Брак на небесах что это значит

Откуда фраза «браки совершаются на небесах»?

Брак на небесах что это значит

Браки совершаются на небесах?

Происхождением выражение «браки совершаются на небесах» обязано еврейскому толкованию Торы, который называется Мидраш. В Мидраше «Берешит Рабба» — «Большом исследование о Сотворении» говорится: «Не бывает бракосочетания человека, кроме как по воле Небес» (Мидраш «Берешит рабба», 68,3), а трактат «Моэд катан», 186 вторит «от Бога жена человеку», при этом бог не гарантирует счастливый брак, потому что «Сочетать пары так же трудно, как рассечь Красное море» (трактат «Сота, 2а)

Из Мидрашей мысль о том, что браки совершаются на небесах, разошлась по христианскому миру.

    «Les mariages se font dans les cieux» (Браки совершаются на небесах) — Маргарита Наваррская (новелла «О двух любовниках», сборника «Гептамерон»)
    «Пусть мне не говорят, что браки совершаются на небесах – небеса не способны на столь ужасную несправедливость». («Мемуары и письма Маргариты де Валуа»)
    «Nozze, e magistrato dal ciel è destinato» — «Бракосочетание и судья предназначены небесами» (итальянская поговорка)
    «Полно, Наташа. Молись Богу. Les mariages se font dans les cieux. (Браки совершаются на небесах.)» (Толстой «Война и мир»)

Источник

«Браки совершаются на небесах»: что это значит?

Илья Суслов, психолог

Брак на небесах что это значит

8 июля в России празднуется День семьи, любви и верности. Он приурочен к дню памяти православных святых князя Петра и его жены Февронии. Пожалуй, их брак совершенно точно был благословлен свыше. А что имеем в виду мы, современные люди, когда говорим, что союзы заключаются на небесах? Значит ли это, что ответственность за наши отношения несут высшие силы?

Произнося фразу «Браки совершаются на небесах», мы подразумеваем судьбоносное соединение двух человек: высшая сила свела мужчину и женщину, благословила их союз и будет благоволить им в дальнейшем.

И потому жить они будут дружно и весело, родят и вырастят много счастливых детей, вместе встретят старость среди любимых внуков и правнуков. Еще хочется добавить, что умрут они обязательно в один день. В общем, представляется такая идиллическая картинка счастливой семейной жизни. Ведь все мы хотим счастья, причем перманентного — от начала до конца.

А если случаются какие-то сложности, значит что-то пошло не так? Или это была ошибка изначально? Тому, кто реалистичен, хотелось бы знать — это точно мой партнер по жизни?

Такое знание обеспечило бы работу над отношениями на протяжении всей жизни, что бы ни происходило. Зато можно быть спокойным, зная, что вы оба на правильном пути. Знаете, я иногда завидую Адаму и Еве: они ведь не испытывали мук выбора. Других «претендентов» не было, а спариваться с собственными детьми, внуками и правнуками — не животные ведь!

А может, отсутствие альтернативы — это даже хорошо? И если вас только двое, то вы рано или поздно полюбите друг друга? Как это, например, показано в фильме «Пассажиры» (2016)? И в то же время в кинокартине «Лобстер» (2015) некоторые герои предпочитали превратиться в животных или даже умереть, лишь бы не оказаться в паре с нелюбимым! Так что тут все тоже неоднозначно.

Когда звучит эта фраза сегодня?

В Евангелии про брак написано многое, но хочется выделить следующее: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19:6), что, по моему мнению, тоже можно воспринять как произволение Бога относительно заключения браков.

Сегодня произносят этот постулат чаще всего в двух случаях. Либо это делают сильно верующие люди с целью напугать и вразумить супругов (чаще всего — венчанных), которые задумались о разводе. Либо же он нужен для того, чтобы снять с себя ответственность за свой выбор: мол, он или она мне были посланы свыше, вот теперь и мучаемся, несем свой крест.

На мой взгляд, это логика от обратного: раз произошло таинство венчания в храме, значит, этот брак от Бога. И тут многие мне могут возразить, приведя массу примеров того, как порой необдуманно, формально или даже откровенно лицемерно, напоказ происходило венчание некоторых пар в храме.

Отвечу так: это на совести брачующихся, так как у священников нет особых полномочий проверять степень осознанности и ответственности желающих тех, кто хочет обвенчаться.

А если бы таковые были, тогда подавляющее большинство желающих могли бы признать недостойными и неготовыми, и в итоге их не допустили бы к созданию семьи по церковным правилам.

Кто это сказал?

Согласно Священному писанию первых людей создал и соединил сам Бог. Отсюда, наверное, и берет начало ожидание, что и все остальные пары образуются также не без Его ведома, участия и согласия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Источник

«Браки совершаются на небесах»: что это значит?

8 июля в России празднуется День семьи, любви и верности. Он приурочен к дню памяти православных святых князя Петра и его жены Февронии. Пожалуй, их брак совершенно точно был благословлен свыше. А что имеем в виду мы, современные люди, когда говорим, что союзы заключаются на небесах? Значит ли это, что ответственность за наши отношения несут высшие силы?

Брак на небесах что это значит

Произнося фразу «Браки совершаются на небесах», мы подразумеваем судьбоносное соединение двух человек: высшая сила свела мужчину и женщину, благословила их союз и будет благоволить им в дальнейшем.

И потому жить они будут дружно и весело, родят и вырастят много счастливых детей, вместе встретят старость среди любимых внуков и правнуков. Еще хочется добавить, что умрут они обязательно в один день. В общем, представляется такая идиллическая картинка счастливой семейной жизни. Ведь все мы хотим счастья, причем перманентного — от начала до конца.

А если случаются какие-то сложности, значит, что-то пошло не так? Или это была ошибка изначально? Тому, кто реалистичен, хотелось бы знать — это точно мой партнер по жизни?

Такое знание обеспечило бы работу над отношениями на протяжении всей жизни, что бы ни происходило. Зато можно быть спокойным, зная, что вы оба на правильном пути. Знаете, я иногда завидую Адаму и Еве: они ведь не испытывали мук выбора. Других «претендентов» не было, а спариваться с собственными детьми, внуками и правнуками — не животные ведь!

А может, отсутствие альтернативы — это даже хорошо? И если вас только двое, то вы рано или поздно полюбите друг друга? Как это, например, показано в фильме «Пассажиры» (2016)? И в то же время в кинокартине «Лобстер» (2015) некоторые герои предпочитали превратиться в животных или даже умереть, лишь бы не оказаться в паре с нелюбимым! Так что тут все тоже неоднозначно.

Когда звучит эта фраза сегодня?

В Евангелии про брак написано многое, но хочется выделить следующее: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19:6), что, по моему мнению, тоже можно воспринять как произволение Бога относительно заключения браков.

Сегодня произносят этот постулат чаще всего в двух случаях. Либо это делают сильно верующие люди с целью напугать и вразумить супругов (чаще всего — венчанных), которые задумались о разводе. Либо же он нужен для того, чтобы снять с себя ответственность за свой выбор: мол, он или она мне были посланы свыше, вот теперь и мучаемся, несем свой крест.

На мой взгляд, это логика от обратного: раз произошло таинство венчания в храме, значит, этот брак от Бога. И тут многие мне могут возразить, приведя массу примеров того, как порой необдуманно, формально или даже откровенно лицемерно, напоказ происходило венчание некоторых пар в храме.

Отвечу так: это на совести брачующихся, так как у священников нет особых полномочий проверять степень осознанности и ответственности желающих тех, кто хочет обвенчаться.

А если бы таковые были, тогда подавляющее большинство желающих могли бы признать недостойными и неготовыми, и в итоге их не допустили бы к созданию семьи по церковным правилам.

Кто это сказал?

Согласно Священному писанию, первых людей создал и соединил сам Бог. Отсюда, наверное, и берет начало ожидание, что и все остальные пары образуются также не без Его ведома, участия и согласия.

Фраза встречается в отрывке, описывающем встречу Исаака и его жены Ревекки: «Пары подбираются на Небесах», или в другом переводе: «Не бывает бракосочетания человека, кроме как по воле Небес».

Это утверждение в том или ином виде можно найти в Священном писании. Например, в 19 главе Книги Притчей Соломоновых: «Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа».

И далее в Библии неоднократно можно встретить упоминания о браках ветхозаветных патриархов и героев, которые были «от Господа».

Слова о небесном происхождении союзов звучали и из уст героев литературных произведений середины XVI века и впоследствии обросли разными продолжениями и концовками, в основном ироничными и скептическими, например:

Все эти продолжения похожи между собой: они говорят о разочаровании в успешности брака, в том, что в нем непременно нас ждет счастье. А все потому, что люди испокон веков хотели и хотят гарантий того, что чудо взаимной любви случится. И не понимают или не желают понять, что эта любовь создается в паре, творится самими ее участниками.

Сегодня скепсис, с которым люди реагируют на фразу «Браки совершаются на небесах», обусловлен статистикой разводов: более 50% процентов союзов в итоге распадаются. Но и раньше, когда многие браки заключали по принуждению или неосознанно, случайно, счастливых семей было так же мало, как и сегодня. Просто разводиться не разрешалось.

И второе: люди искаженно понимают цель брака. Ведь это не совместная беззаботная идиллия, а некая миссия, изначально нам неведомая, которую пара должна исполнить по замыслу Всевышнего. Как говорится: пути Господни неисповедимы. Однако позже эти смыслы становятся понятны тем, кто хочет их расшифровать.

Цель брака: в чем она?

Приведу основные варианты:

1) Самая важная цель, на мой взгляд, это когда партнеры даются друг другу на всю жизнь или на время для того, чтобы более глубоко осознать себя и измениться в лучшую сторону. Мы становимся друг для друга этакими учителями или, если хотите, спарринг-партнерами.

Жаль, что чаще всего этот совместный путь длится лишь несколько лет. А потом один или оба партнера выходят на новый уровень развития и функционирования и, изменившись, не могут мирно жить вместе. И в таких случаях лучше поскорее признать это и мирно разойтись.

2) Чтобы родить и воспитать уникального человека или для того, чтобы совместные дети воплотили в жизнь что-то важное. Так древние израильтяне хотели родить Мессию.

Или, как это показано в фильме «Сама жизнь» (2018), родителям нужно «пострадать», чтобы их дети встретились и полюбили друг друга. Для меня идея этой ленты такова: настоящая взаимная любовь так редко встречается, что ее можно считать чудом, и ради этого можно и понапрягаться предыдущим поколениям.

3) Чтобы этот брак изменил ход истории. Так, например, свадьба принцессы Маргариты Валуа с Генрихом де Бурбоном, будущим королем Генрихом IV, закончилась Варфоломеевской ночью в 1572 году.

Можно привести в пример и нашу последнюю царскую семью. Уж очень не любил народ царицу Александру, а особенно людей раздражала ее расположенность к Распутину, пусть и вынужденная, пусть и из-за болезни сына. Брак Николая II и Александры Федоровны поистине можно считать выдающимся!

И по силе взаимной любви двух великих людей, которую императрица описывала в своем дневнике в 1917 (впоследствии ее заметки издали, я периодически их перечитываю и всем рекомендую) изданные в последствии под названием: «Дарите любовь» (перечитываю периодически и всем рекомендую).

И по значимости для истории, как страны, так и церкви (всю семью канонизировали в 2000-м и причислили к лику святых). Такую же миссию нес и брак Петра и Февронии, наших русских святых. Они оставили для нас пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности.

Брак как чудо

Роль Бога относительно создания семей я вижу в том, чтобы два подходящих человека встретились. В Ветхозаветные времена Бог иногда это делал напрямую — объявлял супругу, кого ему надлежит взять в жены.

С тех пор нам и хочется знать наверняка, кто наш суженый и в чем наше предназначение, получив правильный ответ свыше. Сегодня такие истории тоже происходят, просто Бог «действует» менее явно.

Но иногда у нас нет никаких сомнений в том, что некие люди оказались в этом месте и в это время исключительно по воле чуда, что только высшая сила могла такое осуществить. Как это происходит? Приведу пример из жизни знакомых.

Елена недавно переехала в Москву из провинции с двумя детьми, сняла квартиру и зарегистрировалась на сайте знакомств, солидном и платном, почитав предварительно обзоры в интернете. Серьезных отношений в ближайшие пару лет не планировала: так, может, познакомиться с кем-то для совместного времяпрепровождения.

Алексей — москвич, развелся пару лет назад. Отчаялся найти подругу после неоднократных попыток познакомиться в оффлайне, решил зарегистрироваться на том же сайте знакомств, прочитав тот же обзор и заплатив за год вперед.

Он, кстати, тоже не ожидал, что скоро встретит здесь пару: думал, будет флиртовать в переписке и на редких разовых встречах «для получения женской либидинозной энергии» (он психолог, ну вы поняли).

Алексей зарегистрировался в сервисе поздно вечером, причем так перевозбудился от этого процесса, что проехал свою станцию на электричке и с трудом, глубоко за полночь добрался до дома. А через несколько часов в другой точке города происходит следующее.

Хотите прожить долго и счастливо — придется много трудиться над собой и отношениями

Елена, которая на тот момент несколько недель безрезультатно общалась с претендентами, вдруг просыпается в 5 утра, чего с ней доселе никогда не случалось. И, не особо соображая, действуя по наитию, меняет данные своей анкеты и параметры поиска.

Вечером того же дня Елена первая пишет Алексею (этого она тоже никогда раньше не делала), он почти сразу отвечает, у них завязывается переписка, они быстро созваниваются и больше часа говорят, узнавая друг друга.

