Брекетинг это в фотографии что такое
Что такое брекетинг
Думаю, многие спрашивали себя, что такое брекетинг, увидев эту настройку в меню своей фотокамеры. Сегодня постараемся максимально просто и кратко рассказать про необычную функцию, под названием брекетинг.
На самом деле, этот термин пришел к нам еще из эры пленочной фотографии. Однако, он до сих пор применяется на практике. В некоторых цифровых фотоаппаратах, кроме пункта меню, эта функция даже выведена на отдельную кнопку.
Перед тем как продолжить, советуем прочитать нашу статью про экспозицию. Это поможет в понимании дальнейшего рассказа про брекетинг.
Что такое брекетинг и как он делается
Брекетинг – это съемка одной сцены несколькими кадрами с разной экспозицией с последующей склейкой этих снимков. Чаще всего именно с разной экспозицией, но иногда брекетинг бывает с изменением других настроек. Об этом расскажем чуть далее. Зачем вообще нужен брекетинг и для чего так необходимо все усложнять?
Приведем один пример. Вы фотографируете пейзаж, который включает в себя небо, деревья и поляну в тени этих самых деревьев. Если сфотографировать одним кадром, то экспозицию выстраивать придется, либо по небу (если оно важнее), либо по деревьям или по лужайке.
Поскольку небо очень яркое, а поляна в тени, то настройки для прорисовки деталей требуются разные. Поэтому делается три кадра с разной экспозицией. Первый для неба, второй для деревьев и третий для лужайки.
То есть первый кадр делается недоэкспонированным для лужайки, однако нормальным для неба. Второй снимок делается нормальным для деревьев. Небо на нем выходит переэкспонированным, а лужайка темная.
Третий кадр снимают нормальным для лужайки, но переэкспонированным для деревьев и неба. Таким образом, вытягиваются детали с яркого неба и с поляны, которая темная. Потом эти кадры склеиваются в один, где видно все детали.
Такой трюк можно сделать, снимая со штатива с последующей склейкой в фотошопе или другой программе, но гораздо проще воспользоваться встроенной функцией в фотокамере.
В этом случае, она серией выстреливает тремя кадрами. С помощью брекетинга также получают снимки HDR. Зачем так все усложнять, если фотографируя в RAW формате, можно вытянуть детали на пост обработке? Причина этому есть и про нее расскажем в конце статьи.
Виды брекетинга
Кроме брекетинга по экспозиции, про который мы рассказали, существуют еще брекетинг по фокусу, по балансу белого и другие виды. Принцип там везде одинаковый. Делается несколько кадров с последующей склейкой, в которых меняется только одна настройка.
Основные виды брекетинга:
Первый вид (в списке выше) самый популярный, а второй наоборот самый редкий, поскольку в RAW формате баланс белого легко корректируется на постобработке. Брекетинг по фокусу применяют в предметной фотосъемке, когда при съемке с близкого расстояния получается очень малая глубина резкости.
Таким образом, получают все в резкости, даже при съемке макро. Брекетинг по диафрагме применяют очень редко, поскольку он влияет на глубину резкости.
По ISO брекетинг следует применять осторожно, поскольку чем оно выше, тем больше уровень шумов при одновременном падении динамического диапазона. Брекетинг со вспышкой делается путем создания снимка без вспышки и следующего вместе с ней.
Зачем нужен брекетинг
Это очень хороший вопрос, поскольку современные технологии позволяют фотографировать без него и получать весьма неплохую детализацию, как в тенях, так и в пересвеченных участках сцены. Конечно, если вы снимаете для себя или для публикации в интернете, где все фотографии сжимаются, то разницы не заметите.
Но совсем другое дело, когда фотосъемка делается для рекламы. Особенно, когда планируется дальнейший принт очень крупных размеров. На таких полотнах любая мелочь бросается в глаза и средний уровень качества неприемлем. В такие моменты на помощь приходит брекетинг, поскольку он дает гораздо лучшее качество.
Когда нельзя использовать брекетинг
Эта полезная функция подходит не для всех жанров фотосъемки. Например, для спорта и подвижных объектов брекетинг абсолютно неприемлем. Даже если использовать встроенную функцию в фотокамере.
Обычно при брекетинге делается серия из 3, 5, 7 или даже 9 кадров. Пока фотокамера их сделает, пусть даже с очень короткой выдержкой, главный объект уже сменит свое положение в пространстве, и склеить такие кадры без косяков не получится.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое брекетинг, как его сделать, и зачем он нужен. Но хотим предупредить, что эта функция хоть и полезная, однако не является жизненно необходимой.
Без нее можно прекрасно обойтись, если вы просто любитель поснимать пейзажи или другие не сложные жанры. Профессиональному же фотографу просто необходимо знать, что такое брекетинг и когда его следует применять.
Зачем нужна функция брекетинга в фотографии

Брекетинг в фотографии

Фотографировать в режиме вилки можно серией. Если в фотоаппарате включен автобрекетинг (АЕВ) и серийная съёмка, то достаточно одного нажатия с удержанием кнопки спуск. Всё остальное фотоаппарат сделает самостоятельно. В зависимости от модели фотокамеры брекетинг может включаться специальной кнопкой или через меню. Второй способ обычно используется в фотоаппаратах Canon.
Виды брекетинга

В фотографии наиболее популярным и полезным является автовилка по экспозиции. В технике для фотосъёмки используется два вида экспобрекетинга:

Гораздо реже используется вилка выдержки и диафрагмы. Для этого включается приоритетный режим и функция брекетинга. В этом случае один из параметров остаётся неизменным, а второй изменяется на заданный шаг. Опытные фотографы предпочитают вообще не трогать диафрагму, поскольку она определяет глубину резкости, а работать только с выдержкой.

Вилка фокусировки получила распространение в макрофотографии, где очень небольшая глубина резкости. Получив серию снимков, их можно обработать в фоторедакторе, сохранив только те части изображения, которые нужны. С этим видом брекетинга можно сделать очень качественные макро кадры. Это поможет в тех случаях, когда элементы переднего плана расположены очень близко от фотоаппарата. Делаются два снимка, на одном из которых фокусируется объект переднего плана, а на другом фокус ставится на бесконечность. Далее обе фотографии объединяются в фоторедакторе. В результате получается фотоснимок, на котором резкими будут предметы расположенные очень близко от объектива и самые удалённые. Обычным способом получить такие снимки невозможно.
Для того чтобы компенсировать различные виды освещения применяется брекетинг баланса белого. При фотографировании с одним источником света так же можно воспользоваться данной функцией, чтобы получить кадры, выполненные в тёплых или холодных тонах. Такие снимки так же можно комбинировать, совмещая тёплое изображение на более холодном фоне или наоборот. Самое большое количество видов брекетинга имеется у фотоаппаратов профессионального уровня. Некоторые модели позволяют сделать серию из 11 снимков с разными параметрами. Существуют такие экзотические виды автовилки, как изменение чувствительности ISO или брекетинг вспышки.
Брекетинг это в фотографии что такое
Выставить правильно свой снимок, это может быть не самой простой задачей.
Иногда это может быть пересвет, иногда недосвет, иногда фокус не там. И такие проблемы, на постобработке исправить, это нереально. Если недосвет, еще можно частично исправить, то вот пересвет, тут уже особо ничего не сделаешь. Тоже самое касается работы с фокусом.
Но есть достаточно простая технология, которая позволяет исправлять такие недостатки уже по ходу съемки.
Что такое Брекетинг
Брекетинг — это режим в большинстве зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов, который позволяет сделать сразу несколько снимков, а с автоматической корректировкой каждого последующего снимка. В результате получается несколько фотографий, которые немного отличаются друг от друга.
Брекетинг часто применяется либо для увеличения шансов получить идеальную экспозицию, либо для получения нескольких изображений для последующего объединения, чтобы потом получить снимок с увеличенным диапазоном (HDR), либо с нужной глубиной фокуса.
Вот таким несложным методом, можно получить хорошие снимки.
Типы брекетинга
В отличие от стандартного режима серийной съемки, при котором делается серия кадров с одинаковыми настройками, изображения, снятые с использованием брекетинга, целенаправленно отличаются друг от друга. Брекетинг может работать в сочетании с режимом серийной съемки, хотя это не всегда необходимо.
Брекетинг экспозиции — один из наиболее распространенных режимов брекетинга. В этом режиме, камера делает серию фотографий, различающихся по экспозицией. Брекетинг экспозиции используется в фотографии с HDR, когда несколько фотографий, сделанных с разной экспозицией, объединяются вместе в фото софте для создания одного изображения с большей контрастностью и более широким диапазоном захваченного света. Некоторые камеры позволяют вам выбирать, какой элемент экспозиции — диафрагма, выдержка или ISO, будет изменяется между снимками.
Однако брекетинг экспозиции — не единственный доступный тип брекетинга. К другим типам режимов брекетинга относятся:
Брекетинг фокуса: в этом режиме фокус слегка смещается между снимками. Этот параметр полезен для совмещения фокуса, метода, который включает в себя объединение нескольких изображений, сделанных с немного разным фокусным расстоянием, для увеличения глубины резкости. Эту опцию также можно использовать, когда вы хотите добиться идеальной фокусировки, особенно при работе с малой глубиной резкости и широкой диафрагмой.
Брекетинг вспышки: в этом режиме снимается фотография со вспышкой с разными настройками мощности, что полезно, когда вы не знаете, какие настройки вспышки лучше всего подходят для вашего изображения.
Брекетинг баланса белого: этот параметр позволяет сделать несколько снимков с разными настройками баланса белого для каждого. Поскольку вы можете легко изменить баланс белого снимка в RAW, этот режим наиболее полезен при съемке в сложных условиях освещения в формате JPEG.
Брекетинг глубины резкости или диафрагмы: некоторые камеры также позволяют использовать брекетинг для разных значений диафрагмы, изменяя выдержку и ISO, чтобы экспозиция была одинаковой для каждого кадра. Эти изображения могут быть объединены позже, как при наложении фокуса, или могут быть просто использованы новичками фотографами, которые не уверенны в том, какое значение диафрагмы использовать.
Брекетинг для конкретных брендов. У некоторых брендов есть параметр брекетинга, которого нет у других. Камеры Nikon, например, имеют опцию Active D-Lighting, а камеры Fujifilm предлагают брекетинг имитации пленки для съемки одной и той же фотографии с разным внешним видом.
Не каждая марка камеры предлагает каждый тип режима брекетинга, но большинство продвинутых камер включают как минимум опцию брекетинга экспозиции.
Как использовать брекетинг экспозиции
На некоторых камерах, переключение в режим брекетинг, находится в меню, также часто можно встретить кнопку «bracketing» или сокращение BKT или AEB (брекетинг автоэкспозиции).
Когда брекетинг экспозиции включен, вам нужно установить параметры или указать камере, как отрегулировать экспозицию. Есть ещё ряд дополнительных настроек брекетинга.
Количество снимков: выберите, сколько снимков камера будет делать каждый раз. Чем больше снимков вы сделаете, тем больше разнообразия вы получите. Трех кадров часто бывает достаточно для брекетинга сцены с минимальным контрастом между светлыми и темными областями.
Значение экспозиции или EV. Эта настройка указывает на то, насколько камера будет смещать вашу экспозицию, с каждым проделанным снимком. EV измеряется в стопах. Одна остановка уменьшает вдвое или удваивает свет. Итак, если вы выберете +1 EV, тогда каждый снимок удвоит количество света. Однако, при брекетинге, чаще используются доли стопа, такие как 1/3 EV между каждым снимком. Просто убедитесь, что шаги EV и количество экспозиций в сумме покрывают весь необходимый вам диапазон.
Другие режимы брекетинга будут иметь несколько другие настройки, хотя каждый будет спрашивать, сколько снимков нужно сделать. Брекетинг фокуса, например, спросит, насколько настраивать фокус между кадрами, в то время как брекетинг баланса белого дает возможность выбрать, насколько сильно изменяется цветовая температура между снимками. В некоторых режимах также есть сглаживание экспозиции — включите этот параметр, чтобы выдержка была более равномерной между снимками.
Будьте креативным с помощью брекетинга
Хотя иногда брекетинг используется для увеличения шансов получить непростой снимок сразу во время съемки, часто остальная работа выполняется программным обеспечением.
HDR объединяет несколько фотографий, сделанных с разной экспозицией. В результате получается изображение с большим количеством деталей в светлых и темных областях фотографии. Большинство программ для редактирования изображений, включая Photoshop и Lightroom, имеют инструменты для объединения фотографий HDR.
Брекетинг фокусировки объединяет несколько фотографий, сделанных с разным фокусным расстоянием, вместе, создавая фотографию с большей резкостью. Брекетинг фокуса обычно используется в макросъемке, где небольшое расстояние между объектами создает очень малую глубину резкости, что затрудняет получение всего объекта в фокусе. Наложение фокуса — задача для самых популярных фоторедакторов, таких как Photoshop.
Брекетинг — это простой способ повысить шансы на получение идеального снимка или сделать несколько снимков для объединения их вместе. Хотя брекетинг не заменяет ноу-хау и понимание основ, таких как настройки экспозиции и фокусировка камеры, это полезный инструмент во многих случаях.
Автобрекетинг: зачем он нужен и как им пользоваться. Разбираемся с брекетингом экспозиции
Часто при съёмке хочется попробовать делать кадры с разными настройками, менять уровень яркости, цветопередачи, чтобы потом, в спокойной обстановке, выбрать из нескольких вариантов самый лучший. А продвинутые фотографы часто делают кадры с «вилкой по экспозиции», то есть несколько снимков разной яркости. Этот приём даёт возможность не только выбрать самый лучший кадр, но и, например, сшить все их воедино с помощью HDR или блендинга экспозиции.
В ситуации, когда мы вынуждены постоянно чередовать одни и те же настройки, очень хочется, чтобы это происходило автоматически, чтобы камера сама меняла заданные параметры и делала серию снимков. Для этого и создан автобрекетинг. Автобрекетинг используется в пейзажной, интерьерной, предметной съёмке. А вот для съёмки портретов и репортажей его применение проблематично, ведь объект должен оставаться более или менее неподвижным, чтобы мы успели сделать серию одинаковых кадров.
Давайте познакомимся с функцией автобрекетинга подробнее и узнаем, когда он нужен, как его настраивать и применять. Чтобы рассмотреть исчерпывающее число функций брекетинга, мы будем делать это на примере продвинутой камеры Nikon D850. Владельцы более доступных камер найдут здесь все функции, которые есть у них в меню, а владельцы продвинутых аппаратов получат полную информацию по всем пунктам своего.
В меню фотосъёмки можно выбрать вид брекетинга, с которым мы будем работать.
Фотокамеры Nikon, в которых есть функция автобрекетинга
Функция автобрекетинга есть во всех беззеркальных камерах Nikon Z и зеркальных камерах, кроме «трёхтысячной» серии (Nikon D3300, Nikon D3400, Nikon D3500). В «пятитысячной» серии (Nikon D5300, Nikon D5500, Nikon D5600) доступен брекетинг экспозиции, баланса белого и активного D-lighting, но серия всегда состоит из трёх кадров. У этих фотокамер брекетинг активируется и настраивается в быстром меню, вызываемом кнопкой i. А вот у остальных аппаратов, начиная с «семитысячной» серии (Nikon D7200, Nikon D7500, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810, Nikon D850 и беззеркалках Nikon Z 7 и Nikon Z 6), брекетинг настраивается более комплексно, но и более удобно. Об этом далее.
Как включить брекетинг
Независимо от выбранного вами типа автобрекетинга, активируется он всегда аналогичным образом. На корпусе фотокамеры находим кнопку BKT. Нажав и не отпуская её, крутим колёсико регулировки параметров. По умолчанию переднее колёсико отвечает за шаг брекетинга, то есть за то, как сильно кадры будут различаться по той или иной настройке. Например, в случае с брекетингом экспозиции шаг будет измеряться в ступенях экспозиции. Заднее колёсико ответственно за количество кадров, которые будут сделаны при брекетинге. Можно сделать от 2 до 9 кадров в серии.
Процесс настройки брекетинга будет отображён на обоих информационных дисплеях — верхнем и основном.
Основной дисплей камеры. Выбран брекетинг автоэкспозиции с шагом в 1.0 EV, а количество снимков — 3.
Та же настройка появляется на верхнем дисплее, пока вы держите нажатой кнопку BKT. Три кадра — 3F (frames) с шагом в 1.0 EV. На шкале экспонометра показано, как будут располагаться экспозиции кадров относительно исходного значения.
У беззеркалок Nikon Z 6 и Nikon Z 7 нет специальной кнопки для включения брекетинга. Но эту функцию можно назначить на любую из функциональных кнопок.
Настройка брекетинга в минус: к исходному снимку будут сделаны два кадра с меньшей экспозицией и шагом 2EV
То, какие кадры будут сделаны, всегда указывается на шкале экспонометра в виде рисок. Сейчас мы видим, что брекетинг настроен на 3 кадра с отрицательной экспозицией.
Штатив и спусковой тросик — лучшие помощники при съёмке с брекетингом. Штатив необходим для того, чтобы все кадры серии были сделаны строго с одной точки. Так их будет потом удобнее отбирать и обрабатывать. К тому же штатив открывает возможности панорамной съёмки и съёмки на длинных выдержках.
Как снимать с брекетингом
Серия кадров с брекетингом будет делаться следующим образом. В режиме покадровой съёмки S и тихой съёмки Q одно нажатие на кнопку — один кадр серии. То есть на кнопку спуска придётся нажать столько раз, сколько кадров будет в серии. Если выбрана серийная съёмка CL, CH, QC, то можно нажать кнопку и удерживать — аппарат сделает нужное количество кадров и остановится. Удобно!
Диск выбора режимов съёмки между покадровой, серийной и автоспуском.
Пульт дистанционного управления Nikon MC-DC2
Ещё одна полезная функция: если мы используем брекетинг автоэкспозиции, то при съёмке с автоспуском будут сделаны подряд все кадры серии. Такой режим отлично сочетается со съёмкой со штатива. А штатив часто необходим при серьёзной работе с брекетингом как минимум для того, чтобы все кадры серии были сделаны с одной точки съёмки.
Как выключить брекетинг
Обратите внимание, что брекетинг в более продвинутых камерах сам не отключится ни после того, как будет сделана серия снимков, ни даже после того, как будет выключен фотоаппарат. Это сделано для удобства фотографа, чтобы ему не приходилось настраивать всё заново после каждого действия с камерой. Но начинающие часто забывают выключить брекетинг, а потом не понимают, почему у них камера, скажем, начала делать кадры разной яркости. Поэтому будьте внимательны и не забывайте отключать брекетинг, когда он не нужен.
Если брекетинг активен, на верхнем экране будет гореть иконка BKT, а на шкале экспонометра будут три риски, соответствующие экспозиции каждого кадра серии.
Чтобы отключить брекетинг, зажмите кнопку BKT и уведите количество кадров к нулю с помощью заднего колёсика.
Nikon D5600, Nikon Z 6 и Nikon Z 7 роднит то, что у них настройки брекетинга сбрасываются при выключении фотоаппарата. Что неудобно для продвинутых фотографов, зато лучше для начинающего.
Итак, приступаем! Прежде всего, надо выбрать параметр, который будет чередоваться при брекетинге экспозиции. В Nikon D850, как и других продвинутых камерах Nikon, предлагается сразу пять вариантов. Рассмотрим их.
Виды брекетинга
Пожалуй, самый популярный вид автобрекетинга — брекетинг экспозиции. Но, кроме него, есть и другие варианты, которые стоит рассмотреть.
Брекетинг активного D-Lighting
Активный D-Lighting — фирменная технология Nikon, призванная расширить динамический диапазон на фото. Проще говоря, в контрастных сюжетах D-Lighting осветляет затемнённые участки фото. Это часто требуется для съёмки закатных и рассветных пейзажей, любых контрастных сюжетов, чтобы на фото не было провалов в чёрное. Но с какой степенью воздействия D-Lighting стоит применять в конкретном сюжете?
В меню продвинутых фотокамер Nikon можно выбирать степень воздействия активного D-Lighting на снимок. Но чтобы понять, какой именно эффект нам нужен, потребуются пробные кадры. Стоит сразу сделать серию кадров с разными вариантами D-Lighting, а потом из серии выбрать самый удачный вариант.
Серия кадров, сделанная разными настройками активного D-Lighting. Далее фотограф может выбрать самый понравившийся ему снимок. Мне понравился этот, промежуточный вариант без потери деталей в тёмных участках, но с хорошим контрастом.
Итак, в меню автобрекетинга выбираем вариант «Активный D-Lighting». Теперь остаётся выбрать количество кадров, которые будут сделаны, и шаг, с которым будет применяться настройка от самого слабого к самому сильному варианту.
Выбор брекетинга по активному D-Lighting в меню.
Для справки: степени активного D-Lighting и их буквенные обозначения, которые будут отображаться на дисплее камеры в момент настройки брекетинга по активному D-Lighting.
Пример настройки: камера будет делать 5 кадров. Первый — без активного D-Lighting (OFF). Далее пойдут кадры с разной степенью активного D-Lighting: «Умеренный» (L), «Нормальный» (N), «Усиленный» (H) и «Сверхусиленный» (H*).
Использовать брекетинг активного D-Lighting целесообразно только при любительской съёмке в формате JPEG, когда вы не собираетесь заниматься последующей обработкой кадров и хотите сразу красивый результат. Если вы снимаете в формате RAW, сделать обработку, аналогичную активному D-Lighting, для вас не составит труда в любом RAW-конвертере.
Брекетинг баланса белого
Некоторые фотографы постоянно недовольны цветом на своих фото. При этом проявлять снимки из RAW они не готовы, хочется уже при съёмке добиться идеальной цветопередачи. Во многих условиях освещения предустановки баланса белого типа «Облачно» или «Лампы накаливания» не дают идеальной цветопередачи. Тут на помощь приходит брекетинг баланса белого. Камера делает серию снимков со сдвигом цветовой температуры. Благодаря этому, кроме исходного кадра, у нас будут снимки с оттенками чуть теплее и чуть холоднее. Обратите внимание: брекетинг баланса белого не чередует предустановки типа «Солнечно» или «Облачно». Он, отталкиваясь от имеющейся цветовой температуры, делает кадры, немного её изменяя.
В итоге получаются снимки с очень деликатным изменением оттенков, из которых можно выбрать оптимальный вариант. Не всегда стоит гнаться за цветовой палитрой «как в жизни» — в творческой фотографии лучше выбирать более эффектную, эстетичную версию.
Ниже дан пример настройки брекетинга баланса белого. Будет сделано 9 кадров с шагом в 3 единицы. Шаг изменения баланса белого измеряется в майредах. Шаг в 1 единицу — 5 майред, в 2 — 10 майред, в 3 — 15 майред. Что такое майред? 1 майред = 1 000 000/K, где К — цветовая температура в Кельвинах. Запоминать эти единицы измерения и производить какие-то расчёты при съёмке не нужно. Просто снимаем и методом проб и ошибок получаем оптимальные кадры.
Брекетинг баланса белого работает только для JPEG. Это логично: при конвертации RAW мы можем менять баланс белого на снимке как пожелаем, без потери качества, при этом не обязательно делать серии снимков.
Брекетинг вспышки, брекетинг автоэкспозиции и вспышки
По сути, все эти три вида брекетинга отвечают за одно и то же — за работу с экспозицией кадра. Какой бы из этих трёх типов брекетинга вы не выбрали, регулировка будет происходить в ступенях экспозиции. Вопрос в том, за счёт каких параметров будет меняться экспозиция снимка. Так, в случае выбора брекетинга вспышки камера будет управлять только мощностью встроенной или установленной на фотокамеру внешней вспышки с поддержкой i-TTL. Будет сделано несколько кадров с разной мощностью импульса вспышки.
Если выбран пункт «Брекетинг автоэкспозиции и вспышки», камера сама будет решать, за счёт вспышки или за счёт параметров экспозиции менять яркость снимка. Если вспышка не используется, брекетинг автоэкспозиции и вспышки будет работать точно так же, как и брекетинг автоэкспозиции. На практике брекетинг со вспышкой редко используется. Всё же TTL-вспышки имеют не бесконечные батареи и разряжать их дополнительными импульсами для реализации брекетинга мало кто хочет. Лучше уж всё своё осветительное оборудование точно настроить перед съёмкой, сделав несколько пробных кадров, а потом снимать наверняка.
Вспышка Nikon SB-5000
Nikon D750 со встроенной вспышкой
Брекетинг автоэкспозиции
Вот мы и добрались до, пожалуй, самого востребованного вида брекетинга. Чаще всего фотографу требуется сделать кадры именно с разной экспозицией, разной яркостью.
Во-первых, когда мы снимаем сложные по свету сюжеты, бывает трудно идеально настроить экспозицию. Примером такого сложного для экспозиции сюжета может стать почти любой пейзаж с закатным солнцем в кадре. Перепад яркостей большой. И при настройке экспозиции нужно, с одной стороны, не пересветить небо, а с другой — не провалить в чёрное детали самого пейзажа. Поэтому «в поле» бывает проблематично идеально настроить экспозицию. И здесь нет ничего лучше, чем сделать страховочные кадры с брекетингом экспозиции — один чуть ярче, другой чуть темнее. А впоследствии выбрать оптимальный вариант.
На съёмке «в поле» у нас нет инструментов для точного контроля экспозиции. Даже гистограмма при съёмке в RAW строится для его JPEG-превью и доподлинно нам неизвестно, сколько деталей мы сможем в итоге ещё вытащить при обработке. Тут спасает только доскональное знание особенностей своего фотоаппарата и подстраховка в виде брекетинга.
Во-вторых, бывают сюжеты, которые, так или иначе, не уложатся в динамический диапазон фотокамеры. Как бы мы не старались их снять одной экспозицией, будут теряться либо светлые детали, скажем, вокруг солнца, либо тёмные детали переднего плана. То же самое и при съёмке интерьеров, когда необходимо показать не только помещение, но и вид за окном, а не просто пересвеченные квадраты оконных проёмов. Такие сюжеты тоже полезно снимать с брекетингом — впоследствии мы из них сможем создать HDR-изображение или сшить снимки при помощи блендинга экспозиции. При подобном подходе важно задать такие параметры брекетинга, при которых на самом ярком кадре серии будут проработаны наиболее тёмные участки снимка, а на самом тёмном снимке сохранятся особенно яркие детали сюжета.
шагом в 2 EV. А если передо мной сюжет со сравнительно слабым перепадом яркостей, порой достаточно 2–3 кадров с шагом в 1 EV. А вообще, в настройке брекетинга под свои задачи каждый фотограф должен отталкиваться прежде всего от собственного опыта и стиля съёмки и используемой техники: универсальных значений нет. Основной совет — сделайте пробную серию кадров и убедитесь в том, что на самом тёмном кадре нет серьёзных пересветов, а на самом светлом — нет потерь деталей в тенях. Зная, что важнее всего сохранить детали в светлых участках, я часто делаю стартовый снимок заведомо тёмным. В случае пейзажа обычно ориентируюсь по небу вокруг солнца: оно должно быть проработано, что легко увидеть на экране фотоаппарата, особенно если активировать индикацию засветок.
Благодаря широчайшему динамическому диапазону Nikon D850, я могу «вытянуть» все детали из одного кадра, выбрав для этого самый подходящий по экспозиции снимок серии. В моём случае это стартовый кадр. Но при такой экстремальной «растяжке» динамического диапазона на фото неизбежно появится цифровой шум и не все детали в тенях будут переданы хорошо. А во времена, когда я снимал на более простую технику, с более узким динамическим диапазоном, такой трюк был бы просто невозможен — всё утонуло бы в каше из шумов.
Сшитый из 5 исходных изображений HDR-снимок с проработанными деталями как в светлых, так и в тёмных участках. Меньше цифрового шума.
Серию с брекетингом правильнее всего снимать со штатива — чтобы кадры были сняты строго с одной точки. Это облегчит дальнейшую работу с ними, например, при склейке HDR.
Как настроить брекетинг экспозиции
Брекетинг экспозиции имеет ряд своих настроек. Самое важное — за счёт какого параметра экспозиции будет производиться её смена? Ведь экспозиция может меняться как за счёт выдержки, так и за счёт диафрагмы. В случае режимов A и S смена экспозиции между кадрами происходит за счёт того параметра, которым управляет автоматика в данном режиме. В режиме А это выдержка, а в S — диафрагма. В режиме Р автоматика просто чередует экспопары с различными параметрами и может сменить как выдержку, так и диафрагму.
Давайте рассуждать логически. При съёмке серии с брекетингом две вещи должны быть неизменны, чтобы впоследствии мы могли работать с серией снимков. Это фокусировка и значение диафрагмы. Если собьётся фокусировка или изменится глубина резкости, будет тяжело собрать HDR или же получим просто брак. Чаще всего брекетинг применяется для съёмки статичных сюжетов, так как иначе просто не будет времени на его использование. Значит, параметр выдержки нам не столь важен. Правильнее будет использовать для смены экспозиции именно выдержку. Поэтому брекетингом экспозиции пользуются в режимах A или М.
В продвинутых камерах можно выбрать, каким параметром будет регулироваться экспозиция в режиме М. Конечно, стоит выбрать выдержку (она и так настроена по умолчанию). В камерах начального уровня брекетинг настроен правильно по умолчанию и работает за счёт выдержки.
Вторая настройка больше зависит от ваших личных предпочтений: в какой последовательности камера будет будет менять экспозицию. Ниже — два доступных варианта.
Я предпочитаю, чтобы кадр со стартовой экспозицией делался первым — по нему будет проще отследить, где начинается серия снимков, а где заканчивается. Да и стартовый кадр, как правило, самый важный.








