биография прокофьева краткое содержание самое главное

Краткая биография Прокофьева

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины). Отец – Сергей Алексеевич Прокофьев (1846-1910) – из купеческой семьи, во время рождения сына был управляющим в имении Дмитрия Сонцова. Мать – Мария Григорьевна Прокофьева (Житкова, 1855-1924).

С раннего детства мама будущего композитора привила ему любовь к музыке. Она стала первым музыкальным учителем Сергея Сергеевича. Свою первую музыку – пьесу для фортепиано – он сочинил в пять лет, ноты для которой записала Мария Григорьевна. Все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже сам. Мама так же учила его французскому и немецкому, а отец – математике. Боьшое впечатление на него произвело посещение в 1900 году оперы. После этого Сергей Сергеевич решает написать свою оперу и через полгода заканчивает оперу «Великан». В 1902 году исполняет отрывки из своих произведений Сергею Танееву, и благодаря его просьбе Рейнгольд Глиэр продолжает обучение Прокофьева.

В 1904 году поступает в Петербургскую консерваторию. Одним из его преподавателей того времени был Николай Римский-Корсаков. Впервые публично выступает в роли композитора и исполнителя в петербургском кружке «Вечера современной музыки» 31(18 по старому стилю) декабря 1908 года. В 1909 году оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает обучение в консерватории по классу фортепиано (окончил в 1914 году) и органа (обучался до 1917 года). После выступлений в Петербурге и Москве растет его известность. В 1911 году выходит первое печатное издание произведений Прокофьева. В 1914 году за исполнение своего Первого фортепианного концерта награждается золотой медалью и почетной премией имени А.Г. Рубинштейна. Прокофьев был единственным сыном в семье из-за чего не подлежал призыву в армию во время Первой мировой войны (1914-1918), что позволило ему продолжать занятия музыкой. В 1915 году впервые выступает за границей, в Италии.

В конце 1917 года принимает решение уехать из России, и в мае 1918 года уезжает в Японию. В Токио дал два концерта, которые не пользовались успехом. В августе 1918 года, получив визу США, покидает Японию. В 1919 году женится на испанской певице Каролине Кодине, после переезда в СССР поменявшей имя на Лина Ивановна. Со второй половины двадцатых годов много выступает в Америке и Европе в роли пианиста и дирижера, в основном со своими произведениями. В 1924 году и в 1928 году у Сергея и Каролины рождаются двое сыновей – Святослав (1924-2010) и Олег (1928-1998). Во второй половине тридцатых годов принимает решение переехать в СССР вместе с семьей.

В 1936 году Прокофьев с женой и детьми переезжает в СССР в Москву. С 1936 по 1939 года дважды выезжает за границу с концертами. В период Второй мировой войны продолжает работать над своими произведениями. Самым значимым творением композитора за этот период считается опера «Война и Мир». В 1941 году Прокофьев уходит из семьи и к Мире Александровне Мендельсон, с которой расписывается в 1948 году. В 1948 году выходит постановление с резкой критикой нескольких композиторов и Прокофьева. Как следствие, выходит секретный приказ, который запрещает исполнение некоторых произведений Прокофьева. Так же часто подвергаются критики все его произведения. Ситуация меняется в 1949 году после того, как Сталин отменил секретный приказ. С 1949 года большую часть времени проводит на даче, продолжая работать.

Умер Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник

Биография Прокофьева

Всего получено оценок: 2139.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953 гг.) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. Автор известной симфонической поэмы для детей «Петя и волк», а также балета «Ромео и Джульетта».

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Детство и начальное образование

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 году Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 году – как пианист, в 1917 году – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 году – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

Тест по биографии

Для закрепления знаний предлагаем пройти тест биографии Прокофьева:

Источник

Краткая биография Прокофьева для детей, творчество композитора Сергея Сергеевича

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.

Детство и начальное образование

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Источник

Сергей Сергеевич Прокофьев

Фото Все

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Видео Все

биография прокофьева краткое содержание самое главное

«Прокофьев наш». Документальный фильм о композиторе Сергее Прокофьеве

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Гении. Сергей Прокофьев

биография прокофьева краткое содержание самое главное

С.С.Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

Сергей Прокофьев — биография

Сергей Прокофьев – один из самых исполняемых композиторов ХХ века. Его музыкальная сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и Седьмая симфония считаются шедеврами в мире музыки.

Детство

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (теперь это Донецкая область Украины) Российской империи в семье агронома. Отец научил сына играть в шахматы, а мать привила любовь к музыке. Мария Григорьевна прекрасно играла на фортепиано и с большим упорством добивалась как можно лучшего исполнения разучиваемых пьес. Интересовалась только серьёзной музыкой. В доме звучали Бетховен и Шопен, к лёгкой музыке относились с презрением.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев в детстве

Прокофьев с пяти лет начал сочинять пьесы для фортепиано. «Индийский галоп» зафиксировала его мать, а остальные (рондо, вальсы, и так называемые «песенки») он уже записывал сам.

В 1900 году под впечатлением от услышанных им «Фауста» и «Князя Игоря» Прокофьев сочинил своё первое произведение крупной формы – оперу «Великан», а затем – «На пустынных островах». Довольные успехами сына, родители сменили фортепиано на рояль фирмы Schrӧder и в 1902 году наняли в качестве репетитора Рейнгольда Глиэра. Занятия помогли юному дарованию в создании оперы «Пир во время чумы», первой в его жизни симфонии, двух сонат и ещё нескольких небольших пьес.

Консерватория

В 1903 году Прокофьевы приехали в Петербург с тем, чтобы Сергей поступил в консерваторию. Вступительные экзамены принимал корифей композиторского искусства Николай Андреевич Римский-Корсаков.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев во время учебы

Первое выступление композитора на публике на традиционном музыкальном вечере Реформаторского училища происходило 18 декабря 1908 года. Он исполнил семь своих пьес. Об этом выступлении даже написали в столичных газетах. Музыкальный язык автора существенно отличался от сочинений его сверстников.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию в качестве композитора, а в 1915 году – как дирижёр и пианист. В конкурсе среди пяти лучших выпускников он стал победителем за исполнение своего Первого концерта для фортепиано с оркестром и награждён премией имени Антона Рубинштейна.

Во время обучения Прокофьев сочинил несколько произведений, среди которых новаторскими считаются: «Наваждение», «Токката» (1912 год), цикл фортепианных пьес «Сарказмы» (1914 год).

Шахматы

Сергей Прокофьев часто посещал петербургский шахматный клуб, он преуспевал и в этом занятии. В шахматной биографии композитора случались поединки с ведущими гроссмейстерами мира. С Эммануилом Ласкером, когда тот являлся чемпионом мира, он даже однажды сыграл вничью, что соответствовало бы первому разряду по шахматам. В 1914 году Прокофьеву удалось одержать победу над Хосе Раулем Капабланкой в одной из партий на сеансе одновременной игры.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев играет в шахматы

В историю шахмат вошёл матч Прокофьева с Давидом Ойстрахом в 1937 году в Москве. Известный скрипач тогда выиграл, но с минимальным перевесом (4:3).

Прокофьев считал, что шахматы стимулируют логическое мышление, а это помогает сочинять музыку.

Дореволюционный период

Для упрочения статуса композитора Прокофьев стал заводить знакомства среди дирижёров и издателей. В 1911 году издательством по выпуску нот Петра Юргенсона впервые была напечатана его фортепианная соната.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеДирижер Сергей Прокофьев выступает на гастролях

По окончании консерватории Прокофьев много выступал с концертами, исполняя по большей части свои произведения. Сочинения композитора вызывали неоднозначную реакцию публики. По тем временам его музыка воспринималась как новаторская и дерзкая. После исполнения в 1913 году Второго концерта для фортепиано, музыкальные критики особенно рьяно взялись обсуждать услышанное на колонках газет. Один из рецензентов назвал композитора кубистом и футуристом.

Композитор выступал не только в Петербурге. Он гастролировал за рубежом. Находясь в Лондоне, в 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Их связало многолетнее сотрудничество, которое завершилось лишь со смертью антрепренёра в 1929 году.

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Во время войны композитор стал больше времени уделять сочинительству (как единственный сын он не был призван в армию). В этот период им были написаны оперы «Маддалена» (1913 год) и «Игрок» (1915-1916 год), композиция «Гадкий утёнок» (1914 год), «Скифская сюита» (1914-1915 год), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915 год) и несколько романсов на стихи Анны Ахматовой (1916 год). По мнению критиков, большинство этих произведений можно было сочинить, только находясь под влиянием музыки Игоря Стравинского.

Эмиграция

Политика мало интересовала композитора, и революция не произвела на него особого впечатления. Для Прокофьева всегда имела значение обустроенность быта и комфорт. В 1918 году, дав прощальный концерт в Москве, он выехал из страны через Владивосток пароходом в Токио, а затем – в США. Находясь в Нью-Йорке, композитор сочинил фортепианный цикл камерных пьес «Сказки старой бабушки», оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци (1919 год), которая принесла ему мировую известность. Опера была поставлена в 1921 году в оперном театре Чикаго.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев в США

В 1922 году Прокофьев переехал в Германию, через год – во Францию. В Париже на его музыку «Русский балет» Сергея Дягилева создал балеты «Стальной скок» (1927 год) и «Блудный сын» (1928 год).

В 20-е, 30-е годы Прокофьев много гастролировал по городам Европы и Америки, несколько раз с большим успехом выступил в Советском Союзе. Во время одного из этих приездов он написал музыку к спектаклю «Египетские ночи» в Камерном театре (1934 год).

Творчество в советской России

В 1936 году композитор с семьёй вернулся на родину и обосновался в Москве. Именно здесь он создал свой знаменитый шедевр – трёхактный балет «Ромео и Джульетта» (1936 год) и пополнил своё творчество разножанровыми произведениями: оперой «Обручение в монастыре» (1940 год), кантатами «Александр Невский» (1939 год) и «Здравица» (посвящение Сталину, 1939 год), Шестой сонатой для фортепиано (1940 год). По просьбе руководителя Центрального детского театра, Натальи Сац, в 1936 году Прокофьев сочинил текст и музыку для сказки «Петя и волк», основной задачей которой было продемонстрировать детям звучание инструментов симфонического оркестра.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеКомпозитор Сергей Прокофьев

Летом 1941 года по заказу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова он написал сказку-балет «Золушка». Вальс из этого произведения стал визитной карточкой композитора.

В годы Великой Отечественной войны Прокофьев завершил свой двенадцатилетний труд над оперой «Война и мир» (1943 год), написал музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая серия, 1945 год), Седьмую фортепианную сонату (1942 год) и Пятую симфонию (1944 год).

В послевоенное время, почти не выезжая с подмосковной дачи, композитор создал Шестую (1947 год) и знаменитую Седьмую симфонию (1952 год), Девятую сонату для фортепиано (1947 год), виолончельную Сонату (1949 год) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952 год).

У композитора были ученики, с которыми он проводил занятия в школе при Московской консерватории.

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Кроме всего прочего, Прокофьев обладал литературными способностями, о чём могут свидетельствовать написанные им: «Автобиография», «Дневник», несколько рассказов и оперных либретто.

Композитор снискал множество званий и наград. В 1947 году Сергей Прокофьев получил звание Народного артиста РСФСР. Шесть раз он был лауреатом Сталинской премии, награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943 год).

В 1957 году за Седьмую симфонию композитора удостоили Ленинской премии, посмертно.

Личная жизнь

Сергей Прокофьев был женат дважды. Первой его супругой была испанская певица, дочь русских эмигрантов Каролина Кодина (Лина). Они познакомились в Германии в 1923 году, поженились, родили двух сыновей – Святослава и Олега, и все вместе в 1936 году переехали в Россию. Великая Отечественная внесла коррективу в личную жизнь Прокофьева и Кодиной. Композитор отправил семью в эвакуацию и больше с Линой никогда не виделся. В 1948 году по обвинению в шпионаже испанка была приговорена к двадцати годам заключения. В 1956 году её реабилитировали. В 1974 году бывшая супруга композитора уехала из Советской России. За рубежом она основала Фонд Прокофьева. Оба их сына эмигрировали из СССР.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев с Каролиной Кодиной

В 1948 году Прокофьев увлёкся студенткой Литературного института Марией-Цецилией Мендельсон (Мира). Он официально женился на Мире без оформления развода. После реабилитации Лина Кодина восстановила свой статус супруги композитора.

биография прокофьева краткое содержание самое главноеСергей Прокофьев с семьей

Прокофьев очень любил совершать короткие путешествия на автомобиле, причём его не интересовали не природа, не люди, не памятники или музеи. Заложник комфорта, перед поездкой в какой-нибудь город он обычно заранее заказывал номер в лучшей гостинице и ужин в лучшем ресторане. Такие поездки он называл «гастрономическими турами».

Смерть. Память

Последние годы жизни Сергей Прокофьев провёл в московской квартире в Камергерском переулке, где и скончался 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Из-за того, что композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

На родине композитора, в селе Красном (ныне Сонцовка) Донецкой области, в 1991 году был организован музей Сергея Прокофьева.

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

биография прокофьева краткое содержание самое главное

В 2008 году в Камергерском переулке Москвы была открыта музей-квартира Сергея Прокофьева, а в 2016 году рядом с музеем установили его памятник.

Целый ряд учебных музыкальных заведений в России и на Украине названы в честь композитора.

В 2012 году имя Сергея Прокофьева было присвоено донецкому аэропорту.

Этим именем назван один из кратеров на планете Меркурий.

Произведения

Оперы

Оркестр

Ссылки

Источник

Прокофьев Сергей Сергеевич

биография прокофьева краткое содержание самое главное

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.

Сергей Прокофьев. Детство

Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.

Из автобиографии С. С. Прокофьева:

Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.

Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.

Известность

Известность же Прокофьеву принесла опера «Любовь к трем апельсинам». Он также писал музыкальное сопровождение к фильмам, без его музыки невозможно представить картину «Александр Невский».

В 1918 году Сергей Прокофьев эмигрировал в США. Долгие годы он жил в Америке и Европе, гастролируя. Приезжал и на Родину. В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР. К тому времени он был женат на испанке Лине (Кодина) Прокофьевой, в семье подрастали сыновья. В этот период Прокофьев написал сказку «Петя и волк» и оперу «Война и мир». Работа над этими произведениями заняла у Прокофьева 10 лет.

биография прокофьева краткое содержание самое главное

В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.

Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.

Произведения Сергея Прокофьева

биография прокофьева краткое содержание самое главное

ПроизведениеТональностьНомер опусаДата созданияЖанр/исп.составКомментарий
Соната № 1ор. 11907, 2-я редакция 1909Для фортепиано
4 этюдаор. 21909Для фортепиано
Пьесыop. 31911Для фортепиано
Пьесыop. 41910-1912Для фортепиано
СимфониеттаA-durop. 51909Для симфонического оркестра2-я редакция 1914
Сныор. 61910Симфоническая картина. Для симфонического оркестра
Два стихотворенияор. 71909-1910Для женского хора и оркестраСлова К. Д. Бальмонта
Осеннееор. 81910Симфонический эскиз. Для симфонического оркестра
Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонтаор. 91910-1911Для голоса и фортепиано
Концерт № 1 для фортепиано с оркестромDes-durор. 101911-1912
Токкатаop. 111912Для фортепиано
10 пьесop. 121913Для фортепиано
Юмористическое скерцо для 4 фаготовор. 12 bis1912
Маддаленаор. 131911, 2-я редакция 1913ОпераСюжет и либретто М. Ливен. 2-я редакция не исполнялась
Соната № 2ор. 141912Для фортепиано
Балладаор. 151912Для виолончели и фортепиано
Концерт № 2 для фортепиано с оркестромg-mollop. 161913, 2-я редакция — 1923
Сарказмыop. 171912- 1914Для фортепиано
Гадкий утёнокор. 181914Для голоса и фортепианоСказка X. К. Андерсена. 2-я редакция для голоса и оркестра, 1914
Концерт № 1 для скрипки с оркестромD-durop. 191916- 1917
Ала и Лоллий (Скифская сюита)ор. 201914-1915Сюита. Для симфонического оркестра
Сказка про шута, семерых шутов перешутившегоор. 211915, 2-я редакция 1920БалетПо русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева. Поставлен 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж
Шутор. 21 bis1922Сюита. Для симфонического оркестра(из балета)
Мимолётностиop. 221915-1917Для фортепиано
5 стихотворенийор. 231915Для голоса и фортепианоСлова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева
Игрокор. 241915-1916, 2-я редакция 1927ОпераПо Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева. 2-я редакция поставлена 1929, Королевский театр, Брюссель
Симфония № 1, КлассическаяD-durор. 251916-1917Для симфонического оркестра
Концерт № 3 для фортепиано с оркестромC-durop. 261917-1921
5 стихотворенийор. 271918Для голоса и фортепианоСлова А. А. Ахматовой
Соната № 3ор. 281907, 2-я редакция 1917Для фортепиано
Соната № 4op. 291908, 2-я редакция 1917Для фортепиано
Andanteop. 29 bis1934Для симфонического оркестраПереложение для оркестра сонаты № 4 (op. 29)
Семеро ихор. 301917-1918Кантата. Для солистов, хора и оркестраСлова К, Д. Бальмонта
Сказки старой бабушкиop. 311918Для фортепиано
Пьесыор. 321918Для фортепиано
Любовь к трём апельсинамор. 331919ОпераПо К. Гоцци, либретто Прокофьева. Поставлена 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета
Любовь к трём апельсинамор. 33 bis1934Сюита. Для симфонического оркестра(из оперы)
2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам»ор. 331918Для фортепианоДва фрагмента из оперы
Увертюра на еврейские темыор. 341919Для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано
Увертюра на еврейские темыор. 34 bis1934Для симфонического оркестра
5 песенор. 351920Для голоса и фортепианоБез слов
5 мелодийoр. 35 bis1925Для скрипки и фортепиано
5 стихотворенийор. 361921Для голоса и фортепианоСлова К. Д. Бальмонта
Огненный ангелор. 371919-1927ОпераПо В. Брюсову, либретто Прокофьева. Концертное исполнение 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена 1955, театр «Фениче», Венеция
Соната № 5ор. 381923Для фортепиано
Квинтетор. 391924Для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса
Симфония № 2d-mollop. 401924Для симфонического оркестра
Стальной скокор. 411925БалетЛибретто Г. Б. Якулова и Прокофьева. Поставлен 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж
Стальной скокор. 41 bis1926Сюита. Для симфонического оркестра(из балета)
Увертюраор. 421926Для 17 исполнителей и большого оркестра1 вариант
Увертюраор. 42 bis19282 вариант
Дивертисментор. 431925-1929Для симфонического оркестра
Дивертисментор. 43 bis1938Концертное переложение для фортепиано
Симфония № 3c-mollop. 441928Для симфонического оркестра
Вещи в себеор. 451928Для фортепиано
Блудный сынор. 461928БалетЛибретто Б. Кохно. Поставлен 1929, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж
Блудный сынор. 46 bis1929Сюита. Для симфонического оркестра(из балета)
Симфония № 4C-durop. 471930Для симфонического оркестра
Симфониетта, 3-я редакцияA-durор. 481929Для симфонического оркестра
Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок»ор. 491931Сюита. Для симфонического оркестра
Струнный квартет № 1ор. 501930На кабардинские темы
На Днепреор. 511930БалетЛибретто С. Лифаря и Прокофьева. Поставлен 1932, театр «Гранд-Опера», Париж
На Днепреор. 51 bis1933Сюита. Для симфонического оркестра(из балета)
Пьесыop. 521930-1931Для фортепиано
Концерт № 4 для фортепиано с оркестромB-durop. 531931Для левой руки
Сонатина № 1, 2op. 541932Для фортепиано
Концерт № 5 для фортепиано с оркестромG-durop. 551932
Соната для 2-х скрипокор. 561932
Симфоническая песньор. 571933Для симфонического оркестра
Концерт для виолончели с оркестромe-mollop. 581933-1938
Сонатина № 3, Пасторальнаяop. 591934Для фортепиано
Поручик Кижеор. 601934Сюита. Для симфонического оркестра(из музыки к фильму)
Египетские ночиор. 611934Сюита. Для симфонического оркестра(из музыки к спектаклю)
Мыслиор. 621933-1934Для фортепиано
Концерт № 2 для скрипки с оркестромg-mollop. 631935
Ромео и Джульеттаор. 641935-1936БалетПо У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и Прокофьева. Поставлен 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленинградский театр оперы и балета
Ромео и Джульеттаор. 64 bis1936Сюита. Для симфонического оркестра(1-я и 2-я сюита из балета)
Детская музыкаор. 651935Для фортепиано12 лёгких пьес
Летний деньор. 65 bis1941Сюита. Для симфонического оркестраДетская сюита
6 песенор. 661935Для голоса и фортепианоСлова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные
Петя и волкор. 671936Симфоническая сказка. Для симфонического оркестраСлова Прокофьева.
3 детские песниор. 681936-1939Для голоса и фортепианоСлова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова
4 маршаор. 691935-1937Для духового оркестра
Музыка к фильму «Пиковая дама»op. 701938
Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкинаор. 70 bis1936Музыка к драматическому спектаклюПостановка 1957, Центральный детский театр, Москва
Музыка к спектаклю «Евгений Онегин»ор. 711936Музыка к драматическому спектаклюПо роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва
Русская увертюраор. 7219362 варианта — для четверного и тройного состава оркестра
3 романсаор. 731936Для голоса и фортепианоСлова А. С. Пушкина
К 20-летию Октябряор. 741936-1937Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
Ромео и Джульеттаор. 751937Для фортепиано10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету
Песни наших днейор. 761937Вокально-симфоническая сюитаСлова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные
Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспираор. 771937-1938Музыка к драматическому спектаклюЛенинградский драматический театр
Гавотор. 771938Для фортепианоКонцертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет»
Александр Невскийор. 781938-1939Кантата. Для солистов, хора и оркестраСлова Прокофьева и В. А. Луговского
7 песенор. 791939Для голоса и фортепианоСлова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные
Соната № 1 для скрипки и фортепианоор. 801938-1946Государственная премия СССР, 1947
Семен Коткоор. 811939ОпераЛибретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва
Семен Коткоор. 81 bis1941Сюита. Для симфонического оркестра(из оперы)
Соната № 6op. 821939-1940Для фортепиано
Соната № 7ор. 831939-1942Для фортепианоГосударственная премия СССР, 1943
Соната № 8op. 841939- 1944Для фортепианоГосударственная премия СССР, 1946
Здравицаор. 851939Кантата. Для солистов, хора и оркестраТекст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора
Обручение в монастыре (Дуэнья)ор. 861940ОпераПо Р. Шеридану, либретто Прокофьева. Поставлена 1946, Ленинградский театр оперы и балета
Золушкаор. 871940-1944БалетЛибретто Н. Д. Волкова. Поставлен 1945, Большой театр; Государственная премия СССР, 1946
Симфонический маршB-durор. 881941Для симфонического оркестра
7 массовых песенор. 891941-1942Для голоса и фортепианоСлова В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон
1941 годop. 901941Сюита. Для симфонического оркестра
Война и мирор. 911941-1943, 2-я редакция 1946-1952ОпераПо Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1946, Ленинградский Малый оперный театр
Струнный квартет № 2ор. 921941
Баллада о мальчике, оставшемся неизвестнымор. 931942-1943Кантата. Для солистов, хора и оркестраСлова П. Г. Антокольского
Cоната для флейты и фортепианоор. 941943
Соната № 2 для скрипки и фортепианоор. 94 bis1943-1944Транскрипция сонаты для флейты и фортепиано
3 пьесы из балета «Золушка»ор. 951942Для фортепиано
Пьесыop. 961941-1942Для фортепиано
10 пьес из балета «Золушка»ор. 971943Для фортепиано
Эскизы к гимну Советского Союза и к гимну РСФСРор. 98На слова С. Михалкова и Эль-Регистана; на слова С. П. Щипачева
Маршор. 991943-1944Для духового оркестра
Симфония № 5B-durop. 1001944Для симфонического оркестраГосударственная премия СССР, 1946
Ромео и Джульеттаор. 1011946Сюита. Для симфонического оркестра(3-я сюита из балета)
6 пьес из балета «Золушка»ор. 1021944Для фортепиано
Соната № 9op. 1031947Для фортепиано
2 тетради русских народных песенор. 1041944Обработки русских народных песен
Ода на окончание войныор. 1051945Для симфонического оркестра
2 дуэтаор. 1061945Для голоса и фортепианоОбработка русских народных песен
Золушкаор. 1071946Сюита. Для симфонического оркестра1-я сюита из балета
Золушкаор. 1081946Сюита. Для симфонического оркестра2-я сюита из балета
Золушкаор. 1091946Сюита. Для симфонического оркестра3-я сюита из балета
Вальсыор. 1101946Сюита. Для симфонического оркестраСимфоническая сюита в 6 частях
Симфония № 6es-mollop. 1111945-1947Для симфонического оркестра
Симфония № 4, 2-я редакцияC-durop. 1121947Для симфонического оркестра
Тридцать летор. 1131947Поэма. Для симфонического оркестра
Расцветай, могучий крайор. 1141947Кантата. Для солистов, хора и оркестраСлова Е. А. Долматовского
Соната для скрипки солоop. 1151947
Музыка к фильму «Иван Грозный»op. 1161942За 1-ю серию Государственная премия СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, слова В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр
Повесть о настоящем человекеор. 1171947-1948ОпераПо Б. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр
Сказ о каменном цветкеор. 1181948-1950БалетПо П. П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского. Поставлен 1954, Большой театр
Cоната для виолончели и фортепианоор. 1191949
Два пушкинских вальсаор. 1201949Для симфонического оркестра
Солдатская походнаяор. 1211950Для голоса и фортепианоСлова В. А. Луговского
Зимний костёрор. 1221949Вокально-симфоническая сюитаСлова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951
Летняя ночьор. 1231950Сюита. Для симфонического оркестраИз оперы «Обручение в монастыре»
На страже мираор. 1241950Оратория. Для солистов, хора и оркестраСлова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951
Симфония-концерт для виолончелиe-mollop. 1251950-1952
Свадебная сюитаор. 1261951Сюита. Для симфонического оркестраИз балета «Сказ о каменном цветке»
Цыганская фантазияор. 1271951Для симфонического оркестраИз балета «Сказ о каменном цветке»
Уральская рапсодияор. 1281951Для симфонического оркестраИз балета «Сказ о каменном цветке»
Встреча Волги с Дономор. 1301951Поэма. Для симфонического оркестра
Симфония № 7cis-mollop. 1311951-1952Для симфонического оркестраЛенинская премия, 1957
Концертино для виолончелиg-mollop. 1321952Завершено другим автором
Концерт для 2-х фортепиано и струнного оркестраор. 1331952Не закончено
Соната для виолончели солоcis-mollор. 1341952Не закончено
Соната № 5, 2-я редакцияop. 1351952-1953Для фортепиано
Соната № 10oр. 1371953Для фортепианоНе закончено
Музыка к спектаклю «Египетские ночи»без op.1934Музыка к драматическому спектаклюПо У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину. Камерный театр, Москва
5 казахских народных напевов1927
Музыка к фильму «Поручик Киже»1933
Музыка к фильму «Александр Невский»1938
Музыка к фильму «Лермонтов»1941
Музыка к фильму «Тоня»1942
Музыка к фильму «Котовский»1942
Музыка к фильму «Партизаны в степях Украины»1942
Сюита из вальсов Ф.Шуберта1920Обработка для фортепиано
Сюита из вальсов Ф. Шуберта в 4 руки1923Обработка для фортепиано
Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде1920Обработка для фортепиано

Читайте также:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *