Бывало что викинги отправлялись в плавание

Глава 4. Корабли и плавания

Викинги стали владыками морей — об этом говорит вся их история. Торговля, пиратство, прибрежные рейды, долгие путешествия поселенцев — все это стало возможным благодаря техническим достижениям кораблестроителей и моряков, искусство которых не знало себе равного в Европе. Корабли викингов стали вершиной многовекового развития, стадии которого можно изучить по древним изображениям на скалах, по некоторым обнаруженным в болотах и курганах кораблям, которые древнее, чем эпоха викингов, и по изображениям на резных камнях с Готланда. Ключевым элементом в прогрессе кораблестроительства стало изобретение паруса и увеличение его размеров, усовершенствование характерного для скандинавских кораблей руля, который располагался с правого борта около кормы, и постепенное развитие настоящего и очень мощного киля. К концу VIII века корабли викингов уже могли пересекать Северное море, и Запад ужаснулся, оказавшись в полной власти разбойников, само появление которых поражало и страшило.

Корабли викингов были предназначены для различных целей. Отнюдь не все они были одного и того же размера и типа. Три наиболее известных и лучше всего сохранившихся корабля происходят из норвежских курганов, которые лежат вокруг Ослофьорда — в Гокстаде, Усеберге и Туне. Корабль из Гокстада сопровождали три шлюпки. Пять других больших кораблей более позднего периода были подняты в 1962 году со дна Роскильдефьорда в Дании. Все эти корабли (вместе с другими, менее хорошо сохранившимися, остатки которых обнаружили в различных погребениях) в основном имеют схожую конструкцию, но в них видны и заметные различия. Очевидно, что и среди военных, и среди купеческих кораблей существовало множество различных типов. Это подтверждается большим количеством различных наименований кораблей в письменных источниках.

Из трех упомянутых норвежских кораблей корабль из Гокстада (см. вклейку) лучше всего помогает нам понять, каким был типичный корабль викингов IX века, хотя он и несколько меньше, чем те суда, которые строили позднее. Он был обнаружен в кургане в 1880 году в толстом слое голубой глины, которая почти полностью сохранила прекрасную резьбу по дереву. Корабль послужил гробом для мужчины средних лет крепкого телосложения. Погребение датируется примерно 900 годом.

Длина корабля из Гокстада составляет около 23 метров от кончика носа до кормы. Киль сделан из одного куска дуба. От него поднимаются элегантные крутые изгибы носа и кормы. Отсутствуют только самые высшие точки корабля — они выступали поверх защитного слоя глины и находились в обычной земле, поэтому сгнили. 16 поясов обшивки образуют корпус. Наибольшая ширина его составляет 5,25 метра, а глубина в середине корабля — около 2 метров; осадка корабля составляла чуть меньше метра. Корабль был обшит «внакрой», то есть каждый пояс обшивки перекрывал нижележащий пояс и был приклепан к нему. В большинстве поясов толщина планок не превышает дюйма, однако десятый пояс, находившийся у ватерлинии, и четырнадцатый, в который вделаны уключины, были немного толще, что позволяло этим планкам выдерживать дополнительную нагрузку. Планшир был очень мощным. Все пазы и стыки — заделаны шнурами, слабо сплетенными из щетины и шерсти.

Внутреннюю структуру корабля образовывали 19 шпангоутов, находившихся на расстоянии около метра друг от друга, на которых лежали поперечные балки. Под ватерлинией обшивка корабля была не прибита, а привязана к этим балкам. Обвязка была сделана из корней ели и пропущена через клинья, оставленные в досках, когда их вырубали. Благодаря этой технологии корабль оказывался достаточно гибким, чтобы идти по бурному морю не разбиваясь: при более жестком соединении дерево должно было бы быть гораздо толще, чтобы выдержать нагрузку, и корабль лишился бы всех преимуществ, которые давали ему легкость и высокая скорость. В некоторых областях Скандинавии обвязку использовали еще более широко, чем на корабле из Гокстада: мы узнаем, что зимой 1138/39 года Сигурд Слембидьякон 1 (претендент на трон Норвегии) приказал нескольким лапландским кораблестроителям построить для него два корабля, и «они были скреплены оленьими жилами, без гвоздей, и прутьями ивы вместо скреп, и каждый корабль мог везти 12 человек».

У корабля из Гокстада нет фиксированной палубы; на нем были сосновые половицы, которые свободно лежали на поперечных балках, не будучи ничем закреплены. Приподнимая их в любом месте, легко было и вычерпывать трюмную воду, и вынимать хранившиеся под досками вещи. На этом и других кораблях были обнаружены ковшики для вычерпывания воды; использовались и ведра, а насосы были неизвестны.

Возможно, самой странной деталью корабля викингов, на взгляд современного человека, был его руль, но на самом деле этот руль — одно из величайших технических достижений той эпохи. Он выглядел как очень широкое и массивное весло, прикрепленное к кормовой части, и в нормальном своем положении на 18 дюймов выступал ниже линии киля, давая хорошее боковое сопротивление воде. Однако глубину руля было легко приспособить и к мелководью. Главным местом прикрепления руля служил дубовый блок, намертво с помощью планок приделанный к особо упроченному шпангоуту. Кроме того, руль был прикреплен ремнем, который соединял его с планширом, и, когда рулевой высвобождал ремень и в то же время подбирал канат, прикрепленный к нижнему концу руля, канат накручивался на дубовый блок и таким образом поднимался со дна. Румпель можно было отсоединить; на корабле из Гокстада он более ярда длиной и украшен прекрасной головой зверя (рис. 37).

Корабль из Гокстада был предназначен как для гребли, так и для хода под парусом. Мачта была сделана из сосны толщиной почти 30 сантиметров, всаженной в тяжелый дубовый блок длиной около 3,5 метра, который лежал на дне корабля. Кроме того, существовал еще более длинный блок, лежавший на поперечных балках, — специально для того, чтобы удерживать мачту в вертикальном положении; в этом блоке имелся паз, с помощью которого можно было поднимать и опускать мачту. Общая высота мачты точно неизвестна, поскольку часть ее была отрублена и положена на палубу с тем, чтобы она не выступала из кургана, а часть сгнила; возможно, ее высота составляла около 12 метров. Все, что осталось от паруса, — груда беловатой шерстяной материи с красными полосами и фрагментов конопляного каната.

По каждому борту корабля было 16 уключин. Из каждой выходила небольшая прорезь, через которую можно было протащить лопасть весла внутрь корабля. В каждой уключине также была небольшая деревянная заслонка, которую можно было закрыть, когда корабль шел под парусом, чтобы уключины не пропускали воду. Весла изготовлены из сосны; длина их различна — от 5 до 6 метров, так, чтобы все они могли одновременно ударять по воде, несмотря на крутой изгиб корпуса корабля. Весла очень легкие, с тонкими, суживающимися к концу лопастями. Те весла, что не использовались, вместе с другими деревянными балками хранились на Т-образных подставках, которые более чем на 2 метра поднимались над палубой и, таким образом, не мешали людям ходить по кораблю. Единственная проблема, касающаяся гребли, — это та, где, собственно, сидели гребцы: скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на погребенном в кургане корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.

Красота корабля из Гокстада — трезвая и практичная; это красота мощных, сильных линий и великолепно рассчитанной конструкции. Декоративная резьба сведена к минимуму — несколько легких штрихов на половицах и заслонках для уключин, голова зверя на румпеле. Возможно, головы животного или другие украшения увенчивали утерянные нос и корму. Сохранились следы простой и эффектной раскраски: черный и желтый цвет щитов перекликаются с линиями краски на голове зверя, украшающей румпель, где видны следы красного, и те же самые три цвета — на резной, с головами зверей отделке палатки на корабле (рис. 41), одеялах и покрывале постели, на которой лежало тело владельца. Фигура на носу корабля, возможно, соответствовала остальной резьбе по стилю и цвету, и вся эта цветовая схема, как простой геральдический символ, помогала сразу узнать корабль и его владельца.

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рис. 37. Румпель корабля из Гокстада

Поразительно контрастирует с аскетичным убранством корабля из Гокстада роскошное великолепие корабля, обнаруженного в 1903 году в Усеберге (см. вклейку). В целом конструкции двух этих кораблей похожи; корабль из Усеберга лишь немного короче, на нем только на одну пару весел меньше, однако общее впечатление от него совершенно другое, поскольку глубина корабля посредине не достигает и 1 метра. Поднимаясь от длинных, низких бортов, нос и корма высоко взмывают над водой, и взлетающий изгиб носа завершается спиралью — изогнувшейся змеей. Полосы богатой резьбы с узором из волнообразных завитков очерчивают две кромки с обеих сторон носа; при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не просто завитки, а ряды переплетающихся зверей. Тот, кто стоял на палубе лицом к носу, мог видеть еще одну панель с резьбой — более гротескной и даже шутливой по стилю, где маленькие получеловеческие фигурки с выпученными глазами и телами головастиков карабкаются друг на друга (рис. 38).

Однако, как бы богато ни был отделан корабль из Усеберга, он никогда не предназначался для плавания по открытому морю. У него слишком низкая осадка, тонкий киль, в уключинах отсутствуют заслонки; на корме и в самом корпусе из-за пазов в обшивке есть слабые места, и почти все доски палубы прибиты гвоздями, так что в случае необходимости нельзя было бы даже вычерпать воду. Такой корабль подходил только для спокойной воды закрытого фьорда; видимо, его использовали для развлекательных поездок или, поскольку многие найденные в нем предметы могли быть связаны с культом, корабль служил религиозным целям и использовался в культе какого-нибудь божества.

Погребение состоялось примерно в середине IX века, однако корабль уже был старым и изношенным, когда попал в курган. Его киль почти пришел в негодность; блок, удерживавший на месте мачту, когда-то раскололся, и его чинили; румпель отсутствовал; весла, руль и мачта были не частью первоначальной оснастки, а заменами — действительно, некоторые весла даже не были закончены. Судя по всему, корабль не использовался уже несколько лет, и на нем отсутствовала часть такелажа, так что его пришлось спешно оснащать с тем, чтобы он оказался достоин своей последней задачи.

Третий норвежский корабль происходит из Туне. Его обнаружили в 1867 году, и он сохранился не так хорошо, как два первых. Корабль относился примерно к тому же периоду, что и корабль из Гокстада (ок. 900 года). Длина его около 20 метров, максимальная ширина — 4,35 метра, глубина в середине — 1,3 метра, однако в разрезе он выглядит гораздо более плоскодонным, чем корабль из Гокстада; два широких шпангоута над ватерлинией заметно выгнуты наружу. Мощные блоки поддерживали мачту на этом корабле, и, возможно, на нем было 10 или 11 пар весел. Низкий, широкий корпус должен был сделать его очень устойчивым, а мелкая осадка подходила для использования в устьях рек или среди отмелей.

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рис. 38. Резьба с корабля из Усеберга

Мореходность кораблей викингов была доказана без всяких сомнений в 1893 году, когда капитан Магнус Андерсен на корабле — точной копии своего собрата из Гокстада — пересек Атлантику. Корабль вышел из Норвегии 30 апреля и достиг Ньюфаундленда 27 мая, пережил множество штормов без всяких повреждений и достигал под парусом максимальной скорости 10 или 11 узлов. Капитан был в восторге от эластичности и легкости корабля и от того, с какой гибкостью его деревянный корпус встречал нагрузки во время плавания по океану. Кроме того, по мнению Андерсена, боковой руль способствовал легкому и эффективному управлению кораблем.

Принято считать, что корабли викингов из-за их квадратных парусов могли плыть только по ветру (на фордевинд). На этот случай капитан Андерсен снабдил свой корабль стакселем, который в эпоху викингов еще был не известен. Однако с тех пор более тщательное исследование корабля из Гокстада показало, что фактически нижнюю часть паруса можно было растянуть с помощью бона, вбитого в гнездо на палубе. Это устройство (возможно, в сочетании с булинем) могло позволить кораблю плыть в крутой бейдевинд, а возможно, и поворачивать на другой галс. Все это было воспроизведено на другой копии корабля из Гокстада, изготовленной в 1949 году, которая таким образом могла плыть в крутой бейдевинд в пределах 5,5— 6 румбов к ветру.

Какой такелаж мог быть на кораблях викингов, не совсем ясно, тем более что верхушка мачты из Гокстада пропала, и поэтому нельзя сказать, имелись ли там отверстия, через которые можно было бы пропустить бакштаг. В общем и целом кажется вероятным, что использовались оттяжки и ванты, а пара деревянных блоков, обнаруженных на корабле, должна была помогать их натягивать. Рея, на которую поднимали парус, полностью не сохранилась, однако, возможно, длина ее составляла около 11 метров; площадь паруса должна была составлять около 105 квадратных метров.

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рис. 39. Корабль под парусом на камне из Готланда

Камни с изображениями с Готланда донесли до нас множество изображений кораблей, плывущих с развернутым парусом, что вызывает ряд интересных вопросов (рис. 39). Оттяжки и булини иногда показаны, иногда нет. Сами паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Куски каната, найденные вместе с остатками паруса корабля из Гокстада, могут быть остатками такой сети.

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рис. 40. Шлюпка из Гокстада

На изображениях из Готланда также есть любопытные перекрещивающиеся линии, которые выходят из нижней части паруса; их держат члены команды. Иногда кажется, что эти линии продолжают сетку на самом парусе, однако чаще они выглядят как отдельный набор канатов, перекинутых через нижнюю рею. Вероятно, это были лини, предназначенные для того, чтобы двигать нижнюю рею и уравновешивать парус, а возможно, рифы, проходившие сквозь петли, вшитые в сам парус, использовавшиеся для того, чтобы поднимать и опускать парус быстро и ровно; в этом случае изображения на камне могут показывать тот момент, когда парус только что опущен в начале путешествия.

На кораблях обычно были небольшие лодочки, которые использовали как шлюпки; их тянули на буксире или хранили на палубе. Три такие шлюпки найдены в Гокстаде (рис. 40). Самая большая из них — изящная, обшитая внакрой лодка длиной более 9 метров с тремя парами весел, вставленных в уключины с тонкой резьбой. Эти лодки напоминают нам, что на озерах и реках викинги должны были использовать множество маленьких, легких судов для рыбной ловли и других коротких повседневных путешествий по побережью. Обычно следы именно таких маленьких лодок обнаруживаются в сотнях норвежских погребений в кораблях.

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рис. 41. Рама для палатки из Гокстада

На кораблях также были палатки — рамы для них найдены как в Гокстаде, так и в Усеберге (рис. 41). Рамы изготовлены из ясеня, и на досках, образовывавших «коньки» над палаткой, вырезаны звериные головы, которые выступали над тканью палатки. Предназначение их — охранять спящих людей от зла. Звери из Гокстада были раскрашены в цвета корабля — желтый, черный и красный. Найдены и рамы от разобранных постелей (рис. 69), некоторые из них с головами зверей, очень похожими на зверей с палатки; очевидно, палатка и кровати являлись гарнитуром. Палатки бывали очень просторными: палатка из Усеберга — длиной 5,18 метра, шириной 4,38 метра и высотой 3,43 метра, в то время как другая лишь чуть меньше и высота ее составляет 2,63 метра. Такие палатки иногда раскладывали на палубе, когда корабль пришвартовывался, но чаще во время путешествий вдоль побережья люди каждый вечер выходили на берег и раскладывали палатку на земле. Те, у кого не было постелей, пользовались кожаными спальными мешками, часто одним на двоих для тепла.

Ночь на берегу давала возможность заняться приготовлением пищи. Среди кухонной посуды, найденной на корабле из Усеберга, — два железных котла с цепями и крюками для подвешивания, ложки, ножи, топорики, деревянные миски, бочки и тарелки, а также ручная мельница для перемалывания зерна; на двух досках лежала туша вола. В Гокстаде был обнаружен огромный бронзовый котел и множество деревянных тарелок, досок для рубки мяса, небольших бочонков, чашек, мисок и ложек; нашли даже два подсвечника. В других кремированных или погребенных кораблях, где деревянные вещи не сохранились, всегда находят котел. Разумеется, среди предметов, найденных в погребении с кораблем, были и многие предметы из дома умершего, однако очевидно, что хорошее кухонное оборудование должно было быть неотъемлемой принадлежностью любого корабля. Возможно даже, что во время долгих путешествий могли готовить и на море, используя большой ящик с песком, чтобы безопасно разводить огонь. В любом случае можно было найти и продукты, не требовавшие готовки: сушеная рыба, копчености, сухари, фрукты, орехи, коробки с домашним сыром и соленым маслом и бочки с элем и медом. Путешествие по океану в течение нескольких недель должно было быть для викинга обычным делом.

Однако не следует полагать, что все долгие путешествия по открытым морям совершались на кораблях, подобных кораблю из Гокстада. Купцы с тяжелым грузом, таким, как лес или ткани, поселенцы со своим скотом и даже разбойники, такие, как те, что в 893 году перевезли своих лошадей из Франции в Англию, нуждались в более тяжелых, широких и высоких кораблях, где было больше места для хранения груза. Во многих сагах говорится о таких судах, но до недавнего времени единственным материальным доказательством их существования был массивный четырехметровый руль из Ребека в Дании. Затем, в 1962 году, в одном из протоков Роскильде-фьорда была исследована своеобразная «плотина» из обломков затонувших судов. Оказалось, что она состоит из пяти кораблей XI века (см. вклейку). Они пока не восстановлены, но один из них, без сомнения, является наиболее массивным кораблем из когда-либо обнаруженных в Скандинавии. Его длина — 26,4 метра; он очень широк и имеет толстую сосновую обшивку, способную выдержать самую суровую бурю. Другой корабль, сделанный из дуба, сильно поврежден подводными течениями. Третий представляет собой маленький торговый корабль с фиксированной палубой на носу и корме и открытым хранилищем для груза посредине корабля. Все три были чистыми парусниками, на которых отсутствовали уключины. Кроме того, был обнаружен гораздо более узкий и легкий корабль, на котором имелись и уключины, и крепление для мачты; судя по всему, это был старый военный корабль, который несколько раз чинили. И наконец, был найден плоскодонный корабль из сосны с удивительно тонкой мачтой. Он мог служить чем-то вроде парома для плавания по устьям рек и мелким закрытым водам.

Самыми знаменитыми кораблями викингов были, конечно, те корабли, на которых плавали налетчики, грабившие Англию и европейский континент, — «длинные корабли» и «корабли-драконы» (драккары). Сначала, во времена короля Альфреда, они, вероятно, были ненамного больше, чем корабль из Гокстада с его 16 парами весел, если судить по одному известному пассажу из «Англосаксонской хроники». Там рассказывается, как Альфред построил корабли «некоторые с шестьюдесятью веслами, а некоторые и больше», чтобы сражаться с викингами, и говорится, что английские корабли были «почти что в два раза больше, чем те». Таким образом, предполагается, что корабли викингов имели 30—40 весел (15—20 пар).

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Деталь резного украшения повозки из Усеберга

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Кельтская брошь со скандинавской надписью на обратной стороне из Хантерстона, Шотландия

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Ирландский реликварий (ковчег для мощей) из Норвегии

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Король Кнут и его супруга в роли жертвователей на строительство Нового собора в Винчестере. С рукописной миниатюры

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Рукоять меча из Хедебю

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Ирландский посох аббата, найденный в Хельгё

Бывало что викинги отправлялись в плавание

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Дом в Треллеборге. Вид снаружи и изнутри (реконструкция)

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Деревянная домашняя посуда из Усебергского корабля

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Клад серебряных монет и браслет из прихода Буттл на Готланде

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Усебергский корабль

Бывало что викинги отправлялись в плавание
Корабль из Гокстада

Источник

Викинги в Америке

ГЛАВА VI.

Кто такие викинги?

Действительно, пираты, нападавшие на мирные европейские города и селения, были выходцами с севера — из Скандинавии, поэтому их и стали называть норманнами — северными людьми. От их стремительных набегов долгое время не было никакой защиты.

«Завидев корабли под полосатыми или красными парусами с головами драконов. на высоко вздымавшихся форштевнях, жители приморских районов. бросали дома и поля и спешили укрыться в лесах вместе со своим домашним скарбом и скотом. Замешкавшиеся погибали под ударами боевых топоров пришельцев или становились их пленниками. Вместе с награбленным имуществом их грузили на корабли и увозили на север.

И это нашествие свирепых северян-язычников длилось почти три столетия — с конца VIII до второй половины XI века. Во Франции их называли норманнами; в Англии — датчанами, независимо от того, из Дании или Норвегии они приплывали; в Ирландии — финнгалл («светлые чужеземцы» — норвежцы) и дубгалл («темные чужеземцы» — датчане); в Германии — аскеманнами; в Византии — варангами, а на Руси — варягами. В самой же Скандинавии воинов, совершавших походы в другие страны, именовали викингами. Правда, многие ученые считают, что этот термин придумали не сами скандинавы, а жертвы их нападений*. И действительно, жители стран, испытавших на себе все ужасы набегов викингов, видели их обычно в железных кольчугах и шлемах, с мечами или боевыми топорами в руках, грабящими и убивающими, жестокими и алчными людьми. Именно такими описаны они в западноевропейских средневековых хрониках. Такими и вошли они в историю.

Их прекрасные корабли

«Корабль — жилище скандинава». Это выражение франкского поэта очень точно передает отношение викингов к своим кораблям. Необычайное богатство морской терминологии скандинавов, бесчисленные изображения кораблей, дошедшие до наших дней, и, наконец, погребения в ладьях — все говорит о том, какое большое место в жизни и сознании викинга занимали корабль и мореплавание в целом.

С конца VIII по XII век Скандинавия, бесспорно, была ведущей морской державой Европы. В эпоху, когда англичане, французы и жители южноевропейских стран почти не отваживались в своих плаваниях удаляться от спасительной земли, северные люди из Норвегии, Дании и Швеции смело устремлялись в открытый океан.

В 1893 году в Санде-фьорде (Норвегия) был построен двойник корабля из Гокстада, получивший название «Викинг». Тринадцать норвежских моряков под командованием капитана Андерсена за 40 дней пересекли на нем Атлантический океан. Во время путешествия корабль продемонстрировал великолепные мореходные качества.

Но это была копия боевого корабля, от которого и произошел впоследствии грозный драккар — «длинный корабль» с узким корпусом, украшенный резной головой дракона. А далекие плавания в Северную Атлантику викинги совершали на торговых судах — кнаррах. Они не развивали скорости военных кораблей, но были вместительнее, крепче, имели более округлый корпус, один большой квадратный парус из грубой шерстяной ткани и весла.

Но, несмотря на мореходное искусство скандинавов и остойчивость их кораблей, нередко путешествие заканчивалось трагически. Штормовые ветры, течения, кочующие льды, скрытые в тумане айсберги, свирепый холод. Да мало ли было серьезных причин гибели судов? На камне, воздвигнутом в XI веке в Западной Норвегии в память о погибших моряках, сохранилась руническая надпись, повествующая о команде корабля, затертого льдами близ Гренландии; люди покинули судно и по движущемуся льду пошли к берегу острова, страдая от мороза и голода.

Саги рассказывают

Сейчас достоверно известно о существовании на юге Гренландии двух норманнских поселений — Аустербюгден, или Восточное поселение (совр. Годтхааб), и Вестербюгден, или Западное поселение (близ совр. Юлианехоба).

После того как викинги прочно утвердились на гренландской земле, Северная Америка стала для них буквально сопредельной страной. Норманнскую колонию отделял от гигантского континента лишь пролив Дейвиса, ширина которого в самом узком месте не превышала 200 миль. Пересечь его не составляло никакого труда для тех, кто ходил на своих ладьях по бурному океану в Норвегию и Исландию. Во время промысловых экспедиций вдоль западного побережья Гренландии колонисты в ясные дни вполне могли видеть вдали высокие горы Баффиновой Земли.

Викинги жили в Гренландии около 500 лет и, конечно, не могли не открыть Северную Америку.

Что же такое норманнская сага и насколько можно ей верить как историческому источнику?

Из всех исландских саг для нас особенно важны «Рассказ о гренландцах» (или «Гренландская сага») и «Сага об Эйрике Рыжем» (ее называют также «Сагой Торфинна Карлсевни»), поскольку именно в них идет речь об открытии Америки и о первой встрече викингов с коренным населением континента. Как повествуют саги, это было открытие Винланда — «страны винограда».

По мнению большинства ученых, ни «Рассказ о гренландцах», ни «Сага об Эйрике Рыжем» не могут считаться абсолютно достоверными историческими источниками. Ведь в скандинавских сагах очень много вымышленного. При создании саги всегда важно было поддержать престиж семьи или рода. Часто описываемые реальные события вольно или невольно искажались в угоду «своему» человеку — герою, выходцу из данного рода.

В сагах сообщается в общей сложности о шести плаваниях викингов в Америку. Первое совершил Бьярни, сын Херьюлфа, в 985 году. Правда, его поход оказался неудачным. После многодневных блужданий в океане он увидел к западу от Гренландии незнакомый низкий берег, поросший лесом. Не решившись высадиться и осмотреть новую землю, Бьярни навсегда лишил себя славы первооткрывателя Америки. Им, как известно, стал в 1000 году Лейф, сын Эйрика Рыжего. Расспросив Бьярни о виденной им земле, купив его видавший виды, но крепкий корабль, он отправился на запад. Счастье улыбнулось ему. Недаром Лейф известен в истории как Лейф Счастливый или Удачливый.

Описание волнующего момента открытия Нового Света посланцами далекой Европы за пять веков до Колумба, содержащееся в «Рассказе о гренландцах», настолько важно для всех последующих рассуждений о Винланде и об Америке в целом, что я приведу его здесь почти целиком:

«Лейф и его спутники взошли на корабль, всего их было 35 человек. Среди них был один немец, которого звали Тюркир. Они снарядили свой корабль и, когда все было готово, вышли в море и сначала достигли земли, которую видел Бьярни. Они приблизились к этой земле, бросили якорь, спустили лодки и высадились на берег. Вся земля от берега до самых ледников напоминала сплошной плоский камень и показалась им совсем непривлекательной.

Тут Лейф сказал: «С этой землей у нас получилось не так, как у Бьярни, ибо мы вступили на нее. Теперь я дам ей имя и назову ее Валунной Землей (Хеллуланд)». После этого они вернулись на корабль, поплыли дальше и нашли другую землю. Они приблизились к ней, бросили якорь, спустили лодку и высадились на берег. Страна эта была плоской и лесистой. Повсюду простирались белые песчаные отмели, а берег полого спускался к морю.

Тогда Лейф сказал: «Этой земле мы дадим подходящее имя и назовем ее Лесной Землей (Маркланд)». Они тут же вернулись на свой корабль. Затем они два дня плыли на юго-запад при северо-восточном ветре и снова приблизились. к острову, расположенному севернее той земли, на которую они высадились. Вернувшись на корабль, они прошли проливом между островом и мысом, выдающимся к северу. Они стали обходить этот мыс с запада. Во время отлива морское дно обнажилось, их корабль сел на мель, а вода ушла далеко. Но им так не терпелось высадиться на берег, что они не стали ждать, пока море опять поднимет их корабль, а сразу же отправились на сушу.

Там была река, вытекавшая из озера. Когда прилив снова поднял их корабль, они сели в лодку, отправились к кораблю и отвели его вверх по реке в озеро. Там они бросили якорь, вынесли свои спальные мешки и разбили палатки. Они решили обосноваться там на зиму и соорудили большие дома. И в реке, и в озере было много такой крупной красной рыбы, какой они никогда прежде не видывали. В этой благословенной стране, по их мнению, не надо заготавливать на зиму корм для скота. Зимой там не бывает морозов и трава остается почти такой же зеленой, как летом. День и ночь не так различаются своей продолжительностью, как в Гренландии или Исландии.

Когда дома их были готовы, Лейф обратился к своим товарищам: «Теперь я хочу всех вас разделить на две группы, чтобы обследовать эту землю. Одна половина останется у домов, другая же отправится в глубь страны на такое расстояние, чтобы к вечеру вернуться обратно; им следует держаться вместе». Так и поступали некоторое время.

Однажды вечером один из них не возвратился домой; это был немец Тюркир. Лейф был весьма обеспокоен этим, ибо Тюркир долгое время жил с ним и с его отцом и он очень любил его еще ребенком. Лейф выбранил спутников Тюркира и отправился на поиски. С ним пошли 12 человек. Они прошли лишь небольшое расстояние, как навстречу им попался Тюркир. Они радостно приветствовали его.

Лейф вскоре заметил, что его бывший воспитатель вел себя как-то странно. Он спросил его: «Почему ты так поздно возвратился, отец мой? И зачем ты отделился от остальных?» В ответ Тюркир долго говорил по-немецки, вращал глазами и гримасничал. Никто не понимал его слов. Через некоторое время он стал говорить по-скандинавски и рассказал: «Я ненамного опередил своих спутников, но мне удалось сделать одно новое открытие: я обнаружил лозы и гроздья винограда». «Правда ли это, отец мой?» — спросил Лейф. «Конечно, правда, — ответил тот. — Ведь я вырос в местности, изобилующей виноградниками».

Торвальд отплыл на корабле Лейфа в Винланд, где перезимовал в доме, построенном братом, а затем предпринял несколько разве дывательных экспедиций. Однажды на морском берегу один из норманнских отрядов наткнулся на три перевернутые лодки, под которыми скрывались девять аборигенов. Викинги напали на них и перебили всех, за исключением одного, сумевшего убежать. Расплата за это безрассудство последовала незамедлительно. На горизонте появилось множество сделанных из шкур лодок, каждая из которых была битком набита туземными воинами. Не успели викинги взяться за свои мечи и топоры, как на них градом посыпались стрелы скрелингов. Одна из них вонзилась в грудь Торвальда. Он выдернул стрелу, приказал спутникам отступить и умер. Перед смертью он произнес пророческие слова: «Мы открыли плодородную страну, но она не принесет нам счастья». Так рассказывают исландские саги о первой встрече посланцев далекой Европы и коренных жителей Америки.

В дальнейшем, однако, ситуация обострилась и дело дошло до открытого сражения. Победителями оказались викинги. Но Винланд пришлось оставить. Согласно «Рассказу о гренландцах», Карлсевни пробыл там два, а судя по тексту «Саги об Эйрике Рыжем» — три года.

Последняя экспедиция была, без сомнения, самой неудачной. Сестра Лейфа Счастливого Фрейдис развязала кровавую усобицу внутри небольшого отряда норманнских колонистов. Она своими руками зарубила топором пять женщин из числа соперниц. Таков был драматический финал первой волны норманнской колонизации в Северной Америке.

Следы викингов в Америке

О том, что за 500 лет до Колумба викинги открыли северовосточное побережье Америки и даже пробовали основать там свою колонию, впервые заявил еще в начале XVIII века датский историк Т. Торфеус. А в 1837 году его соотечественник К. Рафн, опубликовавший в Копенгагене четырехтомный труд о плаваниях норманнов в Винланд, обратился к своим коллегам — историкам США с просьбой поискать на Атлантическом побережье страны следы пребывания викингов.

Вездесущие газетчики и журналисты оповестили об этом чуть ли не каждый уголок Соединенных Штатов. Поиски следов викингов стали повальным увлечением, своего рода модой. И результаты не замедлили сказаться. Прибрежная территория штатов Род-Айленд и Массачусетс, где, по словам К. Рафна, вероятнее всего, располагались стоянки кораблей викингов, оказалась буквально нашпигованной всевозможными сенсационными находками. На скалах в Дайтоне были обнаружены скандинавские рунические надписи, в Ньюпорте — древняя каменная башня, а затем где-то по соседству и бренные останки одного из викингов-первопроходцев. Празда, рунические надписи при ближайшем рассмотрении оказались индейскими наскальными рисунками магического назначения; башню в Ньюпорте, как свидетельствуют документы, выстроил в 1675 году английский губернатор Род-Айленда, а погребение, судя по набору вещей, было явно индейским, но это уже никак не могло повлиять на общее настроение умов. Знаменитый создатель «Песни о Гайавате» поэт Г. Лонгфелло от кликнулся на все происходящее сочинением баллады «Скелет в доспехах», где жалкая могила индейца фантазией поэта превратилась в захоронение закованного в стальную броню воина-викинга, а Ныопортская башня стала памятником вечной любви этого рано почившего средневекового рыцаря к своей прекрасной даме:

В предисловии к балладе сам Лонгфелло подчеркнул, что сюжет ее вымышленный, но в сознании многих американцев обе упомянутые находки до сих пор связаны с наследием отважных викингов.

В 1898 году американский фермер Олаф Оман нашел в Кенсингтоне (штат Миннесота) под корнями большой осины тяжелую глыбу серого камня, испещренную странными знаками, похожими на скандинавские руны. Находку немедленно доставили профессору-филологу Миннеаполисского университета О. Дж. Бреда, который подтвердил, что письмена действительно рунические. Текст древней надписи гласил:

После опубликования сообщения об этой находке появилось немало трудов, подвергающих серьезному сомнению ее подлинность. Борьба вокруг Кенсингтонского камня продолжается и в наши дни, но решающего успеха пока не добилась ни одна из противоборствующих сторон.

Сейчас достоверно известно, что камень с рунической надписью уже в 20-х годах XIX в. был покрыт земляными наносами. Был определен примерный возраст надписи — 600 лет. Такого мнения придерживается и Р. Хенниг.

Если это так, то Кенсингтонский камень имеет огромную историческую ценность. Это значит, что в 1362 году, то есть за 130 лет до Колумба, в глубинной части Северной Америки, в верховьях реки Миссисипи, побывала разведывательная экспедиция из 30 скандинавов. X. Холанд (скандинав по происхождению), посвятивший всю свою жизнь изучению Кенсингтонского камня, связывает надпись на нем с экспедицией Пауля Кнутсона. Она была отправлена в Гренландию в 1355 году норвежским королем Магнусом Эйриксоном с целью укрепления в колонии пошатнувшейся христианской религии. По мнению этого ученого, Кнутсон, узнав об исчезновении жителей Западного поселения Гренландии и вероятном их переселении в Винланд, последовал за ними к берегам Северной Америки. Пропавших в Винланде так и не нашли, и после нескольких лет пребывания в Новом Свете, потеряв в стычках с индейцами часть людей, экспедиция вернулась в Норвегию.

Не успели утихнуть споры вокруг Кенсингтонского камня, как фанатичные сторонники длительного норманнского пребывания в Новом Свете вытащили на свет целый ряд новых «доказательств».

Винланд найден?

Хельге Ингстад долгие годы занимался историей Гренландии. Изучив все имевшиеся письменные источники, он выдвинул гипотезу о точном местонахождении Винланда. Когда в 1960 году норвежский исследователь отправился в свою первую экспедицию, чтобы найти остатки поселения викингов в Америке, большинство специалистов скептически отнеслись к этому. Поиски поселения, которое, судя по всему, было единственным на всем Атлантическом побережье протяженностью 1500 км, сравнивали с поисками иголки в стоге сена. Однако Ингстад был уверен, что Винланд нужно искать в северной части Ньюфаундленда.

Он установил, что «вин» у древних скандинавов переводилось как «богатая страна», «плодородная страна», «земля лугов и пастбищ». В плодородных районах Норвегии и Дании названия многих местностей начинаются со слога «вин», хотя там вообще никогда не рос виноград. Что же касается вина, о котором упоминается в сагах, то его могли изготовлять из диких ягод, которые в изобилии водятся в Гренландии, но особенно много их как раз на Ньюфаундленде: красный крыжовник, калина, красная смородина и др. 180

Вместе с женой Анной Стайн и дочерью Бенедиктой Ингстад обследовал весь северо-восток США и часть Канады, но так и не нашел местности, похожей на ту, что описывалась в сагах. Только на Ньюфаундленде, близ небольшой рыбацкой деревушки со странным названием Ланс-о-Мидоуз, он обнаружил остатки каких-то древних построек, не принадлежавших, судя по некоторым признакам, ни индейцам, ни эскимосам. Полуфранцузское-полуанглийское название деревни означает в переводе «Бухта среди лугов». Ну как тут не вспомнить, что и старонорманнское «вин» означало прежде всего «луг», «пастбище». Но главное — местность полностью подходила под описание места высадки первых экспедиций викингов в Винланде.

С помощью профессиональных археологов Ингстад раскопал остатки фундаментов восьми больших и малых домов. Были обнаружены также остатки кузницы, бани и ямы для сжигания древесного угля. В центре всего этого комплекса находился так называемый длинный дом с пятью помещениями общей площадью 320 кв. м, из которых 32 кв. м. занимал зал с большим очагом.

В общей сложности находок оказалось не так уж и много, но главное — они бесспорно доказывали, что поселение принадлежало викингам. Удалось обнаружить, например, обработанное железо, полученное из болотной руды путем сыродутного металлургического процесса, хорошо знакомого норманнам, но неизвестного аборигенам Нового Света до прихода европейцев. Кроме того, была найдена бронзовая булавка явно норманнского происхождения. А когда жена Ингстада — Анна Стайн извлекла из земли маленькое круглое пряслице из мыльного камня (стеатита), то восторгу участников экспедиции не было границ. Именно такими пряслицами пользовались жители Норвегии и Гренландии в эпоху викингов.

Итак, впервые в истории научных изысканий, связанных с пребыванием норманнских мореходов в Северной Америке, удалось найти их реальные следы. Значит, в главном средневековые саги оказались верны и Винланд действительно находился на северо-востоке Американского континента. Однако общий вывод X. Ингстада по завершении работ в Ланс-о-Мидоузе достаточно осторожен:

Следовательно, «добрый Винланд» находился не на материке, а на острове? А найденная в Ланс-о-Мидоузе усадьба принадлежала Лейфу Счастливому — «первооткрывателю Нового Света»? Многих ученых доводы X. Ингстада убедили, и они согласились с его выводами.

Но, во-первых, Лейф пробыл в Винланде сравнительно недолго. Постоянно он жил в отцовской усадьбе Братталид, в гренландской колонии викингов.

Во-вторых, некоторые ученые, ссылаясь на то, что самой многочисленной экспедицией викингов на запад была, как рассказывают саги, экспедиция исландца Торфинна Карлсевни (70-80 человек), приписывают основание поселения в Ланс-о-Мидоузе именно ему. Действительно, у Лейфа было всего 35 человек, а ньюфаундлендские дома могли вместить 75-90 обитателей.

Итак, поиски местонахождения Винланда продолжаются. И кто знает, может, уже очень скоро мы услышим наконец о находке следов колонии викингов где-то на побережье Новой Англии.

Загадка исчезнувшей колонии

Ученый мир так много внимания уделял теме Винланда и пребывания викингов на Американском континенте, что со временем как-то отошла на задний план проблема гренландской колонии, основанной в 985 году Эйриком Рыжим. Между тем все походы к западным землям — Хеллуланду, Маркланду и Винланду — совершались именно из Гренландии.

Более того, сама Гренландия находится в Западном полушарии и, следовательно, является неотъемлемой частью Нового Света. Поэтому ее открытие и освоение европейцами за 500 лет до Колумба — событие незаурядное как с географической, так и с исторической точки зрения. К сожалению, красоты увитого виноградными лозами Винланда надолго затмили скромную жизнь норманнских колонистов, немногочисленные селения которых приткнулись к самой южной, свободной ото льда оконечности сурового и безлюдного острова.

Сначала для воссоздания истории гренландцев приходилось опираться лишь на тексты саг, в которых об этом говорилось достаточно скупо и не всегда ясно. Археологические раскопки колонии викингов в Гренландии начались лишь в 20-х годах нашего века, когда при содействии Датского Национального музея в Копенгагене была организована целая серия экспедиций, продолжавшихся до начала второй мировой войны и после нее и принесших интереснейшие результаты. Лишь на основе всей информации, собранной наукой, мы можем сейчас приблизительно восстановить важнейшие страницы в истории этой дальней колонии викингов, которой сама судьба предначертала стать связующим звеном между Европой и Северной Америкой.

С тех пор как Эйрик Рыжий и его спутники впервые ступили на гренландскую землю и освоились там, число жителей острова стало быстро расти за счет новых переселенцев из Исландии и Норвегии. Но даже в период наивысшего расцвета колонии — в XIII веке — население ее составляло не более 3-5 тысяч человек 185

Как и у себя на родине, викинги ходили в море, строили дома из камня и дерева, возделывали скудные клочки земли, содержали скот, охотились на китов, тюленей, оленей-карибу, ловили рыбу. Зерновые на острове почти не вызревали, но травы и кустарников для заготовки кормов было достаточно, чтобы держать овец, коров и лошадей. Развалины кузницы свидетельствуют о том, что норманны освоили выплавку железа из болотной руды. Густые заросли карликовой березы и горы плавника на морском берегу были источниками древесины для строительства, бытовых поделок и топлива.

Археологи раскопали усадьбы некоторых участников винландской эпопеи: в Братталиде (близ Юлианехоба) — длинный дом с пристройками Эйрика Рыжего и его сына Лейфа, усадьбу Торфинна Карлсевни и т.д. Возглавлял археологические работы в 20-х годах П. Нёрлунд (1888-1951) — археолог, историк, а впоследствии — директор Национального музея в Копенгагене.

Однако особенно интересные открытия были сделаны Нёрлундом и его коллегами в 1926 году, когда удалось установить точное местонахождение резиденции епископа в Гардаре — на узком мысу между двумя фьордами, напротив усадьбы Братталид. Гардар был основан, вероятно, в первой половине XII века. Из письменных источников известно, что епископат там был учрежден лишь в 1124 году после того как норвежский король Сигюрд Ёрсалфар, получив в дар белого медведя из гренландской колонии, разрешил сделать это. Тогда, видимо, и появилась в Гардаре епископская резиденция.

Датские археологи установили, что в здании резиденции епископа был громадный высокий зал, который мог вместить несколько сотен человек. Вполне возможно, что именно здесь проходили заседания местного альтинга — народной ассамблеи, органа самоуправления всей гренландской общины. Рядом с резиденцией находились руины изящного каменного собора св. Николая — покровителя моряков.

Из гренландской колонии вывозились на материк, в Норвегию, самые разные товары: моржовая кость, кожи, оленьи шкуры, мех белых медведей и песцов, вяленая рыба, гагачий пух, белые полярные соколы (для охоты) и т.д. До XIII века местные викинги были абсолютно самостоятельной общиной, со своими законами и судом. Но в 1261 году они добровольно подчинились королю Хокону IV и колония стала частью норвежского государства. С тех пор, согласно королевскому указу, на остров из Бергена стал регулярно (не менее чем раз в два года) ходить специальный торговый корабль — для снабжения колонии всем необходимым (солью, солодом, хлебом, железом и т.д.), торговли и вывоза налоговых сборов.

Исландские летописцы ХII-ХIII веков тоже нередко вспоминали Винланд в своих работах. Поэтому можно предположить, что «славная страна» по ту сторону океана не была предана забвению и норманны, по-видимому, продолжали посещать ее.

Исландский источник, датированный 1347 годом, убедительно доказывает, что и через 347 лет после открытия викингами Северной Америки плавания на этот континент из Гренландии были довольно обычным делом.

Исландскому хронисту кажется примечательным не сам факт плавания к берегам богатого лесом Маркланда (Ньюфаундленда?), а то обстоятельство, что их корабль, вышедший из Гренландии в Маркланд за лесом, оказался заброшенным бурей в Страумфьорд (Исландия). Это последнее документальное упоминание о землях, открытых Бьярни и Лейфом.

Эскимосы-туле, пришедшие на север Гренландии еще в ХII-ХIII веках, постепенно качали продвигаться на юг, вытесняя викингов из их дальних охотничьих угодий.

Некоторые ученые утверждают, что викинги после резкого ухудшения климатических условий перебрались из Гренландии на Американский континент — в Канаду или США (Новая Англия, Миннесота), где впоследствии смешались с туземцами или вымерли. Есть вроде бы этому и документальные подтверждения. Так, в основанной на древних источниках летописи епископа Гисле Оддсона (1637 г.) о 1342 годе сообщается:

Итак, отважные скандинавские мореходы еще за пять веков до Колумба открыли Северную Америку и даже сделали попытку обосноваться на ее побережье. Но все их усилия были обречены на неудачу. Довольно часто высказывается мнение, что викинги — единственные законные соперники Колумба и значимость их открытий намного превосходит плавания великого генуэзца. Но дело в том, что все путешествия в Америку до Колумба не имели для человечества никаких важных исторических последствий.

* Викинг (от старонорвежского wikingas) — пират, морской разбойник.

* Слово скрелинг само по себе ничего не означает, хотя в старонорвежском языке можно найти его примерные эквиваленты: scrae-lа — крик или scraelna — сморщить.

152 См. Гуревич А. Я. Походы викингов. — М., 1966. — С. 3—4 (далее: Походы. ).

153 Цит. по Wahlgren Е. The Vikings and America. — L., 1986. — P. 29—30.

154 Гуревич А. Я. Походы. — С. 4—5.

155 См. Ингстад X. По следам Лейва Счастливого. — Л., 1969. — С. 28—29

158 См. Golding M. J. Op. cit. — Р. 42—43.

159 Ингстад X. Указ. соч. — С. 37.

161 См. Morison S. E. The European discovery of America. The Northern Voyages. A. D. 500—1600. — N. Y., 1971. — Vol. 1. — P. 35.

162 См. Golding M. J. Op. cit. — P. 53.

163 Ингстад X. Указ. соч. — С. 11.

164 Wahlgren E. Op. cit. — P. 150.

165 См. Гуревич А. Я. Походы. — С. 44—45.

166 См. Morison S. E. Op. cit. — Р. 39.

167 Ингстад X. Указ. соч. — С. 30.

168 Гуревич А. Я. История и сага. — М., 1972. — С. 14—16.

169 Керам К. В. Первый американец. — М., 1979. — С. 31.

170 Цит. по Хенниг Р. Указ. соч. — Т. 2. — С. 305, 320—321.

171 См. Керам К. В. Указ. соч. — С. 39.

172 Цит. по Morison S. E. Op. cit. — Р. 37.

173 Цит. по Wahlgren E. Op. cit. — Р. 100—102.

174 Хенниг Р. Указ. соч. — Т. 3.

175 Holand H. R. America, 1355—1364: A New Chapter in pre-Columbian History. — N. Y., 1946; Pre-Columbian Crusade to America. — N. Y., 1962.

176 См. Wahlgren E. Op. cit. — P. 101—105.

177 См. Fingerhut E. R. Op. cit. — P. 47.

178 См. Morison S. E. Op. cit. — P. 77—78.

179 Godfrey W. S. Vikings in America: Theories and Evidence// American Anthropologist. — Menasha, 1955. — Vol. 57. — No. 1. — Pt. 1. — P. 36—37.

180 См. Ингстад X. Указ. соч. — С. 76.

181 Подробнее о работах на поселении викингов в Ланс—о—Мидоузе можно прочитать в: Ингстад X. По следам Лейва Счастливого. — Л., 1969; Ingstad H. Vinland Ruins Prove Vikings Found the New World//National Geographic. — Wash., 1964. — Vol. 126. — P. 708—734; Ingstad A. S. The Discovery of a Norse Settlement in America. — N. Y., 1977.

182 Ингстад X. Указ. соч. — С. 228.

183 Керам К. В. Указ. соч. — С. 35.

184 См. Wahlgren Е. Op. cit. — Р. 139,157, fig. 90.

185 См. Morison S. Е. Op. cit. — Р. 60; Ингстад X. Указ. соч. — С. 26; Хенниг Р. Указ. соч. — Т. 2. — С. 390.

186 См. Ингстад X. Указ. соч. — С. 26.

187 См. Wahlgren E. Op. cit. — Р. 173; Deuel L. Conguistadors without swords. — N. Y., 1967. — P. 572—573.

188 См. Deuel L. Op. cit. — P. 573—574.

189 Ингстад X. Указ. соч. — С. 99.

190 Цит. по Хенниг Р. Указ. соч. — Т. 2. — С. 351.

192 Wahlgren E. Op. cit. — Р. 174.

193 Ibid. — Р. 24 — 25. fig. 23.

194 Morison S. E. Op. cit. — P. 60.

195 Wahlgren E. Op. cit. — P. 174.

196 Ibid. — P. 174 — 175.

197 Цит. по Ингстад X. Указ. соч. — С. 101.

199 Хенниг Р. Указ. соч. — Т. 2. — С. 353.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *