Благослови и отпуст в молитвослове что это
Благословение и отпуст
Благословение и отпуст
Священник, обращаясь к народу: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Св. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе [15].
До отдания же Пасхи после «Слава Тебе» иерея, лик поет: «Христос воскресе» (трижды).
Л. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Св. (Воскресый из мертвых) Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, (святых: храма и дня [16]), и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Лик многолетствует церковные власти, правительство и всех христиан. И священник, войдя во св. алтарь, снимает священныя одежды, читая «Ныне отпущаеши», Трисвятое, и по Отче наш — тропарь отпустительный, кондак, богородичен и благодарственные молитвы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?
В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНе только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан
13:13 Благословение
13:13 Благословение Заключительный призыв к благословению Божьему особенно важен, поскольку это единственное место в Новом Завете, где Отец, Сын и Святой Дух единовременно присутствуют в подобного рода благословениях. Павел упоминает благодать Господа Иисуса Христа (ср.:
Благословение
Благословение Так я слышал. Однажды Благословенный находился в роще Джета, около Саватхи, в парке Анатхапиндики. И вот глубокой ночью некий дэва поразительной красоты осветил всю рощу Джета; подойдя к Возвышенному, он приветствовал его и остановился в стороне. Стоя так,
Благословение
Благословение Так я слышал. Однажды Благословенный находился в роще Джета, около Саватхи, в парке Анатхапиндики. И вот глубокой ночью некий дэва поразительной красоты осветил всю рощу Джета; подойдя к Возвышенному, он приветствовал его и остановился в стороне. Стоя так,
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ «Шива-сутра» — авторитетное писание кашмирской школы шиваизма (кашмира-сампраадайи), признанное всеми приверженцами Учения Тантры. «В нем содержится вышая истина, ниспосланная самим Господом Шивой, — писал индийский Гуру Шри Свами Муктананда, — можно
Ектении и Отпуст Утрени
Ектении и Отпуст Утрени После Великого Славословия и тропаря по нем, произносится Сугубая ектения, начинающаяся прошением: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй!» За этой ектенией следует непосредственно Просительная ектения,
ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ
ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш. Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст:
Бог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение
Бог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение Отец Савва из монастыря преподобного Филофея рассказывал мне, что во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже
Отпуст
Отпуст Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три
Исходящее от сердца благословение есть благословение божественное
Тропарь, ектения и отпуст
Тропарь, ектения и отпуст За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения
ОТПУСТ
ОТПУСТ Чин отпуста Начинается чин отпуста (. ). К нему открываются царские двери (закрытые со внесением в алтарь Евангелия по целовании пред каноном) [851], о чем здесь Типикон не делает замечания, но что указано в 7 гл. в чине вечерни (в старых уставах об этом замечено и
Отпуст в собственном смысле
8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?
8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? Вопрос:В последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия «Упование мое Отец…» следует «Достойно есть» и отпуст, а затем ещё несколько молитв.
Отпуст
Отпуст Священник благословляет молящихся, стоя в Царских вратах лицом к ним: «Благословение Господне на вас…».Хор: «Аминь».Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови».Священник: «Воскресы?й из
Благословение
Благословение Понятно, какой силой обладает настоятельское благословение, но здесь, на Валааме, сила его сопоставима с неизбежностью того или иного времени года, времени суток…Мне рассказали, что когда Василий Иванович Белов приезжал на Валаам, он объявил, что ему
Как понять сокращённое завершение молитв в молитвослове?
В молитвословах в конце текстов некоторых молитв указано завершение не полным текстом, а как бы наименованием. Например: Слава: и Ныне: и в сноске даётся разъяснение что это. Но есть завершения без разъяснений и не понятно, какими словами следует завершать эту молитву, например: Благослови или Господи, благослови, или отпуст, или Честнейшую Херувим. Я понимаю, что это вопрос «детский» но тем не менее, просмотрев, не один молитвослов, включая с разъяснениями не смог найти ответа, везде разъясняется одно и тоже: Слава и Ныне. А остальное, «тайна сия велика есть». Помогите получить ясность!
Похожие вопросы
1 Ответ
Смотрите, отпуст делается священником.
Если его нет, он занят, при домашней молитве завершение такое:
1. Достойно есть яко воистину.
2. Господи помилуй, 3 раза
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
4. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Но очень часто эту молитву разделяют на 2 части. Тогда сокращениями пишут: «Слава: текст другой молитвы » «И ныне: текст еще одной молиты.»
Читают полностью так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! текст другой молитвы. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Текст еще одной молитвы.»
Сердечно благодарю за исчерпывающие разъяснения и объяснение моего вопроса. Но вне Вашего внимания оказалась такая часть его: какие слова следует произносить в окончании молитвы если указано Благослови или Господи, благослови или Честнейшую Херувим.
Мне буквально вчера случайно достался молитвослов очень старый, растрёпанный, сказали 40-х годов прошлого века. Без обложки, без начала и конца. И в этом молитвослове как отпуст опубликован такой текст:
«Господи Иисусе Христе Боже наш,
Молитв ради Пречистыя Твоея Матере
И всех святых, спаси мя грешного.»
Можно ли это произносить в качестве краткой формы отпуста?.
Благодарю за помощь.
Да, вполне так можно завершать. Нормальный и правильный текст.
Господь Вам в помощь!
Спасибо за разъяснение о кратком отпусте, но осталась просьба, разъясните пожалуйста какие слова следует произносить в окончании молитвы если в молитвослове в конце молитвы указано Благослови или Господи, благослови или Честнейшую Херувим. Указано таким образом, как указывается Слава и Ныне т.е. подразумевается, что молящийся произнесёт эту часть в полной не краткой форме.
С уважением Владимир Петрович
Если в Молитвослове стоят слова с просьбой о благословении к священнику, которого нет во время службы, вроде — «И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче», то именно эти слова, его слова отпуста и наше «Аминь» не произносим.
Вместо этого молитвы завершения 2, 3 и 4, что выше обсуждали.
Чтоб не путаться во время молитвы, можно предварительно отметить это карандашом.
Сердечное спасибо, за ясное и доброжелательное разъяснение.
Православная Жизнь
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
Церковь часто называют Небом на земле. Это действительно так. Церковь земная соединена с Церковью небесной ангельской. Ее учредил сам Господь наш Иисус Христос, скрепив Своими Пречистыми Телом и Кровью, благодатью Святого Духа, Который почил на Пресвятой Богородице, первых учениках и апостолах и продолжает почивать на нас. Святой первоверховный апостол Павел прямо назвал Церковь Телом Христовым: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23, 24). Поэтому главная задача Церкви – вести человека ко спасению, вести его в Небо – к Богу.
Именно поэтому богослужение Православной Церкви образно можно назвать дорогой в Небо, словно бы лествицей возводящей человека ввысь – к Всевышнему. Поэтому в жизни Церкви присутствует отделенность от мира, чтобы душа человеческая, переступив порог храма, словно бы окунулась в иной мир, вышла бы из мирской суеты и начала такой важный и животворящий разговор с Богом.
Все в храме духовно, психологически и через телесные органы чувств служит этой цели. Так, православный храм архитектурно трехчастен. Человек, переступая порог храма, попадает в притвор, где уже царит иная, чем на улице атмосфера, далее средняя часть с иконами и росписью, иконостас и алтарь, как символ Неба на земле.
В богослужебном отношении также отцами Церкви по внушению Святого Духа были установлены очень четкие и строгие рамки богослужения, которые начинаются определенным священническим возгласом и заканчиваются отпустом часто с благословением народа. Это сделано для того, чтобы отделить временные рамки богослужения от мирской суеты, чтобы человек внутри себя также бы отделился от юдоли земной и начал свое восхождение к Богу.
Окончание богослужения также всегда четкое. Оно завершается отпустом (от слова «отпускать», т. е. теперь можно идти домой или на работу, заниматься своими делами). Я бы сказал, что отпуст всегда очень символичен, графичен и прекрасен.
Девяносто процентов времени православного богослужения священник проводит спиной к людям, лицом к Престолу Божию и к Горнему месту, потому что он – ходатай за народ перед Господом. От лица всех православных христиан священник ведет разговор с Небесным Отцом. Во время же отпуста архиерей или иерей поворачивается лицом к людям, выходит из алтаря на амвон и, словно бы от лица Господа, отпускает людей домой, благословляет их заниматься житейскими делами. Часто священник возносит над народом крест и благословляет паству. Если это литургийный отпуст, крест преподается для целования.
Отпусты бывают: великими, малыми, праздничными и отпустами Страстной седмицы.
Малый отпуст произносится после чтения часов, повечерия, полунощницы и малой вечерни. Он звучит следующим образом: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
Примерно также звучит и великий отпуст, только он имеет несколько добавлений. После произнесения «молитвами Пречистыя Своея Матери» добавляется вставка дня. В понедельник это – «предстательством Честных Небесных Сил бесплотных». Поминаются Ангелы, так как понедельник – ангельский день. Во вторник – «святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», так как во вторник Церковью назначено ему поминовение. В среду и пятницу – «Силою Честного и Животворящего Креста Господня», ради поминовения Страстей Христовых и Его Крестной смерти. В четверг – «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца», потому что именно эти святые поминаются в четверг. В субботу традиционно вспоминаются все святые, поэтому добавляется вставка «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, светлых добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отцев наших». После одной из вышеупомянутых вставок в великом отпусте есть еще одна вставка: поминаются святые дня, которым Церковь установила поминовение в данную дату. Заканчивается отпуст словами «святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
В воскресные дни великий отпуст начинается словами «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»
Есть также отпусты праздничные, характерные для двунадесятых праздников. Они произносятся от самого праздника и до его отдания, т. е. несколько дней (в среднем около недели). Праздничный отпуст является обычным отпустом, только так же, как и в великий отпуст, в него добавляется вставка, говорящая о сути данного праздника. Например, отпуст Рождества Христова: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» или Дня Святой Троицы: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» и т. д.
И еще несколько слов об отпусте.
РАСПРОСТРаНЕННЫЕ ошибки в молитвах и возгласах ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ СЛОВ
Отпуст у православных
Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к пастве. Существует несколько разновидностей отпуста:
После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие «Великого Господина и Отца нашего
(имя рек),
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго
(имя рек)
митрополита
(или
архиепископа
или
епископа
; титул епархиального архиерея),
братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета»
, и служба заканчивается.


Как должно молиться в церкви (о крестном знамении и поклонах)
Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-церковнославянски «крестным знамением», то есть изображением знака креста), в коленопреклонении и поклонах – малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два остальных – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони.
Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко чреву (животу), к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго; два же пригнутых перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и Человек – и ради нашего спасения сошел с Неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево – чтобы освятить наши внутренние чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» [1] или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Когда священник благословляет, произнося: «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.
Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства.
Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Богоявления. Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.
Коленопреклонение, то есть стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.
Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.
Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.
Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).
Устав Православной Церкви предписывает определенные правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и др.
При келейной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, выражающий его религиозное чувство.
Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.
Православные христиане приняли от Святых Отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:
Войдя во святый храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
«Создавый мя, Господи, помилуй»;
«Боже, милостив буди мне, грешному«;
«Без числа согреших, Господи, прости мя«.
Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных, молитв и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (см.: Евр. 10, 25).
Креститься без поклонов полагается:
в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, Апостола, паремий;
в середине шестопсалмия при словах: «Аллилуиа»;
при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую… И во единаго Господа Иисуса Христа… И в Духа Святаго…»;
на отпусте при словах:
«Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых Святых;
допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста…», на прошении литии: «Спаси, Боже…» и отпусте.
Креститься с поясным поклоном полагается:
при входе в храм и при выходе из него, 3 раза;
при каждом прошении ектеньи;
при возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;
на Литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…»; «Победную песнь поюще…»; «Приимите, ядите…»; «Пийте от нея вси…»; «Твоя от Твоих…»;
при окончании Символа веры на словах: «…и жизни будущаго века. Аминь»;
при чтении и пении слов: «Приидите, поклонимся…»; «Святый Боже…»; «Аллилуиа»;
при окончании пения стихиры, тропаря или псалма;
при произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении: «Спаси, Боже…»;
на каноне от 1-й до 9-й песни при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или Святым;
при пении на утрени Песни Богородице при словах: «Честнейшую…» и по «…величаем»;
при произнесении возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом;
при окончании отпуста;
при возгласах:
«Господу помолимся» или «Ко святому… помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебне;
при прохождении чрез церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.
Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме дней особых, указанных в разделе 10:
при входе и выходе из алтаря трижды;
на Литургии при возгласе: «Благодарим Господа», при окончании песни: «Тебе поем…»; после возгласа: «И сподоби нас, Владыко…»;
при первом и втором явлении Святых Даров;
кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе: «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:
— при входе и выходе из храма;
— на Славах при чтении кафизмы – три поклона;
— на каждом припеве Песни Богородицы;
— на «Достойно…»;
— на великом повечерии при возглашениях: «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;
— на вечерне и часах при пении тропаря;
— на Изобразительных при пении: «Помяни нас, Владыко…» – три поклона;
— на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.
При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобызания челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.
Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.
Креститься не положено:
— во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей;
— вообще во время пения;
— во время ектеньи при пении: «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.
Преклонение главы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.
Поясной поклон без крестного знамения:
— при словах: «Мир всем»;
— при словах: «Благословение Господне на вас…»;
— при словах: «Благодать Господа нашего… буди со всеми вами«;
— при словах: «И да будут милости Великого Бога… со всеми вами»;
— при словах диакона: «…и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);
— при словах священника: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство) твое да помянет…»
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во Светлую пасхальную седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину Воскресе!»
Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах: «Свет Христов…» и при перенесении Святых Даров во время пения: «Ныне Силы Небесныя…»
Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: «Паки и паки, преклонше колена… помолимся», а также Великим постом при пении: «Да исправится…»
Обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.
По уставу
не положено совершать поклоны (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.
Это установление утвердили и Вселенские Соборы I и VI, ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола Павла: «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если это только не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе поем…» и молитвы на молебнах.
Крестное же знамение, по учению Святых Отцов, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, кланяться.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, так сказано у святителя Иоанна Златоуста: «Тому неистовому маханию беси радуются».
Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор.
14, 40), а также слова Евангелия: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят… останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.
6, 5) и притчу о вошедших в храм помолиться фарисее и мытаре: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).
Отпуст у католиков
В конце (дореформенной латинской) мессы предстоятель или клирик произносит «Ite missa est» (Идите, месса совершилась
). В конце мессы без Gloria (например, во время поста) и больших служб оффиция формула отпуста включает речитационный возглас «Dominus vobiscum» (
Господь с вами
), версикул «Benedicamus Domino» (
Благословим Господа
; по стилю обычно — мелизматический распев) и возглас «Deo gratias» (
Слава Богу
).
В пореформенной мессе формулы отпуста даны на современных языках.
Отпусты во все лето
Ве́домо же да бу́дет тебе́ о сем, иере́ю: егда́ отпу́ст глаго́леши дневны́й, или́ на пра́здник Богоро́дицы, да не и́маши глаго́лати в нем: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Рожде́ства́, или́ Успе́ния, или́ Введе́ния, и ины́х пра́здников Ея́: или́ свя́та́го Иоа́нна Предте́чи рождества́, или́ Усекнове́ния, и про́чих святы́х па́мяти или́ преставле́ния их, или́ обре́тения, и пренесе́ния моще́й. Но си́це глаго́ли, а́ще пра́здник Богоро́дицы, Рождества́ Ея́ или́ Успе́ния, и про́чих:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
А́ще же свя́та́го: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, имярек, и всех святы́х: и про́чее до конца́.
Поне́же не Рожде́ство́ Богоро́дицы, ниже́ Введе́ние, или́ Успе́ние Ея́, подвиза́ем к Бо́гу на моли́тву, но са́мую Пресвяту́ю Богоро́дицу: та́кожде, ни па́мяти, или́ преставле́ния святы́х приво́дим на моли́тву к Бо́гу, но саме́х их.
Примечания
Отпусты дневнии во всю седмицу
По обы́чаю Святы́я восто́чныя Це́ркве:
В субботу вечера:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В неделю утрени:
Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая, я́коже вы́ше пи́сано.
Во свя́те́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени, приглаша́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́а, Златоу́стаго, и Васи́лиа Вели́каго.
В неделю вечера, и в понедельник на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил Безпло́тных: святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, и святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В понедельник вечера, и во вторник на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
Во вторник вечера, и в среду на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
В среду вечера, и в четверток на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и Всехва́льных Апо́стол, и́же во святы́х отца́ на́шего Никола́я архиепи́скопа, Мир Лики́йских чудотво́рца: и про́чая.
В четверток вечера, и в пяток на утрени:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.
Литература
В Викитеке есть полный текст всех Отпустов