биография огюст роден кратко

Огюст Роден — скульптор, вдохнувший живую энергию в камень

Огюст Роден (Auguste Rodin; родился 12 ноября 1840 — умер 17 ноября 1917 гг.) — самый яркий и неординарный представитель стиля модерн, творивший на стыке XIX-XX веков. Виртуозный французский мастер Огюст Роден вполне заслуженно был признан смелым новатором и основателем современной скульптуры. Его работы часто критиковали, от них отказывались заказчики, их затягивали в громкие скандалы. Но Роден продолжал творить, будто вдыхая в камень живую энергию и пластику человеческого тела.

биография огюст роден кратко

Биография Огюста Родена

Огюст Роден — второй ребенок в семье служащего канцелярии парижской префектуры. Он появился на свет 12 ноября 1840 года, рос и получал образование вместе со старшей сестрой Мари. Именно ей Роден обязан своим поступлением в художественную школу: мальчик очень любил рисовать. Когда Огюсту исполнилось 14 лет, отец поддался просьбам дочери и разрешил сыну поступить в столичную Малую школу искусств, где готовили творческих ремесленников — ювелиров, декораторов и художников.

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

Три раза Огюст Роден пытался получить высшее художественное образование, сдавая экзамены в парижскую Школу изящных искусств, но все три раза неудачно. Поэтому он пошел работать ремесленником. Сначала подмастерьем, потом декоратором и скульптором. Параллельно брал уроки у известного мастера Антуана Бари (Antoine-Louis Barye), не оставляя мечту о высоком искусстве.

биография огюст роден кратко

Смерть сестры в 1863 году на некоторое время выбила Огюста из колеи. Он забросил скульптуру и подался в религию, поступив послушником в сообщество Пьера Эймара (Pierre Julien Eymard), однако настоятель уговорил молодого человека вернуться к любимому делу. Последовав совету монаха, Роден с головой окунулся в ремесло. Большая часть работ того времени была выполнена анонимно, но известно, что Огюст Роден оформлял фасад театра Гоблен и фойе Гаитэ. В эти же годы он сделал бронзовый бюст настоятеля Эймара, который до сих пор хранится в роденовском музее (Musee Rodin).

биография огюст роден кратко

А потом в жизни любвеобильного Родена произошли перемены — он встретил Розу Бёре. Швея Бёре оставалась с Огюстом до конца своих дней, несмотря на многочисленные любовные интрижки (в том числе и с Камиллой Клодель) скульптора на стороне. И была одной из первых натурщиц мастера, позируя для его ранних бюстов «Миньон» и «Девушка в шляпке с цветами».

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

После Брюсселя, где Огюст Роден помогал в Альберу Каррье-Беллёзу (Albert-Ernest Carrier-Belleuse), он стал на равных сотрудничать с Антуаном-Жозефом ван Расбургом (Antoine-Joseph van Rasbourgh). Доходы семьи возросли, что позволило скульптору поехать в Италию, чтобы познакомиться с искусством Ренессанса. Проезжая через Реймс, он навсегда и горячо влюбился в готическую архитектуру.

биография огюст роден кратко

Из Италии Огюст Роден привез идею «Бронзового века». Натурщиком послужил крепкий бельгийский солдат с красивой и развитой мускулатурой. Искусствоведы предполагают, что на создание скульптуры его вдохновил «Умирающий раб» великого Микеланджело. Работа повлекла за собой скандал (критики не поверили в мастерство Родена, предположив, что он представил публике не готовую скульптуру, а слепок с тела). И все-таки, «Бронзовый век», называемый также «Побежденный», принес признание. Роден все чаще выставляет свои работы на выставках, берется за сложные и интересные заказы, принимает участие в конкурсах. И всегда делает это с особой дерзостью и смелостью, экспериментируя с формой и наполнением.

биография огюст роден кратко

Он творил, когда в искусстве господствовали:

Но себя никогда не причислял ни к одному из существующих стилей. Обычный ремесленник переродился в гения скульптуры, передавая через камень и бронзу всю палитру человеческих эмоций, энергетику и динамику движений. При жизни заслужил признание публики, заработал вполне приличное состояние и завещал все свои работы государству. В последний год жизни все-таки обвенчался с верной Розой Бёре. Она умерла спустя неполный месяц после бракосочетания, а Роден пережил ее всего на полгода. Скульптор скончался от пневмонии 17 ноября 1917 года.

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

Самые известные скульптуры Огюста Родена

Все скульптуры Огюста Родена наполнены смыслом и выполнены с необыкновенным мастерством. К лучшим работам мастера относят:

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

Роден оставил миру великое наследие. Ежегодно работы мастера выставляют на торги самые известные аукционы мира и каждый раз произведения искусства находят новых владельцев. Онлайн-портал Very Important Lot, в свою очередь, предлагает коллекционерам обратить внимание на работы современных художников и графиков, и недорого купить картины напрямую, воспользовавшись удобным функционалом платформы.

Источник

Огюст Роден: жизнь и творчество художника

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Содержание

Биография Огюста Родена

Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти.

Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.

Творчество Родена

В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике.

Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма: вся в буграх, впадинах, бороздах.

Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.

В 1875 Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.

Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику.

Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни.

В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза, повтор мрамор); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор, повтор бронза); «Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Таким стал памятник «Граждане Кале», (1884-95, бронза, Кале) одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия.

Другой монумент Родена «Памятник Бальзаку» (1892-98) вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску.

Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции.

Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.

Интересные факты из жизни художника

Знаменитый скульптор Огюст Роден трижды пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств, но всякий раз получал отказ.

биография огюст роден кратко

Огюст Роден — один из величайших французских скульпторов. Французское правительство позволило ему замерзнуть до смерти, хотя знало о его тяжелом положении и могло спасти его. Роден оказался забыт в последние годы его жизни, Он несколько раз просил финансовой помощи у правительства, ведь свои работы он пожертвовал стране, и они хранились в музеях. Зимой 1917 года прошение Родена о комнатке в каком-либо из этих музеев было отклонено, и месяц спустя он умер на чердаке от переохлаждения.

Источник

Биография Огюста Родена

Могила знаменитого скульптора Огюста Родена находится во французском городке Медон. Скульптор похоронен в саду, и над его прахом торжественно и печально возвышается фигура «Мыслителя».

С двадцати одного года у Родена на руках вся семья отец, получающий мизерную пенсию, мать, младшая сестра. Он обожал, боготворил свою сестру. И когда она, совсем юной, в 1862 году неожиданно умерла, незадолго перед кончиной уйдя в монастырь, горе Родена оказалось столь велико, что он сам удалился в монастырь. К счастью, ненадолго.

биография огюст роден кратко

Фотография Огюста Родена 1891 года

От тех времен осталась одна из первых его мастерских работ бюст основателя монастыря отца Эмара.

биография огюст роден кратко

Человек со сломанным носом. Музей Родена (Филадельфия)

Много лет спустя он расскажет «На улице Лебрен, около мастерской, основанной в XVII веке братьями Гобелен, я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне достаточно светлой и большой я мог отходить на несколько шагов от своей глины и сравнивать ее с моделью».

Сколько его творений погибло там от холода, от сырости! В том числе и великолепная «Юность», о которой сам Роден говорил «Я никогда не создавал ничего лучше ее».

От тех времен потомкам осталось немногое бюст отца, тщательно проработанный, подробный, напоминающий римские скульптурные портреты, но в котором ничего или почти ничего еще не предвещает будущего Родена. И знаменитая маска «Человек со сломанным носом».

В 1871 году вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, Роден выезжает в Брюссель. Вскоре работу возглавил местный мастер ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. В 1875 году, скопив немного денег, он смог предпринять поездку в Италию. Здесь особенно сильное впечатление произвели на него творения Микеланджело, Донателло и Гиберти. Под впечатлением виденного Роден отходит от выполнения декоративных работ и направляет все усилия на решение творческих задач.

биография огюст роден кратко

«Бронзовый век»

Однако финансовое положение скульптора все еще неустойчиво. Ради заработка ему приходится выполнять заказы Севрского фарфорового завода. В 1879 году для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870-1871 годов, Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

биография огюст роден кратко

«Врата ада»
«Мыслитель», «Врата ада», «Поцелуй»

Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Близка к завершению основная часть «Врат ада», созданы бессмертные «Три тени», «Кариатида», «Ева».

История жизни Огюста Родена

биография огюст роден кратко

Бюст Клемансо работы Родена (1911)

биография огюст роден кратко

Музей Родена в Париже (бывший особняк Отель Бирон)

После долгого перерыва скульптор в 1890 году лепит портрет Розы Вере, вероятно, то был своеобразный акт примирения. Роден, подобно Пигмалиону, преображал души женщин, любивших его, но в отличие от древней сказки им приходилось порой платить за это дорогую цену. Он возвращается к Розе, но только 29 января 1917 года брак Родена с Розой Вере был оформлен официально, а через две недели, 14 февраля 1917 года, ее не стало. Через восемь месяцев умер и сам скульптор.

биография огюст роден кратко

«Данаида» (1901, Новая глиптотека Карлсберга)

Между тем здоровье художника катастрофически ухудшается. Еще в 1912 году Роден, полный сил, совершает поездку в Италию, где посещает Рим; итальянцы устраивают ему невиданный прием, в его честь иллюминуют Капитолий. В 1914 году, перед войной, Роден едет в Англию, где почитатели организуют выставку его работ. С объявлением войны он снова живет в Англии, затем едет в Италию и возвращается в Париж летом 1915 года.

Источник

Огюст
Роден

Биография и информация

Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.

К концу XIX века Роден стал самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работали около 50 помощников. Кто-то изготавливал гипсовые формы, кто-то высекал элементы из мрамора. Здесь трудились рядом патинировщики, литейщики, мастера, уменьшающие и увеличивающие исходные формы до нужного размера. Приходивший в торговый зал заказчик мог выбрать нужную скульптуру, потом определиться с размером – и ему отливали из бронзы нужную фигуру. Биограф Родена Рут Батлер подсчитала, что только между 1898 и 1918 годами в его мастерской отлили 319 «Поцелуев». Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Его друзья начали собирать здесь скульптуры, документы, рисунки.

Эта феерическая слава досталась человеку, который до 35 лет работал подмастерьем и не привык ставить подпись на изготовленных скульптурах. Когда в Салоне примут его первый бюст «Человек со сломанным носом», у Родена уже будет жена, 9-летний сын и завидный опыт ремесленника.

Ремесленник Роден

У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.

О большем и мечтать нельзя было, потому что и учителя, и родные к тому времени записали Огюста в ряды безнадежно неспособных к науке. В школе он так и не освоил арифметику с латынью, он с трудом читает, а пишет, как ребенок, медленно и со смешными ошибками. Его отец, Жан Батист Роден, с каждым годом все больше отчаивается: понятно, что Огюсту не стать чиновником, так пусть хотя бы научится какому-то ремеслу и зарабатывает на жизнь. После окончания Малой школы уже уверенный в призвании и воодушевленный похвалами мастеров Огюст несет рисунки в «большую» Школу изящных искусств. Жюри Родена не примет ни в этот раз, ни в два последующих. И он начнет учиться сам.

Чужие мастерские

Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.

Мастерские Родена

На улице Лебрен

Первую мастерскую Роден снял еще до войны, на улице Лебрен, от отчаянья – ему нужно было куда-то сбегать из дома, где постоянно плакал ребенок и готовился обед. Это была бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…»

Здесь Роден работает поздним вечером или ранним утром, выкраивая жалкие часы в свободное от главной работы время. Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков конечно нет. Ни здесь, на улице Лебрен, ни даже позже, живя на Монмартре, Роден не ходит в кабаре и бары, он всегда вдалеке от богемной жизни – он только работает.

На улице Фурно

Роден снимает мастерскую на улице Фурно по приезду из Бельгии, где прожил 7 лет. Он недавно побывал в Италии, часто впроголодь и почти везде пешком, но увидел работы Микеланджело и Рафаэля. Из Италии Роден писал жене: «Должен признаться, что я ем не всегда регулярно, а только тогда, когда больше нечего смотреть…» И теперь, в этой новой мастерской на улице Фурно в Париже он принимает натурщиков и расставляет вдоль стен привезенные из Бельгии авторские работы. Скоро одна из них отправится в Салон.

В 1877 году скульптура «Бронзовый век», принятая в Салон, наконец принесет Родену славу, хоть и неоднозначную. Скульптора обвинили в использовании слепка с живого (или того хуже мертвого) натурщика. Натурщик, бельгийский солдат, согласился предстать обнаженным перед жюри, его не выпустили из страны, потом назначили комиссию по расследованию, потом была написана жалоба помощнику министра. Чем абсурднее становился скандал, тем чаще звучало имя Родена и тем больше внимания привлекала его работа, защитников и почитателей становится больше, чем критиков. Не растет только благосостояние Родена – государство не купило скульптуру «Бронзовый век». А находить частных заказчиков для скульптора, в отличие от живописца, – задача невыполнимая. И в подготовке ко Всемирной выставке 1878 года он снова участвует как анонимный декоратор.

На улице Университетской, рядом с Марсовым полем

Мастерские на складе мрамора государство предоставляло скульпторам, которые работали над масштабными общественными проектами. Родену выделили две, когда он в 1880 году получил первый грандиозный заказ – входная дверь (6 метров в высоту) в Музей декоративного искусства. В мастерской на Университетской Роден начнет работу над самым грандиозным проектом «Врата ада», будет его менять и дорабатывать, но так и не закончит.

Практически все деньги, полученные от государства в качестве аванса, скульптор тратит на изготовление слепков, отливку форм, оплату работы натурщиков, которым следовало целый день просто находиться в студии, передвигаться из угла в угол в ожидании точной позы и команды «замереть». Работая над «Вратами ада» Роден сделал сотни рисунков, уничтожил десятки эскизов и создал 200 фигур – и некоторые со временем отделились от общего ансамбля и зажили самостоятельно – это и «Мыслитель», и «Поцелуй», и «Три тени». Через 23 года после получения заказа Роден вернет государству аванс и оставит непосильные, никогда не готовые завершиться «Врата ада» себе.

За этим заказом последуют другие: памятник «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго. О Родене узнают в Швеции, Бельгии, Англии, Голландии. В 1889 году в галерее Жоржа Пти проходит совместная выставка Моне и Родена: 70 картин и 36 скульптур. Родена зовут преподавать.

На Итальянском бульваре

Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.

Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.

Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *