биографии композиторов в таблицах
Таблицы «Жизнь и творчество выдающихся композиторов»
Иоганн
Рождение в г. Эйзенахе, в семье музыканта.
Сиротство. Жизнь под руководством старшего брата. Учёба в гимназии.
Переезд в Люнебург.
Окончание гимназии. Изучение творчества других композиторов. Виртуозность игры на органе.
Состязание с Луи Маршаном в Дрездене.
Переезд в Веймар. Служба придворным музыкантом, городским органистом.
Токката и фуга ре минор,
Пассакалия до минор
Переезд с семьёй в Кётен. Служба при дворе принца Кётенского (где не было органа).
Работа руководителем оркестра.
Двух- и трёхголосные инвенции
для клавира, 1-ый том ХТК,
6 «Французских» и «Английских
Хроматическая фантазия и фуга
Переезд в Лейпциг. Работа кантором певческой школы при церкви св. Фомы.
Участие в деятельности «Муз. коллегии», Выступления как солиста и дирижёра.
Отрада – сыновья: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан (музыканты),2-ая жена Анна Магдалена.
Кантаты, Месса си минор,
Нотная тетрадь Анны Магдалены
Болезнь глаз. Слепота после операции.
Йозеф
Рождение в д. Рорау, в семье ремесленника и любителя музыки.
Прекрасный голос, слух, память, чувство ритма.
Пение в церковном хоре Гайнбурга, затем – в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана в Вене. Игра на скрипке и клавикорде.
Увольнение из капеллы в связи с ломкой голоса.
Самостоятельная жизнь в Вене: уроки музыки, игра на скрипке, сочинение музыки по заказу.
Аккомпаниаторство, учёба и лакейство у итальянского педагога, композитора и певца Николо Порпора.
Муз. комедия «Новый хромой бес»,
Приглашение руководить капеллой венгерского князя Эстерхази в г. Эйзенштадте (Венгрия).
Невозможность отлучек из дворца (запрет князя).
Редкие встречи с Моцартом.
Оперы, Симфонии – «Детская»,
«Медведь», «Школьный учитель»,
6 «Парижских» симфоний,
Смерть старого князя. Роспуск капеллы новым.
Назначение Гайдну пожизненной пенсии.
Знакомство с молодым Бетховеном.
12 «Лондонских симфоний»,
оратории «Сотворение мира» и
Тихая жизнь на окраине Вены.
Смерть в Вене (останки перенесены в Эйзенштадт)
Вольфганг
Рождение в г. Зальцбурге, в семье музыканта.
Начало знакомства с игрой на клавесине.
Повторение за сестрой Анной-Марией небольших пьес для клавесина.
Попытка сочинить концерт для
Исполнение сложных произведений для клавесина, игра на скрипке и органе.
Конц. путешествие с отцом и сестрой: посещение Парижа, Лондона, Амстердама, Гааги, Женевы
Первые сонаты для скрипки и ф-но,
Возвращение в Зальцбург.
Занятия композицией, работа над конц. программами, занятия историей, географией, рисованием, арифметикой, иностр. языками
Опера «Мнимая простушка»
Поездка с отцом в Италию:
Выступления как композитора, клавесиниста-виртуоза, аккомпаниатора, скрипача, органиста.
Избрание в члены Болонской академии.
По возвращении– служба у жестокого графа Колоредо.
Опера «Митридат,царь Понтийский»,
После возвращения в Зальцбург – прошение об отставке (несколько раз). Нервное потрясение (Моцарта столкнули с лестницы).
5 сонат для клавесина,
Опера «Идоменей, царь Крита»
Расцвет таланта в оперном жанре, в инстр. музыке.
Опера «Похищение из сераля»,
Опера «Свадьба Фигаро»,
Опера «Волшебная флейта»,
Симфонии, квартеты, трио,
Сонаты, концерты для клавесина,
Знакомство с Гайдном, затем – с Бетховеном.
Участие в концертах.
Женитьба на Констанце Вебер.
Постепенно – потеря интереса публики к произведениям Моцарта.
Смерть в Вене, похороны в общ. могиле для бедняков.
Рождение в г. Бонне, в семье музыканта.
Учёба у жестокого отца игре на клавесине, скрипке, органе, альте. Занятия по 7-8 ч. в день.
Первый концерт в Кёльне.
Концерты в других городах.
По настоянию отца – уход из школы.
Работа органистом в придворной капелле.
Встреча с Христианом Нефе – педагогом, органистом, композитором. Занятия композицией, изучение творчества других композиторов.
Вариации на тему Дресслера для ф-но,
3 сонаты для клавесина
Встреча с Моцартом в Вене.
Смерть матери – забота о семье.
Служба в оперном театре, игра в оркестре на альте, выступление на концертах, уроки музыки.
Влияние Французской буржуазной революции на взгляды и творчество. Знакомство с Гайдном.
Завоевание Вены как пианиста и композитора.
Сонаты для ф-но ( в т.ч. «Лунная»,
Симфонии ( в т.ч. «Героическая»№3)
Известность и уважение.
Увертюры «Эгмонт», «Кориолан»,
Сонаты для ф-но (в т.ч. «Апассионата»,
Песни на тексты Гёте,
Неудачи и огорчения (усиление глухоты, несчастная любовь к графине Терезе Брунсвик, отсутствие постоянной работы). Болезнь печени (4 операции)
Смерть в Вене (гроб провожало 20 тысяч человек)
Франц
Рождение в предместье Вены – Лихтенталь, семье учителя, любителя музыки.
Игра на скрипке и ф-но, пение в церковном хоре.
Учёба в конвикте – школе церковных певчих.
Игра в школьном оркестре.
Уход из конвикта. Служба помощником учителя.
Песни «Маргарита за прялкой»,
«Лесной царь», Сонаты,
Симфонии (в т.ч. «Неоконченная»),
Цикл песен«Прекрасная мельничиха»
Жизнь у друзей (среди них – Шпаун, Штадлер).
Образование тесного кружка («шубертиады»)
Редкое исполнение произведений Шуберта, отсутствие средств.
Исполнение песен Иоганном Михаэлем Фоглем (3 концертные поездки по городам Австрии)
Квартеты, квинтеты, трио,
Песни (в т.ч. цикл «Зимний путь»)
Единственный концерт из произведений Шуберта, организованный друзьями.
Фридерик
Рождение в с. Желязова Воля, в семье учителя.
Вскоре – переезд в Варшаву.
Игра небольших пьес на ф-но.
Учёба у Войцеха Живного.
Первое выступление в Варшаве.
Занятия иностр. языками, историей, литературой.
Полонез соль минор для ф-но
Учёба в лицее. Занятия рисованием (карикатуры),
Посещение оперных спектаклей, концертов.
Учёба в Высшей школе музыки под руководством Иосифа Эльснера – педагога и композитора.
Поездка с концертами в Вену
2 концерта для ф-но с оркестром
Выезд в Париж через Вену.
Вести о восстании в Польше.
«Революционный» этюд до минор
Выступления как пианиста с собств. сочинениями.
Уроки музыки по 5-7 ч. в день.
Дружба с Листом, Берлиозом, Делакруа, Гейне, Мицкевичем.
Несчастная любовь к Марии Водзиньской, затем – жизнь с писательницей Авророй Дюдеван (псевдоним Жорж Санд)
Концерты для ф-но с оркестром,
Концертные рондо, мазурки, этюды,
Сонаты, скерцо, баллады, экспромты, прелюдии, полонезы
Смерть друга – Яна Матушиньского, затем – отца.
Разрыв с Жорж Санд.
Тяжёлое материальное положение.
Поездка в Лондон (последний концерт – в пользу польских эмигрантов) и спешное возвращение в Париж.
Смерть в Париже, на руках старшей сестры Людвики. Почётные похороны. Переправка сердца Шопена в Варшаву, в костел (церковь) св. Креста.
Михаил
Рождение в с. Новоспасском Смоленской губернии, в семье капитана в отставке.
Семья покидает имение в связи с войной.
Игра в оркестре дяди на скрипке или флейте.
Занятия с гувернанткой В.Ф. Кламмер географией, языками, игрой на ф-но.
Учёба в Петербурге в Благородном пансионе
3 урока пианиста Джона Фильда.
Служба в ведомстве путей сообщения. Вскоре – уход, знакомство с Дельвигом, Жуковским, Грибоедовым.
Поездка на Кавказ (лечение минеральными водами)
Романсы «Бедный певец»,
Поездка в Италию, почти через 4 года–в Германию.
Уроки у Зигфрида Дена – немецкого теоретика.
Возвращение в Россию
В течение 3-ёх лет – работа капельмейстером в Придворной певческой капелле
Опера «Иван Сусанин» («Жизнь
Жизнь в доме литератора Н. Кукольника.
Встречи с писателями, актёрами, музыкантами.
Музыка к трагедии «Князь Холм-
«Вальс-фантазия» для ф-но,
Опера«Руслан и Людмила»(1842)
Поездка во Францию и Испанию.
Концертная увертюра «Арагон-
Возвращение в Россию.
Увертюра «Ночь в Мадриде»,
Симф. фантазия «Камаринская»
Жизнь в Петербурге, Варшаве, Берлине, Париже.
Близкий друг посл. лет – сестра Л.И. Шестакова.
Дружба с Даргомыжским, Серовым, Стасовым, Балакиревым.
Смерть в Берлине. Перевозка праха в Петербург.
Рождение в с. Троицком Белёвского уезда Тульской губернии, в семье правителя канцелярии.
Обучение пению, игре на ф-но, скрипке.
Учёба по ф-но у А.Т. Данилевского.
Небольшие пьесы для ф-но,
Уроки игры на ф-но у Франца Шоберлехнера
Произведения для ф-но, скрипки,
2 квартета, кантата, романсы
Знакомство с Глинкой
Опера «Эсмеральда»(зак. в 1841)
Кантата «Торжество Вакха»,
Поездка за границу: Берлин, Брюссель, Париж, Вена
Зрелость творчества, реализм, новаторство.
Концерт из произведений Даргомыжского.
Работа в сатирическом журнале «Искра».
Сближение с членами «Могучей кучки»
Работа над оперой «Каменный
Работа в Русском муз. обществе.
Оркестровые пьесы «Баба Яга»,
Поездка за границу: Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон.
Смерть в Петербурге.
Модест
Рождение в с. Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещика.
Занятия музыкой с матерью.
Исполнение концерта Фильда.
Учёба в Петербурге в немецкой Петропавловской школе. Занятия музыкой с педагогом А. Герке.
Затем – учёба в школе гвардейских подпрапорщиков, зачисление в Преображенский полк.
Знакомство с Балакиревым. Уход в отставку.
Вхождение в «Могучую кучку».
Работа над оперой «Саламбо»
Поиск новых средств выразительности
Симф. картина «Иванова ночь
на лысой горе», песни,
Дружба с Римским-Корсаковым (работа в одном кабинете), Стасовым (любовь к детям Стасова).
Позже – частое одиночество.
Прекращение сборов «Могучей кучки».
Вокальный цикл «Детская»,
Опера «Борис Годунов»(1874),
Работа над оперой«Хованщина»,
Опера «Сорочинская ярмарка»,
Ф-нный цикл «Картинки с
Вок. циклы «Без солнца» и
«Песни и пляски смерти»
Поездка на юг с певицей Д. Леоновой.
Новые творческие планы.
Смерть в военном госпитале Петербурга.
Рождение в г. Петербурге.
Обучение игре на флейте, на ф-но.
Увлечение химией и естествознанием.
Концерт для флейты (1846)
Учёба в Медико-хирургической академии
Окончание академии. Служба в госпитале.
Защита диссертации. Звание доктора наук.
Поездка за границу. Встреча с Сеченовым, Менделеевым, Боткиным, Юнге. Знакомство с буд. женой – Екатериной Сергеевной Протопоповой.
Возвращение в Петербург. Работа профессором Медико-хирургической академии.
Знакомство с Балакиревым.
Романсы «Спящая княжна»,«Мор
-ская царевна», «Море», «Песня
тёмного леса», «Отравой полны
мои песни», «Фальшивая нота»
Симфония №2 «Богатырская»,
Работа над оперой «Князь Игорь»
Знакомство с Листом.
Участие в камерном концерте Русского муз. общества
Интенсивная научная и общественная работа.
Огромная популярность муз. творчества.
Романсы «Для берегов отчизны
дальней», «У людей-то во дому»,
«Спесь», «Арабская мелодия»,
Симф. картина «В средней Азии»,
«Маленькая сюита» для ф-но
Триумф на концерте в Антверпене.
Смерть в Петербурге.
Работа над симфонией №3
Рождение в г. Тихвине Новгородской губернии, в семье бывшего губернатора.
Обучение игре на ф-но.
Учёба в Морском корпусе в Петербурге.
Занятия музыкой с пианистом Ф.А. Канилле
Кругосветное плавание на клипере «Алмаз»
Возвращение в Петербург.
Работа профессором Петербургской консерватории (класс сочинения, инструментовки, руководство оркестром).
Сборники русских песен.
Опера «Майская ночь»
Дирижирование симф. оркестром: выступления в Русских симфонических концертах, на Парижской всемирной выставке (1889), в Брюсселе.
Симф. сюита «Шехеразада»
Опера «Ночь перед Рождеством»,
Опера «Царская невеста»,
Опера «сказка о царе Салтане»,
Влияние событий революции 1905г.: увольнение из консерватории, полицейский надзор, позже – восстановление обратно.
Опера «Сказание о невидимом
Опера «Кащей бессмертный»,
Опера «Золотой петушок»
Смерть в Петербурге от болезни сердца.
Рождение в г. Воткинске, на Урале, в семье горного инженера, директора завода.
Переезд в Алапаевск.
Переезд в Петербург.
Учёба в Училище правоведения.
Окончание училища. Чин титулярного советника. Служба в Министерстве юстиции.
Учёба в Петербургской консерватории по классу композиции (у педагогов А. Рубиншейна и Н. Зарембы)
Окончание консерватории с серебряной медалью. Работа в Московской консерватории.
Знакомство с музыкантами, литераторами, артистами (Одоевский, Плещеев, Кашкин, Ларош, Балакирев, Римский-Корсаков, Григ).
Пьесы для оркестра,
Квартеты, Трио для ф-но,
Оперы «Воевода», «Опричник»,
«Кузнец Вакула»; романсы,
Балет «Лебединое озеро»,
Ф-нный цикл «Времена года»
Нервное потрясение из-за неудачной женитьбы.
Частые поездки за границу.
Опера «Евгений Онегин»(1877-
Концерты в Америке (1891), в Англии (1893) – присвоение звания доктора музыки Кембриджского университета. Активное участие в русской муз. жизни (директор Московского отделения Русского муз. общества).
Жизнь чаще под Москвой, в г. Майданове и в Клину.
Балеты «Спящая красавица»,
Оперы «Мазепа», «Чародейка»,
«Пиковая дама», «Иоланта»,
Смерть в Петербурге.
Рождение в д. Сонцовке Екатеринославской губернии в семье учёного агронома.
«Индийский галоп» для ф-но
Посещение московского оперного театра.
Детская опера «Великан»
Прослушивание в Москве у С.И. Танеева, затем в Сонцовке – занятия с Р.М. Глиэром. Разнообразие интересов (литература, шахматы, театр).
Опера «Пир во время чумы»
Учёба в Петербургской консерватории (у Лядова, Римского-Корсакова). Дружба с Н.Я. Мясковским.
Ф-нные пьесы (1906-1909)
Окончание консерватории по классу композиции.
Учёба по классу ф-но (у А.Н. Есиповой).
Концерт для ф-но с оркестром№1
(1911), №2, «Скифская сюита»
Окончание консерватории по классу ф-но с золотой медалью и премией им. А. Рубинштейна – роялем.
Муз. сказка «Гадкий утёнок»
Знакомство с В.В. Маяковским.
«Классическая симфония», цикл
для ф-но «Мимолётности», опера
«Игрок», балет «Сказка про шута,
семерых шутов перешутившего»
После революции –пребывание за границей.
Опера«Любовь к 3ём апельсинам»,
Концерт для ф-но с оркестром№3
Балет «Стальной скок» (1927)
Возвращение на родину. Жизнь в Москве.
Высший расцвет творчества: большое количество сочинений, выступления как пианиста и дирижёра, участие в работе Союза композиторов, создание «Автобиографии».
Балет «Ромео и Джульетта»(1935),
Музыка к фильму «Александр
опера «Семён Котко»(1839),
кантата «К 20-летию Октября»,
«Детская музыка» для ф-но,
симф. сказка «Петя и волк»
Симфония №5, балет «Золушка»,
Музыка к фильму«Иван Грозный»
Создание большого количества произведений.
В конце жизни – тяжёлая болезнь. Жизнь на даче на Николиной горе, на берегу Москвы-реки. Общение с музыкантами (Кабалевским, Рихтером)
Опера «Повесть о настоящем че-
ловеке», оратория «На страже
мира», сюита «зимний костёр»,
Балет «Сказ о каменном цветке»,
Смерть в Москве, в один день с И.В. Сталиным (5.03)
Рождение в Петербурге в семье инженера-химика.
Занятия музыкой с матерью – пианисткой.
Учёба в частной муз. школе.
«Гимн свободе» для ф-но,
Учёба в Петроградской консерватории по классу ф-но (у М.О. Штейнберга) и композиции (у Л.В. Николаева). После смерти отца – доп. работа муз. иллюстратором в кинотеатре «Паризиана».
«Фантастические танцы»для ф-но,
романсы, ф-нные пьесы,
Выступления как пианиста (1927 г. – Международный конкурс им. Шопена в Варшаве)
Симфония №3 «Первомайская»,
«Песня о встречном»,опера«Нос»,
Балет «Болт», 24 прелюдии,
Опера «Катерина Измайлова»,
Работа профессором Ленингр. консерватории,
Работа в Союзе композиторов, избрание депутатом,
Работа в Советском комитете защиты мира, получение Международной премии мира, звания народного артиста СССР, Героя Соц. Труда
Оперетта, симфонии №9-15,
Вок.цикл «Из еврейской поэзии»,
Оратория «Песнь о лесах», 10 хо-
ровых поэм,24 прелюдии и фуги
Рождение в Тбилиси, в семье переплётчика
Учёба в коммерческом училище.
Участие в игре любительского духового оркестра.
Приезд старшего брата – режиссера МХАТа. Переезд в Москву.
Учёба в Московском муз. техникуме им. Гнесиных.
Занятия на виолончели, ф-но, по композиции.
«Танец» для скрипки и ф-но,
Учёба в Московской консерватории по классу композиции (у М.Ф. Гнесина, затем – у Н.Я. Мясковского).
Токката для ф-но; трио для ф-но,
Работа над новыми сочинениями.
Активная деятельность в Союзе композиторов.
Концерт для ф-но, для скрипки,
музыка к фильмам, спектаклям
Песня «О капитане Гастелло»,
«Песня гнева», балет «Гаянэ»,
«Слава нашей Отчизне»для хора,
симфония№2, Гос.гимн Армении
Работа профессором Московской консерватории и в институте им. Гнесиных. Создание ряда муз. статей. Дирижёрская деятельность.
Музыка к фильмам, спектаклям,
Концерт для виолончели с орк.,
Концерты-рапсодии для скрипки.
виолончели и ф-но с оркестром,
3 сольные инстр. сонаты
Рождение в Петербурге, в семье служащего.
Занятия в муз техникуме им. Скрябина в Москве (по ф-но у В.Селиванова, по сочинению у Г. Катуара).
Доп. работа: рисование плакатов, разнос почты, игра на ф-но в кино + спорт, учёба в школе живописи и рисования, работа в ДМШ по ф-но
Пьесы, песни для детей.
Концерт для ф-но с орк.№1,
Активная общественная жизнь, работа в консерватории, выступления с докладами в печати, посещение школ, пионерских лагерей.
Песни для детей, 3 симфонии,
5 пьес «Из пионерской жизни»,
Концерт для ф-но с орк.№2,
Музыка к фильмам,спектаклям,
Опера «Мастер из Кламси»
(«Кола Брюньон») – 1937г.
Сюита «Народные мстители»,
Опера «В огне», песни,
Кантата «Родина великая»,
24 прелюдии для ф-но
Большое количество новых сочинений.
Триада концертов для скрипки,
виолончели, ф-но с оркестром,
Опера «Семья Тараса»,
Пьесы и песни для детей,
«10 сонетов» Шекспира для баса,
Симфонии, кантаты, оперетта
Звание академика АПН СССР, работа в общеобр. Моск. школе, создание программы по музыке, журнала «Музыка в школе», печатные работы. Звание Героя Соц. Труда, нар. артиста СССР.
Реквием, музыка к фильмам,
Опера «Сёстры», концерт№4
для ф-но, циклы романсов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В таблицах кратко представлены в хронологическом порядке основные события жизни и творчества выдающихся композиторов.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Сценарий мероприятия. «Посади свое дерево».
Программа подготовки детей к школе
Сценарий праздника. «День знаний».
Сценарий для конкурса АРТ-Профи форум «Профессия повар-кондитер»
Конспект занятия по технике рисования песком на световом модуле для детей с ОВЗ «Дождик и солнышко».
Мастер-класс на тему «Кукла шкатулка» из папье-маше
Игра-викторина «Здоровый образ жизни»
Мастер-класс на тему «Кукла-шкатулка» из папье-маше
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5220065 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Родным языкам в школах КБР будут обучать по обновленным учебникам
Время чтения: 1 минута
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Биографии композиторов в таблицах
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ запись закреплена
• ИСТОРИЯ МУЗЫКИ • ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСОБИЯ • ЧАСТЬ 1 •
1. Шеринг А. История музыки в таблицах
Блестяще скомпанованное отражение важнейших моментов эволюции музыки (музыкального творчества, знаний о музыке и музыкального быта) в том виде, в каком данная эволюция представляется современному историку на основании драгоценных завоеваний, достигнутых наукой истории музыки за последнее время (до 1920 года).
2 и 3. Ливанова Т. История западно-европейской музыки
В учебнике освещается история западноевропейского музыкального искусства от эпохи античности по XVIII век; прослеживаются пути формирования стилей и жанров, разбирается творчество выдающихся композиторов. Предназначается для студентов теоретико-композиторских факультетов консерваторий.
4. Браудо Е.М. История музыки
Сжатый очерк развития музыки охватывает период на протяжении трех тысяч лет.
Многие сведения о композиторах скупы в силу ограниченности размеров очерка (сжатость). Другие упоминаются вскользь, при характеристики того или иного периода музыки.
5. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки
Данная книга, целиком посвященная музыке, рассчитана на широкий круг читателей и будет интересна людям как младшего, так и старшего поколения. В ней рассказывается о различных музыкальных стилях, жанрах и направлениях, а также об их развитии. Кроме того, приводятся интересные сведения о тех, кому музыка обязана своим существованием, т. е. о композиторах и исполнителях.
6. Зубарева Л.А. Власенко Л.Н. История развития музыки
В данном пособии представлена жизненная и творческая судьба великих музыкантов мира, музыкальное искусство древности, а также музыкальная культура России с XI века и по наше время. В приложениях даны музыкальные инструменты, словарь музыкальных терминов, обычаи, календарные праздники и обряды на Руси.
7. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. История искусств
Учебное пособие по «Истории музыки» предназначено для студентов немузыкальных специальностей. Пособие включает в себя все содержание учебного курса «История музыки». В первом разделе дается изложение основных исторических этапов развития зарубежной и русской музыки. Во втором – характеристики творчества и краткая биография наиболее известных композиторов разных эпох и национальных школ, а также – литература и контрольные вопросы по курсу. В приложении пособия помещен терминологический словарь.
8.Сабанеев Л.Л. Всеобщая история музыки


