биография инспектора лосева 6 букв
Книга или фильм? Вайнеры против инспектора Лосева
Беда с этими экранизациями. Авторы стремятся угодить и нашим, и вашим, что, как известно, задача трудная. Если скрупулезно придерживаться литературного оригинала, то зритель неминуемо заскучает. Читатель, наоборот, требует, чтобы создатели по минимуму включали фантазию, что при адаптации романа или повести приводит к появлению достоверных, но малоинтересных произведений.
Исключения, разумеется, имеют место. Правда, чтобы соблюсти баланс, требуется талант. А если за дело берется ремесленник, то получается как в присказке: хотели как лучше, а вышло как всегда. В этот раз мы поговорим о двух советских детективах, экранизации повести братьев Вайнеров «Город принял» (1979) и мини-сериале «Инспектор Лосев» (1982) по мотивам романа Аркадия Адамова «Злым ветром».
Книги Адамова переносились на экран трижды. Первой ласточкой стала его повесть «Дело «пёстрых», руками режиссера Николая Досталя превратившаяся в настоящий хит советского проката 1958 года. Писатель продолжал усердно трудиться на всем протяжении шестидесятых-семидесятых, но славу ему принесли поздние произведения, в том числе серия детективных романов о приключения инспектора МУРа Виталия Лосева. Похождения сыщика экранизировались дважды и оба раза в виде мини-сериалов. Первый трехсерийный телефильм вышел в 1982 году под безыскусным названием «Инспектор Лосев», второй, «Петля» — годом позже.
Однако сыщиков смущает не наглость и отчаянность «гастролера», а странное поведение потерпевшего, который о краже не заявил, а, наоборот, стремительно покинул гостиницу и Москву. Раскручивая дело, Лосев и его товарищи выходят на целую сеть куда более опасных преступников и расхитителей социалистической собственности. Эти граждане опутали своими махинациями несколько крупных городов СССР, включая Москву, Ленинград и Одессу.
«Инспектор Лосев» — типичный пример неудачной экранизации, когда все пошло вкривь и вкось. В отличие от «Дела «пёстрых», на этот раз адаптировать произведение к телеэкрану пригласили самого Адамова, которому это дело оказалось не с руки. Растянув сценарий на три серии, автор умудрился самым серьезным образом почикать собственное творение, опустив все подробности личной жизни героев и сосредоточившись исключительно на расследовании. При этом некоторым персонажам места в тексте не осталось, а часть причинно-следственных связей выбросили за ненадобностью, добавив для зрелищности несколько эпизодов, коих в книге не было.
Все бы ничего, но сценарий добила совершенно невнятная режиссура, отвратительный саундтрек и очевидные промахи в подборе актеров. Постановщик Олег Гойда, ранее работавший над юношеским патриотическим телесериалом «Алые погоны», превратил и без того не слишком динамичный сюжет в унылое и лишенное эмоций жизнеописание будней уголовного розыска. Добрую четверть каждой серии занимают абсолютно необязательные и бессмысленные вставки «с натуры» — то пару минут демонстрируют уличный поток жителей, то запускают панораму города. И все это под рваные, невразумительные и дребезжащие звуки, сочиненные композитором Владимиром Дашкевичем. Между прочим, автором шедевральной мелодии для киносериала о Шерлоке Холмсе. Видать, на сей раз муза его не посетила.
С кастингом все тоже не гладко. Юрий Шлыков в заглавной роли смотрится, в общем, неплохо, хотя по габаритам до своего книжного прототипа явно не дотягивает. Его коллега Откаленко, коего в фильме лишили какой-либо индивидуальности, достался Владимиру Носику, чья внешность с работником МУРа совсем не вяжется. Но хуже всего поступили с роковыми женщинами, раздав их партии Наталье Андрейченко и Ларисе Удовиченко. Они, конечно, симпатичные актрисы, но для femme fatale требовалось нечто большее.
Словом, телесериал обернулся унылой констатацией книги, без должной выдумки и энтузиазма. Снятая тем же режиссером годом позже «Петля» окончательно поставила крест на экранизациях Адамова.
В 1979-м дебютанту Вячеславу Максакову поручили работу над очередной книгой братьев Вайнеров, повестью «Город принял». И неопытный постановщик принял единственно правильное решение. Дело в том, что повесть представляет собой хронологию одних суток из жизни дежурной опергруппы, рассказываемую глазами нескольких персонажей. Для кинофильма такой формат не слишком удобен, поэтому авторы избрали в качестве главного действующего лица инспектора Стаса Тихонова, в чей образ неожиданно органично вписался актер Михаил Чигарев.
Повесть Вайнеров — мозаика из образов, мыслей, персонажей и событий. В течение суток персонажам книги приходится решать самые разнообразные задачи: спасать семью от телефонного террориста, разыскивать похитителя дверцы от «Волги» известного хоккеиста, заниматься поисками потерянного в парке колье одной высокопоставленной британской особы и даже утихомиривать разбушевавшегося пьяницу с ружьем. Это в литературном оригинале.
Фильм же «сузили» до генеральной сюжетной линии с ограблением сберкассы, которая в повести упоминается лишь вскользь. Прочие эпизоды из жизни московских сыщиков выгодно оттеняют общий замысел — показать рутинную работу милиции с героической точки зрения. Нынче, когда образ правоохранительных органов донельзя дискредитирован в обществе, подобные фильмы вызывают горькое чувство ностальгии по временам, когда фраза «Моя милиция меня бережет» воспринималась не только с саркастическим подтекстом.
«Город принял» по сравнению с «Инспектором Лосевым» — практически шедевр советской кинодраматургии. Яркие образы, динамичный экшн, погони, стрельба, элементы бадди-муви и хэппи-энд. Помимо Чигарева в картине заняты и другие знакомые лица: Инна Аленикова (учительница из дилогии про Петрова и Васечкина), Александр Пороховщиков, Виктор Шульгин и почему-то отсутствующий в титрах великолепный Александр Адабашьян в роли обаятельного афериста «Марчелло» (он же неповторимый Бэрримор из «Собаки Баскервилей»).
К сожалению, Максаков в режиссерской профессии не задержался, сняв после только три художественных фильма. Впоследствии он плотно занялся дублированием иностранной кинопродукции, чем и промышляет до сих пор.
Разумеется, обе обсуждаемые картины — это всего лишь слепок прошлого, красочные зарисовки из страны развитого социализма. У кого-то они действительно вызовут приступ ностальгии, а кто-то пройдет мимо, не поняв «фишки». Времена и люди изменились настолько, что нынешнему поколению уразуметь мотивы и нравственные ценности героев «того» кинематографа с каждым днем становится все сложнее.
Биография инспектора лосева 6 букв
© ООО «Алисторус», 2020
© ООО «Издательство Родина», 2020
Жанр детектива не столь древен, как эпические оды или народные сказки, но его зачатки появились почти также давно, как преступления и люди, выясняющие обстоятельства их совершения. В древнегреческих трагедиях нередко можно встретить интригующие расследования, которые ведут цари, их жены и придворные. И чем дальше, тем все чаще в художественных произведениях появлялись загадочные происшествия и герои, их расследующие.
Самый знаменитый сыщик в литературном мире – Шерлок Холмс, созданный воображением английского писателя Артура Конан Дойла. В русской литературе этот жанр был развит слабо, преступники зачастую изображались одновременно и сыщиками (Ванька Каин). Успешными были лишь воспоминания о работе петербургской и московской уголовной полиции (Иван Путилин «Сорок лет среди грабителей и убийц», Аркадий Кошко «Очерки уголовного мира царской России»). Но мемуары – это не детективная литература, которая основана на интриге раскрытия преступления.
Про убийства и преступников в России было написано немало художественных произведений. Но у них отсутствовал главный признак детективного жанра – жуткая тайна и ее расследование.
Максим Горький с трибуны первого советского съезда писателей в 1934 году заклеймил детективный литературный жанр исключительно как проявление буржуазной культуры: «Детективный роман до сего дня служит любимейшей духовной пищей сытых людей Европы, а проникая в среду полуголодного рабочего, этот роман служит одной из причин медленного роста классового сознания, вызывая симпатию к ловким ворам, волю к воровству… способствует росту убийств и других преступлений против личности».
Отечественный детектив зародился еще в 1920-х годах, хотя и прятался под названием «приключенческая литература». Но это были ремесленные поделки, перепев зарубежных авторов.
А читателям хотелось высокого художественного уровня. Для этого нужен был настоящий писатель, а не халтурщик. И он появился…
Аркадий Адамов родился 13 июля 1920 года в семье писателя-фантаста Григория Адамова, автора популярного в 1930-х годах приключенческого романа «Тайна двух океанов». Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт.
В 1941 году с четвертого курса студенческой скамьи Аркадий ушел добровольцем на фронт. Он вспоминал: «Тогда у нас воевал каждый, кто мог, в этой святой и грозной войне воевал там, куда занес его огневой вихрь событий. Я служил в легендарной ОМСБОН – отдельной мотострелковой бригаде особого назначения, гордость и счастье моей военной службы. И тут – первое соприкосновение с оперативной работой. А потом – Ленинградская военно-воздушная академия, куда меня, бывшего студента Авиационного института, перевели с группой других бывших студентов чуть не насильно, в тыловую, занесенную снегом Йошкар-Олу. Практика на фронтовых аэродромах. А душа рвалась назад, к друзьям в ОМСБОН…»
Аркадий Адамов – участник Московской битвы ноября 1941 – марта 1942 годов, других операций Западного фронта. Был ранен в 1943 году и вскоре уволен в запас по болезни.
После демобилизации поступил на исторический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1948 году. Начал литературную деятельность как автор приключенческих повестей о русских путешественников, первооткрывателей новых земель: «Шелехов на Кадьяке» (1948), «Первые русские исследователи Аляски» (1950). Первый сборник рассказов Адамова «По неизведанным путям» (1950) был посвящен русскими путешественникам, исследователям Аляски и Калифорнии: А.А. Баранову, К.Т. Хлебникову, А.Ф. Кошеварову и Л.А. Загоскину. Затем выходит в свет историческая повесть «Василий Пятов» (1952) – о русском изобретателе, который в 1859 году открыл новый способ изготовления корабельной брони.
Избрав профессию журналиста, Аркадий Адамов мотается по командировкам из конца в конец советской страны, пишет очерки и статьи. И вдруг в одной из газет он наткнулся на заметку, в которой сухо сообщалось, что сотрудники уголовного розыска разоблачили шайку преступников: «Совсем маленькая, торопливая, я бы даже сказал, стыдливая заметка, так, мимоходом тиснутая почему-то, запрятанная в ворохе других, ярких, броских, куда более важных и злободневных сообщений, – вспоминал Аркадий Георгиевич. – А у меня вдруг как-то неожиданно загорается душа, словно сам я что-то нашел, на что-то неожиданно наткнулся…»
Адамов в 1952 году получает доступ к архивным материалам Московского уголовного розыска и разрешение на встречи с сотрудниками МУРа.
Комментатор книг Адамова Евгений Рысс вспоминал: «Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил по ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряженные часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удается».
Повесть Адамова «Дело “пёстрых”», увидевшая свет в 1956 году в журнале «Юность» и в этом же году выпущена отдельной книгой, стала первым советским популярным детективом. В повести рассказывается о шайке преступников, совершивших множество жестоких тяжелых преступлений и об упорной борьбе с ними сотрудников Московского уголовного розыска во главе с оперативным работником Сергеем Коршуновым.
Два года спустя по этой книге режиссер Николай Досталь поставил одноименный фильм. Он стал первым советским боевиком, и зритель валом валил на остросюжетную картину. Тем более, что роли исполняли сплошь звезды советского кинематографа: Всеволод Сафонов, Алексей Грибов, Владимир Кенигсон, Евгений Матвеев, Иван Переверзев, Олег Табаков, Михаил Пуговкин, Наталья Фатеева.
Популярность требовала от Адамова продолжения труда в детективном жанре. Следующая книга Адамова «Черная моль» (1958) – продолжение предыдущей повести, теперь оперативник Сергей Коршунов расследует хищения на меховой фабрике.
Автор избирает профессию своеобразного художественного хроникера работы советской милиции. В последующие тридцать лет выходит множество новых детективных произведений писателя.
Главным героем цикла произведений об уголовном розыске стал инспектор Виталий Лосев: «След лисицы» (1965), «Круги по воде» (1968), дилогия «Злым ветром» и «Гастролер» (1972), «Квадрат сложности» (1973), «Петля» (1975), «Час ночи» (1977), «На свободном месте» (1981), «Вечерний круг» (1982), «Идет розыск» (1985), «Болотная трава» (1989).
Распутывая невероятно сложные дела, собирая по крупицам нужную информацию, часто рискуя собственной жизнью, Лосев неизменно отыскивает преступников, и они предстают перед законом.
Для писателя важно не только раскрытие краж, мошенничества, убийств, но и важные вопросы о причинах преступлений и возможности их предотвращения. Писатель хочет направить человеческую душу на лучший путь, на добро, на активную защиту человеческой жизни. Он предостерегает: «Самое страшное в человеке – позиция “моя хата с краю”, равнодушие к чужой беде, к чужой жизни, порой очень близкой, соседней… Главное – совесть и гражданская позиция».
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Адамов Аркадий Григорьевич
Книга «Инспектор Лосев»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Адамов А. Инспектор Лосев (1985)
САМАЯ БАНАЛЬНАЯ ЗАВЯЗКА
Случилось это восемнадцатого сентября, под вечер. Неожиданно вызывает меня Кузьмич. Я, признаться, на это никак не рассчитывал и все дела на сегодня уже закруглил. Мы со Светкой собрались вечером на концерт, югославский ансамбль какой-то приехал. Она с ума сходит по этим ансамблям.
И вдруг на тебе. Часов в шесть звонок по внутреннему телефону. Кузьмич. «Лосев, зайди ко мне». Я уже по тону его догадался: задание, не иначе.
Прихожу. «Такое дело, — говорит. — Кража в гостинице». И называет, какая гостиница. «Там, — говорит, — из отделения работники уже есть. Будешь за старшего. Разберись как следует. — Потом мельком взглянул на меня и добавляет: — Ничего не поделаешь, Лосев. Театр отложи. Светлана свой человек, сознательный, работу нашу знает». Конечно, физиономия моя в этот момент восторга не выражала, а костюм я с утра новый надел и галстук соответствующий. Словом, догадаться нетрудно. Я, понятно, молчу. Возражать в таких случаях бесполезно. Про себя только думаю, что эту паршивую кражонку ребята из отделения и сами прекрасно размотают. Вовсе не обязательно, чтобы еще из отдела нашего приезжали. А тут в третий раз концерт летит. Меня он, конечно, не так уж и волнует. Но Светка… Что ж это за личная жизнь получается?
Тем не менее через двадцать минут я был уже в гостинице.
Действительно, из триста девятнадцатого номера на третьем этаже утянули все вещи. Номер «полулюкс», две комнаты. Ребята там уже работают. В одной комнате допрашивают горничную — молоденькая девчонка, зареванная, тушь с глаз течет. В другой комнате беседуют с пострадавшим. Солидный человек, инженер, из Киева. Невысокий, полный, седой венчик вокруг лысины, очки. Красный сидит, разгневанный. Понять его, конечно, можно. Унесли выходной костюм, новое пальто, какой-то необыкновенный транзистор, импортный. И вообще все унесли. В чемодане одни носовые платки остались. Словом, понятно. Человек в Москву приехал, все лучшее с собой взял. Ребята, конечно, каждую украденную вещь записывают.
«Где, — спрашиваю, — дежурная по этажу?» — «Сейчас, — говорят, — придет. Ищут ее». Ладно, думаю, займусь с ней сам. А пока слушаю горничную. Она ревет в три ручья. Пожалуй, ребята слишком официально, даже враждебно с ней говорят. Особенно Авдеенко. Здоровущий медведь, просто рыкает, а не говорит. Словно ему уже ясно, что эту кражу совершила она.
Не могу видеть, когда женщина плачет, не притворно, конечно, а искренне. Мне ее жалко. Даже когда плачет от раскаяния, от страха перед ответственностью, если совершила что-то незаконное, я стараюсь, чтобы она не плакала, а думала. Все должно быть справедливо, и она должна это понять. Как и всякий человек, впрочем, с кем мы имеем дело.
— Погодите, — говорю. — Ты, Авдеенко, спустись вниз, потолкуй со швейцаром, кто заходил, кого заметил. У него борода длинная, он плакать не будет. А ты, — говорю другому сотруднику, — садись вон за тот столик, будешь записывать.
Говорю я все это нарочито спокойно, властно, и девчонка перестает плакать. Глаза ее, подведенные, с черными потеками краски, смотрят на меня беспокойно и настороженно: что, мол, сулит ей этот длинный франтоватый парень, то есть я. Авдеенко, хмурясь, уходит. Яша Фролов пересаживается к столу. Я спрашиваю девушку:
У нее еще дрожат губы.
— Ну вот, Катя, — говорю я таким довольным тоном, словно теперь, когда она сказала, как ее зовут, все будет в порядке и самое неприятное для нее позади.
И у нас начинается разговор. Честное слово, совсем неплохой разговор, нормальный. Катя успокаивается, сосредоточивается, хмурит свои тоненькие брови и начинает вспоминать. И не что она делала и где была, а кого видела в этом коридоре приблизительно с двух часов дня, когда гражданин Попийвода ушел из своего номера по делам, и до шести, когда вернулся и обнаружил кражу.
Катя вспоминает женщину с мужчиной, которые пришли к своему знакомому из Воронежа, проживающему в триста семнадцатом. Катя видела, как они туда зашли, а вот когда вышли, не видела. И я выразительно смотрю на Яшу Фролова, и тот начинает записывать. Потом Катя вспоминает еще одну женщину, та искала четыреста двадцать пятый номер, и Катя ей сказала, что это на четвертом этаже. А женщина почему-то пошла дальше по коридору, и Катя ее вернула. Я вижу, как Фролов продолжает записывать. А Катя довольно толково дает приметы женщины. Потом вспоминает какого-то невысокого щуплого мужчину с большим портфелем. И другого, усатого, в шляпе…
Когда в номер заходит дежурная по этажу, я уже спокойно могу оставить с Катей Яшу Фролова. А дежурная по этажу оказывается женщиной немолодой, со вкусом одетой, очень уверенной и спокойной. Конечно, она тоже взволнована происшедшим, но это выражается у нее только в особой сдержанности и строгости. Что ж, волноваться у вас есть все основания, мадам. Именно у вас больше, чем у кого-нибудь другого. Где же вы пропадали? Почему вас не могли найти? Вы, в свою очередь, что-то искали, не так ли? Я даже догадываюсь, что именно. Ведь я обратил внимание на дверь номера, когда вошел.
Мы садимся в сторонке, у столика. Я кладу перед собой бланк допроса, достаю шариковую ручку. Тут никаких подходов не требуется. Женщина деловая, и разговор будет прямой. Задаю стандартные, анкетные вопросы. Она спокойно отвечает. Руки со сцепленными пальцами лежат на столе, не дрогнут. И только на шее проступили красные пятна.
— Что ж, Маргарита Павловна, — говорю я. — Расскажите, как это все случилось.
Я сознательно не ставлю вопросы в лоб, хочу посмотреть, какую она займет позицию. А отсюда и какой у нее характер. Этому я научился у Кузьмича. И не скрываю, кстати. Ого, как он меня грел, когда я выскакивал раньше времени со своими вопросами! И ведь в учебниках и всяких других умнейших работах и инструкциях я все это читал, все понимал, соглашался, запоминал. А вот по-настоящему научил меня только Кузьмич. Вернее, приучил.
Маргарита Павловна, плотно поджав губы, некоторое время молчит, ни один мускул не дрогнет на худощавом лице. Потом медленно цедит, не поднимая на меня глаз:
— За персонал я ручаюсь. Это кто-то посторонний.
— А из ваших жильцов с этажа никто за это время не уходил, не выносил какие-нибудь свертки? — спрашиваю я на всякий случай, нутром чуя, что никто и ничего не выносил.
— Нет, никто, — твердо отвечает она, впервые подняв на меня глаза.
— Почему вы так уверены? Разве вы за это время никуда не отлучались? — спрашиваю я таким тоном, словно это для меня сейчас самое главное — убедиться, что жильцы этажа ничего не выносили.
Она чуть медлит с ответом. Соображает, что выгодней ответить. Да, да, не помогает мне, не говорит все, что думает, а ищет выгодный ответ. Я уже понял ее позицию и отчасти характер. Нехорошая позиция и характер тоже. Слава богу, что я не выскочил со своими вопросами в лоб. Хорош бы я был.
— Именно в это время, — наконец говорит она, — после обеда и до шести часов, я никуда не отлучалась.
Так. Смело вы ведете себя, мадам.
— А вообще, когда вы отлучаетесь, вас кто-нибудь заменяет там, у столика, при входе на этаж? — сосредоточенно, даже пытливо спрашиваю я.
Нет, лицо ее осталось таким же строгим, но глаза как бы смягчились. Она уловила, конечно, что я ухожу в сторону от главного, и обрадовалась.
— Конечно, — отвечает. — Вот утром, например, за меня осталась Катя. И в обед тоже.
Она мельком взглянула через открытую дверь в соседнюю комнату, где находилась девушка. Впрочем, она ее заметила сразу, когда вошла в номер. Заметила, как та спокойно беседовала со мной. Что ж, теперь можно поближе подступить к главному.
Инспектор Лосев, 1982
О том, как сотрудники милиции, расследуя дело о грабежах и убийствах в гостиницах сумели не только обезвредить, но и разоблачить крупных расхитителей социалистической собственности.
5 лучших турецких фильмов про любовь
«Бардак на МКС»: Пересильд заставила космонавтов заняться уборкой
Страсти на площадке: из-за чего ругался с актрисой режиссер «Самой обаятельной и привлекательной»
В сети разнесли лживое интервью Башарова: «Я вру, я же актер»
Играла с переломом и купалась в холодной воде: на что шла Гурченко ради ролей
Башаров публично приложил жену Пескова: «Самая умная»
«Финита ля комедия»: планы Кудрявцевой разбились о пандемию
Вчера и сегодня: как в 2021 году выглядят звезды молодежного сериала «Простые истины»
«Тетя неадекватная»: обозленная Буланова врезала зарвавшейся Борисовой
«Требуется лечение»: гниющий заживо Губин может быть опасным для окружающих
Аршавин выставил бывших жен на посмешище: «После меня трудно найти кого-то»
5 страшных трагедий, случившихся с актерами «Ералаша»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!


