Белинский пишет что плач ярославны дышит глубоким чувством это не жена

Размышляем о прочитанном о полке игореве

В. Г Белинский в «Статьях о народной поэзии» пишет:
» Плач Ярославны дышит глубоким чувством Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без углу, без куска, это любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, что бы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и оттереть им кровавые раны на тее возлюбленного»
Согласны ли вы с мнением знаменитого критика? Каким вам представлялся образ Ярославны?

Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьтесь рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова о полку Игореве».

Поэтическое высказывание В. Г. Белинского нельзя назвать «мнением», как это сделано в вопросе. Соглашаться или не соглашаться тут не с чем. Безусловно, Ярославна жалеет не о «потере кормильца», волнуется не о материальном состоянии вдовы погибшего князя, она любит человека и желает, чтобы он вернулся. Критик использовал стиль «Слова. », чтобы описать эпизод, и сделал это красиво.

Ярославна представляется молодой красивой женщиной с плавными очертаниями лица, большими синими или зелёными глазами. Под круглой шапочкой, отороченной мехом, — платок. Она в длинном одеянии. Её движения полны скорби и печали, потому что от мужа нет никаких вестей. У неё тихий и скромный характер, но при этом очень преданный и стойкий.

каково значение князей Игоря и Всеволода за единение сил русского воинства.

Игорь и его брат Всеволод меньше всего заняты мыслью о единении сил русского воинства. Они собирают немногочисленные дружины своих ближайших родственников для того, чтобы тайком от других русских князей напасть на половцев. По существу, братья организуют грабительский поход, который приводит к позорным результатам: впервые русские князья попадают в половецкий плен. Этот результат, по мысли автора «Слова. », должен — от противного — повлиять на объединение русских князей. Но процесс децентрализации на том истррическом этапе был неизбежен.

Характеристика героя Игорь
Игорь был сыном Святослава. Он­ был великим князем, обладал большой властью над людьми и землями. Игорь­ был очень смелым и амбициозным. Он хотел завоевать себе славу с помощью воинских подвигов. Так как его отец, Святослав, был­ очень знаменит своей смелостью и мудростью в боях, Игорь хотел показать, что он тоже­ может постоять за свои земли и защитить их от набегов врагов. Именно поэтому он собирает войско и отправляется в поход. Но он не глуп и понимает, что один он не справится, поэтому он зовет себе в помощь своего брата, Всеволода, который также готов повоевать за родные земли и имеет большое храброе войско. Игорь обладает даром убеждения и харизмой, это помогает ему собрать войско и отправится в путь для того, чтобы добыть славы и почестей и защитить русские земли от половцев.

Но Игорь не только смел для того, чтобы участвовать в бою, он также осмеливается бросить вызов природным явлениям. В то время, природным явлениям уделялось очень большое внимание, поэтому то, что Игорь не обратил внимания на затмение солнца, говорит о его большой храбрости, даже безрассудности. ­ Это также говорит о том, что он­ умеет убеждать, так как его дружина пошла за ним, несмотря на то, что­ придавала большое значение всего, что связано с предсказаниями.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Слово о полку Игореве (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 8-10, стр. 33-34)

Вопросы и задания (10 стр.)

1. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге «Слово о полку Игореве» (серия «Литератур­ные памятники»), подчеркнув главные мысли автора.

Главными мыслями очерка Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» являются:

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведе­ние?

События «Слова о полку Игореве» происходили более восьми веков назад, и, чтобы понять произведение, необходимо разобраться в них.

Раздробленность Руси начинается после смерти Ярослава Мудрого (1054), который завещал своим пятерым сыновьям жить в мире, слушаться старшего брата и укреплять страну. Но на деле получилось обратное: князья стали соперничать между собой за земли, иногда обращаясь за подмогой к половцам, и начались усобицы.

В 1113 году киевским князем становится Владимир Мономах, который еще 20 лет назад показал себя человеком особенным: он добровольно отдал Чернигов своему двоюродному брату Олегу Святославовичу, приведшему под стены города половцев, что грозило смертью мирным жителям. За двенадцать лет княжения Владимира Мономаха в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. После его смерти Русью правил Мстислав Великий (сын Мономаха), и еще семь лет никто из князей не решался на распри.

Спокойствие Руси было нарушено с 1132 года – начались усобицы среди потомков Мономаха, вражду подхватили потомки Олега Святославовича, и раздробленность стала фактом.

