Бывший ведущий что где когда ворошилов
Владимир Ворошилов
Биография
Владимир Ворошилов – создатель интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?», один из первых российских телеакадемиков, прозванный Инкогнито из Останкино. Это нежелание быть на публике притягивало и завораживало зрителя.
Телеведущий и режиссер воспринимал игру не как примитивное развлечение, а подходил к ней как к своеобразному театрализованному действу, зажатому в рамки правил, но при этом доставляющему удовольствие.
Детство и юность
Владимир Яковлевич Ворошилов родился в Симферополе 18 декабря 1930 года. Отец будущего режиссера, Яков Давыдович, на тот момент был заведующим бюро рационализации, позже занимал пост главного инженера в наркомате легкой промышленности, а мать Вера Борисовна шила одежду на заказ.
Фамилии родителей – Пеллех и Калманович, что дает ответ на вопрос о национальности: знаменитый телеведущий – еврей. Владимир стал Ворошиловым, женившись на женщине с такой фамилией, а отец в это время попал под следствие. Его педагог Борис Бернштейн, профессор Академии художеств, считал, что попрекать за это нельзя:
«Способы борьбы с абсурдным и беспощадным режимом были столь же разнообразны, как были разнообразны цели. Если еврейский юноша ставил себе цель выжить и самореализоваться, то одно это уже было вызовом власти, которая ставила себе противоположную цель. Каждый использовал подручные средства. Вот и всё».
Семья жила в достатке и уюте, пока не грянула война. В эвакуацию 10-летний Володя с мамой уехал в июле 1941 года, позже к ним присоединился отец. В 1943-м пришлось бросить все и перебраться в Москву. После переезда Володя стал учиться в Московской средней художественной школе при Наркомпросе СССР. Закончив ее, поступил в Школу-студию МХАТ, откуда перевелся в Эстонский художественный институт. В 1948-м Калмановичи удочерили девочку Аню, сводную сестру Ворошилова.
После учебы он год проработал художником в театральной группе советских войск в Германии. По возвращении Владимир Яковлевич был сначала постановщиком в театрах Москвы.
В «Современнике», «Ленкоме» и театре на Таганке трудился режиссером. Вспыльчивый характер и своеобразное видение искусства приводили к частым скандалам с начальством.
Театральный период в биографии Ворошилова закрылся после увольнения из «Ленкома». Готовясь к постановке, художник пробил дыру в потолке здания, директору театра стало плохо. Оставшись не у дел, Владимир отучился на Высших режиссерских курсах при Минкультуры Советского Союза.
В 1966-м Владимира Яковлевича пригласили работать на телевидение. В те годы это не считалось большим достижением. Наоборот, деятели искусства полагали, что на телевидение идут только неудачники, которые не нашли места в театре. За неимением другой работы режиссер согласился и некоторое время занимался съемками документальных и научно-познавательных фильмов. Живой ум и масса оригинальных идей принесли Ворошилову популярность и славу.
Телевидение
Ворошилов придумывал новые, захватывающие передачи и шоу и по-прежнему не чувствовал страха перед начальством, поэтому мог спокойно сказать в ответ крепкое словцо, а то и поспорить с руководством. За такие вольности его проекты часто закрывали и не выпускали в эфир, а из титров убирали фамилию.
Популярную передачу «Аукцион» закрыли, посчитав недостойной, чтобы показывать зрителям. Казус случился, когда приглашенный артист спел песню собственного сочинения с запрещенным для телевидения содержанием.
По сценарию Владимира Яковлевича в эфире появилось спортивно-развлекательное шоу «А ну-ка, парни!», которое с упоением смотрели ребята различных возрастных категорий. Соавтором сценария программы выступал Леонид Якубович. После трагической гибели участника в 1972-м Ворошилова уволили и передачу закрыли. Возобновили проект в 1975 году, но уже с Александром Масляковым.

После полосы неудач Владимир Ворошилов становится ведущим популярной передачи «Что? Где? Когда?». К слову, именно он и придумал это интеллектуальное шоу. Хозяева телестудии, все еще держащие на него злость, не выпустили сотрудника в эфир, и он стал «голосом из ниоткуда», а зрители долгое время не знали, кто говорит за кадром и кто такой «Господин Ведущий».
В 1991 году режиссер решил монетизировать шоу, введя денежные вознаграждения под лозунгом, что «каждый может заработать деньги собственным умом».
Программа пользовалась такой популярностью, что буквально сошла с телеэкранов в народные массы. В середине 80-х создана Международная ассоциация клубов поклонников игры, президентом которой избран, конечно, Ворошилов. До сих пор по миру регулярно проводятся состязания знатоков среди желающих. Проект создал вокруг себя целую субкультуру любителей «пощекотать мозг» замысловатыми вопросами.
Владимир Яковлевич пробовал себя в роли ведущего интеллектуальной передачи «Брейн-ринг». Идея организовать аналог «Что? Где? Когда?», только для 2 и более команд, пришла в голову опять же Ворошилову. До реализации прошло 10 лет. Создатель провел 7 выпусков, а потом передал бразды правления магистру клуба Андрею Козлову, постоянная занятость не оставляла времени на еще один проект.
Почему после ухода Владимира Ворошилова имя нового ведущего «Что? Где? Когда?» несколько лет держали в тайне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Настоящая фамилия Владимира Ворошилова – Калманович. Он родился в 1930 г. в Симферополе в еврейской семье. Его отец, Яков Калманович, был заведующим бюро рационализации, а затем – главным инженером наркомата легкой промышленности СССР и директором фабрики «Большевичка». В 1952 г. он был арестован и 11 месяцев находился под следствием. Его сын был уверен в том, что он пострадал только из-за своей национальности. Поэтому, когда Владимир женился, он взял фамилию жены – Ворошилов.
После окончания художественной школы и художественного института Владимир Ворошилов работал художником-постановщиком МХАТа, Малого театра и Театра оперетты, затем стал режиссером «Современника» и Театра на Таганке. Правда, Ворошилов нигде надолго не задерживался. Его жена Наталья об этом говорила: « Ворошилова постоянно отовсюду выгоняли. Либо из-за характера, либо из-за того, например, что он в театре Ленкома пробил потолок для спектакля. Он работал там когда-то как театральный художник, и ему нужен был столб света ночного неба. Так он взял и сломал потолок. Пришел директор театра, а там дыра. Директору плохо стало, а Ворошилов был уволен. Потом его с треском выгнали из «Современника». И то же самое было на телевидении. У него вечно были проблемы с начальством ».
Всесоюзное признание пришло к нему после того, как он начал работать на телевидении. В конце 1960-х гг. Центральный телеканал предложил ему создать передачу на свой вкус. Так появился «Аукцион» – первая на советском телевидении рекламно-игровая передача. Через 6 выпусков ее сняли с эфира и закрыли – говорили, причиной была прозвучавшая в программе запрещенная бардовская песня. После этого Ворошилова перевели во внештатные сотрудники и запретили появляться на экране. И когда он в 1975 г. создал новый проект – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», не имевшую аналогов в мире, – он по-прежнему не имел права находиться в кадре, поэтому в первых выпусках зрители только слышали его голос. То, что многие восприняли как оригинальную задумку, на самом деле было вынужденной мерой.
Таинственный анонимный ведущий телеигры интриговал всю страну на протяжении нескольких лет. В редакцию программы приходили мешки писем с просьбой рассекретить личность ведущего. Только спустя 5 лет имя Владимира Ворошилова впервые прозвучало в эфире. Говорят, к этому решению его подтолкнул анекдотический случай: однажды он вместе с Эльдаром Рязановым, который на тот момент вел передачу «Кинопанорама», стоял в очереди в столовой «Останкино». Рязанову дали суп с зеленью, а Ворошилову – без. Тогда Рязанов ему сказал: « Я тебе сколько раз говорил, работай в кадре. Хоть петрушку будешь получать! ». Шутки шутками, а время появиться на экранах для Ворошилова действительно наступило. Популярный телеведущий в 1994 г. стал одним из первых 12 академиков Академии российского телевидения, в 1997 г. получил за программу «Что? Где? Когда?» премию «ТЭФИ», в 2001 г. был удостоен еще одной премии «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения» – к сожалению, уже посмертно.
Любимое детище Владимира Ворошилова пережило его создателя – телеигра пользовалась такой популярностью у зрителей, что программу решили оставить в эфире. Правда, главной проблемой стал поиск нового ведущего, ведь Ворошилов не только вел программу – он лично продумывал все детали, писал сценарии для каждой игры, выбирал вопросы для знатоков. Заменить его мог только тот человек, который так же хорошо ориентировался в рабочем процессе и знал об этой телеигре все. И такой был только один – пасынок Ворошилова Борис Крюк, которому сам он планировал передать дальнейшее ведение программы.
С матерью Бориса Натальей Стеценко Ворошилов познакомился, когда она пришла работать к нему в программу. У них начался роман, ради него Наталья ушла от мужа. С ее сыном Борисом Ворошилова связывали довольно сложные отношения. Наталья говорила, что Владимир стал для 4-хлетнего Бориса не отцом, не отчимом, а партнером, что ребенку было достаточно сложно понять и принять. Позже Борис Крюк рассказывал: « Он страшно не любил, когда дети пользуются какими-то привилегиями по сравнению со взрослыми, поэтому и со своей стороны старался максимально уравнять наши отношения. Ты, мол, как угодно имеешь право меня назвать, но и последняя конфета в коробке – не твоя ».
Однако отношения на равных имели и свои преимущества: с раннего возраста Борис часто бывал в студии у своего отчима и не только наблюдал за созданием передачи, но и с детства сам принимал участие в творческом процессе. Когда ему было всего 9 лет, он придумал первый вопрос, прозвучавший в «Что? Где? Когда?». Это была шахматная задача, знатоки не смогли дать правильный ответ, и Борис получил приз – книгу «Эврика». Ворошилов, которого Борис называл Вовкой, часто с ним советовался – не потому, что считал его вундеркиндом, а потому, что его всегда интересовали люди, которые мыслят не так, как он. С таким же интересом он слушал советы таксистов, случайных попутчиков, лечащих врачей и всех, кто смотрел «Что? Где? Когда?» и высказывал свои замечания.
Именно Борис Крюк в юности придумал правило, которое Ворошилов воплотил в жизнь: проигравшая команда покидает клуб навсегда. С 12 лет пасынок активно помогал ведущему в создании телеигры, на протяжении 10 лет он работал в дикторской рядом с Ворошиловым во время каждого прямого эфира. Борис был ассистентом режиссера, затем – музыкальным редактором, хотя на самом деле в круг его обязанностей входило почти все. Позже он рассказывал: « Ворошилов был не только невозможно талантливым, но и просто невозможным. Моя должность называлась «ассистент режиссера», и я должен был состоять при Ворошилове и заниматься и программой, и его личными вопросами. Первую осень я не понимал, утро сейчас или вечер, что вокруг происходит… На мне висело сразу все: ремонт ворошиловской машины, покупка продуктов, вопросы, связанные с режиссерской работой, с декорациями и реквизитом, со съемкой и монтажом. Сейчас эти вопросы решает не один человек, а несколько… ». В 1990 г. отчим поручил ему работу над еще одним своим проектом – интеллектуальной игрой «Брейн ринг», а спустя год Борис Крюк стал ведущим романтического телешоу «Любовь с первого взгляда».
Хотя Борис Крюк хорошо знал всю «кухню» телеигры «Что? Где? Когда», после того, как Владимир Ворошилов в 2001 г. ушел из жизни, никому и в голову не приходило, что эту передачу может создавать кто-либо, кроме него самого. Тогда решили просто попробовать снять еще хотя бы одну серию. Нового ведущего выбирали по голосу – хотели, чтобы он был низким, как у Ворошилова. Похожий тембр нашли, но он звучал монотонно. А вот голос Бориса Крюка отражал все эмоции, хотя был значительно выше, чем у Ворошилова. Тогда решили обработать его на компьютере и в результате исказили до неузнаваемости. В новом формате передача не утратила популярности, и ее решили оставить в эфире.
Спустя 25 лет программа вновь вернулась к истокам: в ней опять появился таинственный анонимный ведущий. Его личность так тщательно скрывалась от публики, что в мистификацию даже вовлекли двоюродного брата Ворошилова – чтобы еще больше запутать публику, перед началом программы он приезжал, одетый в смокинг, и проходил в дикторскую. Этим его задачи и ограничивались. Борис Крюк в это время, как обычно, общался со знатоками и только за 5 минут до начала эфира заходил в дикторскую. И для знатоков, и для части съемочной группы личность ведущего какое-то время оставалась загадкой.
Борис Крюк вспоминал: « Я был убежден, что без Ворошилова игру вообще продолжать не надо. Я был в очень плохом состоянии: проблемы с сердцем, почти месяц просто в лежку. Но два человека меня переубедили. Во-первых, мама, которая сказала: «Ворошилов же хотел, чтобы ты вел игру». А второй человек – Константин Эрнст. Он очень хотел, чтобы программа не закрылась. Тогда я предложил вариант: программу ведет неизвестно кто. Понятно же было, что зрителям не понравится ни один ведущий, будь он хоть самый распрекрасный… Начнутся разговоры, что, мол, надо было найти кого-то поприличнее, а не бывшего ведущего «Любви с первого взгляда». Нет, я этого не хочу ». Тем не менее в 2007 г. личность ведущего все же раскрыли, и рейтинги программы при этом не упали, ведь именно благодаря Борису Крюку телеигра «Что? Где? Когда?» и существует до сих пор.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Он точно знал – что, где и когда (32 фото + 1 видео)
Советский и российский телеведущий, театральный режиссёр, художник, автор и ведущий телеигры «Что?Где?Когда?», Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1994) Владимир Яковлевич Калманович (по метрике) родился 18 декабря 1930 года в Симферополе в еврейской семье. Отец – Яков Давидович Калманович (1908-1964), инженер, был зав. бюро рационализации, а затем главным инженером Наркомата лёгкой промышленности СССР, директором фабрики «Большевичка». Мать – Вера Борисовна Пеллех (1910-2002), швея-надомница. Да и дед по отцовской линии был портным.
Начало войны 10-летний Володя встретил в Киеве. В 1943 году семья из эвакуации переехала в Москву, жили на Кутузовском проспекте. Отец руководил пошивом армейского обмундирования, мать работала рядом с ним на производстве.
В 1948 году Калмановичи удочерили девочку – 8-месячную Аню. Так у Владимира появилась сестра.
Со своей мамой Владимир был очень близок всю жизнь. Хотя со стороны многим их отношения казались странными – он неизменно называл маму по имени, любил подшутить над ней, разыграть. Но за всем этим стояли очень тёплые отношения не просто сына и матери, но близких друзей. Они много времени проводили вместе, часто Владимир брал маму с собой на отдых.
Владимир Ворошилов с мамой
После окончания средней школы он поступил Школу-студию МХАТ, но потом перевёлся в Государственный художественный институт ЭССР (ныне – Эстонская Академия художеств). Его дипломной работой была тема декораций и костюмов к пьесам А.Н. Арбузова «Годы странствий» и О. Голдсмита «Ночь ошибок».
В декабре 1952 года его отец Яков Калманович по ложному доносу был арестован и 11 месяцев находился под следствием. Фактической же причиной ареста стала национальность (как раз велась кампания по борьбе с «безродными космополитами»). Именно в это время Владимир женился и взял фамилию жены – Ворошилов.
В 1955 году после окончания учёбы в Эстонии Владимир по распределению едет в ГДР, где работает художником в театре Группы советских войск (ГСВГ). По воспоминаниям, он постоянно рисовал портреты девушек в ресторане, из-за чего его неоднократно предупреждали (контакты с иностранцами!) и, в конце концов, уволили из театра, но на родину отправить не смогли, оставив для создания стенгазеты и рисования тематических плакатов.
После Германии Владимир окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, а затем и Высшие режиссёрские курсы РСФСР, поставив дипломный спектакль «Шторм» по пьесе В.Н. Билль-Белоцерковского (в 1967 г. поставлен в Ставропольском театре драмы им. М. Лермонтова).
Как-то Ворошилов подсчитал, что проучился в общей сложности более 16 лет, и шутил, что потом столько же пришлось отучиваться от того, чему его учили.
В 1955-1982 гг. Владимир был художником-постановщиком ведущих московских театров: МХАТа, Малого театра, Театра оперетты, Театра им. М.Н. Ермоловой, Театра им. Станиславского и др. Работал режиссёром в Ставропольском театре драмы, театре «Современник» и в Театре на Таганке.
Ворошилов считался модным и актуальным художником Москвы, а его постановки были новаторскими, однако ещё в 1960-е гг. он часто становился и участником скандалов. Так он был уволен из Театра им. Ленинского комсомола, поскольку, по словам руководителя программы «Взгляд» Анатолия Лысенко, накануне премьеры спектакля «Наташкин мост» повздорил с главным режиссёром театра Борисом Толмазовым – для спектакля ему «нужен был столб света ночного неба», и он… разрушил потолок, чем чуть не довёл главрежа до инфаркта.
А в 1966 году Владимира пригласили на ТВ, где он стал снимать документальные фильмы и телеспектакли. По его словам, работа эта тогда считалась уделом неудачников, которым не нашлось места в кино или театре. И шутил, что «пришёл на телевидение пошалить». Попал он туда почти случайно – «на подработки», – а потом первым продвинул в эфир коммерческое телевидение, хотя тогда, в конце 1960-х гг., о таком никто у нас и понятия не имел.
Уже в 1969 году Ворошилов создал свой первый крупный авторский проект – «Аукцион» – одну из первых игровых передач на ЦТ в прямом эфире. Программа, в которой ведущий стучал, как и положено, молоточком по столу, «продавала» всё, что только можно себе представить. Участники программы отвечали на вопросы о различных товарах – от телевизоров до чая, а победители получали приз — тот самый разыгрываемый товар. В программе рекламировалось большое количество продукции, причём, по словам Лысенко, всего за день после выхода выпуска продавались годовые запасы товаров. Считается, что массовую продажу консервированных кальмаров МинРыбПром обеспечил только благодаря программе Ворошилова — в одном из выпусков он демонстративно закатал в одну из консервных банок янтарное ожерелье, чем очень заинтересовал зрителей.
А затем на торги «выставили» бардовские песни. В последнем выпуске, вышедшем в феврале 1970 года, выступила группа бардов во главе с уже тогда известным автором-исполнителем Сергеем Никитиным, исполнявшая в прямом эфире некие «неблагонадёжные песни». Идею их исполнения предложил сам Леонид Утёсов, а ведущему, большому поклоннику В. Высоцкого, Ю. Визбора и А.. Галича, она очень понравилась. Но уже на следующее утро из Политбюро пришла правительственная телеграмма, в которой барды назывались «лазутчиками империализма», а сам Ворошилов их «пособником». «Аукцион» был снят с эфира (вышло всего 6 выпусков), а ведущий, по распоряжению тогдашнего руководителя «Останкино» Сергея Лапина, был переведён в разряд внештатников, и отнесён к разряду «неугодных телевидению лиц».
Ворошилов вспоминал: «Наверное, чувство игры у меня появилось с первым прямым эфиром. Это просто болезнь, какая-то чёрная дыра, в которую ты попадаешь, чувствуя, что можешь там остаться. Можно назвать это и азартом. Мой первый прямой эфир был в «Аукционе», который закрыли, как и большинство моих проектов. Но страх и ужас, которые я испытал тогда от прямого эфира. От этого нельзя избавиться до гробовой доски».
Следующим проектом Владимира был цикл передач «Рассказы о профессии», но там он был уже за кадром.
А в 1970 году им был проведён первый в истории отечественного ТВ телемост Москва—Ташкент.
С 1970 по 1972 год Ворошилов работал над программой «А ну-ка, парни!». Причиной же его ухода из неё, по одной версии, стала гибель на съёмках одного из участников проекта в результате несчастного случая, по другой — программу закрыл сам ведущий, когда ему предложили сделать из неё пропагандистский проект Советской Армии.
За активную творческую деятельность на ТВ и за смелость к экспериментам, Владимира Яковлевича окрестили «Эдисоном телевизионной формы». Он был активным сторонником выхода передач именно в прямом эфире — телевидение в записи он презрительно называл «консервами», хотя сам во время первого прямого эфира испытывал «страх и ужас».
Каждый своё увольнение Ворошилов, который являлся страстным театралом, переносил очень тяжело. В дальнейшем (в том числе во время работы в программе «Что?Где?Когда?»), ему предлагали вести курсы режиссёров, однако Владимир Яковлевич постоянно отказывался, утверждая, что лучше, если будущие режиссёры будут сами смотреть его передачи и сами выбирать то, что необходимо для их творческих проектов.
А 4 сентября 1975 года вышел 1-й выпуск телеигры под первоначальным названием «Семейная викторина». Игра представляла собой 2 раунда, снимавшихся дома у семьи-участника. Позже Ворошилов изменил концепцию программы, дав ей имя «Что?Где?Когда?» и добавил такой элемент, как волчок, с помощью которого выбирался игрок, отвечающий на вопросы.
По легенде, эта идея родилась в магазине «Дом игрушки» – именно там Владимир Яковлевич случайно увидел детский волчок со скачущей внутри лошадкой, которая потом долго не давала ему покоя. Он вспоминал, как лежал дома на ковре, крутил тот самый волчок и пытался «в голове» приделать к нему стрелку, выводя при этом на зелёном поле ковра секторы.
В первые годы существования передачи в титрах, поминая прошлые «заслуги», его фамилия даже не указывалась: редактор программы – Наталия Стеценко – писала в папках, сдаваемых на эфир: «Ведущего нет». Поэтому, в 1976 году, первые 2 выпуска в новом формате с участием студентов МГУ, провёл КВНщик Александр Масляков. Но из этого ничего не вышло. Лучше Ворошилова никто не смог руководить его детищем. Поскольку в кадре ему появляться запрещали, он создал потрясающий для ТВ прецедент: стал популярен не сам ведущий, а его голос! Неповторимый тембр ведущего, которого никто не видел, знала вся страна.
В 1977 году был утверждён классический формат, в котором с помощью волчка выбирался вопрос, присланный зрителем, а команда из 6 человек по итогам минутного обсуждения давала на него ответ. Первоначально, за каждый верный ответ игрок получал книгу, чаще – из разряда «подписных», т.е. почти не попадавших в свободную продажу.
По мнению Владимира Яковлевича, эта новая интеллектуальная телеигра не только была уникальным советским продуктом, не копирующим какие-либо западные образцы, но и обладала серьёзным отличием от большинства иных телевикторин: вопросы в его передаче составлялись так, чтобы оценивать не столько общие знания или эрудицию игроков, сколько интеллект и умение думать. Именно поэтому Ворошилов критически воспринимал появление на НТВ телеигры «О, счастливчик!» — как программы, в которой от игрока для победы требуются исключительно энциклопедические знания, а не умение думать.
Участников для «ЧГК» Ворошилов лично отбирал среди студентов, специально посещая для этого разные вузы СССР. Со всеми игроками и кандидатами в клуб проводил отборочное тестирование — тренировки на раздумывание, на умение мыслить и на озарение.
Телеведущий Владимир Молчанов признавал: «Эпоха мысли на советском телевидении началась с «ЧГК».
Программу снимали всегда в одном и том же месте – в Нескучном саду. Особняк XVIII в. Для съёмок нашёл сам Ворошилов и лично следил за его реставрацией.
«Моя настоящая жизнь – это эфиры «Что?Где?Когда?». Наша жизнь – игра. Для меня это совершенно реальные вещи. Я играю в жизнь. И уже поставил свою жизнь на кон» – признавался ведущий.
Всё это время Лапин делал вид, что и не подозревает об активной деятельности Ворошилова в качестве телеведущего. Но под давлением многочисленных писем от телезрителей и настойчивых просьб режиссёра Эльдара Рязанова, Ворошилов в итоге сдался и раскрыл свою личность.
Первые 10 лет ему пришлось вести передачу в записи, поскольку к идее прямого эфира тогда относились очень осторожно, желая предварительно убедиться в аполитичности программы.
Программа продолжала эволюционировать: помимо книг, с середины 1980-х гг. знатокам и телезрителям стали предлагаться разные призы (игрушки и сувениры), что газета «Советская культура» восприняла настороженно, задавшись вопросом — не намереваются ли авторы программы дарить ещё и автомобили и шубы. Среди новинок было и правило, предложенное пасынком Владимира Яковлевича и членом съёмочной группы программы Борисом Крюком: после первого же поражения команда покидала Клуб Знатоков. В те же годы появились и «музыкальные паузы», в которых выступали звёзды отечественной и мировой эстрады. Так стараниями Ворошилова на советском ТВ впервые были показаны выступления и клипы таких групп, как Queen (например, запись песни «We Are The Champions» с концерта Live Aid, выпуск программы за 1986 год), ABBA и Boney M.
В финале 1986 года, состоявшемся 26 декабря, впервые за 11 лет существования передачи прозвучал вопрос, составленный лично Ворошиловым, за который ведущий получил «Хрустальную сову», как телезритель — автор лучшего вопроса.
В том году для определения победителя в этой номинации, ведущий провёл эксперимент со зрительским голосованием: он просил зрителей, участвующих в голосовании, выключить на 10 сек. телевизоры, а затем снова включить, а потом повторил свою просьбу к тем, кто голосовал за того или иного автора вопроса. По замерам частоты тока в сети, компьютер определял количество зрителей, смотрящих передачу, и количество голосующих за ту или иную кандидатуру. По данным инженеров, в одном выпуске на предложение проголосовать таким образом откликнулись сразу 50 млн. телезрителей. В финале в голосовании участвовали 48,6% всей потенциальной аудитории, и подавляющее большинство из участвовавших (96,2%) высказалось за то, чтобы признать лучшим вопрос именно Владимира Яковлевича. Он принял приз, однако, испытывая крайние неудобства, передал его зрительнице, представлявшей в зале команду телезрителей.
В том же 1990 году была основана фирма «Игра» (позже — телекомпания «Игра-ТВ»), занимавшаяся производством не только данных 2 телепередач, но и других проектов, и первым её президентом стал Ворошилов.
В дальнейшем он попытался продать лицензию на производство телеигры за рубежом, для чего даже посетил ТВ-биржу в Каннах и зарегистрировался на ней, однако, интерес к подобному формату за рубежом вообще отсутствовал: подобная игра терялась на фоне традиционных телевикторин, где проверялись знания.
В сентябре 1990 года, вместе со Стеценко, Ворошилов участвовал в закупке формата английской телеигры «Love at First Sight», поспособствовав появлению одной из первых программ на отечественном ТВ, созданных по лицензии, — программы «Любовь с первого взгляда». По его же инициативе соведущим телеигры вместо Козлова стал Крюк. Однако данной передачей Ворошилов был заинтересован в меньшей степени, воспринимая её как образец низкопробности.
С конца 1991 года «ЧГК» велась уже не на книги и сувениры, а на деньги — в формате «интеллектуального казино», где каждый мог заработать своим собственным умом. Идею денежных призов Владимир Яковлевич вынашивал ещё на заре передачи, однако тогда она не нашла понимания у зам. главреда программ для молодёжи ЦТ СССР Эдуарда Сагалаева.
В новой версии у вопросов уже была своя стоимость в денежном эквиваленте, и деньги выигрывали как вся команда, так и игроки по отдельности. Игроки также могли делать ставки на сектора, а в случае удачной ставки и верного ответа на вопрос зарабатывали дополнительно. Для рекламы и финансирования программы Ворошилов приглашал разных спонсоров, выделяя им в некоторых сезонах сектора на игровом столе, однако никогда не репетировал их представление, ограничиваясь лишь обязательством упомянуть в эфире спонсора определённое количество раз.
В 1990-е гг. Ворошилов ввёл традицию сектора «Zero», где, как правило, находились его авторские вопросы (в том числе и навеянные идеями от телезрителей), а для их оглашения он выходил в зал, лично зачитывал вопрос, выслушивал обсуждение, и уже затем проверял ответ знатоков.
До 1995 года существовала традиция вручения лучшему игроку Клуба красного пиджака, который позволял игроку остаться в игре даже в случае поражения его команды: идея была реализована ведущим после визита в Гонконг, где он нашёл мастера, сшившего 6 таких пиджаков. Как утверждал знаток Козлов, «новые русские» стали надевать малиновые пиджаки, как раз следуя моде, заданной Ворошиловым в Клубе Знатоков.
В 1994 году Владимир Яковлевич стал одним из первых 12 академиков Академии российского ТВ.
В 1995 году он отметил 20-летие своей программы, организовав «Игры бессмертных» с участием лучших знатоков всех сезонов и пригласив на финал команду лучших телезрителей, взявших в итоге в финале верх над знатоками со счётом 6:5. По случаю юбилея передачи Тамарой Гвердцители в эфире была исполнена песня «Виват, „Что?Где?Когда?“», посвящённая Ворошилову и его программе.
В 1997 году программа стала лауреатом телепремии «ТЭФИ». Она выходила на протяжении 25 лет на Первой программе ЦТ СССР, Первом канале Останкино и ОРТ — за исключением зимы 1999-2000 и осени 2000 гг., когда действовал пробный контракт с НТВ в связи с отказом ОРТ в продолжении выхода передачи из-за изменения сетки вещания.
С женой Наталией Стеценко и знатоками Алексеем Блиновым (слева) и Андреем Козловым, 1994
Помимо работы в «ЧГК», 1 ноября 1997 года Ворошилов был председателем суда в программе НТВ «Суд идёт», в которой решался вопрос о целесообразности телепоказа фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» на следующей неделе, 9 ноября (решение было вынесено в пользу показа, что вызвало большой общественный резонанс).
Последнюю свою игру Владимир Яковлевич провёл в эфире 30 декабря 2000 года. Дальнейшее ведение «ЧГК» он сам хотел передать своему пасынку – Крюку.
«Говорят, чем азартнее ты играешь, тем дольше живёшь. Я боюсь даже говорить на эту тему. Во всяком случае, игра предполагает азарт. Человек не может не играть! Что такое игра? Это жизнь! Только в жизни ты умираешь на самом деле, а в игре – нет. Есть всякие ходы: женимся, выходим замуж, рожаем ребёнка, делаем карьеру – это всё наши ролевые ходы, которые мы делаем в течение игры с определенным концом» (В. Ворошилов).
Борис Крюк, Наталия Стеценко и Владимир Ворошилов
Гражданская панихида прошла 13 марта 2001 года на съёмочной площадке «ЧГК» в Нескучном саду. Похоронили ведущего в Москве, на Ваганьковском кладбище.
В 2001 году Владимир Яковлевич был посмертно удостоен премии «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения». В 2003 году на могиле Ворошилова был установлен памятник — куб из чёрного отполированного гранита, символизирующий «чёрный ящик» в игре «ЧГК» (проект архитектора Никиты Шангина, участника игры с 1981 года).
Официально Владимир Яковлевич был женат 4 раза, а также имел гражданский брак. Первая его жена, от которой осталась только известная фамилия (имя не известно), по некоторым данным была манекенщицей, по другим — балериной. Вторая — Татьяна Кукаркина, искусствовед, дочь известного писателя Александра Кукаркина, автора книг о Чарли Чаплине. Известно, что в своё время она написала донос в КГБ на отца, из-за чего они навсегда рассорились. После развода с Ворошиловым, вышла замуж за ливанца, родила дочь, проживает в Париже. Третья — медсестра Музыка (имя также не известно). Брак быстро распался, сейчас живёт в США.
Четвёртая жена — Наталия Стеценко, шеф и соавтор игры «ЧГК», гендиректор ТК «Игра-ТВ». Они познакомились, когда Наталия, будучи молоденькой студенткой, пришла на ТВ в программу Ворошилова. Между ними было около 20 лет разницы. В тот момент она была замужем и имела сына. Однако у них закрутился роман. Экс-директор ВГТРК Лысенко вспоминал, что однажды к ним на работу явился разгневанный отец девушки, кричал на Владимира Яковлевича, обвиняя эго том, что он разрушает семью, называя подлецом. Но на их отношения это никак не повлияло. В какой-то момент Наталия забрала сына Бориса и ушла от мужа к Ворошилову
Телеведущая и продюсер Кира Прошутинская рассказывала, что в то время мужу и жене не разрешали работать вместе, поэтому они долгое время не регистрировали брак. Оформили отношения лишь спустя 10 лет.
Гражданская жена Ворошилова — Наталья Климова — студентка МГИМО, приехавшая в Москву из Душанбе. С ней он состоял в фактическом браке в последние годы, хотя со Стеценко так и не развелся. А в 66 лет Владимир Яковлевич впервые стал отцом — в 1997 году Климова родила ему дочь Наталию. Девочка очень похожа на маму Ворошилова, за которой Климова заботилась до последних её дней.
После смерти ведущего в свет вышла книга Лысенко «ТВ: живьем и в записи». Одна из глав посвящена другу и коллеге Ворошилову, в которой автор откровенно рассказал о его интимной жизни:
«Последнее время мама устраивала ему скандалы: «Почему ты не разведёшься? Отношений со Стеценко уже нет, а здесь растет ребёнок». Он отвечал: «Зачем я буду её унижать?» Ему было сложно, он метался: 3 женщины, 2 Наташи, да ещё и мама — Вера Борисовна с её очень непростым характером. Дед, так мы называли Ворошилова, был обаятельный гад. Я мог бы назвать множество красивейших женщин, которые «висли» на нём. Но ни с одной из женщин Володя не жил под одной крышей. Наташа Климова стала единственной, которую он прописал у себя в 2-комнатной квартире на Кутузовском. Они с дочкой и сейчас там живут».
Работы В. Ворошилова на ТВ:
Фильмы: «Хиросима» (1967, д/ф, автор и режиссёр), «Серебристый грибной дождь» (1967, телеспектакль по пьесе В. Осипова, режиссёр), «Письма 41-го года» (1968, д/ф, автор сценария и режиссёр), «Завещание 42-го года» (1968, д/ф, автор и режиссёр), «Наша биография. Год 1946» (1976, д/ф, режиссёр), «Наша биография. Год 1947» (1976, д/ф, режиссёр),
Программы: «Аукцион» (1969-70, рекламное шоу в прямом эфире, автор, режиссёр и ведущий, совместно с А. Лысенко и Р. Синицыным), «Контакт» (1970, телемосты, режиссёр), «А ну-ка, парни!» (1970-73, телеигра, автор, режиссёр и ведущий), «Рассказы о профессиях» (1973, цикл передач, автор, режиссёр и ведущий), «Что? Где? Когда?» (1975-2000, телеигра, автор, режиссёр и ведущий), «Спринт для всех» (1977, спортивная игра, режиссёр и ведущий с А. Масляковым), «Одна из встреч с Дином Ридом» (1978, режиссёр), «Брэйн ринг» (1990, телеигра, автор и ведущий), «Суд идёт» (1997, ведущий).


















































