беседы с подростками о позитивном отношении к жизни
Конспект индивидуального занятия с подростками на формирование жизненных установок.
Конспект индивидуального психологического занятия с подростками.
Цель: Формирование у подростка жизнеутверждающих установок
1. Мотивация подростка на разговор
2. Использование техники «Жизненная прямая»
Подростку предлагается нарисовать линию и представить, что это — символический рисунок его жизненного пути. Нужно отметить главные, по его мнению, события, которые уже произошли с ним, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события были радостными.
Резюме. В жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды, но…
Педагог рассказывает притчу и читает рассказ, затем предлагает привести пример из жизни, когда терпение побеждало.
Притча Л. Пантелеева о лягушке
Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна отчаялась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сметана постепенно сбивалась в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина.
В древние времена в одной стране был обычай приговоренных к смерти
преступников отвозить на корабле на необитаемый остров, где все источники воды были отравлены, и люди постепенно умирали там медленной мучительной смертью. Одного моряка за дерзость приговорили к смерти, посадили на корабль и повезли на остров. Путь до острова занимал четыре дня. Весь путь моряк, закованный в цепи, сидел на палубе и мысленно прощался с жизнью. Он решил, что не будет ждать мучительной смерти на острове, а, когда до конца пути останется немного, бросится за борт. Корабль был в пути уже три дня, когда поднялся страшный ураган. Капитан и экипаж отчаянно боролись за живучесть судна, но океан побеждал. Капитан приказал расковать пленника, а поскольку тот был очень опытным моряком, его умелые действия фактически спасли корабль и команду. Благодарный капитан доставил моряка в порт другой страны и подарил ему кошелек с золотыми монетами.
3. Обсуждение темы «Жизненный успех»
Психолог: Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».
Составление портрета успешного человека. Откуда берутся успешные люди? Что помогает им стать успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше? Или это результат усилий самого человека?
Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростка, руководить
процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон, Виктор Франкл и др. Как они сумели добиться успеха наперекор судьбе?
Иллюстрации: фильмы «Жизнь прекрасна», «Великан», книга о судьбе Александра Маресьева «Повесть о настоящем человеке» и др.
Вывод. На каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни тот, кто сумеет их преодолеть.
4. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на моем жизненном пути».
Психолог: Каким ты представляешь свое будущее? Какие трудности могут встретиться на твоём пути? Задумываешься ли ты хотя бы иногда о том, как будешь с ними справляться?
Для дополнительной стимуляции подростка к разговору следует заметить, что
человек, который не видит трудностей, еще незрелый и невзрослый. Если человек на вопрос о своих проблемах отвечает, что у него их нет, значит, он серьезно не задумывается о жизни и, встретившись с трудностями, не сможет их решить конструктивно, так как не имеет опыта анализа проблем. Некоторые ребята, когда думают о своем будущем, представляют его в виде солнечной зеленой лужайки с цветочками, на которой никогда не бывает пасмурно. Но ведь как цветы не растут без дождя, так и жизнь человека не бывает без проблем.
В заключение делается вывод, что любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.
Цель: Формирование умения справляться с трудностями
1. Мотивация воспитанника на совместную работу
Психолог: Кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями? У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от «невезучих». Хочешь, чтобы тебя считали «везунчиком»? Хочешь научиться преодолевать трудности? Это занятие для тебя.
2. Алгоритм решения проблемной ситуации
(На доске вывешивается плакат.)
1) Критическая оценка ситуации.
2) Конструктивные выводы.
3) Действия по преодолению проблемы.
3. Чтение по ролям. Анализ проблемной ситуации «Везунчик».
АВТОР. Два друга, Денис и Антон, восемнадцати лет, студенты политехнического техникума, летом работали на путине. На заработанные деньги ребята купили себе подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на учебу на своих машинах. Наступила поздняя осень, зарядили дожди, а однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились поменять летнюю резину на зимнюю, и «на авось» поехали в техникум. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.
АНТОН. Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.
ПСИХОЛОГ. Антон критически оценивает ситуацию? Он оправдывает себя? Он прав или нет? Может, ему просто не повезло и авария была случайностью? (Обсуждение.)
АНТОН. Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пойду пешком.
ПСИХОЛОГ. Делает ли Антон конструктивные выводы? Какой бы вывод сделал ты?
Согласен ли ты с Антоном? (Обсуждение.)
АВТОР. Больше Антон тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он пригласил мастера по кузовному ремонту. Тот назвал сумму ремонта, она оказалась очень высокой. В выходной день Антон собрал друзей, попросил отца о помощи, они разобрали машину и отложили неповрежденные детали, годные для продажи. Антон составил их список и дал объявление в газету о продаже запасных частей. Вечерами он сидел на телефоне и в течение двух недель распродал практически все запчасти. Оставшиеся не проданными он отвез в автомагазин, где принимали подержанные запчасти на реализацию. Вырученную сумму Антон положил в банк на карточку, устроился работать курьером на почту, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. Все заработанные деньги он складывал на карточку, и к лету у него накопилась сумма, практически равная стоимости машины. Летом Антон снова поехал на путину, и 1 сентября в техникум он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Антону, до него доносились реплики: «Везет же этому… уже на новой машине ездит».
ПСИХОЛОГ. Предпринял ли Антон действия по преодолению проблемы? Какие бы действия предпринял ты? (Обсуждение.)
ДЕНИС. Я разбил машину, потому что мне не повезло. Полно народу выехало утром на летней резине, мой сосед Петька, например, и ничего. Если бы не тот мужик на белом микроавтобусе, не та тетка на красной шкоде (я бы теткам вообще права не давал, ездить не умеют), ничего бы не случилось. Просто он меня подрезал, а она не вовремя затормозила, уроды такие на дорогах ездят.
ПСИХОЛОГ. Как оценивает ситуацию Денис? Согласен ли ты с ним? (Обсуждение.)
ДЕНИС. Мне просто не повезло.
ПСИХОЛОГ. Конструктивный ли это вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Дениса? Как будут развиваться события? (Обсуждение.)
АВТОР. На следующий день Денис пошел к соседу Петьке, рассказал ему о случившемся. Петька ему посочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Петька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Денис. Денис провел у Петьки вечер, и как будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из техникума, рассказал о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться» коктейлем. Еще через день Денис сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Петьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две… А машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Денис чувствовал себя самым невезучим человеком.
ПСИХОЛОГ. Предприняты ли действия по преодолению проблемы? Можно ли назвать конструктивными (ведущими к решению проблемы) действия Дениса? Какая из позиций тебе ближе? Как ты думаешь, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение.)
Вывод. Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек старается активно решить проблему, ему везет.
4. Упражнение «Банка»
Предложить подростку записать свои «трудности» и сдать листочки, которые помещаются в банку. Далее вынимать по одной записке из банки и обсуждать ситуации. Предложить написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что нужно победить, предложив больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни.
Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с родителями, ссоры с учителями, позор, «разборки», одиночество и др.
Обсуждение следует проводить по каждой предложенной ситуации. При
обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.
В заключение делается вывод, что любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.
Беседа для подростков «Наша жизнь как ценность»
Информационная беседа для подростков
«Наша жизнь как ценность»
помочь в осознании жизни как главной ценности
подвести подростков к серьезному вопросу о будущем
способствовать развитию коммуникативных качеств подростков
способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения
воспитывать уверенность в своих силах
Ребята, каждый человек задумывается о своем будущем. Очень хочется заглянуть в прекрасное далеко. Давайте представим свое будущее, каким бы вы хотели его видеть?
Какие же бывают цели в жизни?
Примерные ответы ребят:
— Богатство, слава, власть.
— Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
— Быть просто хорошим человеком, любить людей.
— Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
— Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
— Принести пользу людям, жить для людей.
— Жить для удовольствия, наслаждения.
— Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой. Хочется верить, что ваши мечты сбудутся. А теперь подумаем.
От кого зависит наше будущее?
Как твои родители могут помочь тебе? (материально, морально, помочь правильно выбрать профессию)
От кого больше зависит ваше будущее? (От нас.)
Что вы можете сделать для себя в будущем?
-проявлять свои способности
-пробовать себя в различных секциях, кружках.
Итак, теперь, мы с вами поразмышляем над важной темой и сейчас я предлагаю вам составить список того, что вы хотите от жизни. Другими словами назовите ваши мечты о себе, о том кем хотите стать, где хотите учиться и так далее.
В вашем списке может быть сколько угодно целей – чем больше, тем лучше. Жизненные цели вам нужны не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, поэтому старайтесь отвечать максимально честно. Помните, что от жизни можно ожидать и материальных приобретений, и определенных событий, и какого-то опыта.
Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл моей жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда.
Упражнение «Закончи предложения»
Участникам предлагается закончить предложения:
— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было.
— Я пойму, что счастлив, когда.
— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю).
Я предлагаю вам послушать несколько простых правил, которые помогут вам в жизни:
Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны
Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои достоинства и достоинства другого! Любите ЖИЗНЬ!
Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц.
Методическая разработка классного часа «Живите позитивно!»
«Поречская государственная санаторная школа-интернат Гродненского района»
Методическая разработка классного часа
Синицкая Мария Францевна,
классный руководитель 8 класса,
1 категория воспитателя
Форма проведения: мастерская
Профилактика подросткового суицида
Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков
Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.
Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
формировать ценностное отношение учащихся к жизни.
Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
Развивать коммуникативные умения учащихся.
Воспитывать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Таблички с названиями команд.
Памятки в виде сердечек.
Дерево, нарисованное на доске с отрывными цветными плодами.
Ручки с листочками.
Притча «О предназначении».
Пять мудрецов заблудились в лесу.
— Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
— Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.
— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
— Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.
— Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.
Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они стали сами мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.
Ход классного часа
Классный руководитель : Я рада приветствовать всех здесь собравшихся.
Давайте, ребята, дружно встанем, возьмёмся за руки. Ощутим теплоту рукопожатия тех, кто рядом и поймём, что мы не одни. Нам есть на кого опереться, получить поддержку и понимание. Пожалуйста, садитесь.
Я радушно приглашаю вас в мастерскую под названием: «Живите позитивно!».
Сегодня мы поразмышляем о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной, будем учиться продуцировать позитивный образ своего будущего. Вся наша совместная работа пойдёт под девизом: «Жизнь ценит тех, кто ценит её».
Нашу встречу я хочу начать стихотворными строками Вирджилия Сатира американского семейного психотерапевта.
Много всего есть у меня:
Победы, успехи, ошибки, беда.
Я – для меня очень важное слово!
А для вас, ребята, я – важное слово? За что вы цените себя? Приглашаю всех поучаствовать в упражнении «Я ценю себя за …» Передавая друг другу этого забавного котёнка, каждый из вас говорит о своих достоинствах. (ответы учащихся)
Классный руководитель: Всем спасибо. Очень приятно было услышать ваши достоинства.
А за что можно ценить свою жизнь? Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Давайте представим, что данный сосуд — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие ценности вашей жизни. Для меня это – семья (бросаю камень). А что для вас? (ответы учащихся).
— Скажите, пожалуйста, стакан полон? Как видите, в нём есть ещё пустоты. Давайте их заполним маленькими камнями. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета).
Но именно эти мелочи и доставляют массу неприятностей, проблем, которые впоследствии приводят подростка к непоправимому. Какие же проблемные ситуации волнуют больше всего вас? Накануне мероприятия, среди учащихся нашего класса был проведен анонимный опросник: «Проблемные ситуации в моей жизни». Его результаты я ранжировала по мере значимости (см. на экран).
непонимание со стороны родителей;
трудности в общении со сверстниками;
первая безответная любовь.
Классный руководитель: Почему так происходит, что в вашем возрасте даже соринка становится бревном?
Классный руководитель : «Так стоит ли подчиняться своим гормонам или необходимо включить разум, и, благодаря ему и только ему, найти решение создавшейся проблемы?» (ответы учащихся)
Я предлагаю вам поучаствовать в упражнении «Сам себе психолог».
В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться.Проходя через определённые жизненные трудности, прежде чем идти дальше, необходимо задуматься и сделать значимые выводы для себя. Как говорят: «извлечь опыт». Я думаю, что у многих уже есть определённый опыт преодоления трудностей, и вы с удовольствием поделитесь данным им с окружающими. А проблемные ситуации мы возьмём ваши.
Для участия в данном упражнении предлагаю разбиться на 4 группы по пять человек. Все дружно встали, улыбнулись друг другу, подвигались по классу, собираясь в группы. Группы следующие:
Итак, представьте, что вы психолог и вам необходимо помочь другу в трудную минуту. Ситуации берём ваши же. На обсуждение даётся 3 минуты.
Ситуации (см. «Проблемные ситуации в моей жизни»)
Классный руководитель: Решаема ли ситуация и какие способы выхода из неё вы видите?
(разбор ситуаций и варианты решения данной проблемы)
С заданием справились хорошо. Молодцы!
Чтобы в вашей жизни не случилось, какая бы проблема не возникла – не стоит отчаиваться и подвергать себя панике. Как вы убедились: нерешаемых проблем НЕТ! Преодолевая любую жизненную ситуацию,необходимо прежде всего успокоиться, подумать о хорошем, и лишь потом принимать какие-либо решения. Для того, чтобы успокоиться, нам необходимо владеть навыками управления своими эмоциями ( см. на экран ):
Памятка как управлять эмоциями:
Глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть через рот (так 10 раз).
Комкать и рвать бумагу.
Бить подушку или боксерскую грушу.
Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.
Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую игрушку).
Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку.
А ещё вам на память девочки вручат сердечки с мотиваторами (позитивными жизненными убеждениями, проверенными временем). Они оформляли их с душой, поэтому я уверена, что этот позитив поможет вам в трудную минуту. Сохраните их для себя.
Классный руководитель: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено.
Но не стоит бояться неправильно выбранного пути выхода из сложной ситуации. Любой выход ценен, ибо это и есть опыт. По этому поводу предлагаю вашему вниманию притчу «О предназначении».
Классный руководитель: Ещё раз хотелось бы повториться: « На то и даётся нам жизнь, чтобы пройти достойно через,различного рода, трудности и приобрести ценный мудрый опыт».
Классный руководитель: Перед нами символическое «Дерево жизни».
Сегодня, в нашей мастерской мы активно трудились по созданию позитивного образа жизни. Что взяли себе на вооружение? Какие выводы сделали? Напишите на плодах своё мнение. Может кто пожелает им поделиться? Подойдите к нашему дереву и повесьте на него свои плоды.
Жизнь – это книга, что пишем мы сами,
Делами, поступками, просто словами.
И какова будет книга подчас
Зависит от авторов, только от нас!
Вот новый год, а с ним новый том,
Что записать вы подумайте в нём.
Главное, помнить всегда об одном,
Что не исправить сей книги потом.
Каждый наш день – это жизни страница.
Правда и ложь – тут всё сохранится.
Свету, добру вы сердца распахните
И свою книгу с любовью пишите!
Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная! Живите позитивно! Цените свою жизнь!
Позитивные жизненные убеждения, проверенные временем
Позитивный мотиватор – это Я!
Действуй, двигайся, пытайся – всё тысможешь, только не сдавайся.
Трудно – не значит невозможно. Это значит, придётся потрудиться.
Нет недостижимых целей, есть слабые характеры. Я сильный.
Всё будет хорошо! Живи активно! Мысли позитивно!
У тебя всё получится!
Список использованных источников:
3.Н.В.Пономаренко «Формы и методы социальной профилактики
Конспект классного часа с элементами тренинга для подростков «Позитивное мироощущение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА»
Классный час с элементами тренинга
для подростков «Позитивное мироощущение»
Составлен и апробирован
Сушковой Еленой Владимировной
Описание : Представленный классный час является частью цикла мероприятий для родителей, учащихся и педагогов «Настроение – это то, что нужно настраивать» (позитивное мышление). Цикл направлен на профилактику кризисных состояний, снижение уровня тревожно-депрессивных настроений, в целом направлен на улучшение психологическое состояние всех субъектов образовательного процесса. Упражнения помогают научиться самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные действенные формы общения в трудные моменты жизни. Наиболее полезен на этапе адаптации к школе после выхода из самоизоляции.
Цель : профилактика кризисных состояний.
— формирование у подростка осознанности, осмысленности самого себя и бытия;
— накопление положительного эмоционального опыта;
— повышение внимания к происходящим изменениям в себе и в других;
— развитие вариативности мышления.
2. Упражнение «Оптимисты и пессимисты». Задание: закончите предложение «Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что…» (5 вариантов) и «Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что…» (5 вариантов).
3. Мини-лекция о позитивном мышлении.
Ведущий: «Позитивное мышление – это такой вид мыслительной деятельности, при которой в решении абсолютно всех жизненных вопросов и задач человек видит в основном достоинства, успехи, удачи, жизненный опыт, возможности, собственные желания и ресурсы их осуществления, а не недостатки, неудачи, неуспех, препятствия, нужды и пр. Это положительное (позитивное) отношение к самому себе, жизни в целом, конкретным происходящим обстоятельствам в частности, которые должны будут произойти.
Позитивное мышление основано на положительных, вдохновляющих образах и мыслях, которые в итоге обеспечивают человеку оптимистическое настроение и повышают удовлетворенность своим качеством жизни.
Позитивно мыслить не значит отрицать наличие проблемы, а значит менять свое отношение к ней. Уметь позитивно мыслить очень важно, если вы хотите стать более счастливым и уверенным в себе. Воспринимайте поражения и неприятности, как ценный опыт, подаренный вам жизнью. Используйте свой новый опыт.
Позитивное мышление дает преимущество изо дня в день. Человек, настроенный положительно, видит реальность такой, какой она и является. Отличие лишь в том, что, в насколько сложной и запутанной ситуации он бы не оказался, он всегда настроен на успех. То есть позитивное мышление позволяет оставаться спокойным в любой ситуации. Верить, что все решится, невзирая на сложность. В этом и заключается огромная выгода умения мыслить позитивно».
4. Игра «Цепочка хороших и плохих следствий».
Ведущий называет исходную ситуацию, предлагает по очереди продолжить две повторяющиеся фразы: «Это хорошо, потому что..», а после ответа новый вопрос «»Это плохо, потому что…» Например, исходная ситуация:
Можно начать разговор и с обратного вопроса.
Учащимся демонстрируются на слайде карты из колоды ««Дневник одной девочки», представленные на слайде, так как работа проводится в классе, и предлагается выбрать одну, ответить письменно или устно на вопросы. Алгоритм работы:
Что вы видите на карте?
Что вы чувствуете, глядя на эту карту?
Что негативного вы видите? Какое негативное послание зашифровано в этой карте? Опишите.
А что может быть в этом хорошего, позитивного для неё? Опишите.
А, оказавшись в такой же ситуации, я бы смог(ла) так поступить? Чего мне не хватает? Чего не достает?
Что мне мешает? Что помогает?
Желающие делятся своими ответами с группой.
Ведущий: «Н аш мозг научен реагировать на негативные, страшные, тревожные вещи, чтобы нас уберечь от чего-то. Акценты делаем чаще всего на негативных переживаниях. Определенные упражнения, техники, о которых мы будем говорить, учат, тренируют мозг видеть проблемную ситуацию в жизни не только в негативном ключе. Чем больше внимания будем обращать на позитив, тем больше наш мозг будет нам его показывать. Как мышцы можно накачать, так и мозг можно настроить на нужный лад. Важно помнить, что даже в самой сложной ситуации есть, как минимум, два варианта развития событий. Если мы не можем изменить ситуацию, можно попробовать изменить свое отношение к ней и научиться замечать даже самые минимальные позитивные изменения в жизни».
6. Упражнение «Круг поддержки».
Ведущий: «Одним из приемов позитивного мышления является прием избавления от негативных мыслей. В сложной ситуации ориентируйте себя на успех, вспоминайте и применяйте свой жизненный опыт, просите поддержки у друзей и близких. Многие люди хорошо относятся к вам и к вашим близким. Эти люди помогают вам, когда вы к ним обращаетесь за помощью. Сейчас вам необходимо сделать следующее:
— составьте список таких людей;
— нарисуйте круг и напишите в него свое имя;
— возле этого круга нарисуйте еще один круг, чуть дальше еще один и еще;
— в ближнем к вашему «Я» круге напишите имена близких, родных вам людей, членов вашей семьи, которые оказывали вам поддержку;
— в следующем за ним круге напишите имена друзей и соседей;
— в самом дальнем круге напишите помогающих и поддерживающих вас учителей, врачей, работников служб и т.п.».
7. Упражнение «Необитаемый остров» (модификация).
Ведущий: «Обратите внимание, как много кругов, как много людей, готовых вас поддержать, вы не одиноки. Есть люди, готовые прийти вам на помощь, а есть те, кто хотел бы получить такую помощь от вас, даже здесь, среди нас. Представим, что вы попали на необитаемый остров и в вашем расположении оказались специально обученные почтовые голуби. С ейчас, мяч «побежит» по кругу и тот, в чьих руках он окажется, скажет кому из участников тренинга написал бы письмо с призывом о помощи? Почему?»
Подведение итогов. Обсуждение впечатлений от тренинга.
Ведущий: «Суть ю позитивного мышления является то, что не нужно обвинять жизнь в своих неудачах и искать в ней какие-либо недостатки. Главное правило – воспринимать препятствия, как разрешаемые проблемы.
Позитивное мышление способно улучшить качество жизни и поможет добиться успехов в любой сфере.
Следовательно, стремитесь мыслить позитивно, и тогда ваша жизнь будет счастливой!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
материалы, размещенные в открытых источниках