До событий, описанных в «Слове…», оставалось еще более 50 лет. За это время много произошло событий: княжества укреплялись и ослаблялись, даже Киев подвергался разгрому и потерял свое могущество. Борьба князей за первенство продолжалась.

Несмотря на раздробленность, русские земли объединяла православная вера, общая пись­менность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. А народ ещё пом­нил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, кня­жившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев. Исторический поход Игоря имел ярко выраженный грабительский характер.

Что касается времени создания «Слова о полку Игореве», то академик А.А. Зализняк и профессор А.Н. Ужанков установили время написания –1200 год, спустя 15 лет после трагический событий похода Игоря. В 2020 году А.Н. Ужанков выпустил книгу «Слово о полку Игореве» и его автор», где называет автором древнего памятника игумена Моисея Выдубицкого, который до монастыря был боярином, дружинником, участвовал в походе с Игорем и оказался среди тех 15 человек, которым удалось вернуться на родину.

3. Прочитайте текст «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого (о творчестве Н. А. Заболоцкого Вы може­те прочитать на с. 134-152 второй части учебника), позна­комьтесь с историей рукописи по рассказу литературоведа Н. Гудзия. Расскажите о своих впечатлениях.

«Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, но перевести его точно не удается до сих пор, потому что древний язык отражал мировоззрение того времени, которое современным людям и даже людям XIX века оказалось недоступно. Мир изменился. Художественный перевод Николая Заболоцкого – это его интерпретация исторических событий, где действия и переживания героев наделяются современным мироощущением, так что сравнивать первоисточник и вольный перевод ни в коем случае нельзя.

История рукописи впечатляюща. Почти пять веков пролежала она в безызвестности, что в общем-то и неудивительно, потому что, как мы знаем, историческая наука в России появилась только в XVII веке. И, несмотря на пожар в Москве и уничтожение подлинника, это произведение осталось жить и направлять ученых на исследование древней Руси, ее языка и понимание мировоззрения.

До сих пор ученые надеются, что когда-нибудь найдутся и другие тайные хранилища, например, библиотека Ивана Грозного.

Вопросы и задания (стр. 33-34)

1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и поче­му оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

Смысл «Слова…», прежде всего, в патриотической идее объединения Руси. Князья должны думать о русской земле и народе, а не соперничать друг с другом за власть. Поход Игоря, не имеющий никакого смысла, кроме личных амбиций князя, открыл половцам дорогу на Русь, привел к гибели пяти тысяч человек, сам Игорь Святославович оказался в плену. Но тем не менее автор, осуждая Игоря, уважает его, и прежде всего за то, что князь Игорь осознал свои ошибки и раскаивается. Раскаивается не только за этот неудачный поход, но и за совершенные ранее в усобицах злодеяния. И только поэтому Бог помогает Игорю бежать из плена, а в дальнейшем в 1197 году стать князем в Чернигове. «Слово…» – это и глубоко религиозное православное произведение.

Идейный центр повествования заключен в «Золотом слове» Святослава, в котором проявляется авторский замысел. В «Золотом слове» Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на полов­цев. Святослав сожалеет, что сила и храбрость князей пропадают в усобицах. Святослав призывает князей думать не только о своих землях, но и о Руси. Святослав готов прийти на помощь пленникам.

Все, что говорит Святослав, близко и автору произведения. После важных, веских, мудрых, отеческих слов Святослава (золотого слова) автор сам обращается к князьям. И его слово можно назвать горьким, потому что не о славных победах идет речь, а о разобщенности русских князей. Автор обращается к Всеволоду-Большое Гнездо, который не спешит на помощь. Второе обращение – к братьям Давиду и Рюрику Ростиславовичам, которые не могут перешагнуть личные обиды и тоже остаются в стороне от происходящего. Третье обращение направлено отцу Ярославны, Осмомыслу, князю Галицкому. И далее автор перечисляет многих славных князей Руси, прославляя их подвиги и призывая к единению. В своих обращениях автор «Слова…» доходит до первопричины раздробленности и разрозненности русских княжеств и напоминает князьям о кровном родстве.

Автор «Слова о полку Игореве» очень образованный человек, он знает историю всех княжеств, подвиги князей и их родословные. Автор описывает битву Игоря с половцами не с чьих-то слов, а как участник сражения. «Золотое слово» Святослава он передает, как будто сам был рядом с киевским князем, когда тому принесли весть о гибели дружины Игоря. События, описанные в произведении, и для самого автора находятся уже в далеком прошлом, поэтому с высоты лет и жизненной мудрости точно расставлены акценты и дана оценка происходящему на Руси с точки зрения православия.

2. Какие приемы помогают автору «Слова. » создать харак­теры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

Сравнения: Всеслав «вы­скочил из Белгорода зверем», Ярославна кличет, как «кукуш­ка раннею весною» (в тексте Н. А. Заболоцкого повторяется это не очень понятное сравнение. В изначальном тексте Яро­славна названа некоей «зигзицей», то есть, скорее всего, чай­кой), князь Игорь в зависимости от ситуации сравнивается (превращается) то в горностая-белку, то в серого волка, то в сокола;

Повторы: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубо­ким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска. это. лю­бящая душа тоскливо порывается к своему милому, к сво­ей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и оте­реть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белин­ский. Статьи о народной поэзии.)

Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

В.Г. Белинский услышал в плаче Ярославны любящую душу, страдающую от неизвестности о судьбе мужа, готовой броситься на помощь любимому. И никак по-другому слова жены Игоря и невозможно понять, ведь в них только любовь к человеку, а не к его положению и состоянию.

В моем воображении предстает образ высокой, статной, красивой женщины, на ней длинные черно-красные одежды, отороченные мехами. У нее сильный характер, она исполнена веры в то, что ее любовь спасет мужа.

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова. ».

Князь Игорь и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, искали славы только для себя, и поэтому лично они никакого вклада не сделали. А вот их поражение болью откликнулось на Руси и стало одной из причин того, что русские князья задумались об объединении, как минимум для борьбы с внешними врагами.

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, наклика­ют, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, мо­лит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

Сложить песнь – увековечить, восславить подвиги в слове (песня, былина, легенда, повесть).

Отвагою запалил себя – стал смелым, настроился на яростное противостояние.

Заострил сердце – направил все помыслы и действия на задуманное.

Накликают – совершать действия, которые приведут к беде.

Грозу суля – обещая грозу.

Крамолу ковал – готовил измену, за спиной вёл предатель­скую деятельность.

Изронил золотое слово – произнёс редкое по мудрости суж­дение, которого долго ждали.

Молит – уговаривает, просит.

Величать – с уважением называть.

Запричитала – заголосила, зарыдала, произнося слова сожаления.

Эти слова и словосочетания играют роль художественных и выразительных средств, раскрывающих эмоциональное напря­жение повествования и создающих определенные образы у чи­тателей.

6. Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и в чем отличие от литературного памятника «Слово о полку Игореве»?

Опера А.П. Бородина написана по мотивам «Слова о полку Игореве» и поэтому не воспроизводит событий произведения. В опере есть герои, которых нет в «Слове…», например, Ерошка и Скула. Также в музыкальном произведении много отступлений от текста: брат Ярославны хочет стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь, нет в опере киевского князя Святослава, также у Бородина по-другому заканчивается произведение: встречей Ярославны и Игоря.

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстра­тор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

На гравюре «Солнечное затмение» мы видим, что Игорю зовет дружину двигаться вперед, и практически все воины смотрят на князя, полностью доверяя ему, веря в его доблесть. Иллюстрация украшена орнаментом, в верхней части выше орнамента летят хищные птицы, предвещающие беду. На гравюре «Плач Ярославны» мы тоже видим орнамент и птицу, с которой сравнивает автор «Слова…» жену Игоря. Обе иллюстрации отражают поэтику произведения, воплощая в рисунке связь природы и человека, как это мы видим у автора XII века. Художник подчеркивает в портретах героев черты, на которые обращает внимания и автор: решимость и мужество Игоря, женскую тревогу и решимость Ярославны.

Развивайте дар слова

1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особеннос­тях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения.

Закрываю глаза и вижу его, автора «Слова…» в маленькой келье. Он перебирает огромные книги и свитки. Седовласый, крепкий старик в рясе встает, его ясные, мудрые глаза устремлены куда-то в пространство… Мне кажется, что он видит меня, и я решился:

– Отче, восемь веков нас разделяют, можем ли мы понять друг друга?

– Отчего же не понять?! Коли Русь стоит, коли жива вера православная, значит, и мы не зря землю топтали и хлеб ели. Значит, во всех последующих поколениях были такие, как я раб божий, кто хотел разбудить в людях хорошее: совесть да любовь.

– Но ведь князь Игорь ни за что погубил свою дружину, открыл дорогу половцам, какая там любовь и совесть?

– Гордость чрезмерная да себялюбие привели Игоря к плену и позору. Такое с каждым может случиться. Но не каждый может не только осознать свои ошибки, но раскаяться, покаяться в них и направить сердце свое на служение людям. Таких и Бог прощает, и человек уважает, и другим он наука.

– Так главное в твоем «Слове…» это?

– Чтобы главное в «Слове…» понять, надобно Бога принять, Родину любить и людям служить, а иначе слова так и останутся пустым звуком – открываются они только когда сердцем человек читает.

2. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова о полку Игореве».

Солнце красное всю землю освещает, всё живое на ней согревает.

А сердце, любовью полное, душу освещает и надежду согревает.

Ярославне наше слово похвальное за любовь ее безграничную,

за характер ее стойкий, слово нежное.

На таких, как она, Русь держалась в веках,

и поныне Россия на такой любви держится.

3. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил свое златое слово» в предложения соб­ственной конструкции.

В современном русском языке данные выражения являются устойчивыми, но приобрели они ироничный подтекст. Когда человек долго и нудно что-то объясняет, сам получая удовольствие от говорения, то про него и говорят: растекался мыслию по древу.

Начальник долго думал над предложением сотрудников и наконец изронил свое золотое слово. Как видим, и в этом предложении смысл «золотого слова» снижен, потому что совсем не обязательно то, что скажет начальник, будет мудрым и долгожданным.

Как мы узнали позже: Сидоров ковал крамолу против нашего отдела лет пять, сливая информацию конкурентам.

Письменно:

Какой план сочинения, доклада, эссе можно составить на темы: «Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»; «В чем пафос памятника «Слово о полку Игореве»?»; «В чем актуальность этого произведения в наши дни?»; «Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»?

«В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве»?»

«В чём актуальность этого произведения в на­ши дни?»

Источник

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 16

Теперь нам следовало бы говорить <111>о «Сказании о нашествии Батыя на русскую землю» и о «Сказании о Мамаевом побоище»; но мы скажем о них очень немного. Оба эти памятника нисколько не относятся к поэзии, потому что в них нет ни тени, ни призрака поэзии: это скорее памятники даже не красноречия, а простодушной реторики того времени, которой вся хитрость состояла в беспрестанных применениях к Библии и выписке из нее текстов. Гораздо любопытнее «Слово Даниила Заточника». Оно также не относится к поэзии, но может служить образцом практической философии и ученого красноречия XIV века <112>. Даниил Заточник был человек глубокой учености в духе своего времени; «Слово» его отличается умом, ловкостию, а местами и чем-то похожим на красноречие. Главнейшее его достоинство состоит в том, что оно так и дышит духом своего времени. Писано оно в заточении, к князю, у которого нша Заточник надеялся вымолить себе прощение и свободу. Не теряя из виду главного предмета своего послания, Заточник бевирестанно пускается в разные суждения. Между прочим, распространяясь о своей нищете, говорит:

Богат муж везде знаем есть; и в чюжой земле друзи имеет, а убог и во своих невидимо ходит. Богат возглаголет, вси возмолчат и слово его вознесут до облак; а убог возглаголет, вси на нь кликнут и уста ему заградят: _их же ризы светлы, тех и речь честна_.

Подлещаясь к князю, он так восхваляет его:

Птица бо радуется весне, а младенец матери, так и аз, княжс господине, радуются твоей милости; весна убо украшает цветы землю, а ты, княже господине, оживлявши вся человеки своею милостью, сироты и вдовицы, _от вельмож погружаеши_. Княже господине! яви мне зраак лица твоего, яко глас твой сладок, и образ твой государев красен, и лицо твое светло и благолепно, и разум Твой государев яко же прекрасный рай многодлодовит.

Мольбы Заточника к князю возвышаются иногда до истинного красноречия:

Но егда веселишися многими брашны, а меня помяни сух хлеб ядуща; или пиеши сладкое питие, а меня помяни, теплу воду пьюща и праха нападша <113>от места заветреня; едга ляжеши на мягких постелях под собольими одеялы, а меня помяни под единым платом лежаща, и зимою умирающа, и каплями дождевыми яко стрелами сердце проницающе.

Особенно замечательно следующее место в «Слове» Заточника, где он дает князю совет уважать ум больше богатства и говорит о самом себе с каким-то наивным возвышенным сознанием собственного достоинства:

Княже, господине мой! не лиши хлеба нища мудра, ни вознеси до облка богатого безумна, несмыслерна: нищ бо мудр, яко злато в калне сосуде, а богат красен несмыслен, то аки паволочитое зголовье, соломы наткано. Господине мой! не зри внешняя моя, но зри внутреняя: аз бо одеянием есть скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смыслом, бых мыслию яко орел паряй по воздуху. Но постави сосуды скудельничьи под поток капля языка моего, да накаплют ти сладчайши меду словеси уст моих.

Описывая, далее, глупцов, Заточник впадает в исттинный сарказм:

Не сей бо на браздах жита, ни мудрости на сердце безумных: безумных бо ни орют, ни сеют, ни в житницы собирают, но сами ся рождают. Как во утел мех воду лити, так безумного учити; псом и свиниям не надобно злато и сребро, ни безумному мудрая словеса <114>. Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.

Заметно, что Даниил Заточник пострадал от злых наветов со стороны бояр и жены князя; по крайней мере ничем иным нельзя объяснить следующей грозной филиппики против дурных советников и дурных жен:

Княже, мой господине! не море топит корабли, но ветри; а не огонь творит разжжение железу, но надымание мешное: тако же и князь не сам впадает во многие в вещи худые <115>, но думцы вводят. С добрым бо думцею князь высока стола додмается, а с лихим думцею думает, и малого стола лишен будет. Глаголет бо в мирских притчах: не скот в скотех коза, и не зверь во зверех еж, не рыба в рыбах рак, не птица во птицах нетопырь, а не муж в мужех, кем своя жена владеет; не жена в жпнах, иже от своего мужа. ; не работа в работах под жонками воз возити. Дивее дива, кто поймает жену злообразну, прибытка ради. <116>лепше вол ввести в дом свой, нежели злая жена поняти: вол бо не молвит, ни зла мыслит; а злая жена _биема_ бесится, а кротима высится, в богачестве гордится, а в убожестве иных осуждает. Что есть жена зла? гостиница неусыпаемая, купница бесовская. Что есть жена зла? мирскы мятежь, ослепление уму, началница всякой злобе, во церкви бесовская мытница, поборница греху, засада спасению.

Не выписываем до конца этой энергической выходки: это только начало, слабейшая часть ее. Вместо ее, выпишем окончание Заточникова послания: оно до такой степени в духе времени, что из красноречивого становится поэтическим, и потому особенно интересно.

Источник

Слово о полку Игореве. Часть 3 (страница 10)

А не всем рекам такая слава.
Вот Стугна, худой имея нрав,
Разлилась близ устья величаво,
Все ручьи соседние пожрав,
И закрыла Днепр от Ростислава,
И погиб в пучине Ростислав.
Плачет мать над темною рекою,
Кличет сына-юношу во мгле,
И цветы поникли, и с тоскою
Приклонилось дерево к земле.

Не сороки во поле стрекочут,
Не вороны кличут у Донца —
Кони половецкие топочут,
Гзак с Кончаком ищут беглеца.
И сказал Кончаку старый Гзак 2 :
— Если сокол улетает в терем,
Соколенок попадет впросак —
Золотой стрелой его подстрелим.—
И тогда сказал ему Кончак:
— Если сокол к терему стремится,
Соколенок попадет впросак —
Мы его опутаем девицей.
— Коль его опутаем девицей,—
Отвечал Кончаку старый Гзак,—
Он с девицей в терем свой умчится,
И начнет нас бить любая птица
В половецком поле, хан Кончак!

2 Кончак, Гзак — половецкие ханы.

И изрек Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
— Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво.—
Мрак стоит над Русскою землей:
Горько ей без Игоря одной.

Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.

Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.

По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице Святой.

И страны рады,
И веселы грады.

Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:

Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!

1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

2 Какие приемы помогают автору «Слова. » создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска. это. любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.)

Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова. ».

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

6 Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и отличие от текста «Слова о полку Игореве»?

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *