биография имама ахмада ибн ханбаля
Имам Ахмад ибн Ханбал
Когда Ахмад (да будет доволен им Аллах) подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад (да будет доволен им Аллах) особенно заинтересовался, и с 15 лет начал активно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрания ученых в Багдаде, приобретая таким образом все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.
Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), а также у самого имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). Также его учителями были Ибрахим ибн Саид, Суфьян ибн Уяйна, Яхья ибн Саид. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Давуд, имам аш-Шафии, Яхья ибн Адам, имам аль-Бухари, имам Муслим, и Язид ибн Харун (да будет доволен ими Аллах).
Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах). Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был особенно привязан к имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) также глубоко уважал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) за искренность его намерений, и выдающуюся ученость. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) назвал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал : «Когда я покидал Багдад, я не оставлял там более ведающего в вопросах фикха, более набожного, более аскетичного, более знающего, чем имам Ахмад ибн Ханбал».
Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) обратился к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)). Ахмад (да будет доволен им Аллах) наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) замолчал.
Когда имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был в Йемене, он жил в нужде. Его учитель, шейх Абдурраззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов) узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах). Имам (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я в них не нуждаюсь». Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он попытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.
Знаменитый мухаддис Абу Давуд говорил об имаме Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился. Байхаки рассказывает об Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что когда кто-то попросил его дать определение мутаваккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме как на Аллаха».
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) подвергался преследованиям со стороны правителей того времени, потому что последние приняли философию мутазилитов (последователи одного из заблудших течений Ислама). Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Мамун ар-Рашид, Мутасим Билляхи и аль-Васик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, заставляя мусульман следовать ей. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие традиционные учёные категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Мутасима Билляхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.
Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), время от времени приходил к нему и предлагал признать доктрину мутазилитов, обещая освободить от всех оков и сделать первым среди придворных. Но имам (да будет доволен им Аллах) отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.
Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих валь-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.
Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.
Большинство его последователей сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
Имам Ахмад ибн Ханбал умер в возрасте 77 лет 30 числа месяца Рабиуль-авваль в 241 году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.
Ахмад ибн Ханбал: традиционализм и буквализм в новом обличье
Мусульманские богословы первых столетий распространения религии Творца отличались богобоязненностью и принципиальностью, что позволяло им с уверенностью проходить непростые испытания и работать над исправлением людских заблуждений. Ахмад ибн Ханбал – учёный, которому пришлось через многое пройти для защиты своих убеждений и пресечения ложных представлений о сути религии. Из его религиозно-политических воззрений в дальнейшем сформировался мазхаб, являющийся четвёртым по численности в рамках суннитского ислама.
Через что пришлось пройти имаму Ахмаду ибн Ханбалу
Основатель ханбалитского мазхаба появился на этот свет в 164 году по Хиджре (780 год по Милади) в Багдаде. Его полное имя – Абу Абдулла Ахмад ибн Мухаммад аш-Шайбани. Он потерял отца в раннем возрасте, и воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. С детства у Ахмада был интерес к новым знаниям. Он изучал разнообразные исламские науки, достигая в них больших высот. Все учителя юного Ахмада, в числе которых был имам аш-Шафии, подчёркивали его экстраординарные способности и прочили ему большое будущее в качестве нового светила науки в исламской умме. Однако помимо непосредственно научно-богословской деятельности ему пришлось много времени уделять политике и активно участвовать в государственных делах. Последнее связано с тем, что в период власти халифа аль-Мамуна в исламском государстве заметная роль в публичном пространстве начинает отводиться мутазилитам, выступавшим с сугубо рационалистических позиций в вопросах вероучения. Ахмад ибн Ханбал резко раскритиковал проникновение этих взглядов в саму плоть халифата и выступил в качестве одного из самых ярых противников движения, из-за чего ему даже пришлось в течение двух лет находиться в тюрьме. Ближе к концу жизни богослова политическая конъюнктура в государстве поменялась. Халиф аль-Мутаваккиль был также противником мутазилитских взглядов и просил Ахмада ибн Ханбала включиться в борьбу за установление традиционалистских взглядов. Область научных интересов богослова распространялась на такие сферы, как хадисоведение, фикх, акыда. Венцом его активной интеллектуальной деятельности стали работы «Муснад» (сборник хадисов), «Китаб ар-радд валь-джамхия ваз-занадика». В последнем труде представлен подробный разбор вопросов вероубеждения и критика воззрений мутазилитов. Имам Ахмад покинул этот мир, находясь в родном для себя Багдаде, в 241 году по Хиджре (855 год по Милади). У него было много учеников, которые после смерти своего наставника продолжили его дело.
Отличия ханбалитского мазхаба
Первоначально мазхаб имама Ахмада ибн Ханбала выступил в качестве противовеса движению мутазилитов, которое выступало с предельно рационалистических позиций в вопросах вероубеждения. Лишь по прошествии времени школа ибн Ханбала сформировалась как настоящий богословско-правовой мазхаб. В некоторых источниках отмечается, что эта школа многое почерпнула у ханафитов по вопросу о том, как должна реализовываться обрядовая часть религии. Однако суть ханбализма основана на противоположном ханафитскому мазхабу положении о важности традиционализма и буквалистской трактовке священных источников (асхаб аль-хадис). Ввиду необходимости противостояния мутазилитам Ахмад ибн Ханбал подробно разрабатывал концепцию бид’а. Так, согласно взглядам имама Ахмада, осуждению должны подвергнуться все нововведения в вопросах религии и обычной жизни, которые не имеют своих корней в Коране, Пречистой сунне, а также в отношении которых отсутствует единое мнение учёных (иджма). Ахмад ибн Ханбал активно призывал мусульман вернуться к временам Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), что, на его взгляд, позволит решить возникшие к третьему веку по Хиджре проблемы внутри мусульманской уммы. Основные источники ханбалитского мазхаба примерно те же, что были характерны для других богословско-правовых школ (Священный Коран, Благородная сунна Пророка (с.г.в.), иджма, кыяс, истислах, истисхаб). При этом имеются определённые особенности в рассмотрении отдельных источников. Так, например, в качестве довода принимаются хадисы, подлинность которых не доказана (хадисы-даиф). Ханбалитский мазхаб из всех четырёх суннитских богословско-правовых школ в настоящее время является самым малочисленным. Такому положению дел предшествовала непростая ситуация внутри самой исламской уммы, представители которой никак не могли выработать единой позиции по ключевым вопросам вероубеждения. Воззрения того же Ахмада ибн Ханбала стали получать совершенно новые трактовки из-за последующих поколений богословов, стремившихся подчеркнуть укоренённость своих взглядов в трудах великих учёных. В настоящее время последователи ханбалитского мазхаба проживают на территории Саудовской Аравии, Катара, Омана, ОАЭ, Сирии, в Ираке, Палестине, Афганистане и Египте.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Имам Ахмад ибн Ханбаль
Имам Абу Абдулла (имам Ахмад ибн Ханбаль, рахматуллахи алейхи) родился в Багдаде в то время, когда в нем проживало большое количество ученых и мухаддисов. Чтобы получить знания, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) часто и далеко путешествовал. Во время получения знаний он прилагал все усилия, чтобы следовать каждому хадису Пророка (саляллаху алейхи уа саллям).
Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) был известен своей богобоязненностью и аскетичностью, в связи с чем его считали одним из самых великих людей своего времени.
Среди трудов Имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) наибольшую известность получил «Китаб-уль-Муснад» («Муснад Ахмад»), в котором собрано свыше 40 000 хадисов.
Родословная:
Имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль ибн Хиляль ибн Ас’ад ибн Идрис ибн Абдулла ибн Хайян ибн Абдулла ибн Анас.
Также известен как:
Имам Абу Абдулла
Дата и место рождения:
Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) родился в Багдаде в месяц Раби-уль-Авваль в 164 году по хиджре. Вскоре после его рождения отец имама Ахмада ибн Ханбаля ( рахматуллахи алейхи ) покинул этот мир. Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи) так вспоминал свое детство: «Я не видел ни отца, ни деда. Меня вырастила моя мать».
Приобретение знаний:
Базовые знания имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) получил в школе. Еще со школьных времен окружающие замечали его благонравный характер, набожность и педантичность.
Передает Абу Афиф ( рахматуллахи алейхи ): «Ахмад ибн Ханбаль ( рахматуллахи алейхи ) находился в нашей школьной учебной группе. В то время он был еще совсем юным, и мы, будучи учениками, знали о его набожности».
Получив базовые знания, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) в возрасте 16-ти лет приступил к изучению хадисоведения у кади Абу Юсуфа ( рахматуллахи алейхи ).
Получив знания у великих багдадских ученых и мухаддисов, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) отправился в Куфу, Басру, Мекку, Медину, Йемен, Сирию и другие регионы, где продолжал обучение у великих ученых.
Некоторые из учителей имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Исмаил ибн Улая, Хушайм ибн Башир, Хаммад ибн Халид Хаят, Мансур ибн Салама Хаза’и, Усман ибн Умар ибн Фарис, Абун-Надр Хашим ибн Касим, Язид ибн Харун Васити, Мухаммад ибн Джафар Гундур, Ваки ибн Джарра, Абу Усама, Суфьян ибн Уяйна, Мухаммад ибн Идрис Шафии ( рахматуллахи алейхи м) и др.
Некоторые из учеников имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Салих и Абдулла (два сына имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ), Ханбаль ибн Исхак, Хасан ибн Саббах Баззар, Аббас ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Абу Зур’а Рази, Ибрахим Хараби, Хусайн ибн Мансур, Дауд ибн Амр, Халаф ибн Хишам, Абуль Касим Багави.
Труды имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
1. Китаб-уль-Муснад (Муснад-Ахмад),
2. Китаб-ут-Тафсир,
3. Китаб-ун-Насих валь-Мансух,
4. Китаб-ут-Тарих,
5. Китабу Хадис-Шу’ба,
6. Китаб-уль-Мукаддам валь-Му’ахар филь-Кур’ан,
7. Китабу Джавабатиль-Кур’ан,
8. Китаб-уль-Манасикиль-Кабир,
9. Китаб-уль-Манасикис-Сагир.
По сообщению имам Надима ( рахматуллахи алейхи ), перу имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) принадлежат также следующие труды:
Китаб-уль-Иляль,
Китаб-уль-Манасик,
Китаб-уз-Зухд,
Китаб-уль-Иман,
Китаб-уль-Масаиль,
Китаб-уль-Ашриба,
Китаб-уль-Фадаиль,
Китабу Та’атир-Расуль,
Китаб-уль-Фараид,
Китаб-ур-Радд аляль-Джамия.
Дети и внуки имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Дети имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
1. Салих (от Аиши, первой жены имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ),
2. Абдулла (от Райханы, второй жены имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ).
Следующие дети были рождены рабыней имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
3. Зайнаб Умми Али,
4-5. Хасан и Хусайн (близнецы, которые умерли вскоре после рождения),
6. Хасан,
7. Мухаммад,
8. Саид.
Внуки:
1. Зухайр ибн Салих,
2. Ахмад ибн Салих.
Смерть имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
На второй день месяца Раби-уль-Авваль, за девять дней до своей смерти, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) заболел. В эти дни толпы людей начали собираться, чтобы поприветствовать имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ). За два дня до своей смерти имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) попросил привести к нему детей. Дети начали подходить к нему один за другим. Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) клал на их головы свою руку и плакал.
В четверг положение имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) ухудшилось, а в пятницу утром, 12-го числа месяца Раби-уль-Авваль, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) покинул этот мир.
Смерть имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) вызвала скорбь не только у мусульман, но и у иудеев, христиан и огнепоклонников. Более 600 тысяч людей присутствовали на джаназа-намазе, и в течение целой недели джаназа-намазы продолжали проводиться у его могилы. Имаму Ахмаду ( рахматуллахи алейхи ) было 77 лет, когда он покинул этот мир.
Ахмад ибн Ханбаль
Имам Ахмад ибн Ханбаль или Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани аз-Зухли был исламским богословом и правоведом. Ахмад ибн Ханбаль известен как ученый, который основал ханбалитский мазхаб.
Годы жизни имама Ахмада ибн Ханбаля – 780 (Багдад) – 855 (Багдад).
Биография
Отца своего Ахмад ибн Ханбаль практически не помнил, поскольку он умер еще до того, как сын достиг сознательного возраста, оставив своему ребенку и его матери дом и скромный капитал, которого едва хватало на жизнь – доход от него составлял около семнадцати дирхамов ежемесячно. По словам самого имама ибн Ханбаля, ни отца своего, ни деда он не помнил, – мать сама его вырастила и воспитала.
С самого детства Ахмад ибн Ханбаль посвящал свое время тому, чтобы изучать Священную Книгу Аллаха Коран, хадисы о Посланнике Аллаха Пророке Мухаммаде ﷺ, интересовался преданиями, повествующими о жизни и деятельности сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Благодаря этим занятиям Ахмад ибн Ханбаль рано освоил грамматику арабского языка во всех ее тонкостях.
Особое внимание Ахмад ибн Ханбаль заострял на вопросах исламского права и на изучении хадисов Посланника Аллаха ﷺ, и даже предпринимал путешествия для того, чтобы собрать хадисы о Пророке Мухаммаде ﷺ. В ходе своего путешествия он также побывал в главных центрах исламского богословия, у него состоялись встречи с большинством ведущих улемов того периода, и в их ряду – с Абу Юсуфом, имам аш-Шафии.
Имам Ахмад установил контакты в Хиджазе, Ираке и Сирии с такими влиятельными авторитетными личностями, как Язид ибн Харун, Ваки ибн аль-Джаррах, Яхъя ибн Маин. Он начал постепенно приобретать широкую известность во многом благодаря тому, что вел благочестивый образ жизни и у него были обширные познания.
Когда ему исполнилось сорок лет, Ахмад ибн Ханбаль стал передатчиком хадисов, также он стал давать фетвы. Он был известен своим современникам как преподаватель исламского права и хадисоведения.
Почему имама Ахмада называли защитником Сунны Посланника Аллаха ﷺ
Имам Ахмад ибн Ханбаль вошел в историю ислама как человек, которого называли «насыр-ус-Сунна», что в переводе с арабского на русский означает «защитник Сунны Посланника Аллаха ﷺ». Такое прозвище имаму Ахмаду дали мусульмане не случайно.
Во времена, когда жил имам Ахмад ибн Ханбаль, псевдоучение мутазилизм получил небывалый расцвет, и даже верхушка власти оказалась под влиянием мутазилитов, халиф аль Мамун покровительствовал им. Мутазилиты, которые получали от властей высокие должности, не преминули этим воспользоваться.
Мутазилиты не только сами стали опираться на доводы ученых античности при анализе исламской акыды, но и стали навязывать идеи, которые резко противоречили как Священному Корану, так и Сунне Посланника Аллаха ﷺ, и авторитетным ученым мусульманской уммы.
Наиболее активная деятельность имама ибн Ханбаля выпала на период, когда активизировалась борьба богословов традиционалистов с учением мутазилитов. В этот период со стороны халифа аль-Мамуна предпринимались попытки навязать мутазилитские взгляды мусульманской общине, в числе этих взглядов была также теория о сотворенности Священного Корана.
Ахмад ибн Ханбаль, как и ряд других мусульман, был подвергнут испытаниям Михна. Такие испытания проводились среди богословов ислама во времена правления халифов аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика, чтобы установить, лоялен ли данный богослов к правящему режиму или нет. Если ученый богослов признавал теорию о сотворенности Священного Корана во времени, то это указывало на его лояльность, а те богословы, которые отказывались сказать утвердительный ответ, подвергались репрессиям и пыткам.
Многие ученые-богословы соглашались сказать то, что от них требовалось, и принять такую точку зрения о сотворенности Священной Книги Аллаха, поскольку боялись пыток и репрессий, но были несколько таких ученых, которые принципиально стояли на своем и отказывались сказать то, что хотели от них услышать власти, тем самым изменив своим вероубеждениям и учению Сунны Пророка Аллаха ﷺ. В числе последних был и имам Ахмад ибн Ханбаль.
По информации суннитских источников, во время такой проверки имам Ахмад ибн Ханбаль выражался ясно и недвусмысленно (таким методом пользовались некоторые ученые, чтобы избежать наказания в результате прямого ответа), но когда его спросили, о том, зачем он так поступил, зная, что будет наказан за свои ответы, имам Ахмад сказал, что люди смотрят на него и доверяют ему, и если бы он пошел на уступки, то люди стали бы говорить до Судного дня о сотворенности Священного Корана, опираясь на ответы имама Ахмада.
В результате таких испытаний Ахмада ибн Ханбаля заточили в тюрьму на два года. За это время имаму Ахмаду ибн Ханбалю пришлось пережить немало пыток и побоев, хотя сам он не отличался хорошим здоровьем и крепким телосложением. Близкий друг уговаривал его сделать вид, что тот поддерживает точку зрения властей, чтобы они прекратили пытать его, но имам Ахмад ибн Ханбаль ответил, что не может изменить своей вере и своим знаниям, обмануть и ввести в заблуждение всех тех мусульман, которые ему доверяют.
Когда же халифом стал аль-Мутасым, он приказал Ахмада ибн Ханбаля подвергнуть наказанию в виде бичевания, но халифу пришлось освободить ученого, поскольку он опасался возмущения мусульман. Ученый вошел в историю как богослов, который не признал сотворенность Священного Корана перед лицом сразу двух халифов. Всего из-за своей принципиальной позиции Ахмад ибн Ханбаль провел около семи лет в заключении.
Прекращение гонений
И только после того, как к власти пришел халиф аль-Мутаваккиль, прекратились гонения на имама Ахмада.
На закате своей жизни имам Ахмад достиг такого широкого влияния, что его поддержкой стремился заручиться сам халиф аль-Мутаваккиль, который предпринял немало шагов, чтобы восстановить позиции традиционализма. Ученый сотрудничал с халифом, помогая ему бороться с мутазилитами – им был составлен по просьбе халифа аль-Мутаваккиля список тех мутазилитов, которые в Багдаде и Басре были наиболее активны. Также по инициативе Ахмада ибн Ханбаля состоялись прямые выступления против как мутазилитов, так и прочих сторонников «калама».
Смерть
Умер Ахмад ибн Ханбаль в 855 году (241 год по хиджре) в Багдаде. После него его дело продолжили многочисленные последователи и ученики, развивая полученные имамом Ахмадом знания, среди которых были его сыновья: Абдуллах и Салих, Ханбаль ибн Исхак, ученики Усман ад-Дарими Хасан ибн Саббах Баззар, Хусайн ибн Мансур, Халаф ибн Хишам, Ибрахим Хараби, Аббас ибн Мухаммад, Дауд ибн Амр, Абу Зура ар-Рази, Мухаммад ибн Исмаил аль Бухари, Абуль-Касим аль-Багави.
Взгляды
Взгляды имама ибн Ханбаля отвечали принципам суннитского направления исламской религии. Он ссылался только на те доводы из Откровения Аллаха, которые были ясными и четкими, а также ссылался на поступки ас-салаф ас-салихин или «праведных предков» по всем основополагающим исламским религиозным принципам.
Рационалистическое объяснение догматов исламской веры он не допускал.
Политические взгляды
По своей природе Ахмад ибн Ханбаль был человеком набожным, скромным, высоко моральным. Когда ему предлагали занять придворную должность, он всегда отказывался от таких предложений, и к тому, чтобы заслужить благосклонность от властей он никогда не стремился. Но и к тому, чтобы высказывать властям непокорность, он также никогда не призывал мусульман. Имам Ахмад ибн Ханбаль всегда придерживался линии политической терпимости и призывал к этому. Если власть была «нечестивой», он не поощрял ее, но выступал за то, что с такой властью тоже можно сотрудничать, если придерживаться норм ислама и целью этого сотрудничества являются добрые начинания. Мнение имама Ахмада ибн Ханбаля подразумевало, что богословы должны оказывать воздействие на правителя.
Когда он оценивал то, какая в мусульманской общине сложилась религиозно-политическая ситуация после кризиса во втором-четвертом десятилетиях девятого века, он констатировал, что мусульманской общине необходимо вернуться к тому порядку, какой царил в общине при Пророке Мухаммаде ﷺ, а также при его последователях, первых поколениях салафов.

В своих сочинениях имам Ахмад ибн Ханбаль обратил особое внимание на то, чтобы разработать такую позицию относительно такого понятия как «бида» или нововведения в исламе. По сути этой позиции, в религии все нововведения, которые не имеют обоснования в Священной Книге Коран или в хадисах, а также не могут быть подтверждены иджма или согласным мнением, которое было бы высказано кем-то из первых трех поколений авторитетных мусульман, должны быть подвержены осуждению.
В своих политических взглядах Ахмад ибн Ханбаль был прагматичен: по его мнению, идеальным правлением можно было считать период, когда государством правили Праведные халифы. Он ссылался на аят, в котором есть слова: «…И дело их — по совещанию между ними…» (сура Аш-Шура (Совет), 38-й аят), и предлагал ввести в практику выборы халифа посредством Совета шура, и также он считал, что выбирать халифа следует из среды курайшитов.
По мнению имама, правление узурпатора, который сумел добиться народного расположения, является законным. Считал, что даже халифа-грешника следует признать, если его приход во власть – факт свершившийся, поскольку в противном случае есть опасность ввергнуть общество в хаос.
По мнению имама, если правитель побуждает людей к сомнению в вере, он допускает возможность его смещения.
Религиозные убеждения
По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, суть вероубеждения в словесном выражении веры и в поступках. Имам Ахмад сказал, что вера человека может усиливаться, если человек совершает поступки, одобренные Всевышним Аллахом, а если человек совершает нечто, что является греховным, то вера может ослабевать. Но если вера ослабевает, это не значит, что человек выходит из ислама – он может и должен преодолеть ослабевание веры искренним раскаянием.
По мнению Ахмада ибн Ханбаля, только Всевышний Аллах может решить участь грешника.
Говоря о Божественном предопределении, а также о свободе воли, имам Ахмад ибн Ханбаль придерживался мнения, что свобода воли человека не противоречит предопределению. В своих высказываниях о предопределении (кадар) он не считал необходимым этот вопрос детально разрабатывать, поскольку мнений и аргументов, приводимых «праведными предками» в данном вопросе достаточно.
Научные труды имама Ахмада ибн Ханбаля
Из тех сочинений, которые сохранились и дошли до наших дней, наиболее значительными были:
Ханбалиты или приверженцы ханбалитского мазхаба представляют одну из четырех правовых мусульманских школ суннитского ислама. Ханбалитский мазхаб зародился на территории Леванта, далее распространился в Египет.
Сам имам Ахмад ибн Ханбаль написал только одну работу по мусульманскому правоведению, его взгляды и его учение развивали после его смерти ученики имама и его сыновья.
Ханбалитский мазхаб поддерживали такие известные в исламе личности, как Абу Бакр аль-Халлал Ибн Акиль, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия и многие другие.
В Саудовской Аравии, Катаре правовая ханбалитская школа имеет официальный статус. Также ханбалиты многочисленно представлены в Объединенных Арабских Эмиратах, в Омане и ряде других стран Персидского залива.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
