батыр закиров биография семья
Батыр Закиров Искусство Ташкентцы
Батыр Каримович Закиров (узб. Ботир Зокиров) (26 апреля 1936 — 23 января 1985) — узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актёр. Родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР (1965). Старший брат певца Фарруха Закирова и певицы Луизы Закировой.
Батыр Закиров родился в Москве, в семье профессиональных музыкантов. Отец его — оперный певец-баритон Карим Закиров, в дальнейшем народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шоиста Саидова — также певица, исполнительница народных песен, в дальнейшем солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились и вскоре у них родился первенец — Батыр. Он вырос в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала всех детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.
С конца 1950-х певец становится популярным в СССР исполнителем песен различного жанра — это оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он поёт азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни.
В 1963 году болезнь обострилась и Закирову в Москве делают тяжёлую, но успешную операцию (было удалено одно лёгкое). Врачи не рекомендуют ему петь ещё хотя бы два года, и период вынужденного молчания не был потрачен зря. Он отредактировал для печати свои ранние стихи, придумал цикл сказок для детских журналов. Его перу принадлежат переводы на узбекский язык «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. На Республиканском радио Батыр совместно с женой — актрисой Эркли Маликбаевой — осуществил инсценировку этой сказки. Три дня велась запись в большой студии радио. Роль Маленького принца сыграла супруга. От автора говорил Обид Юнусов, а все остальные роли —- Баобаба, Лиса, Звездочёта и другие — озвучил Батыр.
В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начинает выступать с концертами. Регулярно записываются пластинки с новыми песнями. Летом 1966 года Батыр Закиров с триумфом выступает на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1968 году участвует в съёмках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполняет «Песню о счастье».
В 1972 году он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно — режиссёром и ведущим солистом), где продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но к сожалению так и не был заснят на киноплёнку. Не было и пластинки. Труппа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 году Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше). После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух.
Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Закирова. Он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссер Эльёр Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра — сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра — на роль Авиценны.
В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора).
В конце 1984 года состояние здоровья Батыра Закирова резко ухудшилось. Врачи поставили неутешительный диагноз — цирроз печени в последней стадии. Лечение на этот раз не дало результата. Народный артист умер 23 января 1985 года в ташкентской больнице и был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище.
Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун).
Батыр Закиров и «Мюзик — холл»
C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б. Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив «Мюзик — холл». Широкой же аудитории Б. Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель.
Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х — наиболее плодотворные годы в творчестве Б. Закирова. Он серьёзно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова «Леопард из Согдианы». С точки зрения композиционного построения, либретто Б. Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии.
В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в «Мюзик — холле» наиболее зримо проявилась творческая натура Б. Закирова, который выступал в нём не только как певец, актёр и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссёром Марком Захаровым был режиссёром-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях.
Программа мюзикла состояла из двух отделений — «Восточный базар, или Восточная сказка», и «Ташкентская свадьба». Представление открывала живописная картина шумного, пёстрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры происходили парадные гулянья с выступлениями жонглёров, канатоходцев и силачей. В основу «Восточного базара» была положена любимая народом изустно сатирическая форма «аския».
Балетные номера, построенные на элементах национальной хореографии, вместе с яркими стилизованными эстрадными песнями и сатирическими интермедиями в духе современности создавали единую композицию мюзикла. Оригинальность трактовки спектаклей мюзикла заключалась в том, что в сцене «выступления гостей на свадебном пиршестве» принимали участие настоящие гости, т.е. певцы и эстрадные коллективы «со стороны». Одно время в «Мюзик — холле» выступали Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, группа «Поющие гитары», «Ялла», «Наво», ансамбль «Алан» Северной Осетии, и другие известные коллективы и деятели искусств регионов, где проходили гастроли Ташкентского мюзик — холла.
Задействованные артисты «со стороны» делали пользующуюся огромной популярностью у зрителей программу особенной и неповторимой. Танцевальные номера мюзикла ставились лауреатом международного конкурса Юлианом Взоровым, Николаем Маркарянцем и Тахиром Дусметовым. «… Особенно выделялись такие оригинальные танцы, как «Капитаны голубых кораблей»; «Текстильщицы»; «Синдбад и Звездочёт», восхищавшие зрителей интересными хореографическими находками», — вспоминает балерина «Мюзик-холла» Наталья Ворюхина. Музыку к мюзиклу писали такие композиторы, как Анатолий Кальварский, Эдуард Каландаров, Энмарс Салихов, Диларом Саидаминова, Владимир Силин и др. «Песенка Синдбада» (главный лейтмотив спектакля), написанная композитором Тофиком Бабаевым на слова А.Гайндберга, стала своего рода символом ташкентского «Мюзик — холла». «В постановке программы Марк Захаров впервые обратился к приему «цаней». Эта находка известного режиссёра нашла своё дальнейшее применение и в других его работах», — отмечает главный исполнитель ролей Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочёта артист Андрей Петровец. Становление программы полностью легло на плечи Б. Закирова. В работе «Мюзик-холла» Б. Закиров помимо актёрской, режиссёрской, исполнительской, администраторской деятельности продемонстрировал свой художественный талант. По его эскизам были созданы некоторые костюмы главных героев. Коллектив «Мюзик — холла» побывал с гастролями почти во всех республиках бывшего Союза. Грандиозный успех имел коллектив в Ленинграде в Большом зале «Октябрьский» и в Московском театре Сатиры.
Однако узбекскому зрителю увидеть полную версию программы мюзикла не удалось, поскольку в те годы в республике не было ещё такого театра или концертного зала, способного разместить на своих подмостках это грандиозное зрелище. Отсутствие постоянного репетиционного зала вынуждало коллектив проводить много времени на гастролях. В своем дневнике Батыр Закиров с горечью писал: «Не удался и сегодняшний день. Настроение было испорчено с утра сообщением о том, что и сегодня сцена будет занята целый день. А сцены для прогона у нас нет…, вырвать у филармонии Назаров не смог. А ведь завтра концерт, и очень ответственный. Что же делать? Кому жаловаться? Куда деваться?».
В 1978 г. в Иркутске состоялся последний концерт Ташкентского «Мюзик-холла». Неразрешимость многих финансовых и организационных проблем, скопившихся за многие годы у «Мюзик-холла», стала причиной того, что в 1979 г. коллектив был расформирован. Ташкентскому «Мюзик-холлу» сопутствовала яркая, но короткая сценическая жизнь. Однако его деятельность оставила глубокий след в узбекском музыкальном искусстве и подняла национальную эстраду на качественно новый уровень.
Закиров, Батыр Каримович
| Батыр Каримович Закиров Ботир Зокиров | |||
![]() | |||
| Основная информация | |||
|---|---|---|---|
| Дата рождения | 10″ 78 об/мин | ||
| 1959 | Д—005074-5 | 3 песни на пластинке «Узбекские артисты эстрады» 2. О светоч грёз моих (Фарид аль-Атраш) — на арабском языке | 8″ 33 об/мин |
| 1960 | Д—6865-6 | 4 песни на пластинке «Эстрадный оркестр Узбекистана» 2. Я плачу о прошлом (С. Фатх-Алла) — на арабском языке | 10″ 33 об/мин гранд |
| 1961 | Д—8849-50 | Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (шестая серия)» 3. Жалоба моего сердца («Служба» — Ш. Чоудхури) | 10″ 33 об/мин гранд |
| 1961 | Д—8991-2 | Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (седьмая серия)» 6. Любовь («Сыну пора жениться» — З. Шахиди и Ю. Тер-Осипян) — на таджикском и русском языках 3. О цветок (С. Фатх-Алла) — на арабском языке (араб. Ya zahra ) На узбекском и русском языках | 10″ 78 об/мин |
| 1963 | Д—11633-4 | Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (одиннадцатая серия)» 4. Лирический вальс («Когда цветут розы» — С. Юдаков) — на узбекском и русском языках На языках: французском (1, 2), узбекском (3), фарси (4) | 7″ 33 об/мин миньон (EP) |
| 1967 | Д—20389-90 | Одна песня на сборнике «Мелодии экрана (шестнадцатая серия)» 5. Песня из к/ф «Когда приходит любовь» (Р. Шанкар (англ.) русск. ) — на языке хинди Эстрадный оркестр под управлением Ю. Силантьева | 7″ 33 об/мин миньон (EP) |
Фильмография
Роли в кино
Вокал
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Закиров, Батыр Каримович» в других словарях:
Закиров Батыр Каримович — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия
Закиров, Джамшид Каримович — Джамшид Закиров Jamshid Zokirov / Жамшид Зокиров Имя при рождении: Джамшид Каримович Закиров Дата рождения: 11 июля 1948(1948 07 11) … Википедия
Закиров, Батыр — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия
Закиров Б. — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия
Закиров Б. К. — Батыр Закиров Батыр Каримович Закиров узбекский, советский певец, художник и литератор. Народный артист Узбекистана. Дата рождения: 26 апреля … Википедия
Закиров — Закиров фамилия среднеазиатского и кавказского происхождения Известные носители: Закиров, Александр Сергеевич (род. 1992) российский хоккеист. Закиров, Ахмет Закирович (1911 1988) Герой Советского Союза. Закиров, Батыр Каримович … Википедия
Батыр Закиров (1970) — Основная статья: Закиров, Батыр Каримович Батыр Закиров студийный альбом Батыра Закирова Дата выпуска 1970 … Википедия
Поёт Батыр Закиров — Основная статья: Закиров, Батыр Каримович Поёт Батыр Закиров студийный альбом Батыра Закирова Дата выпуска 1970 … Википедия
Новое в блогах
Батыр Закиров
УЗБЕКСКОЕ ТАНГО БАТЫРА ЗАКИРОВА
Батыр родился в Москве 26 апреля 1936 года в роддоме № 1 на Арбате.
Его отец Карим Закиров – советский певец (баритон) – основатель династии. Сам он был отнюдь не голубых кровей, происходил из семьи трудолюбивой и грамотной, в которой понимали и ценили искусство. Его отец Закир-аксакал был уважаемым человеком. Мастер на все руки, он был и жестянщиком, и плотником, и даже портным.
Сценическую деятельность начал в 1929 г. как драматический актёр. В 1934–36 гг. занимался в Московской консерватории (Узбекская студия, класс Н.И. Сперанского). А в 1939 году Кариму Закирову было присвоено звание народный артист Узбекистана.
Мать – Шоиста Саидова. Какого звания достойна женщина, родившая и воспитавшая двух народных артистов и двух заслуженных артистов республики? При этом она создала условия для своего мужа, который также стал народным артистом. Её отец Саид-Кори происходил из богатой семьи, которая в годы коллективизации была раскулачена. Получил хорошее образование, знал семь языков – арабский, фарси, турецкий и другие, мог наизусть декламировать Коран. Люди помнят его добрые дела, он устраивал в махалле свадьбы для бедняков. Со своей будущей женой, Шоистой, исполнительницей народных ляпаров, Карим познакомился в Москве в оперно-театральной студии, где они вместе учились. Там они поженились, там же родился старший сын Батыр. Шоиста после окончания студии работала в театре музыкальной комедии им. Мукими. Она была необыкновенной красавицей, об этом рассказывали все, кто знал её в юности, и обладала совершенно неповторимым голосом. О ней говорили: женщина с характером, но очень справедливая. Когда на свет появился первый внук, она ушла из театра в расцвете артистической карьеры. В семье Карима и Шоисты Закировых было пятеро сыновей и одна дочь. Батыр, Луиза, Науфаль, Джамшид, Фаррух, Равшан – эти имена знает любой житель Узбекистана. Шоиста Саидова скончалась в 2000 году в возрасте 80 лет.
Батыр Закиров был одним из организаторов Государственного эстрадного оркестра УзССР. C его именем неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства в Узбекистане, базирующегося на традиционной национальной тематике. В 1972 году в Ташкенте им был создан первый на Востоке и третий в СССР мюзик-холл, которым он руководил, а также был его режиссёром, художественным руководителем и ведущим солистом. Здесь он продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными направлениями.
Батыр Закиров был талантлив и во многих других областях творчества: живописи, режиссуре, беллетристике, однако, к сожалению, тяжёлая болезнь, преследовавшая его с молодости, не дала ему в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Всё его детство и отрочество было связано с искусством. Казалось, что Батыр родился уже влюблённым в театр. Ещё в детстве они с сестрёнкой Луизой устраивали небольшие спектакли, копируя игру актёров, увиденную в спектаклях театров, где работали мама и папа. Прокравшись в мамину комнату, дети, как настоящие артисты, гримировались, надевали на себя костюмы. Маленькие артисты пытались даже ставить целые кукольные спектакли, где всё, начиная с кукол и кончая декорациями, делали своими руками.
Отец рассказывал детям много интересного об истории Узбекистана, о древних городах Самарканде, Бухаре и Хиве, о легендарных героях народных преданий. Много раз читал им бессмертные лирические поэмы Алишера Навои «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин».
В 1955 году Батыр стал резко худеть. Домашние с трудом уговорили его лечь на обследование в клинику.
По состоянию здоровья Батыру пришлось бросить консерваторию, и он поступил в театральный институт. Но петь продолжал. В это время студенческий вокальный ансамбль «Юность» института готовил репертуар для участия во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, проходившем в 1957 году. Узнав, что ансамбль едет на фестиваль, мама сказала:
– Сынок, я думаю, что тебе нужно выучить новую песню.
– А кто же напишет песню и когда я успею её выучить? – удивился Батыр.
– Не беспокойся, я сама напишу, и вы с Луизой вместе споёте, – решительно сказала Шоиста-апа.
Буквально за неделю были написаны слова и музыка песни «Узбекистан – Родина моя» и артисты разучили её. Тогда Батыр ещё раз убедился, в каких муках рождается настоящее произведение.
Во время выступления в Москве брат с сестрой, вложив всю душу, вдохновенно спели песню. Зал взорвался аплодисментами, зрители долгими овациями не отпускали молодых исполнителей. Песня «Узбекистан – Родина моя» получила бронзовый приз фестиваля. Так, в Узбекистане на базе ансамбля «Юность» образовался первый эстрадно-симфонический оркестр.
В 1968 году узбекских артистов пригласили на гастроли в Таллинн. Батыр решил представить эстонским зрителям не просто певцов и музыкантов, а показать на сцене некий восточный базар – с его красками, шутками, с колоритными фигурами, с песнями и танцами. Для постановки он привлёк Александра Гинзбурга – знатока народных обычаев и традиций, режиссёра театра им. Хамзы. Вместе они собрали в этот концертный «базар» всё лучшее, что было на узбекской эстраде. А гастроли в Эстонии и других республиках показали, насколько Б. Закиров и А. Гинзбург были правы в своём желании приблизить эстраду к народному творчеству. Выступление узбекских артистов везде принималось зрителями восторженно. Газеты отмечали, что на их представлениях царит атмосфера праздника.
Публика, слушатели не забыли любимого певца и горячо приветствовали возвращение Батыра Закирова на эстраду. Помнили о нём и друзья. Александр Конников готовил в это время вместе с французскими продюсерами Кокатриксом и Юрком концертную программу для гастролей в Париже. Узнав о выздоровлении артиста, Конников немедленно позвонил и пригласил его принять участие в этой поездке. Выступать на сцене парижского зала «Олимпия» были удостоены звёзды музыкального искусства мировой величины. Среди них такие имена, как Эдит Пиаф, Мирей Матье, Лайза Минелли, Пласидо Даминго и другие. Поэтому Батыр с большим волнением ждал своего выхода на сцену. Выступление узбекского певца в парижской «Олимпии» было триумфальным. Он покорил изысканную публику голосом, манерой держаться на сцене, своей смелостью. Ведь этот худощавый, смуглый, сладкоголосый парень, прекрасно исполнивший мелодии далёкого, непонятного Востока, осмелился соперничать с их кумирами – шансонье Ш. Азнавуром, Ж. Брелем и Э. Масиасом! Французы давно привыкли к ним, знали и пели их песни, любили их за неподражаемость импровизаций. И вдруг этот молодой человек спел песни великих шансонье «Не покидай меня», «Девушка моей страны» на французском языке. И как спел! Если закрыть глаза, можно было подумать, что поёт француз. Только в сравнении с шансонье в этой мелодии было больше чувства, больше сердца и души. Французские зрители приветствовали Батыра Закирова бурными овациями. Для них он стал своим.
Из воспоминаний Батыра Закирова:
– «. В газетах появились первые отзывы о наших концертах. В одном из них меня сравнивают с Шарлем Азнавуром. Это ужасно приятно.
. Познакомился с Мариной Влади. Очень скромно одета. Удивительно приветливая женщина, и без всяких претензий. Долго гуляли по Елисейским полям. Пели грузинские песни. Отчего-то было грустно и хорошо. »
По возвращению в Ташкент он загорелся новой идеей. Артисту очень хотелось, чтобы узбекская эстрада имела своё оригинальное лицо, чтобы она была привлекательна и узнаваема в любом городе, в любой стране. Успех воодушевил Батыра. Теперь он решил создать ещё более многогранный концертный спектакль – узбекский мюзик-холл: с единой сюжетной линией, со своим оркестром, солистами, кордебалетом. Задача стояла грандиозная. В то время во всём Советском Союзе было только два мюзик-холла – в Москве и Ленинграде.
В жизни Батыра Закирова начался новый этап – работа, на которую ушли годы. Он пригласил из Москвы для создания сценария и постановки мюзикла талантливого режиссёра Марка Захарова и артиста эстрады, ироничного и щедрого на шутки Александра Ширвиндта. С прекрасным ташкентским художником Г. Юнгвальд-Хилькевичем обсуждал декорации, костюмы, световое оформление. Бегал по административным кабинетам, добиваясь выделения для артистов квартир и мест в общежитии, инструментов для оркестра, реквизита для спектакля. На постановку мюзикла потребовалось более миллиона рублей – сумасшедшие для того времени деньги.
Наконец, к июню 1973 года титанический труд по созданию первого узбекского мюзикла был завершён. Называлось представление «Путешествие Синдбада-морехода». Появление узбекского мюзикла стало, безусловно, событием всесоюзного значения. Почти тотчас после премьеры в Ташкенте «Синдбад» начал своё путешествие по Союзу. Первое выступление состоялось в Ленинграде в киноконцертном зале «Октябрьский». К Батыру в кулисы заходили выдающиеся артисты Е. Копелян, В. Стржельчик, режиссёры Г. Товстоногов, И. Владимиров, выражая своё восхищение спектаклем. Однажды после того, как Батыр спел свои песни во втором отделении мюзикла и зал разразился аплодисментами, на сцену вышла седая женщина. Она протянула Батыру булку чёрного хлеба и негромко сказала:
– Примите, пожалуйста, от меня. от блокадницы Ленинграда. Это самое дорогое, что у меня есть. Да хранит вас Бог.
Артист взял хлеб, по-восточному приложил его сначала ко лбу, затем к сердцу, низко поклонился женщине и сказал:
– Спасибо. – больше он не смог выговорить ничего – сжало горло.
Приближалась круглая дата в его жизни – пятидесятилетие. Зимой 1984 года Батыр почувствовал режущие боли в правом боку. Однако он продолжал выступать в концертах, превозмогая боль. Родные настояли на обследовании. Врачи вынесли страшный диагноз: запущенная стадия цирроза печени. Состояние ухудшалось с каждым днём. Батыр знал, что его болезнь неизлечима, что жить осталось немного. По сути своей романтик, Батыр продолжал строить планы на будущее: совершенно в новом направлении запись песни, сделать персональную выставку живописных и графических работ, сыграть хорошую роль в кино.
– Я теперь понимаю, что чувствовала Жанна д`Арк, когда её сжигали на костре. У меня всё горит внутри. Если бы чего-нибудь холодненького выпить.
23 января 1985 года утомлённое сердце Батыра Закирова остановилось.
Прощание с певцом проходило в филармонии, в концертном зале им. Свердлова (ныне на его месте располагается Республиканская фондовая биржа «Тошкент»). Когда начался вынос тела, зазвучало «Арабское танго». Тысячная толпа, собравшаяся у театра, услышав голос артиста, вздрогнула. У всех на глазах были слёзы. Траурная процессия всё разрасталась, превращаясь в людской поток. Народ хоронил своего любимого певца.
«Где найти мне ту песню, что станет судьбой
И заставит людей стать добрее и чище,
Где найти мне ту песню, зовущую в бой,
С лицемерьем и ханжеством, подлостью, трусостью?