Каждый день с того момента Елена и Алексей разговаривают часами, желают друг другу доброго утра и спокойной ночи, встречаются по средам и субботам. У обоих такое впервые. Через 9 месяцев они съезжаются, а ровно через год, в годовщину знакомства, играют свадьбу.

По всем законам физики, социологии и прочих наук, они не должны были встретиться и начать жить вместе, но это произошло! Важно отметить, что оба зарегистрировались на сайте знакомств первый раз, она провел на нем около месяца, а он — всего сутки. Алексей, кстати, попытался вернуть деньги, заплаченные за год, но безрезультатно.

И никто мне не сможет доказать, что они встретились случайно, без помощи небес! Кстати, примерно за год до знакомства, как потом выяснилось, произошло еще одно совпадение — они бродили в один и тот же день по залам одной выставки (она прилетала специально в Москву), но тогда им было не суждено встретиться.

Влюбленность у них вскоре прошла, розовые очки были сняты, и они увидели друг друга во всей красе, со всеми недостатками. Настала пора разочарований… И началась долгая работа по принятию друг друга, созиданию любви. Им пришлось и придется много еще пройти и сделать ради своего счастья.

Хочется подытожить народной мудростью: на Бога надейся, а сам не плошай. Хотите прожить долго и счастливо — придется много трудиться над собой и отношениями. Как до женитьбы, так и в процессе совместной жизни, как самостоятельно (ходить к психологу), так и вместе (посещать сеансы семейной психотерапии).

Конечно, можно и без нас, психологов, но с нами гораздо быстрее и эффективнее. Ведь для счастливого брака необходимы зрелость, осознанность, чувствительность, способность рефлексировать и договариваться, развитость на разных уровнях личности обоих партнеров: физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социокультурном и духовном.

А главное — умение любить! И этому тоже можно учиться, моля Бога о даровании Любви.

Источник

О браках на небесах

О браках на небесах

368. Такое соединение мужа и жены в самых внутренних, духу их принадлежащих началах происходит вследствие самой цели создания их:

369. Каждый человек, будь он женщина или мужчина, одарен разумом и волей, но все-таки в мужчине преобладает разум, а в женщине воля, а человек таков, каково преобладающее в нем начало. Но в супружествах на небесах нет никакого преобладания, потому что воля жены есть воля и мужа, а разум мужа есть разум и жены, ибо один любит желать и мыслить, как другой, т.е. взаимно и обратно; вследствие этого происходит и соединение их в одно целое. Это соединение есть действительное соединение, потому что воля жены входит в разум мужа, а разум мужа в волю жены, в особенности когда они смотрят друг Другу в лицо; ибо, как уже не раз было сказано выше, на небесах есть взаимное общение мыслей и чувств, в особенности же между супругами, ибо они любят друг друга. Из этого можно видеть, в чем состоит это духовное соединение, которое образует супружество и производит на небесах супружескую любовь, а именно в том, что одна сторона хочет, чтобы все ей принадлежащее принадлежало и другой и обратно.

370. Мне было сказано ангелами, что насколько двое супругов находятся в таком соединении, настолько они и в супружеской любви, а следовательно, и настолько же в разумении, мудрости и блаженстве, потому что Божественная истина и Божественное благо, от которых исходит всякое разумение, всякая мудрость и всякое блаженство, влияют в особенности на супружескую любовь и что, следовательно, супружеская любовь есть самая основа Божественного наития, ибо она в то же время есть супружество истины и блага. Как разум соединяется с волей, так и истина соединяется с благом на том основании, что разум принимает Божественную истину и даже образуется истинами, а воля принимает Божественное благо и также образуется благами; что человек хочет, то для него и благо, а что он понимает, то для него и истина. Вследствие этого все равно сказать: соединение разума и воли или соединение истины с благом. Соединение истины и блага образует ангела, а вместе с тем и его разумение, его мудрость и блаженство, ибо ангел становится ангелом по мере соединения в нем блага с истиной и истины с благом, или, что то же, по мере соединения в нем любви с верой и веры с любовью.

372. Благо и истина, соединенные в ангеле или в человеке, составляют не две вещи, а одну, потому что тогда благо принадлежит истине, а истина благу. Такое же соединение бывает, когда человек мыслит о том, чего он хочет, и хочет то, о чем он мыслит; тогда мысль и воля составляют одно целое, т.е. один дух (mens), потому что мысль образует или представляет в образе то, чего хочет воля, а воля придает этому наслаждение. Вот почему двое супругов на небесах не называются двумя ангелами, а одним; это же самое должно разуметь под словами Господа: Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Не все вмещают слово cue, но кому дано (Мат. 19. 4-6, 11; Map. 10. 6-9; Быт. 2. 24). Здесь описано небесное супружество, в котором живут ангелы, и также супружество блага и истины; а под словами «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» разумеется, что благо не должно быть разлучаемо от истины.

374. Я слышал однажды ангела, описывавшего истинную супружескую любовь, с ее небесными наслаждениями, и говорившего, что это есть Божественное начало Господне на небесах, т.е. Божественное благо и Божественная истина, до того в двух особах соединенные, что образуют не два, но одно целое. Он говорил, что двое супругов на небесах потому образуют эту любовь, что каждый из них есть представитель своего блага и своей истины не только относительно духа, но и относительно тела, ибо тело, будучи устроено по подобию духа, есть образ его. Из этого он выводил, что Божественное начало изображается (effigiatum) в двух супругах, живущих в истинно супружеской любви, и что вследствие того в них изображаются и небеса, ибо все небеса суть Божественное благо и Божественная истина, от Господа исходящие; и что вследствие того же все, что есть небесного, с блаженством и наслаждением, превосходящими всякую меру, принадлежит этой любви. Меру эту он выражал словом, в котором заключались мириады мириад. Он дивился, что человек церкви ничего об этом не знает, меж тем как церковь есть небо Господне на земле, а небо есть супружество блага и истины. Он говорил также о своем изумлении при той мысли, что внутри церкви более, чем вне ее, совершаются и допускаются прелюбодеяния, удовольствие от которых в духовном смысле и затем в духовном мире есть само по себе не что иное, как удовольствие любви ко злу в соединении со злом; удовольствие адское, потому что оно совершенно противоположно небесному, которое состоит в удовольствии любви к истине в соединении с благом.

375. Всякий знает, что двое любящих супругов внутренне соединены и что существенное в супружестве есть соединение духа одного супруга с другим. Из этого можно знать, что каков сам по себе дух их, таково и их соединение и такова между ними любовь. Дух человека исключительно образуется истинами и благами, ибо все, что есть в мире, относится к благу и к истине и к их соединению; вот почему и соединение одного духа с другим совершенно зависит от истин и благ, которыми они образовались; следовательно, соединение духов, образовавшихся подлинными истинами и благами, есть самое совершенное. Должно знать, что ничто друг друга так не любит, как благо и истина, и потому от этой любви исходит истинно супружеская любовь; зло и ложь также любят друг друга, но эта любовь обращается потом в ад.

376. Из всего теперь сказанного о происхождении супружеской любви можно видеть, кто живет в супружеской любви и кто не живет в ней; что те живут в ней, которые по Божественным истинам находятся в Божественном благе; что чем подлиннее истины, с благом соединенные, тем подлиннее супружеская любовь. А как всякое благо, с истиной соединенное, исходит от Господа, то следует, что никто не может обретаться в истинно супружеской любви иначе как признавая Господа и Божественное его начало, потому что без этого признания Господь не может наитствовать и присоединяться к истинам в человеке.

377. Из этого ясно, что находящиеся во лжи не живут в супружеской любви, а тем более находящиеся во лжи по злу: у тех, что живут во зле и потому во лжи, внутренние, духу принадлежащие начала закрыты, и поэтому тут не может быть никакого начала супружеской любви; но ниже этих начал в человеке внешнем, или природном, от внутреннего отдельном, есть соединение зла и лжи, которое называется адским супружеством. Мне дано было видеть, каково супружество тех, что живут во лжи по злу, и которое называется адским; они разговаривают между собой и также в похоти соединяются, но внутренне они горят друг к другу смертельной ненавистью, которая так велика, что превосходит всякое описание.

379. Также нет истинной супружеской любви между одним мужем и несколькими женами, ибо это уничтожает духовное супружеское начало, состоящее в том, что из двух духов образуется один и, следовательно, уничтожает внутреннее соединение блага и истины, от которого исходит самая сущность этой любви. Брак с несколькими женами подобен разуму, разделенному на несколько волей, и человеку, принадлежащему не к одной, а к многим церквям, ибо в этом случае вера его раздроблена до того, что ее вовсе нет. Ангелы говорят, что брать несколько жен совершенно противно Божественному порядку, что они знают это по многим причинам и между прочим из того, что при первой мысли о многоженстве они лишаются внутреннего блаженства и небесного счастья и находятся тогда как бы в каком-то опьянении, потому что благо их разлучено с истиной своей. Вследствие того что внутренние, духу их принадлежащие начала приходят в такое состояние при одной мысли о том и намерении, они ясно постигают, что супружество с несколькими женами замыкает их внутренние начала и приводит к тому, что вместо супружеской любви вкрадывается похотливая любовь, которая удаляет человека от небес. Далее они говорят, что человек с трудом это понимает, потому что мало людей, живущих в настоящей супружеской любви, а не живущие в ней ничего совершенно не знают о внутреннем наслаждении, которое присуще этой любви. Они знают только о похотливом удовольствии, которое после кратковременного сожительства обращается в неудовольствие; тогда как наслаждение истинно супружеской любви не только здесь, на земле, продолжается до старости, но даже и после смерти переходит в наслаждение небесное и тогда исполняется внутренним наслаждением, которое вовеки совершенствуется. Они также сказали, что блаженства истинно супружеской любви могут быть насчитаны тысячами, и нет ни одного, которое было бы ведомо человеку и могло бы быть понято разумом того, кто не обретается от Господа в супружестве блага и истины.

380. Любовь к господству одного супруга над Другим совершенно уничтожает супружескую любовь и ее небесное наслаждение, ибо, как было уже сказано, супружеская любовь и ее наслаждение состоят в том, чтоб воля одного была волей и другого и обратно. Любовь к господству уничтожает такое состояние супружеской любви, ибо кто господствует, тот хочет, чтобы одна только его воля была волей другого, а чтоб воля другого для него не существовала; вследствие чего между такими супругами нет ничего взаимного и никакого общения любви с ее удовольствиями, тогда как это общение и происходящее от него соединение есть то самое внутреннее наслаждение, которое называется блаженством. Любовь к господству совершенно тушит это блаженство, а с ним и все, что есть небесного и духовного в супружеской любви, до того, что такие люди вовсе не знают о существовании этого небесного и духовного в супружестве начала; если им сказать про него, они примут это с презрением и при первом слове о таком блаженстве будут смеяться или сердиться. Когда человек хочет и любит то, чего хочет и любит другой, тогда обе стороны свободны, ибо всякая свобода принадлежит любви; но где есть господство, там нет свободы ни для одной, ни для другой стороны; одна рабствует, другая также, потому что рабски покорна страсти к господству; но это вовсе непонятно тому, кто не знает, что такое свобода небесной любви.

Из того, однако, что было сказано о происхождении и сущности супружеской любви, можно знать, что насколько входит в нее господство, настолько дух обеих сторон не соединен, а разъединен; господство подчиняет, а подчиненный дух или не имеет воли, или воля его противоположна другой: если у него нет воли, значит, у него нет и любви; если же воля его противоположна другой, то ненависть занимает место любви. Внутренние начала людей, живущих в таком супружестве, находятся постоянно в столкновении и борьбе, как это и бывает всегда между двумя противными сторонами, хотя во внешнем их обращении они ради своего спокойствия сохраняют мир и тишину. Столкновение и борьба их внутренних начал обнаруживается после смерти; большей частью супруги там встречаются, и тогда они восстают друг против друга с таким ожесточением, что готовы растерзать себя, ибо они тогда поступают согласно состоянию своих внутренних начал. Мне дано было несколько раз видеть их столкновения и взаимную ярость, и у некоторых они были полны мести и жестокости. В той жизни внутренние начала каждого свободны и не связаны более внешними условиями, как это бывает по разным причинам на земле, ибо тогда каждый таков, каков он внутренне есть.

381. У иных людей бывает какое-то подобие супружеской любви, которое, впрочем, не есть супружеская любовь, если обе стороны не находятся в любви к благу и к истине. Эта любовь только принимает вид супружеской по разным причинам, например, когда супруги желают пользоваться взаимной услугой, спокойствием, отдохновением или бездействием, уходом в болезни и старости или попечением о любимых детях. У иных это принуждение от страха другой половины, или ради доброй славы, или из опасения болезней; других приводит к тому похотливость. Супружеская любовь различается также между супругами; у одного ее может быть более или менее, у другого мало или вовсе не быть; и вследствие этого различия одного могут ожидать небеса, а другого ад.

382. Подлинная супружеская любовь (amor conj. genuinus) пребывает в самых внутренних небесах, потому что ангелы этих небес пребывают в супружестве блага и истины и в невинности;

ангелы низших небес также пребывают в супружеской любви, но только по мере их невинности, ибо супружеская любовь есть само по себе состояние невинности. Вот почему супруги, живущие в супружеской любви, наслаждаются небесными удовольствиями, которые для них подобны невинным играм маленьких детей; они находят удовольствие во всем, ибо небеса наитствуют радостью на всякую мелочь их жизни. Поэтому также супружеская любовь на небесах представляется в прекраснейших образах; видел ее изображенную девой несказанной красоты и окруженной облаком блестящей белизны. Мне было сказано, что вся красота ангелов на небесах зависит от их супружеской любви: чувства и мысли, происходящие от этой любви, изображаются алмазными атмосферами (per auras) с блеском карбункулов и яхонтов, и притом с чувством наслаждения, которое проникает внутренние начала духа (mentis) ангелов. Словом, небеса изображаются в супружеской любви, ибо небеса для ангелов состоят в соединении блага и истины, и это соединение производит супружескую любовь.

383. Мне также дано было видеть, каким образом заключаются супружества на небесах. Всюду на небесах все сходные по нраву живут в сообществе, а не сходные разобщаются, поэтому каждое общество на небесах состоит из ангелов с одинаковыми наклонностями; подобное влечется к подобному не от себя, но от Господа (см. н. 41, 43, 44 и далее). Точно так же и относительно супруга и супруги, чей дух может быть соединен в один: при первом взгляде они любят друг друга от самой глубины души (intime), видят в себе супругов и вступают в супружество; поэтому все супружества на небесах исходят от одного Господа. При этом совершается праздник, который празднуется среди многочисленного собрания; празднества различны смотря по обществам.

385. Несколько духов по привычке, приобретенной ими еще в жизни телесной, наваждали меня (infestabant) с особенным искусством, т.е. посредством очень мягкого, почти волнообразного влияния, каким обыкновенно бывает влияние добрых духов; но я заметил, что оно было не без хитрости и тому подобных качеств и с той целью, чтоб прельстить и обмануть. Наконец я стал говорить с одним из них, который, как я узнал, был на земле войсковым начальником. Заметив, что в понятиях мысли его было что-то похотливое, я стал разговаривать с ним о супружестве языком духовным и полным изображений, который вполне выражает желаемый смысл и даже не один этот смысл в одно и то же время. Он сказал мне, что в земной жизни своей он ни во что не ставил прелюбодеяния, но мне дано было отвечать ему, что прелюбодеяния скверны, хотя в глазах совершающих их вследствие удовольствия, которое они находят в этом, и потому убеждения в их пользу, они не кажутся им скверными, но даже позволительными. Я заметил ему, что он может убедиться в их скверности из того соображения, что супружества служат рассадниками человеческого рода, а потому и рассадниками небесного царства, что, следовательно, они никогда не должны быть нарушаемы, но должны почитаться святыми; а так как он сам находится в той жизни и в состоянии постижения, то должен знать, что супружеская любовь нисходит через небеса от Господа и что от этой любви как от начала своего истекает взаимная любовь, которая служит основанием небес; что он мог бы знать это уже из того, что лишь только прелюбодейцы приближаются к небесным обществам, они слышат смрад свой и бросаются оттуда в ад; что, по крайней мере, он мог бы знать, что нарушать супружества значит идти против Божественных и гражданских законов всех государств и, наконец, против здравого смысла рассудка, ибо это значит поступать не только против Божественного порядка, но и против человеческого. На многое другое, что я ему еще говорил, он отвечал, что в земной жизни своей он не думал об этом и хотел рассудить, так ли это; но я ему сказал, что истина не допускает рассуждений, потому что они потворствуют удовольствиям рассуждающего, следовательно, злу и лжи, а что он должен прежде подумать о том, что ему было сказано, ибо это истина; или о том всем известном правиле, что никто не должен делать ближнему того, чего бы не хотел самому себе, и что если б кто обольстил таким образом его жену, которую бы он любил, как это обыкновенно бывает в начале всякого супружества, то во гневе своем разве он не стал бы говорить, что прелюбодеяния скверны, и, будучи человеком высокого ума, разве бы он тогда не убедился более всякого другого в преступности таких действий и не нашел бы их вполне адскими?

386. Мне было показано, каким образом удовольствия супружеской любви восходят поступательно к небесам, а удовольствия прелюбодеяния нисходят к аду. Поступание (progressio) к небесам удовольствий супружеской любви состояло в прибыли чувств блаженства и счастья, беспрестанно умножавшихся и достигавших того, что становились неисчислимыми и неизреченными, и тем более несчетными и несказанными, чем внутреннее было поступание; того, наконец, что чувства эти достигали блаженства и счастья самых внутренних небес, или небес невинности. И это с полнейшей свободой, ибо всякая свобода исходит от любви, вследствие чего наибольшая свобода происходит от супружеской любви, которая есть сама небесная любовь. Но поступание прелюбодеяния шло к аду и постепенно до самого преисподнего, в котором нет ничего, кроме жестокостей и ужасов. Такова участь, ожидающая прелюбодейцев по отшествии их от здешней жизни. Под прелюбодейцами разумеются те, которые находят удовольствие в прелюбодеяниях, но нисколько не в супружествах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Чудеса в небесах

Чудеса в небесах «Иисус воззвал к Господу в день, когда предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были перед лицом сынов израилевых, и сказал перед израильтянами: стой, Cолнце, над Гаваоном, и Луна над долиной Айалонскою! И остановилось

ГЛАВА 16 ВИДЕНИЯ В НЕБЕСАХ

ГЛАВА 16 ВИДЕНИЯ В НЕБЕСАХ Религия как средство манипулирования людьмиВ недавнем прошлом американское правительство использовало религию (или по крайней мере пыталось ее использовать) для разжигания войн, уничтожения и манипулирования людьми. Американские военные

Родственные души. Проблема гармоничного сочетания людей в браках

Родственные души. Проблема гармоничного сочетания людей в браках 17.08.34 Найдем утешение в знании прекрасного закона Космического Права и будем стремиться к очищению магнита нашего сердца, который может и должен притянуть соответственный магнит. Но, конечно, вследствие

10. А что вы думаете о браках вырожденцев и о возрождении (создании) «НОВОЙ НАЦИИ»?

10. А что вы думаете о браках вырожденцев и о возрождении (создании) «НОВОЙ

Пролог на небесах

Пролог на небесах И вновь собрались боги на горе Меру, подпирающей тремя вершинами небо. Тысячелетия терзал небожителей страх перед смертью. Но и обретя бессмертие, они страдали от позора и бессилия.Творец мира Брахма совершил величайшую оплошность. Поверив в

6. ПРИЗРАКИ В НЕБЕСАХ

6. ПРИЗРАКИ В НЕБЕСАХ Феномен среды совершенно очевиден, ему легко найти подтверждение как в исторических отчетах, так и в наше время. Огромное количество случаев наблюдения НЛО, особенно посадок и контактов с людьми, приходятся на среду и субботу. Слишком частые случаи,

«Война на Небесах»

«Война на Небесах» БИТВА НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ «Небывалое столкновение народов» и «битва на Земле», о которых говорилось в Агни Йоге и письмах Елены Рерих, реализовались через несколько лет в событии, ставшем одной из самых драматических страниц земной истории, а именно —

СЛЕДЫ НА НЕБЕСАХ

СЛЕДЫ НА НЕБЕСАХ Откуда берет начало Грааль? Предания говорят нам — с небес. Где сейчас находится Грааль? На небесах.Давайте же посмотрим на звездное небо. Обратим внимание на южное созвездие Кратера, Чаши, которое представлено еще в небесных атласах времен глубокой

О НЕБЕСАХ

О НЕБЕСАХ Господь есть Бог небес 2. Прежде всего надо знать, кто Бог небес, ибо все остальное от того зависит. Во всех небесах не признают другого Бога, кроме одного Господа; там говорят, как Он сам учит, что Он един с Отцом; что Отец в Нем и Он в Отце; что кто видит Его видит

О времени на небесах

О времени на небесах 162. Хотя на небесах все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не менее у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и пространстве; и до того они лишены этих понятий, что они вовсе не знают, что такое время и пространство. О

О пространстве на небесах

О пространстве на небесах 191. Хотя все предметы на небесах являются в известном месте и пространстве совершенно так, как и на земле, тем не менее у ангелов вовсе нет ни мысли, ни понятия о месте и пространстве; а как это не может не показаться весьма странным, то, по важности

О состоянии мира на небесах

О состоянии мира на небесах 284. Кому неведомо состояние небесного мира, тот не может постичь, что такое тот мир, в котором пребывают ангелы. Покуда человек живет в теле, он не может ни стать приемником небесного мира, ни, следовательно, постичь его, потому что постижение его

О детях на небесах

О детях на небесах 329. Некоторые люди думают, что только те дети идут в небеса, которые рождены внутри церкви, а не те, что рождены вне церкви, на том основании, как они говорят, что дети, рожденные внутри церкви, крещеные и что крещением они приняли веру церкви. Но эти люди не

О мудрых и простых на небесах

О богатых и бедных на небесах

НАПАДЕНИЯ В НЕБЕСАХ

НАПАДЕНИЯ В НЕБЕСАХ «Наш мир очень слабо защищен от угрожающей ему странной и внезапной опасности… В высших слоях атмосферы тоже есть джунгли, и их населяют существа похуже тигров». Так начинается фантастический рассказ Артура Конан Дойла «Ужас высот», увидевший свет в 1913

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *