биография актера николая симонова
Николай Симонов
Биография
Николай Симонов с рождения обладал двумя яркими талантами – живописца и актера. В юности метался между этими огнями, в итоге выбрал лицедейство. Впрочем, мужчина до самой смерти пронес в душе художника, что помогало ему творить на сцене в полную мощь.
Детство и юность
Николай Константинович родился в городе на Волге – Самаре. Отец, управляющий мукомольной компанией, родом из Рыбинска, а мама, заботливая домохозяйка, из Саратова, поэтому Коля знал прекрасную реку наизусть.

Позже актер вспоминал, что окружающая природа повлияла на формирование личности, научила чувствовать прекрасное. Мальчиком Симонов хотел стать естествоиспытателем, коллекционировал камни, найденные на берегах Волги, собирал гербарии, бабочек и жуков. Когда подрос, придумал новое занятие будущего – мечтал стать путешественником.

А настоящим приключением, сродни волшебству, для маленького Коли становился поход в самарский театр, который вместе с мамой, братом и сестрой посещали по воскресеньям. Тогда-то и зародилась мечта тоже оказаться на сцене.
Во время учебы в гимназии Николай, наконец, стал актером. В школьном драмкружке мальчик играл в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок». У ученика обнаружился еще один талан – природа наделила Колю даром рисования. Уже в первых работах угадывались смелость и мощь живописца.

Страсть к рисованию взяла верх, и в 1918 году Симонов влился в ряды учеников художественно-промышленной школы. А спустя три года отправился в Петроград, где поступил в Академию художеств. Учителями юноши стали именитые художники Аркадий Рылов и Кузьма Петров-Водкин.
Однако, несмотря на успехи в живописи, в какой-то момент Николай вдруг решил попробовать силы в актерстве. 19-летний самарец попал сразу на второй курс Института сценических искусств, совмещая учебу с художественной академией. В дальнейшем Симонов стал блестящим актером Александрийского театра, семь лет даже руководил храмом Мельпомены в родном городе.
Фильмы
С первым появлением на театральной сцене о Николае Симонове сразу же заговорили как о гениальном артисте, при этом весьма колоритном. Могучий богатырь, словно рожденный специально для того, чтобы иллюстрировать человека нового века, новой жизни после революции: Николай Константинович великолепно вживался и в партизанского лидера, и в председателя исполкома. Умело раскрывал красоту человеческой личности. Поэтому театральный актер не остался незамеченным для режиссеров кино.

На заре карьеры в кино Николаю Константиновичу посчастливилось играть и знаменитостей. Однажды перевоплотился в молодого Михаила Ломоносова в ленте «Сын рыбака» (1928). В целом фильмография получилась не богатой, но это не помешало актеру завоевать зрительскую любовь и войти в историю российского кинематографа.


В копилке фильмов у актера россыпь режиссерских трудов, составивших золотое наследие российского кино. Симонов примерил образ духовника Лоренцо Монтанелли в экранизации романа Этель Войнич «Овод», где также блистали Олег Стриженов, Владимир Этуш, Анна Лисянская.

В последний раз актер появился на экране в 1972 году. Детективный телефильм «Последнее дело комиссара Берлаха» повествует о швейцарском полицейском, который разыскивает нацистских преступников. Главный герой болеет раком и в финале умирает. По иронии судьбы та же болезнь подкрадывалась и к Николаю Симонову, но о ней актер и родные еще не догадывались. В интервью гениальный лицедей говорил о выбранной профессии и актерской судьбе:
«Я вообще удачлив. Практически нет роли, которую я бы хотел и не сыграл. Настоящий актер должен играть все».
Личная жизнь
Николай Константинович вне театра и киностудий был домоседом, трогательным, нежным и любящим семьянином. Говорят, дом был той тихой пристанью, где он находил покой.

Жена Анна Григорьевна Белоусова, в прошлом актриса Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина (Александринский театр), бережно хранила домашний очаг. Участвуя в съемках документального фильма о звездном супруге, женщина рассказывала:
«Когда Николай Константинович уходил в театр утром, я стояла у окна и махала ему рукой, а он непременно отвечал. Однажды не помахал, я даже растерялась. Потом он позвонил с работы и извинился».
В семье родились трое детей, две дочки и сын Николай, который в будущем стал известным врачом-онкологом. Наследников Симонов очень любил, старался посвящать им все свободное время.

Актер до седой старости продолжал рисовать: писал маслом, работал карандашом. Живопись стала своего рода второй натурой мужчины. Критики говорят о том, что именно это занятие помогало артисту находить «краски» драматургических образов.
Смерть
На съемках фильма «Последнее дело комиссара Берлаха» актер стал закашливаться. Лето стояло жаркое, удушливое, поэтому никто не обращал внимания на кашель. Только когда Николю Константиновичу стало тяжело глотать, жена забила тревогу. В начале зимы сделали рентген, снимок показал опухоль пищевода. Для операции время было упущено. Затем потянулись месяцы тяжелого лечения, при этом больному о диагнозе так и не сказали.

Николай Симонов умер в апреле 1973 года. Похоронили великого лицедея в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Спустя семь лет могилу украсил бронзовый бюст на высоком постаменте. Скульптор Карэн Саркисов сумел передать гордую осанку, ставшую при жизни актера его визитной карточкой.
Николай Симонов – биография, фото, личная жизнь, фильмография
Николай Симонов: биография
Николай Симонов с рождения обладал двумя яркими талантами – живописца и актера. В юности метался между этими огнями, в итоге выбрал лицедейство. Впрочем, мужчина до самой смерти пронес в душе художника, что помогало ему творить на сцене в полную мощь.
Детство и юность
Николай Константинович родился в городе на Волге – Самаре. Отец, управляющий мукомольной компанией, родом из Рыбинска, а мама, заботливая домохозяйка, из Саратова, поэтому Коля знал прекрасную реку наизусть.

Позже актер вспоминал, что окружающая природа повлияла на формирование личности, научила чувствовать прекрасное. Мальчиком Симонов хотел стать естествоиспытателем, коллекционировал камни, найденные на берегах Волги, собирал гербарии, бабочек и жуков. Когда подрос, придумал новое занятие будущего – мечтал стать путешественником.
Биография актера с детства была связана с искусством и литературой. Родители хотели, чтобы трое детей – Сережа, Коля и Оля – выросли образованными, интеллигентными людьми. В доме имелась хорошая библиотека, ребятишек обучали музыке. Часто у Симоновых проходили творческие вечера. Гости слушали музыку или наслаждались «живыми картинами» — родители устраивали сказочные театральные представления.

А настоящим приключением, сродни волшебству, для маленького Коли становился поход в самарский театр, который вместе с мамой, братом и сестрой посещали по воскресеньям. Тогда-то и зародилась мечта тоже оказаться на сцене.
Во время учебы в гимназии Николай, наконец, стал актером. В школьном драмкружке мальчик играл в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок». У ученика обнаружился еще один талан – природа наделила Колю даром рисования. Уже в первых работах угадывались смелость и мощь живописца.

Страсть к рисованию взяла верх, и в 1918 году Симонов влился в ряды учеников художественно-промышленной школы. А спустя три года отправился в Петроград, где поступил в Академию художеств. Учителями юноши стали именитые художники Аркадий Рылов и Кузьма Петров-Водкин.
Однако, несмотря на успехи в живописи, в какой-то момент Николай вдруг решил попробовать силы в актерстве. 19-летний самарец попал сразу на второй курс Института сценических искусств, совмещая учебу с художественной академией. В дальнейшем Симонов стал блестящим актером Александрийского театра, семь лет даже руководил храмом Мельпомены в родном городе.
Фильмы
С первым появлением на театральной сцене о Николае Симонове сразу же заговорили как о гениальном артисте, при этом весьма колоритном. Могучий богатырь, словно рожденный специально для того, чтобы иллюстрировать человека нового века, новой жизни после революции: Николай Константинович великолепно вживался и в партизанского лидера, и в председателя исполкома. Умело раскрывал красоту человеческой личности. Поэтому театральный актер не остался незамеченным для режиссеров кино.

На пленке мужчина дебютировал в 1924 году. Первые работы относились к искусству немого кино. Симонов примерил роли в фильмах «Красный партизан», «Девятое января», «Катерина Измайлова» (по произведению Лескова). А в 1927 году режиссер Владимир Гардин доверил ему главную партию — вожака восставших крестьян — в картине «Кастусь Калиновский». Партнерами по съемочной площадке стали Борис Ливанов, Николай Комиссаров, красавица Софья Магарилл.
На заре карьеры в кино Николаю Константиновичу посчастливилось играть и знаменитостей. Однажды перевоплотился в молодого Михаила Ломоносова в ленте «Сын рыбака» (1928). В целом фильмография получилась не богатой, но это не помешало актеру завоевать зрительскую любовь и войти в историю российского кинематографа.

В 1938 году на экраны вышла эпопея по роману Алексея Толстого «Петр Первый». Все сыгранные доселе роли померкли перед этой работой — Николай Симонов предстал перед зрителем в образе самого Петра Великого. Актер талантливо передал черты самодержца, сделав его целостной, гармоничной натурой: упрямец, храбрый воин, мечтатель, труженик и большой самодур.
Лента объединила весь цвет кинематографа. Князя Александра Меншикова сыграл Михаил Жаров, Екатерину I — Алла Тарасова, в графа Петра Толстого преобразился Владимир Гардин, а цесаревича Алексея представил Николай Черкасов. В картине снялся еще десяток известных в те времена актеров.

В копилке фильмов у актера россыпь режиссерских трудов, составивших золотое наследие российского кино. Симонов примерил образ духовника Лоренцо Монтанелли в экранизации романа Этель Войнич «Овод», где также блистали Олег Стриженов, Владимир Этуш, Анна Лисянская.

В последний раз актер появился на экране в 1972 году. Детективный телефильм «Последнее дело комиссара Берлаха» повествует о швейцарском полицейском, который разыскивает нацистских преступников. Главный герой болеет раком и в финале умирает. По иронии судьбы та же болезнь подкрадывалась и к Николаю Симонову, но о ней актер и родные еще не догадывались. В интервью гениальный лицедей говорил о выбранной профессии и актерской судьбе:
«Я вообще удачлив. Практически нет роли, которую я бы хотел и не сыграл. Настоящий актер должен играть все».
Личная жизнь
Николай Константинович вне театра и киностудий был домоседом, трогательным, нежным и любящим семьянином. Говорят, дом был той тихой пристанью, где он находил покой.

Жена Анна Григорьевна Белоусова, в прошлом актриса Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина (Александринский театр), бережно хранила домашний очаг. Участвуя в съемках документального фильма о звездном супруге, женщина рассказывала:
«Когда Николай Константинович уходил в театр утром, я стояла у окна и махала ему рукой, а он непременно отвечал. Однажды не помахал, я даже растерялась. Потом он позвонил с работы и извинился».
В семье родились трое детей, две дочки и сын Николай, который в будущем стал известным врачом-онкологом. Наследников Симонов очень любил, старался посвящать им все свободное время.

Актер до седой старости продолжал рисовать: писал маслом, работал карандашом. Живопись стала своего рода второй натурой мужчины. Критики говорят о том, что именно это занятие помогало артисту находить «краски» драматургических образов.
Смерть
На съемках фильма «Последнее дело комиссара Берлаха» актер стал закашливаться. Лето стояло жаркое, удушливое, поэтому никто не обращал внимания на кашель. Только когда Николю Константиновичу стало тяжело глотать, жена забила тревогу. В начале зимы сделали рентген, снимок показал опухоль пищевода. Для операции время было упущено. Затем потянулись месяцы тяжелого лечения, при этом больному о диагнозе так и не сказали.

Николай Симонов умер в апреле 1973 года. Похоронили великого лицедея в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Спустя семь лет могилу украсил бронзовый бюст на высоком постаменте. Скульптор Карэн Саркисов сумел передать гордую осанку, ставшую при жизни актера его визитной карточкой.
Николай Симонов
Оригинал взят у m_llekolombina в НИКОЛАЙ СИМОНОВ
Родился 21 ноября (4 декабря) 1901 г. в Самаре в семье управляющего мучной фирмы.
Окончив шесть классов гимназии, Симонов поступил в 1918 г. на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а в 1921 г. – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э.Браза, А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина). Однако успехи в академии не давали забыть о постоянной тяге к театру, возникшей ещё в школьные годы. Осенью 1922 г. Симонов поступил в петроградский Институт сценических искусств (сразу на второй курс Л.С.Вивьена), недолгое время состоял студентом двух учебных заведений, но в 1923 г. был отчислен из академии по собственному желанию. В 1924 г., по окончании ИСИ, был приглашён в труппу Александринского театра (тогда – Акдрама), но служба в рядах Красной Армии отодвинула начало работы в театре на год.
Проработав в Акдраме 7 лет, Симонов, сыгравший уже несколько ведущих ролей, в 1931 г. покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 г. вернулся в Александринский театр, чтобы остаться в нём до конца жизни (всю творческую жизнь Симонов был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ).
Закончив класс у Вивьена, застав на знаменитых подмостках корифеев старого театра – Ю.М.Юрьева, В.Н.Давыдова, Е.П.Корчагину-Александровскую, И.Н.Певцова, Симонов получил настоящую школу русского реалистического сценического искусства. Однако в первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, на злобу дня: после революции академические театры стремились соответствовать требованиям новой власти. В 1920-е годы в репертуаре актёра: Суслов («Виринея» Л.Сейфуллиной и В.Правдухина), Мехоношев («Конец Криворыльска» Б.Ромашова), Вершинин («Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова) и др.
В дальнейшем Симонов также часто выступал – и с успехом – в пьесах советских драматургов: «Платон Кречет» А.Корнейчука (Павел Берест, 1935), «Пётр Крымов» К.Финна (Крымов, 1942), «Победители» Б.Чирскова (Муравьев, 1946; Государственная премия, 1947), «Персональное дело» А.Штейна (Хлебников, 1955), «Сонет Петрарки» Н.Погодина (Суходолов, 1957). Одна из последних ролей – капитан Йынь в пьесе Ю.Смуула «Дикий капитан» (1955).
Сыгранный в 1934 г. Борис Годунов (несмотря на некоторую социологичность прочтения режиссёром Б.Сушкевичем пушкинской трагедии) открыл Симонова как трагического актёра. Впрочем, шекспировский Макбет в 1940 г. (как и грибоедовский Чацкий в 1928 г.) не стал удачей актёра. Среди прославивших Симонова в 1930–1940-е годы ролей: Граф де Ризоор («Фландрия» В.Сарду, 1937), Лаврецкий («Дворянское гнездо» И.С.Тургенева, 1941), Астров в чеховском «Дяде Ване» (1946). В 1950 г. создание образа Феди Протасова («Живой труп» Л.Н.Толстого) положило начало ряду ролей, ставших вершинами симоновского творчества: горьковский Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, 1963). Две последние роли принесли Симонову звание лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1966).
Оставаясь актёром прежде всего театральным, Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актёр играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», молодого Ломоносова в картине «Сын рыбака», белорусского национального героя Кастуся Калиновского в одноимённом фильме, Артёма в экранизации рассказа М.Горького » Каин и Артём». В 1934 г. Симонов был приглашён братьями Васильевыми на эпизодическую, но существенную для фильма роль командира Жихарева в «Чапаеве» (первая значительная роль актёра в звуковом кино).
В 30-е годы Коля Симонов был душой компаний, гулякой, готовым даже случайному приятелю отдать, что называется, последнюю рубаху. На него невозможно было долго сердиться. Обезоруживала его простодушная улыбка, его открытость, прямота «рубахи-парня», который с незлобливой откровенностью говорил в лицо что думал. Но чувство меры порой изменяло ему. Некоторые его выходки вызывали за кулисами театра настоящий переполох, наводили страх на «аристократическую» часть труппы. Зная тягу Симонова к спиртному, в театре установили жесткий режим: во всех буфетах Симонову отказывали в продаже водки, все подпольные «явки» и тайники были провалены. Он приходил в театр свежий, трезвый и такой же уходил. Но все же иногда, не выходя из стен здания, ухитрялся захмелеть.
Все, кто помнил его молодым, удивлялись перемене, пришедшей с возрастом. Теперь Симонов вёл довольно замкнутый образ жизни. Некоторым он казался загадочной, парадоксальной личностью. Иные считали его нелюдимым и даже эгоцентричным. Николай Константинович был не очень разговорчив, он мало делился с окружающими, избегал дискуссий, конференций, закулисных пересудов. Он стремился уберечь свой душевный мир от внешних, казавшихся ему ненужнымиилишними соприкосновений. Домашние с улыбкой вспоминали, как долго сопротивлялся глава семейства покупке телевизора. За всю жизнь Симонов ни о ком никогда не сказал плохого слова. Когда злословили другие, вставал и уходил прочь. В отличие от многих коллег Симонов никогда не просил для себя ролей, не добивался, не требовал, не хлопотал.
Николая Константиновича всегда считали очень здоровым человеком. Он сам так думал. В конце 60-х годов стал покашливать. В декабре 1970 г. один из журналистов наблюдательно отметил это самое «покашливание», описав свою встречу с актёром. Поначалу домашние не придавали этому значения, думая, что Николай Константинович просто переложил в кушанье перцу, который очень любил. Однако вскоре он признался, что ему трудно глотать пищу. Но свести главу семейства к врачам оказалось делом нелёгким. Всё находились причины, оттягивавшие неприятный для Симонова визит. Не любил он обращаться к докторам. Ему стали давать протёртую пищу, и затруднённость при глотании как будто исчезла.
Биография актера николая симонова
Cимонов Николай Константинович – актёр Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина, народный артист СССР.
Родился 21 ноября (4 декабря) 1901 года в городе Самара в семье управляющего мучной фирмы. Окончив шесть классов гимназии, Симонов поступил в 1918 году на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а в 1921 году – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э.Браза, А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина). Однако успехи в академии не давали забыть о постоянной тяге к театру, возникшей ещё в школьные годы. Осенью 1922 года Симонов поступил в петроградский Институт сценических искусств (ИСИ, сразу на второй курс Л.С.Вивьена), недолгое время состоял студентом двух учебных заведений, но в 1923 году был отчислен из академии по собственному желанию.
В 1924 году, по окончании ИСИ, был приглашён в труппу Александринского театра (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина), но служба в рядах Красной Армии отодвинула начало работы в театре на год. Проработав в театре семь лет, Симонов, сыгравший уже несколько ведущих ролей, в 1931 году покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 году вернулся в Александринский театр, чтобы остаться в нём до конца жизни (всю творческую жизнь Симонов был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ).
Закончив класс у Л.В.Вивьена, застав на знаменитых подмостках корифеев театра – Ю.М.Юрьева, Е.П.Корчагину-Александровскую, В.Н.Давыдова и И.Н.Певцова, он получил настоящую школу русского реалистического сценического искусства. Однако в первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, на злобу дня: после революции академические театры стремились соответствовать требованиям новой власти.
В 1920-е годы в репертуаре актёра были роли: Суслов («Виринея»), Мехоношев («Конец Криворыльска»), Вершинин («Бронепоезд 14-69»). В дальнейшем Симонов также часто выступал – и с успехом – в пьесах советских драматургов: «Платон Кречет» (1935), «Пётр Крымов» (1942), «Победители» (1946; Сталинская премия, 1947), «Персональное дело» (1955), «Сонет Петрарки» (1957). Одна из последних ролей – капитан Йынь в пьесе «Дикий капитан» (1965).
Сыгранный в 1934 году Борис Годунов открыл Симонова как трагического актёра. Среди прославивших Симонова в 1930-1940-е годы ролей: Граф де Ризоор («Фландрия», 1937), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1941), «Астров» («Дядя Ваня», 1946). В 1950 году создание образа Феди Протасова («Живой труп») положило начало ряду ролей, ставших вершинами его творчества: Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии», 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца», 1963).
6 марта 1950 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Оставаясь актёром, прежде всего театральным, Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актёр играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», молодого Ломоносова в картине «Сын рыбака» (1928), белорусского национального героя Кастуся Калиновского в одноимённом фильме (1927), Артёма в экранизации рассказа М.Горького «Каин и Артём» (1929). В 1934 году Симонов был приглашён братьями Васильевыми на эпизодическую, но существенную для фильма роль командира Жихарева в «Чапаеве» (1934, первая значительная роль актёра в звуковом кино).
В 1938 году на экраны вышел фильм «Петр I» с Симоновым в главной роли, сумевшим с необычайной глубиной и силой передать всю мощь личности русского царя-преобразователя (орден Ленина, 1938; Сталинская премия, 1941). Наряду с Петром I среди лучших ролей актера: Чуйков («Сталинградская битва», 1948; Сталинская премия, 1950), Монтанелли («Овод», 1955), Флягин («Очарованный странник», 1962). Всего Симонов снялся более чем в 40 фильмах, среди которых: «Красные партизаны» (1924), «Вздувайте горны», «Девятое января», «Тяжёлые годы» (все – 1925), «Катерина Измайлова» (1926), «Капитанская дочка», «Хабу» (оба – 1928), «Родной брат» (1929), «Поворот» (1930), «Парень с берегов Миссури» (1932), «Чудо» (1934), «Горячие денёчки» (1935), «Возвращение» (1940), «Остров Безымянный» (1946), «Живой труп» (1952), «Герои Шипки» (1954), «Сердце бьётся вновь» (1956), «Где-то есть сын», «Человек-амфибия» (оба – 1962), «Рабочий посёлок», «На одной планете» (оба – 1965), «Рыцарь мечты» (1968).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1971 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Симонову Николаю Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последней ролью Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972). В конце фильма Берлах умирает от рака. Снимаясь в этом фильме, актёр не знал, что эта же болезнь подкрадывается и к нему. 24 декабря 1972 года Симонов в последний раз вышел на сцену в спектакле «Перед заходом солнца».
Скончался 20 апреля 1973 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён 3 орденами Ленина (23.03.1938; 27.10.1967; 03.12.1971), медалями.
Лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1950), Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1966).
На доме, где в 1946-1973 годах жил Симонов (Гагаринская улица, 11), установлена мемориальная доска. Именем Симонова в 1977 году названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

