что означает фактическое нахождение
Место фактического проживания
Термины «пребывание» и «проживание» фигурируют в нормативно-правовых актах России в качестве обозначения прикрепления гражданина к конкретному адресу. Дополнительных определений у этих терминов несколько — по факту, временная и постоянная прописка. Подобное обилие определений часто приводит людей в замешательство для указания на место своего фактического пребывания.
Расшифровка термина «фактическое место проживания»
Практически во всех сферах жизни человека встречаются термины — фактическое местонахождение, адрес регистрации и жительство. В этих ситуациях вопрос затрагивает конкретное помещение, в котором отдыхает и ведет быт гражданин.
В качестве устранения путаницы нужно разграничивать эти термины:
При расшифровке терминов главным аспектом в ответе на вопрос о месте жительства человека является длительность по времени в определенном помещении.
Отличительные черты между адресом нахождения и проживания
Разница между местом пребывания и местом фактического проживания характеризуется следующими факторами:
Таким образом, место жительство часто подразумевает наличие прав на собственность, а пребывание характеризуется только штампом о прописке.
Адрес фактического проживания

Адрес пребывания и место жительства
Адрес нахождения — это жилой объект недвижимости, где физическое лицо находится на основании временной прописки.
Такими учреждениями выступают:
Место также выглядит как регистрация, т. е. гражданин располагает:
Дополнительной бумагой, подтверждающий адрес проживания человека, который отличается от пребывания — документы, подтверждающие временное нахождение в квартире, объекте или учреждении. Временная прописка выдается по форме № 3. Этот документ, а также бумага по форме № 8, выдают гражданину на руки, как подтверждение «заселения» в комнату.
Прописку также удостоверяет справка, выданная по форме № 9. Документ следует заказывать отдельно, т. к. он содержит информацию не об одном физическом лице, а обо всех членах семьи.
Обязательно ли должны совпадать?
Ситуации, при которых адреса у человека различаются, встречаются повсеместно. Однако согласно законодательству Российской федерации сведения о регистрации и месте проживания должны совпадать. Когда гражданин длительное время находится в одной квартире, то необходимо оформить постоянную прописку. Однако в реальности место регистрации и место по фактическому проживанию зачастую разные, а физические лица игнорируют положения закона о направлении извещения в инстанции.
Таким образом, при несовпадении пункта нахождения с фактическим проживанием следует направить уведомление в государственную инстанцию. Такое положение дел лишает человека ряда гражданских прав:
Для инициации постановки на регистрационный учет нужно обратиться в отделение миграционного ведомства и подать документы:
В тексте заявления следует указать следующие сведения:
Документацию передают лично в подразделение учреждения или отправляют почтой России (заказное письмо с уведомлением, описью содержимого).
Бумаги, подтверждающие фактический адрес проживания
Подтверждать пункт постоянного нахождения следует в различных ситуациях. К примеру, для подачи заявления на получение социальных выплат, пособий, полиса ОМС и другое.
Для удостоверения постоянного места проживания гражданину следует посетить миграционное ведомство и подать заявление. При этом физическому лицу необходимо письменно подтвердить отсутствие получения выплат по другому району или области. К примеру, пенсионных выплат, социальных пособий, квот и т. д.
Дополнительно у гражданина может возникнуть нужда доказать в ходе судебного заседания, что он пользуется квартирой или домом и проживает там по факту. Как правило, такие разбирательства касаются имущественных вопросов, затрагивают споры с ЖКХ.
Документы, подтверждающие фактическое место проживания:
Дополнительным доказательством служит привлечение показаний очевидцев — соседей, коллег с фактического места деятельности, работников ЖЭУ и т. п.
Так, чётко разграничивая термины в отношении местонахождения и адреса регистрации, гражданин может нивелировать негативные правовые последствия. К примеру, избежать штрафных санкций или воспользоваться правом выбора.
Невзирая на то, что гражданам России разрешается беспрепятственно передвигаться из одного региона в другой субъект, следует опираться на нормативно-правовые акты Российской Федерации. К примеру, при нахождении в одной области больше 90 дней становиться на регистрационный учет.
Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.
Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).
В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:
Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).
Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:
Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)
В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).
В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.
Изменение места нахождения
В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)
До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.
Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Два адреса. Каковы последствия?
Госпошлина:
Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).
Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.
Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).
Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).
С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М. » о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).
Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.
Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О. » в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).
Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.
Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).
Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).
В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).
1001 адрес
Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:
(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)
Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.
Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).
В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.
Чем место пребывания отличается от места фактического проживания
В нормативных документах встречаются такие понятия: место жительства, место пребывания и место фактического проживания.
Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован именно по месту жительства. Это отдельный вид регистрации, которую иногда для простоты называют «пропиской», хотя в законах такого термина нет. Отметка о регистрации по месту жительства стоит в паспорте.
Место пребывания — это место, где гражданин проживает временно. Например, гостиница, дом отдыха, студенческое общежитие или арендованная квартира в другом регионе. По месту пребывания регистрируются временно, при этом временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Можно иметь место жительства, то есть постоянную регистрацию, в одном населенном пункте, и временную регистрацию по месту пребывания — в другом. Регистрацию по месту пребывания подтверждает свидетельство.
Когда гражданина регистрируют по месту пребывания, его не снимают с учета по месту жительства.
Место фактического проживания — это помещение, в котором на самом деле в конкретный момент времени живет гражданин. Как правило, этот термин используют, чтобы обозначить место проживания, которое по разным причинам не подтверждено регистрацией. Место фактического проживания может совпадать с местом жительства и местом пребывания, а может отличаться от них.
Не всегда нужно оформлять регистрацию по месту пребывания, даже если оно не совпадает с местом жительства. Можно временно жить в другом регионе без временной регистрации, если срок пребывания меньше 90 дней. Если эта квартира находится в том же регионе, по закону временную регистрацию тоже можно не оформлять.
Например, супруги зарегистрированы по месту жительства в квартирах своих родителей, потому что своего жилья у них еще нет. Но живут они в другой квартире, которую сами снимают. Так как квартира находится в том же регионе, им необязательно регистрироваться в ней по месту временного пребывания. В этом нет нарушения закона. Когда придет пора записывать детей в детский сад или школу, это можно сделать по месту фактического проживания. Если в образовательном учреждении будут свободные места, дети пойдут в школу рядом с домом, хотя формально это не место жительства семьи и не место временного пребывания.
Аналогичная ситуация с материнским капиталом. Заявление на распоряжение можно подать по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.
Еще по месту фактического проживания могут отправить копию постановления об ограничении выезда за границу. Если пристав знает, что должник временно или постоянно зарегистрирован в одном месте, но фактически живет в другом.
Этот термин могут использовать в тех случаях, когда у гражданина вообще нет регистрации по месту жительства или пребывания — например, при назначении пенсии.
Подать документы на регистрацию по месту жительства или месту пребывания можно на портале Госуслуг.
Место пребывания и место фактического проживания: в чем разница?
На портале государственных услуг при подаче электронных заявлений часто приходится выбирать местоположение получения услуги:
Нередко это запутывает пользователей портала Госуслуги. Давайте разберемся с этими понятиями и дадим им определения.
Начнем с самого простого. Место жительства. Это место, в котором человек зарегистрирован и проживает постоянно. Отметка об этом месте стоит в паспорте. Часто место жительства называют пропиской.
Место пребывания. Это место, в котором человек имеет временную регистрацию. Такими местами могут быть:
При этом человек может совершенно спокойно быть зарегистрированным в разных местах и временно, по месту пребывания, и по месту жительства, то есть постоянно. Одно не отменяет другого.
Место фактического проживания — это место, в котором находится человек на конкретный период времени и по которому он хочет получить государственную услугу. Совсем не обязательно иметь регистрацию по месту фактического пребывания. Это место так же может совпадать как с местом жительства, так и с местом пребывания. А может отличаться от них.
По месту фактического проживания нужно временно регистрироваться в двух случаях:
Люди, находящиеся по месту фактического проживания, могут получать услуги через портал. Вот некоторые из них:
Некоторые из этих услуг, при их получении по месту фактического проживания без регистрации, предполагают более длительный период оказания и оформления. Например, загранпаспорт при получении не по месту постоянного проживания будет оформляться до 90 дней. В то время как получатели по месту регистрации будут вынуждены ждать всего 30 дней. Это связано с тем, что ведомство будет отправлять запрос на проверку персональных данных получателя в отделение по месту регистрации.






