биография и творчество клода дебюсси

Клод Дебюсси

французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси

Дебюсси – признанный глава и ярчайший представитель музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс.

Клод Дебюсси (фр. Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года близ Парижа. Значительным было воздействие на него русской музыки, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Первые уроки фортепиано он начал брать еще в 1870 году, а в 10-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять и первые свои произведения.

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.

Одно из наиболее значительных созданий композитора – опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М.Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж.Пуччини, Б.Бартока, Ф.Пуленка, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905), самое крупное симфоническое сочинение. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

Всего за свою жизнь композитор создал 5 опер, 3 балет и множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Клод Дебюсси умер 25 марта 1918 года в Париже.

Источник

Клод Дебюсси

Фото Все

биография и творчество клода дебюсси

биография и творчество клода дебюсси

биография и творчество клода дебюсси

биография и творчество клода дебюсси

Видео Все

биография и творчество клода дебюсси

«Блудный сын». Дебюсси / Библейский сюжет / Телеканал Культура

биография и творчество клода дебюсси

Абсолютный слух. Дебюсси.

биография и творчество клода дебюсси

Клод Дебюсси. Биография

Клод Дебюсси — биография

Клод Дебюсси – французский композитор, автор новаторских оперных и симфонических произведений. Стал одним из основоположников импрессионизма в музыке.

Композитора Клода Дебюсси часто называют новатором, привнесшим в музыку 20-го века новые краски. Он показал, что у каждого звука и аккорда может быть своя, многокрасочная жизнь, и что мелодия может как бы наслаждаться сама собой, постепенно растворяясь в тишине.

Творчество Дебюсси многим напоминает импрессионизм в живописи: его музыка полна воздушной трепетности пространства, любви к пейзажу, красочности неуловимых подвижных моментов. Сам мастер считал, что музыка похожа на природу своей естественностью, многоликостью форм и бесконечной переменчивостью.

Детство и юность

Композитор родился 22 августа 1862 года в городке Сен-Жермен-ан-Ле, что в окрестностях Парижа. Его отец занимался торговлей – владел небольшим магазином фаянсовой посуды и прочей кухонной утвари. Клод был совсем маленьким, когда Дебюсси-старший продал свою лавку и все семейство переехало жить в Париж.

Почти все детские годы музыканта прошли во французской столице. Был период, когда ему вместе с матерью пришлось на некоторое время перебраться в Канн: шла Франко-прусская война, и в этом городе было более-менее безопасно. В Канне мальчик впервые познакомился с фортепиано, а вернувшись в Париж, продолжил занятия с ученицей польского композитора Ф. Шопена Антуанеттой Моте де Флервиль.

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси в детстве

В десятилетнем возрасте Дебюсси стал учеником младшего отделения Парижской консерватории. С первых же дней занятий юноша проявил нестандартное мышление, что вызывало недовольство у преподавателя гармонии Эмиля Дюрана. Педагог был верен традиционному учебнику по гармонии, а любое отклонение от правил и эксперименты считал чуть ли не бунтом. Зато в классах Антуана Мармонтеля (фортепиано) и Сезара Франка (орган) он получал истинное удовольствие от учебы.

Успеваемость Клода была хорошей, но ничего выдающегося педагоги в нем не видели. Лишь в 1877 году юному музыканту удалось отличиться: за отлично исполненную сонату Шумана его удостоили второй премии.

В 1881 году Дебюсси устроился домашним пианистом к русской меценатке и хорошей знакомой Петра Чайковского Надежде фон Мекк. Юноша сопровождал даму в поездках по Европе, в ходе которых дважды побывал в России. Клод увлекся музыкой Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, чье творчество серьезно повлияло на формирование собственного стиля начинающего композитора.

Музыка

Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию, и уже через год благодаря кантате «Блудный сын» он ее получил. Произведение, созданное молодым автором во многом под влиянием французской лирической оперы, наполнено потрясающим драматизмом некоторых эпизодов. С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной – старинными итальянскими хоровыми пениями 16-го века. Здесь же Клод увлекся творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера.

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси играет в молодости

Пока Дебюсси находился в Италии, официальное художественное общество Парижа жестко критиковало его творчество. Представители старой школы музыки обвиняли молодого автора в стремлении сделать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите, которые заставили его забыть о первостепенности точных рисунков и форм. Одним из наиболее нелепых обвинений стало то, что в своих произведениях Клод использует «закрытые» человеческие голоса и фа-диез мажор, что считалось неприемлемым для симфонических сочинений.

Разумеется, присланные им во Францию произведения были еще очень далеки от зрелости и совершенства, но уже обладали новаторскими чертами. Его музыка была написана красочным гармоничным языком и дополнялась уникальной оркестровкой. О своем стремлении ко всему новому Дебюсси писал в письмах друзьям, где сообщал о своем желании делать интересную музыку, а не загнанные в рамки штампованные произведения. Вернувшись в Париж, композитор разорвал все отношения с академией.

После Рима Клод побывал в баварском Байройте, где вновь попал под воздействие вагнеровской музыки. Параллельно композитор искал свой уникальный стиль, изучая работы авторов со всего мира, в том числе представителей русской классики.

В 1889 году Дебюсси посетил Всемирную выставку в Париже, после которой заинтересовался экзотическими оркестрами – аннамитским и яванским. На тот момент стиль композитора еще окончательно не сформировался: это произошло только через три года.

биография и творчество клода дебюсси

Музыкант мечтал создать нечто такое, что в мире искусства стало бы крупным событием. В 1890 году он начал трудиться над оперным произведением «Родриг и Химена», либретто к которому написал Катюль Мендес. Со временем эта работа перестала вдохновлять Клода, и через два года он ее забросил, так и не окончив.

Под конец 1880-х композитор завел знакомство с богатым почитателем музыки Эрнестом Шоссоном, который тогда занимал пост секретаря Национального совета музыки. Шоссон организовал роскошный салон, где собирался цвет творческого общества: композиторы Исаак Альбенис и Анри Дюларк, скрипач-виртуоз Эжен Изаи, пианист Альфред Корто-Дени, оперная дива Полина Виардо, художник-импрессионист Клод Моне и русский писатель Иван Тургенев. Среди этих знаменитостей Дебюсси встретил поэта Стефана Малларме, который стал его близким другом и познакомил со многими творческими личностями. В этот же период композитор увлекся новеллами Эдгара По, произведения которого он полюбил больше всех остальных.

В те же годы произошло еще одно важное для Клода знакомство: он с Эриком Сати, который работал аккомпаниатором в «Трактире Клу» на Монмартре. Кафешантанный тапер привлек композитора не скованным стереотипами мышлением, независимостью, остроумием и тягой к импровизациям. Как оказалось, Сати тоже склонен к новаторству, и даже написал ряд собственных непрофессиональных произведений в этом духе. Дружба двух композиторов отнюдь не была простой: Клод часто ссорился с Эриком, который обладал грубоватым характером и едким чувством юмора. Однако, именно это товарищество определило ход развития французской музыки начала 20-го века.

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси с Игорем Стравинским

Независимый, свободный и не признающий официальной академической музыки Сати оказал колоссальное влияние на окончательное формирование уникального стиля Дебюсси. Поначалу Клоду было нелегко проститься с давлением вагнеровской философии, перед которой преклонялся долгие годы. После 1891 года от безмерной любви к Вагнеру Дебюсси перешел к полному отрицанию роли кумира в искусстве. Такие перемены в суждениях музыканта приняли далеко не все: на этой почве Клод разошелся со многими друзьями.

Забросив «Родрига и Химену», в 1893 году композитор начал работать над оперой «Пеллеас и Мелесанда» по драме Мориса Метерлинка. Через год он вдохновился пасторалью Малларме, и стал сочинять симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Последнее произведение положило начало новому направлению – музыкальному импрессионизму.

Последние годы жизни Дебюсси провел в борьбе с бедностью и болезнями, но творить не бросал даже в самые тяжелые моменты. В начале 20-го века композитор создал ряд своих самых известных произведений для фортепиано, а параллельно публиковал в прессе остроумные рецензии на события мира искусства.

биография и творчество клода дебюсси

биография и творчество клода дебюсси

биография и творчество клода дебюсси

В 1905-1907 году автор работал над произведением «Образы», а вскоре сочинил сюиту «Детский уголок», которую посвятил своей дочке Шушу.

Чтобы прокормить семью, Клод много гастролировал с оркестрами, дирижируя собственные сочинения на сценах Англии, России, и Италии.

Дебюсси давно задумывался о музыке для балета, и в 1913 году сделал первые шаги в этом направлении. Балет «Игры», музыкальное сопровождение к которому написал композитор, показала труппа «Русских сезонов» под управлением Сергея Дягилева. Спектакли с успехом прошли во французских и британских театрах.

От природы музыкант был довольно скромен, он не жаждал славы и народного обожания. Дебюсси редко бывал на премьерах собственных опер, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. А о своем гениальном таланте он говорил, как о даре, преподнесенном Всевышним.

Личная жизнь

С первой супругой Розали композитор обручился в 1899 году. Девушка была манекенщицей в знаменитом тогда доме мод сестер Калло. Через четыре года Клод завел роман с французской певицей Эммой Бардак, которая являлась матерью его ученика Рауля. В 1904 году влюбленные решили сбежать от своих супругов, уехав из Парижа и поселившись в северной части Франции. В эти годы мастер сочинял фортепианную пьесу «Остров радости» и свое крупнейшее симфоническое произведение «Море».

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси с Эммой Бардак

Вскоре до Дебюсси дошло известие, что его брошенная жена попыталась покончить с собой, застрелившись прямо на площади. К счастью, женщину спасли. В газетах стали публиковать нелицеприятные статьи о композиторе, после выхода которых многие друзья разорвали с ним всякие отношения, встав на сторону Розали. Официальный развод супругов состоялся в августе 1905 года.

биография и творчество клода дебюссиКлод Дебюсси с дочкой

В 1905 году у Эммы и Клода родилась дочь Клод-Эмма Дебюсси, она же любимая отцом «Шушу». Девочка, которой знаменитый папа посвятил ряд музыкальных произведений, скончалась через год после его смерти.

Болезнь и смерть

Необходимость решать финансовые проблемы заставляла Дебюсси много гастролировать и браться за нелюбимую работу дирижера. Последние несколько лет музыкант боролся с онкологией и проходил реабилитацию после сложной операции. Смертельно больной творец пытался писать музыку, но сил на это уже не хватало.

биография и творчество клода дебюссиПамятник Клоду Дебюсси

Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года на руках своей супруги. Местом временного захоронения стало парижское кладбище Пер-Лашез, откуда через год его перевезли на кладбище Пасси. Любимая дочь музыканта пережила своего отца всего на год, умерев в 1919 году от дифтерии. Девушку похоронили рядом с отцом, как и Эмму Бардак, скончавшуюся в 1934 году.

Избранные произведения

Ссылки

Источник

Клод Дебюсси
Achille-Claude Debussy

Французский композитор. Дирижер. Пианист. Ведущий представитель музыкального импрессионизма. Создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений.

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в городе Сен-Жермен-ан-Ле, Франция. В юности на будущего композитора оказало воздействие русская музыка, а также французская символистская поэзия и импрессионистская живопись. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Первые уроки фортепиано начал брать еще в 1870 году, а в десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять свои первые произведения.

Манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий композитора: опера «Пеллеас и Мелизанда», по драме Мориса Метерлинка, в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки данного произведения обнаруживаются в операх Джакомо Пуччини, Бела Бартока, Франсиса Пуленка, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева.

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены три симфонических эскиза «Море», самого крупного симфонического сочинения музыканта. Автор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую палитру, создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

Всего за свою жизнь композитор создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Дебюсси является признанным главой и ярчайшим представителем музыкального импрессионизма. В своем творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров XX века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

В 1908 году Дебюсси поставили диагноз: колоректальный рак, ставший причиной смерти композитора, который десять лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915 году врачи прооперировали Клода, но результатом явилось лишь временное улучшение. В последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года. В начале 1918 года Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало.

Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, в собственном доме на авеню Фош. События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перезахоронили на кладбище Пасси.

Оперы

Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

Камма (1910-1912)
Игры (1912-1913)
Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

Камерная музыка

Фортепианное трио (1880)
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
Струнный квартет (1893)
Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
«Сиринга» для флейты соло (1913)
Шесть сонат для разных инструментов, неоконченный цикл в который входят:
Соната для виолончели и фортепиано (1915)
Соната для флейты, арфы и альта (1915)
Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

Б) для фортепиано в 4 руки

Andante (1881; не опубл.)
Дивертисмент (1884)
Маленькая сюита (1886-1889)
Шесть античных эпиграфов (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2 фортепиано

Черное и белое, три пьесы (1915)

Сочинения для голоса и фортепиано

Chansons de Bilitis / Песни Билитис
La flûte de Pan / Флейта Пана
La chevelure / Волосы
Le tombeau des naïades / Гробница наяд
Fêtes galantes I / Галантные празднества
En sourdine / Под сурдину
Fantoches / Марионетки
Clair de lune / Лунный свет
Chansons de France / Песни Франции
Le temps a laissié son manteau (рондель 1)
La grotte / Грот
Pour ce que plaisance est morte (рондель 2)
3 poèmes de Mallarmé / 3 стихотворения Малларме
Soupir / Вздох
Placet futile / Ничтожная просьба
Éventail / Веер
Proses lyriques / Лирические прозы
De rêve
De grève
De fleurs
De soir
Ariettes oubliées / Забытые ариетты
C’est l’extase / Это экстаз…
Il pleure dans mon coeur / Плачет сердце мое
L’ombre des arbres / Деревьев тень
Chevaux de bois / Деревянные лошадки
Green / Зелень
Spleen / Сплин

Прочие сочинения

Блудный сын (L′enfant prodigue). Кантата для сопрано, баритона, тенора и оркестра (1884)
Блаженная дева (La damoiselle élue). Кантата для солистов, хора и оркестра (1889)
Мученичество св. Себастьяна (Le martyre de saint Sébastien), музыка к драме («мистерии») Г. д’Аннунцио (1911)

Обработки чужих произведений

Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
«Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1889)
Вторая симфония К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1890)
Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2 фортепиано (1890)
«Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2 фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

Источник

Биография Ашиль-Клода Дебюсси

22 августа исполняется 150 лет со дня рождения французского композитора Ашиль-Клода Дебюсси.

Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик Ашиль-Клод Дебюсси (Achille Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле.

Его отец был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры Ашиль-Клоду давала Антуанетта-Флора Моте, теща поэта Поля Верлена.

В 1872 году Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884 года. Его педагогами были Антуан Мармонтель (фортепиано), Александр Лавиньяк (сольфеджио), Эрнест Гиро (композиция).

В летние месяцы 1880-1882 годов Дебюсси работал домашним пианистом русской меценатки Надежды фон Мекк и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки».

В 1884 году, на окончание консерватории Дебюсси представил кантату «Блудный сын» и получил за нее Римскую премию (Prix de Rome) (присуждается ежегодно Академией искусств студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории). В 1885 году Дебюсси как стипендиат Римской премии уехал в Рим, где должен был в течение четырех лет продолжить занятия музыкой. Период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения Дебюсси симфоническую оду «Зулейма», симфоническую сюиту «Весна» и кантату «Дева избранница» были отрицательные.

В 1887 году, вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов символистов во главе со Стефаном Малларме.

Здесь он познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880 1890 е годы. Среди них «Мандолина», «Ариетты», «Бельгийские пейзажи», «Акварели», «Лунный свет» на слова Поля Верлена, «Песни Билитис» на слова Пьера Луиса, «Пять поэм» на слова крупнейшего французского поэта 1850 1860 х годов Шарля Бодлера.

В 1890 году Дебюсси начал работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто Катюлля Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Эдисоном Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

В 1892 году приступил к созданию оперы на сюжет драмы Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда».

В 1894 году в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика» прошел первый концерт, посвященный музыке Дебюсси.

В октябре 1899 года Дебюсси женился на Лили Тексье. Их союз продлился лишь пять лет.

В 1901 году началась его деятельность профессионального музыкального критика.

В 1902 году он закончил вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелисанда». Поставленный в парижской «Опера комик» 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Рихарда Вагнера.

В 1904 году Дебюсси вступил в новый семейный союз с Эммой Бардак.

В 1908 году в Париже состоялось первое выступление Дебюсси как дирижера.

В 1909 году Дебюсси был назначен членом Высшего педагогического совета Парижской консерватории.

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличалось непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: «Детский уголок» (1906-1908), «Ящик с игрушками» (1910), двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), «Шесть античных эпиграфов» в четыре руки (1914), двенадцать этюдов (1915).

В 1915 году композитор тяжело заболел. До последних дней жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

В 1916 году работал над кантатой «Ода Франции» на текст Луи Лалуа.

25 мая 1918 года Ашиль-Клод Дебюсси умер. Он был похоронен на парижском кладбище Пер Лашез.

В 1919 году во исполнение воли самого Дебюсси его прах был перенесен на другое парижское кладбище Пасси.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *