батыр закиров биография семья

Батыр Закиров Искусство Ташкентцы

Батыр Каримович Закиров (узб. Ботир Зокиров) (26 апреля 1936 — 23 января 1985) — узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актёр. Родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР (1965). Старший брат певца Фарруха Закирова и певицы Луизы Закировой.

Батыр Закиров родился в Москве, в семье профессиональных музыкантов. Отец его — оперный певец-баритон Карим Закиров, в дальнейшем народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шоиста Саидова — также певица, исполнительница народных песен, в дальнейшем солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились и вскоре у них родился первенец — Батыр. Он вырос в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала всех детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.

С конца 1950-х певец становится популярным в СССР исполнителем песен различного жанра — это оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он поёт азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни.

В 1963 году болезнь обострилась и Закирову в Москве делают тяжёлую, но успешную операцию (было удалено одно лёгкое). Врачи не рекомендуют ему петь ещё хотя бы два года, и период вынужденного молчания не был потрачен зря. Он отредактировал для печати свои ранние стихи, придумал цикл сказок для детских журналов. Его перу принадлежат переводы на узбекский язык «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. На Республиканском радио Батыр совместно с женой — актрисой Эркли Маликбаевой — осуществил инсценировку этой сказки. Три дня велась запись в большой студии радио. Роль Маленького принца сыграла супруга. От автора говорил Обид Юнусов, а все остальные роли —- Баобаба, Лиса, Звездочёта и другие — озвучил Батыр.

В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начинает выступать с концертами. Регулярно записываются пластинки с новыми песнями. Летом 1966 года Батыр Закиров с триумфом выступает на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1968 году участвует в съёмках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполняет «Песню о счастье».

В 1972 году он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно — режиссёром и ведущим солистом), где продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но к сожалению так и не был заснят на киноплёнку. Не было и пластинки. Труппа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 году Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше). После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух.

Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Закирова. Он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссер Эльёр Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра — сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра — на роль Авиценны.

В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора).

В конце 1984 года состояние здоровья Батыра Закирова резко ухудшилось. Врачи поставили неутешительный диагноз — цирроз печени в последней стадии. Лечение на этот раз не дало результата. Народный артист умер 23 января 1985 года в ташкентской больнице и был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище.

Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун).

Батыр Закиров и «Мюзик — холл»

C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б. Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив «Мюзик — холл». Широкой же аудитории Б. Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель.

Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х — наиболее плодотворные годы в творчестве Б. Закирова. Он серьёзно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова «Леопард из Согдианы». С точки зрения композиционного построения, либретто Б. Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии.

В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в «Мюзик — холле» наиболее зримо проявилась творческая натура Б. Закирова, который выступал в нём не только как певец, актёр и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссёром Марком Захаровым был режиссёром-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях.

Программа мюзикла состояла из двух отделений — «Восточный базар, или Восточная сказка», и «Ташкентская свадьба». Представление открывала живописная картина шумного, пёстрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры происходили парадные гулянья с выступлениями жонглёров, канатоходцев и силачей. В основу «Восточного базара» была положена любимая народом изустно сатирическая форма «аския».

Балетные номера, построенные на элементах национальной хореографии, вместе с яркими стилизованными эстрадными песнями и сатирическими интермедиями в духе современности создавали единую композицию мюзикла. Оригинальность трактовки спектаклей мюзикла заключалась в том, что в сцене «выступления гостей на свадебном пиршестве» принимали участие настоящие гости, т.е. певцы и эстрадные коллективы «со стороны». Одно время в «Мюзик — холле» выступали Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, группа «Поющие гитары», «Ялла», «Наво», ансамбль «Алан» Северной Осетии, и другие известные коллективы и деятели искусств регионов, где проходили гастроли Ташкентского мюзик — холла.

Задействованные артисты «со стороны» делали пользующуюся огромной популярностью у зрителей программу особенной и неповторимой. Танцевальные номера мюзикла ставились лауреатом международного конкурса Юлианом Взоровым, Николаем Маркарянцем и Тахиром Дусметовым. «… Особенно выделялись такие оригинальные танцы, как «Капитаны голубых кораблей»; «Текстильщицы»; «Синдбад и Звездочёт», восхищавшие зрителей интересными хореографическими находками», — вспоминает балерина «Мюзик-холла» Наталья Ворюхина. Музыку к мюзиклу писали такие композиторы, как Анатолий Кальварский, Эдуард Каландаров, Энмарс Салихов, Диларом Саидаминова, Владимир Силин и др. «Песенка Синдбада» (главный лейтмотив спектакля), написанная композитором Тофиком Бабаевым на слова А.Гайндберга, стала своего рода символом ташкентского «Мюзик — холла». «В постановке программы Марк Захаров впервые обратился к приему «цаней». Эта находка известного режиссёра нашла своё дальнейшее применение и в других его работах», — отмечает главный исполнитель ролей Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочёта артист Андрей Петровец. Становление программы полностью легло на плечи Б. Закирова. В работе «Мюзик-холла» Б. Закиров помимо актёрской, режиссёрской, исполнительской, администраторской деятельности продемонстрировал свой художественный талант. По его эскизам были созданы некоторые костюмы главных героев. Коллектив «Мюзик — холла» побывал с гастролями почти во всех республиках бывшего Союза. Грандиозный успех имел коллектив в Ленинграде в Большом зале «Октябрьский» и в Московском театре Сатиры.

Однако узбекскому зрителю увидеть полную версию программы мюзикла не удалось, поскольку в те годы в республике не было ещё такого театра или концертного зала, способного разместить на своих подмостках это грандиозное зрелище. Отсутствие постоянного репетиционного зала вынуждало коллектив проводить много времени на гастролях. В своем дневнике Батыр Закиров с горечью писал: «Не удался и сегодняшний день. Настроение было испорчено с утра сообщением о том, что и сегодня сцена будет занята целый день. А сцены для прогона у нас нет…, вырвать у филармонии Назаров не смог. А ведь завтра концерт, и очень ответственный. Что же делать? Кому жаловаться? Куда деваться?».

В 1978 г. в Иркутске состоялся последний концерт Ташкентского «Мюзик-холла». Неразрешимость многих финансовых и организационных проблем, скопившихся за многие годы у «Мюзик-холла», стала причиной того, что в 1979 г. коллектив был расформирован. Ташкентскому «Мюзик-холлу» сопутствовала яркая, но короткая сценическая жизнь. Однако его деятельность оставила глубокий след в узбекском музыкальном искусстве и подняла национальную эстраду на качественно новый уровень.

Источник

Закиров, Батыр Каримович

ансамбль «Юность»
Эстрадный оркестр Узбекистана
Ташкентский мюзик-холл

батыр закиров биография семья

Старший брат певца Фарруха Закирова и певицы Луизы Закировой

Содержание

Биография

С конца 1950-х певец становится популярным в СССР исполнителем песен различного жанра — это оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он поёт азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни.

В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начинает выступать с концертами. Регулярно записываются пластинки с новыми песнями. Летом 1966 года Батыр Закиров с триумфом выступает на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1968 году участвует в съёмках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполняет «Песню о счастье».

В 1972 году он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно — режиссёром и ведущим солистом), где продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но к сожалению так и не был заснят на киноплёнку. Не было и пластинки. Труппа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 году Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше [6] ). После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух.

Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Батырова. Он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссер Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра — сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра — на роль Авиценны.

В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора).

Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун ).

Семья

Батыр Закиров был женат дважды. От первого брака с актрисой Эркли Маликбаевой, с которой он прожил 16 лет, у него было два сына: Бахтияр и Баходыр. После развода в 1974 году он вскоре встретил артистку балета Галину, с которой связал всю последующую жизнь. В 1976 году у них родилась дочь Рухшана.

Дискография

Прижизненные издания, выпущенные ВСГ «Мелодия» и её предшественниками:

Батыр Закиров и эстрадный оркестр Узбекистана.
Дирижёр А. Двоскин

Батыр Каримович Закиров
Ботир Зокиров
батыр закиров биография семья
Основная информация
Дата рождения10″
78 об/мин
1959Д—005074-53 песни на пластинке «Узбекские артисты эстрады»

2. О светоч грёз моих (Фарид аль-Атраш) — на арабском языке
3. Очарован тобой (М. Бурханов — Т. Тула) — на узбекском языке (узб. Мафтун бўлдим )
5. Жалоба моего сердца (Ш. Чоудхури) — на языке хинди
Эстрадный оркестр Узбекистана. Дирижёр А. Двоскин

8″
33 об/мин
1960Д—6865-64 песни на пластинке «Эстрадный оркестр Узбекистана»

2. Я плачу о прошлом (С. Фатх-Алла) — на арабском языке
4. О луноликая (Найнавози) — на языке фарси
7. Любовь (З. Шахиди) — на таджикском и русском языках
9. Красивая девушка (братья Рахбани (англ.) русск. ) — на арабском языке
Солисты: Батыр Закиров (2, 4. 7, 9), Луиза Закирова (3, 5, 6), Эльмира Уразбаева (8, 10)

10″
33 об/мин
гранд
1961Д—8849-50Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (шестая серия)»

3. Жалоба моего сердца («Служба» — Ш. Чоудхури)

10″
33 об/мин
гранд
1961Д—8991-2Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (седьмая серия)»

6. Любовь («Сыну пора жениться» — З. Шахиди и Ю. Тер-Осипян) — на таджикском и русском языках

3. О цветок (С. Фатх-Алла) — на арабском языке (араб. Ya zahra ‎‎)

На узбекском и русском языках
Эстрадный оркестр Узбекистана. Дирижёр А. Крол (1)

10″
78 об/мин
1963Д—11633-4Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (одиннадцатая серия)»

4. Лирический вальс («Когда цветут розы» — С. Юдаков) — на узбекском и русском языках

На языках: французском (1, 2), узбекском (3), фарси (4)

7″
33 об/мин
миньон (EP)
1967Д—20389-90Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (шестнадцатая серия)»

5. Песня из к/ф «Когда приходит любовь» (Р. Шанкар (англ.) русск. ) — на языке хинди

Эстрадный оркестр под управлением Ю. Силантьева

7″
33 об/мин
миньон (EP)

Фильмография

Роли в кино

Вокал

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Закиров, Батыр Каримович» в других словарях:

Закиров Батыр Каримович — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия

Закиров, Джамшид Каримович — Джамшид Закиров Jamshid Zokirov / Жамшид Зокиров Имя при рождении: Джамшид Каримович Закиров Дата рождения: 11 июля 1948(1948 07 11) … Википедия

Закиров, Батыр — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия

Закиров Б. — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия

Закиров Б. К. — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия

Закиров — Закиров фамилия среднеазиатского и кавказского происхождения Известные носители: Закиров, Александр Сергеевич (род. 1992) российский хоккеист. Закиров, Ахмет Закирович (1911 1988) Герой Советского Союза. Закиров, Батыр Каримович … Википедия

Батыр Закиров (1970) — Основная статья: Закиров, Батыр Каримович Батыр Закиров студийный альбом Батыра Закирова Дата выпуска 1970 … Википедия

Поёт Батыр Закиров — Основная статья: Закиров, Батыр Каримович Поёт Батыр Закиров студийный альбом Батыра Закирова Дата выпуска 1970 … Википедия

Источник

Новое в блогах

Батыр Закиров

батыр закиров биография семья

УЗБЕКСКОЕ ТАНГО БАТЫРА ЗАКИРОВА

Батыр родился в Москве 26 апреля 1936 года в роддоме № 1 на Арбате.

Его отец Карим Закиров – советский певец (баритон) – основатель династии. Сам он был отнюдь не голубых кровей, происходил из семьи трудолюбивой и грамотной, в которой понимали и ценили искусство. Его отец Закир-аксакал был уважаемым человеком. Мастер на все руки, он был и жестянщиком, и плотником, и даже портным.

Сценическую деятельность начал в 1929 г. как драматический актёр. В 1934–36 гг. занимался в Московской консерватории (Узбекская студия, класс Н.И. Спе­ранского). А в 1939 году Кариму Закирову было присвоено звание народный артист Узбекистана.

Мать – Шоиста Саидова. Какого звания достойна женщина, родившая и воспитавшая двух народных артистов и двух заслуженных артистов республики? При этом она создала условия для своего мужа, который также стал народным артистом. Её отец Саид-Кори происходил из богатой семьи, которая в годы коллективизации была раскулачена. Получил хорошее образование, знал семь языков – арабский, фарси, турецкий и другие, мог наизусть декламировать Коран. Люди помнят его добрые дела, он устраивал в махалле свадьбы для бедняков. Со своей будущей женой, Шоистой, исполнительницей народных ляпаров, Карим познакомился в Москве в оперно-театральной студии, где они вместе учились. Там они поженились, там же родился старший сын Батыр. Шоиста после окончания студии работала в театре музыкальной комедии им. Мукими. Она была необыкновенной красавицей, об этом рассказывали все, кто знал её в юности, и обладала совершенно неповторимым голосом. О ней говорили: женщина с характером, но очень справедливая. Когда на свет появился первый внук, она ушла из театра в расцвете артистической карьеры. В семье Карима и Шоисты Закировых было пятеро сыновей и одна дочь. Батыр, Луиза, Науфаль, Джамшид, Фаррух, Равшан – эти имена знает любой житель Узбекистана. Шоиста Саидова скончалась в 2000 году в возрасте 80 лет.

Батыр Закиров был одним из организаторов Государственного эстрадного оркестра УзССР. C его именем неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства в Узбекистане, базирующегося на традиционной национальной тематике. В 1972 году в Ташкенте им был создан первый на Востоке и третий в СССР мюзик-холл, которым он руководил, а также был его режиссёром, художественным руководителем и ведущим солистом. Здесь он продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными направлениями.

Батыр Закиров был талантлив и во многих других областях творчества: живописи, режиссуре, беллетристике, однако, к сожалению, тяжёлая болезнь, преследовавшая его с молодости, не дала ему в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

Всё его детство и отрочество было связано с искусством. Казалось, что Батыр родился уже влюблённым в театр. Ещё в детстве они с сестрёнкой Луизой устраивали небольшие спектакли, копируя игру актёров, увиденную в спектаклях театров, где работали мама и папа. Прокравшись в мамину комнату, дети, как настоящие артисты, гримировались, надевали на себя костюмы. Маленькие артисты пытались даже ставить целые кукольные спектакли, где всё, начиная с кукол и кончая декорациями, делали своими руками.

Отец рассказывал детям много интересного об истории Узбекистана, о древних городах Самарканде, Бухаре и Хиве, о легендарных героях народных преданий. Много раз читал им бессмертные лирические поэмы Алишера Навои «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин».

В 1955 году Батыр стал резко худеть. Домашние с трудом уговорили его лечь на обследование в клинику.

По состоянию здоровья Батыру пришлось бросить консерваторию, и он поступил в театральный институт. Но петь продолжал. В это время студенческий вокальный ансамбль «Юность» института готовил репертуар для участия во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, проходившем в 1957 году. Узнав, что ансамбль едет на фестиваль, мама сказала:

– Сынок, я думаю, что тебе нужно выучить новую песню.

– А кто же напишет песню и когда я успею её выучить? – удивился Батыр.

– Не беспокойся, я сама напишу, и вы с Луизой вместе споёте, – решительно сказала Шоиста-апа.

Буквально за неделю были написаны слова и музыка песни «Узбекистан – Родина моя» и артисты разучили её. Тогда Батыр ещё раз убедился, в каких муках рождается настоящее произведение.

Во время выступления в Москве брат с сестрой, вложив всю душу, вдохновенно спели песню. Зал взорвался аплодисментами, зрители долгими овациями не отпускали молодых исполнителей. Песня «Узбекистан – Родина моя» получила бронзовый приз фестиваля. Так, в Узбекистане на базе ансамбля «Юность» образовался первый эстрадно-симфонический оркестр.

В 1968 году узбекских артистов пригласили на гастроли в Таллинн. Батыр решил представить эстонским зрителям не просто певцов и музыкантов, а показать на сцене некий восточный базар – с его красками, шутками, с колоритными фигурами, с песнями и танцами. Для постановки он привлёк Александра Гинзбурга – знатока народных обычаев и традиций, режиссёра театра им. Хамзы. Вместе они собрали в этот концертный «базар» всё лучшее, что было на узбекской эстраде. А гастроли в Эстонии и других республиках показали, насколько Б. Закиров и А. Гинзбург были правы в своём желании приблизить эстраду к народному творчеству. Выступление узбекских артистов везде принималось зрителями восторженно. Газеты отмечали, что на их представлениях царит атмосфера праздника.

Публика, слушатели не забыли любимого певца и горячо приветствовали возвращение Батыра Закирова на эстраду. Помнили о нём и друзья. Александр Конников готовил в это время вместе с французскими продюсерами Кокатриксом и Юрком концертную программу для гастролей в Париже. Узнав о выздоровлении артиста, Конников немедленно позвонил и пригласил его принять участие в этой поездке. Выступать на сцене парижского зала «Олимпия» были удостоены звёзды музыкального искусства мировой величины. Среди них такие имена, как Эдит Пиаф, Мирей Матье, Лайза Минелли, Пласидо Даминго и другие. Поэтому Батыр с большим волнением ждал своего выхода на сцену. Выступление узбекского певца в парижской «Олимпии» было триумфальным. Он покорил изысканную публику голосом, манерой держаться на сцене, своей смелостью. Ведь этот худощавый, смуглый, сладкоголосый парень, прекрасно исполнивший мелодии далёкого, непонятного Востока, осмелился соперничать с их кумирами – шансонье Ш. Азнавуром, Ж. Брелем и Э. Масиасом! Французы давно привыкли к ним, знали и пели их песни, любили их за неподражаемость импровизаций. И вдруг этот молодой человек спел песни великих шансонье «Не покидай меня», «Девушка моей страны» на французском языке. И как спел! Если закрыть глаза, можно было подумать, что поёт француз. Только в сравнении с шансонье в этой мелодии было больше чувства, больше сердца и души. Французские зрители приветствовали Батыра Закирова бурными овациями. Для них он стал своим.

Из воспоминаний Батыра Закирова:

– «. В газетах появились первые отзывы о наших концертах. В одном из них меня сравнивают с Шарлем Азнавуром. Это ужасно приятно.

. Познакомился с Мариной Влади. Очень скромно одета. Удивительно приветливая женщина, и без всяких претензий. Долго гуляли по Елисейским полям. Пели грузинские песни. Отчего-то было грустно и хорошо. »

По возвращению в Ташкент он загорелся новой идеей. Артисту очень хотелось, чтобы узбекская эстрада имела своё оригинальное лицо, чтобы она была привлекательна и узнаваема в любом городе, в любой стране. Успех воодушевил Батыра. Теперь он решил создать ещё более многогранный концертный спектакль – узбекский мюзик-холл: с единой сюжетной линией, со своим оркестром, солистами, кордебалетом. Задача стояла грандиозная. В то время во всём Советском Союзе было только два мюзик-холла – в Москве и Ленинграде.

В жизни Батыра Закирова начался новый этап – работа, на которую ушли годы. Он пригласил из Москвы для создания сценария и постановки мюзикла талантливого режиссёра Марка Захарова и артиста эстрады, ироничного и щедрого на шутки Александра Ширвиндта. С прекрасным ташкентским художником Г. Юнгвальд-Хилькевичем обсуждал декорации, костюмы, световое оформление. Бегал по административным кабинетам, добиваясь выделения для артистов квартир и мест в общежитии, инструментов для оркестра, реквизита для спектакля. На постановку мюзикла потребовалось более миллиона рублей – сумасшедшие для того времени деньги.

Наконец, к июню 1973 года титанический труд по созданию первого узбекского мюзикла был завершён. Называлось представление «Путешествие Синдбада-морехода». Появление узбекского мюзикла стало, безусловно, событием всесоюзного значения. Почти тотчас после премьеры в Ташкенте «Синдбад» начал своё путешествие по Союзу. Первое выступление состоялось в Ленинграде в киноконцертном зале «Октябрьский». К Батыру в кулисы заходили выдающиеся артисты Е. Копелян, В. Стржельчик, режиссёры Г. Товстоногов, И. Владимиров, выражая своё восхищение спектаклем. Однажды после того, как Батыр спел свои песни во втором отделении мюзикла и зал разразился аплодисментами, на сцену вышла седая женщина. Она протянула Батыру булку чёрного хлеба и негромко сказала:

– Примите, пожалуйста, от меня. от блокадницы Ленинграда. Это самое дорогое, что у меня есть. Да хранит вас Бог.

Артист взял хлеб, по-восточному приложил его сначала ко лбу, затем к сердцу, низко поклонился женщине и сказал:

– Спасибо. – больше он не смог выговорить ничего – сжало горло.

Приближалась круглая дата в его жизни – пятидесятилетие. Зимой 1984 года Батыр почувствовал режущие боли в правом боку. Однако он продолжал выступать в концертах, превозмогая боль. Родные настояли на обследовании. Врачи вынесли страшный диагноз: запущенная стадия цирроза печени. Состояние ухудшалось с каждым днём. Батыр знал, что его болезнь неизлечима, что жить осталось немного. По сути своей романтик, Батыр продолжал строить планы на будущее: совершенно в новом направлении запись песни, сделать персональную выставку живописных и графических работ, сыграть хорошую роль в кино.

– Я теперь понимаю, что чувствовала Жанна д`Арк, когда её сжигали на костре. У меня всё горит внутри. Если бы чего-нибудь холодненького выпить.

23 января 1985 года утомлённое сердце Батыра Закирова остановилось.

Прощание с певцом проходило в филармонии, в концертном зале им. Свердлова (ныне на его месте располагается Республиканская фондовая биржа «Тошкент»). Когда начался вынос тела, зазвучало «Арабское танго». Тысячная толпа, собравшаяся у театра, услышав голос артиста, вздрогнула. У всех на глазах были слёзы. Траурная процессия всё разрасталась, превращаясь в людской поток. Народ хоронил своего любимого певца.

«Где найти мне ту песню, что станет судьбой

И заставит людей стать добрее и чище,

Где найти мне ту песню, зовущую в бой,

С лицемерьем и ханжеством, подлостью, трусостью?

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *