биография актера арчила гомиашвили
Арчил Гомиашвили
Имя: Арчил Гомиашвили (Archil Gomiashvili)
Отчество: Михайлович
День рождения: 23 марта 1926
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Чиатура, Грузия
Дата смерти: 31 мая 2005 (79 лет)
Причина смерти: узнать рак легких
Где похоронен: узнать Троекуровское кладбище, Москва
Карьера: актер
Биография Арчила Гомиашвили
Детство, юность: Чиатура – Тбилиси – Москва
Детство Арчила проходило и на Украине, и в Грузии, но он никогда не ощущал притеснений со стороны сверстников из-за национальности или места проживания. Он окончил русскую школу, а на грузинском языке стал разговаривать лишь в четырнадцать лет.
Мальчик рано стал проявлять лидерские способности, а его неуемная энергия часто служила поводом для приводов в милицию. Так, в шестнадцатилетнем возрасте его уже арестовывали за связь с криминалом.
Начало карьеры
Остап Бендер и другие роли
В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».
Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».
Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.
Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.
После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.
Несостоявшийся Штирлиц
«Золотой Остап» и новая деятельность
Личная жизнь Арчила Гомиашвили
Несмотря на популярность среди женщин творческой среды, первой женой актера стала Яна Маилова, врач. В этом браке у Гомиашвили родилась дочь Карина. Рождение ребенка не скрепило уз, и пара разошлась.
Второй женой Арчила стала грузинская актриса Лиана Манджавидза, с которой Гомиашвили познакомился в Тбилиси. В семье появилось двое мальчиков – Зураб (1954) и Михаил (1961), а немногим позже супруги расстались.
Как говорил сам актер, ревность Лианы переходила иногда в манию, и даже в его привычке принимать каждое утро холодный душ она подозревала грядущую измену. Арчил не был святошей и любил женщин, но разводиться не собирался. Тем не менее, семьи не сложилось, хотя своих мальчиков Гомиашвили всегда обожал и всячески поддерживал.
Несколько лет после развода актер жил холостяком, занимаясь карьерой. Но однажды мужчина встретил юную балерину по имени Татьяна, которой предложил руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (возлюбленная была младше на 24 года). О своем втором браке артист вспоминал со смехом:
Смерть актера
По словам внучки актера Анастасии, смертельные осложнения от него скрывали, хотя Гомиашвили и стал догадываться о них после резкого ухудшения. Жена Татьяна все время находилась рядом. Метастазы распространялись по организму очень быстро, поэтому в последние дни жизни Гомиашвили уже молчал и никого не узнавал.
Актер скончался 31 мая 2005 года в онкологическом отделении больницы. Похоронили его на Троекуровском кладбище Москвы рядом с могилой Натальи Гундаревой.
Арчил Гомиашвили
Биография
Знаменитый актер Арчил Михайлович Гомиашвили, который запомнился зрителям прежде всего своим исполнением роли Остапа Бендера, прожил яркую и необычную жизнь. Родился мальчик 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха, который далеко пошел по партийной лестнице и был принят в Московскую Школу красной профессуры.
Несмотря на просьбу отца назвать сына Виктором, ребенку дали имя Арчил в честь деда-священника. В 30-е годы Михаил Гомиашвили попал в лагерь по ложному доносу и был освобожден только в последний год войны. Отец прожил долгую жизнь, но предательство партии он так и не смог забыть.

В 16 лет Арчил поступает в художественное училище столицы Грузии, где учится в течение двух лет. Увлечением юного живописца становится театр, там он проводит все свое свободное время. В то время в Тбилиси как раз работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер делает несколько заказов талантливому художнику на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана, а потом предлагает попробовать себя в небольшой роли Лео Хаммера.
В 1942 году Арчила исключают из учебного заведения. Поводом к отчислению стала его связь с криминальным миром, а также дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. Один раз Арчила арестовали с компанией хулиганов, и он чуть не попал в тюрьму. В тот раз дело обошлось недолгим пребыванием в изоляторе. Георгий Товстоногов предлагает молодому человеку попробовать себя в актерском искусстве, и Гомиашвили уезжает в Москву.

Поступив в Школу-студию МХАТ, Арчил Гомиашвили благополучно проучился там до 1948 года, пока не попал в неприятную историю с криминальным оттенком. Его вновь выгнали из вуза, теперь уже за драку в кафе с погромом имущества. После этого молодой кавказец был вынужден уехать к себе на родину. В Грузии ему предложили место в труппе Академического театра имени Марджанишвили, а через 10 лет он переезжает в Поти, где устраивается вначале в театр имени Г. Эристави, а затем в Русский театр имени А. Грибоедова.
Фильмы
Параллельно со своей работой в театре артист начинает сниматься в кино. Он дебютирует в 31 год, сыграв роль Монташерова в ленте «Лично известен», которая стала первой частью известной исторической трилогии о жизни большевика Камо. Некоторое время артист начинает плотно сотрудничать с грузинским кинорежиссером Михаилом Чиаурели. Арчил играет в его картине «Иные нынче времена» в паре с его дочерью Софико Чиаурели.
Многогранный талант артиста раскрывается в фильмах Гугули Мгеладзе «Простите, вас ожидает смерть» и Эразма Карамяна и Степана Кеворкова «Взрыв после полуночи».

Настоящим триумфом в биографии малоизвестного большой публике актера Гомиашвили стала его работа в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», в которой он блестяще сыграл «великого комбинатора». Арчил шел к своей главной роли очень долго. Впервые он попробовал себя в образе Остапа Бендера в моноспектакле, который поставил для него режиссер Юрий Любимов в 1958 году. С мюзиклом, в котором Арчил играл и пел за всех героев, в том числе за Паниковского, Фунта, Зосю Синицкую, он объездил весь Советский Союз.

Когда Леонид Гайдай в 1971 году начал работу над своей картиной, у него никак не получалось подобрать артиста на роль Бендера. На нее пробовалось более 20 известных актеров своего времени, в том числе Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев. Но режиссер все не находил подходящего, пока его ассистенты не предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который вот уже несколько лет подряд играл историю про «идейного борца за денежные знаки» на подмостках страны.
Чтобы познакомиться с артистом, Гайдай даже специально со всей съемочной группой выехал в Горький, где в тот момент гастролировал Арчил Гомиашвили. Постановщика устроила манера игры артиста, несмотря на то, что по возрасту Арчил был старше своего героя на 16 лет. Но харизма, моложавость и достаточно высокий рост делали его образ убедительным.

Он отлично вписался в блестящий актерский состав комедии, представленный такими звездами, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Юрий Никулин. И несмотря на то, что его роль частично была озвучена Юрием Саранцевым, а песни исполнены Валерием Золотухиным, Арчил Гомиашвили получил всесоюзную известность и был признан одним из самых выдающихся киноактеров своей эпохи.

Последующие киноработы артиста были уже не столь яркими. Его успехом можно считать роль потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино», а также созданный им экранный образ вождя народов. В роли Сталина Гомиашвили сыграл в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти», «Трагедия века». Режиссеры сразу отметили большое внешнее сходство актера со Сталиным, что было видно по фото, а также умение Арчила Гомиашвили воссоздать внутреннее единство со своим героем.
Бизнес
В конце 80-х годов Арчил Гомиашвили решил попробовать себя в роли сценариста и режиссера. Его привлек сюжет автобиографии миллионера Майкла Фильда, который начинал свою карьеру с нуля. Арчил связался с предпринимателем и даже приехал к нему на встречу в Западный Берлин. Переговоры о проведении съемок не удались, но, проникнувшись симпатией к советскому артисту, Фильд подарил ему 10 игровых залов.
Помимо этого Гомиашвили неожиданно для себя стал богачом. Он зашел в одно из немецких казино и поставил наудачу последние 100 марок. Ставка неожиданно сыграла в плюс и принесла более 100 тысяч счастливчику. Так артисту выпала возможность заняться собственным бизнесом.
В свои 62 года Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком. Все свои деньги он внес в 1990 году в АО «Сити-бизнес», и через два года его капитал прилично увеличился. Всю сумму он вложил в проект клуба «Золотой Остап», на базе которого открылся один из самых популярных ресторанов начала 90-х. Заведение Гомиашвили было признано одним из самых лучших на европейском континенте. Это принесло Арчилу еще больше уверенности в своих силах, и он занялся обустройством собственных итальянских бутиков.
Помимо бизнеса Арчил Гомиашвили проявил себя как щедрый благотворитель. Он помогал бедным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение, а также пожилым грузинским актерам, которые с потерей популярности оказывались на грани нищеты.
Личная жизнь
Арчил Гомиашвили всегда пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола и отвечал им взаимностью. Его женщинами в свое время были режиссер Татьяна Лиознова, актриса Татьяна Окуневская, с которой он даже венчался. Но все они появились только в период его жизни в Москве.


Смерть
В возрасте 78 лет у Арчила Гомиашвили было обнаружено раковое новообразование в дыхательных путях. Артист для лечения поехал в США, где в онкоцентре ему была сделана сложнейшая операция по удалению опухоли и более четырех десятков лимфоузлов с метастазами.

Артист держался бодро, во время проведения терапии все время шутил, но раковая опухоль продолжала распространяться по организму пожилого человека. Сильные метастазы стали причиной смерти актера. Он скончался в клинике Москвы 31 мая 2005 года. Гражданская панихида и похороны прошли в Москве, его могила находится на Троекуровском кладбище.
Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером


Тринадцать лет назад, 31 мая, не стало человека, который был не только экранным, но и вполне реальным воплощением всеми любимого героя Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Арчил Гомиашвили не раз признавался, что роль великого комбинатора стала для него самой большой удачей и проклятьем в жизни. Мечта его экранного героя разбогатеть воплотилась для самого актера – но вот принесло ли это ему счастье?
Счастливый случай
Арчил Гомиашвили верил в судьбу. Существует полулегендарное воспоминание самого актера: в 16 лет ему приснился сон, в котором он увидел всю свою дальнейшую жизнь в мельчайших подробностях. Он помнил этот сон и использовал его как инструкцию.
В начале 40-х Арчил учился в Тбилисском художественном училище. У 16-летнего парня был талант к живописи, Георгий Товстоногов пригласил оформить его спектакль в Тбилисском театре имени Грибоедова. С этого момента жизнь Гомиашвили круто изменилась: будущий легендарный режиссер увидел в молодом человеке интересного актера и дал ему небольшую роль.
После войны Арчил отправился за Товстоноговым в Москву, но вскоре был вынужден сбежать назад в Тбилиси, потом – в Поти. Дело в том, что молодой артист участвовал в драке, из-за которой мог попасть в тюрьму. А поскольку парень еще в Тбилиси неоднократно попадал в милицию за драки, то на этот раз ему грозил реальный срок.
В Поти, стоящем на берегу Черного моря, Гомиашвили приехал в 1958 году. Именно там он поставил спектакль «Похождение Остапа Бендера», в котором исполнял все роли сразу. С ним он колесил по Грузии, а потом и по всему Советскому Союзу в течение 13 лет.

Неожиданное происхождение
Любимой книгой Леонида Гайдая были «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Говорят, Леонид Иович ее постоянно перечитывал, возвращался к любимым моментам, искренне смеялся над отдельными эпизодами. Мечтой режиссера была экранизация любимого романа. Но киношное начальство в 60-е годы не было в восторге от того, что главный герой картины – авантюрист.
Мечту Гайдая исполнил Георгий Данелия. Он сумел добиться разрешения на съемки «12 стульев». Георгий Николаевич передал свои права на экранизацию Леониду Иовичу со словами, что сам перегорел, а такие картины нужно снимать с искоркой в глазах. И Гайдай взялся за дело. Оказалось, что найти Бендера в Москве очень сложно. На эту роль претендовали более 100 артистов. Больше всего режиссеру приглянулись двадцать, среди которых были такие громкие фамилии, как Басов, Баталов, Гафт, Мишулин, Борисов, Каневский, Лазарев, Губенко, Евстигнеев, Ширвиндт, Козаков. Гайдай утвердил Владимира Высоцкого. И уже хотел приступить к съемкам, как главный герой ушел в запой.
Пришлось вновь искать главного исполнителя. На этот раз Леонид Иович пригласил Александра Белявского (знаменитого в будущем Фокса). Но Белявский плохо смотрелся в кадре с Сергеем Филипповым (Кисой Воробьяниновым).
Для Гайдая задержки в работе были очень болезненны. Он планировал начать съемки еще в марте, но уже шла середина апреля, а главного героя все не было. К счастью, кто-то из окружения режиссера додумался рассказать о грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который уже много лет играет спектакль «Похождения Остапа Бендера».

Шестилетнее молчание
После выхода на экраны «12 стульев» Гомиашвили стал всесоюзной знаменитостью. Он переехал в Москву, получил квартиру в знаменитом Доме на набережной. Говорят, артисту досталось жилье дочери Сталина Светланы Аллилуевой.
Гомиашвили ездил по всему Союзу с творческими вечерами, мог решить любой вопрос, так как двери высокого начальства открывались перед ним с легкостью. А вот с тем, кто сделал его звездой, Арчил Михайлович не разговаривал шесть лет.
Существуют несколько версий почему актер и режиссер поссорились. Ходят слухи, что Гайдай обиделся на Гомиашвили: якобы тот скрыл свой истинный возраст, скостив его лет на 10 (на момент съемок актеру было 44). Гомиашвили обиделся на Гайдая, что тот дал озвучивать его роль другому актеру (Бендер говорит голосом Юрия Саранцева). Леонид Иович объяснял свое решение тем, что у Арчила был грузинский акцент, что никак не вязалось с ролью. Но артист посчитал это предательством и обиделся.
Как-то Гомиашвили рассказывал в интервью, что они с Гайдаем видели Бендера по-разному, из-за чего постоянно спорили и ругались на площадке. А когда фильм вышел на экраны, то Арчил Михайлович был шокирован увиденным. В сердцах он назвал Гайдая плохим режиссером, а тот в ответ назвал его отвратительным артистом. Шесть лет они даже не здоровались друг с другом при встрече.
Режиссер и актер помирились только после выхода фильма «12 стульев» Марка Захарова. Гайдай первым позвонил Гомиашвили и попросил включить телевизор, чтобы наблюдать «уголовное преступление».

Миллионер поневоле
К сожалению, роль Бендера не только принесла актеру огромную популярность, но и негативно повлияла на его дальнейшую актерскую судьбу: Гомиашвили не хотели приглашать на серьезные драматические роли, так как боялись, что зритель будет воспринимать его только как великого комбинатора.
Актер не отчаивался: играл в театре, снимался в кино. В конце 80-х актер познакомился с немецким миллионером Майклом Филдом, который подарил ему свою книгу «Америка глазами таксиста». Арчил Михайлович был впечатлен судьбой человека, собирающего еду на помойках в самом начале своего пути и ставшего одним из ключевых фигур в игорном бизнесе Германии и всей Европы.
Актера называли первым советским миллионером. Сам он относился к деньгам достаточно спокойно. Говорил в интервью, что у него нет тяги к обогащению. Однажды Гомиашвили дал четкое определение такому понятию, как жадность: это когда у тебя есть миллион, а тебе хочется еще и еще. В отличие от своего знаменитого экранного героя, Арчил Михайлович не был одержим жаждой денег.
Заработав в Германии приличную сумму, Гомиашвили вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», в котором собирались артисты, спортсмены, политики. Он настолько был увлечен своим детищем, что отказывался от съемок. Но не забывал помогать тем, кто в этом нуждался. Например, выплачивал стипендию вгиковцам.
В 2004 году врачи нашли у Арчила Михайловича опухоль в легких. Она оказалась злокачественной. Говорят, что после услышанного диагноза актер молчал целый месяц. Он летал в Америку на операцию, но она не помогла. Любимый миллионами артист скончался 31 мая 2005 года в возрасте 79 лет.

Арчил Михайлович Гомиашвили
Фото Все
Видео Все
Смак (ОРТ, 1999) Арчил Гомиашвили
Великий комбинатор. 95 лет назад родился актер Арчил Гомиашвили
Арчил Гомиашвили — биография
Арчил Гомиашвили – популярный отечественный актер, предприниматель. В 1966 году получил звание Народного артиста Грузинской ССР. Наибольшую популярность получил после съемок в картине «Двенадцать стульев», где сыграл Остапа Бендера.
До того, как стать знаменитым на всю страну, Арчил Гомиашвили имел несколько приводов в милицию. Но каждый раз ему везло, то объявят амнистию, то не найдут в его действиях состава преступления. Эта скользкая дорожка могла привести Арчила к печальному итогу, если бы в 16-ть ему не приснился сон. Вещий сон, который парень запомнил до мельчайших подробностей. Он вдруг увидел свою дальнейшую жизнь, и пытался следовать этому сну постоянно. Арчил знал, что в одном году случится такое событие, в следующем – еще что-то. Зная, что будет дальше, он пытался ускорить историю, и двигаться вперед. Он был очень любвеобильным, неуемным и неутомимым.
Детство и юность
Родился Арчил Гомиашвили в грузинском городе Чиатура 23 марта 1926 года. Его отец – Михаил Гомиашвили, бывший пастух, вступил в партию, и благодаря этому сделал неплохую карьеру советского чиновника. Он учился в Московской Школе красной профессуры, потом его назначили на должность председателя комитета угольщиков Донбасса. В годы сталинских репрессий на него поступил ложный донос, и мужчина оказался в лагере. На свободу вышел только в 1945 году. Он умер в престарелом возрасте, но так и не забыл, как предательски поступила с ним партия.
Отец хотел назвать сына Виктором, но его никто не послушал, и мальчик получил имя Арчил. Так звали его деда священнослужителя.

Детские годы Арчила прошли и в Грузии, и в Украине, но нигде и никогда сверстники не притесняли мальчика по национальным признакам или из-за места проживания. Он учился в русской школе, а на родном грузинском языке заговорил к четырнадцати годам.
В шестнадцатилетнем возрасте Арчил стал студентом Тбилисского художественного училища, в котором учился на протяжении двух лет. В это время он увлекся театром, куда старался сбежать при первой же возможности. Как раз в те годы в театре работал начинающий режиссер Георгий Товстоногов, который и предложил Арчилу оформить постановку под названием «Лисички» по пьесе Хельмана. Увидев в газах художника увлеченность театром, Товстоногов предложил Гомиашвили попробовать свои силы на сцене, в образе Лео Хаммера.
В 1942-м Гомиашвили исключили из училища, якобы за то, что он водил дружбу с криминальным авторитетом по имени Джаба Иоселиани. Первый раз Арчил был арестован за хулиганство, и чуть не оказался в тюрьме. Но тогда он отделался только несколькими днями в изоляторе. Именно Товстоногов сыграл большую роль в биографии будущего артиста, он предложил талантливому парню попробовать свои силы в актерском мастерстве, и Арчил отправился в Москву.
Гомиашвили снова стал студентом, на этот раз Школы-студии МХАТ. Он учился там вплоть до 1948 года, пока снова не оказался в центре криминальной истории. Он подрался в кафе, вернее, защищал девушку, молодую актрису Людмилу Целиковскую от приставшей к ней компании. Когда приехала милиция, то один из пострадавших указал на Арчила, и сказал, что это он зачинщик драки. Гомиашвили снова исключили из института, и ему ничего не оставалось делать, как уехать в родную Грузию. Он поступил на службу в Академический театр им.Марджанишвили, в котором прослужил десять лет. Потом перебрался в город Поти, и нашел себе место в театре им.Эристави, а потом вошел в труппу Русского театра им.Грибоедова.
Фильмы
Одновременно со службой в театре, Гомиашвили дебютирует в кинематографе. Он впервые снялся в кино в 31 год, в картине «Лично известен», где перевоплотился в Монташерова. Этот фильм – первая часть трилогии о судьбе большевистского деятеля Камо. Одно время Гомиашвили снимался у грузинского кинорежиссера Михаила Чиаурели, который позвал его на съемки ленты «Иные нынче времена». Партнершей Гомиашвили по этой картине стала дочь режиссера – Софико.
Вскоре Арчил продемонстрировал всю многогранность своего таланта, особенно после съемок в лентах «Простите, вас ожидает смерть» (режиссер Гугули Мгеладзе), и «Взрыв после полуночи» (режиссер Степан Кеворков).

Однако настоящий успех, всесоюзная слава и любовь зрителей ждали Арчила после выхода на экраны комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, где он примерил на себя роль «великого комбинатора». Путь к главной роли своей жизни оказался долгим. Впервые Гомиашвили сыграл Бендера в 1958 году, в моноспектакле Юрия Любимова. Этот мюзикл он демонстрировал по всему Советскому Союзу. Важно то, что Арчил стал исполнителем всех ролей в этом спектакле, и пел тоже за всех персонажей.
В 1971-м Гайдай приступил к подготовке съемок комедии «12 стульев». Он утвердил уже всех актеров, кроме исполнителя главной роли, никак не мог найти подходящего артиста. Гайдай приглашал на пробы самых известных артистов того времени – Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Спартака Мишулина, Михаила Козакова, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Николая Губенко, Николая Рыбникова, и даже популярного певца Муслима Магомаева. Одни пробы сменяли другие, и вот уже режиссер остановил свой выбор на Александре Белявском, он дает добро на утверждение его на роль Бендера. Однако все было не то, молодой артист не обладал достаточной яркостью и харизматичностью, которую должен просто излучать главный герой этой ленты. И тут ассистенты предложили Гайдаю обратить внимание на Гомиашвили, который уже много лет выходил на сцену театра в этом образе.
Чтобы увидеть артиста, и то, как он справляется с этой ролью, Гайдай и вся съемочная группа отправились в город Горький, где Гомиашвили находился на гастролях. Режиссер остался доволен манерой игры Арчила, и он решил «закрыть глаза» на тот факт, что артист по возрасту был намного старше своего экранного персонажа. Однако Гомиашвили обладал такой харизмой, выглядел моложе своих лет и был достаточно высокого роста, и это окончательно сыграло в его пользу.
Гомиашвили удалось найти общий язык с другими актерами, он отлично вписался в их компанию. Единственное, вместо Арчила в фильме говорит Юрий Саранцев, а песни исполнил Валерий Золотухин. Но, несмотря на это, к Гомиашвили пришла всесоюзная известность, и он получил звание самого выдающегося актера своей эпохи.
После такого грандиозного успеха артист переселяется в столицу. Гомиашвили приглашен в Совет Министров СССР, где в рамках торжественной встречи он становится обладателем трехкомнатной квартиры в сталинской высотке. Артисту выдали ордер на квартиру, ранее принадлежавшую Светлане Аллилуевой, дочери Сталина. Немного обжившись в Москве, Гомиашвили поступил в труппу театра им.Ленинского комсомола. Спустя некоторое время, убедившись, что у него не получится найти общий язык с Марком Захаровым, начинающим режиссером этого театра, Арчил уходит в театр им.Пушкина.

Следующие работы в кино не принесли артисту большого успеха. Исключением стала разве что картина «Мимино», режиссера Георгия Данелия, где Арчил перевоплотился в потерпевшего. А еще ему хорошо удавался образ Сталина, в котором артист засветился в пяти художественных картинах – «Сталинград», «Государственная граница. Год сорок первый», «Ангелы смерти», «Война на западном направлении», «Трагедия века». Режиссеры увидели, как сильно артист похож на вождя народов, а кроме этого Гомиашвили умело передавал характер и привычки Сталина.
Бизнес
К концу 80-х Арчил понял, что ему уже мало одного актерства, он хотел реализоваться как режиссер и сценарист. Актер воодушевился автобиографией Майкла Фильда, немецкого миллионера, сделавшего свою карьеру буквально с нуля. Гомиашвили нашел способ связаться с ним, и сумел организовать поездку к Майклу в Западный Берлин. Арчил хотел договориться с ним о совместных съемках, но из этой затеи ничего не вышло. Однако Фильд все же не отпустил советского актера с пустыми руками, отдал ему в дар десять игровых залов казино.
А деньги не заставили себя долго ждать, свалились буквально на голову. Артист решил перед отъездом попытать счастья в немецком казино, поставил сто марок, последнее, что у него было. Фортуна в тот момент была на стороне Гомиашвили, он выиграл на свою ставку сто тысяч марок. Так у него появилась возможность начать собственный бизнес.

Так в 62 года артист превратился в обеспеченного человека. Не останавливаясь на достигнутом, в 1990-м Гомиашвили вкладывает все свои сбережения в АО «Сити-бизнес». По прошествии двух лет он стал обладателем сильно увеличившегося капитала, который в свою очередь вложил в организацию клуба «Золотой Остап». На его базе начал действовать популярный в 90-е годы ресторан, вскоре получивший статус самого лучшего заведения европейского континента. Арчил еще больше поверил в себя, в собственную предпринимательскую жилку, и открыл собственные итальянские бутики.
Много средств бывший артист тратил на благотворительность. Арчил оказывал помощь малоимущим студентам ВГИКа, платил за их обучение. Не обошел своим вниманием и пожилых грузинских актеров, которые с годами и из-за отсутствия ролей влачили жалкое существование.
Личная жизнь
Арчил всегда был любимчиком женщин, его обожали все жительницы СССР, особенно после выхода картины «12 стульев». Актер тоже оказался любвеобильным, многим отвечал взаимностью. У Гомиашвили были романтические отношения с актрисой Татьяной Окуневской и режиссером Татьяной Лиозновой. Первую он даже повел под венец. Но такая бурная личная жизнь у артиста началась только после переезда в Москву.
Артист пользовался успехом у женщин, представительниц творческой среды, но первый раз женился на медике – докторе Яне Маиловой. Вскоре родилась первая дочь артиста – Карина. Но даже рождение ребенка не сплотило семейный союз, и супруги расстались.
Первый раз по-настоящему Арчил влюбился в актрису Лиану Манджавидзу, его коллегу по тбилисскому театру. Вскоре супруга подарила артисту двух сыновей – старшего Зураба в 1954-м и младшего Михаила в 1961 году. Старший выучился на инженера, младший продолжил дело родителей, и тоже стал актером. Этот брак длился недолго, супруги развелись не только из-за постоянных измен Арчила, но и от постоянных сцен ревности супруги. Лиана настолько ревновала мужа, что это порой напоминало маниакальный синдром. Если он пошел в ванную утром, и принял холодный душ, Лиана была уверена, что супруг готовится пойти налево. За Арчилом водились грешки, он любил женщин, но до развода доводить не хотел. Но семья все-таки распалась, хоть артист и обожал своих сыновей и поддерживал их потом на протяжении всей своей жизни.

Смерть
Нельзя сказать, что Арчил пренебрежительно относился к своему здоровью, наоборот, он проходил ежегодные обследования. Проблемы со здоровьем начались у Гомиашвили уже в преклонном возрасте. Ему было 78, когда доктора диагностировали у него онкологию дыхательных путей. И это стало большим потрясением для самого артиста и его родных. Арчил отправился за помощью к американским медикам, и в одном из онкологических центров ему проделали сложнейшую операцию – удалили саму раковую опухоль и несколько десятков лимфоузлов, куда уже добрались метастазы.
Арчил Гомиашвили, со всей присущей ему силой воли и бодрости духа, не впадал в отчаяние. При проведении медицинских процедур он шутил, пытался приободрить не только себя, но и присутствующих медиков. Однако это не могло остановить распространение раковой опухоли в его ослабленном болезнью и возрастом организме.
Когда состояние его немного стабилизировалось, Арчил сбежал из клиники, вернулся в Москву и пригласил всех друзей в свой ресторан «Золотой Остап». Внучка актера – Анастасия потом рассказывала, что от него скрывали действительную картину его болезни, а именно, смертельных осложнений. Но Арчил и сам стал догадываться, что это конец, так как состояние его здоровья резко ухудшилось. Татьяна не отходила от мужа ни на шаг. Метастазы продолжали делать свое смертельное дело, и в последние дни артист уже не говорил и никого не узнавал.
Известный артист скончался 31 мая 2005 года в одной из московских клиник. Причина смерти – онкология. В столице организовали и гражданскую панихиду по усопшему Гомиашвили. Местом вечного упокоения незабвенного Остапа Бендера стало столичное Троекуровское кладбище.
Память
Спустя год после смерти Гомиашвили на его могиле появился памятник в виде фигуры артиста в образе Остапа Бендера. Одна нога его стоит на знаменитом резном стуле из фильма, а взгляд артиста устремлен вдаль.

Эммануил Виторган сказал, что Арчил был человеком с большой буквы, хорошим другом и настоящим товарищем, и это была его самая главная роль в жизни.
В Чебоксарах поклонники артиста тоже установили памятник Гомиашвили в одном из скверов города. Там он тоже запечатлен в образе своего самого знаменитого персонажа.

























