № 153. Записано П. И. Рыбниковым в 1860 г. от лодочника на р. Шале (Водле) в Заонежье.
Суворов и солдаты
— Ты мне не давай много есть!
— Да как же я могу не давать есть вам, ваше высокопревосходительство!
— А ты только скажи: «Суворов не велел».
И вот раз Суворов сел обедать. Есть очень захотел. Денщик видит, что Суворов уж достаточно покушал, и говорит:
— Нельзя больше, ваше высокопревосходительство!
— А-а Суворов… Тогда не буду.
Часов не любил. Говорил:
— Все часы врут: одни отстают, а другие вперед бегут. А вотпетух… Он время знает…
И когда надо, если петуха нет, сам петухом запоет.
Пойдет ночью часовых проверять. Подходит к одному:
— Здравия желаю, ваше высокопревосходительство!
— А скажи, братец, сколько звезд на небе?
Солдат посмотрел на небо и говорит:
— Сейчас сосчитаю! – И давай считать: «Раз, два, три, четыре, пять».
— Хорошо, братец, я вижу, что ты можешь сосчитать.
Подходит к другому часовому:
— Здравия желаю, ваше высокопревосходительство!
— Скажи, братец, сколько от земли до луны верст?
-Два суворовских перехода, ваше высокопревосходительство!
Записано в г. Челябинске в 1947 г. со слов А.С. Свинцова, уроженца г. Челны бывш. Симбирской губернии.
О разбойнике Кудеяре.
Вот где Битюг, там около Битюга царская дорога шла на Бобров. Там ходили обозы, ездили купцы, и на этой дороге выходили разбойники, которыми, вроде, руководил Кудеяр. Лес специально назывался Лыгина Яруга, где у них было, так сказать, стартовое. Довели они до того всех этих проезжающих, что специально были выделены солдаты, сколько там, рата, я врать не буду. Ну, короче говоря, они этих разбойников прижали, окружили, деваться было некуда. И вот уже Кудеяру деваться было некуда и он на лодку погрузил все золото и на ней стал переплавляться в сторону, чтобы уйти в лес. Там есть озеро, называется Савушкино. Щас оно почти пересохло. А раньше оно было большое озеро и широкое. И вот, когда он переправлялся, и то ли в его лодку попали, то ли она у него оказалась худая, в общем, эта лодка затонула. Кудеяр убежал, лодка затонула и вон там этот клад до сего времени и лежит, где-то там, на дне этого озера.
Записано в с. Чесменка Бобровского р-она Воронежской обл. от Забродина Александра Александровича 1927г. р, в 2001 г.
4. Село Боровое Новоусманского района.
Боровое – старинное село, расположенное на левом берегу реки Усманки. Несколько веков назад являлось довольно крупным поселением, в котором жили большей частью казаки и атаманы. Названо это село по особенностям местности. Река, протекающая до этого по открытым полянам, вступает здесь в густой сосновый лес, бор.
Записано в с. Новая Ольшанка Нижнедевицкого р-на от Гончаровой Прасковьи Яковлевны 1922 г.р. в 1997 г.
Село Сухой Донец Богучарского района.
Название села Сухой Донец связано с рекой Дон. Рядом с этим селом находится старое высохшее русло Дона. Весной, когда Дон разливается, это русло заполняется водой.
Отсюда и пошло название села Сухой Донец.
Записано в с. Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Пешеновой А.В. в 1998 г.
Село Краснополье Воробьёвского района.
Ранее на месте села Краснополье были выселки. Старые люди рассказывают, что сюда выселяли людей и здесь они поселялись и тут жили. Считается, что красное поле от маков. Было очень много маков. А жителей выселяли из Никольского (всех, кого раскулачивали, выселяли в Краснополье). Прежде было пустое поле, поросшее маками. Люди, поселившиеся здесь, уничтожили маки и обнаружили плодородную землю и чистые родники. Была здесь и своя церковь, позже превращённая в школу. Церковь носила название святой Троицы. Селу около двухсот тридцати лет.
Записано в с. Краснополье Воробьёвского р-на Воронежской обл. от Радюнкиной Р.П. 1946 г.р., в 2001 г.
Село Братки Терновского района.
Говорят, что первыми поселенцами в Братках были преследуемые московскими царями выходцы из Москвы, два брата. О том, что они были из Москвы, свидетельствует сохранившееся до сих пор прозвище Москвичёвы.
Записано в с. Братки Терновского р-на Воронежской обл. от Щербакова Петра Васильевича. в 1979 г.
У нас в церкви Иверская Божья Мать, эта, наверно, в год три раза плакала. Вот слёзы у неё прям. Она деревянная, а у ней слёзы. И вот она с дитём сидить. И слёзы. Это она один год тока три раза. Ещё батюшки не было, а Гриша открыл сам, двое их зашло, и она мироточила. Брали на ватку, мазали себе, у кого руки болять.
Записано от Долгих В.М., 1946 г.р., уроженки с. В. Байгора, в с. Н. Байгора Верхнехавского р-на студентками 1 к. Ворониной О. и Золотарёвой И. 4 07. 2008 г.
Предание о блаженной Параскеве.
В Козловке жила блаженная Параскева. Такие люди постоянно молятся, молитва согревает их. Она всегда ходила босиком. Когда Параскева стояла на снегу, от её ног валил пар – настолько сильна молитва.
Таким людям известно, что будет. К Параскеве приходили и спрашивали, жив ли человек, вернётся ли с войны. Она могла молча лечь на лавку в позу усопшего.
Записано от матушки Ирины из х. Израйского Эртильского р-на в 2005г.
О Николае Угоднике
Записано со слов Чебановой Надежды Павловны 1933 г.р. с. Титаревке Кантемировского р-на в 1997 г.
О ведьме
Один мужик ночью вышел во двор, а там свинья мечется. Он ей вилами в голову попал, и свинья исчезла. А на утро к соседке пошел, а она лежит с перевязанной головой. А через три дни померла.
Записано в с. Песковатка Бобровского р-на Воронежской обл.
от Тимашовой Екатерины Григорьевны, 1922 г.р. в 2002 г.
Записано в г.Бутурлиновка Бутурлиновского р-на Воронежской обл.
от Гайворонской О.Г., 1957 г.р. в 2001 г.
О домовом
Бабушка Нина рассказывала, что однажды поздно ночью, около 12-ти часов, она кормила своего маленького сына. Было очень тихо в доме, и через некоторое время в трубе печки что-то очень сильно загремело. Бабушка Нина спросила: «К худу или к добру?» А ей хриплым голосом ответили три раза: «К худу, к худу, к худу. » И через четыре дня у нее тяжело заболел муж и в скором времени умер!
Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Казьминой Н. М., 1931 г. р. в 2004 г. АКТЛФ
— А велика ли у тебя семья? — У меня семьи два сына да две дочери. — Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь? — А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу. Как это понимать?
9 ответов 9
Русская народная сказка Пётр 1 и мужик
Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
— Божья помощь, мужик!
— И то мне нужна божья помощь.
— А велика ли у тебя семья?
— У меня семьи два сына да две дочери.
— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?
— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей ращу.
— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
— Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
— Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
— Ну, дорого стоит, так я заплачу.
— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал по дороге царь мужика спрашивать:
— Далече ли ты, мужичок, бывал?
— Царя не видал, а надо бы посмотреть.
— Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.
— Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
Говорит ему Петр Алексеевич:
— Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь.
Жили были два брата монаха. Поп Семен и Калистрат.
Надумал Царь Пётр ребенка крестить, и позвал Семёна. А Семён пьяный, лыка не вяжет. Рассердился Пётр и говорит:
— Голова твоя с плеч, если к завтрему дню не протрезвеешь, и не ответишь на три моих вопроса:
Решил Калистрат, не завтра, вместо брата ответ держать.
— Стоишь ты, твоё императорское величество, 29 серебрянников.
— Христа продали за 30 серебрянников, он Небесный царь, а ты, всё же земной, а значит стоишь чуть меньше..
— Ты, Величество думаешь, что я поп Семён, а я Калистрат.
Красивая Мечь-Меча. Ещё о ней
С удовольствием прочитала стихи и очерк о реке с поэтическим и немного таинственным названием (http://www.stihi.ru/2018/12/07/4474). А вот легенды и поверья про неё.
Писатель пушкинской поры Николай Филиппович Павлов. Очарованный Помеченьем, он писал:
«Много рек рассекают необъятную Россию. а ни у одной нет столько поэзии в названии, как у реки, которая протекает по Тульской губернии от северо-запада к юго-востоку. Пробив землю неугомонным ключом, она явилась на свет в Богородицком уезде, прорезала себе путь через Ефремовский и видно, с каким усилием рвалась между гор, металась от скалы к скале, чтоб наконец добраться до Дона.
Красивая Мечь прозвал ее народ. В том месте, где она выгибается наподобие рога и где стоит село Изрог, сохранилось до сих пор темное предание о приключении, от которого будто бы произошло это поэтическое имя.
Студеная, прозрачная река течет также быстро, извивается также неправильно, как летает над нею ласточка, беспокоясь о приближении тучи. Высокий тростник шумит по ее заливам. Круты, отвесны берега ее. По ним тянутся леса, кое-где возвышаются курганы, надгробные памятники безымянных людей и кое-где мелькают разноцветные скалы: то бледные, то голубые, то желтые.
Тут дико глядит природа и когда осень, обрывая деревья, подергивает зелень краскою смерти, тут приятно смотреть на орла, как он, опустясь на прибрежную вершину, сидит спокойный с чувством своей царственной силы. Река красивая, река живописная, очаровательная Мечь. В иную минуту ее небо примешь за небо Швейцарии!
Далее от берегов за лесами, за курганами открывается обширный горизонт: деревни, поля, рощи. Картина более игривая, более суетная. На ней жизнь, труды, пот человека, и чтоб эта жизнь, эти труды не показались горькими, на нее должно любоваться не осенью, а при блистательном солнце лета, в летний полдень, в летнее утро. «
Происхождение слова Меча (местные произносят МечА).
Ме;ча, Краси;вая Ме;ча — правый приток Дона; по мнению Соболевского («Slavia» 5, 448), от *мечька «медведица» (см. ме;чка), что сомнительно.
Река Красивая Меча получила такое название в 8 веке. Раньше она не имела эпитета «красивая».
Есть другая река Меча, приток реки Вожа, впадающий в среднюю Оку. Вот с этой Мечи и принесли название реки в наш край переселенцы с севера, что могло случиться не раньше 8 века.
Действительно, к этому времени относятся следы пребывания на Мече восточнославянского племени, вероятно, вятичей.
Название реки Меча объясняют с языка балтийской группы финно-угорских языков, в которой слово «метьс» значит лес.
Читаем в книге Россия, том 2-й,вышедшей в 1902 году под редакцией В.П. Семенова:
«Ниже Ефремова берега Красивой Мечи, долина которой глубоко врезана в возвышенную площадь Ефремовского, а затем Лебедянского уездов, на всем протяжении ее извилистого течения необыкновенно красивы и живописны, вполне оправдывая исконное название этой реки.
Вообще эта часть плодороднейшего из черноземных уездов Тульской губернии прилучшим местностям рассматриваемой области».
Вот какие стихи Красной Мече посвятила Маргарита Алигер:
Не затем ли Меча кружит
Нашим лугом и селом,
Что прощается и тужит
О девичестве своем.
Отражая луг и поле,
Плоскодонку, взмах весла,
Синий цвет девичьей воли
Меча Дону принесла.
И во всем ему перечила,
Несогласная с судьбой,
И в Дону осталась Меча
Ледяной и голубой.
И старинная дорога, идущая из Воронежа на Москву нигде не обойдет Красивую Мечу. Если вы поедете по ней на машине, то пересечете нашу степную красавицу три раза: в Ефремове, во Фроловке Кадкой, в Доробино!
Красота реки нас завораживала, и мы забыли о второй части названия.
А село Сергиевское даже имеет второе название Каменный Верх. Географические особенности местности подтверждают правильность объяснения названия Меча от угро-финского слова.
Среди бескрайних хлебных нив, через многочисленные селения кружит вьюном и пробирается к Дону река с необычным названием Красивая Меча.
И действительно о происхождении названия реки существую много легенд и поверий.
Итак, начнем.
Есть легенда о том, как после поражения на Куликовом поле Мамай, спасая свою голову, переправлялся с телохранителями у Гусиного брода через безымянную речку и обронил в воду меч. Непростой был меч — изукрашенный драгоценными камнями, чеканным гербом. В другой раз не оставил бы хан меча на дне реки, велел бы слугам достать его. Но было не до меча. Так и остался он на дне, сколько искали потом — не нашли. Реку нарекли с той поры Красивой Мечей.
Что касается медведей, то на Мече слышали о них по крайней мере уже лет двести. Зато зайцев и перепелов видел я по дороге от Лебедяни к Троекурову несметное число, и почти все они непуганые, с любопытством поглядывают на редких путников. Хоть и много развелось в наше время охотников, до Мечи они не добрались.
Кувшинку называют северным лотосом.
На Мече ее именуют проще: нимфой.
На ночь цветы закрываются, а утром по ним можно сверять время.
Закрываются они и в ненастье: в чашечке воздух теплее, чем вокруг.
Меча — река недлинная, но с характером, то и дело кружит и, пока минует деревушку, раза три обернется.
И повсюду на берегах — анютины глазки. Самый известный в здешних краях цветок.
Про него расскажут вам легенду, она тоже восходит к Куликовской битве.
Проводила будто бы в грозный год девушка Анютка милого в поход, долго ждала его и не знала, что злая стрела мамаева подстерегла храброго витязя, насмерть сразила его вдали от родных мест. Ветры буйные шумели над могилой ратника, цветы вырастали вокруг, и светились они взором ласковым сквозь тьму непроглядную, будто глазки анютины. Чудная легенда.
Берега реки Красивой Мечи очень живописны и интересны, отсюда и столько разных легенд и сказаний.
Впрочем, вся долина Мечи – край, где легенды переплетаются с былью.
В воду мечу что это значит
Смотреть что такое «мечу» в других словарях:
мечу — 1. МЕЧУ, мечешь. наст. вр. от метать1. 2. МЕЧУ1, метишь. наст. вр. от метить1. 3. МЕЧУ2, метишь. наст. вр. от метить2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
мечу — 1. МЕЧУ, мечешь. наст. вр. от метать1. 2. МЕЧУ1, метишь. наст. вр. от метить1. 3. МЕЧУ2, метишь. наст. вр. от метить2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Предавать огню и мечу — кого, что. ПРЕДАТЬ ОГНЮ И МЕЧУ кого, что. Книжн. Высок. Беспощадно разорять, уничтожая и сжигая всё. О земле, стране и её народе. Теперь перед воеводами была задача разбить войско на небольшие отряды, чтобы они разошлись по прирубежной полосе… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Предать огню и мечу — ПРЕДАВАТЬ ОГНЮ И МЕЧУ кого, что. ПРЕДАТЬ ОГНЮ И МЕЧУ кого, что. Книжн. Высок. Беспощадно разорять, уничтожая и сжигая всё. О земле, стране и её народе. Теперь перед воеводами была задача разбить войско на небольшие отряды, чтобы они разошлись по… … Фразеологический словарь русского литературного языка
кому венец: мечу иль крику? — Ваш буйный шум и хриплый крик Смутили ль русского владыку? Кому венец: мечу иль крику? А.С. Пушкин. Бород. годовщина … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
предававший огню и мечу — прил., кол во синонимов: 5 • зоривший (10) • опустошавший (12) • пустошивший (6) … Словарь синонимов
предавший огню и мечу — прил., кол во синонимов: 4 • опустошивший (9) • разоривший (35) • разоривший до тла … Словарь синонимов
предать огню и мечу — разорить, разорить до тла, опустошить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Предавать/ предать мечу — кого. Книжн. Устар. Уничтожать в бою, покорять кого л. БМС 1998, 377 … Большой словарь русских поговорок




