биография пушкина петербургский период
Петербургский период (июнь 1817 — начало мая 1820).
После окончания Лицея, поступив на государственную службу — в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошел в петербургский «большой свет» и оказался в совершенно незнакомом, пестром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Для Пушкина все слилось в порывах вихря «жизни молодой»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Он наслаждался жизнью, ведь это время его ранней юности (18—20 лет). Петербургские впечатления отразились в лирике тех лет, о них Пушкин постоянно вспоминал в последующие годы.
Важным для судьбы Пушкина было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н. И. Тургеневым и Ф. Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и «Вольного общества любителей российской словесности».
Полемика о литературе, активная борьба с архаистами также захватили Пушкина. Они накладывались на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой поэтических образов.
Под непосредственным влиянием идей участников тайного «Союза благоденствия» написаны стихотворения «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I «Сказки. Ыоё1» («Ура! в Россию скачет. ») (1818), в эпиграмме на всесильного временщика Аракчеева. Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание «К Чаадаеву» (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Фактически за три послелицейских года Пушкин создал свою «потаенную» поэзию. Это один из главных итогов петербургского периода творчества.
Как и в лицейский период, художественная система Пушкина далека от равновесия и гармонии. Вольные стихи с их стилевой архаикой и господством отвлеченной образности — вершина петербургской лирики. Но в эти годы были написаны и другие стихи. Пушкин вел стихотворную перебранку с «шишковистами», порой не стесняясь в выражениях. Из-под летящего пера поэта вышло множество альбомных «мелочей» и дружеских посланий, насыщенных бытовыми, нередко фривольными, подробностями. «Проза» жизни в них еще не возвышена до высокой поэзии. Иные настроения господствуют в элегических стихотворениях. Здесь Пушкин подчеркнуто близок к романтическому мировоззрению и стилю.
Пушкинская поэзия конца 1810-х годов носит во многом «лабораторный» характер. Ей присущи резкие жанровые и стилевые контрасты. Рядом оказываются архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты. Контрасты стиля ощущаются и в вольнолюбивых стихотворениях. Пушкин-лирик в послании «К Чаадаеву» и в «Деревне» пытался сплавить архаизированный поэтический язык, опирающийся на аллегорические образы и метонимические перифразы, с субъективностью и экспрессией романтической поэзии.
Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий — архаической, субъективно-романтической и «прозаически»-сниженной, бытовой — уже не было следствием ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали друг друга. В этом — своеобразный итог художественных экспериментов молодого Пушкина. Он не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор — движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений.
Это движение ощутимо в первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила», задуманной еще в Лицее и завершенной незадолго до ссылки. Поэту наконец покорилась крупная эпическая форма — он перестал быть только поэтом-лириком. Оттолкнувшись от традиции, созданной Жуковским (сказочная поэма «Двенадцать спящих дев»), Пушкин создал глубоко оригинальное произведение. Это было завершение его жанровых и стилистических исканий 1810-х годов и одновременно важная веха на пути к новым формам поэтического эпоса.
Отдельное издание поэмы вышло осенью 1820 года, когда Пушкин уже был на юге. Сразу же появились первые журнальные отклики. О Пушкине впервые публично заговорили литературные критики и писатели. Это важный момент в судьбе поэта, ведь незадолго до этого его «критиком» стал сам Александр I.
Только благодаря заступничеству Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева, Н. И. Гнедича за свои вольнолюбивые стихи Пушкин был наказан сравнительно мягко. По распоряжению царя он отправился не в Сибирь, а в Екатеринослав, в распоряжение генерала И. Н. Инзова. Ссылка была оформлена как перевод по службе.
Интересные факты о Пушкине в Петербурге (1817-1820)
1. После окончания лицея Александр Сергеевич Пушкин жил в квартире вместе со своими родителями.
2. Известно, что он состоял на службе в Коллегии иностранных дел. Но чиновник из него был не очень трудолюбивый, часто поэт даже не появлялся на службе.
3. За службу Пушкину платили 700 рублей в месяц (хорошие по тем временам деньги). Но поэту этого не хватало на светскую жизнь.
4. Несмотря на нехватку средств, Пушкин не любил скупость, которая была присуща его отцу. Однажды поэт катался на лодке с Сергеем Львовичем. Александр достал золотые монеты и по одной выбросил их в воду.
5. В этот период Пушкин был трижды тяжело болен. Врачи каждый раз сомневались, что он сможет пережить болезнь.
6. Хотя Пушкин был лично знаком с декабристами, никто не принимал его в тайные общества, так как не были уверены в том, что поэт сможет держать свое участие в тайне.
7. Еще в лицее Пушкин неофициально примкнул к сообществу «Арзамас». Но после выпуска союз литераторов распался, а поэт даже подружился с противниками «Арзамаса».
8. На протяжении всех трех лет поэт работал над своей первой поэмой «Руслан и Людмила». К сожалению, она вышла в печать уже после отъезда Пушкина в ссылку, так что он не смог насладиться славой.
9. Пушкин писал едкие стихи и эпиграммы на высокопоставленных чиновников и даже на императора. Произведения тут же подхватывались, передавались из уст в уста, и получали широкое распространение в народе. Именно поэтому на него так быстро обратил внимание царь и полиция.
10. За неприемлемые стихи Пушкина сначала хотели наказать более жестоко: отправить в Сибирь, на Соловецкие острова. Но за поэта заступился Карамзин, так что наказание смягчили и заменили служебным переводом на юг.
![]() Александр I |
После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году) коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов.
Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания Пушкиным лицея изменилась.
Если последний год лицея идеологическим влиянием «Арзамаса», то теперь когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование.
Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ. В 1816 году было основано первое революционное сообщество «Союз Спасения». Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства.
В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество «Зеленая лампа», там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: «Вольность» (1817 год), «К Чаадаеву» (1818 год), «Сказки» (1818 год), «Деревня» (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей.
Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аркачеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати.
![]() Николай Михайлович Карамзин |
Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой времяпровождения Пушкина, не слишком обремененного службой. Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого.
Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе.
Всё начинается с детства
Рождённый в семье знатных, хоть и обедневших дворян, мальчик, как и полагалось, до 12 лет получал домашнее образование. На его образование, проявление интересов и наклонностей оказали влияние:
Любовь к чтению постепенно переросла в желание что-либо написать самостоятельно. Первые работы семилетнего мальчугана, конечно, были подражанием. Но впоследствии оказалось, что это было только начало, можно сказать, репетиция.
Знакомство Саши с русской культурой и народным творчеством состоялось в основном по рассказам няни и бабушки. Именно эти женщины привили будущему поэту любовь к фольклору, и потом, много лет спустя, Александр Сергеевич нередко отображал в своих произведениях образы сказочных и былинных персонажей: красавиц и богатырей, волшебников и чудищ.
Отец и мать, люди весьма образованные, не особенно участвовали в воспитательном процессе. Гувернёры научат детей всему необходимому, сумеют подготовить их чадо к поступлению, считали родители.
Формирование взглядов поэта и гражданина
Благодаря связям отца юный Александр в двенадцать лет был зачислен в привилегированное учебное заведение при дворе российского императора. Царскосельский лицей тогда принимал своих первых воспитанников. Их, избранных, которым в будущем «светила» служба в министерствах, было всего 30 человек.
Если кратко, по своему статусу новый лицей в летней резиденции самодержца был равен высшим учебным заведениям. Соответственно, количество предметов и требования к знанию материала предполагались аналогичные. Юные дворяне по окончании учёбы должны были служить на довольно высоких должностях — и это в семнадцать лет!
Тем не менее это было необычное учебное заведение. Особенным его делала атмосфера. Среди профессоров, преподававших там, было достаточно много молодых людей с прогрессивными взглядами на формирование образовательного процесса. В стенах лицея было то, что способствовало подготовке достойных членов общества:
Практически все лицеисты сохранили в памяти о годах учёбы непередаваемое чувство товарищества и почти культовое понятие чести. Эти качества — характе́рные черты для выпускников заведения. Кроме занятий, юные дворяне занимались литературным творчеством и выпускали журналы (разумеется, рукописные). Нередко случались поэтические турниры, и Пушкин, прозванный французом, часто побеждал однокурсников.
На формирование умов юных лицеистов оказывали влияние и внешние факторы. В обществе назревало недовольство: после войны с Наполеоном в среде прогрессивных дворян всё чаще звучало возмущение позорным крепостничеством и русским самодержавием, возникали кружки, где вольнодумство бурлило и кипело. До восстания декабристов оставалось совсем немного — после выпуска первых лицеистов пройдёт всего пять лет.
Общество, Пушкин и творчество
Разумеется, поэт со всей горячностью юности и страстностью натуры воспринимал новаторские идеи. Многие из них разделял и поддерживал.
Формирование литературных и политических взглядов
Но не только в беседах с лицеистами кристаллизовалось мировоззрение молодого человека. На Александра повлияло его личное знакомство с выдающимися личностями того времени:
Кроме того, Жуковский, Чаадаев и Вяземский были участниками недавней войны с Наполеоном. Это обстоятельство, естественно, способствовало ещё большему пиетету со стороны молодого человека. Он гордился и дорожил дружбой этих людей.
Жизнь и творчество в Северной столице
По окончании учёбы в Царскосельском лицее Александр Сергеевич Пушкин начал службу коллежским секретарём в коллегии иностранных дел. Однако перспектива быть чиновником X класса мало привлекала уже известного молодого поэта. В сущности, он лишь числился в ведомстве, служба для него — не главное.
Гораздо интереснее было принимать активное участие в работе литературных обществ «Арзамас» и «Зелёная лампа», где нередко презентация нового сочинения перерастала в дискуссию о направлениях в развитии русской литературы. Собирались за дружеским столом, им было о чём подумать и поспорить. Молодые люди горячо обсуждали новости, даже чтение стало коллективным занятием.
Было весело окунуться в светскую жизнь, ново и весьма приятно: флиртовать с дамами, посещать театры и рестораны, общаться с приятелями из столичных завсегдатаев салонов и друзьями-гусарами.
В петербургский период лирика Пушкина получает ещё большее признание публики. Разумеется, из-под пера влюбчивого молодого человека появлялись любовные стихи, он также пишет первую свою романтическую поэму «Руслан и Людмила». Но наряду с ними увидели свет произведения, в которых уже отчётливо звучит голос гражданина.
Пушкин понимает свободу иначе, чем декабристы с их самоограничением личности. Он уверен, что только через расцвет и полноту жизни каждого человека можно прийти к свободе. Об этом поэт говорит в своих произведениях, в первую очередь, в послании «К Чаадаеву». Душа должна гореть, а страсти просто кипеть — это и есть настоящая жизнь, в которой место для всего:
Но окружающим такое поведение кажется не совсем зрелым. Наставники пытаются поучать, а друзья, примкнувшие к декабристам, остерегаются и не слишком расположены доверять и, тем более, принимать в тайное общество. Пушкин чувствует себя неуютно, он нервничает, всегда готов вызвать обидчика на дуэль. Среди множества тех, кому была брошена перчатка, был даже С. Ганнибал, его старый дядя по материнской линии.
Самым настоящим спасением для семнадцатилетнего юноши стала дружба со «сфинксом русской жизни». Именно Петру Чаадаеву с его уникальным умом и философскими взглядами удалось разогнать охватившую молодого человека хандру и расшевелить мысли, заставить думать о русской идее. Друг-философ помог вернуть надежду и душевный покой, любовь к высокому и смелое терпенье. Благодаря общению с этим человеком Пушкин учится презирать и ненавидеть клеветников, быть морально выше своих преследователей.
Влияние декабристов из «Союза благоденствия» очень хорошо прослеживается в характе́рных произведениях петербургского периода творчества молодого поэта. «Вольность» наполнена идеями Монтескьё и Тургенева. Поэт, негодуя, обличает властителей-тиранов, которые попирают естественные права народов, в том числе и на свободу. Но в то же время поэт считает монархию единственно верным устройством жизни государства и не одобряет народ, казнящий собственных правителей. Пушкин хочет видеть общество, где будет абсолютное верховенство закона над всеми — от правителя до крестьянина.
Показательно и другое стихотворение этого же периода. Оно тоже было написано в Северной Пальмире. Годы жизни в Петербурге, прошедшие рядом с выдающимися людьми своего времени, позволили сформироваться пушкинскому гению и взглядам юноши на главные характеристики общественного устройства России.
Это сочинение известно под названием «Деревня». Повествование разделено на две совершенно разные части. Если в первой поэт воспевает идиллию русской природы и красоту родной земли, то вторая часть — это обвинение существующей государственной политики по отношению к собственному народу. Пушкин обличает крепостничество как страшный порок, который необходимо уничтожить вместе с социальными противоречиями.
Недоброжелатели начали писать на поэта доносы и сообщения. Лирика петербургского периода (1817—1820 гг.) принесла молодому поэту не только известность. Она же стала главной причиной первого императорского гнева.
Эмоциональный, темпераментный Пушкин весьма преуспел и в политической сатире. Его эпиграммы едко высмеивали всех. Досталось Аракчееву и даже государю — а этого император простить не мог. Над поэтом нависла реальная угроза жёсткого наказания за вольнодумство и стихи возмутительного содержания, которые особенно популярны у дворянской молодёжи. Отягчающим моментом стало близкое знакомство с декабристами Н. Тургеневым, М. Орловым, Н. Муравьёвым, Ф. Глинкой, К. Рылеевым.
От ссылки в далёкую и суровую Сибирь или Соловецкий монастырь (грозило и такое наказание) Пушкина спасли только заступничество и хлопоты влиятельных друзей. Карамзин, Чаадаев и Гнедич сумели смягчить приговор. В результате поэт ещё легко отделался: он был официально переведён в Екатеринослав.
Краткая биография петербургского периода Пушкина (1817-1820)
Здесь представлена краткая биография первого Петербургского периода жизни Александра Сергеевича Пушкина (1817-1820) после лицея. Период представлен в хронологическом порядке по годам и датам.
Столбцы таблицы «Дата» и «Событие» можно использовать для краткого содержания. Столбец «Описание событий» можно использовать для полноценного доклада.









