Прощай, Мастер! Государственный академический русский драматический театр Узбекистана выражает глубокое соболезнование родным и близким, всему театральному сообществу Узбекистана по поводу кончины Народного артиста Узбекистана, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Баходира Турсуновича Юлдашева.
Уход Баходира Юлдашева – огромная потеря и невосполнимая утрата для всего искусства Узбекистана. Его творчество – одна из составляющих нашего генетического кода, нашей души. Без «Бунта невесток» («Келинлар қўзғолони», Саид Ахмад) или «Искандер» (Алишер Навои) мы точно были бы другие, а может немного – хуже, чем есть.
Говорят, что спектакль – самое недолговечное из искусств. Но Баходир Юлдашев сумел доказать обратное. Спектакль «Бунт невесток» («Келинлар қўзғолони», Саид Ахмад) был показан более 1000 раз (. ) Ученик известного режиссера Тошходжа Ходжаева и Товстоногова он был самым молодым главным режиссером Узбекского Академического драматического театра им.Хамзы в постсоветском пространстве в 70-е годы прошлого века.
Талантливые работы Баходира Йулдашева «Разбойники» (Шиллер), «Живой труп» (Л.Толстой), «Абу Али ибн Сино», «Беруний», «Зебуннисо» (Уйгун), «Бунт невесток» (Саид Ахмад), «Звездные ночи» (Пиримкул Кадыров) и другие обогатили палитру отечественного театрального искусства, стали ярким, уникальным явлением в культурной жизни Узбекистана.
Работая Художественным руководителем Узбекского драматического театра им. А.Хидоятова поставил ряд спектаклей. “Проделки Майсары” (Хамза), “Фармонбиби аразлади” (“Фармонбиби обиделась”), “Тайны паранджи”, “Черный пояс”, “Искандер”, “Фиридун”, “Нодирабегим”, “Шелковый путь” имели огромный успех во многих Межународных театральных фестивалях.
Баходир Юлдашев считается одним из основоположников площадных театрализованных мероприятий современного театрального искусства Узбекистана. С начала 90-х годов режиссер-постановщик праздничных мероприятий, посвященных различным датам в стране: «Юбилей Улугбека» (1994), «Навруз» (1995), «Юбилей Амира Темур» (1996, Регистан); торжественные мероприятия, посвященные Дню Независимости Республики Узбекистан, Международному музыкальному фестивалю в Самарканде «Шарк тароналари».
Баходир Юлдашев навсегда останется примером мудрости, оптимизма и безграничной преданности своей профессии.
Ушёл из жизни народный артист Узбекистана, художественный руководитель театра-студии «Дийдор» Баходыр Юлдашев. Он также был режиссёром-постановщиком крупных культурных мероприятий и фестивалей, в том числе «Шарк тароналари».
В возрасте 75 лет скончался народный артист Узбекистана, художественный руководитель театра-студии «Дийдор» Баходыр Турсунович Юлдашев, сообщила пресс-служба Агентства кинематографии Узбекистана.
Баходир Юлдашев родился 7 сентября 1945 года в Каттакургане (Самаркандская область Узбекской ССР) в семье актёров Ширин Мелиевой и Турсуна Юлдашева.
Он является выпускником режиссерского отделения Ташкентского театрально-художественного института (1970), стажировался в Большом драматическом театре у Георгия Александровича Товстоногова.
Работал ассистентом рёжиссера (1968−1970), режиссёром (1970−1974), главным режиссёром (1974−1984) Узбекского академического театра имени Хамзы.
С 1984 года работал главным режиссером театра «Еш гвардия» (Молодая гвардия), переименованного в театр имени А. Хидоятова, а потом в Узбекский драматический театр им. Аброра Хидоятова.
Баходир Юлдашев стал художественным руководителем театра-студии «Дийдор», где учатся основам театрального искусства многие будущие мастера узбекского искусства.
Он работал режиссёром-постановщиком праздничных шоу, посвященных различным датам в стране: «Юбилей Улугбека» (1994), «Навруз» (1995), «Амир Темур Юбилей» (1996, Регистан); торжественные мероприятия, посвященные Дню независимости, Международному музыкальному фестивалю в Самарканде «Шарк тароналари».
В качестве актёра принял участие в фильмах «Огненные дороги», «Встреча у высоких снегов», «Золотое руно», «Долгое эхо в горах», «Алмазный пояс», «Горечь падения», «Великан и коротышка», «Шаги» и другие.
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1979), народный артист Узбекистана (1995).
В возрасте 75 лет скончался советский и узбекский актер Баходыр Юлдашев.
На 76-м году ушел из жизни советский и узбекский актер и режиссер Баходыр Юлдашев.
Баходыр Турсунович Юлдашев (Bahodir Yo’ldoshev) родился 7 сентября 1945 года в городе Каттакурган (Самаркандская область Узбекской ССР) в семье актеров Ширин Мелиевой и Турсуна Юлдашева.
В 1970 году окончил режиссерское отделение Ташкентского театрально-художественного института. Стажировался в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова.
Ассистент режиссера (1968—1970), режиссер (1970—1974), главный режиссёр (1974—1984) Узбекского академического театра имени Хамзы. С 1984 года работал главным режиссером театра «Еш гвардия» (Молодая гвардия), переименованного в театр имени А. Хидоятова, а потом в Узбекский драматический театр им. Аброра Хидоятова.
Художественный руководитель театра-студии «Дийдор».
Снимался в кино. Известен по работам в фильмах «Когда остановилась мельница» (Гаиб), «Встреча у высоких снегов» (Мухтаров), «Огненные дороги» (Алчинбек, друг Хамзы), «Долгое эхо в горах» (Умаркул), «Золотое руно» (Куркмас), «Охота на дракона» (Карлос), «Алмазный пояс» (Шерзод), «Горечь падения» (Усманов) и др.
Режиссер-постановщик праздничных шоу, посвященных различным датам в стране: «Юбилей Улугбека» (1994), «Навруз» (1995), «Амир Темур Юбилей» (1996, Регистан); торжественные мероприятия, посвященные Дню независимости, Международному музыкальному фестивалю в Самарканде «Шарк тароналари».
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1979).
Ушел из жизни актер театра и кино, режиссер Баходыр Юлдашев
На 76-м году жизни скончался известный узбекский и советский актер театра и кино, режиссер Баходыр Юлдашев.
Об этом говорится в сообщении Агентства кинематографии Узбекистана.
Баходыр Юлдашев родился 7 сентября 1945 года в Каттакургане (Самаркандская область) в семье актеров Ширин Мелиевой и Турсуна Юлдашева. Он является заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР (1979), народным артистом Узбекистана (1995). Юлдашев окончил Ташкентский институт, стажировался в Большом драматическом театре в у Георгия Товстоногова. Когда Баходыра Юлдашева в 1974 году назначили главным режиссером академического театра имени Хамзы, ему было 28 лет. В 1983 он создал Республиканский театр сатиры имени Каххара, став его художественным руководителем. С 1984 года работал главным режиссером театра «Еш гвардия» (Молодая гвардия), позже переименованного в театр имени Хидоятова, а потом — в Узбекский драматический театр. Он также был худруком «Дийдор», где учились основам театрального искусства многие будущие мастера узбекского искусства.
Юлдашев также известен, как праздничных шоу, посвященных различным праздничным датам Узбекистана: «Юбилей Улугбека» (1994), «Навруз» (1995), «Юбилей Амира Темура» (1996, Регистан), торжественные мероприятия, посвященные Дню независимости, Международному музыкальному фестивалю в Самарканде «Шарк тароналари».
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
sklyarevskiy
На песню “Ю” в исполнении группа “Танцы Минус” вы выпустили оригинальный клип. Было заметно, что съемки проводились в Хорезме. Говорят, что во время съёмок вы предложили им некую идею, которая была серьёзно трансформирована в процессе съёмок.Баходир Юлдашев: «Это тоже один из удачных клипов. Во время съёмок клипа, идея в принципе осталось прежней – мы обратились к истории о Моисее, о сорокалетних скитаниях евреев по пустыни. Просто во время съемок, как и положено, приходило множество идей, и, соответственно, клип немного трансформировался. Съёмки проходили при участии настоящих тушканчиков и парящих в небе орлов. Несмотря на жуткий холод (всего 3 градуса тепла), ветер и ледяной песок, В.Петкун стойко перенёс съёмочный процесс. После завершения клипа он сразу же вышел на экраны MTV. Вот что говорит сам Вячеслав Петкун, солист группы «Танцы минус»: «Этот замечательный клип на песню “Ю” группы «Танцы Минус» был снят в пустыне, под Хивой (древний азиатский город, которому недавно исполнилось 2500 лет). Решение о съёмках мы приняли довольно быстро, буквально в течение 3 дней. Известный узбекский режиссёр-клипмейкер Бахадир Юлдашев предложил нам идею, которая стала основой клипа». «Я хочу, чтобы к этому клипу все отнеслись с иронией. Потому что мне неприятно смотреть на то, как политики, деятели культуры рассуждают буквально обо всём через призму национальной и религиозной принадлежности человека, давным-давно пора уже относиться друг к другу с общечеловеческих позиций и с общечеловеческих понятий. А не с точки зрения у кого, какая вера и национальность.
Расскажите о Вашем сотрудничестве с Леонидом Агутиным.Баходир Юлдашев: «С Лёней Агутиным нас познакомил мой близкий друг, продюсер Евгений Орлов, после того как я снял для его группы «Отпетые мошенники» и «А-Студио» клип «Сердцем к сердцу». Евгений остался очень доволен клипом, вот он и решил меня познакомить с великолепным музыкантом и профи своего дела Лёней Агутиным. Для меня эта встреча была полной неожиданностью – снимать для такого человека для меня было делом чести, и в тоже время очень сложно было угодить Лёне (у него два высших образования и одно из них режиссерское). После просмотра клипа «Отпетых мошенников» и «А-Студио» он попросил предложить видение предстоящей видеоклипа на его песню. Я написал сценарий, который оказался по душе Агутину и мы сняли клип на песню «Игрушки». Приятно было работать с ним и надеюсь, мы продолжим совместное сотрудничество». Как известно, Ваш музыкальный клипс экзотическим восточным колоритом на песню «Тысяча и одна ночь» является визитной карточкой Шахзоды…Баходир Юлдашев: «Эта песня была выбрана для широкого ознакомления российской аудитории с творчеством Шахзоды. Когда работа над роликом была закончена, песня сразу вошла в ротацию во всех музыкальных телеканалах. Не успели клип запустить на телевидении, как он тут же попал в Интернет и вызвал шквал восторженных откликов. Как отмечалось в рецензиях на клип, «контрасты и динамичная картинка не позволяют отвести взгляд. География съемок поражает: создатели снимали Гарлем в настоящем нью-йоркском Гарлеме, пустыню – в настоящей пустыне в Дубае, а у себя дома в Ташкенте выстроили грандиозные декорации в павильонах «Узбекфильма». Результат получился впечатляющим: настоящий по-европейски качественный клип с экзотическим восточным колоритом».
Слышал, что особое впечатление на Вас произвела работа над клипом “20:00″ группы “Хаки”Баходир Юлдашев: «Этот клип группы «Хаки», снятый на кавер хита 80-х – песню Александра Барыкина «20:00» навёл «шороха» на российских музыкальных каналах. Тема сюжета – вечная тема борьбы добра и зла. С удовольствием написал сценарий клипа на эту песню, так любил ее слушать в детстве. «Хаки» красиво и стильно интерпретировали этот старый хит в современную, молодежную и зажигательную версию. Работалось на подъеме, несмотря на ветреную погоду и дополнительный мощный обдув огромного вентилятора во время съемок ключевых сцен. Ребятам пришлось активно побегать по улицам любимого Питера, спасаясь, ни много, ни мало – от Апокалипсиса. После выхода клипа музыканты и продюсеры остались очень довольны. Мне приятно слышать, что музыканты «Хаки» считают его лучшим в своем видеоарсенале.
Вам очень нравиться реанимировать старые песни? Я имею в виду также удачный клип песни «Так же как все» группы «A-Студио».Баходир Юлдашев: «Да, иногда надо придавать незаслуженно забытым песням вторую жизнь. У меня несколько таких песен. Одно из них песня «Так же как все», которую когда-то исполняла Алла Пугачева. Ее оригинально переделала и исполнила популярная группа «A-Студио», и клип привлек внимание сегодняшних подростков к хорошей песне. Считаю, что надо перепевать наши легендарные песни прошлого, чтобы о них знала молодёжь».
С какими проблемами столкнулась Ваша съёмочная группа во время съёмок клипа «Просто друг» группы «Чай вдвоем»?Баходир Юлдашев: «Сюжет клипа на песню «Просто друг» полностью основывался на истории, рассказанной в самой песне. Песня появилась в эфире радиостанций не так давно, однако практически сразу стала занимать первые строчки в хит-парадах и бить все рекорды по количеству ротаций. О клипе «Просто друг» могу сказать, что это прекрасная песня, и у меня остались только положительные эмоции от проделанной работы с этими музыкантами. Хотя во время съёмок были большие технические проблемы. Сгорел весь материал последних съёмочных дней, поэтому пришлось переснимать последние сцены в Москве. Но нам удалось добиться качественного результата. В клипе снимались мои близкие друзья – актриса Наталья Ярославская, актер театра Ермоловой Родион Юрин, а также молодая актриса Юля Васильева, которая уже снималась несколько раз в моих клипах певиц МакSим «Не отдам» и Согдианы «Вспоминай меня».
Какова предыстория вашего дебютного фильма?Баходир Юлдашев: «Фильм, как я уже отмечал, снят о солдате, который ждал и верил, что война все еще продолжается. Это реальная история солдата японской армии Хиро Оноды, найденого в 1973 году на острове Лубанг на Филипинах. Об этой истории я прочитал в седьмом классе. Как то сбежав с уроков, я купил на Сквере журнал «Огонек», где была напечатана эта интересная история. С тех самых пор я помнил эту историю. И когда возник вопрос, о чем будет дебютный фильм, сюжет был голове. Вообще, фильм должен был называться «Сима», но по-русски в этом слове легче произнести «ш», поэтому мы назвали его «Шима». В переводе с японского «Шима» означает – Остров. В 2007 году вышло два фильма с похожими названиями и я решил поменять название фильма на японский лад».
Каким образом вам удалось воссоздать японский дух в этом фильме?Баходир Юлдашев: «Зрелищность фильма не заставляет себя ждать, практически с первых же секунд фильма начинается непонятная интрига. Действие, которое, как мне кажется, держит зрителя в напряжении. Но в фильме много сцен снятых под влиянием японского и корейского кино. Вообще, мне очень нравится два выдающихся режиссера Азии – Такеши Китано и Ким Ки Дук. Посмотрев их фильмы, а они абсолютно разные, мне очень хотелось воссоздать в своем фильме дух Японии. Я очень боялся, чтобы не получился советский фильм о Японии – с не переданным духом, а только с азиатскими лицами. Добиться этого было достаточно сложно, т.к. это другая культура, нравы, менталитет, да и информации было недостаточно. Но мы, полагаю, справились».
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как создавался этот фильм, где происходили съёмки?Баходир Юлдашев: «Сценарий мы написали вместе с известным драматургом Юсуфом Разиковым. Затем очень долго, очень скрупулезно искали актера на главную роль. Для меня было не просто очень важно, а архиважно найти подходящего актера, которому буду полностью доверять. Точно знал, кто будет сниматься в одной из двух главных ролей – это актер ташкентского театра «Ильхом» Сейдулла Молдаханов. Он великолепно сыграл солдата, для которого Вторая мировая все продолжалась. А когда очередь дошла до второго главного героя – журналиста Синтаро, который по сюжету приезжает на остров в поисках отца, то выяснилось, что в Узбекистане большие проблемы с актерами восточной внешности. Я был в театре «Ильхом», ТЮЗе, в театре имени Хамзы, но никто меня не устроил. Обратился в «Казахфильм», «Киргизфильм» и опять безуспешно. А однажды известный казахский киноактер Азиз Бейшеналиев, который с детства жил в Ташкенте, закончивший Ташкентский театральный институт, познакомил меня с актером Мишей Водзуми. Он действительно настоящий японец, живущий в Москве. Я поговорил с Мишей и понял, что мы с ним сработаемся. Съёмки проводились в Узбекистане, где на озере Айдаркуль была построена военная база, а в павильонах «Узбекфильма» был выстроен целый городок. Лучшие художники работали над картиной, и это их большая заслуга, что все получилось так, как и должно было быть.
Кто еще вам помогал создавать этот фильм?Баходир Юлдашев: «Об этом я могу говорить очень долго, но хочу поблагодарить за тесное сотрудничество актера театра «Ильхом» Вячеслава Цзю, артистов корейского драматического театра из Алма-Аты Эдуарда Пака и Александра Кима, заслуженного артиста Казахстана Олега Ли. Огромное спасибо этим людям и всей нашей команде. Особая благодарность – заслуженным артистам Узбекистана Хайрулле Сагдиеву и Анвару Кенжаеву. То, что они сделали на съемочной площадке – это были суперкадры, одни из самых запоминающихся и дорогих для меня».
Правда ли что, вы этот фильм посылали на просмотр в Канны? Каким образом Ваш фильм оказался на Московском международном кинофестивале?Баходир Юлдашев: «Посылали одновременно и на Канны и на Берлинале. Но нам позвонили из Канн, и сказали что все хорошо, но в этом году уже несколько картин представлены по японской тематике, в частности, фильм Клинта Иствуда «Письма с Йводзима». Когда мы получили отказ, расплакался как ребенок, но через два дня мне позвонили из оргкомитета 29-го Московского Международного Кинофестиваля и сказали что наша картина будет принимать участие в фестивале. Попасть на ММКФ большая честь, тем более что он относиться к категории класса А».
Как московская публика и международное жюри отнеслись к этому фильму?Баходир Юлдашев: «Было очень много участников фестиваля. Я был почти на всех показах фильмов. К сожалению, на многих премьерах в зале практически не было людей, чего боялся больше всего. К счастью, на нашей презентации фильма «Шима» зал был переполнен. Я очень волновался. Зрители с большим вниманием смотрели фильм, и я чуть успокоился, когда понял, что публика приняла фильм. После фильма многие знакомые подходили и поздравляли с удачной презентацией фильма, что является высшей наградой за наш труд. Я обратил внимание на человека, вокруг которого собрались люди. В это время он громко спросил, где режиссер, снявший этот фильм? Он подошел ко мне и обнял меня. Это был сам Али Эргашевич Хамраев! При подведении итогов фестиваля члены жюри особо отметили фильм «Шима», а в прямом эфире ЦТВ журналисты не скрывали своих симпатий моей работе. Да, первое место они все-таки решили отдать фильму «Монотонность», но я нисколько не обиделся. Участие в таком престижном фестивале также большая удача».
Правда ли, чтобы снять свой фильм «Шима», вы продали свой собственный дом, которых купили на деньги своей многолетней работы. Это того стоило?Баходир Юлдашев: «Да, это абсолютная правда. Действительно, продал все, что у меня было – машину, квартиру в которой, я только сделал ремонт и где так и не успели пожить мои дети. Продал за копейки лишь бы спасти судьбу картины. Но это, того стоит. Ведь картина – это как твой ребенок в утробе матери, ждущего своего выхода на свет. А взять и загубить его неродившийся плод является грехом. Загубить работу сотен людей, из-за того что не хватает денег, это равносильно тому, о чем говорил. Изначально картина позиционировалась как один из самых дорогих фильмов в Узбекистане. Но дело не в деньгах, а в том, что мы хотели снять зрелищное кино. Мы решили снять настоящий фильм на 35 миллиметровую кинопленку. Это очень тяжелый и дорогостоящий труд, ведь все должно быть по высшему разряду. Очень много людей было задействовано, соответственно, были большие расходы на производство фильма плюс спецэффекты и т.д. Фильм получило 4-мировые премии за лучшую операторскую работу. Деньги деньгами, а фильм, который, кроме призов на престижных фестивалях, нечего не заработал, сейчас открывает мне двери в совсем в другой мир. Вот этим этот фильм мне очень дорог».
Пожалуйста, несколько слов о вашем новом фильме «Волчёнок в раю». Как возникла идея создания этого фильма?Баходир Юлдашев: «Идею фильма я придумал во время съёмок клипа «20:00» группы «Хаки» в Санкт Петербурге. После очередных съёмок в голову пришла идея и тут же попросил жену записать мысль на бумаге. Так зародилась основа сценария фильма. Могу сказать, что я являюсь одновременно автором сценария, режиссером-постановщиком и оператором фильма».
Кто снимался в фильме и когда узбекские зрители смогут его увидеть?Баходир Юлдашев: «В фильме снялись такие российские популярные актеры как Игорь Савочкин и Алексей Франдетти, узбекские кинозвезды Назим Туляходжаев, Рано Шадиева, Алишер Узаков. Съёмки уже завершены, и в настоящее время картина находится в процессе монтажа».
Вы можете коротко рассказать сюжет фильма?Баходир Юлдашев: «Пока раскрывать сюжет не буду. Могу только намекнуть, в фильме много новизны, действия, которого так часто не хватает в современном узбекском кино».
БАХАДИР ЮЛДАШЕВ О СВОЕЙ СЕМЬЕ И ОСЕБЕРасскажите о ваших родителях. Кто они? Как они относятся к вашей творческой работе?Баходир Юлдашев: «Моя мама Гончарук Эмилия Нестеровна родилась на Украине, а отец Юлдашев Бахтиер Ядгарович родом из ташкентской махалли Тахтапул. Мама всю жизнь мечтала о большой сцене, с детства танцевала в народно-художественной самодеятельности. Помню, как только услышит восточную музыку, маме хотелось танцевать. Вот и меня с детства старалась отдать в школу с художественным уклоном. То, что я сейчас стал режиссером, это огромная заслуга моих родителей, которые всегда меня понимали и всячески старались во всем поддерживать. Мама вкладывала душу в меня и мою сестренку Лолу, которая стала профессиональной балериной. В отличие от меня, она все таки закончила Хореографическое училище с отличием, и сейчас у неё собственная школа искусств в Цюрихе».
Известно, что вы очень нежны и внимательны к своей супруге …Баходир Юлдашев: «Моя жена это отдельная, большая тема. Эта, та женщина, которой при жизни можно поставить памятник. Так говорят те, кто её хорошо знает. Эту красивую девочку я встретил, когда мне было 15 лет на одной из дискотек. В то время я занимался каратэ и после изнурительных тренировок мы с ребятами решили зайти в любимый парк, ныне Национальный парк культуры и отдыха имени Алишера Навои. Там на дискотеке и встретил Инну. По моде того времени я ходил в широких штанах-пирамидах и залихватски вытанцовывал брейк. Там я увидел красивую и хрупкую девочку-кореянку и пригласил её на танец. Мы напоминали всем Ромео и Джульетта. Через два года, когда мне исполнилось 17 лет мы поженились, с тех пор, мы вместе уже целых 20 лет. Она окончила Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности по специальности модельер-конструктор и дизайнер. Если вы увидите её когда-нибудь, то никогда не поверите, что она мать пятерых детей. Она выглядит на лет 20, и когда многие видят нашу семью вместе, с трудом верят, что нашей старшей дочери уже скоро 19 лет…
Расскажите о своих детях.Баходир Юлдашев: «Наша старшая дочь Элина родилась в 1992 году. Сегодня девочка занимается вокалом, и в будущем мечтает стать певицей. Ни папа, ни мама не ставят под сомнение, что из дочери выйдет хорошая артистка. Так, что все лучшие клипы от Баходыра Юлдашева еще впереди! Инна родила мне прекрасных четырех дочерей Элину, Милану, Русалину, Изабеллу и наконец через шестнадцать лет ожидания появился долгожданный сын Тимур. Могу сказать, что каждый из них талантлив. У них есть выбор – если, у них есть талант от природы, то они обязательно найдут свой путь в жизни. Сейчас они снимаются в фильмах и клипах, а младшую дочь знает весь Казахстан. Самое главное для меня в жизни – это семья. Бывает, уеду на пару дней и уже не могу без них, скучая безумно. Мне хочется к ним быстрее, обнять их, быть рядом с ними. Ведь в жизни ты кому-то должен быть нужен: жене, детям, маме, папе. И еще, я уверен, что каждый нормальный человек обязательно должен создавать свою семью.
НАШИ ЛЮДИ В ГОЛЛИВУДЕ…Как вы попали в Америку? Голливуд оправдал ваши представления?Баходир Юлдашев: «В Голливуд пригласил меня мой хороший друг и соавтор сценария Шавкат Азимов. На данный момент мы готовимся к съёмкам нового фильма «Ангел смерти». Голливуд мне нравится во всем. Там открываются великие возможности, но все упирается в финансы. Как говорится, «нет таньга – нет воды, есть таньга – есть вода». Могу сказать, что американцы в восторге от того, что мне удалось сделать за время своей работы в Узбекистане и странах СНГ».
Насколько вы удовлетворены сотрудничеством с зарубежными артистами? Вы можете сравнить, где вам легче работать – в Америке, России или в Узбекистане?Баходир Юлдашев: «С российскими артистами я всегда работаю с удовольствием, и в принципе для меня нет разницы является ли артист россиянином, узбеком или казахом. Я всегда отношусь к своей работе по максимуму. Работать легко везде, если у вас нормальная команда, и отношение. Конечно настоящие профи это американцы. Россияне немного уступают, а комфортней мне более всего работать в Узбекистане».
Известный голливудский продюсер Андрес Карринза не скрывает своего восхищения вашим творчеством. Он рассказывал, что хочет снять совместно с вами фильм «Гора Мустафы».Баходир Юлдашев: «Да, есть такой проект с сюжетом о борьбе с международным терроризмом. По проекту фильм планируется снимать в Америке, Европе и Азии. Пока об этом проекте рано что- либо говорить. Придет время, и мы расскажем о нем боле подробно».
С кем вы дружите из знаменитых кинорежиссеров, актеров, продюсеров?Баходир Юлдашев: «У меня огромное количество друзей во многих странах. Есть среди них и очень известные, например, голливудский актер Арманд Ассанте, сыгравший в таких фильмах как «Наполеон и Жозефина», «Судья Дред», «Одиссея», «Готти», «Стриптиз»…
Не приходилось ли вам в Голливуде встречаться с Тимуром Бекмамбетовым? Вы не собираетесь подражать ему, ведь некоторые ваши идеи близки по духу?Баходир Юлдашев: «Нет, не встречался. С ним знаком только заочно, через своего друга голливудского оператора Сергея Козлова. Могу сказать, что он талант, но подражать ему я не могу и не хочу. У него свой путь, а у меня свой».
В Голливуде вы стали более серьёзно относиться к съемкам фильмов. Не означает ли это, что вы «завязываете» с клипмейкерством?Баходир Юлдашев: «Нет, клипмейкерство я никогда не брошу. В настоящее время это отдельный вид искусства, поэтому время от времени я снимаю клипы и бросать это дело не собираюсь».
Что тяжелее снимать художественный фильм или видеоклипы?Баходир Юлдашев: «Когда я начал снимать кино, то понял, что это совершенно другой вид искусства. И трудности, которые возникают при съемках фильма, несопоставимы с трудностями при съемках клипа».
MADE IN UZBEKISTANВаша творческая работа в США, России и Казахстане чуть отдалила вас от Родины, не так ли?Баходир Юлдашев: «Нет, нисколько не отдалила».
Что вы можете сказать о сегодняшнем узбекском кино?Баходир Юлдашев: «Какое кино? Как можно назвать фильмы, когда один и тот же сценарий перекочевывает из одного фильма в другой. Сейчас настала пора, когда необходимо провести полное реформирование узбекского кино. И подходить к этому надо из требований и потребностей сегодняшнего дня».
Неужели все так мрачно? Нет таких фильмов, которые были бы вам по вкусу?Баходир Юлдашев: «Конечно, есть заслуживающие внимания несколько современных фильмов. Например, фильм «Телба» произвел на меня огромное впечатление. Дети и жена не скрывали своих сантиментов, и всем нам этот фильм понравился. Так же неплохой фильм «Фатима и Зухра». Еще бы отметил недавно вышедшую картину «Мажрух» («Изъян»), где главные роли сыграли Шахзода и Улугбек Кадыров. Жаль, но запоминающегося в современной национальной кинематографии очень мало. Утешает одно, что не оскудела еще своими талантами узбекское кино. Есть целая группа узбекских режиссеров, достойных уважения».
Вы можете назвать имена этих кинорежиссеров?Баходир Юлдашев: «Мне нравятся работы кинорежиссеров Назима Аббасова, Айюба Шахабиддинова, Ёлкина Туйчиева, Рустама Сагдиева».
Слышал, что в то время съёмок, когда не хватало деньги, из-за чего были остановлены съёмки, нашлись люди, которые предлагали вам полмиллиона долларов…Баходир Юлдашев: «Было дело. У нас закончились деньги на съёмки фильма «Шима» и я нашел спонсоров, предложивших мне дофинансирование. Единственным условием спонсоров было то, чтобы фильм вышел под флагом их страны. Я ответил отказом, и заявил, что хочу позиционироваться только как узбекский режиссер. Продал все, что было, но фильм снял до конца и выпустил под маркой MADE IN UZBEKISTAN.
Считаете ли вы себя патриотом своей Родины?Баходир Юлдашев: «Безусловно. Где бы я не находился – в Америке, России, Корее, Казахстане или в других странах мира – всегда своими достижениями и успехами хочу поднять уровень Узбекистана. Показать всему миру, что Узбекистан богат талантами. Хочу напомнить ещё раз, что во времена СССР именно «Узбекфильм» по масштабам деятельности и творческому уровню был третьей киностудией (после «Мосфильма» и Киностудии имени Довженко). Из «Узбекфильма» вышло немало талантливых и настоящих звезд кино. Тот же Тимур Бекмамбетов, о котором вы упомянули раньше, тоже начинал свою творческую карьеру на «Узбекфильме» простым художником-декоратором. Или режиссер Джахангир (Джаник) Файзиев, начинавший с «Узбекфильма». Сергей Алибеков – известный анималист-мультипликатор тоже оттуда. Считаю, что мы должны жить, учиться, работать во благо своей родины. Это очень важный момент – если не мы, то кто это сделает? Рано или поздно это оценят. А сейчас надо «пахать». Пусть это звучит громко, но я патриот своей Родины! Родина для меня это все: – это место, куда я всегда возвращаюсь. Куда все время меня тянет. Куда всегда хочется вернуться. Это там где я родился. Это там где моя семья… Одним словом моя Родина это – УЗБЕКИСТАН!