Бытие социального включающее индивидуальное бытие и бытие общества что означает
Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества
Основные формы бытия
Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
Бытие социального — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека в его постижении мира и самопостижении, самоосуществлении и самоутверждении.
2.2 Философское учение о материи. Диалектика
Вопросы для изучения материала:
1 Философское учение о материи
1 Философское учение о материи
Практически любая философская система разрабатывала свое учение о материи. Согласно метафизическому пониманию материя вечна, несотворенна и неуничтожима. Согласно диалектическому материализму, разработанному К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным материя есть объективная реальность, охватывающая все формы бытия. Атрибуты (неотъемлемые свойства) материи: структурность, движение и отражение в сознании.
Структурные уровни организации материи:
— микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы, клетки);
— макромир (физические тела, организмы, популяции, общество, планеты, звездные системы);
— мегамир (сверхгалактики, метагалактики).
Материя представлена в двух формах: пространстве и времени.
Время — последовательность состояний, форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также самого мира вместе со всем, что к нему относится.
Физическое пространство-время. Свойства физического времени: однородность, одномерность, бесконечность, направленность протекания. Существует динамическая и статистическая концепции времени. Статистическая концепция допускает движение времени в обратную сторону. Динамическая концепция пользуется понятием «стрела времени» и не допускает возможность создания «машины времени». Свойства физического пространства: трехмерность, однородность, изотропность (законы природы не зависят от направления движения), бесконечность.
Психологическое пространство-время. Время внутренних переживаний. Психологическая совместимость. Проксемика. Русский ученый и философ А.Л. Чижевский впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей.
Всякое усложнение в живой природе, появление новых, более сложных форм жизни называется развитием. Развитие общества называется прогрессом. Идея развития утверждается в философии в конце XVII — середине ХТХ века.
Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения: Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элей. Аристотель называл Зенона «изобретателем диалектики». Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре: Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понитий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все они были стихийными диалектиками.
Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана немецкой классической философией. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего,
Материалистическая диалектика современности Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение я развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Предмет диалектики как науки — всеобщие, объективные принципы и законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы и категории являются одновременно законами и категориями как бытия, так и познания.
Структура диалектики как науки. Диалектика как наука — сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами.
Закон — существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями.
Законы диалектики (впервые сформулированы Г.В.Ф. Гегелем):
— закон единства и борьбы противоположностей — вскрывает общий механизм развития;
Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества
Понятие бытия центральное в философии, предмет изучения онтологии. Принято выделять ряд основных форм бытия: бытие вещей (тел), процессов; бытие человека (как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие), бытие духовное (идеальное) и бытие социальное (индивидуальное бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества).
В социальном бытии человеческая субъективность через программы деятельности, через собственные действия становится реальностью.
Специфика социального бытия состоит в следующем:
1) основу социального бытия образует совместно-разделенная деятельность людей, т.е. изменение и преобразованием миром человека. Деятельность людей всегда имеет предметный характер и поэтому представляет собой единство двух противоположно направленных процессов:
— опредмечивание (процесс, при котором человеческие способности воплощаются в предметах культуры), в результате которого формируется социальная предметность (предмет становится носителем социального значения);
— распредмечивание – процесс, при котором свойства предмета становятся достоянием человеческих способностей. В результате распредмечивания человеческие способности развиваются и наполняются предметным содержанием.
2) социальное бытие имеет двойственный – чувственный и сверхчувственный характер. Сверхчувственное измерение социального бытия представлено в т.н. социальных формах;
3) социальное бытие процессуально, ему свойственна динамика, воспроизводимось в динамике;
4) социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник: социальное бытие предполагает самореализацию личности
Формами социального бытия выступают социальное пространство и социальное время.
Социальное пространство – это определенная координация людей, их действий, предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса. Особенности социального пространства: оно неоднородно и формируется только благодаря деятельности людей; само физическое пространство является проекцией социальной структуры общества (П. Бурдье).
Социальное время – это мера изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур.
Подходы к изучению общества
В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.
1) Натуралистический. Представители этого подхода утверждают, что общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов (Ш. Монтескьё, Л.Гумилёв)
2) Цивилизационный. В его основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.
3) Идеалистический. История общества, с точки зрения этого подхода, рассматривается как процесс движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г.Гегель).
4) Материалистический (К.Маркс и Ф.Энгельс). Этот подход основывается на утверждении, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание и общественный уклад. В рамках материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества,
Небытие –полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то чего не существует и то о чем мы не можем помыслить.
Сущее – категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся вещей, так и для каждой отдельной вещи, иногда сущее как синоним бытия.
У Хайдеггера сущее противоположно бытию и является единству двух аспектов: бытия и сущности.
В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию.
В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.
Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.
Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.
Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).
Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начало бытия.
«Единое» и «многое» выражают количественный аспект бытия, «духовное» и «материальное» — качественный.
Единое и многое: их соотношение.
Бытие раскрывается со стороны своего единства, единая центральная категория онтологии, обозначающее начало всякого множества и бытия как такового. Единое является началом всякой вещи, но самой вещью не является. Бытие как единое есть причина и начало сущего — многого. Благодаря Единому многое становится всеобщим, целостным, ибо без Единого многое превращалось бы в бесконечность сущего. Единое делаетвсякую вещь тем, что она есть, а не иным.
В чем причина перехода Единого во многое?
У Платона, согласно которому единое будучи идеальным и совершенным создало другое возникающее и то, что возникло стало сущим. Единое — изначально,самодостаточно и самоценно, но абстрактно и бессодержательно. Единое становится таковым только в отношении к многому
Духовное и материальное начало бытия
Содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета. «Идеальное» противопоставляют «реальному».
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 545 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Бытие социального
Бытие социального включает в себя две основные подформы: индивидуальное бытие и бытие общества, или общественное бытие. Индивидуальное бытие – это процесс жизни и деятельности данного человека, но человек живет в обществе. В чем заключается специфика общества, его отличие от природы? Человеческое общество отличается от любой саморазвивающейся системы природы, прежде всего, способом своего существования. В живой природе, например, способом существования является биологический обмен веществ, биологическая форма жизни и развития. Способом существования человеческого общества является процесс материального и духовного производства.
Кроме того, общество от природы отличается элементами, из которых оно состоит – социальных субъектов, общественных отношений, культуры, социальных процессов и явлений. Интегральное единство этих сфер составляет общественное бытие.
Бытие вообще и социальное бытие соотносятся между собой как целое и часть. Это же применимо к сферам бытия духовного, бытия природного и бытия человека. Учение о бытии в самом общем смысле определяет именно через категорию бытия отношение человека к окружающему его миру (включающем, как уже говорилось, природу, общество, культуру). Философия поэтому является формой рефлексии (самосознания) о месте человека в мире, его ценностях в мире природы и общества, его возможностях и предназначениях в мире.Философия изучает не мир сам по себе в его свойствах, а отношение человека и мира и направлена на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека.
В этом смысле философия является мировоззрением. Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, чувств и настроений о месте человека в мире. Кроме философии формами мировоззренияявляются мифология, искусство, мораль, религия, научное и обыденное мировоззрение. Как теоретическое мировоззрение философия отличается от других форм мировоззрения:
— от личностного и обыденного мировоззрения – тем, что оно систематизировано и строится как система теоретических конструктов, выраженных в виде категорий, носящих всеобщий и универсальный характер;
— от искусства– тем, что выражает мировоззренческое содержание в абстрактных понятиях, а не в художественных образах;
—от религии – тем, что, в отличие от религии, не эмоциональна и не ритуальна, а абстрактна и теоретична; религия персонифицирует свои мировоззренческие представления, которые основаны, в первую очередь, на вере, а не на доказательстве;
— от мифологии – тем, что веру в сверхъестественные причины явлений заменяет обращением к разуму, доказательности, рациональности объяснений при помощи суждений, доказательств, понятий и их определений.
Другими словами, от них философия отличается своим теоретическим способом организации мыслительного материала – философия является теоретическим и рефлексивным мировоззрением. Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру, выражаемое в понятиях, постановках проблем и теоретических концепциях. Философия – это, кроме того, форма рефлексии над другими формами мировоззрения и картинами мира, поставляемыми наукой, религией, мифологией и т.д. В философских системах выражена и общая концепция не только природного бытия, но и бытия социального и духовного. Поэтому философия выполняет и общесоциологическую и общекультурную функции, является общей теорией социального и культурного развития.
Поэтому, можно сказать, что помимо этих функций, философия выполняет и функцию метамировоззрения: философия является общей теорией мировоззрения, поскольку именно здесь разрабатывается общее целостное представление о мировоззрении и его социальных формах (включающих в себя религиозную, мифологическую, научную и собственно философскую картины мира); философия рефлексирует в философских понятиях и категориях над общетеоретическим стилем мышления эпохи, отражая ее менталитет и систему ценностей.
Каждая из указанных форм мировоззрения формулирует некоторый целостный взгляд на мир, иными словами, предлагает некоторую картину мира. Под картиной мира понимается такой целостный взгляд на мир и место человека в этом мире, который порождает определенную модель мироздания. Поскольку выделяются различные формы мировоззрения, то целесообразно говорить о религиозной, мифологической, научной и, наконец, философской картинах мира.
1. С чего начинается философское учение о бытии?
2. Есть ли у философии, которая темпорально проблематизирует бытие, вечные вопросы?
3. Может ли «горизонт бытия», очерченный философским пониманием, стать мировоззренческой картиной мира?
4. Принимаете ли Вы тезис о том, что философия – это искусство изобретать концепты?
5. Почему мифологическую картину бытия называют произволом богов?
6. Поясните концепт бытия, связанный с понятием «архе».
7. Чем отличается бытие, сконструированное образами богов и героев от философских представлений?
8. С помощью каких категорий строились концепты бытия в античной философии? Сохранились ли они до настоящего времени?
9. Почему онтология как учение о бытии является «первой философией» и кто ее так назвал?
10. Назовите концепты субстратного и субстанциального бытия.
11. Чем отличается физикалистское учение о бытии от философского?
12. Назовите основные течения, по-разному интерпретирующие понятие бытия.
13. Дайте определение бытия.
14. Назовите структурные разновидности бытия.
15. Охарактеризуйте бытие природного. Чем отличается «вторая природа» от первой»?
16. Как Вы понимаете бытие человека?
17. Существует ли бытие идеального? Если «да», то в каких формах?
18. Охарактеризуйте человека как мыслящую субстанцию. Единство каких трех измерений характерно для человека?
19. Что такое индивидуальное и надындивидуальное бытие человека?
20. Что такое мистическое понимание духовности?
21. Охарактеризуйте структуру бытия духовного.
22. Что такое объективированное духовное бытие и как оно влияет на индивида?
23. Что такое общественное бытие? Какова его структура?
24. Назовите формы человеческой духовности. Почему она не ограничена только религиозной?
25. С учетом известных Вам форм мировоззрения дайте определение картины мира.
1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7.
2. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1988.
3. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. №4.
4. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000. С. 79-184.
5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб: «Алетейя», 1998.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии.1992.№12.
7. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.1994,1999.
8. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 3-17.
9. Маркова Ю.Б. Философия из хаоса. Ж. Делёз и Ф. Гваттари о философии как творчестве концептов // Вопросы философии. 2002. №2.
11. Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1993. №2.
12. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
13. Ремизов В. Духовность как культурная ценность // Философские науки. 1997. №2.
14. Риккерт Г. Философия жизни: Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1998.
15. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
16. Фромм Э. Душа человека. М., 1991.
17. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
18. Художественные модели мироздания Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. В 2 т. М., 1997, 2000.
19. Юнг К.Г. Проблемы души современного человека. М., 1994.
Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия
Онтология (от греческого онтос и логос) – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего. Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.
В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:
-технологизацию;
-институциализацию;
-глобализацию;
-виртуализацию,информатизацию и др.
Первая тенденция — технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам. Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных
регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.
___Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:
1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);
2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;
3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;
4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.
Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом, подробному рассмотрению которого мы посвятим следующую главу.




