Были ли у профессора основания опасаться что чартков станет

Вопросы для анализа повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Вопросы для анализа повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

Зачем так подробно описана комната Чарткова?

Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?

Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

Почему “Золото сделалось. страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?

Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?

Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

В чём значение искусства и почему “талант. чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?

Источник

Срочно нужны ответы 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет с

Были ли у профессора основания опасаться что чартков станет

1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу.

2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.

5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.

Были ли у профессора основания опасаться что чартков станет

1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.

2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Источник

Срочно нужны ответы
1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
2.

1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.

2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

4.В реалистическом произведении интерьер — это важное средство характеристики персонажа.

Сори что не на все ответила((

1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу.

2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.

3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.

Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.

5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.

Источник

Конспект урока литературы в 10 классе по теме ««Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Открытый урок по литературе с элементами интеграции в 10 классе «Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Цели урока:
Образовательная :
— проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
— определить тему, актуальность проблем повести

— вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Развивающая:
— развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
— устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
— умение работать с текстом.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
— убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
— умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер.

Опережающее домашнее задание.

Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)

«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблемы; постараемся определить, какой выбор стоит и перед гениями и перед обыкновенными людьми.

Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? Первая часть эпиграфа относится к каждому из нас, а вторая? (К творцу). Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества).

Запишем тему урока.

— Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?

Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

— Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

Был ли у него талант? (чтение отрывков).

-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
— Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

— В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника А.А. Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Художник Иванов много лет писал свое грандиозное полотно.
-Что рассказывается об этом художнике, какой путь выбрал он? Каково его творение? (чтение цитаты)
-Гоголь подводит нас к мысли, что талант – это дар Божий, и дан он, чтобы служить добру, истине. Дарование нужно не только заслужить, но и сохранить в себе.

— Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?

-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).

Но только ли талант погиб в художнике?

— Какое адское намерение родилось в его душе?

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

— Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
— Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? ( «Портрет»)

Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.

Художник вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре, очиститься от греха.
— Простил ли его Бог? (Да. Он заслужил прощение)
— Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

— Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.

Вернёмся к эпиграфу «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Почему талантливый должен быть чище душой? Истинное искусство должно служить добру. Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять его на мелочи.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).

Подведём итог урока. Материалы из этой повести можно использовать в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Заполним таблицу «Банк аргументов на ЕГЭ».

1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем, в современном мире».

Источник

Н.В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике «Петербургские повести»

Исследование истории создания, темы повести и идейного замысла автора. Изучение особенностей аналитического подхода к художественному тексту. Анализ сцен мистических появлений портрета. Описания трагической истории духовной гибели художника Чарткова.

РубрикаЛитература
Видразработка урока
Языкрусский
Дата добавления06.10.2012
Размер файла30,9 K

Были ли у профессора основания опасаться что чартков станет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике «Петербургские повести».

l познакомиться с повестью Н. В. Гоголя «Портрет»;

l развить умение аналитического подхода к художественному тексту;

l развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.

1. Вводное слово учителя

2. История создания повести “Портрет”

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в 1835 г. В сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве.

Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта рама повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Уехав из России после скандала, связанного с постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.

В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.

Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена.

Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой.

В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна.

Во второй исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету.

Вопросы для анализа повести.

1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?

5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?

9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

13. Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

16. Почему “Золото сделалось. страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?

17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

19. Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?

1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2. Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

4. Анализ содержания повести, используя проблемные вопросы

— Вот мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя:

именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”. Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.

В повести “Портрет” автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести “приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”. К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

Что заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?

Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства).

Как это показано в повести?

Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее “падение” Чарткова: “кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот”.

Как был наказан Чартков?

Он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: “Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. ”

Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле. В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей?

Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.

Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: “Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения.

6. Домашнее задание

Напишите сочинение на тему: “ Опровергает или подтверждает вторая часть “Портрета” мысль о всевластии зла?”

мистический портрет духовный художественный

7. Дополнительный материал

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья.

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя. ” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?- ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”. Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия. Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти. ” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах. ”

“Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движения и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был повреждён и запылён портрет, но, когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщание своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью”

“. Он стал нетерпеливо тереть рукою и скоро увидел портрет, на котором ясно была видна мастерская кисть, хотя краски казались несколько мутными и почерневшими. Это был старик с каким-то беспокойным и злобным выражением лица; в устах его была улыбка, резкая, язвительная, и вместе какой-то страх; румянец болезни был тонко разлит по лицу, исковерканному морщинами; глаза его были велики, черны, тусклы; но вместе с этим в них была заметна какая-то странная живость. Казалось, этот портрет изображал какого-то скрягу, проведшего жизнь над сундуком, или одного из тех несчастных, которых всю жизнь мучит счастье других. Во всём портрете была видна какая-то неокончательность. ”

В I редакции портрет ростовщика со всей очевидностью выдаёт в нём демонического персонажа. Во II редакции Гоголь завуалировал, спрятал в подтекст всю инфернальную сущность ростовщика, оставив читателя в ауре тайны.

В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво.

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства. В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя. Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении. Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться. Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев. Если в человеке уничтожена любовь, не найдена “божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели. Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.

Вопросы для осмысления содержания повести

1. Чем встревожила вас повесть Гоголя “Портрет”?

2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?

3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в апартаментах на Невском проспекте?

4. Представьте себе Чарткова в тот момент, когда он дорисовывает Психею и когда он уничтожает полотна талантливых художников.

6. В чём смысл эпитета и сравнения: “В нём (свёртке) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь”?

7. Что губит и что спасает талант художника?

Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ повести «Чёрный монах» в контексте творчества А.П. Чехова и эпохи. Истоки замысла повести «Чёрный монах», оценка современников и интерпретация потомков. Мотив как теоретико-литературное понятие. Комплекс библейских и философских мотивов повести.

дипломная работа [153,2 K], добавлен 01.03.2015

Общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. «Петербургские повести» как особый этап в литературной деятельности Гоголя. Художественное постижение всех сфер русской жизни. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

презентация [2,9 M], добавлен 25.10.2011

Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Место мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести», цели их введения.

курсовая работа [34,5 K], добавлен 08.12.2010

Жанровое и языковое своеобразие повести «Митина любовь». Место лирического начала в произведении, его лирико-философское начало и проблематика. Концепция любви у И.А. Бунина. Характеристика образов главных героев повести, проявления декадентского начала.

дипломная работа [83,4 K], добавлен 07.11.2013

Искусство живописи и судьба художника в творчестве Н.В. Гоголя. История написания повести «Портрет», анализ произведений, послуживших ее источником. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Сны, видения, искушение, слава и трагический конец героя.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 13.03.2016

Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013

Роль художника в обществе. Роль «портрета-символа» в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Рассказ Э.А. По «Овальный портрет» как выражение художественного мышления писателя. Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

презентация [1,8 M], добавлен 11.12.2011

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *