биография космонавта берегового георгия

Береговой Георгий Тимофеевич

Российский летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Начальник Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Гагарина (1972-1987). Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный Летчик-Испытатель. Кандидат психологических наук.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка, Украина. Вскоре после рождения семья переехала в город Енакиево на Донбасс. Во время обучения в средней школе являлся инструктором, а затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе.

Параллельно с работой Георгий занимался в Енакиевском аэроклубе, из которого выпустился в 1938 году был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участвовал в боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал в качестве командира авиационного звена третьей воздушной армии Калининского фронта.

Приказом Военного Совета Калининского фронта 26 августа 1942 года командир звена 451 штурмового авиационного полка 264 штурмовой авиационной дивизии старший сержант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.

За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Герой СССР.

После войны Георгий Береговой окончил Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу и продолжил службу в Одесском военном округе. Являлся штурманом, начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка и штурманом истребительного авиаполка.

В 1948 году завершил обучение на высших офицерских курсах и курсах летчиков-испытателей. Затем, на протяжении шестнадцати лет работал летчиком-испытателем. В процессе работы Береговым было испытано более 60 типов самолетов, в том числе: МиГ-15, МиГ-19П, СМ-12, СМ-30, МиГ-19, Як-25, Як-27К, Су-9 и Ту-128. Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4.

Испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, с 1949 году, впервые освоил пилотирование реактивного самолета в условиях штопора. Так же, обучал летчиков технике
входа и вывода воздушного судна из штопора на самолете Су. Дополнительное образование получил в Военно-воздушную академии Гагарина в 1956 году.

В 1963 году, Георгий Тимофеевич оказался зачислен в отряд космонавтов: группа ВВС № 2 дополнительного набора. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз.

С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-пилота корабля «Союз-3», по программе стыковки с беспилотным кораблем «Союз-2».

Космический полет Георгий Береговой совершил с 26 по 30 октября 1968 года в качестве командира-пилота космического корабля «Союз-3». Основную задачу полета: стыковку с беспилотным КК «Союз-2», выполнить не удалось. Корабли дважды сближались на расстояние до 30 метров, после чего автоматика уводила корабли в стороны. Большой расход топлива при ручном пилотировании вынудил отказаться от дальнейших попыток. Продолжалась полета составил: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное осуществление космического полета и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник Береговой Георгий Тимофеевич награжден второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

В период с 1972 по 1987 год Георгий Тимофеевич возглавлял Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Работу в НИИЦПК имени Гагарина совмещал с политической деятельностью. Избирался депутатом Верховного Совета Советского Союза с VIII по Х созывы. Вел большую общественную работу.

Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил ученую степень «кандидата наук». С 1987 года генерал-лейтенанта авиации Береговой находился в отставке.

Береговой Георгий Тимофеевич скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен Дважды Герой Советского Союза на Новодевичьем кладбище столицы.

Семья Георгия Берегового

Воинские звания Георгия Берегового

Сержант (06.1941)
Лейтенант (5.05.1943)
Старший лейтенант (10.10.1943)
Капитан (14.05.1944)
Майор (8.06.1945)
Подполковник (15.10.1949)
Полковник (2.04.1956)
Генерал-майор авиации (30.10.1968)
Генерал-лейтенант авиации (14.02.1977)

Награды Георгия Берегового

Память об Георгии Береговом

Почетный гражданин городов Калуга, Щелково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница, Конотоп (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария)

В Енакиево установлен бронзовый бюст.

В Енакиево установлена памятная стела почетному гражданину города.

В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.

На колоколе вырезана надпись «В память Георгия Берегового от семьи Януковичей».

В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).

Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.

На доме в поселке Чкаловский (Щелково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

В городе Алма-Ата (Казахстан) в честь Берегового названа улица.

В городе Шахтерске (Донецкая область) существует улица Берегового.
Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.

В апреле 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвященную Георгию Береговому.

В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Республики Крым.

Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).

Источник

биография космонавта берегового георгияyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Космический камикадзе
45 лет назад был впервые успешно осуществлен полет корабля «Союз» с человеком на борту

26 октября 1968 года корабль пилотировал не совсем обычный космонавт – уже Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны, в частности, боев на Курской дуге, 47-летний уроженец Донецкой области Георгий Береговой. Определяющим для того крайне опасного запуска в почетном перечне регалий и достижений Георгия Тимофеевича были слова заслуженный летчик-испытатель, то есть очень опытный.

До того момента, пока Береговой окончательно, осязаемо не вернулся на Землю, коллеги считали его смертником.

Несколько раз это страшное слово прозвучит и в только что показанном по телеканалу «Россия-1» замечательном фильме Руслана Божко и Александра Островского «Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового» (сценаристы А. Островский и А. Мержанов). И это не для красного словца. Почему называли смертником Берегового знающие люди? Потому что они действительно знали, что очередной космонавт летит на обреченном корабле: до этого погибли подряд четыре «Союза». Три первых – беспилотные. Один взорвался на стартовой площадке, два других запуска были признаны неудачными. В четвертом – «Союзе-1» – в апреле 1967 года в космос во второй раз в своей жизни поднялся Владимир Комаров. При посадке произошел сбой, и первые обгоревшие фрагменты тела летчика-космонавта нашли только через час после того, как спускаемый аппарат врезался в землю; спустя время были найдены другие, так что у дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова две могилы: в Кремлевской стене и в оренбургской степи…

Нет ничего опаснее запустения в чем-то значительном и важном, что еще совсем недавно привлекало внимание восхищенных современников. Именно в таком положении оказалась космическая отрасль, которая, как оказалось, держится исключительно на выдающихся личностях – от Главного конструктора до совсем не рядового Мастера на заводе, выпускавшего филигранно исполненные детали для ракет и кораблей (о нем, о Мастере, в свое время блестяще написал публицист Анатолий Аграновский). Но люди смертны. В начале 1966 года, незадолго до пятилетия со дня полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина, не стало Сергея Павловича Королева, гениального Генерального конструктора, который отличался еще и невероятной строгостью, даже придирчивостью. И космическая отрасль вздрогнула, растерялась и, можно сказать, опустила руки. Пошли одна за другой неудачи.

В фильме ВГТРК о космическом подвиге летчика-испытателя Берегового говорится о последующих за этим событиях так:

Да и фамилии их были чем-то схожи. Первым из этих двоих был Леонид Ильич Брежнев, вторым – Георгий Тимофеевич Береговой.

Брежнев познакомился с Береговым в 1961 году, когда еще не взошел на коммунистический престол, хотя и занимал в советских верхах значительную должность. При вручении грамот Верховного Совета СССР он обратил внимание на высокого бравого украинца, удивительно похожего на него самого (спустя 8 лет это сходство нежданно-негаданно спасет Леонида Ильича от пуль покушавшегося на него не вполне адекватного ленинградца – они смертельно ранят водителя, а выбитые стекла поцарапают летчика-космонавта Берегового, ехавшего в Кремль на прием в первой машине кортежа). И когда Генсеку, занявшему сей пост в октябре 1964 года, доложили о непрекращающихся трудностях с кораблем «Союз», он сказал: «Ну там же у вас в отряде есть летчик-испытатель…»

Береговой был зачислен в отряд космонавтов в том же 1964 году. Более молодые коллеги встретили его в штыки: «Престарелый любимчик пришел за славой». Они имели в виду то, что Береговой в свое время служил под началом видного военачальника Николая Каманина, опекавшего будущих космонавтов.

Пилотом Береговой оказался изобретательным. Однажды, увидев превосходящие силы противника, приказал ведомым перейти в режим бреющего полета, и они действительно опустились до высоты полтора-два метра (!) над полем подсолнечника, так что напрочь сбривали головки самых высоких подсолнухов – но ведь выжила эскадрилья! Потом боевые товарищи сказали ему: «Жорка, с тобой жить и воевать можно».

На фронте Георгий Береговой не расставался с изданной в СССР книжкой американского пилота Джимми Коллинза «Летчик-испытатель» и после окончания войны сам стал летчиком-испытателем. Первым – и крайне серьезным испытанием из множества других стал для него МиГ-15. Самолет преследовали аварии. Он срывался в штопор не так, как другие, совершенно неожиданно для летчиков. Береговой первым разгадал нрав реактивного истребителя и заслужил прозвище… товарищ Штопор. С тех пор все военные летчики стали летать по науке Берегового. Учитель Георгия Тимофеевича в космонавтике, моложе его на 13 лет, прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов сказал о нем в фильме так: «Для него крылья были продолжением его рук».

Так что вовсе не за славой пришел Береговой в космонавтику. Теперь можно сказать, что привела его сама судьба – кто бы, кроме него, разгадал нрав «Союза»?

Траги-мистическую роль в судьбе самого Берегового, а значит, и «Союза», и всей нашей космонавтики неожиданно сыграл Юрий Гагарин. Он почему-то говорил Георгию Тимофеевичу: «Пока я жив, ты в космос не полетишь». Об этом крайне неприятно думать – ведь все мы очень любили веселого Гагарина и очень уважали серьезного Берегового – но так и случилось. Летчик-космонавт Гагарин погиб весной 68-го, а осенью того же года было принято решение послать в космос летчика-испытателя Берегового.

Удачный старт. Выход на околоземную орбиту. Первый виток. Подлет к беспилотному кораблю, с которым надлежит состыковаться… И – неудача. Повторить попытку стыковки оказалось невозможно – топлива осталось только на посадку.

Он не знал, что для всех в космической отрасли уже одна только тассовская фраза «Все системы корабля работали нормально» была победой, добился которой этот совсем не молодой летчик-испытатель с реальным военным прошлым.

Береговой не сразу понял, что произошло в космосе. А потом каким-то чутьем осознал, что корабль подошел к беспилотнику в перевернутом виде, – необычное состояние невесомости на первых порах не позволяет космонавту сориентироваться в пространстве. Но отчет о полете и возможных недочетах конструкции корабля он составил очень подробный.

Хотя на самом деле он его перевыполнил. Генерал-майор медицинской службы Владимир Пономаренко сказал в фильме: «Он, Береговой, был первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам то, то и то, что счел неудачным в конструкции космического корабля». Он не стал оправдываться – он искал причины. Нашел и, по сути, стал со-конструктором «Союза», который и по сей день считается самым надежным космическим кораблем.

Корабль отличный, и рассказ о спасшем его репутацию человеке тоже отличный. Только один вопрос не дает покоя: почему такой прекрасно сделанный, такой нужный хотя бы для примера другим, более молодым людям, чтобы помнили о государственном значении космонавтики, фильм показали уже после полуночи, за пять минут до исполнения государственного Гимна? Нет ответа…

Источник

Космонавт Береговой Георгий Тимофеевич

биография космонавта берегового георгия

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также — авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне — Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

Записи не найдены

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию.

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава — Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

Похожие статьи

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Источник

15 апреля день рождения единственного космонавта-фронтовика Георгия Тимофеевича Берегового. Годы появления на свет будущего героя относятся к самому тяжелому периоду истории русского государства, поэтому детство его проходило в условиях сурового быта. Уроженец Украинской ССР, села Федоровка в Полтавской губернии окончил 8 классов Енакиевской средней школы, а затем начал трудовую деятельность на металлургическом заводе. В коротком интервью, брат Берегового Михаил, рассказал корреспондентам о том, что Георгий Тимофеевич рос как и все мальчишки озорным и драчливым. В годы молодости будущий Герой успешно совмещал работу и обучение в местном аэроклубе.

биография космонавта берегового георгия

В 1938 году Береговой вступает в ряды Красной Армии. С 12 декабря Георгий Тимофеевич проходит обучение в военной школе авиаторов им. Пролетариата Донбасса и заканчивает ее за девять дней до начала Великой Отечественной. Он с успехом освоил управление Ил-2 и был назначен командиром штурмовой эскадрильи в гвардейском полку штурмовой авиации № 90.

В военный период Береговой совершает более 180 боевых вылетов, при этом его трижды сбивают, он получает ранения, но продолжает сражаться против фашистов. Первую Звезду Героя Георгий Тимофеевич получил 26 октября в 1944 году за образцовое проведение военных операций по заданиям командования в борьбе с захватчиками. В своем интервью сын Берегового Виктор Георгиевич рассказывает о том, как отец отзывался о боевых подвигах и военных буднях. Особым мастерством считалось умение сближаться на боевых машинах до расстояния двух метров и, отпустив штурвал, демонстрировать свободные руки пилоту второго штурмовика. Цели задавали самые разные, бомбил Береговой вражеские танки, эшелоны, а также переправы и стратегически важные пункты. Участвовал Герой СССР и в известном налете на немецкий аэродром под Львовом.

Вернувшись на Родину после войны, Береговой поступил в Высшую офицерскую школу и закончил ее в 1948 году. Кроме того, прошел герой и курсы летчиков-испытателей. Дальнейшая жизнь фронтовика оказалась целиком посвящена работе в ГК НИИ ВВС в качестве испытателя. За период с 1948 года по 1964 года он поднял в небо несколько десятков реактивных и иных видов самолетов нового поколения. Береговой испытывал такие модели как МиГ-19П, И-320, ЯК-К, Ту-128 и другие. В период летно-испытательской деятельности фронтовику присвоили звание заслуженного летчика-испытателя СССР. За отважное и грамотное поведение в нештатной ситуации при полете на Су-9, летчику вручили кинокамеру. Награждение осуществлял лично конструктор Сухой. Кроме того, еще в 1956 году он окончил Военно-воздушную академию, впоследствии названную в честь первого космонавта Юрия Гагарина.

В 43 года на очередной медицинской комиссии один из врачей пошутил о том, что с таким здоровьем как у Берегового можно смело записываться в космонавты. Георгий Тимофеевич принял эту шутку как руководство к действию и в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов. Для достижения поставленной цели Береговому пришлось пройти программу обучения полетам на кораблях Союз, а также преодолеть сложнейшие испытания. Неоценимую помощь оказал Н.П. Каманин, знавший летчика-фронтовика еще с войны. Он помог урегулировать вопрос с возрастным цензом, так как в отряд принимали лишь лиц моложе 35-ти лет. По рассказам современников, фронтовик не чувствовал своего возраста, хотя и являлся самым взрослым из членов команды. Его даже дружески именовали «дед». Леонов в своих воспоминаниях о Береговом отзывается уважительно, так как, по его мнению, учиться у молодых было достаточно сложно. Георгий Тимофеевич, будучи опытнейшим пилотом и героем, сумел преодолеть себя и освоить всю специфику космических полетов. Он не уступал по физическим показателям ни одному из членов команды, а неутомимость и оптимизм позволили стать главным претендентом для отправки в путешествие на орбиту.

Несмотря на то, что выполнить стыковку не удалось, Береговой привез на Землю ценный опыт и замечания, которые затем были учтены в последующих полетах.

Георгий Тимофеевич, в отличие от многих великих людей и героев, обладал даром слова и оставил потомкам свои труды. «Угол атаки», «Грань мужества», «Три высоты» и многое другое содержат уникальные описания и рассказы, а также размышления великого человека, настоящего патриота и воина. Писать Береговой начал еще с 1971 года, первые его работы были посвящены военному времени и авиации, описывал он также и космическое путешествие. Ценность его мемуаров очень высока, так как космонавт очень точно и понятно описывает в них состояние человека при адаптации к состоянию невесомости, а также рассказывает множество занимательных вещей о своем пребывании на орбите.

Сам Георгий Тимофеевич в своих мемуарах повествует о тех ощущениях, которые он испытывал, отправляясь в неизведанные глубины космоса. Автор говорит о том, что серийным тот полет назвать было нельзя, как, впрочем, невозможно говорить о серийности в космических полетах вообще. Каждый новый старт и полет является по сути своей уникальным, поэтому, даже отправляясь на орбиту тридцать третьим, он чувствовал себя первопроходцем. Он поведал читателям и о страхе перед случайностью, которая может раз и навсегда закрыть двери на корабль для 47-ми летнего космонавта. Даже в столовой, где питались члены команды, в которую были назначены кроме Берегового также номер 2 Шаталов и номер 3 Волынов, персонал обязан был носить марлевые повязки. Легкий насморк или повышенное давление могли в одно мгновенье отправить Берегового с позиции главной кандидатуры в запас. К счастью, непредвиденных осложнений не возникло, и полет состоялся.

Георгий Тимофеевич говорил, что аса, в первую очередь, отличает способность сродниться с машиной, почувствовать ее словно живое существо. Только при наличии указанной способности летчик может именоваться таковым. Интересно, что то же самое он почувствовал и при полете на корабле Союз-3. Он также готовился к космическому путешествию, пытался установить контакт с этой огромной машиной. В мемуарах Береговой отмечает, что вживаться в управление кораблем намного сложнее, поскольку нет возможности почувствовать его в динамике – у корабля отсутствует фаза управления на взлетной полосе.

биография космонавта берегового георгия Космонавт описал процесс стыковки и объяснил причину неудачи. Он пытался сблизиться с беспилотным Союзом-2, ориентируясь на сигнальные огни, но на дальности в 30 метров понял, что корабль следует перевернуть. Космонавт решил исправить положение. Всего одна случайная ошибка, вызванная плохой координацией вследствие адаптационного периода, повлекла за собой невозможность дальнейшего сближения. Время было упущено, а топливо израсходовано, поэтому дальнейшие маневры становились опасными. Как выразился космонавт, его состояние было нормальным, но настроение оказалось испорченным. Несмотря на неудавшуюся попытку стыковки, полет Берегового все же был героическим, признало это и советское руководство.

С 1972 года Георгий Тимофеевич становится начальником Центра имени Гагарина, специализирующегося на подготовке нового поколения космонавтов. После девяти лет плодотворной работы он вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. В период своей работы в должности начальника Центра Береговой защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук.

Деятельный и энергичный характер не позволял летчику и космонавту жить в бездействии. Он получил множество наград за свою интеллектуальную и общественную деятельность, был депутатом Верховного совета в течение восьми лет, участвовал в самодеятельности. Кроме того, Береговой являлся почетным гражданином городов сразу трех стран России, Украины и Болгарии. Скончался Герой 30-го июня в 1995 году при неудачной операции на сердце в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, участок № 11. Светлая его память до сегодняшнего дня представляет собой связующее звено между Украиной и Россией.

За свою славную жизнь космонавт-фронтовик удостоился звания Героя дважды, а также был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 3 степени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны и еще множеством наград, медалей, званий, ценных подарков и благодарностей. На груди этого великого человека должно было красоваться 28 наград и 11 юбилейных медалей, среди которых были и иностранные.

Недавно в Украине было пышно отмечено 90-летие Героя. В Енакиево приезжали отец и сын Волковы, действующий президент и даже Алексей Леонов. Школа, в которой учился дважды Герой, названа его именем, а в городе создан настоящий музей Берегового. В коллекции можно увидеть фотографии, космические инструменты и вещи космонавта. В честь Георгия Тимофеевича на территории аэроклуба возведен Храм Георгия Победоносца.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *