биография кабановой в пьесе гроза
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Семья
Марфа Игнатьевна Кабанова — глава купеческой семьи, мать двоих взрослых детей, вдова. Под её руководством сын Тихон ведёт прибыльную торговлю. Её присмотр обеспечивает покой, достаток и порядок в большом доме. Казалось бы, пожилая женщина, отвечающая за благополучие семьи, умеющая справляться с нелёгким мужским делом в почти домостроевские времена, достойна всяческого уважения. Однако Кулигин, которому автор доверил ввести зрителей в обстановку действия, отзывается о героине совсем не почтительно: «Ханжа… домашних заела совсем». Ещё до этого нелестного мнения зритель слышит, как Кудряш и Шапкин ставят Кабаниху в один ряд со скандалистом, пьяницей и самодуром Диким. Разница им видится только в том, что женщина делает «все под видом благочестия».
Сама героиня не сомневается в своих достоинствах и безупречном поведении. Не забывает напоминать об этом лишний раз, а свой конфликт с окружающими объясняет тем, что «не очень-то нынче старших уважают»: молодое поколение, вопреки вековым традициям, не почитает родителей. Придирки Марфы Игнатьевны объясняются её требованием благочестивого поведения. Хотя от домашних она не видит примеров грубой непочтительности, непослушания, недовольства, Кабаниха переносит на них вину за всё поколение и постоянно упрекает в том, чего они не делали.
Неудивительно, что такое отношение к родным создаёт атмосферу безысходности: как ни старайся, а будешь виноват, придётся расплачиваться за чужие грехи. Присущие Кабановой замашки тирана в полную силу развились в отсутствии более сильной натуры. Чтобы постоянно подтверждать своё право подавлять волю окружающих, ей нужно внушать им и себе, что они недостойны другого отношения, слабы, лживы, аморальны. Марфа Игнатьевна не видит, что она давно потеряла дочь, научившуюся исподтишка, обманом добывать себе свободу. Даже скромная Катерина убегает по ночам не от мужа к любовнику, а, скорее, из тюрьмы на волю. Внезапно накатившая любовь лишь обострила ей постоянное горячее стремление к свободе. Тихон, даже понимая неизбежность расплаты, пользуется отлучками из дома, чтобы уйти в запой. После смерти Катерины даже это забитое создание находит в себе силы крикнуть в лицо матери: «Вы её погубили!»
Марфа Игнатьевна и Катерина
Основное противостояние пьесы не укладывается в привычную схему «две хозяйки у одной плиты». Молодая сноха не пытается потеснить главу семьи, все требования свекрови выполняет беспрекословно. Но Кабанихе мало внешнего подчинения. Ей нужно завладеть душой Катерины, лишить её независимости во всём: в мыслях, в чувствах, в желаниях. Даже прощаясь с мужем, молодая женщина должна проявлять эмоции по регламенту. Обнять мужа нельзя («Не с любовником прощаешься!»), нужно покорно поклониться в ноги и повторить вслед за свекровью унизительное обещание. Вступая в брак, Катя, как религиозная и чувствительная девушка, конечно, всем сердцем хотела полюбить своего мужа. И она смогла бы это сделать: безответный, постоянно обижаемый матерью, слабый, мягкотелый и не злой Тихон, мог вызвать в добросердечной девушке любовь, хотя бы из жалости. Но Кабаниха не даёт молодожёнам ни единого шанса. Купчиха подавляет любой намёк на живое чувство. Катерине, привыкшей жить сердцем, это особенно невыносимо.
Религиозность
Марфа Игнатьевна постаралась, чтобы её набожность была известна всему городу: щедро жертвует нищим, привечает странниц. Но это благочестие внешнее. Недаром в доме Кабановых Катерина утрачивает способность истово, со слезами счастья на лице молиться, вдохновившись красотой мира, в благодарность создателю всего сущего.
Бог Кабанихи больше напоминает сурового надсмотрщика. В этом она не отличается от главного мракобеса города — полусумасшедшей барыни. В остальном ее религиозность обусловлена страхом перед любыми нововведениями (железная дорога, например) и узостью кругозора. Все сведения о мире она черпает из рассказов странниц, например, Феклуши, которая прогресс в технике представляет делом какой-то нечистой силы. Для маленького мира, где властвует Кабанова, всё незнакомое представляется опасным, враждебным, любая новизна угрожает её силе. Поэтому настоящая основа её набожности не восхищение гармоничностью и разнообразием божьего света, как у Катерины, а самое тёмное суеверие и страх перед будущим.
Вывод
Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — это не просто персонаж, антагонистичный главной героине драмы. Это характер, олицетворяющий саму суть мракобесного, лицемерного, подавляющего всё живое, убивающего всё свободное «тёмного царства».
Характеристика образа Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Кабаниха
История персонажа
Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.
История создания
Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.
«Гроза»
Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.
Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.
Больше всех достается жене Тихона – Екатерине. Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.

Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.
Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.
Экранизации
В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.

В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.
В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.
Интересные факты
Цитаты
«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
Кабаниха
История создания героя
Кадр из ф/с «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова
Первая редакция пьесы значительно отличалась от окончательного варианта. А. Н. Островский планировал создать комедию. Одним из персонажей произведения была помещица Ксанфиппа Дуловна, превратившаяся впоследствии в Кабаниху.
Описание героя
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаических понятий и правил поведения.
Кабаниха является одним из «столпов» провинциального города. Она стремится сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: беспрекословное подчинение старшим, неприятие новых идей, деспотические отношения в семье и т. д.
Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего-то не знают, никакого порядку». По ее мнению, первостепенное значение в жизни имеют обычаи времен Древней Руси, закрепленные в Домострое. Кабаниха уверена, что когда «старики перемрут» и «старина выведется», неизбежно наступит конец света.
Главными жертвами властолюбивой старухи являются ее родной сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна каждый день с утра до вечера учит их жить. Часто она не может удержаться от ругани: «Дурак!».
Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына представляет собой сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его прощаться с женой согласно строгому порядку, установленному в незапамятные времена. Кабаниха твердо убеждена в необходимости наставлений. Под ее диктовку Тихон произносит смехотворные приказания Катерине: «Не груби [свекрови]!», «В окны не гляди!», «Не заглядывайся на парней!».
Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова
Кабаниха добилась полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабохарактерный сын превратился в «тряпку».
Марфа Игнатьевна – очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Ее отношение к прогрессу наглядно продемонстрировано автором в сцене беседы с безумной странницей Феклушей. Купчиха полностью разделяет взгляды собеседницы насчет недобрых знаков, свидетельствующих о близости Апокалипсиса: «огненного змия стали запрягать», «время-то короче становится».
Роль героя в произведении
Марфа Игнатьевна символизирует косность и отсталость провинциального общества. В пьесе она играет роль властолюбивого тирана, требующего от окружающих полного подчинения.
Кабаниха разрушает счастье родного сына. По ее вине Тихон стремится любой ценой хоть ненадолго вырваться из «кандалов», забывая о любимой жене.
Грубость, бесконечные нотации и придирки Марфы Игнатьевны косвенным образом толкают Катерину на измену мужу. Тем самым молодая женщина выражает протест против жизни в доме Кабанихи: «Кабы не свекровь. стены-то даже противны».
В конечном счете Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, успевшая ненадолго почувствовать себя свободной, уже не представляла себе, как будет жить дальше под гнетом злой и неуклонно сходящей с ума старухи.
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Развитие героя по мере сюжета
Марфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей пьесы она лишь находит подтверждение своим навсегда устоявшимся взглядам. Кабаниха «в штыки» воспринимает любое отклонение от правил. Ей смешно смотреть на отношения сына с женой, их поведение и поступки.
Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заветами «предков»: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть…», «У старых людей на все приметы есть» и т. п. Признание Катерины в измене приводит к злорадному восклицанию Кабанихи: «Куда воля-то ведет! Говорила я…».
В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с открытым «бунтом» Тихона: «Вы ее погубили!». Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Она зловеще говорит сыну: «Ну, я с тобой дома поговорю». Можно предположить, что Кабаниха сделает сыну хорошее «внушение» и навсегда отобьет у него охоту к сопротивлению.
Отношение автора к герою
В произведении нет открыто высказанного авторского мнения о героях. Отношение Островского к Марфе Игнатьевне выражается через суждения других персонажей: «Хороша тоже и Кабаниха» (Шапкин); «ханжа… домашних заела» (Кулигин); «нашла место наставления читать» (Варвара); «сокрушила она меня» (Катерина). В этих метких характеристиках положительных героев пьесы писатель безусловно высказывает собственное мнение.
Кадр из фильма-спектакля «Гроза». 1977
Экранизации
Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева.
В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа Варвара Массалитинова.
Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хорькова.
Характеристика Кабанихи
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».
Источник: Действие второе, явление 5
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»
Источник: Действие первое, явление 5
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащат — взглянешь».
Источник: Действие пятое, явление 6
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»
Источник: Действие пятое, явление 6
Характеристика Кабанихи другими героями
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Источник: Действие второе, явление 10
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»




