биография николая бурляева личная жизнь дети
Николай Петрович Бурляев
Фото Все
Видео Все
Николай Бурляев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2013)
Моя история. Николай Бурляев
Николай Бурляев — биография
Николай Бурляев — общественный деятель, актер, режиссер, сценарист, писатель. Родился в 1946 году в Москве.
С детства активно снимается, позднее освоил и профессию режиссера. Активно занимается и общественно-политической деятельностью.
Николай Бурляев родился в августе 1946 года в Москве. Никто не предполагал, что он станет артистом. Считалось, что ему больше подойдет профессия архитектора. Но судьба распорядилась иначе. Хотя с театральной деятельностью были связаны родственники и предки будущей звезды. Например, его дедушка и бабушка были, говоря обычным языком, бродячими артистами. Они колесили по стране с передвижным театром, исполняя комические и драматические роли.
О предках Николая Петровича известно мало, но, возможно, именно от них он и унаследовал артистизм, обаяние, способность филигранно перевоплощаться.
Детство и первые шаги в искусстве
Жил он в обычной коммунальной квартире, каких в 40-ые и 50-ые годы в столице было немало. Это была самая обычная коммуналка с общим коридором, туалетом и кухней. Среди соседей был Борис Ливанов и знаменитые ещё в СССР актёры. Он являлся отцом Василия Ливанова, который бесподобно сыграл Шерлока Холмса.
Маленький Коля всегда мечтал быть похожим на именитого соседа и представлял, как тоже будет таким же колоритным, степенным артистом. Однако в 5 лет у него начались проблемы с речью из-за сильного испуга, он стал заикаться. Конечно, это поставило под сомнение его театральную карьеру.

У него были старшие братья, один из них серьезно увлекался шахматами. Николай Петрович помнит, как в детстве он помогал на турнирах, записывал ходы, переставлял шахматы. Один из братьев снимался в кино и даже брал с собой на пробы Колю. Однако стало очевидно, что из-за заикания мечты о кино нужно оставить. Тогда и было принято решение, что мальчику лучше посвятить свою жизнь какой-нибудь другой профессии, например, строительству, архитектуре.
Однако желание стать артистом победила. В 1964 году сразу после окончания школы происходит перелом в биографии Бурляева. Ему удалось поступить в Щукинское училище, причём сразу на второй курс. Он сумел наладить дикцию, плюс уже успел сняться в небольших ролях благодаря старшему брату. Он учился прекрасно, активно участвовал в театральных постановках. Большое влияние на его творчество оказал и Андрей Тарковский, который дал ему роль в картине «Иваново детство». Правда, на тот момент будущая звезда кинематографа был совсем ребенком. Но в 1960 году он также снимался и у Андрея Кончаловского.
К ролям он готовился ответственно несмотря на юный возраст. Например, он вспоминал, что по сюжету играет мальчика, который решился переплыть Днепр. Для этого он ходил в бассейн, чтобы получить навыки.
Впоследствии ему приходилось осваивать множество и других навыков: фехтовать, заниматься фигурным катанием, ездить на лошади. Но, как подчеркивает артист, это и есть судьба актера, который должен обучаться многим ремеслам, чтобы правдиво воплотить на экране образы героев.
Профессиональная деятельность
Тарковский пригласил артиста в одну из лучших своих картин «Андрей Рублев», где он органично вжился в образ. Этот фильм один из величайших в коллекции отечественного кинематографа. К сожалению, судьба у него была непростая. Картина, скорее, по идеологическим соображениям пролежала на полке почти 10 лет, и зрители увидели ее только в 1971 году. Также исполнитель участвовал в фильмах по романам Достоевского, идеально вписываясь в образы.
Кроме актерской карьеры Николая Петровича всегда интересовала и режиссерская деятельность. Он профессионально обучался не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. Снял он фильмы «Ванька-Каин», «Лермонтов». В последнем выступил и как сценарист, а не только режиссёр.
Пожалуй, наибольший расцвет его творчества приходится на 80-ые годы. Зрители увидели его в фильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко. Некоторые картины были рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию. Именно в 80-ые годы он стал по-настоящему популярным, узнаваемым.

Одной из лучших ролей по праву считается роль Иешуа в картине «Мастер и Маргарита», которая была снята в 1994 году. Каждое появление на экране было настоящей радостью для зрителей, ведь актер представал и в роли положительных персонажей, играл бесшабашных студентов, алкоголиков, фронтовиков, появлялся и в русской классике. Это далеко не полный перечень. Именно за столь разнообразные образы и полюбили его зрители на просторах необъятной страны.
Надо сказать, что роли исполнитель выбирал очень умело, он интуитивно чувствовал, какие картины будут успешными. Ориентировался он не на зрелищность, показательность, спецэффекты, а на моральный посыл, на пользу. Каждая картина должна нести нравственную пользу, быть полезной, интересной и только в последнюю очередь развлекательной. Такой подход оправдался, и артиста стали узнавать повсеместно. Если посмотреть его фильмографию, то наибольшее количество картин приходится на 70-ые и 80-ые годы.
А 90-ые годы были весьма сложным периодом для театра и кинематографа. На плаву оставались немногие. И за это десятилетие в актерской копилке Николая Петровича всего лишь 5 фильмов, среди которых «Мастер и Маргарита». Конечно, это очень мало для такого гения, привыкшего сниматься за одно десятилетие в не менее чем 10 картинах, участвуя в съемках каждый год. Но настали другие времена, и это сказалось на востребованности. Зато именно на 90-ые годы приходится один из лучших фильмов с его участием «Мастер и Маргарита». Он так убедительно сыграл Иешуа, что у многих людей проснулся небывалый интерес к творчеству Булгакова, к классике, к религии.
Профессиональная карьера в 21 веке
Некоторое преломление наступило в 21веке. В 2000-ых годах его пригласили в картину «Адмирал» (2008), где он сыграл Николая Второго. Сыграл он и Фёдора Тютчева в фильме, который создала Наталья Бондарчук. Снимался он и в картине про гоголя, где филигранно изобразил графа Александра Толстого.

Но постепенно, всё же, его творческая деятельность сходила на нет. Так сложилось, что в основном актёры востребованы в свои молодые годы. К сожалению, режиссёрская ипостась тоже не может порадовать поклонников разнообразием.
За свою карьеру исполнитель срежиссировал только 5 фильмов, правда, каждый из которых заслуживает внимания.
Последняя его режиссерская работа — это фильм 1990 года «Всё впереди», он поставлен по роману Василия Белова и повествует о талантливом учёном, который устал от городской суеты, то стресса в связи с многочисленными заграничными командировками и неурядиц в личной жизни. В результате он спивается, но затем, в момент просветления, он бросает всё, возвращается в деревню, где и находит свой душевный покой, проходит нравственное очищение. Пожалуй, каждая из режиссерских работ артиста поднимает тему нравственности, поиска человеком своего места в этом мире, прохождения через испытания и восстановления из пепла, словно птица Феникс.
Личная жизнь
Всего за плечами у артиста несколько браков. Первой его женой стала красавица Наталья Варлей, с которой они познакомились ещё в театральном. Однако этот брак не продлился долго, сказались издержки быта. Да и в целом, быстро выяснилось, что пара не совсем подходит друг другу. Второй раз Николай Петрович женился на Наталье Бондарчук, которая, кстати, дружила с Натальей Варлей. Этот брак было более длительным, в нём родилось двое детей: сын и дочь.
Сын стал композитором, а дочь пошла по родительским стопам, она стала актрисой и в настоящее время работает в театре Маяковского. К сожалению, по каким-то причинам и этот брак не выдержал испытание временем. Третий раз артист женился на Инге Шаталовой, актрисе. У пары родилось двое детей: сын и дочь. Последний ребёнок появился в жизни звезды в весьма преклонном возрасте, 50 лет.

Актер признается, что он счастлив, гордится своими детьми, с предыдущими женами ему удалось сохранить хорошие, по-настоящему дружеские отношения.
В настоящее время он активно занимается кинофорумом «Золотой витязь», а также очень активен в общественной деятельности. Он учредил «Фонд православной культуры священника Павла Флоренского».
Активно высказывает исполнитель и свои политические, общественные взгляды. Он является православным человеком, посещает мероприятия христианской тематики, поддерживает сотрудничество с православной церковью. Николай Петрович не раз говорил, что является сторонником максимального запрета деятельности для лиц нетрадиционной ориентации. Он сетует на то, что слишком много таких персонажей в шоу-бизнесе, на телевидении, в кино и призывает власти всячески запрещать пропаганду гомосексуализма. И даже удалить с телевидения, с экранов данную тематику, которая могла бы быть расценена, как пропаганда нетрадиционной ориентации. Ему принадлежит ставшая известной фраза «Угодно грешить — пожалуйста в подворотню».
Актер не раз был награжден орденами почета, получал ордена и от Сербской православной церкви дважды. В 1996 году получил звание Народного артиста. Известно, что в марте 2014 года он подписал обращение к Президенту страны с поддержкой присоединения Крыма к России.
Избранная фильмография
Как сложилась судьба детей Натальи Бондарчук и Николая Бурляева
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Судьбоносная встреча
Впервые Николай Бурляев увидел Наталью Бондарчук на экране. Забыть Хари из «Соляриса» Андрея Тарковского было просто невозможно. В самые первые минуты появления актрисы на экране к Николаю Бурляеву пришла мысль о том, что она непременно станет его женой. Не прошло и года, как судьба дала актёру шанс завоевать сердце девушки, поразившей его своей красотой и невероятным талантом.
В советском сериале «Как закалялась сталь» Николай Бурляев должен был играть Павку Корчагина, а Наталья Бондарчук – Тоню Туманову. Как признается позже актёр, общение молодых людей началось с общей любви к Андрею Тарковскому. Позже отношения двух молодых людей вышли на новый уровень, а потому, когда режиссёр картины Николай Мащенко на площадке очень обидел Наталью Бондарчук, доведя её до слёз, Николай Бурляев просто не мог не вступиться за девушку.
Правда, сделал он это в довольно жёсткой форме. Актёр отвёл режиссёра в сторону и предупредил: если он ещё раз скажет хоть одно грубое слово в адрес Наташи, он его убьёт.
Не прошло и нескольких дней, как Николай Мащенко сообщил Бурляеву о необходимости утверждения на главную роль украинского актёра. Так Владимир Конкин, служивший в то время в харьковском ТЮЗе, стал Павкой Корчагиным, а Бурляев собрал чемоданы и отбыл в Москву. Вслед за ним, как истинная декабристка, уехала и Наталья Бондарчук.
С тех пор молодые люди не расставались. В 1976 году у супругов родился первенец – сын Иван, а спустя 11 лет – дочь Мария.
Иван Бурляев
После появления сына на свет молодые родители увлеклись прогрессивными теориями развития и воспитания ребёнка. Одна из них гласила: ребёнка нужно сначала научить плавать, а потом уже ходить. И молодой отец по несколько часов в день сидел с малышом в ванне, пока сам не заработал пневмонию. Позже для сына купили специальный аквариум, где он свободно плавал по часу. Зашедший однажды в гости генерал Фирсов, возглавлявший Федерацию плавания, был поражён и даже выдал Ивану Бурляеву медаль и свидетельство о поставленном рекорде.
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук вычитали, что у плавающих с младенчества детей мозг работает активнее, чем у сверстников и продолжили свои эксперименты. Малыш ещё не умел ходить, а родители уже положили в его кроватку небольшое игрушечное пианино. Ванюша осваивал инструмент крохотными пальчиками и даже зубами. А в четыре года уже играл на рояле и сочинял нехитрые мелодии.
Композитор Борис Петров, услышав «произведения» уже шестилетнего Ивана, велел родителям немедленно начинать учить его музыке, чтобы талантливый ребёнок мог расти. Спустя год Иван поступил в Центральную музыкальную школу, после окончания которой стал студентом Московской консерватории.
В восьмилетнем возрасте Иван уже сочинил двадцать песен к спектаклю «Красная шапочка», который с успехом шёл затем в Театре киноактёра, а в одиннадцать написал музыку к «Снежной королеве». Педагоги прочили Ивану Бурляеву большое будущее.
Сегодня на счету Бурляева-младшего несколько ролей в кино, но главное – музыка, написанная к 47 фильмам. Его отец считает, что таких композиторов, как сын, в современном кинематографе очень мало. Иван Бурляев является арт-директором Международного форума театра, кино и боевых искусств «Золотой Витязь», возглавляет продюсерский центр «Золотой Век», входит в правление гильдии композиторов в Союзе кинематографистов.
Мария Бурляева
Мария появилась на свет в 1987 году, и с ней родители уже не экспериментировали. В четырёхлетнем возрасте девочка впервые снялась в кино, в фильме своей мамы «Господи, услыши молитву мою». А после ожидаемо решила связать свою жизнь с театром и кино. При этом о желании Марии поступать в театральный знала только мама, потому что девушка прекрасно знала: отец её выбор не одобрит.
Будучи студенткой эстрадного факультета ГИТИСа, Мария Бурляева никогда не приглашала отца на свои учебные спектакли, а вот на дипломный позвала. Ей была важна его оценка, и в то же время она боялась его критики. Да и сам Николай Бурляев шёл на показ с неохотой. Думал о том, что на дочери природа уже должна и отдохнуть, хватит уже в семье актёров. Но после спектакля он вдруг понял, что дочь на самом деле очень тонкая актриса.
После окончания ГИТИСа в 2008 году Мария Бурляева была принята в труппу Театра имени Маяковского, на сцену которого выходит до сих пор. За роль Анны Вильгорской в фильме Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший» получила награду за лучшую женскую роль второго плана на международном кинофестивале.
Первый брак Марии с белорусским актёром Игорем Васильевым не сложился, но позже она всё же обрела своё женское счастье, выйдя замуж за актёра и режиссёра Владимира Баграмова, вместе с которым воспитывает троих сыновей, Артемия, Даниила и Марка.
Сегодня Мария Баграмова по-прежнему служит в театре имени Маяковского, но большую часть времени посвящает своей семье. Впрочем, дети растут очень быстро и, возможно, талантливая актриса вскоре порадует зрителей своими новыми работами в кино.
Кажется, судьба Натальи Бондарчук была предопределена с самого рождения, ведь она была дочерью лучших представителей мира кино: режиссёра Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Профессия подарила ей трёх мужей и одно незабываемое романтическое увлечение, которое могло закончиться весьма трагично.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Роковой треугольник Николая Бурляева: Как Андрей Тарковский подарил актеру звездное детство, а позже едва не сломал жизнь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Бурляев – потомок казацкого рода, его прапрадед Остап Бурляй был запорожским казаком. Николай знал об этом с детства и очень гордился своими корнями. Его родители были инженерами-экономистами, но в их роду были и представители творческой профессии: дедушка и бабушка Николая выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Его отец тоже был очень артистичным и жалел о том, что не стал актером. Семья Бурляевых жила в коммунальной квартире на улице Горького, а в соседнем дворе жил актер Борис Ливанов. Глядя на него, Николай загорелся мечтой тоже стать актером.
В своих способностях он никогда не был уверен. Николай был младшим из четверых детей, самым слабым и болезненным, и он чувствовал себя в семье самым ненужным и никчемным. В 5 лет он пережил сильный испуг и с тех пор начал заикаться. Позже он говорил, что благодарен семье за то, что никто никогда не превозносил его заслуг и не хвалил, иначе он не смог бы уберечься от звездной болезни в подростковом возрасте.
Неожиданный успех пришел к нему, когда он едва не отказался от мечты об актерской профессии. Его брат Борис снимался в кино с 4 класса, и однажды вместе с ним Николай пришел на пробы в фильм «Урок истории». Роль досталась брату, и он решил, что стать актером ему не суждено. Николай подумывал о профессии архитектора, но тут его судьбу решил счастливый случай. Когда он учился в 6-м классе, однажды на улице попался на глаза студенту режиссерского факультета Андрею Кончаловскому. Тот прогуливался по Бродвею (так москвичи называют улицу Горького), и увидел подростка, который идеально подходил для главной роли в его дипломной работе «Мальчик и голубь». Конечно, от такого предложения Бурляев не мог отказаться. Позже он называл Кончаловского своим крестным киноотцом.
Ни он сам, ни его родные не ожидали того, что его кинодебют окажется таким успешным – в 1962 г. этот фильм получил приз на Венецианском кинофестивале, фото юного дебютанта попало в картотеку «Мосфильма», и он начал получать предложения от других режиссеров. Актер Владимир Шурупов, снимавшийся в этом фильме, привел Николая Бурляева в Театр имени Моссовета, где его задействовали в спектакле «Ленинградский проспект». В тонстудии, где проходила запись «Мальчика и голубя», юного актера увидел Андрей Тарковский, и вскоре он пригласил его на пробы в свой фильм «Иваново детство».
Только годы спустя из воспоминаний Тарковского Николай Бурляев узнал, что в главной роли в этом фильме режиссер изначально видел только его, а тогда он об этом не догадывался. Тарковский показывал ему большой альбом с претендентами на роль Ивана и постоянно напоминал о том, что он может лишиться роли, – таким образом он все время держал его «на взводе». В этом фильме он воплотил образ подростка, которого война лишила детства, и он говорил, что играл не столько самого себя, сколько «самого Тарковского» – его жесты, его интонации, его мимику. И эта работа молодого актера заслужила признание и в СССР, и за рубежом – фильму «Иваново детство» достался приз «Золотой лев св. Марка» на Венецианском кинофестивале.
Когда через 4 года Тарковский приступил к съемкам фильма «Андрей Рублев», он вновь предложил роль Бурляеву. К сожалению, этот фильм несколько лет пролежал «на полке», и зрители увидели его только в 1971 г. К тому же ни актер, ни режиссер не были довольны этой ролью, но Бурляев считал, что на съемках Тарковский его «благословил» – он надел ему на шею крестик, необходимый для его персонажа Бориски. Позже актер признавался, что Тарковский тогда стал для него всем – кумиром, наставником, вершителем судьбы, Пигмалионом. Он понимал, что их встреча была судьбоносной.
Андрей Тарковский очень ревностно относился к тем актерам, которые у него снимались, и не одобрял съемки Бурляева в фильмах других режиссеров. Даже когда он сам посоветовал своему однокурснику дать юному актеру роль в фильме «Мальчик и девочка», позже обвинял Николая: «Предатель какой!» Помимо этого, он был уверен в том, что Бурляев должен сниматься именно в том амплуа, в котором его представлял сам Тарковский. Коллеги характеризовали его как человека невероятно одаренного, но при этом деспотичного и безжалостного.
После выхода фильма «Иваново детство» 14-летний Николай Бурляев получил всесоюзную славу и встал в один ряд со взрослыми актерами-профессионалами. Подростку было очень тяжело справиться с этой популярностью. Он попал в зависимость от своего учителя и все время жил в ожидании новых ролей в его фильмах, но предложений от него больше не поступало. Тарковский попросту вычеркнул его из своей жизни. К тому же Бурляеву было очень нелегко сталкиваться с завышенными ожиданиями – от юного актера-вундеркинда все требовали чего-то невозможного.
Хотя кинокарьера Николая Бурляева развивалась очень стремительно и успешно, сам он из общего количества сыгранных ролей считал достойными только около 20 работ. Многие фильмы с его участием ожидала печальная участь: довольно целомудренный фильм о любви шестнадцатилетних «Мальчик и девочка» положили на полку; после блестящей главной роли в фильме «Игрок» по роману Ф. Достоевского Бурляева записали в актеры с «несоветским типом внешности», не вписывающимся в типаж строителя коммунизма; на его режиссерские работы «Пошехонская старина» и «Лермонтов» существовал негласный запрет; в 1994 г. Бурляев сыграл Иешуа в «Мастере и Маргарите», но фильм тогда не вышел на экраны.
Знаковой работой Бурляев считал главную роль в фильме «Военно-полевой роман». Актер признавался: « Для меня это особая роль. Несмотря на то, что я Андрея Тарковского люблю и боготворю до сих пор, если честно, он в каком-то смысле сломал мне жизнь на многие годы, закрепив за мной образ такого жесткого, нервного мальчика. А я другой. Я такой, как в «Военно-полевом романе» – человек покоя и гармонии. Я читал сценарий и плакал. Я понимаю, что это мое, что впервые мне жизнь предлагает мою роль. Герой Петра Тодоровского – это я. В то же время это и сам Петр Тодоровский. Образ Александра Нетужилина замкнул два наших сердца… ». Тодоровскому удалось сломать стереотип отношения режиссеров к Бурляеву.
Однако даже после того, как Тарковский исчез из его жизни как наставник и режиссер, раскрывший его талант, он продолжал играть в ней знаковую роль. Когда в 1972 г. Бурляев попал на премьеру фильма Тарковского «Солярис», в котором для него не нашлось роли, он снова испытал потрясение: актер увидел на экране Наталью Бондарчук, от которой потерял голову. Тогда он не знал о том, что на съемках у режиссера и актрисы случился роман, и что после расставания с ним Наталья пыталась покончить с собой. Для нее Тарковский стал таким же центром вселенной, как и в свое время для Бурляева.
На тот момент Тарковский был женат, и он не решился оставить семью ради Натальи Бондарчук. Из-за этого она едва не лишилась рассудка. Встреча с Бурляевым стала для нее спасением. Сложно сказать, полюбили они друг друга или сошлись благодаря своему поклонению Тарковскому. Скорее, Наталья полюбила в нем воспитанника режиссера, а он – открытую им актрису. Первые месяцы они говорили исключительно о Тарковском, а позже стали друг для друга поддержкой и опорой на 17 лет. Наталья стала его женой и подарила ему двоих детей, но их брак все же распался.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:








































