биктимирова тамина ахметовна биография
БИКТИМИРОВА ТӘЭМИНӘ
Тәэминә Биктимирова һәм аның китаплары
Казан мөхтәсибе Мансур хәзрәт Җәләлетдин: “Кем тарихны белми –шуның киләчәге юк. Тәэминә апа безгә, балаларга тарих өйрәтүче, Аллаһы рәхмәте булсын”.
Рәшидә абыстай Исхакый: “Безгә дин күтәрелгән вакытлар күрергә насыйп булды. Алга таба да тарихны белеп, иманга өндәп яшик”.
“Мөслимә” иҗтимагый оешмасы җитәкчесе Әлмира Һәдия: “Тәэминә ханым өйрәнгән татар мөгаллимәләренең һәркайсы аерым бер кино төшерерлек”.
Т.Биктимирова: “Язгы аҗагандай ялтырап алган меңләгән билгесез зыялы хатын-кызларыбыз язмышын өйрәнәсе дә өйрәнәсе. ”
Октябрьгә кадәр рус гимназияләрен тәмамлап Казан университетына укырга кергән 117 татар кызының 55 енә генә диплом алу бәхете эләгә. Кызларны белемсез булганга түгел, сыйнфый чыгышы туры килми дип куалар. 5 татар кызы Парижда белем алган.
Т. Биктимирова: “1929 елны 609 муллабыз атыла, аларның хатыннары, кызлары ниләр генә күрми. Ә безнең берәр абыстай турында язылган роман бармы?!”
Тәэминә ханым сөйләгәндә апаларның, әбиләрнең күзләренә яшьләр тулды.
Соңыннан галимә ханымга китаплары һәм фәнни эшчәнлеге өчен рәхмәтләрен шәхсән җиткерергә теләүчеләр күп булды.
“Мәрҗәни” мәчетенең конференцияләр залында “Татар хатын-кызлары мәгърифәт юлында”, “Сорбоннага кадәр илткән белем юллары” “Ил язмышын салып иңнәренә”, “Минем шәҗәрәм” исемле китаплар авторы, галимә Т. Биктимеровa белән очрашу булды.
“Мөслимә” иҗтимагый оешмасы әлеге очрашуны Казан мөхтәсибәте белән берлектә галимәгә 70 яшь тулу уңаеннан уздырды. Татар хатын-кызлары язмышын өйрәнүче буларак яхшы билгеле галимә ханымны тыңларга ак яулыклы апаларыбыз шактый җыелган иде.
Биктимирова тамина ахметовна биография
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ

Биктимирова Тамина Ахметовна
старший научный сотрудник, уволилась в июне 2013 г.
ФИО Биктимирова Тамина Ахметовна
Образование высшее
Место работы Центр истории и теории национального образования Института истории АН РТ
Должность старший научный сотрудник
Уч. степень кандидат исторических наук
Уч. звание
Сфера научных интересов: женский вопрос, женское образование
Основные научные труды
«Деятельность партийных организаций Поволжья по вовлечению женщин в социалистическое строительство (1921-1925) – автореферат, 1982, Казань.
Минем шэжэрэм (на тат. яз). – Казань, Изд. «М эг ариф», 2002.
Женщины-татарки на пути просвещения. – Казань, 2002.
Ступени образования до Сорбонны. – Казань, 2003.
Знание языков татарский, русский, немецкий (перевожу со словарем)
Телефон (843) 2921762 (раб)
Дополнительные сведения: Интервью с Т.А.Биктимировой (16 декабря, 2010 г.) (из журнала «Элита Татарстана»)
Дата заполнения 26.11.2002
«Место женщины в семье, и это не унижение»
Современные мусульманки должны бороться за право воспитывать сильных мужчин.
Столько женщин в калфаках и национальных татарских платьях, как в Казанской филармонии, вы наверняка еще ни разу не видели. Здесь собралось около полутысячи делегатов со всего мира на II Съезд татарских женщин.
Воспитание молодого поколения невозможно без женщин
Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров рассказывает, что в организации давно думали над тем, что было необходимо возобновить женское движение.
«Тревожит, что нет ни одного памятника»
Пленарное заседание началось с исторического доклада. Тамина Биктимирова напомнила всем участницам о начале становления женского движения среди татарок.
Просвещенные жительницы всех городов и деревень начали организовывать собрания, на каждом из них принималось одно решение: в короткие сроки в Казани собрать всеобщий Съезд татарских женщин. Тогдашнее мероприятие насчитывало около 400 участниц со всего мира. По окончании встречи была принята резолюция, которую тут же отправили в Москву на Всероссийский съезд мусульман. Сразу после рассмотрения документа требования женщин стали реализовываться. Мусульманки получили свои утраченные права на участие в общественно-политических событиях страны, было запрещено многоженство, открылись детские сады, гимназии и высшие учебные заведения для татарских девушек.
Тогда, несмотря на неопытность организаторов, Съезд прошел успешно. Но октябрьская революция, гражданская война и приход советской власти обрубили все надежды народа.
«Настоящие мужчины не растут на дереве»
Все остальные докладчики рассказывали о работе женских организаций в своих регионах и странах. Пожалуй, самым запоминающимся выступлением стал выход Ильнара хазрата Зиннатуллина. За трибуну его пригласили, чтобы он рассказал женщинам об особенностях воспитания сыновей.
Он обратил внимание женщин на механизмы воспитания, которыми пользоваться не умеют.
Но, тем не менее, даже будучи далеко от семьи, мужья могут помогать женам воспитывать детей только при помощи одного упоминания о нем. Иногда матерям будет достаточно лишь раз сказать детям о скором приходе отца с работы, чтобы поставить их на место, утихомирить или успокоить. Но чтобы этот механизм работал, образ отца в глазах ребенка должен выглядеть могущественным и строгим. И его снова создает женщина.
Иногда чрезмерное внимание отца к своим детям только мешает созданию этого строгого и сильного образа. По мнению хазрата, если мужчина начнет заниматься теми же делами, что и женщина, ребенок просто перестанет различать маму и папу.
Слово отца, переданное через маму, во многом решает будущее детей. Хазрат привел пример из личной жизни.
ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ

Тамина Ахметовна, из ваших книг можно почерпнуть удивительные факты о деятельности выдающихся татарских женщин. Но в то же время мы мало знаем о вас самой. Где вы родились, учились?
– Моя родная деревня – Новый Шимбер Атнинского района Татарстана. Здесь закончила начальную школу, затем в соседнем селе Нижние Куюки – семилетку. Сложнее было с получением среднего образования: мало того, что школа находилась в восьми километрах от дома, в Кулле-Киме, так еще за обучение приходилось платить. В семье, кроме меня, росли еще двое детей. Жили мы впроголодь, хотя имели корову. Из молока мама сбивала масло и продавала его на базаре, чтобы накопить нужные для обучения 150 рублей. Наша умная, красивая и очень гордая мама желала для детей лучшей доли, чем досталась ей. Не перечесть, сколько таких же самоотверженных женщин встретилось мне, когда собирала материалы для книг. Часть рассказов позже вошла в сборник «Ил язмышын салып иннэренэ», изданный в 2006 году. Ее я посвятила святой женщине – моей маме Бибишарифе Хаертдиновне. Отец наш, Ахмет Сафаргалиевич Сафаров, работал председателем правления колхоза. Мне было семь лет, когда он после возвращения с фронта ушел в другую семью, и на его поддержку мы не рассчитывали. А любимая бабушка Варига только через девять лет перебралась в новую семью сына, да и тогда при каждом удобном случае брала в охапку маленького внука и шла к нам. Много лет спустя печальное известие о смерти отца мы с братом получили одновременно: Асгат, еще десятиклассник, гостил в тот день у нас в Казани. К тому времени у меня была своя семья, я работала в КАИ, писала диссертацию. Сейчас мой брат – министр внутренних дел по Республике Татарстан, мы с ним очень дружны.

– Немного скажу о наших с Асгатом корнях. Дед, Сафаргали Байрамов, был сирота, бедняк, но благодаря своему уму и настойчивости женился на любимой девушке – дочери сельского старосты. Молодожены не стали жить у богатых родственников, и снимали угол у односельчан. После Октябрьской революции дед стал председателем сельсовета. В начале двадцатых годов он ездил в Москву, чтобы добиться помощи голодающим односельчанам. Он спас от голодной смерти многих, а своего 18-летнего сына не уберег. Вскоре не стало и деда – умер от недоедания, и бабушка Варига одна вырастила младшего сына Ахмета. В конце тридцатых, пройдя курсы ликвидации неграмотности, способный юноша стал руководителем коллективного хозяйства. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт. Нас, детей военного поколения, воспитывало само суровое бытие, но и гены не сбросишь со счета. Мы, Сафаровы, вместе с фамилией унаследовали не только добрую память о дедушке, но и его лучшие качества.
У вас перед глазами были примеры сильных характером, мудрых, терпеливых бабушки и матери, а также односельчанок, педагогов. Они подвигли вас на изучение женской темы? Кстати, о чем вы мечтали в юности?
– К этой теме серьезно приступила уже в зрелом возрасте, и собранных материалов, идей хватит еще на несколько книг. О чем мечтала в юности? Пожалуй, о том, чтобы хоть где-нибудь работать и помогать материально семье. После окончания школы уехала в город, хотя понимала, что без паспорта там делать нечего. Надеялась, видимо, на чудо. Два месяца обивала пороги различных контор, ночевала у односельчан, которым повезло «зацепиться» в городе. Как-то, узнав, что в СМП-203 набирают на стройку молодежь, я с такими же соискателями направилась туда. С жаром умоляла инспектора по кадрам: «Примите, пожалуйста, на любую работу! Нам не на что жить: у нас в деревне корова сдохла, у меня сестра больная…» Всех моих товарищей оформили, а мне опять от ворот поворот. За дверью разревелась от отчаяния, да так горько, что проходивший мимо мужчина остановился: «Доченька, ты что плачешь?» Рассказала, в каком положении нахожусь, и этот большой души человек, оказавшийся начальником по кадровой службе треста «Казтранстрой» Сергеем Аполлоновым, велел чиновнице немедленно оформить меня на работу и выделить место в общежитии. Правду говорят: когда сильно чего-то желаешь, чудеса все-таки происходят. Конечно, работа грузчиком, маляром – не сахар, но она была, эта работа, которую я так долго выпрашивала у судьбы, и за которую платили деньги. И я трудилась не покладая рук. Не знаю, как долго продержалась бы на стройке, как сложилась моя дальнейшая жизнь, не случись через четыре года несчастья. Однажды я сорвалась с высоты и сломала позвоночник. После выписки из больницы о физическом труде и речи быть не могло, и в том же 1961 году я поступила на историко-филологический факультет Казанского пединститута.
Студенческие годы запомнились как самые интересные, счастливые. Я получала повышенную стипендию, была профоргом группы. На последнем курсе вышла замуж, а через два года у нас родился сын Айрат. В этот период ‑ в середине шестидесятых – неприятность ожидала с другой стороны: в стране закрывались национальные школы и мы, преподаватели родного языка и литературы, оказались не у дел. К счастью, мне удалось устроиться в КАИ библиотекарем, а через три года пригласили старшим лаборантом на кафедру истории КПСС. Именно здесь, с подачи профессора Веры Смирновой, я взялась за исследование женского движения в Поволжье в 1920-е годы. Защитилась, как соискатель, в 1982 году по теме «Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья в вовлечении женщин в социалистическое строительство (1920-1926 гг.)».
![]() | ![]() | ![]() |
| Первые студентки-татарки Казанского университета Амина Мухутдинова (юрфак) и Гайша Апанаева (медфак)(1915 г.) | Фатима Апанаева – выпускница Коммерческого училища, студентка Казанского университета. 1917 г. | |
В этом году вам вручили медаль исполкома Всемирного конгресса татар. Это награда за многолетнюю научную деятельность?
– Не только. Я ведь не только ученый-теоретик, меня манят творческая работа, общение с народом. В 1994 году с кафедры истории КПСС авиационного института перешла в исполком Всемирного конгресса татар, так как кому-то надо было организовать работу среди женщин. Новое дело, связанное с объединением активисток в женскую организацию «Ак калфак», меня по-настоящему увлекло. Филиалы нашей организации появились в разных регионах России и даже за рубежом. Мы ставили своей целью воспитание молодежи в лучших народных традициях и проводили конференции, конкурсы «Гыйффэт туташ» («Целомудренная девушка»), «Киленбика» («Невестка»). Мероприятия исполкома ВКТ тогда не финансировались, мы сами искали спонсоров конкурсов. Сын и брат во всем меня поддерживали, помогали. Также вела радиопередачу о деятельности женщин-татарок, увлеклась краеведением. Но через четыре года вынуждена была уйти из исполкома, и с тех пор работаю в Институте истории Академии наук РТ. Сейчас я старший научный сотрудник, исследую тему «История татарского образования», выпустила такие книги, как «Моя родословная» (учебное пособие для 4-го класса), «Татарская женщина на пути просвещения», «Ступени образования до Сорбонны»… Четыре года вместе с коллегами трудилась над созданием Антологии татарской педагогической мысли, где собраны сведения в основном о просветителях. Вот за всю эту многогранную работу на благо своего народа, думаю, исполком и отметил меня медалью.
![]() | ![]() | ![]() |
| Мариам Муштариева – студентка медицинского факультета Казанского университета | Зейнаб Хасани – заместитель директора гимназии Ф.Аитовой, позже ответственный секретарь журнала «Анг» | Фатима-Фарида Наврузова – учительница Томской женской школы, заместитель редактора газет «Сибирия», «Тормыш» («Жизнь»). 1912 г. |
Мечеть «Ярдэм» посетила известный историк Биктимирова Тамина
Сегодня казанскую мечеть «Ярдэм» посетила известный историк, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории Академии наук Республики Татарстан Биктимирова Тамина Ахметовна.
Сегодня казанскую мечеть «Ярдэм» посетила известный историк, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории Академии наук Республики Татарстан Биктимирова Тамина Ахметовна.
Она специалист по истории женского образования у татар, автор нескольких монографий посвященных роли женщин татарок в просвещенческой работе, а многочисленных статей на данную тему.
Тамина Ахметовна ознакомилась с работой Центра по реабилитации незрячих при мечети Ярдэм, узнала о многочисленных социальных проектах, которые ведет эта мечеть, о Женском деловом клубе и т.д.
Тамина Биктимирова рассказала прихожанам мечети об известных татарских женщинах и их роли в истории татарский нации.
По мнению Тамина Ахметовной, работа, которая организована при мечети «Ярдэм» уникальна и имеет очень большое значение для Татарстана. Особенно важно, что в работе мечети и реабилитационного центра участвуют женщины и молодежь. Занять важным делом молодежь имеет большое значение для республики.
Тамина Биктимирова понимает большое значение работы с молодежью еще и потому, что она представитель известный в Татарстане семьи, которая много сделала для стабильности нашей Республики. Брат Тамины Ахметовны Асгат Ахметович Сафаров бывший министр внутренних дел Татарстана много сделал для профилактики экстремистских настроений среди молодежи Республики, борьбы с преступными группами на территории нашего региона, теперь продолжает в том числе и эту работу на должности руководителя Аппарат Президента РТ.













