биография про бородина кратко
Краткая биография Александра Бородина

Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.
Родители дали Александру неплохое домашнее образование.
В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно.
В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым.
В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено.
Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер.
Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.
Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.
Краткая биография Бородина
Александр Порфирьевич Бородин
Александр обучался в домашних условиях. Он изучал латынь и английский язык. В детстве мальчик уже умел играть на виолончели, фортепиано, флейте. В 1847 году он написал первое произведение, которое до сегодняшних дней не сохранилось.
С десятилетнего возраста Александр интересовался химией. Из-за «незаконного» происхождения юноша не мог получить высшее образование. Мать воспользовалась ведомством чиновников казенной палаты и записала сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Таким образом юноша закончил гимназию и продолжил обучение в высшем учебном заведении. В 1850 году Бородин получил аттестат зрелости в гимназии Санкт-Петербурга. В этом же году юноша стал вольнослушателем в Медико-хирургической академии.
В 1853 году Бородин работал вместе с химиком Николаем Зининым. Одновременно Александр писал романсы и фортепианные пьесы. Зинину это не нравилось. Он считал, что музыкальная деятельность мешает научной работе.
После окончания академии Бородин работал врачом-ординатором в госпитале. Также он проводил практические семинары и читал лекции, посвященные химии. В 1857 году Александр Порфирьевич сдал экзамен на степень доктора медицины, а в следующем году защитил диссертацию. В этом же году Бородин отправился в Солигалич. Здесь он изучал состав минеральных вод. На основании полученных результатов впоследствии был открыт лечебный курорт.
В 1856 году Александр Порфирьевич познакомился с Мусоргским. В дальнейшем они общались и делились мыслями о музыке.
В 1857 году Бородин отправился в Европу. Он был переводчиком и секретарем окулиста царского двора. В 1859 году Александр стажировался за границей, чтобы получить должность адъюнкт-профессора химии. На протяжении трех лет Бородин работал в лабораториях Италии и Германии.
В 1860 году Александр Порфирьевич побывал на съезде химиков в Карлсруэ. В 1861 году он разработал метод получения бромзамещенных кислот. Также ученый открыл реакцию, которую сейчас называют реакцией Бородина-Хунсдиккера.
В 1862 году ученый познакомился с Милием Балакиревым и стал участником содружества «Могучая кучка». Бородин способствовал организации Высших женских врачебных курсов. Он преподавал химию и был редактором журнала «Знание». Самым известным произведением композитора является опера «Князь Игорь». Над ней Бородин работал на протяжении 18 лет, но так и не закончил. Когда композитор умер, оперу дописали.
В 1863 году Бородин заключил брак с Екатериной Протопоповой. Жена не переносила петербургский климат, поэтому много времени жила у матери в Москве. Лето 1865 года Бородины провели в Австрии. Здесь композитор написал первую симфонию.
В последние годы жизни Бородина беспокоили боли в сердце. Композитор умер 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге во время костюмированной вечеринки, посвященной Масленице. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Александр Бородин: кратко биография композитора
Возможно, вы искали краткую биографию А. П. Бородина. Ведь его музыка осталась в нашей душе с детства. Но не многие могут легко рассказать, чем же так знаменит этот человек.
Юность композитора
Александр Бородин обладает необычной родословной. Он был внебрачным сыном грузинского князя и мещанки, разница в возрасте и в сословии бросалась в глаза. Документы оформили так, будто он родился в семье крепостных слуг, но вскоре ему дали вольную. Мать была выдана замуж за врача. Возможно, это повлияло на то, что позже Александр Порфирьевич увлечется медициной и станет врачом, как его отчим. У него были два брата, с которыми Александр сохранял хорошие, дружеские отношения.
Обучение А. П. Бородин проходил на дому, так как его происхождение не позволяло ему учиться в гимназии. Особенно ему хорошо давались языки и музыка. Александр Порфирьевич с детства учился играть на фортепиано, виолончели, флейте, сочинял свои мелодии уже с восьми лет. Мать приглашала учителей на дом, а позже при помощи взятки пристроила его в Медико-хирургическую академию. Бородин учился на отлично. Однако был один предмет, который вызвал у него трудности, — Закон Божий. Александр Порфирьевич проявил смелость, был готов поспорить с текстами священного писания. И только поэтому вместо диплома он получил похвальный лист при окончании академии.
Но это не надолго огорчило его и не останавливало в желании учиться. В 1858 году Бородин стал доктором медицины. Свою профессию он совмещал с творчеством: писал романсы, ансамбли, пьесы.
Биография композитора Бородина удивляет. Ведь он успевал так много всего!
Как вы видите, у композитора Бородина интересная биография. Но самое интересное впереди.
Путешествия и личная жизнь
В 1859 году Бородин получил направление в Гейдельберг для повышения квалификации. Там у него была возможность путешествовать, пробовать новое, развиваться и в науке, и в музыке. Ему выпала возможность работать с такими знаменитыми учеными, как И. Сеченов и Д. Менделеев.
Однажды в Гейдельберге он познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, у них были общие взгляды и вкусы на музыку, они были рады проводить много времени вместе, насколько это позволял суровый график. В 1862 году они вернулись в Россию, Бородин стал преподавать химию, получил должность адъюнкт-профессора. Но климат Петербурга не подходил Екатерине по состоянию здоровья, она много болела, ей приходилось уезжать, поэтому влюбленные часто были в разлуке. Они поженились, но детей у них не было. Александр и Катерина взяли к себе на воспитание четырех девочек и заботились о них, как о родных.
Могучая кучка
На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Также они стали много общаться с Римским-Корсаковым, Мусоргским и другими, их интересы совпали. Позже их стали называть «могучей кучкой», это содружество прочно вошло в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и больше посвящать времени творчеству. Если говорить кратко в биографии Бородина, то эти встречи стали судьбоносными.
Творческий путь
В 1867 году Бородин написал и закончил первое значительное произведение, позже его исполнили на концерте, и пришел настоящий успех. Его первая симфония положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Она передавала индивидуальный стиль композитора, его самобытность, широкий размах.
После этого Бородин стал работать над романсами. Каждое произведение рассказывало свою историю, порой слова к ним композитор писал сам.
«Князь Игорь»
Бородин также создавал русские классические симфонии, квартеты, камерную вокальную лирику, романсы и другие произведения.
Другая деятельность
Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.
В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.
Он также занимался редакторской работой в журнале «Знание», и там впервые была опубликована работа Дарвина в России. После чего пришлось оставить эту должность, так как теории дарвинизма возмутили общественность и Министерство внутренних дел.
Смерть Александра Бородина
Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.
Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.
Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.
Александр Бородин
Биография
Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.
Детство и юность
Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.

Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.

С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.
Медицина и химия
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.
На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.
В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Музыка
Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.

В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.
Опера Александра Бородина «Князь Игорь»Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.
Личная жизнь
Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.

Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.
Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.
Смерть
В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.

В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.
27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.

Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.
Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии a-moll.
Биография Александра Бородина
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября (31 октября по старому стилю) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном князя Луки Гедианова. Мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.
Александр Бородин получил домашнее образование. Играл на флейте, фортепиано, виолончели.
В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.
Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.
С 1862 года — адъюнкт-профессор, с 1864 года — ординарный профессор, с 1877 года был академиком Медико-хирургической академии.
В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.
В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.
Бородин — автор более 40 работ по химии. Разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль (наиболее известный представитель альдегидоспиртов) и реакцию альдольной конденсации.
Ему принадлежат также исследования в области физиологической химии и санитарно-химических проблем: предложил способ определения азота в моче (1875), сконструировал прибор для количественного определения мочевины азотометрическим методом, исследовал дезинфицирующие средства.
Музыкальные произведения Бородин начал сочинять еще в юности. Первыми опытами композитора стали полька Helene для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Джакомо Мейербера (1847). Во время пребывания в Медицинской академии Бородин сочинил несколько фуг, романс на слова «Красавица-Рыбачка», трио «Чем тебя я огорчила» и скерцо. За границей он сочинил секстет для струнных инструментов, квинтет в манере Глинки и скерцо для фортепьяно в четыре руки в манере Мендельсона.
Ознакомившись с творчеством Бородина, Балакирев сразу объявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Вместе с композиторами Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и художественным критиком Владимиром Стасовым Бородин вошел в Балакиревский кружок, названный «Могучей кучкой».
В 1867 году он закончил Первую симфонию, которая была с успехом исполнена 4 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Балакирева.
Во второй половине 1860-х годов Бородин создал ряд романсов, разных по тематике и характеру музыкального воплощения, — «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них была написана на собственный текст.






