белые ночи почтальона алексея тряпицына актеры и роли
Фильмы и Сериалы 12+
О чем фильм
В отдаленной деревне, добраться до которой можно только по воде окружающего ее озера, единственная связь с внешним миром — почтальон Леха. Несмотря на то, что неподалеку находится космодром Плесецк, местные жители живут как будто в позапрошлом веке. Когда у Лехи пропадает лодочный мотор, нарушается привычный ритм не только его жизни, но и жизни всей деревни. Почтальон решает уехать в город за женщиной, в которую он влюблен, но скоро возвращается, сам не зная, почему.
режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер
Мне хотелось снять подробное исследование жизни человека, и тогда я стал думать: жизнь какого человека мне хотелось бы проследить? Ну а потом возникла идея: почтальон — замечательная профессия и в городе, и в деревне. Потому что он видит много разных людей, и с ним можно увидеть целый слой любого общества. Потом возникла мысль: почтальон, конечно, хорошо, а вот когда он в деревне — еще лучше. И мы стали искать.
Съемочная группа более полугода отсматривала потенциальных персонажей в разных регионах страны. Искали главного героя с интересной судьбой и подходящим окружением. Из пятидесяти кандидатов в итоге был отобран Алексей Тряпицын.
Леха был в какой-то страшной шапке, у него совсем не было передних зубов, и в его речи была понятной только каждая третья буква. …Мы объехали с Лехой его почтовый маршрут, познакомились с его друзьями-соседями, оцепенели от местных природных красот и уезжали уже с уверенностью, что герой и место найдены.
Практически все актеры, задействованные в фильме, — жители деревень, разбросанных по берегам Кенозера в Архангельской области, где проходили съемки. Еще одной отличительной особенностью картины стало отсутствие четко прописанного сценария — она снималась на основе житейских историй реальных людей, разработка сюжета велась на месте.
Снимать непрофессионалов очень сложно, потому что нужно создать картину из того, как складывается их жизнь. Нельзя дать им текст, чтобы они его выучили и говорили — это невозможно, поэтому мы шли за ними, они понимали нас, а мы их, — в общем, был момент абсолютного счастья. Это замечательные люди, они сказочные, только живут, конечно, в другом веке.
У нас не было сценария. Так, общая канва. Но и она поменялась за время съемок раз двадцать пять. Каждый день, выходя на съемки, мы не знали, что будем снимать, тут уж как получится. Вон, например, мужик по деревне идет, давайте снимем мужика. А вот конь, на котором вся деревня картошку пашет, ну, отлично, и коня снимем.
Главные герои
Почтальон Леха — Алексей Тряпицын
Родился и вырос в деревне на берегу Кенозера. Единственный из своей семьи остался жить в построенном отцом доме — братья и сестра давно разъехались.
Большой радости не было, я не любитель на камеру работать. Да и боялся. Сначала-то я думал, что повожу их на лодке, они деревни снимать будут. А они говорят: «Тебя будем снимать». Я: «Меня-то зачем? Какой из меня артист?» Даже присниться не могло такое!
Самое сложное было в камеру не смотреть. А когда я уже понял, что не надо, стало просто.
…Особо с меня ничего не требовали. Но если что-то у меня не получалось, Андрей Сергеевич, конечно, добивался. Но объясняет он все хорошо, по-простому, лучше некуда. И мне понятно, что нужно делать. Конечно, иной раз тяжеловато, замучивают непривычные повторения. Доходило до того, что у девчат из съемочной группы спрашивал: не дурачка я там играю-то? Девчата смеются: «Бросьте, все нормально!».
…А изменений в своей жизни я никаких не вижу. Просто я людей побольше узнал, кое-чему научился сам.
Ирина — Ирина Ермолова
Актриса екатеринбургского «Коляда-театра». Участие в картине — ее первая главная роль в кинофильме.
Тимур, сын Ирины — Тимур Бондаренко
Начинающий актер, найденный съемочной группой на кастинге в московской театральной студии.
Очень хорошо помню, как мы снимали сцену про то, как мы вдвоем с дядей Лешей ищем кикимору. Кикимора — это такая ведьма, которая живет в воде и хватает всех, кто не успел ее вовремя увидеть. В протоке было солнечно, но под деревьями очень страшно, и мы с дядей Лешей там заблудились, несколько раз проходили это место в поисках обратной дороги и под вечер услышали страшный крик. Я точно знаю, что это кричала настоящая кикимора, хоть мама мне и говорит, что ее не существует. Но ведь мамы там не было, откуда ей знать.
Колобок — Виктор Колобов
Реальный деревенский житель, пьющий сосед почтальона Алексея Тряпицына.
Я потом жалел, что согласился сниматься. Все хотел уйти в подполье, но Леха меня уговаривал: раз обещал, то надо. И говорил, что совсем не страшно. Оно и не страшно. Иногда мне говорили, что сказать надо, а иногда просто снимали, как мы с Лехой идем и разговариваем, или как я еще с кем разговариваю. Не скажу, чтоб вот очень интересно. А в кино я больше сниматься не хочу. Ну, если только очень будут уговаривать.
Как фильм приняли кинокритики
«Белые ночи…» стал лауреатом премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за режиссуру, а также получил награду «Green Drop Award» за внимание к экологическим ценностям. Кроме того, фильм рассматривался в качестве потенциального кандидата от России на премию «Оскар». Против номинации выступил сам режиссер Андрей Кончаловский, объяснив это тем, что выдвижение на «Оскар» противоречило бы озвученной им критике «голливудизации» российского кинематографа.
Дмитрий Быков, «Новая газета»: «Тут все рядом — мистика, космическая ракета, семейные шоу Первого канала, и все это друг другу не противоречит. Все вместе складывается в мистерию, в таинственную, глухую, одинокую жизнь. Это и есть русские «Сто лет одиночества», архангельское Макондо, которое обзаводится моторами и даже гаджетами, но в остальном никуда не уходит из ХV века».
Джон Блисдейл, Cine Vue: «Если бы Антон Чехов делал реалити-шоу, то «Белые ночи почтальона» Андрея Кончаловского вполне могли быть его работой».
Оливье Башляр, Abus de ciné: «Фильм, великолепный как в политическом, так и в эстетическом смысле».
Федерика Полидоро, Artribune: «Это фильм об универсальных ценностях, построенный на анекдотических и мимолетных деталях, которые Кончаловскому удается возвести до состояния абсолюта. Но это и новый современный взгляд «между строк» на Достоевского, и фантастика, отсылающая к Шагалу, и легкое касание Чехова. »
Андрей Кончаловский: «Это фильм — мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей. Я снимал кино про них, снимал вместе с ними, они мне помогали писать сценарий».
Выдающиеся работы актеров-непрофессионалов
«Пузырь» (Bubble), 2005
Исполнительница роли работницы кукольного завода Марты в фильме Стивена Содерберга Дебби Деберейнер 24 года проработала менеджером ресторана KFC и вышла на пенсию перед премьерой картины. Больше она нигде не снималась, несмотря на то, что критики благосклонно оценили ее игру, а фильм был номинирован на премию «Независимый дух» за лучшую режиссерскую работу.
«Гоморра» (Gomorra), 2008
Режиссер Матео Гарроне подбирал актеров на улицах неблагополучного района Неаполя Скампия. Среди них был реальный босс каморры с характерным шрамом. Фильм был высоко оценен критиками и был номинирован на множество премий. Самая значимая награда — Гран-при Каннского кинофестиваля.
«Слон» (Elephant), 2003
Весь актерский состав фильма Гаса ван Сента о стрельбе в американской школе состоял из непрофессионалов. Двух главных героев сыграли обычные студенты Эрик Дойлен и Алекс Фрост. Последний после «Слона» снялся в нескольких фильмах и сериалах. Картина ван Сента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, приз за лучшую режиссуру и несколько других престижных наград.
«Бумажная погоня» (Paper Chase), 1973
За участие в картине «Оскаром» за лучшую мужскую роль второго плана был награжден Джон Хаусман, для которого «Бумажная погоня» стала первым появлением на большом экране. Он родился в Бухаресте, во взрослом возрасте стал гражданином Великобритании и занимался торговлей зерном. Одновременно писал статьи и переводил на английский язык произведения европейских авторов. В 1925 году эмигрировал в Нью-Йорк, стал писать и ставить пьесы.
«Звери дикого юга» (Beasts of the Southern Wild), 2012
Дуайт Генри, сыгравший отца главной героини фильма, был и остается владельцем пекарни в Новом Орлеане. Кастинговая контора, занимавшаяся подбором актеров для картины, находилась напротив заведения Генри. Так он познакомился со съемочной группой и по просьбе продюсера Майкла Готтвальда попробовался на роль. Фильм получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля, два приза кинофестиваля «Сандэнс» и четыре номинации на «Оскар». Работа Дуайта Генри также была отмечена несколькими номинациями. После успеха «Зверей дикого юга» он снялся в оскароносном фильме «12 лет рабства».
«Класс» (Entre les murs), 2008
Фильм снят по роману Франсуа Бегодо «Между стен», причем автор сам написал сценарий и снялся в главной роли, не будучи профессиональным актером. Класс, в котором работает главный герой, также составлен не из актеров, а из обычных учащихся парижских школ. Фильм высоко оценили критики — он был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
«Капитан Филлипс» (Captain Philips), 2013
В фильме, номинированном в нескольких категориях на ведущие кинопремии, одну из главных ролей сыграл американец сомалийского происхождения Бархад Абди. Он переехал в США в возрасте 14 лет и до съемок в «Капитане Филлипсе» работал водителем лимузина, клерком и диджеем. За роль главаря пиратов Абдували Мусе Абди был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана.
«Поля смерти» (The Killing Fields), 1984
Хенг Сомнанг Нгор, сыгравший в фильме камбоджийского журналиста и переводчика, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, став одним из двух актеров-непрофессионалов, удостоившихся этой награды. Нгор родился в Камбодже и работал врачом, однако ему приходилось скрывать медицинское образование. Вся его семья погибла от рук Красных кхмеров, сам он находился в заключении около четырех лет. После падения режима Пол Пота Нгор уехал в Таиланд, а затем эмигрировал в США, где не смог заниматься медицинской практикой. Однако благодаря своему бэкграунду получил роль в «Полях смерти», которая помимо «Оскара» принесла ему «Золотой глобус» и премию BAFTA Британской киноакадемии и дала старт удачной актерской карьере.
«Лучшие годы нашей жизни» (The Best Years of Our Lives), 1946
За участие в фильме ветеран Второй мировой войны Гарольд Рассел получил «Оскар» за роль второго плана, став первым в истории непрофессиональным актером, удостоившимся этой награды (второй — Хенг Сомнанг Нгор). Рассел также стал единственным актером, получившим две статуэтки за одну роль, — он был награжден «почетным» «Оскаром» за вклад в реабилитацию ветеранов войны. После этого успеха Рассел снялся еще в нескольких фильмах. Он также запомнился довольно экстравагантным поступком — стал единственным лауреатом, продавшим оскаровскую статуэтку (хотя это запрещено правилами церемонии).
«Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket), 1987
В фильме, получившем множество наград и номинаций, в том числе номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, одну из главных ролей сыграл участник Вьетнамской войны Ли Эрмей. Изначально отставной инструктор по строевой подготовке корпуса морской пехоты США выполнял на площадке роль консультанта, но режиссер Стенли Кубрик, однажды услышав, как Эрмей орет на подчиненных, предложил ему сыграть сержанта Хартмана. После успеха фильма Эрмей снялся еще в нескольких картинах в похожих ролях.
Главный актёр фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» о дружбе с Андреем Кончаловским, о жизни после съёмок и о родном Кенозерье
Фото: Невские Новости / Надежда Дроздова
«Ты, Лёха нормальный мужик! Смотри, чтоб не испортился!». Алексей Тряпицын дал интервью корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
В трёх часах езды от самого северного космодрома в мире в Плесецком районе Архангельской области находится деревня Вершинино, куда в 2013 году приехал со съёмочной группой кинорежиссёр Андрей Кончаловский. Через два месяца съёмки окончились, а через год фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был удостоен «Серебряного льва», главного режиссёрского приза Венецианского кинофестиваля.
Кинокартина Кончаловского рассматривалась Оскаровским комитетом в качестве российского кандидата на премию «Оскар», однако режиссёр воспрепятствовал этому: «В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей». Андрей Кончаловский считает, что премия «Оскар» чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов. В итоге на премию выдвинули фильм Андрея Звягинцева «Левиафан».
Спустя пять лет после начала съёмок корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ отправилась в деревню Вершинино, чтобы познакомиться с Алексеем Тряпицыным и узнать, как изменилась его жизнь. Оказалось, что Алексей оставил почту и работает в пожарной службе.
Почта – это семейное, у меня мама на почте работала. Раньше как было: дороги нет, а народу почту неси. Случается, что ветер сильный на озере поднимается или лёд трескается, а везти пенсии надо. Сейчас я работаю в пожарной службе. Я ездил в Архангельск учиться, сначала в службе пожаротушения, потом на практику. Заступал на дежурство с сотрудниками МЧС, со всеми ездил на вызовы. Через полгода отправился в Учебно-методический центр, была дистанционная учёба, а потом зачёты и экзамены. Человек-то я не хилый: подтянуться и пробежаться смог. Мы лазали в форме, а форма-то у них нелёгкая! Теперь у меня есть диплом.
Прошло пять лет с начала съёмок фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Фильм показывали в кино и по телевидению, и вся страна узнала, кто такой почтальон Тряпицын, что существует деревня Вершинино…
А многие не знают. В октябре я ездил в Архангельск по делам и менял права на лодку (на маломерные суда у нас теперь права должны быть, менять надо раз в десять лет). Я встретился с молодым парнем из Устьянского района, и он говорит, что только сейчас фильм увидел и меня узнал. Кто-то может только через десять лет впервые фильм посмотрит!
За пять лет сильно жизнь изменилась?
Жизнь всё равно меняется, были съёмки или не было. Она не идёт однотонно. Не знаю, ушёл бы с почты или нет… Да и совпало – я женился, стал жить в Вершинино. Меня бы не взяли на работу, надо было именно здесь жить, чтобы устроиться в МЧС (прим.ред.: раньше Алексей жил в деревне Косицина). Не могу я жить за 10 километров отсюда. Начнётся пожар, и что я?
Сейчас у меня работа другая, зарплата больше, женился, круг общения у меня увеличился, немного разъездился, в Москву езжу иногда. Разнообразие есть. Я считаю, что жизнь изменилась.
Здесь меня периодически встречают – как мы с Вами, фотографируемся, общаемся. Это не сложно, никогда напора не было. Мне это не надоедает, а отказаться неудобно. Да и зазнаться – это не в моей компетенции. Пытались мне навеять звёздную болезнь, но это не ко мне. Ребята, с которыми я сдружился со съёмочной группы (операторы, механики, художники), говорили мне: «Ты, Лёха – нормальный мужик! Смотри, чтоб не испортился!».
Завершились съёмки, и Вас сразу в передачу «Вечерний Ургант» пригласили, в «Модный приговор». Мне кажется, в этот момент была опасность, что Вы начнёте страдать звёздной болезнью.
Возможно, потому что после этого меня звали на второй канал, потом на другой… Потом на передачу «Давай поженимся»: я тогда ещё не был женат, но уже были отношения с Ольгой (прим.ред.: жена Алексея). Звали сыграть в рекламе… Девчонка из съёмочной группы курировала все предложения и сказала мне: «Твоё лицо будет на всех тюбиках мази для ног, хочешь?». Я не нищий, но если хорошо заплатят, я не откажусь. Она торговалась месяц, хотела достойную оплату взять, но не вышло. Они отстали.
Передача «Вечерний Ургант» – это планка! Они мне с «Первого канала» мотор привезли, я их по деревни повозил, баньку сделал, в проруби ребята покупались. Одному парню так понравилось, что он ещё два раза приезжал!
Многие жители Кенозерья отзываются о фильме негативно: герои фильма постоянно пьют, а в реальности – не в таком количестве. Мол, не всё так плохо, как показал Андрей Кончаловский.
А я считаю, что в фильме практически вымысла нет. Там праздник показан, ярмарка была, люди веселились, выпивали. Эти люди ведь и без фильма собираются. Некоторые, кто так говорит, сами выпивают, но не считают себя алкоголиками. А почему они говорят, что в фильме пьющие люди? Это нормальный фильм. Со стороны всё видят, а себя не видят. Например, Колобок в детдоме жил, сейчас выпивает. А что у него на душе? Кто в его душу залезет? Он нормальный человек, добродушный. У меня характер взрывной бывает. Я люблю справедливость, а брехни терпеть не могу.
Как поживает Колобок?
Он переехал в Вершинино, отдыхает. Или трезвый, или бутылка на столе стоит: ничего не изменилось. Он ходит, но ему тяжеловато. Колобок столько лет пьёт, но совесть не пропьёт никогда. Он и бабулям помогал, и мне помогал, и многим другим. Если тебе надо уехать, то он всё сделает со скотом: и подоит, и накормит. Оставишь пять копеек – он не возьмёт никогда в жизни.
Как живут герои фильма про почтальона Тряпицына

А давай с самого начала. Жил-был Леха Тряпицын в своем Косицыно…
И однажды стал актером…
Сценарий дали?
Алексей Тряпицын: Да какой там сценарий! По сценарию ничего не получилось бы. Во-первых, мне его просто не выучить. Во-вторых, я бы все время думал, какие там слова говорить надо. Страшно представить. А тут произвольно, как в жизни.
Неловко, наверное, было поначалу?
Разве похороны были настоящие?
Помнишь, как в первый раз увидел фильм?
И как впечатления?
Кстати, как он сейчас?
Алексей Тряпицын: Ох, плохо. Никуда не выходит, зрение потерял. Тоже переехал из Косицыно в Вершинино. Первое время, когда журналистов было много, навещали его. А сейчас уже неудобно к нему посторонних водить.
К слову, в фильме Колобка озвучивал актер Бурунов. Остальные своими голосами говорили. А я единственный ездил на озвучку. Тоже интересный опыт. Скажем, когда надо было озвучить эпизод, где я лежу под машиной, я тоже ложился, чтобы голос естественно звучал. И все такое.
А после выхода фильма у тебя был год славы. И на «Модный приговор» тебя приглашали, и к Урганту.
В рекламе какой-то мази еще звали сниматься. Я не поехал.
Ну и поклонницы, наверное, появились. Письма писали?
Коту? Тому самому, серому британцу из фильма?
Алексей Тряпицын: Да. Его из Москвы привезли для съемок, да так мне и оставили. Замечательный был кот. Умер совсем недавно, 12 мая. Я расстроился страшно, даже всплакнул.
В фильме есть эпизод про кикимору. Побывав в Кенозерье, понимаю, что он появился не зря. Если где и живет всякая сказочная нечисть, то именно здесь. Ты как, веришь?
А как насчет финала? Реальный Тряпицын тоже предпочел бы городу глухую деревню?
А место силы у тебя есть?
Алексей Тряпицын: Косицыно, разумеется. Там все знакомо, все свое. А разве так не у каждого? Где родился, там и хорошо. Вот и весь разговор.
Алексей привычно выводит в озеро моторную лодку, отталкиваясь на мелководье шестом, и мы держим курс на деревню Косицыно. Все густо напитано цветом и светом. Синь воды, золото вечернего солнца, зелень лесов, охра песчаных отмелей, чернота развалившихся срубов… Где-то на полпути притормаживаем у лодки с рыбаком.
Алексей Тряпицын
Алексей Васильевич Тряпицын. Родился в дер. Косицына Плесецкого района Архангельской области. Российский непрофессиональный актер. Сыграл главную роль в фильме Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Алексей Тряпицын родился в деревне Косицына Плесецкого района Архангельской области.
Из семьи тракториста. Имел пять братьев и сестер. Младший брат недавно погиб в Москве.
В армии служил в ПВО в Москве.
С 2006 года работал почтальоном на почте в Вершинино.
Сам Алексей Тряпицын уверен, что выбрали его на главную роль в фильме только из-за должности. Мол, нужен был Кончаловскому человек, который бы общался по роду деятельности со всеми местными жителями.
О работе над картиной Алексей Тряпицын вспоминал: «Большой радости не было, я не любитель на камеру работать. Да и боялся. Сначала-то я думал, что повожу их на лодке, они деревни снимать будут. А они говорят: «Тебя будем снимать». Я: «Меня-то зачем? Какой из меня артист?» Даже присниться не могло такое! Самое сложное было в камеру не смотреть. А когда я уже понял, что не надо, стало просто. Особо с меня ничего не требовали. Но если что-то у меня не получалось, Андрей Сергеевич, конечно, добивался. Но объясняет он все хорошо, по-простому, лучше некуда. И мне понятно, что нужно делать. Конечно, иной раз тяжеловато, замучивают непривычные повторения. Доходило до того, что у девчат из съемочной группы спрашивал: не дурачка я там играю-то? Девчата смеются: «Бросьте, все нормально!»».
Алексей Тряпицын в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» стал лауреатом премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за режиссуру, а также получил награду «Green Drop Award» за внимание к экологическим ценностям. Кроме того, фильм рассматривался в качестве потенциального кандидата от России на премию «Оскар». Против номинации выступил сам режиссер Андрей Кончаловский, объяснив это тем, что выдвижение на «Оскар» противоречило бы озвученной им критике «голливудизации» российского кинематографа.
С тех пор исполнитель главной роли Алексей Тряпицын стал если не местным героем, то, безусловно знаменитостью.
Дома на столе у Тряпицына книга Кончаловский с автографом режиссера: «Спасибо за время, которое мы вместе провели. Я многому научился, в очередной раз! С любовью».
Алексей Тряпицын в программе «Вечерний Ургант»
Личная жизнь Алексея Тряпицына:
Алексей Тряпицын разведен, имеет сына.
После выхода фильма нашел вторую половинку и переехал из родной деревни Косицина в село Вершинино, женился во второй раз, взял в жены продавщицу Ольгу Аникееву с тремя детьми.
Алексей Тряпицын и жена Ольга
Фильмография Алексея Тряпицына:


















